Не убий

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Thou Shalt Not Kill. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Шан Цун: А теперь ДОБЕЙ ЕГО!
Джонни Кейдж: В каком смысле «добей»?.. Убить… насмерть?
Шан Цун: Да. Убей!
Джонни Кейдж: Э, нет! Тут какое-то недоразумение. Я не убийца! Никого убивать не буду.
»
— Девятый выпуск Mortal Kombat (2011—2013)
« Я никого не убиваю! »
— Флэш
« Я дал клятву никого не убивать! »
— Капитан Марвел
« Всем известно: у него обет такой — не убивать. »
— «Трудно быть богом». Злодеи уверены в своей безнаказанности

Кодекс комиксов и система рейтингов — две причины, по которым герои массовой культуры, особенно комиксов и комиксовых экранизаций, избегают убийства. На определенном уровне это логично — герой не берет на себя миссию прокурора, судьи и палача, он только доставляет перевязанного ленточкой преступника под дверь тюрьмы. Но в ряде случаев это доходило до фарса — см. иммунитет Джокера.

Кодекс комиксов отжил свое, и его правила выполняются скорее по привычке. А вот система рейтингов весьма актуальна. Считается, что основную кассу кинематографу делают подростки, поэтому режиссеры из кожи вон лезут, чтобы не попасть в рейтинг NC-17. Может, в этом и есть сермяжная правда: «Каратель» 2009 года, снятый в стилистике «кровь-кишки», кассы не сделал, а «Мстители» 2012 года, где за 79 минут чистого действия не пролилось ни капли крови — сделали. Хотя с выходом «Дэдпула» в 2016 многое изменилось — внезапно фильм с рейтингом R принёс огромные деньги, и кинематограф стал менее осторожно относиться к жестокости. Но тут скорее дело в невероятно агрессивной маркетинговой компании, чем самом фильме.

Но не было счастья — несчастье помогло: запрет на кровопролитие послужил к развитию и углублению образов героев за счет внутреннего конфликта «не убий» vs «око за око». В самом деле, что делать со злодеем, который не имеет ни совести, ни сострадания, и вряд ли приобретет их в тюрьме? Не говоря уже о том, что в тюрьме тоже люди живут, и отправлять к ним такого типа как-то даже жестоко. Сказать «Иди, и боле не греши»? Невозможно. Но, с другой стороны, убив злодея, ты переступишь черту и станешь таким же, как он

Хорошим способом решения дилеммы долгое время была смерть от кармы. Но она приелась. Персонаж-технический пацифист может избить и искалечить злодея и надеяться, что, если ему не поможет оздоровительная порка, то жестокое милосердие лишит его возможности злодействовать дальше. Может прийти на выручку и злодей-спаситель. В фэнтзийном сеттинге можно изолировать злодея в карманном измерении/стазис-поле, заточить (в кувшин, как поступили с Джаффаром в диснеевском мультфильме), или вообще превратить в камень/статую (с сохранением сознания, ради пущего воспитательного эффекта. Недостаток: освободившись злодей продолжит нести вред если не герою, то простым людям. Да и покалеченный до полной инвалидности супостат, коего гуманнее добить, может вызвать у читателя/зрителя вопросы. Ну или стать мозговым центром злодейской организации — отомстить лично уже не получится, но хотя бы посоветовать чего коллегам.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Та самая ветхозаветная заповедь запрещает не любое убийство. Убийство при самообороне, смертная казнь того, кто приговорён к ней по закону, убийство на справедливой войне на правильной стороне, по иным трактовкам даже эвтаназия (в конце концов, Ветхий Завет не осуждает добивание своих тяжело раненых бойцов, но и не упоминает об этом явлении вовсе) под эту заповедь не подпадают. Более того, в Ветхом Завете прямо предписывается за определённые действия предавать смерти — и Новый Завет эти заповеди не подтверждает, но и не отменяет. Тем более не являются грехом забой скота, охота и истребление вредителей и паразитов — если, конечно, совершаются ради хозяйственной необходимости, а не из желания почувствовать себя убийцей. А вот оставление в беспомощном состоянии и любого иного рода непрямое убийство под «санкцию» уже подпадают.
    • В католическом богословии эта заповедь толкуется, например, так.
    • В православии принято различать преступление и грех — то есть, нарушение писаных законов и неписаных обычаев и моральный вред, который грешник тем самым наносит не только жертве, но и самому себе. То есть, солдат и даже палач не считаются преступниками и не должны немедленно бросать своё ремесло, чтобы оставаться христианами (хотя это и рекомендуется), но в совершаемых убийствах обязаны каяться, и за души убиваемых ими — молиться. Причина, во-первых: если даже казнимый был капитальным нелюдем и действительно заслуживал смерти — это не гарантия того, что в последний момент, когда в него уже летит пуля, он не ужаснётся своим зверствам и не раскается (как тот же благоразумный разбойник). Во-вторых, даже если он не раскается (имеет право) — Бог хочет принять у Себя всех человеков, и молясь за преступника, человек облегчает не только его посмертие, но и врачует тот вред, что нанёс собственной душе его убийством, а вот ненавидя его — отдаляет от Царствия Небесного в первую очередь себя самого. Святитель Василий Великий вообще рекомендовал солдатам, вернувшимся с войны, воздерживаться от причастия три года (!), считая, видимо, именно этот срок достаточным для избавления от синдрома «я герой и всё сделал правильно»; реально это прещение почти никогда не применялось, но место таки имело.
    • Именно на заповеди зиждется неприятие христианами абортов — они считают зародыш обладающим бессмертной душой с момента зачатия, то есть появления уникального набора генов, отличного от обоих родителей. В богословии существуют иные мнения, причём весьма авторитетные: так, святитель Григорий Нисский признавал человеком только «доношенный» зародыш, то есть примерно с третьего месяца, но мэйнстримом считается именно первый вариант.

