Не магия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Magic by Any Other Name. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Not magic.jpg

Оно ненаучно. Оно непостижимо. Его не бывает. Но это не магия. А что же тогда?

  1. Волшебные законы физики. Некоторые вещи работают в этой вселенной вопреки законам реальной физики, при этом такое воспринимается как обыденность и активно используется. Однако, магии как системы нет, особенно в той её части что происходит непосредственно усилием воли мага или заклинанием в его устах. А вот какая-нибудь алхимия, основанная на этих самых фантастических веществах и взаимодействиях, вполне может быть.
  2. Прямой аналог и конкурент, но работающий по каким-то другим правилам. Например, религиозная магия, которая зависит от воли божества и «заклинания» которой исполняются совсем по-другому, особенно в случае игр, достаточно развитая наука или псионика, хотя последняя обычно выглядит как обычная магия, просто прикрытая технотрёпом.
  3. Функциональный аналог: это называется не магией, но и обычно не псионикой. При этом аналогов внутри вселенной, в отличие от предыдущего пункта, не имеет, но по виду и роли в произведении — чистая магия. Технотрёп опционален, несуществование в реальности обязательно.

Достаточно близкое явление — это очень сильное колдунство. Однако, не-магия настолько естественна, что не вызывает вопросов и претензий, выглядя как некая стройная система со множеством проявлений или допустимая жанровая условность. Колдунство же применяется однократно или беспорядочно, возможно даже сверх устоявшейся магии или не-магии, при этом пытаясь в неё вписаться.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — в каждой щели она. Здесь весь мир (8 из 10 лет в работе) механический, поэтому живые существа пользуются той магией, которая получается из работы механизмов в их телах, всеми этими стихиями и множеством спеллов вроде отравления, устрашения, создания вакуума; силами масок, артефактов, которые дают какую-то способность вроде отделения духа от тела, что как бы чистая магия. Они также могут изготавливать вещи, которые ну очень похожи на сабж, вроде металлических Дисков Канока, накладывающих эффекты типа заморозки или восстановления разрушенных предметов, — которые придаются им банальной фильтрацией металла, который буквально плещется в местном море. Но это всё чудеса продвинутой науки с другой планеты.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Леонид Каганов, «Магия» — орбитальная группировка полицейских спутников непрерывно следит за людьми и наносит удары, управляясь доступными любому человеку действиями. В результате человечество очень сильно поредело, а его выжившие представители в основном уже не имеют понятия о каких-то ракетах, спутниках, технике, а знают только то, что определённый колдовской обряд призывает смертоносное пламя с небес на жертву.
  • «Пикник на обочине» — аномалии и артефакты Зоны посещения обладают невероятными свойствами вроде вечного двигателя или воскрешения мёртвых, которые никак не объяснены и вообще руинят основы известной физики.
  • Метавселенная Рудазова — конечно, магия здесь тоже есть, но она лишь один из способов управлять эфиром для воздействия на реальность. Есть духовная сила святых и небожителей, есть божественная и демоническая сила — прямое изменение реальности, есть экзотика вроде кипящего в хтониках Хаоса, есть Ме или Сущности — эдакие «надстройки» непосредственно на душе. И да, есть достаточно развитые технологии и биологические возможности организмов, внешне неотличимые от магии — так, титаны обрели истинное бессмертие в масштабах вида именно техногенным путём.

Зарубежная[править]

