Не гномы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иногда в разных произведениях встречаются существа, не называющиеся гномами, но при этом похожие на гномов рядом признаков: малый рост, бороды, колпаки, подземное жильё, продвинутое шахтёрское и ремесленное искусство, сила, магия (или наоборот, малая искушённость в магии по сравнению с другими расами), техномагия или просто продвинутая техника.

Если собственно гномы обычно бывают именно такие или такие, то у не-гномов скорее всего будут и другие характерные черты.

Традиционные[править]

В фольклоре многих народов мира есть существа, похожие на гномов (и если это европейский фольклор, то скорее всего, они повлияли на образ гномов). При переводе на русский их могут назвать «гномами», а при переводе на английский — как «gnomes», так и «dwarves».

  • Собственно слово «гном» впервые замечено у алхимика Парацельса, там оно означало земляного элементаля (наряду с огненной саламандрой, водяной ундиной и воздушным сильфом), происходит от лат. gēnomos — «подземный житель», или от др.-греч. Γνώση — «знание». Конечно, здесь статья обо всех, кроме gnomes и dwarves, но всё же приведём этот пункт в уточняющих целях.

(link)

Карлики, живут под землёй, добывают сокровища, куют оружие — как называются? Тёмные альвы!
  • Цверги или дверги — то же, что дворфы, только соответственно по-немецки и по-скандинавски, и тоже может означать просто карлика. Собственно, гномы из «Белоснежки» в оригинале и звались цвергами. В фэнтези иногда делают расой, отдельной от дворфов. В «Гобеленах Фьонавара» Гая Гэвриела Кея они вообще заменяют орков в роли пехоты Темного Властелина.
  • Нижние или чёрные альвы (эльфы), свартальфы — в германо-скандинавском фольклоре — подземные жители, обитатели подземного мира Свартальфхейма, искусные кузнецы, по сути главный источник образа гномов.
  • Нибелунги в германо-скандинавском эпосе — чудесные карлики, первые владельцы легендарного клада. Однако, этим словом обозначаются не столько сами карлики, сколько владельцы клада вообще: когда он переходит к людям, так начинают называть людей.
  • Предыдущие три варианта являются просто разными названиями одних и тех же народов их одного и того же фольклора.
  • Томте или ниссе — в скандинавском фольклоре изначально дух предка, аналог славянского домового, на Рождество играет роль Санты-Клауса или его помощника. Обычно изображается гномиком в скандинавском костюме XVII века и в красном колпачке, или в наряде Санты-Клауса. Именно томте заколдовал Нильса, который путешествовал с дикими гусями.
    • Существа из книги «Рони, дочь разбойника», которые в переводе Лунгиной называются «лохматыми тюхами», в оригинале — rumpnisse, «толстозадые ниссе».
    • Кстати, есть весьма обоснованная версия, что Карлсон — тоже ниссе. Только с моторчиком.
    • Да не просто версия, ведь Астред Линдгрен до создания персонажа написала пару сказок про ниссе Нильса Карлсона. Прямого указания на это нет, но по всей видимости, мужчина в самом расцвете сил — переработанный образ раннего Нильса.
    • Автору правки встречался еще один прообраз Лучшего в мире — персонаж довоенных американских комиксов для детей, известного в том числе и Астрид Линдгрен. Увы, не помню, как его зовут, но он тоже дружит с мальчиком и выглядит весьма похожим на Карлсона из советского мультфильма, разве что одет как американский горожанин из 1930-х. Он курит сигару, а за спиной у него стрекозиные крылья, на рисунке больше похожие на лопасти пропеллера. Сам себя называет эльфом.
  • Барбегази — в швейцарском и французском фольклоре обитающие в Альпах карлики с замёрзшими бородами и огромными ступнями, на которых они катаются, как на лыжах и с их же помощью могут зарываться и выкапываться из снега. Летом впадают в спячку, а если лёд на их бороде тает — умирают. Помогают альпинистам и лыжникам спасаться от лавин.
    • В Саге о ведьмаке Сапковского представлены как неантропоморфные мохнатые зубастые оковалки, катящиеся как мячи, опасные для людей. Видимо, для разнообразия: там и так уже были гномики, дворфы-краснолюды, да и «хоббиты»-низушки.
