Не оставлять свидетелей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Leave No Witnesses, He Knows Too Much. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Нам свидетели без надобности! »
— Злодей (в исполнении М. Кокшенова)
в одном наивном советском фильме про красных и белых[1]
« — Так он как раз свидетелей и зарезал! А Горелику только морду набил! »
— «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
« Нам не нужны свидетели!!! »
— Лариса Гузеева, будучи камео на КВН, имела в виду свидетелей Иеговы

Злодей не задумываясь убьёт опасного свидетеля. А вот как поступит тот, кто злодеем не является?

  • Если отпустит, то, скорее всего, на него быстренько донесут…
  • …если же убьёт, то «Что за фигня, герой?», чем он тогда отличается от злодея? А если свидетель ещё и маленький ребёнок?
  • …А если свяжет и оставит валяться до конца операции — рискует, что свидетель выпутается слишком рано или, напротив, не доживёт до её завершения. Особенно если операция длится годы, а комфортабельным подвалом герой не обладает.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Троецарствие — Цао Цао услышав о том как люди его дяди собираются кого-то убить, решил действовать на опережение и всех порубил мечом, а затем обнаружил, что они собирались забить поросёнка… и тут он встретился с возвращавшимся дядей, который мог увидеть то, что он натворил…
  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — французский офицер Фернан предал албанского феодала Али-пашу Тебелинского. Мужчина был убит, а его вдова и 4-детняя дочь Гайдепроданы в рабство. Женщина умерла от горя, а девочка выросла и отомстила с помощью Монте-Кристо. Когда Фернан лишился всего, то сильно пожалел о своём милосердии. Хотя скорее — о корысти вместо более предусмотрительного убийства свидетелей.
  • Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — один из каноничных примеров. Один из мотивов, которыми Раскольников обосновывает для себя убийство процентщицы — то, что та угнетает сестру Лизавету, и той без неё будет лучше… однако Лизавета не вовремя приходит домой, и ему приходится убить и её тоже.
  • А. Конан Дойл, «Номер 249» — пример почти комедийной некомпетентности в этом деле. Студент-злодей Беллингтон научился на время оживлять мумию и отдавать ей приказы, и на протяжении рассказа трижды приказывал ей убивать (все три раза мумия «не шмогла»). Первой намеченной жертвой был давний обидчик Беллингтона, а остальные — два студента, узнавшие о мумии. Не было у бабы заботы — обучилась баба некромантии
  • «Время меча» Юрия Нестеренко — чтобы добыть денег на выкуп из рабства своего спутника, Эйрих и Элина сами похищают ради выкупа местного торговца. Элина убеждена, что после уплаты выкупа Эйрих отпустил пленника, но позже выясняется, что убил. На ее возмущение он спокойно отвечает — «вы сами виноваты, вы назвали меня по имени в его присутствии».
    • В «Личной неприкосновенности» того же автора героям удается найти гуманный компромисс — они отправляют усыпленного свидетеля в глушь, откуда тот сможет выбраться обратно к цивилизации лишь после того, как герои завершат запланированную операцию и скроются.
    • В «Приговоре» того же автора Дольф оставляет свидетелей (мужа, жену и их детей) в живых, убедив их, что если они проболтаются, их же самих запытают до смерти, пытаясь выяснить не только то, что они знают, но и то, чего не знают (что примечательно, сами они в качестве альтернативы смерти предлагали Дольфу отрезать их языки). Впрочем, он делает это лишь после того, как убеждается, что самый главный его секрет они все-таки не узнали. А вот если бы узнали…
  • Крыса в чужом подвале — голый попаданец, решив «мне нужны твоя одежда и обувь», сначала убивает оруженосца, затем слугу-сержанта, затем дворянина, но двух дворянок всё же оставляет живых хотя и изнасиловав, после чего на него объявляется розыск, а он пускается в бега.
  • Конечно же (тадам!) Креол! Очень не любит оставлять свидетелей, делает это только в крайних случаях (ну то есть когда приходится применить своё самое нелюбимое заклятье «Удирающий архимаг»; а также когда попросит Ванесса).
  • «Цена алчности» Сергея Тармашева — Ферзь и Лемур пытаются убить протагониста после того, как узнали, что он заметил нелегальную лабораторию.
  • Терри Пратчетт, «Пятый элефант». Инверсия с подсветкой. Ваймсу, обвиненному в не очень серьезном проступке и задержанному до выяснения обстоятельств, заговорщики специально подбросили в темницу оружие, чтобы он при попытке сбежать кого-нибудь прикончил. Только они не учли, что герцог Анкский сам прожженный циник с чутьем на подставу: «Кто-то оставил мне оружие. Чтобы убить вас. Не забывайте о том, что я мог вас убить».
  • «Успех» Михаила Харитонова — протагонист, поняв, что его маленькая корабельная утопия закончилась, заметает следы, убивая вообще всех, кто его видел.
  • Юрий Погуляй, «Уходи» — спина верблюда переломилась, когда герои-решалы, многократно сбагривавшие тела в болото у заброшенной дороги, решили пристрелить случайно проехавших мимо свидетелей.
  • А. Бушков, «Пиранья. Флибустьерские волны» — аверсия. Дабы не зачищать массово случайно нашедшего требуемый советской разведке подводный аппарат британского аристократа (он всюду искал следы внеземных цивилизаций и увидев фото непонятного и явно «не земного» аппарата на дне нанял группу авантюристов в лице Мазура с товарищами для подъёма приблуды. Убивать ни его, ни оказавшуюся рядом актриску не стали — усыпили химией и провели мистификацию — типа, пришельцы побаловались.
    • В прочих книгах цикла оказавшихся не в то время и не в том месте свидетелей не жалеют.