  • В творчестве Лавкрафта магия с заклинаниями в принципе есть, хотя на фоне современных фаерболов довольно непривычна вплоть до этого тропа. Но кроме того полным-полно достаточно развитых инопланетян, способных, скажем, перемещаться по космосу своим ходом просто потому что.
  • То, что могут делать толкиновские эльфы, весьма себе сродни волшебству, но, по мысли автора, волшебством в привычном смысле не является. Эльфы не изыскивают способ воспользоваться недокументированными возможностями реальности — у них просто с ней другие отношения. Подсвечено разговором Сэма и Галадриэль в Лориэне: она прямым текстом говорит, что, если ему так удобнее, он может называть её Зеркало волшебным, но всё же это не совсем так.
  • Яцек Дукай, «Иные песни» — собственно, всё происходящее, потому что этот мир основан на законах аристотелевской физики, где разум формирует материю, состоящую из первоэлементов-стихий, и так далее. И даже Адинатосы, о которых известно только то, что они абсолютно непостижимы, вполне укладываются в рамки происходящего.
  • Аналогично у Ричарда Гарфинкеля в «Celestial Matters»: мир построен по законам аристотелевской физики (земная материя состоит из четырёх стихий и движется по прямой, небесная путешествует по кругу, природа не терпит пустоты, и так далее), но при этом одновременно работает и традиционная китайская наука: движение и манипуляция ци, пять стихий и тому подобное.
  • Генри Лайон Олди, цикл «Ойкумена» — тут расы условно делятся на энергетов (собственно не-маги), техноложцев (как очевидно из названия, полагаются на технику, которая не-магии всё же во многом уступает) и дикарей/варваров (не пошли ни по одному пути прогресса или вернее деградировали до состояния, когда невозможно сказать, по какому пути шли их предки). Немного особняком где-то между энергетами и техноложцами стоят помпилианцы, но они всё же ближе к энергетам. При этом у каждой расы энергетов не-магия своя и работает по своим законам, которые всячески тщательно изучаются, однако врождённый талант всё же для применения всё ещё нужен. Получилась манапанковая космоопера.

Сетевая[править]

  • Дмитрий Шатилов, «Цикл ФОТУРО» — собственно, всё происходящее безумие, которое, по словам автора, является чистой физикой.

Фанфики[править]

  • «Паутина света» Сергея Плотникова: этот эпичнейший (5 МБ текста!) фанфик на фансервисную мангу про фигуристых постусторонник духов и охотников за приведениями очень широко достраивает исходную вещь. Есть обычный мир. Есть духи-аякаси. Есть маги, главная задача которых — резать духов. Способности духов (да и в общем-то магов, как смесков духов и людей) — в общем-то магия. Но существуют ещё и наследственные способности магов, магией не являющиеся. Контроль электричества, незаметность в широком спектре, некромантия, или — как у главного героя — изменение свойства материалов. Именно так Плотников объясняет способности канонного протагониста, Свет Изменяющий. Ну а раз супер-материалы есть, то зачем нам магия? «Магии нет, есть физика!» Ну, вернее, магия — доселе неизвестный раздел физики, и её можно сочетать с остальными физическими эффектами, например термодинамикой. Вот с наследственной не-магией всё сложнее, да.

Кино[править]

  • В жанре уся герои нередко обладают совершенно нереалистичными способностями, но объясняется это не магией, а боевыми искусствами.
  • «Звёздные войны» — Сила же. Вполне сверхъестественна и разложена по полочкам, но именуется Силой.
  • «Супербратья Марио» — деэволюция, превращающая в низшую форму жизни: человека — в обезьяну, а человека, эволюционировавшего из рептилии, — в динозавра. После гибели злодея всё эволюционирует обратно.

Мультфильмы[править]

  • «Как приручить дракона» — собственно, драконы. Они летают, они дышат огнём, они умны как люди и довольно полезны в хозяйстве, если правильно обращаться. На них можно летать, их можно доить на предмет горючих веществ и ядов, с помощью чешуи или целой шкуры можно делать огнеупорную одежду, есть даже применение в металлургии. Но ни отдельного класса шкажошных существ, ни отчаянных попыток натянуть псевдореалистичный обоснуй не наблюдается (на самом деле немного есть, но их не сразу заметишь).

