Не в ладах с системой образования

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Автор этих опусов, видимо, не учился ни в каких образовательных учреждениях. Или, возможно, учился, но очень поверхностно, Может быть, он хотел создать идеалистически-невинный или, напротив — гротескно-чернушный мир.

Так или иначе — человек, который хотя бы просто учился в школе, может надорвать живот от хохота, наблюдая за потугами автора воссоздать школьную иерархию, подобие предметов, классно-урочной системы или ВУЗовской структуры.

Ректор престижного университета лично бегает разбираться с мелким хулиганьём? Из-за всякой ерунды вроде разового прогула урока парочкой учеников начинается скандал вплоть до вызова полиции? В школе, судя по количеству учителей, всего три предмета? Если всё это играется шутки ради — тоже наш троп, только с оговорками.

Отдельный случай — когда со своей системой образования автор ещё более или менее в ладах, но переносит её на весь остальной мир. В итоге школы условных США вообще ничем не отличаются от советско-российских.

Где встречается[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Анатолий Рыбаков, «Приключения Кроша» — во время практики на автобазе школьники затевают восстановление списанного грузовика своими силами, и начальство базы их всецело поддерживает: выделяет транспорт и водителей для доставки грузовика, запасные части (в том числе дефицит!). Восстановление сопровождается тремя скандалами (авария, несанкционированный сбор запчастей, отвлечение рабочих рук от плановых задач). В реальности подобную самодеятельность сразу бы категорически запретили, ибо для советских предприятий все эти школьные практики были тягостной ежегодной обузой — принять тридцать человек малолеток, которые ничего не умеют, отвлекать специалистов на их обучение и надзор за ними, отвечать за неизбежные происшествия с ними. От практикантов требовалось отбыть месяц по четыре часа, не убиться в процессе, получить зарплату и исчезнуть, а не усложнять всем вокруг жизнь своими прожектами.
  • А. В. Иванов, «Географ глобус пропил» — в книге не раз говорится о том, что Служкин пришел в школу зарабатывать деньги и кормить семью. Однако это невозможно. Он ведет географию в трех 9-х классах, максимум это 6 (9 с внеклассной работой) часов в неделю, т. е. от трети до половины ставки. Одна ставка нынче — это примерно 20 тыс. рублей, а в 1990-х (действие происходит в 1993-94 годах) учителям платили еще меньше. Вот и считайте, какие копейки получал главный герой в школе, ради чего он целый год терпел измывательства, угрозы и выходки Градусова.
    • Обоснуй: у хорошего учителя доход с частных уроков может вывозить его очень высоко, насколько специалист более-менее массовой профессии в принципе может получать. Хотя в 1990-х «бизнес-практики» были очень неотлаженными, и намного вероятнее пресловутые «сборы на ремонт класса».
      • Но вот как раз у географов в то время с частными уроками было туго (да и сейчас), в отличие от, например, учителей английского языка.
  • Марина Багирова и Нина Бархат, популярная среди девочек-подростков книга «Присвоенная» — главная героиня, мажорка из богатой семьи, по стечению обстоятельств попадает в подобие рабства к вампиру, потом сбегает и, не проработав в своей жизни ни дня, не имея не то что высшего образования и диплома — даже паспорта и сменных трусов, устраивается работать учительницей в школу, тут же на учительскую зарплату снимает дом и начинает новую жизнь (до того момента, пока вампир ее не находит, конечно). Вероятнее всего, авторы книги сами ещё подростки и не в курсе, откуда в школах берутся учителя, как они живут вне школы и почему зарплату не выдают в первый рабочий день.
  • А. Полярный, «Снежная сказка» (продолжение печально известной мятной) — книга, конечно, всем хороша, в том числе и описанием процесса обучения Митча в универе: при поступлении вместо экзаменов он просто присылает свои фотографии, сначала приемная комиссия пишет ему письмо с подробным обоснованием отказа, потом его зачисляют сразу на второй семестр (тоже без экзаменов, просто посмотрев его фотки), потом он заканчивает бакалавриат (в книге это называется «бакалаврская программа») за два года.