Кино[править]

  • «Уцелевший» — полностью об этом. Группа армейского спецназа сталкивается в горах Афганистана с несколькими пастухами, и солдаты должны быстро решить, что делать — убить случайных свидетелей или же отпустить их, рискуя срывом операции[2]?
    • У Мазина в «Варварах» диверсанты случайных свидетелей-пастухов… поят вусмерть, причем из чисто прагматических соображений: трупы пастухов неизбежно вызовут вопросы, а если проспавшийся пастух и расскажет, что его насильно напоили вражеские диверсанты — кто в такое поверит?
  • «Черная акула» — похожий пример, и тоже про Афганистан. Командир группы не дает застрелить пацана-свидетеля, который рассказывает о группе басмачам. Спасает положение только появление заглавного вертолета.
  • «В джазе только девушки» (Some Like It Hot). Из-за чего началась вся эта катавасия с прятками и переодеванием главных героев? Только из-за того, что они стали лишними свидетелями мафиозных разборок.
  • «Звезда» (2002 год). Отряд советских разведчиков берет «языка» — немецкого солдата, который оказывается простым рабочим, даже не эсэсовцем, и умоляет не убивать его. Но, как говорится, «а ля гер, ком а ля гер»…
    • Откровение у холодильника — простой рабочий с эсэсовским кинжалом? Паренёк, похоже, бы не такой невинной овечкой, какой хотел предстать в глазах разведчиков.
      • Если только не прихватил оружие от убитого эсэсовца.
        • Тогда сам себе злобный буратино.
  • «Диверсант» — когда отряд Калтыгина по ошибке берет языка-штабного интенданта вместо артиллериста-майора, поначалу немца собираются убрать как бесполезного. Однако, интендант показывает себя весьма ценным кадром, знающим графики движения армейских эшелонов, и его, с огромным риском и раненого, притаскивают живым в расположение части.
  • «Видок». Алхимик, злодей-прагматик с замашками серийного убийцы и безумного учёного, когда по его следу пошёл Видок, начал устранять свидетелей.
  • «Женщина-кошка», а также фильм про Бэтмена с женщиной-кошкой. В начале истории главная героиня была убита просто потому, что случайно подслушала экстренное совещание своего начальства об опасных побочных эффектах продукции компании (а в фильме «Бэтмен возвращается» — потому, что невольно разоблачила преступную деятельность своего босса)
  • «Переправа» — двое солдат гоминьдана, посланных с приказом в соседний полк, обнаруживают, что полк в полном составе перешёл на сторону коммунистов, и у часовых возникает проблема, что же теперь с ними делать.
  • «Сотовый». Крейг Мартин, риэлтор, делая очередной проект о продаже дома, случайно снимает на камеру плохих полицейских, которые отнимают у наркоторговцев товар, после чего убивают их. В результате вышеупомянутые злодеи-копы открывают охоту на него самого и на его семью. Не убивают несчастных сразу лишь потому, что хотят вначале узнать, где же спрятана роковая запись.
  • «Люди в чёрном» поступают гуманнее — стирают память и конфискуют все улики. Но это в комедийном боевике. В исходной городской легенде свидетелей просто увозили в неизвестном направлении, а потом упоминания о них исчезали из всех документов.
  • «Судья Дредд» (первый фильм) — когда тюремный транспорт с Дреддом падает в пустоши, на место крушения прибывают люди Гриффина. Когда они докладывают, что один из пилотов ещё жив, то Гриффин ясно даём им понять, что выживших нет. Солдат понимает правильно, и направляет ствол на пилота.
    • В фильме 2012 года подкупленные судьи убивают медика, способного подтвердить, что на момент их прибытия Дредд и его напарница были еще живы.
  • «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — «Бояться не надо. Одного я всегда оставляю».
  • «Прирождённые убийцы» — у героев та же самая привычка.
