Не знает ревности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Ethical Slut. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
NZR.jpg

Ревность, говорите? Чудовище с зелёными глазами, говорите? Мегера? Отелло?

Господа, вы вообще о чём? Вот так вот, на полном серьёзе, считать живого человека своей собственностью? Беситься из-за того, как он/она использует свои половые органы в свободное время? Даже убивать из-за этого? Да вы с ума сошли!

Ну, вы поняли: персонаж не ревнив. Как правило, это зиждется на том, что он и сам отнюдь не моногамен и при том не лицемер.

Внимание! Троп не касается тех случаев, когда персонаж просто не любит партнера. В том-то вся и соль: любит, но не собирается приравнивать любовь к полному отказу от утех на стороне. Даже если такой отказ происходит — то не потому, что партнеры ударяются в морализаторство, а потому что они сами решают, что им никто не нужен.

Под троп также не попадают бесправные жены в сурово патриархатных культурах, которым попросту запрещено ревновать гуляющих мужей.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Айлиль, король Коннахта, супруг Медб из саги о похищении Быка из Куальнге. Его так и прозвали: Айлиль, Не Ведающий Ревности.
  • С прикрученным фитильком — Один. Узнав, что Фрейя переспала с четырьмя гномами ради ожерелья Брисингамен, он ничего ей не сделал… но попросил Локи украсть для него ожерелье
    • Но возможно, тут дело скорее в том, что у мифических сюжетов нет целостности: если где-то говорилось, что кто-то кому-то приходится женой, матерью, отцом, братом, это может и никак не влиять на другие сюжеты.
    • Обоснуй от философов-традиционалистов (кажется, у Серякова было): могущественная женщина (волшебница, богиня с солярными атрибутами, королева) часто является аллегорией либо власти, либо божественной мудрости, либо удачи. Одному человеку (и даже богу) она абсолютно и безраздельно принадлежать не может. Таким образом, их мужья являются просто более-менее постоянными фаворитами, в отличие от всяких там героев, к которым она склоняется временно, ненадолго и, как правило, только в объёме, необходимом для выполнения той или иной задачи. Мужья понимают и не обижаются.
  • Анекдот про вернувшегося из командировки мужа и сбежавшего в окно любовника: «Ну и молодежь пошла: ни тебе „спасибо“, ни мне „здравствуйте“».
  • Ещё один анекдот, в котором муж увидел красивого, ухоженного любовника жены, потом посмотрел на свою некрасивую жену и подумал: «Господи…как перед любовником-то неудобно…»
    • вариант: мужик, я ж не знал, что у тебя любовь.
  • И еще один: муж на корпоративе с супругами: "это любовница директора, это любовница генерального менеджера, а это - моя". Жена: "о, а наша самая красивая!".

Литература[править]