Зарубежная[править]

  • Стивен Кинг, «Кэрри» — главная героиня родилась в сентябре 1963 года, на дворе май 1979. Получается, Кэрри заканчивает школу в 15 лет, хотя на дворе конец 1970-х годов, а в 1965-м году принят Акт о всеобщем начальном и среднем образовании. При этом нигде не говорится, что она была вундеркиндом и «перепрыгивала» через классы.
    • Возможный обоснуй: Кэрри Уайт пошла в школу, будучи младше одноклассников. Кинг все-таки работал в школе и не мог допустить такой ляп.
  • Джоан Роулинг, «Harry Potter» — довольно много примеров:
    • В магическом мире только одна ступень образования, причём оно общее, а не профессиональное, и пригодность выпускника Хогвартса для той или иной работы определяется в лучшем случае баллами, которые он получил за ЖАБА — местный аналог ЕГЭ. Как с таким отсутствием узкоспециализированного образования маги смогли создать цивилизацию, примерно соответствующую XVIII в. у маглов — загадка. Всего два примера аверсии — подготовка авроров, волшебников-силовиков и курсы для целителей. Они учатся ещё три года по своей специальности после окончания волшебной школы.
      • Вообще-то за триста лет добиться едва ли столетнего прогресса при контактах с маглами — ужасно медленно. Статут о секретности был принят в 1689 г. и развивались до этой точки они одновременно с маглами.
      • Вообще-то две ступени: 6 и 7 курсы Хогвартса не обязательны — после сдачи СОВ можно прекратить обучение. ЖАБ (ТРИТОН в других переводах) сдают лишь те, кому это надо.
    • Помимо этого, даже на этой единственной для большинства волшебников ступени образования не изучают никаких наук, не связанных с магией, кроме астрономии (ценность которой у магов весьма сомнительна, ибо маги все ещё не летают в космос на сильном колдунстве, хотя при помощи некоторых заклинаний или их комбинаций как минимум баллистический полёт или вывод чего-либо на орбиту возможен, хотя бы в теории; а на кривом ракетостроении без расчётов и чертежей им летать мешает технологии уровня XVIII в.). Ни языков, ни математики, ни географии, ни тем более каких-либо других дисциплин. Поскольку вступительных экзаменов в Хогвартс нет, обучение детей волшебников хотя бы чтению, письму и счёту пущено на полное усмотрение родителей.
      • В этой части система просто копирует реальную английскую систему образования. До 11 лет дети ходят в начальную школу, именно в ней происходит обучение чтению, письму и счету (и упоминается, что Гарри в такую ходил). Правда, неясно, что происходит с детьми из чисто магических семей — например, где всему этому учился Рон Уизли (хотя вариантов много — домашнее обучение, специальная чисто волшебная школа, посещение обычной). В целом Хогвартс — примерная копия классической английской школы (вроде Итона или Регби), университетское образование после которых стало восприниматься как обязательное только в XX веке.
      • С другой стороны, подобное наплевательское отношение к общеобразовательным дисциплинам может послужить обоснуем для нелогичного устройства мира и нелогичных решений персонажей саги.
    • И даже среди магических дисциплин почти не изучают фундаментально-теоретические основы магии. Ни природу заклинаний, ни механизмы действия зелий. Обоснуй : волшебники сами не знают, как магия функционирует. Они используют наработки корифеев прошлого, поэтому чем старее книга, тем она ценнее. И лишь немногие по-настоящему талантливые волшебники (Северус Снейп, Беллатрикс Лейстрейндж и, конечно, Том Риддл) способны создавать что-то новое.
      • Что же тогда те, кто разгадал механизмы создания новых заклинаний, не вывели какие-то теории о природе магии, как это происходило много раз в магловских естественных науках? А если вывели — почему настолько базовые знания не изучаются в школьной программе?
      • Беллатрикс тут вот вообще никаким боком — конкретно они ничего нового не изобрела, а из всех её талантов отображены только любовь к пыткам и фанатичная преданность полукровке. Том, к слову, тоже особо не отметился — по большей части он использовал чужие наработки, и даже неизвестные Гарри заклинания и зелья не являются доказательством того, что их изобрел Том. С другой стороны, неоднократно подтверждались новшества, внесенные в науку Дамблдором (в том числе и в соавторстве). Был также Дамоклус Бэлби, изобретатель аконитового зелья. И в первой же книге троица изучала целые талмуды книг о величайших магах современности — то есть, исследования проводились активно, просто для школьной программы это не требовалось. Зато если кому-то что-то интересно — информация доступна.
    • С другой стороны взгляните на учебную программу любого общеобразовательного заведения из подростковой фантастики — как правило, там будет не больше десятка дисциплин, и всё почему-то «Пуляние молниями» или «Призывание чёрта в ступе», а вовсе не арифметика или география. Разгадка проста — жевать литературу и физику им и так приходится ежедневно за партой, так что фэнтезийная школа должна быть про развеселые приключения, а не общеобразовательную скукоту.
      • Что мешает бегло упомянуть наличие общеобразовательных предметов, не заостряя на них внимание, а основное описание сосредоточить на магических дисциплинах?
        • Стоит отметить, что стандартная школьная программа с добавлением в неё дополнительных дисциплин сильно растянется, а уж если это дисциплины магические, где каждая ошибка может буквально стоить жизни… Не уверен, что среднестатистический школьник сможет всё это выдержать, не повторив подвиг нижеозначенного Томаса.
          • Отсюда логический вывод: «общеобразовательные» предметы органично вплетены в программу волшебных и не отсвечивают на их фоне. Так, на заклинаниях вполне разумно давать начатки лингвистики (чтобы ученик понимал, почему «левиОса», а не «левиосА») и физики (хотя бы в части той гравитации, которую эта «левиоса» преодолевает). На трансфигурации — химии (от агрегатного состояния вещества до различий между органикой и неорганикой, без которой можно и не суметь превратить стол в свинью). Нумерология, особенно судя по тому, что она профильная для будущих сотрудников «Гринготтса», определённо включает высшую алгебру, а то и матан со статистикой и основами экономики. В историю магии вполне может быть интегрировано и обществознание магического мира (а в магловедение — и немагического). Травоведение и уход за фантастическими тварями — практическая биология. ЗоТИ — ОБЖ с поправкой на специфически чародейские угрозы. Зельеварение — снова химия… Нет, успешно колдовать можно и не заучивая это вот всё назубок — но ведь и потрясающий повар не обязательно знает химическое описание всех реакций, происходящих в его сковороде.
          • Авторы правок еще забывают, что нам не показывают каждый урок в Хогвартсе от и до даже в книгах. Зато в книгах упоминается некая "Комиссия по экспериментальным чарам" в Министерстве Магии (на каком-то же основании она выделена в постоянную структуру?), а товарищ Флитвик буквально на том же уроке, что и пресловутая "Левиоса", напоминает первокурсникам о некоем волшебнике, который "перепутал букву в заклинании, и в результате обнаружил, что у него на груди стоит буйвол". То есть, маги о каких-то принципах создания чар в курсе, и как минимум некоторая непоказываемая теоретическая часть на уроках есть. А учитывая, что те же Заклинания как предмет нам показывают дай бог, чтобы по 2-3 занятия в год (и то, когда это сюжетно важно) - в оставшийся непоказанным объем можно запихнуть что угодно.