  • Весьма нестандартный пример в триллере «Девять в списке мёртвых». Завязка стара как мир — таинственная личность собирает в одном замкнутом помещении девять человек, чтобы выжить, они должны понять, каким образом связаны друг с другом, и, как водится, вспомнить свои старые грехи. Выяснилось, что все они так или иначе причастны к гибели сына своего похитителя. Как только они это понимают, похититель, как обещал, освобождает тех, кто остался в живых. И тут одна из жертв, женщина-юрист по имени Келли, выхватывает у него пистолет и убивает его… а заодно и своих товарищей по несчастью. Почему? А потому что они узнали о Келли достаточно, чтобы она, как только начнётся расследование всего произошедшего, попала в тюрьму. Даже если её и оправдают, то карьера её точно будет загублена. Впрочем, выясняется, что всё происходящее записывалось на камеру, и в конце ясно дают понять, что запись, скорее всего, таки попадёт в руки полиции.
  • The Liability — когда киллер и его молодой ученик разделывали в лесу труп (труп серийного убийцы, который после разделки должен был походить на одну из её жертв, так захотел заказчик) на них наткнулась молодая симпатичная девушка…
  • «Братство Клинков 2: адское поле битвы» — наследный принц сначала пытался всеми средствами уничтожить опасных свидетелей, знающих об его участии в покушении на Императора, но придя ко власти, он амнистировал, попавшего в плен и уже приговорённого к казни свидетеля, так что его ещё и восстановили на службе
    • «Братство клинков» — главный герой, работающий в тайной полиции, не удержавшись взял крупную взятку от государственного преступника, сфабриковав его самоубийство с обгоревшим трупом, что привело к цепочке крайне неприятных событий, так как давший взятку, решил избавиться от него как от опасного свидетеля
  • «Корабль-призрак» — педаль в морское дно. Большая часть экипажа лайнера «Антония Грацца» решила прибрать к рукам всё найденное золото. А чтобы не было свидетелей, бунтовщики за одну ночь перебили весь оставшийся экипаж и пассажиров (последних, на минуточку, было шестьсот человек!). В ход пошли крысиный яд, пулемёты, ножи, бритвы и даже стальной трос. Потом благополучно перестреляли и друг друга.
  • «Однажды на Диком Западе» — Фрэнк свидетелей не оставляет. Даже самых маленьких.
  • «Никто не хотел умирать» — убежавший от Донатаса в лесу бандит Филин душит мальчика, наблюдавшего все это.
  • «Вселенная Джейсона Борна» — все об этом. Главного героя отправили убить политика из России, что он и проделал. Кто же знал, что на самом деле это была частная операция главы проекта Тредстоун, чтобы отмыть 20 миллиардов долларов ЦРУ? А как только Джейсон потерял память и начал ее восстанавливать, коррупированное и не очень начальство ЦРУ решило убить бывшего агента, подчищая следы…
  • «На Дерибасовской хорошая погода» — некий мафиозо имел драку с Гореликом. И зарезал двух свидетелей. А Горелику просто набил морду. Тут пополам с «грозная репутация».
  • «Бали-Бало» — главные герои, один из которых пару часов назад вышел из тюрьмы по УДО, едут на автомобиле, распевая заглавную песенку и хлеща коньяк, и сбивают бой-скаута. Пока они собираются с духом, чтобы сбросить тело в кювет и уехать, на дороге появляется еще пара скаутов — друзей погибшего. Расправившись с ними, герои снова начинают спорить, кому прятать тела, и их застают еще скауты, а потом вожатый и священник, а потом еще скауты… Но отморозки уже вошли во вкус…
  • «Те, кто желает мне смерти» — киллеры не жалеют ни детей, ни беременных женщин.
  • Операция «Ы» и другие приключения Шурика — субверсия: «Никаких „кр-р — пок!“! Сторож нежно усыпляется хлороформом и связывается без нанесения телесных повреждений».