  • Краснолюды или краснолюдки у белорусов и поляков. Да, те самые. Ходят в красных колпаках, хотя больше напоминают скорее домовых, чем гномов. Обычно помогают людям, но иногда им же и вредят. Стали больше ассоциироваться с гномами после польского перевода «Хоббита», а благодаря «Ведьмаку» эта ассоциация проникла в другие страны.
    • В западноукраинских сказках краснолюдки часто выступают именно что почти полноценными гномами, живущими в пещерах или просто под землей, низкорослыми и искусными в ремеслах. Если учесть многовековые культурно-политические связи между Галичиной и Польшей, то переводчики «Хоббита» и пан Сапковский об этом наверняка знали и имели право ассоциировать их с гномами.
      • Возможно, так в легендах отразилось племя белых хорватов, почти полностью ассимилированное зарождающимися польской и древнерусской нациями к началу XI века. Отличались от окружающих славянских племен этногенетически (восходили к славянизированным сарматам-антам, а не к склавинам, как большинство западных и восточных славян), жили не в городищах, а в пещерных городах (например, в огромном по тем временам Стольском), были искусными кузнецами (поделки из Стольского, которые там время от времени случайно находили, ценились среди польской и венгерской аристократии еще в семнадцатом-восемнадцатом веках).
  • Шкрьятоки (у словаков) или скршитеки (у чехов, родственно слову «скрытность») — опять же домовые, а в более широком смысле — также духи полей и лесов, представляемые в виде маленьких человечков. К собственно гномам имеют примерно такое же отношение, как краснолюдки, но этими словами также переводят гномов, эльфов и гоблинов, а в самом известном произведении о них — мультсериале о Кржемелике и Вахмурке — наделены такой чертой гномов, как колпачки.
  • Керкопы — два маленьких карлика-разбойника (или народ карликов), сыновья Океана и Тейи. Были пойманы Гераклом, а позже превращены Зевсом в обезьян.
  • Пигмеи, но не реальные, а из греческой мифологии. Воевали с журавлями, обитали где-то в Северной Африке или в Индии.
  • А если пренебречь ростом, но сохранить все остальные признаки, то эталонными негномами будут трое изначальных циклопов, сыновей Урана и Геи, которые сами или в качестве подмастерий в кузне Гефеста смастерили большинство божественных артефактов.
  • Сихиртя, сиртя или чудь белоглазая — в фольклоре Урала и Русского Севера — карлики, живущие под землёй или под вечной мерзлотой, белоглазые и светловолосые («похожие на русских», по словам угорских народов), хранители золота и серебра, искусные кузнецы, после них на земле остаются «железки», разводят мамонтов под землёй, иногда вступают в брак с людьми. Существуют легенды о военных столкновениях с ненцами во времена, когда те заселяли Ямал, и с русскими во время похода Ермака. Возможно, реальный народ, обросший легендами. Во всяком случае, применение этнонима «чудь» к реальным финно-угорским племенам в летописях фиксируется с IX века.
  • Чакли — у саамов. Живут подобно саамам, но под землёй. И конечно, маленькие.
  • Ацаны, аданы, бцентæ, жеки, испы или спи — карлики, жившие до людей в мифологии разных северокавказских народов. Как и гномы, сильные, разводили коз, ездили на зайцах. Построили дольмены, или их построили их слуги — великаны. Не почитали Бога, и однажды обмолвились перед явившимся ангелом, что единственное, что может их уничтожить — дождь из горящей ваты. Ну, Бог и наслал дождь из горящей ваты. И то ли они с тех пор исчезли, то ли некоторые бежали в подземелья.
  • Менехуны — у полинезийцев. Волшебные карлики, которые, согласно легендам, научили людей строить лодки, и они же строили полинезийские акведуки и храмы (ограждения или поднятия под открытым небом) из огромных каменных глыб (каждый человечек мог легко поднять такую глыбу).
  • Карлики Дуэнде, напоминающие «злыдней» из известной сказки из фольклора испанцев, португальцев и мексиканцев. У них ещё и ладони металлические.

Современные[править]

Иногда авторы сами придумывают существ, похожих на гномов, и сами придумывают им оригинальное название. Или не придумывают, и эти не-гномы оказываются просто подрасой людей или каких-нибудь ещё нелюдей.

