Никакой не даунгрейд

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Даунгрейд (в противовес апгрейду) — снижение характеристик какого-либо объекта. Но если апгрейд выполняет довольно широкий спектр задач, то у даунгрейда спектр гораздо уже: снизить себестоимость производства, укоротить его процесс (обеспечив менее замысловатый цикл) или упростить использование. Однако в отдельных случаях даунгрейд приживается довольно прочно — настолько, что в дальнейшем становится неотъемлемым свойством объекта. Бывает и ситуативный даунгрейд, вызванный необходимостью поднять одни характеристики ценой подрыва других.

В художественных произведениях троп характерен для разного рода технического порно (автомобильное, оружейное и иже с ними). С его помощью крутые, связанные с техникой, могут изменить её под необходимые им задачи.

В видеоиграх же сами игроки могут решаться на даунгрейды в зависимости от задач, которые перед ними ставит игра. В этом случае к тропу относятся только те, которые объективно полезнее в рамках геймплея и игромеханики, но не вызванные сюжетной необходимостью.

Родственный троп — Невероятно клёвое проклятие. Отличие лишь в том, что проклятие герой получает независимо от своего желания, а даунгрейд совершает сам, так как видит в нём пользу.

Противоположный троп — Никакой не апгрейд.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — зигзаг. Подавление критичности восприятия жителей Страны Отцов и торможение развития общества с позиции землянина-коммуниста — даунгрейд. Но после многолетней практики появится синдром отмены, что сильно затруднит выход из кризиса.
  • Попаданцы-прогрессоры, исполненные МТА, даже даунгрейды превращают в апгрейды. Предложение снять с танков лишнюю броню, чтобы они шустрее бегали, будет не только тепло встречено, но и принесет ряд стратегических побед.
  • Хроники странного королевства - внутримировой пример. Шеллар считает даунгрейдом тот факт, что стране, в его лице, достался король-юрист вместо «двадцати поколений королей-воинов». Но именно его способности оказались наиболее востребованными для решения большинства кризисов его правления (неприятным исключением был дракон Сторм Непобедимый)

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — постепенный отказ Империи от клонов и переход к вербовке обычных людей в штурмовой корпус многие воспринимают как даунгрейд. Мол, зачем-то заменили идеальных, к тому же абсолютно верных солдат, на криворуких идиотов. Однако синдром штурмовика вызван вовсе не плохим обучением, а сюжетной бронёй героев — во всех справочниках штурмовики подаются, как отличные солдаты. И с точки зрения цены/качества Империи было гораздо практичнее обучать солдат, чем десять лет выращивать их. А что до верности, так Империя минимум дважды сталкивалась с тем, что заговорщики выращивали солдат, преданных лично им, а не Императору, и вербовка обычных людей позволяла избежать таких проблем.
    • В старом каноне это ещё и решило социальные проблемы трудоустройства кучи народа и доверия к армии (как минимум на первых порах).

Видеоигры[править]