Другое дело, что если в Хогвартсе все преподают как Снейп по формуле "лучше перестращать, чем недостращать", можно не удивляться отсутствию огромного числа смелых экспериментаторов и новаторов.

    • А уж что творится с дисциплиной и обеспечением безопасности учеников… Оно понятно, что без шляний героев по всяким опасным закоулкам половины сюжета бы не было, но это ж, блин, не школа, а тренировочный лагерь на выживание!
      • Впрочем, поскольку подавляющее большинство учебных травм школьная медсестра в состоянии вылечить за минуту, ничего особенного в этом нет.
    • Трансфигурация, заклинания, зельеварение и защита от темных искусств изучаются с первого по седьмой год, при этом, один преподаватель одновременно ведет занятия у всех курсов, у всех факультетов. То ли учеба в Хогвартсе довольно расслабленная (пара часовых занятий в день четыре дня в неделю), то ли Снейп, Макгонагалл и Флитвик преподают, не зная усталости, с утра до ночи (немудрено, что у них, судя по книгам, нет никакой личной жизни).
      • Согласно информации с Поттермора, Дамблдор взял Макгонагалл к себе на кафедру Трансфигурации ещё когда сам преподавал. Так что либо в школе таки были ещё учителя и факультативы, неизвестные нам (потому что Гарри — довольно ненадежный рассказчик), либо первая война с Волдемортом серьёзно подорвала и число учеников, и количество учителей. Плюс — Учредительский совет под руководством Пожирателя Смерти тоже мог сыграть свою роль, как и общее настроение Министерства. Даже после поражения Волдеморта все права были у чистокровок, а магглорожденные пробивались, как могли, по хорошей рекомендации. Поэтому-то и отношение к маггловским наукам могло измениться на пренебрежительное.
      • В каноне есть один пример ситуации, когда один предмет ведут два преподавателя: прорицание. Отсюда, по-видимому, следует, что подобная практика как минимум не запрещена.