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — кодекс чести Тоа запрещает им убивать. Если они не принуждены к этому обстоятельствами (подразумевалось, крайними). Однако автору правки не вспоминается ни один случай, чтобы такие обстоятельства наступили (по мнению Тоа).

Кино[править]

  • «Кулак дракона» (1979) с молодым Джеки Чаном. Бандиты обманом заставили протагониста работать на себя. Он выколачивает для них долги, помогает им заниматься рэкетом и усмирять конкурирующие кланы — но при этом не соглашается никого убивать.
    • В финале субверсия: когда он узнал детали обмана — всё же убил главаря этих бандитов и нескольких его приспешников.
    • Почему-то некоторые не знающие матчасти личности иногда говорят, что «герои Джеки Чана в фильмах никогда не убивают». Это грубейшая ошибка. Даже если не брать фильм «Рука смерти», где его персонаж убивает четверых мелких гадов, почти во всех фильмах его герои убивают как минимум главного злодея («Пьяный мастер», «Бесстрашная гиена» и другие). Из старых можно вспомнить ещё и «Городского охотника» — там его герой даже стрелял из пистолета-пулемёта и танцевал со стреляющей девушкой…

Телесериалы[править]

  • «Бомбила»: в первом сезоне есть сцена, где протагонист Артём Горохов и девтерагонист-силач Игнат Прохоров признаются друг другу в неспособности — и принципиальном нежелании — убить кого-либо до смерти. По крайней мере, «на гражданке» (оба служили в спецвойсках).
    • Что характерно: во втором сезоне Игнату Прохорову всё-таки пришлось кое-кого убить — но исключительно в рамках законной самозащиты, а также защищая других людей.
  • «Бэтмен» 1960х (в том числе и фильм 1966 г.). После введения кодекса комиксов в каноне Бэтмен уже не мог убить, но мог переломать конечности злодею. Здесь же педаль утапливается в земную кору. Бэтс орудует либо своими гаджетами, либо врукопашную. А в ходе спасения мира «не убий» относит и к животным. Также следует и заповеди «не укради» и старается причинить минимальный вред имуществу граждан, не относящихся к злодеям. Да и драки смотрятся очень по-детски. Собственно авторы превратили нуарные приключения в комедию, сводя некоторые положения кодекса комиксов к абсурдистике.
    • А в арке про Великую Зельду (9 и 10-я серии 1-го сезона) Робин и Уэйн (именно Уэйн, а не Бэтмен) спорят в прямом эфире об этичности своей тактики, точнее о том, насколько этично врать. На другом конце злодейка (или как ее тут представляют антизлодейка) Зельда.
  • «Тульский-Токарев» — кульминация последней серии. У Артёма есть повод желать смерти Шахматисту, и тот слишком опасен для долгих разговоров, но Артёму сложно пойти на убийство, и к тому же антагонист нужен следствию живым.

Мультсериалы[править]

  • «Самурай Джек» — из-за детского рейтинга, все, кого главный герой побеждал, были роботами или бестелесными существами. Ни одного живого человека он не убил за все четыре сезона.
    • Лишь в пятом сезоне, который был снят спустя десять лет для повзрослевшей аудитории, Джек совершает первое убийство живого человека, изначально думая, что перед ним вновь робот. Увидев, что натворил, Джек приходит в ужас. После этого его начинает мучить совесть и чувство вины, но в конечном итоге Джек оказывается способен совершить ещё пять вынужденных убийств. А до этого он убивает горного барана (хотя в этом частично виноват Аку).
  • «Охотники на драконов» — мощный драконоборец Лиан-Чу принципиально не дерётся даже с плохими людьми. Максимум, вырубит, если уж совсем напросятся на драку.
  • Wakfu — аверсия. Во втором сезоне Юго заточил Килби в загрузчике Матрицы, но у него и выбора особо не было, Килби бессмертный. Напрямую в конце первого сезона, где Юго не дал порвать на пятачки Нокса, хотя последний перебил массу народа, включая одного из друзей самого Юго. Мотивация — "это всё равно конец". Так и вышло, Нокс без Элиакуба рассыпался прахом, успев только телепортироваться на могилу своей семьи.