  • Настройки графики в случае если высокое качество заставляет игру тормозить. Графон не нужен если с ним попросту невозможно играть. Туда же — «картофельные» моды на понижение системных требований.
  • Сброс прогресса в играх жанра Idle. По мере накопления валюты и покупки улучшений игрок рано или поздно достигает «плато», когда новые улучшения достаются ценой несоразмерных затрат, а прогресс останавливается. Однако, помимо основной валюты, нередко копятся и очки престижа, ускоряющие его. Чтобы их получить, текущее прохождение приходится сбрасывать. Фактически игрок начинает игру заново, но получение очков престижа ускоряет приближение к плато и нередко отдаляет его.
  • Явление, очень характерно для RPG всех видов — обычно тяжелая броня накладывает штраф на скорость передвижения, маневренность и способность уворачиваться, а также громыхает при ходьбе, однако защищает лучше и покрывают большую область тела, если в игре предусмотрена система поражения конечностей. А ещё в ветке тяжёлой брони может быть навык, который снижает, или вовсе убирает штрафы к скорости и маневренности.
  • Skyrim — никакие заклинания школы Разрушения на прямой урон не теряют своей актуальности почти что до эндшпиля. Открыли «огненную стрелу»? «Пламя» всё равно вам понадобится, чтобы быстро пробиваться через паутину и жечь врагов в узких коридорах, плюс она очень удобна для станлока. Появился «огненный шар»? Когда ваш хускарл ввяжется в рукопашную, лучше будет взять что-нибудь попроще. Выучили «Испепеление?» Оно жрёт огромное количество маны, и против целей попроще Довакин по-прежнему будет пользоваться низкоуровневыми заклинаниями. «Огненный шторм»? Очень хорош для выноса толпы подошедших к вам врагов или засад под невидимостью… и всё. «Гроза с молниями» на том же уровне вносит огромный урон, но лишает подвижности — почувствуй себя стрелком из станкового пулемёта. Впрочем, плащей, рун и стен это не касается — они как были бесполезными в 95 процентах случаев, так и остались.
  • Sid Meier's Civilization VI, с DLC «Rise and Fall» — нельзя войти в героический век, перед этим не пав в темный. Поэтому отдельные билды цивилизаций предусматривают сознательный упадок для последующего рывка с использованием бонусов героического века;
  • Total War
    • В ранних частях после того, как город захвачен, уничтожение населения сбивает его рост и загоняет в нищету, однако приносит золото. Плюс нетронутое население долго будет показывать низкий уровень удовлетворённости жизнью.
      • Если город перенаселён и ему угрожает чума, разумное решение — избавиться от населения: создать самые дешёвые отряды городской милиции, вывести их за черту и расформировать.
    • В Warhammer захват с разграблением повреждает постройки, что ослабляет их эффект и ещё больше усиливает проблемы с общественным порядком от самого грабежа, но для захватившей армии восстание это халявная экспа.
      • Имеется эксплойт, который позволяет путём накопления скидок на строительство получать прибыль при сносе, потому что он высчитывает возвращаемый процент от полной стоимости. А скавены могут прокачать стартовый город до третьего уровня к третьему ходу если бросят его и займут заново, заплатив за апгрейд через расовую механику еды. Что характерно, вот это как стопроцентное соответствие лору и духу крысюков.
      • Если распустить часть армии перед неизбежным нападением сильно превосходящих сил (2+ армий на одну), они могут стать менее превосходящими: неверно оценив крутизну оставшихся войск, ИИ может решить, что и ему понадобится меньше, чтобы их разбить. В каких ещё частях работает?
  • Warframe — сделано намеренно:
    • Каждый элемент снаряжения имеет свой опыт и уровень, который определяет потенциал модификации. При поляризации, ещё больше увеличивающей вместимость модов, уровень сбрасывается.
    • Ключи от комнаты с уникальным лутом в одном из тайлсетов очень сильно срезают урон, скорость передвижения, здоровье или регенерирующий энергощит. Однако, при истощении щита с полного до нуля без отправки на перезарядку в процессе даётся 1.3 секунды неуязвимости, в течение которых обрезанный щит можно полностью восстановить с помощью модов на ускорение пассивной регенерации и превращения в щит затраченной энергии.
    • Существуют моды, улучающие одни характеристики путем ухудшения других, к примеру увеличение урона от оружия за счет снижения точности. Или увеличение множителя критического урона за счёт штрафа к обычному урону. Однако, самое веселье начинается с модами на варфреймы:
      • Нова, чья ульта значительно замедляет противников, и наиболее известный ее билд наоборот их ускоряет(!), за счет занижения силы способностей. Крайне полезно когда надо быстро убивать большие толпы слабых противников.
      • Тринити с уменьшенным значением «длительности» становится отличным источником энергии для команды, поскольку способность создаёт фиксированное количество пополняющих волн и просто начинает делать это чаще.
    • Для гранатомётов снижение точности вышеупомянутыми модами превращается в плюс если добавить мод на халявные дополнительные снаряды. Потому что если все они будут лететь в одну точку, получится оверкилл, а так вместо этого область поражения вырастет в несколько раз.
  • Silent Storm — Томпсон образца 1928 года по сравнению с образцом 23 года. Да, у него меньше максимальный урон, затраты АР, магазин вообще в 3 с лишним раза меньше, но он использует не уникальные патроны «Томпсон» (которые едва найдешь), а обычные и весьма распространённые .45 АСР.
  • Stellaris — с каждым обновлением сабжа все больше. Например, можно взять цивик, который превращает мир в опустошенный давая при этом бонус к производству ТМС и сплавов. Цена слишком высока? Ну, если вы играете за радиотрофов, которым тупо выгодно жить на таких мирах, или за жителей пещер, которым вообще пофиг, что творится на поверхности, то цивик вполне себе полезен.
  • Red Alert 3 — «Серп» относительно «Жнеца». Да, вооружение и броню пришлось уменьшить, зато мобильность стала на высоте, а ходовая перестала разваливаться от прыжков.
  • Darkest Dungeon — притащить Антикваршу на бой с Сиреной. Эта гадкая атака Сирены переводит одного из ваших героев на её сторону, и Антикварша в таком случае не сможет ни разбить кому-то лицо, ни сколько-нибудь серьёзно отхилить или забаффать босса. А чтобы под атаку попала именно она, обеспечьте ей самый низкий резист к ослаблению из партии, так как очарование отбивается им, и ИИ босса выбирает цель соответственно.