Телесериалы[править]

  • Game of Thrones — Бриенна отпускает мужика, узнавшего Джейме Ланнистера.
  • Y. Последний мужчина — агент 355 заминировала вертолёт с женщинами-пилотами, которые знали о существовании последнего мужчины на Земле после андроцида.
  • Breaking Bad — в пятом сезоне свидетелем кражи цистерны становится подросток, и вот тут-то и раскрывается отмороженная сущность Тодда.
  • «Морские дьяволы» (спецназовцы, главные герои одноименного отечественного сериала) тоже зачастую нейтрализуют нежелательных свидетелей без летального исхода для последних. Иногда вражеская контрразведка рассматривает подобный гуманизм как вызов и оскорбление, понимая это так: «русские демонстрируют, кто на самом деле тут хозяин».
  • Battlestar Galactica — Тори Фостер выбросила в ангарный шлюз жену Гэлэна Тиролла, уличив её в раскрытии тайны последней пятерки сайлонов, но пощадила ребёнка. Однако позже это не спасло Тори от гнева Гэлэна.
  • «Удивительные странствия Геракла» — игра с тропом: в одной из серий мстительница-ревенант собирается оставить в живых одного из головорезов, чтобы передать сообщение своему врагу, но когда он от страха не может повторить за ней, убивает его.
  • «Стрела» — излюбленный приём Малкольма Мерлина.
  • «Хэппи» — Ник Сакс, прикончив троих братьев Скарамуччи, убивает вдогонку и четвертого — Майки. Его ему не заказывали, но оставлять свидетелей у наемных убийц считается плохой приметой…
  • Black Mirror — один из эпизодов («Крокодил») — целиком об этом.

Комиксы[править]

  • «Оглаф»: Кронар всегда оставляет только одного свидетеля, чтобы тот рассказал о его крутизне и жестокости. Узнав об этом, в такие свидетели выстраивается целая очередь…

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — Гатс убивает не только герцога Юлиуса (который сам нарвался), но и оказавшегося случайным свидетелем Адониса, сына герцога. Впрочем, к чести Гатса, в потёмках он не разобрал, что перед ним 13-летний парнишка.
  • Claymore — воительницам клейморам запрещено убивать обычных людей даже в целях самообороны. И, тем не менее, психопатка Орфелия игнорирует это правило, действуя по принципу: Нет свидетелей — нет дела.
  • One Piece — Мистер 1 и Мисс Даблфингер принципиально не оставляют свидетелей. Так они по крайней мере объявили пареньку по имени Каппа, случайно увидевшему, как Бон Клей меняет облик. Однако пацана спасла детская неуязвимость: пара хладнокровных убийц, способных сделать из него мясную нарезку, почему-то ограничилась побоями. Каппе крепко досталось, но он уцелел, и его показания пригодились в конце арки.
  • Shingeki no Kyojin — Райнер и Бертольд чересчур разболтались в Тросте, обсуждая, как крушили Стены, а тут подоспел Марко и начал расспрашивать, что за хрень они несут. Сначала Марко не понял, что спалил заговорщиков, и улетел, затем сумел сложить два и два… А потом его догнали и позаботились о том, чтобы он никому ничего не рассказал.
  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku — Свим-Свим перерезала горло Таме, поскольку та, хоть и спасла её от Кранберри, но попутно случайно узнала истинный возраст напарницы.
  • Senki Zesshou Symphogear G — доктор Вэр натравил "существ шума" на троих школьников, заставших его за уничтожением правительственного спецназа, пришедшего по его душу.

