Ничего не поменялось

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Negative Community. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

— Ага, но без короля, генерала или другого вождя памятника не построить. — Просто вы, смертные, знаете только две крайности — либо подчиняться, либо управлять. И ничего более. — Погоди-ка. Я видел в деле консорциумы и кооперативы. Это же кошмар. — Да-да, именно в них берут начало такие ваши достоинства, как жадность, зависть, двуличие и так далее. Потому что каждый стремится навязать свою собственную иерархию правителей и управляемых. — Где же выход? — Прости, не в тебе. И не в вашем роде в целом. Только не считайте себя виноватыми. Выхода пока ещё никто не находил. Но кто знает, что произойдёт в будущем. — Тебе легко говорить. — Вообще-то не очень. На протяжении многих поколений я наблюдаю одно и то же. Проще говоря, творится полный и бесповоротный бардак. — Какой же ты после этого бог? Ведь ты бог, не так ли? — Не делай поспешных выводов. Ни о чём. Никогда. Сохраняй остроту ума, друг мой, и ничего не принимай на веру. При этом не пугайся сложности.

»
— «Малазанская Книга Павших», книга «Полночный Прилив»
«

— Вы пили весь путь через Узкое море. — Тогда зачем прекращать? — Потому что мы обсуждаем будущее нашей страны. — Дерьмовое будущее. Так же как и прошлое.

»
— Диалог Вариса и Тириона, «Game of Thrones»

Фух! Ну вот. Любо-дорого поглядеть. Все опасности, трудности, конфликты и приключения остались позади, мир и/или задницы персонажей благополучно спасены. Макгаффин, несмотря на все сопротивления, вернули на своё место, дороги и тропы исколесили от корки до корки, все племена чудаков по списку посетили, галочки поставили, с чудаками сфотографировались. Проблему решили!

И дальше чё? Основное сокровище — дружба, говорите? После всего этого герои теперь обязательно станут друзьями и даже к местному козлу поменяют отношение, увидев его золотое сердце?

Как бы не так.

Короче, ничего не поменялось. Сразу же после возвращения домой ни фига не оттаявшая цундэрэ продолжит измываться над возлюбленным, жена протагониста, встретив его после спасения мира, радостно отправит выносить мусор, а беднягу козла так и продолжат ненавидеть.

И вообще, если вы думали, что команда героев держится на дружбе, то фиг вам с маслом: сплотила их только общая цель, а то и бедствие, а то и вообще насильно собрали вместе и заставили спасать мир. И если пять минут назад они искренне помогали друг другу и разглагольствовали о важности взаимовыручки, то сейчас уже бодрым шагом расходятся по домам, крепко обматерив друг друга на прощание. В общем, схлопнулась проблема — схлопнулись и борцы с ней. И сразу же после достижения цели герои, только что, вроде бы, крепкая команда, снова ненавидят друг друга и ударяются в пучину мелких разборок.

Для чего это используется:

  1. Показать, какое неблагодарное быдло персонажи, раз не изменили отношение к своему спасителю и продолжают козлить. Либо — насколько они погрязли в мелочных бытовых проблемах, раз упорно не замечают большего.
  2. Показать, насколько обыденным делом стало в данном сеттинге спасение мира, раз даже вынос мусора важнее его.
  3. Вызвать улыбку сквозь слёзы, особенно если произошло нечто трагическое.
  4. Показать, что герои не поменялись и остаются прежними.
  5. Приключения банально ничему не научили героев.
  6. Показать, насколько сильна обида героя, если даже после того, как обидчик, допустим, спас его, он не меняет к нему отношения. Либо же, напротив, насколько этот герой злопамятная сволочь.
  7. Как аверсия.
  8. Самая сложная и сильная версия, если делается акцент на то, что нарочитая схожесть конца с началом ВНЕШНЯЯ, и это оттеняет реальные, очень сильные различия или контекст ситуаций, поверхностно кажущихся похожими. Например, если произошла революция, и в новый режим перекочевали все пороки старого. Или если герои необратимо изменились, и все пытаются натужно делать вид, что ещё могут приключаться вместе, хотя команда объективно не может быть цельной и уже рассохлась от времени в труху.
  9. Произведение просто сомнительного качества, и плохо прописанные герои по сюжету никак не развиваются как образы, оставаясь болванчиками для создания движухи.