Кино[править]

  • «Чучело» — Маргарите Ивановне объявляют строгий выговор за то что её класс прогулял урок (причём урок должен был вести другой педагог). Строгий выговор объявляется в случае, если учитель не сообщил о прогуле в администрацию школы и (или) ученик пострадал во время прогула. Да, за классом Маргарита следит крайне паршиво, но в данном случае она сделала всё, что могла — сообщила директору сразу, родителям сообщила, так за что ей влепили выговор?
  • «Училка». Там вообще много с чем не в ладах, но поведение детей и учителей во вроде бы опрятной школе напоминает поведение учеников шараги. В реальности, если учителю в лицо сказать бред про дочь-немку, начать открыто оскорблять её — последует вызов родителей в педсовет, вне зависимости от мажорства, нации и какой-либо соцппринадлежности. Если у учителя появится в руках оружие — дети прижмут уши, а не начнут бороться с училкой и провоцировать её на выстрел. Ну и так далее. Причина ясна — это ремейк фильма «Последний урок» (если не перепутал), в котором и школа «особенная», и акценты другие.
  • «Класс коррекции». В представлении авторов фильма, класс коррекции — это не место, куда определяют ребят, которые не могут усвоить программу средней школы, а некий концлагерь для инвалидов на базе средней школы (реально, проход туда отгорожен металлической решеткой!), в которой, как в нацистской Германии, делят детей на нормальных и неполноценных. И даже туалет для инвалидов делают отдельный — и это преподносится как унижение — ибо отдельный не потому, что у них особенности, а затем, чтобы не пересекались с нормальными. А то, что героиню оставляют в классе коррекции (что в рамках фильма логично — ноги-то парализованные никуда не делись), воспринимается ее матерью чуть ли не как смертный приговор.
    • Причем главная героиня Лена учится хорошо, учиться очень хочет, и она ни в коем случае не попала бы в класс коррекции, а училась бы в самом что ни на есть нормальном классе, и единственное отличие — сидела бы не на стуле, а в кресле.
    • Коррекционная педагогика вообще включает следующие направления: тифлопедагогика (нарушения зрения), сурдопедагогика (нарушения слуха), логопедия (нарушения речи), потому что, внезапно, слепой, глухой и немой, как выяснилось, это не просто такой же человек, просто не видящий/не слышащий/не говорящий, а человек с совершенно другим мировосприятием и мироощущением, а также, разумеется, олигофренопедагогика (нарушения умственного развития). Где здесь место нарушениям опорно-двигательного аппарата и карликам? Что у них можно корректировать?
    • В книге Е. В. Мурашовой, «по которой» (в БОЛЬШИХ кавычках, читавшие поймут, почему) снят этот фильм, класс коррекции был именно классом коррекции, где учились дети с ментальными проблемами, а относительно нормальными были лишь главный герой да новенький, но и те с особенностями.
  • «Временные трудности» — в ту же степь. С абсолютно теми же самыми косяками. Какая главная задача у школы, детских лагерей и вообще системы образования? Правильно: портить жизнь инвалидам! Что в общем-то практически вся система образования и делает кроме одной-единственной учительницы, вставленной в сюжет, очевидно, в качестве того самого исключения, которое только подтверждает правило.
  • «Чёрная Молния» — где-то в начале зимы, даже не со второго семестра, на курсе появляется новенькая. Перевод только с законченного весеннего на осенний семестр? Восстановление из академического отпуска только на начало семестра? Нет, не слышали.
    • В практике возможны случаи, которые, хотя и с огромным скрипом, можно подвести под подобную категорию. Например, если речь мдёт о спортсмене, который полсеместра представлял университет на важных соревнованиях; о бывшем студенте, который планировал восстановиться официально, для чего временно начал посещать занятия в статусе вольнослушателя; о студентах из Китая, для которых были объявлены особые каникулы вследствие карантина; или задолжавший студент, свалившийся со следующего курса, который пришёл под конец семестра только что бы сдать свой долг. С точки зрения одногруппников или не слишком любопытного преподавателя, подобные студенты действительно могут выглядеть внезапно появившимися в середине семестра новичками.
    • Вступительные экзамены в магистратуру проводят в декабре, и несдавших отчисляют с бакалавриата(!)
  • Валерия Гай Германика — чемпион по незнанию этой области матчасти из палаты мер и весов. В интервью она закономерно признаётся, что в школе не училась никогда. Например, «Все умрут, а я останусь» — школьницы сбежали с урока геометрии, после этого получают записки от фанатов: «Мы с вами, вы крутые!». Из-за этого собираются отменять школьную дискотеку, девочкам ставят ультиматум, короче, вокруг этого вертится весь сюжет фильма. Любой человек, который хоть день был в школе, понял бы, что всем школьникам, да и учителям, были бы глубоко безразличны истерика детей и прогул урока. Прогул — это не невиданный подвиг, а обычное мелкое нарушение, прогульщицам бы поставили по два балла и заставили отрабатывать пропущенный материал. А в иных школах на прогул вообще могут закрыть глаза, если в целом ребенок учится хорошо, главное не наглеть (не прогуливать слишком часто, не пропускать контрольные, уроки завучей и классного руководителя). Любой, кто был хоть немного отличником-хулиганом, гарантирует!
    • Ну а если речь идёт о школе-помойке, то возможна вообще парадоксальная ситуация, когда прогулы интересуют только и исключительно завуча, директора и, на худой конец, классного руководителя — то есть людей, которым важны абстрактные показатели. Сами же учителя, хоть и побурчат для виду, будут только рады, если особо «трудные» дети освободят их от своего собственного присутствия; и вообще, чем меньше класс, тем легче там поддерживать дисциплину. Ну а в более-менее нормальных школах так и вообще «трудных» зачастую отправляют на домашнее обучение вместе с инвалидами из всё тех же соображений: от их присутствия в школе всё равно один вред, а в домашних условиях возможно хоть какое-то, но обучение. Впрочем, справедливости ради, заметим что во время съёмок фильма подобная практика не была особенно распространена.
  • Автор правки очень часто встречает эти две ошибки — при этом не столько, собственно, в кино, сколько в описаниях фильмов, а также в реальной жизни, причём от инсайдеров:
    • Учёный совет не занимается голосованием по вопросу присвоения учёных степеней. Это орган управления ВУЗом или факультетом, решающий совсем другие вопросы, например, хозяйственные или кадровые. Достоин или нет соискатель степени кандидата наук, решает диссертационный совет.
    • Декан не сидит в деканате. Во всяком случае, если ВУЗ занимает помещение крупнее собачьей будки. Деканат — это место, где располагаются методисты (нет, не члены секты методистов и не члены учебно-методической комиссии!), секретари курсов. Кое-где туда же могут посадить диспетчера / менеджера по расписанию. У декана же обычно есть свой кабинет или приёмная с собственным секретарём.
      • Справедливости ради — очень часто, если не всегда, этот кабинет выходит дверью как раз в основной деканат, так что, по сути, является его частью, и извне получается, что декан сидит именно в деканате — добраться до него, не пройдя деканат, нельзя.
      • Методисты практически никогда не сидят в деканатах. У них своя собственная вотчина, которая так и называется — учебно-методический отдел или управление. Выделенных же методистов факультетов/кафедр в современных вузах днём с огнём не сыскать, поскольку администрацией это считается разбазариванием ставок и фонда заработной платы. ППС не баре, сами УМКД и РП напишут.