Видеоигры[править]

  • Fallout II — то ли инверсия, то ли аверсия с Хорриганом. Ему настолько глубоко наплевать, что Избранный видел, как он расстреливает мирную семью (явно из удовольствия — эти доходяги с потрохами стоят меньше половины выпущенных патронов[3]), что, возможно, это подчёркивает его как полное чудовище больше даже, чем какие-то попытки избавиться от свидетеля, а это уже тянет на инверсию. Или не подчёркивает, тогда не тянет. Определиться сложно.
  • Fallout: New Vegas — инверсия: Вульпес очень рад, что Курьера занесло в Ниптон, чтобы был лишний свидетель способный рассказать о гневе и длинных руках Легиона (и подорвать солдатам НКР боевой дух).
  • Splinter Cell: Double Agent— Перед тем как Эмиль выдаст задание Сэму, он хочет проверить его, и даёт пистолет с одним патроном. Варианты действий: выстрелить в журналиста которого Джейми по глупости приволок в штаб-квартиру ДБА. Или выстрелить мимо. Последствия первого выбора падение доверия в третьем эшелоне и укрепление доверия в ДБА. Последствия второго выбора прямо противоположны.
  • Shadow Tactics: Blades of the Shogun — гражданские тоже умеют поднимать тревогу, и их возможно не убивая просто вырубить, однако, через некоторое время они приходят в себя, и обычно убегают, и могут поднять тревогу.
    • Есть способ этого избежать — оглушенного штатского нужно засунуть в какой-нибудь дом. Вероятно, придя в себя, он решает поселиться там и приступает к обустройству своего нового жилья.
      • А можно и в колодец сбросить или с обрыва швырнуть. В итоговый зачёт смертей это не идёт.
  • Desperados: Wanted Dead or Alive. Гражданские могут привлечь головорезов, но убивать их запрещено. Избить и связать. Одного даже в сортире.
  • «Corpse Party» — как-то раз малышка Сачико случайно увидела, как её мать, школьная медсестра, погибла от рук директора (тот домогался женщины и нечаянно столкнул её с лестницы, из-за чего она свернула себе шею). И если в нечаянном убийстве медсестры мужик действительно раскаивался, то дочку погибшей он задушил без малейшего сожаления, как нежеланного свидетеля.
  • Wolfenstein: The New Order. В начале игры, после побега из лечебницы, Би Джей Блажкович берет в плен нацистского офицера и пытает его в подвале фермерского дома, обещая тому близкое знакомство с бензопилой. Офицер колется и выкладывает необходимую информацию, но главный герой все равно потрошит его на части. А по-другому действительно было нельзя — на дворе 1960 год и Германия победила во Второй Мировой войне. Оставлять живых свидетелей в подобном положении — явно не самая гениальная мысль. Да и вообще… одним наци меньше.
  • ÜberSoldier II (Восточный фронт: Крах Анненербе) спецподразделение Ананербе ликвидирует персонал и охрану фабрики Т-9 чтобы скрыть тот факт что фабрика занималась не тем чем должна была (По паспорту фабрика занималась выпуском препарата необходимого для создания суперсолдат, но на самом деле фабрика выпускала Антракс — «споры сибирской язвы». Эрнст Шеффер глава Ананербе понимая что война проиграна послал Третий Рейх, и решил разыграть свой гамбит — он со своего убежища в Гималаях решил обстрелять мир ракетами с биооружием чтобы на месте старого мира построить свою империю)
  • F.E.A.R. 2 — спецгрупа Армахем под командованием полковника Ричарда Венека была послана Советом Директоров для устранения свидетельства преступной деятельности корпорации.
    • В оригинале тем же занимаются сотрудники службы безопасности кампании.
  • Phantom Doctrine — гражданские лица составляют около половины персонажей на карте типичной операции, и сразу поднимут тревогу, заметив труп или нарушителя. Убивать их не рекомендуется, смерти гражданских вызывают лишний рост угрозы разоблачения штаба CABAL. В крайнем случае ненужных свидетелей можно стукнуть по голове, чтобы не мешались.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim: — убийство всех свидетелей (а свидетелями из-за бага могут быть курицы) преступления снимает все штрафы за него
  • Half-Life — «Hazardous Environment Combat Unit», морпехи, направленные на зачистку Блэк Мезы как от пришельцев, так и от учёных. А «черные оперативники» зачищают уже собственно HECU (в аддоне Opposing Force).
  • This is the Police 2 — спасти душу Джека Бойда невозможно, даже нечего пытаться. В финале Джек убивает вообще всех, кто знает, что он не Уоррен Нэш.
  • Ведьмак 3 — если Геральт не убил Лето, то уже Эмгыр решит избавиться от шибко умного ведьмака, который слишком много знает.
  • ATOM RPG — Именно так старик объясняет то, почему ОПГ «Смерть» еще не приметили в пустошах, да и вообще группировка имеет полумифический статус. С учетом неплохой выручки банды и то, какие они полные отморозки это неудивительно.

