Не в ладах с историей/Зарубежные сериалы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Не в ладах с историей. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

(link)

Выступление Легасова в сериале HBO. Вы страну не перепутали?
  • «Удивительные странствия Геракла» и «Зена — королева воинов» страшенно грешат анахронизмами. Например, Зена участвует в Троянской войне, затем в марафонском сражении, а потом противостоит Цезарю и Помпею, вторгшимся в Грецию. Беда лишь в том, что от Троянской войны до Марафонского сражения 600 лет, а до Цезаря больше тысячи лет. Ну а что касается внешности героев, то автор этой правки ещё школьником фейспалмил при виде безбородого Геркулеса в штанах и стильной рубашке вместо туники шкуры немейского льва… Впрочем, авторы от души прикалывались — в некоторых сериях персонажи и ковбойские шляпы носят.
    • Впрочем, оба сериала напичканы стёбом, с учётом этого их и нужно воспринимать (в одной серии Зена и Габриэль в древнегреческом (!) кинотеатре смотрят какой-то пеплум 1960-х). Также можно придумать тонну всяких обоснуев: например, «это параллельный мир, и мы видим других Цезаря и Помпея, живших гораздо раньше, чем их знаменитые тёзки»; «Зена умеет перемещаться во времени»; или же «Зена, как и многие герои древней Греции является полубогиней, а потому долгоживущей» и т. п. Или, скорее всего, авторам такие подробности просто пофигу.
    • Сами создатели сериалов намекают на это, когда показывают серию о том, как актёры и создатели вымышленного сериала «Геракл» отдыхают. Актёр Кевин Сорбо на самом деле оказывается Гераклом, играющим самого себя. А идеи сценаристов он оспаривает, утверждая, что всё было не так (например, когда решили убить Иолая, он сказал, что Иолай умер от старости).
  • Звёздные Врата — на одной из планет у культуры, якобы идентичной монголам времён Золотой Орды, все женщины полностью бесправны и являются собственностью мужчин. В реальности у монголов того времени было вполне себе полное равноправие, а в вопросах быта вообще большинство решений принимали женщины. Впрочем, тут изрядный фитилёк: если действительно внимательно смотреть эту серию, то становится понятно, что исторической ошибки здесь не было — Дэниэл Джексон упоминает о равноправии монгольских женщин одному из старейшин, и тот подтверждает, что в древности действительно так и было — до тех пор, пока через звёздные врата в этот мир не стали приходить «демоны»-гоа’улды, чтобы похищать женщин в качестве рабынь и носителей для разумных паразитов. Именно по этой причине обычаи изменились — женщин стали прятать от «демонов» и окружили гиперопекой, которая со временем переросла в их полное бесправие.
    • Да, кстати, культура «идентичная монголам времён Золотой Орды» как-то вообще не слишком напоминает степных скотоводов…
    • В другой серии Дэниэл утверждает, что за 800 лет средневековья не было никакого прогресса, и если бы не оно, мы бы сейчас были бы способны на межзвездные перелеты. Во-первых, упадок был, но ни в коем разе не «800 лет никакого прогресса», а во-вторых, мир одной Европой как бы не ограничивался. Многие историки уже не любят использовать термин «Тёмные века».
  • «Четыре танкиста и собака» — формирования Армии Людовой, выйдя к Одеру, ставят там пограничные столбы с польскими орлами и готовятся к высадке на собственно немецкой территории. Хотя они не могли знать о содержании сложных переговоров между СССР и западными союзниками, в результате которых граница тут действительно пройдет, и для них более естественно было бы считать Одер внутренней немецкой рекой.
  • «Демон революции» и «Троцкий» — несколько российских учёных охарактеризовали их как «Ненаучная фантастика». Основной и принципиальный недостаток — причину революций создатели сериалов видят не в объективных исторических предпосылках, а в воле отдельных радикальных политиков и иностранном финансировании (при том, что за много десятилетий передача Парвусом пресловутых немецких денег лидерам большевиков уже была опровергнута).
  • «Непобедимый воин», серия «Иван Грозный против Эрнана Кортеса» — оказывается, Иван Грозный превратил маленькое Московское княжество в Российскую Империю[1]. Кроме того, российская кавалерия времен Грозного — это опричники в монашеских рясах без доспехов, а стрельцы носят зерцальные доспехи (который как раз должны были носить кавалеристы из числа дворянской конницы, а у стрельцов (выросших из городского ополчения) и шлемы-то не всегда были). Да и четвертование лошадьми это скорее европейский способ, в наших широтах больше любили топором…
    • Бердыш используется как сошка для пищали (как в игре «Казаки»!). В реальности пищали стреляли без опоры. Также не рассмотрен такой важнейший элемент стрелецкой тактики, как гуляй-город.