А самая большая, существенная и элементарная причина — статус-кво. Если произведение — часть сериализованной франшизы, то персонажи к концу конкретного эпизода, скорее всего, вернутся к тому же, что было в начале. Иначе потенциальному новому зрителю будет трудно уследить за сюжетом.

Может быть пополам с ригидной моралью, когда поменять отношение не позволяют моральные установки, но это далеко не всегда так.

Также это регулярная черта персонажей сериалов с невысокой связностью серий, как «хороших», так и «плохих». Герои наподдали злодею, выяснили, что тот, кому не верили, был прав… но в следующей серии все ведут себя, словно ничего и не было, злодей всё так же козлит, параноик всё так же параноит, чудаку всё так же не верят… И всё по новой.

Примеры[править]

« История учит только одному, а именно: она никогда никого ничему не учит. »

Фольклор[править]

Литература[править]

  • «Властелин Колец» — третий вариант. «Ну, вот я и дома». Хотя, конечно, для Сэма жизнь вряд ли станет в полной мере прежней. А вот остальной Шир живёт, как и жил. Зато с Фродо в итоге полная аверсия — так и не сумев оправиться от ран (физических и душевных), он уплывает с эльфами в Валинор.
    • Подсвечено самими же хоббитами при остановке в Бри на обратной дороге: «Как будто мы спали и видели сон, а теперь снова просыпаемся. — А мне кажется, что мы, наоборот, опять засыпаем…».
  • Алексей Иванов, «Географ глобус пропил» — на досуге сравните завязку с финалом.
  • Вильхарм и Людвиг Сабине, «Мопс и Молли Мендельсон». Вроде бы и хозяек помирили, и сами подружились, а против биохимии не попрёшь.
  • Дом для Чебурашки Татьяны Томах — Гертруда подчёркивает троп как мораль рассказа, если не всего сборника: хотели мир, где никого не будут притеснять за инаковость — построили мир, где «инаковость» стала нормой, а норма — инаковостью. В итоге всё по прежнему, с теми же гонениями на инакомыслящих, насильственным «перекрещиванием», этническими районами и чуть ли не с «чертой оседлости»… И ничего не поменялось в итоге, только хуже стало: под старыми-то традициями хоть какое основание было, хоть привычка.
  • Джордж Оруэлл, «Дочь священника». В начале героиня живёт в провинциальном городке, слепо подчиняется своему отцу-священнику, всё свободное время отдаёт церковным делам и заботе об окружающих, которые эту заботу воспринимают как должное. В конце… См. наш троп. И это несмотря на то, что в промежутке была потеря памяти (вместе с верой в Бога), долгое бродяжничество и работа учительницей в Лондоне.

Кино[править]

  • «Осенний марафон». Герой нашёл в себе силу воли, смог измениться и разобраться со своей жизнью… а, нет, всё осталось как было, бежим дальше.
  • Ну Чарли же и шоколадная фабрика! Аж два примера:
    • Мирный пример: в самом начале фильма Верука, которой отец ценой огромных усилий достал-таки вожделенный билет (а лучше бы не доставал), выражает свою благодарность пожеланием ещё одной пони.
    • Не такой мирный пример: в самом конце фильма дети, несмотря на весьма изменившееся после посещения фабрики физическое состояние, ведут себя абсолютно так же, как и в начале, соответствуя своим типажам: Август облизывает себя, Виолетта гордится своей новой гибкостью, а Верука требует купить ей лифт. Правда, папа Веруки сразу же одёргивает дочку, так что, может, хоть на него повлияло.
      • Мама Августа тоже его одёргивает и велит перестать «есть свои пальчики». А Виолетта скорее не гордится, а пытается, как обычно, не расстраивать маму (другой вопрос, что получается не очень).