Телесериалы[править]

  • «Институт благородных девиц» и «Тайны института благородных девиц» — совместное обучение девушек и юношей в университете: в то время в России девушки получали высшее образование на специальных курсах.
  • «Школа» от той же Гай Германики — презентуется как самая настоящая суровая школьная реальность. Однако, в школе всего 5-6 учителей, половину предметов просто повыкидывали[1] (напомним, что Германика заявляла, как она «полностью воссоздала» школьную атмосферу). Здесь, в отличие от «Все умрут, а я останусь», на уроки может не ходить в принципе[2] полкласса — учителям будет глубоко плевать, ответственность за здоровье детей ведь они не несут, помимо этого ученики и учителя называют класс — аудиторией, аттестат — дипломом, видимо авторы сценария не видят разницы между школой и ВУЗом. Ну и дополнительно то, что учителя на протяжении очень длительного времени закрывали глаза на наличие на чердаке ученической курилки.
    • Вообще-то среди учителей показаны наиболее заслуживающие внимания персонажи, а остальные, судя по всему — совсем непримечательные личности (в большинстве рядовых образовательных учреждений именно так дело и обстоит). Опять же, в заурядной районной школе девятиклассники очень много прогуливают, и как-то бороться с этим — бесполезно, поскольку рычагов воздействия на школьников и их родителей почти нет.
    • У автора правки классная руководительница, готовившая учеников к ВУЗу, называла кабинет аудиторией и приучала к этому класс.
    • Претензия не к тому, что такого не бывает, а к тому, что кроме пьянок, беспорядочных половых связей и драк персонажам ну совсем ничего не интересно.
  • «Простые истины» — завуч всего одна на всю школу, занимается работой завхоза, и одновременно учебной, воспитательной и работой со связями (школа не в деревне, где это возможно, а тоже в Москве и, судя по всему, довольно неплохая).
  • «Зайцев+1» — каждый более-менее играющий роль в сюжете студент хоть раз, да побывал в кабинете ректора достаточно большого ВУЗа, где его распекали за порчу учебников, разбитый писсуар, исписанную стену и всякие другие мелкие хулиганства. Деканы и их заместители, на худой конец, проректоры по учебной, хозяйственной, воспитательной работе? Не, не слышали.
  • «Универ» — здесь ректор, будучи преподавателем истории, бегает проверять пары к аспирантам, которые ведут экономику, торчит на кафедре и назначает там каждого лаборанта. Зав. кафедрой? Кто этот человек?
    • Пример из реальной жизни: ректор крупного регионального университета несколько лет подряд совмещал управление университетом с должностью зав. кафедрой своей основной специальности. Потом, правда, перешёл к одной лишь управленческой деятельности и только изредка, по особому случаю, лекции читает. Так что и такое бывает.
    • Ректор в такой роли это все-таки редкость, а вот декан-завкаф в одном флаконе практически норма.
  • «Кремлёвские курсанты» — прапорщик из захудалого провинциального кадетского класса по ПРОСЬБЕ учащихся приходит в главный военный ВУЗ страны? Легко — ведь так часто бывает, что учитель ботаники в сельской школе, перескакивая через все ступени карьерной лестницы, становится одним из главных функционеров в министерстве образования.
    • А когда это Пал Палыч успел стать прапорщиком?…
  • «Каменская» — в одной из серий восьмилетняя Надя Короткова говорит своему папе, что получила какую-то информацию в школе, на уроке «Этика и психология семейной жизни». Этого быть не могло. Откуда она вообще могла узнать о существовании такого школьного предмета? Он преподавался лишь десятиклассникам в СССР 1980-х годов, задолго до её рождения.
    • Не всё так однозначно. Автор правки в 1998 году учился во втором классе, и у него среди прочих дисциплин был предмет, который назывался «Этика». Вероятно, у него было и расширенное полное наименование, но вспомнить уже не представляется возможным.
    • В девяностые годы со школьными программами экспериментировали как могли. Вплоть до того, что у одного пятого класса вводили экологию, через год — экономику.
  • «Тайны следствия» — в одной из серий главным героям необходимо опознать некоего молодого человека, подошедшего к преподавателю после лекции, что было зафиксировано видеокамерой. Следователи тратят на это полчаса экранного времени, прежде чем понимают: парень — не студент данного ВУЗа. В то же самое время, для автора правки это было очевидно сразу же:
    • Во-первых, он поздоровался с лектором. Вообще-то, после лекции это странно. Уже достаточно чёткий сигнал о том, что во время самой лекции юноши в аудитории не было.
      • Обоснуй: сильно опоздал, тихонько зашел, в конце пары подошел отметиться. С автором данной правки такое время от времени случается. Не знаю, правда, насколько реально это было конкретно в той ситуации.
        • В подавляющем большинстве университетов, где учился/преподавал/бывал автор правки, посещение лекций — личное дело студента, посещаемость практически никто никогда не отмечает, разве что если с лекции улизнуло уж больно много народу и не в первый раз. Вот на практике/лабах — совершенно другой разговор.
    • Во-вторых, он поздоровался с ним за руку. Рукопожатие аспиранта с собственным научным руководителем? Возможно. Рукопожатие обычного студента с немолодым уже лектором? Как-то нетипично.
      • Не следует переоценивать снобизм преподавателей. Бывает конечно и так, но преподов которые эээ воспринимают студента старшекурсника как будущего коллегу — просто еще молодого — хватает. Автор правки не раз здоровался за руку не только с научным руководителем, но и с демократичными преподавателями, а на старших курсах даже пил с двумя из них пиво в околоуниверситетском баре (причем по принципу «наглость — второе счастье»: зайдя в бар с другом обнаружил что свободных столиков нет и знакомых студиозусов тоже, но есть один большой стол где сидят всего два препода — подошли вежливо спросили насчет можно ли присесть…. и сами не заметили как погрузились в обсуждение проблем современной физики, потом политики и далее везде…). Но таки да, мы оба у этих преподавателей: а) были на хорошем счету когда они у нас читали б) они у нас более ничего не преподавали на тот момент. в) оба были вполне демократичны в общении со студентами и, кажется, даже были рады привлечению «свежей крови» в лице толковых студентов и будущих аспирантов в свои вечные споры :)
      • Впрочем, бывает и такое. Особенно если этот студент хорошо знаком лектору, а то и вовсе всему факультету — тогда и рукопожатие с деканом, а то и с ректором, странным выглядеть не будет.
    • В-третьих, он обратился к лектору «профессор». Студенты, как правило, более-менее осведомлены о реальных рангах и званиях своих преподавателей, в то время как преподаватели могут достаточно болезненно относиться к искажению таковых в любую сторону, в том числе и в сторону завышения. Данный лектор вообще учёного звания не имел, в штате ВУЗа не состоял, а являлся приглашённым специалистом-практиком. Отсюда вывод: либо его собеседник этого не знал и использовал то обращение, которое первым пришло ему на ум, либо создатели фильма перенесли на отечественную систему образования западные клише, согласно которым профессорами называют вообще любых преподавателей достаточно авторитетного учебного заведения.
      • Да и вообще, обычно «свои» студенты называют преподавателей по имени-отчеству.
  • «Лентяево» — в классе всего четыре человека, уроки ведет МЭР (!!!), и Стефани с друзьями изучает химию наряду с примерами на сложение.
    • То, что мэр ведет уроки — обосновано демографическим минимализмом и связанной с этим нехваткой кадров. Мэр города Лентяево — и учитель, и, по всей вероятности, директор школы, и вообще многопрофильный чиновник.
      • То, что учеников мало, вполне обоснованно. В иных сельских школах класс на пятнадцать человек может считаться больщим. А Лентяево меньше иных сел.
        • Автор правки вспоминает свою мать, учительницу в ныне закрытой (как раз из-за нехватки учеников) сельской школе. Во-первых, там класс реально мог состоять из одного ученика — а некоторых классов не было вообще: в соответствующий год в селе не родился ни один ребёнок. Перед самым закрытием в школе было больше учителей, чем учеников. Во-вторых… мать как раз была избрана главой села (по принципу: «Давайте хоть кого-нибудь изберём, раз из района требуют, чтоб должность была занята!») Так что полный аналог мэра-учителя.
  • «Мыслить, как преступник» — психотравмирующим событием детства для доктора Тары Льюис стало воспоминание о том, что, когда она училась в школе в Германии, один плохой парень, издеваясь над ней, в её присутствии нарисовал свастику на ее шкафчике для одежды. Однако на самом деле в немецких школах нет таких шкафчиков, лишь вешалки в общей раздевалке, а рисование свастики где бы то ни было грозит исключением из школы и заведением уголовного дела, так что даже самые плохие парни рисуют её очень редко и только анонимно.