  • Пикты — реальный народ, живший в Британии. Их называли «маленьким народом»: они отличались, во-первых, ростом 165 см и даже менее и хрупким телосложением, во-вторых, низкой численностью и слабым влиянием. Завоеватели были выше: и римляне, и бритты, и высокорослые и могучие саксы (средний рост 172 см в англосаксонскую эпоху), и не менее высокорослые и даже более массивные гэлы — предки шотландцев. А потом их ассимилировали кельты…
  • Профессор Челленджер из произведений Артура Конан Дойля — на вид гном гномом: маленького роста, квадратного сложения, руки-ноги как бревна, огромная голова и бородища лопатой. Знаменитый ученый, изобретатель и путешественник.
  • Герберт Уэллс, «Машина времени» — морлоки, постчеловеческий вид далёкого будущего. Маленькие, мастеровитые, живут под землёй, и… топливо ночного кошмара.
  • И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок» — авторы прямо сравнивают с гномом составителя ребусов Синицкого.
  • Анатолий Рыбаков «Выстрел» — ну раз уж зашёл разговор, кого с гномами сравнивают, то в романе имеется эпизодический старичок-гномик — приёмщик стеклотары.
  • Серия «Волшебник Изумрудного города» — все жители Волшебной страны малы ростом, но и только. А собственно гномы там ещё меньше (около полуметра) и славятся скрытностью.
  • У. Ле Гуин, «Планета Роканнона»: гдема, «люди глины». Невысокие, живут под землёй, занимаются ремёслами, при помощи землян проапгрейдились от бронзового века до электричества. А ещё они телепаты. Их родственники, фииа, живут на поверхности и технологий избегают.
  • ПЛиО: иббенийцы, по одним источникам — подвид H. sapiens, по другим — отдельный вид, не скрещивающийся с людьми. Невысокие, квадратные, уродливые, бородатые, нелюдимые (путеводитель добавляет: очень скупые и умелые рудознатцы). Но живут не под землёй, а на острове к северу от Эссоса, промышляют в основном китобойным промыслом и варкой смолы. Их корабли очень мореходные, но неэстетичные и вонючие.
  • В книге «Остров Голубой Звезды» (фанфик по Незнайке) гномов напоминают жители Каменного города, который в оригинале Носова только упоминался: живут в похожей на средневековье обстановке, носят колпачки, добывают драгоценные камни. Но это просто коротышки, как Незнайка и другие.
  • Метавселенная Рудазова — дэвкаци, пополам с не орками. Некогда жили в горах Аррандраха (точнее, вывелись оттуда как устойчивый гибрид человека и дэва), живут кланами, уверенно гегемонят на мировом металлургическом рынке, при том, что технически проигрывают белым людям, а магически — серым. Сражаются молотами и топорами, мечи презирают.
  • Ник Перумов, «Череп в небесах» — наводнившие родную планету главного героя переселенцы с Борга — несмотря на принадлежность к человеческой расе выглядят типичным «приветом из фэнтези», будучи настолько похожими на классических дворфов: сплошь коренастые, бородатые, нахальные и любящие выпить шахтеры-рудокопы. Да и художник особо не скрывался, на иллюстрациях первых изданий изображавший типичных гномов.
  • Смурфы из бельгийских комиксов — классический пример: маленькие, в колпачках, живут в грибах, синекожие, имеют хвостики.
  • Двемеры из TES — мало того, что не называются карликами,[1] так они ещё и роста не карликового, а вполне человеческого! В остальном имеют многие признаки гномов. Подраса эльфов.
  • Overwatch — «супергеройский» тактический шутер от Blizzard: Торбьёрн, один из героев, просто человек, весьма похож на гнома или дворфа: маленького роста суровый бородатый дед, специалист по технике, вдобавок происходит из Швеции.
  • Уж если пошла речь о стариках — героях с внешностью седого дварфа — то почему бы не вспомнить «святого воина» Клиффа Андерсена из Guilty Gear?
  • Warhammer 40000: есть космические собственно дворфы, суровые и индустриальные, превращающие планеты в голландский сыр, а есть хай-тек скваты, специализирующиеся на космических перелётах, тоже суровые и сражаются на силовых топорах. Правда на данный момент скваты вычеркнуты из канона авторами (а из самой вселенной — мимопроходящим ульем Тиранид). Games Workshop признались, что просто не сумели сделать скватов достаточными «не гномами», да и просто интересной игрокам расой.
    • Но что написано пером — не вырубишь топором. В некоторых источниках сообщается о скватах, переметнувшихся на сторону Хаоса по времена Ереси Хоруса и ныне обитающих в Оке Ужаса. А теперь представьте фэнтезийных гномов Хаоса в хай-тек ипостаси…