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Аура, дающая аж целую одну способность. При этом она не то что не называется магией, само существование магии тут считалось суеверием. Хотя истинная магия тут тоже есть, но владеют ей от силы несколько человек — да и то с оговорками.
    • Туда же и Даст-алхимия. С помощью особого вещества — праха (дуста) позволяет создавать похожие на магию эффекты, однако считается научной дисциплиной.
  • ATLA — бендинг же! Управление стихиями не называют магией, хотя соблазн назвать его так велик настолько, что в русском переводе и перевели как «магия огня», «магия земли». Бендеры некоторых элементов через упорные тренировки овладеть и более крутыми ачивками, например, абсолютной левитацией. Аватар же даже по тамошним меркам маг магов, потому что помимо управления всеми стихиями и переход в имбовое состояние аватара, как оказалось, может сгибать и фиолетовую энергию мира духов.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — в первом сезоне способности пегасов и земных пони пытались провести по этому тропу, в четвёртом всё же исправились.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — способности нелюдей и мутантов имеют генетическую природу.
  • Вселенная DC — спидфорс даёт кучу разных способностей, помимо сверхскорости, но магией не считается.
  • «Хранители» — способности Дока Манхэттена выходят, мягко говоря, далеко за рамки человеческих, но никак не объясняются. Возможно, это очень продвинутая физика, а может, и нет. По виду более всего напоминает сверхмощную псионику. Вообще, Манх суть олицетворение детерминизма учёных-физиков.
  • «Скотт Пилигрим против всех» — здесь никого не удивляют такие вещи, как летающий индус-пиромант, состоящие из музыки монстры, то, что избитый человек рассыпается на монетки, как в видеоигре, возможность быстрее перемещаться по городу через чужое подсознание и многие другие вещи. При этом есть косвенные намёки, что за пределами Канады мир гораздо страньше.
  • «Girl Genius» — НАУКА!!! Искр и есть самая настоящая магия. Каждый безумный учёный творит свои уникальные учёные безумства, отрицающие здравый смысл и законы природы, другие их не могут понять, а он сам — даже объяснить.

Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — хоть хамон, хоть стенды.
    • В 4-ой части появляется антагонист (потом союзник), который утверждает, что он — инопланетянин (Стендов не видит, но супер-способностью обладает).
    • А ещё боевое искусство вращения из 7 и 8 частей.
      • С 4-ой части и далее (в особенности спин-оффе Кишибе Рохана) уже появляется настоящая магия и сверхъестественная сила: призраки, йокаи, даже сам древнегреческий Бог Гермес. В 7-ой части главный макгаффин — останки Иисуса Христа.
  • D.Gray-Man — «Чистая Сила» и «Тёмная Материя». Хотя и Магия в сеттинге тоже есть.
  • «To Aru» (или же Raildex) — в мире есть две фундаментальные силы: магия и магия, прикрытая паранаучной ахинеей вроде НД-поля и персональной реальности.
  • Neon Genesis Evangelion — «АТ-поле», которое вроде бы как-то связано с физикой, но по факту скорее метафизично или даже вовсе духовно.
  • Fullmetal Alchemist — алхимия, конечно. Обоснуйно она лишь превращает одни вещества в другие, но делает это со скоростью, мощностью и эффектом как у доброй боевой магии.
  • Senki Zesshou Symphogear — начиная с 3-го сезона здесь тоже появляется своя алхимия. Технически — таки да: может по желанию кастующего её алхимика локально переписывать законы физики и природы, позволяет трансмутировать органику в неорганику, расщеплять материю звуком и так далее. Даже Вайсхаупт, главгад 4-го сезона, на одних лишь своих силах умудрился создать миниатюрный атомный взрыв из ничего. Но если приглядеться, то принципы работы у местной алхимии подозрительно напоминают классическое кодовство.
    • В 1-ом и 2-ом сезонах до алхимии главной головной болью героинь были так называемые «еретические технологии» (ксенотех предтеч), от которых местная алхимия как самостоятельная дисциплина и отпочковалась.
  • Hokuto no Ken — вроде про боевые искусства, но посмотрите, что позволяют себе адепты Хокуто и других школ! Тут тебе и управление телом (чужим), и магия крови, и полёт, и энергетические волны, и исцеление.