Настольные игры[править]

  • Smallworld — упадок. Игрок пропускает ход, но это нужно, чтобы с моря пришла новая раса и начала активно заселяться.
  • Warhammer 40000 — Космодесантники относительно Громовых Воинов. Казалось, бы зачем надо было жертвовать физической силой и выносливостью, да ещё и ужесточать критерии отбора? А всё потому, что Адептус Астартес создавались как более долгоживущие, дисциплинированные и стабильные (как психически, так и физически) солдаты. Ну а нехватку силу и выносливости можно компенсировать продвинутой экипировкой (что и было сделано после союза с Марсом). Неудивительно, что по окончанию Объединительных Войн и оформления первых Легионов Астартес, Громовых Воинов ждала печальная участь.
    • У тех же Астартес во время Великого Крестового Похода произошёл переход с волкитного оружия на болтеры. Казалось бы, серьёзная потеря в огневой мощи? Нет, болтер проще и дешевле в производстве и снабжении, обладает тактической гибкостью за счёт «на каждую хитрую задницу — болт с особой резьбой» и в силу прочности гораздо лучше подходит для рукопашных схваток (чем Астартес никогда не брезговали).
    • Танк «Леман Русс Завоеватель» относительно базовой модели. Сильно укороченное орудие — это не столько урезанная огневая мощь, сколько повышенная скорострельность, увеличенный боезапас и возможность эффективно стрелять с ходу.

Реальная жизнь[править]

  • Обрез дробовика менее точен и обладает большим разбросом боеприпасов. Но он настолько не даунгрейд дробовика обычного, что даже породил короткоствольные дробовики как вид.
  • Переход от винтовочных патронов к промежуточным очень сильно роняет убойную силу и пробивную мощь. Однако промежуточные патроны обладают лучшим останавливающим действием, их пониженная отдача позволяет улучшить эргономику, облегчить механизм и повысить его надежность, а ещё они легче — то есть в бой их можно унести больше.
  • Многие старые программы (в частности, компьютерные игры) принципиально не запускаются на современном железе или ОС.
  • Двигатель «Ferrari F130B», ставившийся на Ferrari F50 был натурально даунгрейднутым мотором от болида «Формулы 1», которому увеличили объем и уменьшили мощность, что позволило вполне себе повысить тягу и ресурс до приемлемого для дорожных машин уровня.
    • Вообще, под сабж можно отнести практику дефорсирования двигателя. Мощность падает — зато растёт моторесурс из-за снижения нагрузок.
  • Переход с 57-мм «дыроколов» (ЗИС-2 и 6-pdr) на универсальные 75/76-мм пушки (ЗИС-3 и QF 75mm). Целевая аудитория WoT негодует — это же падение бронепробиваемости (особенно с учётом подкалиберных снарядов для «дыроколов»)
    • Вплотную к этой истории примыкает британский танк Valentine. На моделях Mk.III и Mk.V (отличались между собой местом производства и двигательной установкой) ради увеличенной трёхместной башни порезали бортовую броню до 50 мм (до этого она была 60 мм «по кругу»). Да, эргономика — это хорошо, но оказалось что в такие башни можно поставить и те самые пушки 6-pdr и QQF (правда бортовую броню снова урезали до 43 мм).
    • Да и СУ-76 пушкой ЗиС-3 тоже подходит (вариант с ЗиС-2, кстати говоря, тоже существовал, но «не взлетел»). Изначальный вариант СУ-12/СУ-76 был полностью забронирован, отчего плохо было всем — экипажу (дикая теснота и загазованность), ходовой и трансмисии (ибо перегрузка). В итоге перешли на вариант «голозадого фердинанда», решившего большую часть проблем. И вообще, это самоходная пушка, а желающим использовать её как обычный танк пусть земля будет стекловатой!
    • А вот у американцев таки был «картофельный апгрейд». На базе «полугуса» М3 вместо самоходки Т12/М3 (с исходной версией той самой 75-мм пушки М3/QQF в виде французской М1897) они сделали Т48 с 6-фунтовкой (вернее, её американской версией М1). Самим американцам такая машина была ни к чему, британцы (ради которых всё и замутили) быстро отказались (ибо в роли истребителя танков к 1943 году машина уже не смотрелась) и почти всю партию… забрал СССР! В СУ-57 (именно так стали именовать Т48) увидели не столько самоходку, сколько высокомобильный БТР, кои в РККА в то время были в дефиците. Ну а какая-никакая пушка (и возможно, сходная цена) пошли за приятный бонус.
  • Паразиты эволюционировали в сторону выжимания максимума из одного экземпляра добычи и в том числе минимизировали усилия по её поиску. В результате многие упростились и стали совершенно пассивны.
  • Легкие БПЛА, выглядящие то ли как отожранные авиамодельки, то ли как привет этажеркам из Первой Мировой. Кого впечатлит скорость 200 км/ч, маломощный поршневой двигатель и грузоподъёмность в 50-200 кг? Вот только оказывается, что типовое ПВО на такие мелкие и медленные цели банально не рассчитано (каково навести ракету на маленькую цель с минимальным тепловым следом?), а расстрелять из автоматов-пулемётов-автопушек подобные машинки не так-то просто. Зато современная электроника позволяет их наводить с высокой точностью на малоразмерные цели, а 50 кило взрывчатки вполне хватит даже тяжело бронированному танку, не говоря уже более хлипких машинах. И опять же, никаких потерь дорогущих и долго обучающихся пилотов, да и себестоимость не очень высока. Стая подобных машин может наделать преизрядно бед, особенно неподготовленному противнику.