Комиксы[править]

  • В серии комиксов про Астерикса есть обоснуй. Мало того, что главные герои — Астерикс и Обеликс — сами по себе незлобивы. Но они ещё и используют волшебное друидское Зелье Силы (Астерикс пьёт его перед боем, а Обеликс с детства пропитался им насквозь). А тот, кто хочет применять это зелье и при этом не подвергнуться страшному проклятью самой Матери-Природы — тот не имеет права никого убивать, а может только колотить, прогонять и посрамлять. И само зелье имеет побочный эффект: когда, находясь под его действием, бьёшь кого-то — у того появляется противоударность, и он не умрет, даже если ты ударил его так сильно, что он улетел в поднебесье, а потом плюхнулся наземь с высоты в 20 метров.
    • При таком раскладе не всем понятно, зачем Астериксу его неизменный меч. Вероятно, он носит его только затем, чтобы подчеркнуть свой статус знатного воина. Ну и от фехтовальщиков отбиваться, не убивая их при этом (см. 13-й и 21-й тома; в первом случае матёрый мечник-галл выбил у него меч и чуть не лишил жизни; но во втором случае он блестяще сражался против опытного, хоть и спившегося мечника-римлянина — и наконец одолел и прогнал его).

Аниме и манга[править]

  • «Бродяга Кэнсин»: Во время смуты Кэнсин был наемным убийцей одной из сторон, но когда война закончилась, навсегда отказался от убийства.
  • «Fullmetal Alchemist»: Братья Элрики решили никого не убивать, о чем прямо говорят в разных диалогах, педаль в пол они не готовы даже использовать философский камень для возврата своих тел, хотя фактически он сделан из уже убитых людей - остались только души слитые в мучительном хаосе. Впрочем Альфонс камень все-таки применяет, но в драке с Гордыней и Кимбли, а не для возврата тел.
    • Впрочем, "Отца" на тот свет отправил именно Эдвард Элрик.
    • На этот же принцип переходит Алекс Луис Армстронг, дезертировав посреди резни в Ишваре. Впрочем, и он нарушает свой принцип и убивает Лень, чтобы спасти свою сестру от расправы.
    • В относительно неканоничном сериале 2003 года Эдвард Элрик всерьёз раздумывал над тем, чтобы принести в жертву заключённых, чтобы создать из них философский камень, и вернуть тело брату. Отказался. За то, что думал так долго, перед тем, как отказаться, был серьёзно избит братом.
  • City Hunter — Рё Саэба идет на убийство только тогда когда иначе нельзя, и он не за что на свете не выстрелит в женщину

Видеоигры[править]

  • Live-A-Live, сценарий «Ниндзя»: для лучшего окончания требуется пройти его, не убив ни одного человека. Главгад за убитого человека не считается. А можно и наоборот — убивать молящих о пощаде стариков и женщин ради экспы.
  • Во многих видеоиграх возможно получать достижения, проходя миссии без единого убийства: стелс, прокачанная дипломатия и пр… В том же «The Technomancer» противники считаются «просто лежащими без сознания». Для их убийства нужно «выкачать» некую субстанцию с бесчувственного тела, за что, конечно же, по головке не погладят и даже соратники могут отвернуться от протагониста.
  • Dishonored — для получения хорошей концовки убийств нужно избегать. В игре предусмотрено множество способов бескровно миновать стражу и альтернативные пути избавления от целей.

Визуальные романы[править]

Настольные игры[править]

  • Vampire: The Masquerade: большинство персонажей должны соблюдать кодекс Человечности, один из самых основных запретов которого — как раз запрет на убийство. Любое убийство, вообще. Поэтому боевые персонажи Человечности постепенно неизбежно лишаются, оказываясь в конце концов перед выбором между двумя стульями: полная потеря рассудка, либо принятие Пути Просветления, одной из альтернативных систем морали, которые действительно радикально отличаются от общечеловеческой морали. (Не совсем. Для людей нормально убивать при самообороне или спасая жизнь невинного, в таких случаях вампир возможно и не будет деградировать. С другой стороны, если убивать часто и/или с особой жестокостью, то тут уже у вампира может начать сдавать Человечность. Впрочем — на все воля рассказчика.)
    • На самом деле, все несколько сложнее (и на удивление удачно раскрыто в компьютерной игре, которая Bloodlines). Убийства неприемлемы для персонажей лишь с высоким значением Человечности — тех, которые в морали придерживаются примерно тех же правил, что и обычный человек, либо даже более строгих. Разумеется, убийца будет менее человечен, чем тот, кто воздерживается от лишения жизни людей. Однако на определенном этапе, чтобы деградировать и дальше, просто убийства уже будет недостаточно. В основном потому, что прожженому вампиру, который свыкся со своей природой хищника, убить человека (в котором он видит уже не равного себе, а просто представителя кормовой базы) — что выпить пакет молока, причем на этой стадии можно находиться не одну сотню лет, оставаясь в остальном довольно вменяемым сородичем. А вот уже для дальнейшего продвижения к превращению в безмозглое чудовище, движимое лишь инстинктами убийцы нужны особо жестокие/массовые убийства и другие изощренные злодеяния.