Видеоигры[править]

  • Heroes of Might and Magic V — боевые кличи орков! Не являются, более того, противостоят магии, но имеют эффекты, похожие на неё.
  • Fallen London — тут есть некое подобие магии, использующее программный язык Мироздания, но это скорее волшебная наука о тех самых волшебных законах физики. И называется даже Красной Наукой. Кроме того, пользоваться ей опасно для человеческого рассудка, потому что это инструмент местных верховных богов. Но и кроме этого есть куча всяких сверхъестественных вещей, которые прочно вошли в жизнь и подчиняются определённой системе, но магией их никто называть и не думает.
  • Darkest Dungeon — тоже продолжает традиции Лавкрафта и имеет довольно мутный и опасный оккультизм. А кроме того религиозной магией пользуются служители Света, бога которых греческий хор объявляет ложным, и флагеллянт, способности которого иначе как магией крови объяснить нельзя, но в игре они не объясняются никак.
  • Mass Effect — биотика, которая использует эффект массы через частицы Нулевого Элемента в организме пользователя. В данном случае весьма большой акцент на НЕ, так как тут скиллы не-магии основаны на законах нашей физики, безо всякой лютой мистики.
    • Ну, в первой части. Во второй и далее биотика всё больше напоминает магию. По известному анекдоту, единственное обоснованное НЕ «эффектом массы» колдунство — рыбка-переводчик.
  • Gothic 3 — после вотэтоповорота в конце второй Готики, перестаёт работать старая рунная магия и начинает — принципиально иная. Заклинания не меняются — файрболлы, удары льда, свет, призыв монстров, всё то же самое, мать твою! Но теперь вроде как на божественной, а не рунной основе. Разница только в том, что для обучения топовым заклинаниям нужны хорошие отношения не с кругом архимагов, а конкретным божеством.
  • S.T.A.L.K.E.R — таки какая магия, вам здесь не фэнтези. Аномальная энергия и никак иначе. По правде сказать, для использования людьми действительно подходит плохо, но вот мутанты с её помощью творят всякое, не говоря уж об артефактах и аномалиях.
  • King's Bounty: Легенда о рыцаре и его [|аддоны] — способности ярости. Магией не являются (хотя эффекты схожи), ману не тратит (а тратит ярость героя) и при этом умениями ярости классы воин и паладин распоряжаются куда эффективнее, чем маг.
  • Arknights — так называемое «ориджиниумное искусство» на основе псионического взаимодействия жителей Терры с ориджиниумом. Технически, местными псевдомагами могут считаться ВСЕ персонажи (хоть и в разной степени), так как взаимодействие с ориджиниумом рано или поздно чревато заражением орипатией.

Настольные игры[править]

  • «Берсерк: вселенная магических битв» — знаменитые воздействия. Магией не считаются, ману не тратят (в недопиленной НРИ-системе), абилка «защита от магии» не спасает от них (только от заклинания, разряда и магического удара). А по лору, факт их применения не отследишь никакими «детекторами магии». Зато есть отдельная «защита от воздействий», а по лору, есть существа, способные чуять именно их: ну, типа как в «Звёздных войнах» — по «возмущениям в Силе», что ли.
    • Воздействием считается и самый обыкновенный приём, доступный любому (скажем, «долго бегать от противника», «изводить насмешками» или «заболтать до умопомрачения»), и явно мистический, которому надо долго учиться или вообще родиться со способностью к нему (при условии, что он не встраивается ни в лаарскую, ни в ангхеймскую систему магии). Например, не-магическая псионика тоже относится к числу воздействий.
  • Warhammer 40,000 — тут что «обычная» магия, что религиозная, что псионика псайкерство — всё одно. Но есть достаточно развитые некроны и К’Тан, которые с Варпом не связаны вообще никак, но имеют на вид откровенно магические абилки вроде превращения себя в облако тьмы для телепортации и тому подобного. К’Таны так и вовсе способны нагибать привычную физику одним своим присутствием, опять же, не имея отношения к Варпу, который тоже так делает. И души они тоже каким-то образом едят.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — аномальщина как проявление волшебных законов физики, тауматургия как классическая магия, а также Теория Юмов (Юм — единица напряжённости/плотности реальности) — попытка объяснить весь творящийся во вселенной [УДАЛЕНО] тем, что «тут реальность слабая, и багов много». (У Скульпторов «плотность реальности» повышена в сравнении с остальным миром.)
  • Андивионский Научный Альянс — здесь такого не просто много, а очень много. Корафонские маги управляют потоками физических энергий и даже могут сплетать из них живых существ. Учёные могут менять мир через управление структурой вселенной, «физическими смыслами», специальные уравнения и тому подобное. В общем, достаточно развитая наука плавно переходит в настоящее волшебство.