Визуальные романы[править]

  • Fate/stay night — Главный герой замечает схватку двух Слуг и один из них, учуяв присутствие героя, отправляется зачищать следы. Собственно, так герой и умер первый раз. Но одной смерти ему явно не хватит…
    • Перекликается с героическим самопожертвованием. Широ намеренно выдал себя, видя, что одного из сражающихся вот-вот убьют.
    • Вообще по правилам Войны за Грааль ВСЕХ свидетелей ПОЛОЖЕНО устранять. Но как героям, так и злодеям в этом смысле везёт — и необходимость в зачистке появляется нечасто. Несмотря на битвы в центре города с применением древней магии и артефактов, сносящих целые кварталы. Видимо, жители Фуюцки заранее получают письменные предупреждения — вон туда не ходить и не смотреть.
    • Тут же, вероятно, сюжетная дыра. Устранять положено не-магов, для сохранения секретности. Зачем Лансер продолжил пытаться убить Сиро, когда тот продемонстрировал в бою магию укрепления? Или он подозревал в нём Мастера или потенциального Мастера?
      • Какое там «подозревал», он чуть ли не прямым текстом заявляет, что Широ является седьмым Мастером.
    • На самом деле убивать свидетелей не обязательно, достаточно «не оставлять свидетелей», а любой квалифицированный маг может подкорректировать память. К несчастью для Широ, Ланcер такого не умел…
  • Ace Attorney — однажды бизнесмен Джо Дарк сбил машиной велосипедиста. Это видел случайный прохожий, и Джо его зарезал. Это второе убийство видела какая-то дама, и Джо её тоже зарезал. Это третье убийство видел прохожий ребёнок, и Джо зарезал и его тоже. Потом, когда он закапывал трупы, это увидел пробегавший мимо физкультурник, и Джо зарезал и его. Итого получилось пять жертв — и, как ни странно, у Джо так хорошо получилось спрятать следы, что его не удалось осудить по этим пяти убийствам. На казнь он пошёл за шестое — убийство полицейского, который догонял запаниковавшего и бросившегося наутёк Джо. На самом деле полицейского убил не он.
  • Danganronpa:
    • Во второй части заражённая Лихорадкой Отчаяния Микан вспоминает, кем она была до попадания в виртуальный мир, и убивает Ибуки. Это случайно видит — ах, какая ирония судьбы! — Хиёко и, разумеется, тоже попадает под удар съехавшей с катушек медсестрички.
    • В третьей части неудачным свидетелем оказалась Анджи. Корекиё готовил план пока что не её убийства, спалился за этим занятием перед ней и… ну, вы поняли.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000Инквизиция имеет привычку избавляться от свидетелей из числа граждан Империума, если тем не повезло узнать слишком многое о силах Хаоса. Ибо неведение — блаженство.
    • И тут же инверсия. Многие помощники инквизиторов попадают в команду именно потому, что стали свидетелями расследования и показали свою полезность.
    • Серые Рыцари — и хотя их существование давно уже секрет Полишинеля, тем не менее они занимаются тем, что убивают тех, кто их видел. Исключения делают только для Астартес (и то не для всех), которым стирают память.
    • Апофеоз — противостояние Космических Волков и Ордо Маллеус по итогам первой войны за Армагеддон возникло именно на этой почве. Закончилось всё открытым конфликтом, в ходе которого Гримнар прибил целого магистра Серых Рыцарей (которые только выполняли приказы и сами называли эту эпопею Месяцами Позора) и поехавшего инквизитора Киснароса, всю эту кашу и заварившего.

Прочее[править]

  • Книга-игра Дм. Браславского «Верная шпага короля». В одной из сцен единственно верное решение — жестоко убить убегающего безоружного слугу-свидетеля, цинично процедив «Надо было лучше выбирать себе хозяев…». Иначе — слуга приведёт подмогу, и грянет Game Over.
  • SCP Foundation — типично для одного из объектов под номером SCP-049 АКА «Чумной доктор». Укокошив прикосновением «больного», док с серобуромалиновой моралью постарается тем же макаром устранить свидетелей, чтоб они не посмели помешать операции.
    • Да и сам Фонд не брезгует устранением свидетелей в крайних случаях.
      • Сам Фонд не устраняет свидетелей,а удаляет им память о случившемся.И отпускает.
  • Пуп «Битва за Пенёк 7» — Свидетель (ну да, из Фрязино)появляется, но Никита говорит: «Мне свидетели не нужны!», на что Свидетель САМ уходит.