    • Кстати, это единственный выпуск с участием исторических персонажей, в котором не анализируется их тактика на примере какого-либо сражения. Зато Ивану Грозному поставили рекордно низкую способность командовать потому, что он, типа, псих с топором.
    • Не меньшее позорище и выпуск «Чингис-хан против Ганнибала». Монголы, не считая самого Чингис-хана, сражаются исключительно в пешем строю, погонщик африканского слона, сразу же слезает со спины своего животного, чтобы тоже сражаться пешим (в реальности слону был нужен водила в том числе и для того, чтобы неуправляемый слоник ненароком не побежал на своих).
      • А сведение всей монгольской тактики к фальшивому отступлению с переходом в контатаку на ломанувшегося следом противника? Да, монголы так делали, но это делали все степняки, какие только были. И уж точно Битва на Калке не была выиграна только за счет того, что тупые русские такого чуда не ожидали. Монголы же удачно совместили собственную воинственность и мобильность с китайскими наработками по части управления войсками, и именно это было страшно.
    • В целом, данное телешоу следует смотреть ради рассказов об историческом оружии и демонстрации его применения. Финальные постановочные сцены чаще всего представляют собой сплошной набор фейспалмов.
      • И, к сожалению, оружие там чаще всего сравнивается некорректно.
  • «Легенды завтрашнего дня» (DC’s Legends of Tomorrow, 2016-?) — для этого нужен отдельный список. Но когда Рэй Палмер заявляется в Москву 1980-х и подкатывается к Валентине Восток (видимо, назвали в честь космической программы), ещё не понятно, почему его не схватили органы за шпионаж, ведь он даже и не пытался притвориться не-американцем. Даже предложил профинансировать научную работу Восток, хотя этим вроде бы должно заниматься советское правительство, а никак не частное лицо. И машин на улице почему-то было многовато.
    • Ну и еще в СССР в 1986, оказывается, можно было употреблять спиртное с 12 лет. В самый разгар антиалкогольной кампании, да. А в 2010 у американцев, в отличие от россиян, по крайней мере есть возможность критиковать власть.
  • «Дживс и Вустер», серия «В Америку!» — молодой Монти Першер за хулиганство в пьяном виде попадает в тюрьму Синг-Синг, где его заковывают в кандалы. Происходит это примерно в 1918-19 году (за пару лет до принятия в США сухого закона), тогда как на самом деле кандалы в Синг-Синге отменили ещё в 1900 году, а осуждённым за мелкие преступления их никогда и не надевали. В первоисточнике — книге Вудхауса «Вперёд, Дживс!» момента с кандалами нет.
  • «Отважные», 2-я серия — владелец магазина в Свердловске (Луганская область) жалуется американцам, что после начала того, чего нельзя называть, все стало, «как в старые времена» — русские приходят, берут, что хотят и не платят, а это плохо для бизнеса. Это что же, надо понимать, при СССР давало право не платить в магазине — прописка в РСФСР или «русский» в графе «национальность»?
  • «Дефективный детектив» — в серии «Мистер Монк и отключение света», вышедшей на экраны 9 июля 2004 года, говорится, что Сан-Франциско празднует своё двухсотлетие. На самом деле деревня, которая стала городом Сан-Франциско, была основана в 1835 году, а названа так в 1847 году и следовательно, город должен праздновать двухсотлетие в 2035 или 2047 году, но уж никак не в 2004 году.
  • «Больница Никербокер» — согласно событиям сериала, в начале ХХ века в США врачей женского пола вообще не было, а медсестра Люси Элкинс только мечтала о такой недостижимой должности. Разумеется, это нелепость и грубый анахронизм, поскольку первые дипломированные женщины-врачи, выпускницы Пенсильванского Женского Медицинского Колледжа, к этому времени успели уже выйти на пенсию, проработав добрых полвека. Создатели сериала 1993-98 годов «Доктор Куинн: женщина-врач», кстати, отлично знали об этом. Он повествует об одной из тех женщин-медиков, работающих в американской глубинке в середине 19 века, которых, по мнению авторов «Больницы Никербокер», не существовало. Они сильно не в ладах с историей, да и с культурой родной страны.