  • Вольтер, «Мир, каков он есть». «Да будет вам известно, что муж самый мой лучший друг на свете, что я готова пожертвовать ради него всем, кроме моего любовника, и он также сделает для меня всё, только не расстанется со своей любовницей. Я познакомлю вас с нею; это очаровательное существо, остроумное, с прекрасным характером; сегодня вечером мы ужинаем все вместе, с мужем и моим любезным магом; приходите разделить с нами нашу радость».
  • Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala): законная супруга графа Эрнста Глейхена, графиня Оттилия, была не против, что он возьмёт вторую жену — заглавную героиню-сарацинку, которая помогла графу бежать из рабства. Лично папа римский дал добро на это двоежёнство.
  • А. Дюма, «Королева Марго» — Маргарита Валуа и Генрих Наваррский открыто изменяли друг другу с полного согласия. Это вполне соответствовало реальности: известен случай, когда супруг укрывал у себя (!) одного из её любовников (!!), чтобы он не встретился с другим (!!!). А сама королева однажды принимала роды у мужниной любовницы. Впрочем, Генрих был так толерантен главным образом оттого, что бесплодие Маргариты на тот момент было подтверждено официально. Тем не менее, толерантность к бесплодной королеве — тоже весьма примечательное для тех лет явление!
    • До того, как Генрих стал королем Франции, ситуация была такой же. Тут скорее сочетание двух факторов: брака по расчету и весьма незаурядного ума обоих супругов, четко разделявших политические обязательства и вкусы в постели.
  • Н. Лесков, «Старинные психопаты» — Степанида Васильевна Вишневская, не только терпящая многочисленные измены супруга с крепостными девушками, но и подбирающая пассий для супруга.
    • его же «Совместители» - с прикрученным фитильком. Пожилые чиновники, содержащие любовниц из соображений «какой же я чиновник и без любовницы...», весьма спокойно относятся к наличию у последних более юных и страстных сердечных друзей...
  • Иван Ефремов, Великое Кольцо — земляне изжили ревность как атавизм.
  • Азимов, «Роботы зари». Детектив, расследующий убийство робота, говорит пареньку, пытавшемуся ухаживать за женщиной, любовником которой был робот, что он мог отключить робота из ревности. В ответ парень бросается на него с кулаками — оказывается, на Авроре, ввиду крайне свободных нравов, данное слово является попросту нецензурным.
  • Роберт Хайнлайн — множество героев и героинь.
  • Бушков:
    • «Сварог» — Мара и Яна-Алентевита совершено не ревнивы и вместе «делят» недоумевающего от такой непосредственности Сварога. Мара ещё и руководит время от времени мимолётными любовницами Сварога.
      • Педаль в пол выжимает графиня Маргилена Дино: мало того, что сама развлекается, с кем попало, так ещё и осуждает законного супруга, не желающего следовать её примеру. В доме прохода нет от смазливых горничных - нет, ему жену в постель подавай!
    • «Д’Артаньян — гвардеец кардинала» — герцогиня де Шеврез настолько распутна, что в принципе не способна понять, как можно испытывать ревность.
  • «Хроники странного королевства»:
    • Кантор совершенно не ревнив, хотя и воспитан в дико патриархальной и собственнической культуре. Даже когда Ольга уходит от него к Артуро, он в бешенстве не из-за того что Ольга спит с Артуро, а потому что тот бездарь, дурак и ничтожество, к тому же изрядно подпортил Кантору жизнь в свое время. Эльфийские корни и благословение Эрулы — это страшная сила.
      • Конечно, Кантор унаследовал это от папы. А тот — от дедушки.
      • Вообще-то Кантор в свое время совершенно беспричинно (и сам ведь понимал) ревновал Ольгу к Шеллару. Но особенно смешно на этом фоне выглядит ситуация, где Кантор совершенно спокойно посидел-поговорил с Лаврисом (который пришел, потому что ему было просто интересно потрахаться с интересной женщиной), но при этом спустил с лестницы всех, кто приходил к Ольге с корыстными интересами.
        • Тут дело в том, что с Шелларом у Ольги могло что-то реально получиться если бы он был чуть порешительнее, а Лаврис был бы максимум развлечением на одну ночь
    • Орландо.
    • Элмар, хотя и с натяжкой. Но жить с нимфой, основа магии которой — это тотальный промискуитет, иначе и нельзя. Впрочем, сама Азиль не ревнива, и ей главное, чтоб Элмар её любил, а иные связи не важны.
    • Целая раса эльфов.
      • Как, кстати, и эльфы "Лабиринтов Ехо". Прочие разумные виды этого не понимают и считают, что если изменяет и не ревнует - значит, разлюбил. Поэтому об эльфах сложилось мнение как о существах, не способных на длительные отношения и глубокие чувства. А уж какие суеверия вокруг этого заблуждения сложились впоследствии!
  • «Сага о ведьмаке» — субверсия: Геральт ревнует Йеннифэр… но только к Истредду, с которым у неё почти серьёзно. Остальные её любовники ему до лампочки, как и той — почти все его любовницы… Кроме Трисс (потому что они подруги). И некоторых чародеек. Хотя есть подозрение, что Йеннифэр просто не воспринимает большинство любовниц Геральта, как ровню себе, и поэтому не беспокоится.
  • Робер Мерль, «Остров» — все полинезийцы и полинезийки, решившие разделить с английскими моряками изгнание. У англичан от этого случается культурный шок, заканчивается все плохо.
  • Prince of Nothing — дунианам многие эмоции чужды, в том числе и ревность. Келлхусу безразлично, что Эсменет в его отсутствие утешается с капитаном дворцовой стражи, лишь бы детей рожала только ему.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — Стив. Возможно, дело в нечеловеческой психологии.
  • «Танцующая с Ауте» — ревности не знают местные не-эльфы эль-ин. У них, правда, сильный перекос населения в мужскую степь, поэтому гаремы себе сколачивают эльфийки — десятком мужей и неопределённым количеством случайных любовников никого не удивишь. Выбивается из этого веселья разве что главная героиня, не допускающая даже мысли о гареме или связях на стороне, но это её личные закидоны.