      • В вышедшей недавно книге Psychic Awakening: Pariah АдМеховский корабль, проходящий через регион вблизи галактического ядра (где и располагались родные миры скватов, судя по книге «Драко», сожранные тиранидами), был атакован и выведен из строя гравитационным оружием неизвестного судна. Согласно обрывочному сообщению с корабля механикусов, судя по компоновке нападавший корабль принадлежал скватам. Либо Великий Разлом вызвал временное расхождение и выплюнул скватские миры из прошлого, либо скваты пережили тиранидское нашествие.
    • Сейчас и те, и другие заменены Механикусами и Техноеретиками соответственно. Суть от этого меняется мало.
    • А ещё есть демиурги — торговцы и шахтёры, союзные Империи Тау.
    • В 2022 году анонсирована фракция «Лига Вотана» — по заявлениям авторов, те самые скваты, но с радикально перелопаченным бэком.
  • Wakfu: народ энутрофов — натуральные гномы с лопатами, помешанные на золоте.
  • Dark Souls 2 — гирмы. Берем стандартного гнома и пропорционально увеличиваем его до роста в два метра, так, что получившийся шкаф может весело махать булавой из наковальни, надетой на лом и примотанной цепями. Изначально были кочевниками, но затем их загнали под землю другие народы, поэтому чужаков большинство гирмов, мягко говоря, недолюбливает.
  • Master of Orion II — раса гноламов.
  • Starcraft — Рори Свонн. Низкорослый, коренастый, прямолинейный, всю жизнь с товарищами занимался шахтерским ремеслом и механикой. Да ещё и родился на планете под названием… Мория.
  • Shining Force: Legacy of Great Intention — Кокичи вылитый гном: невысокий, коренастый и усатый дядька. Плюс, он изобрёл летательный аппарат напоминающий джетпак с крыльями (позднее они заменяются на пропеллер). Но он не гном, а человек.
  • Vision of Escaflowne — гишпанцы (hisupano), таинственные создатели Эскафлоуна.
  • Старые части Fallout — карлики, редкий вид мутантов, люди габаритов метр на метр. Не то же самое, что обычные карлики из нашего мира, это именно атомная мутация такая. Торговец оружием в НКР во втором Fallout — карлик.
  • Child Of Light — Капилли.
  • Prince of Nothing — эмвама, искуственно выведенная кунуроями раса слуг.
  • Endless Legend и в меньшей мере — Endless Space: Хранители.
  • WarCraft — Хронорму. Замаскированный под гнома дракон.
  • Забыл название фильма: какие-то карлки, которые помогали Богу следить за людьми, а потом вышло то самое вавилонское столпотворение и бог их проклял. И с тех пор они живут под землёй как гномы — потому что на свету сойдут с ума (главгад оказался именно таким сумасшедшим «не гномом»).
  • Реальная жизнь: да те самые неандертальцы! Только до технического уровня гномов не дожили.
  • Нельзя не упомянуть современные низкорослые малые расы — пигмеев (негрилли) Экваториальной Африки и негритосов Юго-Восточной Азии и Австралии.
  • Кыштымский карлик Алёшенька. Есть много версий, кто это такой вообще. По одной из версий — самый настоящий гном.
  • Златогорье — гмуры
  • Джеральд Даррелл «Говорящий свёрток» — в Мифландии роль гномов выполняют разучившиеся летать грифоны-рудокопы
  • Warlock 2: the Exiled — сварты. Возможно подраса обычных гномов, со схожими повадками и образом жизни, но выше их ростом (людям всё ещё уступают), значительно превосходят все остальные расы в техническом плане и вдобавок с большим налётом славянского колорита.
  • Фильм «Супермен и люди-кроты» (1951 г.) Собственно «люди-кроты». Живут под землей, владеют некоторыми технологиями (один «транклюкатор» чего стоит). Мешают осваивать недра не из злобы, а просто защищают свой дом. А Супермен старается защитить не только людей от «кротов», но и наоборот. И не дать толпе с ружьями, револьверами и вилами устроить войну.
  • Накситралли (Naksitrallid) из сказок Э. Рауда. Главные герои Муфта, Полботинка и Моховая Борода. В некоторых источниках (и детских передачах), еще с 1980-х гг, предлагалось объяснене, что накситралли в роде гномов, но современные и т. п.

Примечания[править]

  1. Вообще-то называются — для широких народных масс они именно что «dwarves», то есть «карлики». Считается, что в обиход это прозвище вошло из-за неправильного перевода слова «двемер» как «низкий эльф» — на самом деле это означает «глубинный\глубокомысленный эльф». Есть и альтернативно-народная версия этимологии — что, мол, двемеров прозвали «карликами» живущие с ними по соседству великаны (для которых нормальный человеческий рост именно что карликовый). А по Дойлю слово переиначено из староанглийского dweomer — «заклинание».