  • «Викинги» — чудеса начинаются с первой серии и присутствуют там в диком количестве[2].
    • Датчане не имеют понятия о «землях на Западе» (то есть об Англии), при этом плавают в «Гардарику»… В реальности Англия была заселена давшим ей имя народом как раз с территории нынешней Дании. К тому же основными «захоженцами» на Русь были свеи, а не даны-датчане.
    • Сын конунга Сигурда Кольцо Рагнар Лодброк оказывается вдруг обычным бондом (крестьянином).
    • Гладко выбритый ярл (на деле в эпоху викингов «безбородый» звучало оскорблением похлеще, чем «навознобородый» — см «Сагу о Ньяле») творит суд методом открытого голосования поднятием рук, причем решение должно быть единодушным.
    • Обритый наголо (хотя вроде не раб и не бездомный бродяга)… Ладно, с причёсками в сериале вообще лютый беспредел, вспомним хотя бы знаменитый ирокез Рагнара… Так вот, обритый наголо осуждённый мечтает войти после казни в Вальгаллу, куда был открыт доступ только погибшим в бою, а ярл воображает, будто может этому помешать
    • Но в шестом сезоне, когда появилась Киевская Русь, сериал прорвало в какую-то вообще-ни-разу-не-историческую клюкву:
      • Князь Олег в монгольских доспехах, его войско в монгольских доспехах на десантных ладьях типа LCA с откидными десантными аппарелями. Причем эти славяне — уже христиане: на носах ладей вырезаны образы святых, а в Киеве уже стоят храмы а-ля Кижи.
      • Что за женщина слабой социальной ответственности в современных «типа русских» мехах[3] именуется его супругой Екатериной (!)[4] — тоже непонятно.
      • Киевский князь Олег устраняет новгородских Аскольда и Дира. В реальности было совсем наоборот: Олег, новгородский князь, убивает киевских князей Аскольда и Дира.
      • Воздушный шар и параплан, построенные безумными русскими — в IX в.! А корабль Олега оснащен гребным колесом с педальным приводом! Сверху бы еще купол православный, коптящую трубу и две зенитки ©.
      • Убив Аскольда и оставив в тылу недобитого и очень злого Дира, Олег объединяет Русь и идет крестовым походом на язычников-викингов. Это вообще уже шиза какая-то. «Я понимаю, когда в художественных целях в „Викингах“ часто меняли хронологию, биографию и даже географию. Но теперь я боюсь, что в следующем сезоне на них нападёт Чингисхан Красно Солнышко во имя Перуна в коалиции с Османской империей, и лишь благодаря объединённым усилиям Пруссии и австрийского генштаба удастся остановить экспансию гугенотов на саентологов» — из обзора на шестой сезон.
      • Причем этому предшествует парад войск Мордора в современном стиле, только что не на Красной площади. Тут тебе под трибунами проходят стройными колоннами и хазары, и татаро-монголы, и конкистадоры, и китайские пикинеры… Удивительно хорошо сочетается с кадрами марша войск Изенгарда в «Двух башнях», как и наложение речи Сарумана на кадры с «Князем Олегом».
      • То, что Киев — какой-то Барад-дур с теремом-собором, стоящий посреди голого и ровного как доска поля (и никаких следов Днепра), а Новгород — это хата в лесу, мы вообще говорить не будем.
      • В одной из серий ставят кукольный спектакль про короля, убившего свою жену. Про марионеток, используемых в представлении, заикаться не будем, отметим лишь то, что самый известный и один из древнейших персонажей русского кукольного театра — Петрушка впервые фиксируется в XVII веке. И да, он не марионетка, а перчаточная кукла.
      • Древнерусский язык, используемый в сериале, передан вполне достоверно, но из-за акцента многих актёров на слух он превращается в какую-то псевдославянскую тарабарщину.
      • На этом фоне даже как-то забывается, что Игорь похож не на княжича, а на какого-то отличника Васю из 3-го «Б» с модельной стрижкой. Да и его дядя, Олег, в исполнении Данилы «я-у-мамы-креститель-Руси» Козловского носит на голове отнюдь не чуб-оселедец и не каре до плеч, а короткую стрижку, очень отдалённо напоминающую «горшок».