Музыка[править]

  • «Фон Глейхем, имперский граф» Лина Воробьева (Йовин) — песенная новеллизация упомянутой выше «Мелексалы», истории графа-двоеженца, живущего в мире и согласии (причем с благословения Папы) с обеими супругами.

Телесериалы[править]

  • "Звездный путь:Энтерпрайз". Доктор Флокс принадлежит к весьма социальной инопланетной расе, где у каждой жены по три мужа, у каждого мужа по три жены. Когда его супруга начинает оказывать недвусмысленные знаки внимания Трипу Такеру, Флокс советует парню принять предложение. А после того, как Трип сбегает, краснея от смущения, супруги дружно ржут.

Мультсериалы[править]

  • DOTA: Кровь дракона — у эльфов полиамория на религиозной почве. А одна их эльфиек даже не понимает, как можно каждый день любить одного и того же. У людей так не принято, по крайней мере, если это серьезно.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Break Blade — король Крисны Хозул. Он отлично знает, что его жена, Сигюн, ещё с военной академии влюблена в протагониста, их общего друга по той же академии. Отлично знает… и ничего не делает по этому поводу, хотя заметно, что он к ней всё-таки неравнодушен. После войны с Атенсом это выливается для него в интрижку с шеф-поваром, причём морально он уже готов к тому, что Сигюн рано или поздно уйдёт от него.
  • Тайные желания отвергнутых — Муги и Наруми совершенно плевать на то, что Аканэ, в которую они влюблены, является нимфоманкой, склонной к промискуитету.
  • Texhnolyze — Синдзи по отношению к Ёко. «Она свободна. Мы никому не принадлежим».
  • Urusei yatsura — здесь много кто кого к кому ревнует. Но есть и исключения — например лисенок, которого спасла Синобу, потому что он хороший парень. А ещё Рей, но в его случае железобетоннный обоснуй — когда твой интеллект на уровне бычья, которому много думать не положено, не больно-то и поревнуешь.
  • Arifureta Shokugyou De Sekai Saikyou — Юэ выросла на Тортусе, где промискуитет — норма жизни, потому считает отношение Хадзиме к другим девушкам (в стиле «у меня уже есть моя единственная и неповторимая — извольте соблюдать дистанцию и меры приличия») откровенными закидонами, а впоследствии, когда протагонист таки оттаивает по отношению к своему «гарему» (причём не без активного участия Юэ — она сама его подталкивает к полигамии), в своём видении «нагло эксплуатирует» свой статус «любимой жены», решая, в каком порядке допускать других девушек в постель героя.
    • Единственный раз пугается (впрочем тогда вообще почти весь состав гарема вздрогнул), что может потерять свой особый статус, когда к гарему присоединяется Шидзуку. И нет, дело не в том, что новенькая отпрессовывает остальных барышень в сторону и целиком перехватывает всё внимание героя — всё ровно наоборот: Шидзуку — скромница, по меркам нашего мира скромница, а у тортусианок от одного взгляда на её поведение шарики за ролики закатываются — в их краях настолько неиспорченные девушки просто не встречаются. Как оказалось, боялась зря.
  • Система Шэнь Хао — жена протагониста Сяо Гё Чжао Цзялинь преодолела в себе эти чувства позволив ему собирать гарем
    • наиболее фееричный пример с девятой женой Сяо Гё Юй Шижань — она сама попросила у Цзялинь помощи затащить её мужа в её постель! Видя её обалдевшие лицо Шижань ответила что она не может не задумываться о будущем, и ей страшно оставлять свою фирму в руках её родственников, которые в силу своих глупости и эгоизма погубят все то что она построила, и она хочет заиметь ребёнка чтобы было кому передать её дело, и она хочет ребенка именно от её мужа, поскольку она им восхищается, дополнительно пообещав что её ребенок никогда не узнает кто его отец и что ни он, не его дети никогда не узнают про своё родство с семьей Сяо. И она помогла!! Ведь наследование важная часть
  • «Главный приз лотереи: Несравненный гарем» — протагонист оказался в мире где для аристократов в норме вещей иметь нескольких жен, так что одна из его пассий будучи королевой собирает ему гарем из своих фрейлин!