Реальная жизнь[править]

  • Попытка устранить южнокорейского президента Пак Чон Хи сорвалась именно потому, что северокорейские диверсанты отпустили с миром классово близких южнокорейских лесорубов. Те вместо классовой солидарности проявили гражданский долг, и чучхейский спецназ наткнулся на полицейский заслон.
  • В книге М. Аростегая «Рыцари сумерек» автор приводит реальные случаи провала операций не только по причине глупости командования (а таких случаев, если судить по его книге, до фига и больше), но и по причине отказа убрать свидетелей (в частности, в 13-й главе, когда бойцы дали убежать заметившему их пастушку («„Нет, мы же САС, а не СС“, — говорит Макнаб, объясняя, почему они не подстрелили ребёнка, который стремглав побежал в сторону батареи иракцев»)). Эта некомпетентность вызвала презрительное «Идиоты!» у хорошего друга автора правки, который служил ещё во времена СССР на мысу Зых: их учили по-другому.
    • Что касаемо "«Нет, мы же САС, а не СС» - в 2001 году ветеран САС Майкл Эшер провел собственное расследование и выяснил что Макнаб все наврал и «Все было совсэм нэ так!»(ц).
    • Тем не менее, В.Николаев в книге «Живый в помощи» (которая представляет собой его собственные воспоминания об Афгане) приводит случай, когда спецназовцы, обнаружив пару пастушков-подростков на подходе к мятежному кишлаку… попросту вырубили их, связали и закинули в кусты. «Повезёт — выберутся».
  • Операция «Красные крылья» в Афганистане в 2005 г., когда группа американских морских котиков была обнаружена чабанами, но те их отпустили. В итоге — бой с моджахедами, в котором из четырех морских котиков и 16 стрелков высланного на вертолете подкрепления уцелел всего один человек. Экранизировано в виде вышеупомянутого фильма «Уцелевший».
    • Реальный афганец Сергей Козлов в связи с выходом фильма, писал, что в своей практике поступал всегда одинаково — либо связывал свидетелей и прятал в горах, а потом путал следы, либо брал их с собой: «Но даже в этом случае результат был один и тот же: группу обнаруживали, окружали, и далее приходилось вести бой». Общие же действия же американской армии после обнаружения группы ветеран прокомментировал так: «Все эти действия объяснимы, если только предположить, что 28 июня 2005 года был днем жертвоприношений у американского командования. Ибо ничего иного, кроме случившегося, в сложившейся ситуации произойти просто не могло».
  • Дело Эдуарда Ульмана: командир группы спецназа ГРУ Эдуард Ульман, сидя в засаде у выезда из деревни, из-за ошибок командования напал на машину с мирными жителями вместо бегущих от облавы террористов. Большинство сидящих в машине выжило, но позже всё равно поступил приказ об их казни. Зачем их решили убить — чтобы скрыть факт облавы или факт ошибки при организации засады — следствие так и не установило, и во многом из-за этого Ульману дважды удалось убедить присяжных в своей невиновности речами в стиле «я просто выполнял приказ» и «у чеченцев не поймешь, кто мирный, а кто нет». В конце концов, под давлением потерпевших, Ульмана всё же приговорили к 14 годам строгого режима, но подсудимый к тому моменту мистически исчез. Подробнее в четырёх частях: 1,2,3,4

Примечания[править]

  1. «Тайна золотого брегета».
  2. Существует общемировая практика ликвидации нежелательных свидетелей «на маршруте» — т. е. при выполнении задания диверсантами-спецназовцами на вражеской территории. Любых свидетелей, которые заметили группу — стариков, детей, женщин и т. д. Когда речь идет об операциях, связанных с национальной безопасностью, сантименты необходимо отбрасывать, хотя это и грубейшее нарушение четвёртой Женевской конвенции 1949 года и за это есть шанс понести наказание — но спецназ на то и спецназ. В фильме (а он вроде как основан на реальных событиях) спецназовцы пастухов отпустили, что вполне закономерно повлекло весьма негативные для них последствия.
  3. Или нет, если учесть, что мужчина отказывается идти, заявляя, что не поделится знаниями с Анклавом. Возможно, он какой-то учёный.