  • «Викинги: Вальгалла» продолжает «традиции» предшественника с первой же серии:
    • Вначале на Лейфа, в доме ярла (!) нападает какой-то залетный отморозок. Их разнимают, но никаких дальнейших последствий это не имеет, хотя обнажать оружие в чужом доме это нарушение тогдашних законов гостеприимства. Не говоря уже о том, что в гостях оружие предполагалось сдавать. Более того — это повторяется за серию не один раз.
    • Олаф Харальдсон на альтинге заявляет, что не будет союзником «грязным язычникам» и вообще верит в Иисуса, а тот велел прощать своих врагов. В XI веке все еще было распространено двоеверие и викинг мог быть крещеным, но исполнять языческие обряды.
      • Более того, он, оказывается, изнасиловал Фрейдис, был за это осужден в Гренландии, но сбежал. Скандинавы за такое, вполне спокойно, убивали и уж тем более Эрик Рыжий за свою дочь обеспечил бы долгую и нудную кончину.
  • «Аббатство Даунтон». Вспоминая свою юность, старая графиня Вайолет выдаёт страннейшую фразу: «Remember, we were the Edwardians.» = «Не забывай, мы были эдуардийцами», то есть людьми времён короля Эдуарда VII. Однако, сама она примерно 1845-го года рождения, а Изобел Кроули, с которой она разговаривает не более чем на десять лет её моложе. К тому времени как Эдуард VII взошёл на престол (1901), они обе считались уже вполне пожилыми женщинами. Их сформировало правление Виктории — они Victorians а не Edwardians (уже оставим в покое тот факт, что вспоминают они в этом разговоре события 1870-х). То же самое относится к её сыну, графу Роберту и его жене — это дети 19-го века и воспитания. Настоящие «Edwardians» в этом сериале — сын Изобел, Мэттью, примерно 1885/87-го года рождения, или внучки Вайолет, старшая из которых 1890-го. Учитывая насколько тщательно сделан сериал, этот странный ляп в сценарии выглядит ещё страннее.
  • «Вавилон-Берлин»:
    • В первой же серии звучит лозунг «Да здравствует Четвёртый Интернационал!». До созыва Четвёртого Интернационала — 9 лет.
    • В ОГПУ и РККА по состоянию на 1929 год не было таких воинских званий, как «генерал» и «полковник», а советское посольство в Берлине не охраняли красноармейцы с винтовками.
  • «Чернобыль» — герои сериала, действие которого происходит в в 1986-88 годах, чуть ли не канистрами пьют водку, причём покупную, а не самогон. Создатель сериала хвалился, что два года изучал историю СССР, особенно времён чернобыльской катастрофы, но про «сухой закон» 1985-91 годов он явно ничего не слышал.
    • Антиалкогольная кампания Горбачёва ограничивала производство и продажу алкоголя, а не запрещала его как таковой. Не в ладах с историей тут автор правки выше.
      • Но распитию оной из горла на каждом шагу все же не способствовала. В армии так точно не выдавали — если толпе мужиков с оружием просто выдавать каждому бутылку водки — это через двое суток будет даже не партизанский отряд, а массовое побоище.
    • А зампред Совмина Щербина угрожает Легасову убийством на месте, что ещё можно было бы понять, если бы сериал был о 1937 или 1941, но в 1986 году же! Да и в реальных дневниках реального Легасова отзыв о Щербине прямо противоположный, да и обо всём остальном тоже.
      • Ни в каком 1937 нельзя было никого пристрелить на месте просто потому, что я больше ваааагггхх!! чем ты. Дело состряпать могли, но все равно надо было.
    • Сцена суда там же. Выступление Легасова (то самое, с полкой и табличками) срисовано, видимо, с дешёвых сериалов про суд в США. Вместо присяжных (которых в СССР отродясь не было) — какой-то районный партактив сидит, во главе с самим Щербиной. В реале так не бывает нигде и никогда, в том числе и в Америке. Комментарии излишни.
    • Там в целом все события перевернуты с ног на голову, начиная от падения вертолёта, которое случилось гораздо позже и из-за ошибки пилота, и заканчивая самоубийством Легасова, которое имело место, но тоже намного позже после записи его кассет, которые он естественно не прятал на мусорке (кассеты были настолько секретны, что были записаны для знакомого журналиста чисто потому, что Легасову было то ли трудно, то ли в лом писать от руки, частично опубликованы в жутко секретной газете «Правда» (частично не потому, что там страшная правда, а потому, что большая часть материала банально понятна только специалистам). Но авторы выкрутились: в реальности кассет было пять, а в сериале — шесть. Вот на шестой-то вся страшная правда и была)
      • Кстати, а смысл вообще прятать кассеты на мусорке? Если уж, то было бы логичнее передать каким-нибудь диссидентам или западным разведкам, кто из на той мусорке найдет и что будет с ними делать?