  • Бессмертный мечник в обратном мире — протагонист Чу Цинь собирает себе гарем и ни одда из его пассий по настоящему к друг другу не ревную: одна из них шутки ради подралась с другой и когда её кузина (сама влюблённая сама в героя) попыталась их разнять то её кузина ответила что они обе любовницы Циня
  • Система постапокалиптического мира — девушка гг в мире постапоклипсиса поначалу ревновала своего парня но потом только была рада тому что у неё появились «сестры»
  • Герой-рационал меняет королевство — первая жена Кадзуи Сомы, Лисия Эльфриден, не ревнует его к прочим его женам, ведь королю необходимо иметь связи, а брак такая связь (более того она сама отбирает ему потенциальных жен!). И вообще, в их мире многоженство (и многомужество, если память не изменяет, тоже) — дело вполне обычное и будничное.
  • 100 девушек, которые очень-очень-очень-очень-очень сильно тебя любят — собственно, название говорит само за себя. Если в первых главах что-то типа ревности и мелькало, то потом о ней благополучно забыли.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age II — большинство ЛИ Хоук(а) (кроме, пожалуй, Андерса) не ревнивы. Если уйти от одного из них к другому, брошенный возлюбленный(-ая) тебя ни словом не упрекнёт, только скажет счастливому сопернику, чтобы тот(та) обращались с тобой хорошо. Хотя Изабелла может наказать и мужчине-Хоуку, чтобы тот хорошо обращался с наивной девочкой Мерриль.
  • В Dragon Age: Inquisition Вивьен, любовница герцога Бастьена де Гислена, рассказывает, как замечательно они ладили с супругой герцога и устраивали совместные салоны.
    • Там же приводится история эрла Жасена Геррина, который влюбился (причём серьёзно и взаимно) в известного барда сэра Коррама. Жена эрла отнеслась к такому повороту поразительно спокойно, поставив единственное условие: бард не должен жить с семьёй эрла в замке Редклиф. К однополым связям в Ферелдене относятся достаточно толерантно, если обе стороны соблюдают разумную осторожность и не бравируют этим, но всё же со стороны супруги настолько невозмутимая реакция удивительна. В итоге эрл выстроил для своего любовника роскошную усадьбу в отдалении от замка, где тот и поселился, причём на тему ночных поездок эрла туда даже сложили шутливую песенку «Путь эрла Жасена». Однако эрлесса продолжала относиться к сему роману спокойно. Даже после смерти эрла Коррам продолжал жить в усадьбе, а когда он умер (в почтенном возрасте 90 лет), эрлесса приказала похоронить его со всеми почестями, завернув тело в охотничий плащ эрла, а усадьбу превратила в место для приёма гостей и летнюю резиденцию младших членов семьи Геррин.
  • Pathfinder: Kingmaker — Регонгар и Октавия. Полуорк вообще, если задать ему прямой вопрос о верности, заявит: «Так что когда ей нравится какой-нибудь мальчик или девочка, я не устраиваю драму, а спрашиваю, оставить мне их наедине или присоединиться. Ну, и она со мной так же, ясное дело».
  • Monster Girl Quest: Paradox — некоторые дамы пусть и производят впечатление собственниц, а после окончания приключений намерены связаться с вами строго моногамным браком, и слова не скажут, когда вы занимаетесь грешным делом у них на глазах. Даже Соня, которая иногда устраивает сценки, но строго в скриптовых местах.
  • Hades — Танатос и Мегера. Если закрутить роман с ними обоими, то Загрей честно признается в этом тому, кто будет вторым — в ответ на что услышит, что ему это и так известно, более того, окажется, что именно тот кто был первым подтолкнул второго прийти в комнату принца и расставить точки на «и». А всё потому, что Тан и Мег дружат друг с другом ничуть не хуже, чем с собственно принцем.
  • Grand Theft Auto V — Майкл и Аманда. Взаимоотношения у них хоть и непростые, но в целом они с безразличием смотрят на то, что каждый из них ходит налево. Хотя к концу сюжета Майкл пытается сохранять верность, ничто не мешает игрокам заставить его пользоваться услугами ночных бабочек.