Телевидение[править]

  • «Ералаш» — встречается и здесь, но чисто шутки ради.
    • Серия «Сумасшедший дом» — очевидно, новый учитель таки действительно с прибабахом. Ладно, испугаться отца (в отличном исполнении Булдакова), поигрывающего топором и с татуировкой на груди, ещё можно, но неужели он серьёзно поверил во всю чушь что ему рассказал Петров, про гибель мамы, поехавшую бабушку с папой и призрака? И да, неужели учитель не знаком ни с кем из родителей? И вообще не поинтересовался, в чей дом он идёт? Ладно, он новый, но вроде бы он классный руководитель Петрова (Петров, ведь в классе так третьем-четвёртом, т. е. это учитель младшего класса), а значит, скорее всего, он личные дела своих подопечных листал. Значит, должен был быть в курсе, если у кого-то из учеников в семье проблемы, обычно об этом есть в документах (так как ребёнок из подобной семьи, где пропала мама, а папа и бабушка слегка поехали кукушкой — потенциально проблемный). Как вариант, директор или завуч в курсе проблем и осторожно намекнуть об этом учителю.
    • Серия «17 мгновений Кипяткова» — если присмотреться, то в классном журнале можно видеть, что у учеников [3] по географии (хотя предмет записан, как математика)в основном тройки и двойки. Хм, автор правки может что-то не понимает, но чтобы у большинства в классе по географии были плохие отметки, это ученикам надо сильно постараться, тем более, что судя по карте, ничего такого сложного, типа пассатов/муссонов, географ с них не спрашивает. Или это класс двоечников, или географ действительно гестаповец.
      • Как сказать, у автора правки в школе в лихих 90х, была самой лютой учительницей именно географичка, ставившая трояки даже идущим на медаль, из-за чего ее очень скоро «попросили» на заслуженную пенсию.
      • Ага, или тоже географичка, требовавшая заведомо неверных ответов по политической георграфии, если они не вписывались в ее политические воззрения.