    • Ульяна Хомюк обращается к некоему бонзе, представленному «заместителем секретаря компартии Белоруссии», который до этого работал на обувной фабрике. Такой должности не существовало, а если имеется в виду 2-й секретарь, то это Геннадий Бартошевич, и до этой должности работал он не на обувной фабрике, на Минском станкостроительном заводе, а также делал довольно долгую партийную карьеру. Если уж другие реальны, в том числе Легасов, Горбачев и Щербина, то зачем заменять Бартошевича на какого-то ноунейма? И да, Бартошевич, конечно, в 1986 году был не молодой м красивый, но этому просто как подушку под пиджак засунули.
  • «Последние цари» — разошедшийся на мемы кадр, где Москву 1905 года иллюстрирует фотография современной Красной Площади, с выкрашенный в красный Кремлём и Мавзолеем. Что самое забавное — при этом у создателей хватило ума понять, что в Империи не было красных звёзд и потому кремлёвские звезды с кадра стёрты.
  • «Великая» (2020) — здесь нелады вполне осознанные, но все же… Уже то, что Пётр Третий здесь одновременно сын Петра Великого, племянник Елизаветы Петровны (которая Петровна потому, что дочь Петра. Великого. Сами придумайте, как можно быть братом и племянником (сыном брата/сестры) одновременно) и брат (сводный?) Иоанна Шестого для людей, минимально знакомых с историей России — вывих мозга, сравнимый с трудами Фоменко. В реальности Петр III внук Петра I, сын его дочери Анны, сестры дочери Петра I Елизаветы. Действительно племянник. Но внук, а не сын. Иван VI - правнук брата Петра I Ивана V.
    • Влияние Ибрагима Ганнибала на облик российского дворянства тоже весьма переоценено. Кстати, сейчас можно вставлять негров в историческое кино туда, где их не было — нет, мы не покажем негра, реально пришедшего к успеху, мы будем показывать какую-то дичь.
  • «Американцы» — в сериале в сценах, происходящих в Москве 1970-х годов, мы неоднократно видим Храм Христа Спасителя, который был снесён в 1931 году заново отстроен лишь к 1999 году.
  • «Королева-воин» — сильный и независимый шедевр об отряде сильных и независимых гвардеек царства Дагоме, боровшихся с принесенной почему-то португальцами во французскую Западную Африку работорговлей. По уровню достоверности где-то на уровне истории о Гитлере, который так проникся на Первой Мировой сочувствием к евреям, что пришел к власти, чтобы помогать им строить бесплатное жилье в Собиборе и Освенциме…
  • «Чем мы заняты в тени» (2019)
    • 3 сезон, 7 серия. Внутримировой пример: Надия и Нандор, весь сезон пререкавшиеся на тему того, кто из них главнее в вампирском совете, решили составить график и править по очереди. Этим они сделали всё только хуже — теперь каждый день начинается с отмены законов, которые были приняты вчера. Но по мнению самих горе-руководителей, всё отлично: «Всё по принципам разделения власти и мирного сосуществования», «Как у Израиля с Палестиной», «Да, все довольны».
    • 3 сезон, 10 серия. Нандор собирается отправиться в кругосветное путешествие чтобы своими глазами увидеть чудеса света — такие как Колосс Родосский, Висячие сады Семирамиды, Сфинкс с носом идеальной формы.

Примечания[править]

  1. Здесь можно, правда, сказать, что титул «Царь» действительно равен «Императору», ибо даже происходит от того же слова «Кесарь», что и «Кайзер», как бы странно не звучало. Но «Российская Империя» появилась только в 1721 году, а первым императором считается Петр I
  2. Хотя автору правки это не кажется особо удивительным, так как канал «History», выпускающий сериал, хоть изначально и позиционировался как научно-популярный, но ко времени начала выпуска «Викингов» уже давно скатился в псевдонауку уровня «РЕН-ТВ», выпуская очередной сезон своего документального уфологического сериала «Древние пришельцы».
  3. Хотя в одной сцене она всё же появляется в наряде, отдалённо напоминающем настоящую одежду древнерусских княгинь, но почему-то с кокошником веков эдак XVII—XIX.
  4. В оригинале вообще — Katya