Реальная жизнь[править]

  • XVIII век в Европе — педаль в пол (во всяком случае, среди высших слоёв). Было принято иметь, кроме любимых (или не очень) супругов, ещё и связи на стороне. Доходило до того, что любящие супруги в праздники делали подарки любовникам/любовницам жен/мужей. Учитывая, что большинство тогдашних аристократических браков заключались сугубо по расчёту — неудивительно: если люди были более-менее вменяемыми, они отлично понимали, что брак — это, конечно, хорошо и свято, но не превращать же жизнь друг другу в ад из-за этого.
    • Педаль в пол давит один из французских королей, который помогал одному из любовников королевы прятаться от другого.
  • Полинезийская культура. Считалось, что в ходе секса люди обмениваются маной, и чем дальше они друг от друга, тем больше маны получает каждый, поэтому с незнакомцем хорошо, а с иностранцем еще лучше. Увы, европейские моряки делились не только маной
  • Народ Мосо. Сейчас, благодаря европейскому влиянию, всё больше склоняются к моногамности, но традиционно в их культуре совершенно нормально для женщины иметь нескольких мужчин, которые по-очереди её навещают (брака мосо не знают, мужчины всю жизнь живут в семье их матери и делят со своими возлюбленными лишь постель, а не быт).
    • И практически все человеческие культуры до появления в неолите патриархальной семьи.
    • С фитильком, способы получения посторонних генов в очень замкнутых племенах. Женщины племени могут упорно предлагать себя, например, путникам или представителям соседнего племени, и такое поведение не только не осуждается, но и всячески поощряется. Ну а что делать, если все друг другу десять раз родня, и это единственный способ получить здоровых потомков.
      • Тем более, что это способ сохранить немногочисленную и драгоценную собственность в семье. Женщина ушла — приданное ушло с ней. Мужик ушёл — а подарочек от него на всю жизнь остался, мамочку радовать да овец пасти.
  • Полиамория — система этических взглядов, зиждящаяся как раз на отказе от ревности. Фирменный термин полиаморов — комперсия, сиречь удовольствие от радости и наслаждения, которые партнёр получает от общения (включая сексуальное) с приятными ему людьми.
    • Для непосвящённых людей близким к полиамории кажется такое понятие, как «открытые отношения» — но они различаются как общее и частное. Каждый полиаморный союз подразумевает открытые отношения, но не каждые открытые отношения построены на полиамории. Открытые отношения — это, скорее, смирение партнеров с необходимостью полигамного образа жизни одного из них или обеих ради сохранения первоначального союза, ревность в таких отношениях купируется рукотворно усилиями самих партнёров.
    • По плодам сближаются с полиаморией фетиши «cuckold» и «cuckqueen», но на деле имеет место субверсия. Их носители испытывают сексуальное наслаждение от того, что им изменяют — то есть, технически, ревность им знакома, просто она их заводит (а мазохистов — ещё и факт унижения этой изменой). Противники полиамории считают, что чувство комперсии тоже относится сюда.
    • Золотая середина между моносексуализмом и полиаморией — закрытая полигамия, в которой члены союза не ревнуют друг дружку друг к дружке, но и на левых хренов с бугра не заглядываются.