Видеоигры[править]

  • Bully. Понятно, что вся игра — большой стёб над комиксами о школе и молодёжными американскими фильмами, так что всерьёз рассматривать модель школьной иерархии, классно-урочную систему и т. д. в её контексте просто глупо. Но один существенный ляп, который нельзя списать на правило прикольности, создатели допустили. Они забыли, что в школа в США делится на три ступени: elementary school (начальная, для детишек от 6-7 до 11 лет), Secondary school (от 11 до 14-15 лет) и Third Level (с 15 до 18-19 лет). Важно, что это не ступени, а именно школы, т. е. ученик меняет школу 3 раза. В Булворте же учатся и семи-восьмилетние детки, и дяди и тёти старше восемнадцати.
    • Похоже, автор правки путает США и Великобританию. Никакого secondary или third level в США нет (во всяком случае, в публичных школах, у частных могут иногда быть свои причуды). Есть действительно elementary, за ней junior high school — седьмой и восьмой классы, иногда шестой тоже. Не обязательно выделяется, иногда в одной школе учатся все с первого по восьмой класс. После этого — high school, с девятого по двенадцатый классы.
      • Последняя школа Джимми — номинально частный пансион, в котором учатся все, от первоклашек до выпускников. Таких заведений на Западе хватает.

Где НЕ встречается[править]

  • Российский сериал «Студенты». Несмотря на общую слащавость повествования, временами скатывающуюся в идиотский сюжет, довольно точно воссоздана модель управления ВУЗов по должностям преподавателей, функции студенческого комитета и многое другое.
  • «Класс». Эстонский фильм и его спин-офф сериал 2007 года. Все показано довольно реалистично, тем страшнее всё это видеть.
    • А еще страшнее видеть, что почти во всем виновата именно идиотская система образования и школьная иерархия, на примере Томаса можно видеть что это не какой-то маньяк, он вполне может и чувствовать и раскаиваться. Возможно, выжил бы альфа-самец Андерс, он бы тоже раскаялся, тут создатели слажали — надо было его оставить в живых и показать в спин-оффе.
  • Как ни странно, «Ранетки». Если убрать линию одноименной поп-группы, которая, мягко скажем, на любителя, то школу с ее предметами, несколькими классами в параллели, несколькими учителями-предметниками, первой-второй сменой и работой школы в целом воссоздали весьма скрупулёзно.

Реальная жизнь[править]

  • В большинстве штатов США прогул урока - очень серьезное правонарушение, грозящее огромными проблемами (вплоть до вызова полиции). Поэтому в фильмах, какими бы булли и хулиганами не были герои, как правило они в школу ходят и не прогуливают. Жителям постсоветских стран это малопонятно, т.к здесь прогул - обычный мелкий проступок. Поэтому, в частности, когда в мультсериале Эй, Арнольд! Арнольд и Джеральд прогуливают школу и боятся попасться на глаза любому из взрослых - субверсия.

Примечания[править]

  1. Автор правки в 1990-е так и учился, например. Без гипербол, буквально половины предметов и учителей не было. Разруха-с. Разве что учителей не «выкидывали», а те сами ушли. Чтоб выжить. На учительскую зарплату можно было выжить, только если супруг/супруга деньги зарабатывали.
  2. Опять-таки автор правки имел в 9-v классе сотни часов прогулов, и особо никто не взволновался. Даже диплом (именно диплом, в просторечии НИКТО его аттестатом не называл, а звали именно дипломом) получил.
  3. Среди которых можно видеть фамилию Мюллер