Мультфильмы[править]

  • «Незнайка на Луне» — после всех совместных приключений предположение Незнайки, что Звёздочка влюбилась в него, вызывает у неё ярость и решительный отказ.
  • Мультфильм «Martins and Coys» из Диснеевской серии «Make mine music» — последние выжившие представители двух враждующих семей, юноша и девушка, влюбляются и заключают брак. Хэппи-энд? Чёрта с два! Молодожёны тотчас начинают воевать друг с другом (на первых порах — без стрельбы, но кто знает…), а их предки и родственники, перебитые в ходе вражды, с умилением наблюдают за этим с небес.

Мультсериалы[править]

  • PONY.MOV — Джепплэк, оскорбительно и жестоко обращавшаяся с сестрой, после её смерти впала в самую натуральную и искреннюю депрессию. Однако после воскрешения сестры продолжила давать ей приказы, как служанке, и оскорблять. Впрочем, для сеттинга это норма, ибо пародия. Да и «оскорбления» носили уже шутливый характер и служили изощрённым, но всё же проявлением любви. И Джепплэк всё же остаётся одним из самых светлых персонажей.
    • Та же Джепплэк, объевшись яблоками до потери сознания, галлюцинаций и рвоты, подбирает и ест то самое яблоко, которым её вырвало, чуть придя в себя. В аск-блоге она признаётся, что не перестанет есть яблоки даже в случае их радиоактивного заражения.
  • Смешарики — серия «Верь в меня, Ёжик!». Вынесенные в заглавие слова Крош говорит Ёжику, когда тот спрашивает, уверен ли друг в своём способе найти пропавший мячик. И всё бы ничего, да вот только именно из-за самоуверенности Кроша они с Ёжиком чуть не погибли. А когда вернулись и нашли тот самый мячик, который всё это время валялся буквально В ДВУХ ШАГАХ от домика Ёжика, Крош радостно заключает: «Ну я же говорил — верь в меня, Ёжик! Без меня ты бы его ещё полдня в кустах искал». Ничему жизнь кроля не учит, короче…
  • «С приветом по планетам» — шутки ради: после победы над Доминатором лорд Злыдень вновь начинает гоняться за Тут-и-Тамом. Наблюдающие это Гляделкинс и Сильвия в унисон произносят данную фразу.
  • «Щенячий патруль» — сколько бы раз мэр Хамдингер ни садился в лужу, в каждой следующей серии со своим участием он опять попытается нагадить Бухте Приключений. Мэра Гудвэй жизнь тоже ровным счётом ничему не учит. А то кого ж щенки спасать будут.

Комиксы[править]

  • Фурри-комикс-притча от Bird Born вся об этом, её просто надо читать.
  • Комикс про мистера Виглза начинается с описания его непристойных ассоциаций при виде невинных бесформенных картинок и заканчивается ими же. Только на этот раз при виде облака. Вот тебе, блин, и реабилитация…

Аниме и манга[править]

  • Pokémon (аниме): эталонный пример тропа. Вечно десятилетний герой так и будет бродить по городам, весям и новым регионам, пока конвейер Nintendo, клепающий уже восьмое поколение игр, не выйдет из строя. Никакие нормальные состязания он не выиграет, ничего путного не добьётся (аниме вот уже двадцать лет не может внятно объяснить, что такое «мастер покемонов», и как им можно стать), а Пикачу принципиально не будет эволюционировать. Может, следует пойти по пути игр и в каждом регионе вводить нового протагониста (заодно не будет претензий, что ГГ — даун, который прошёл тысячи боёв, но до сих пор косячит)? Нет! Как можно?!! Эш и Пикачу до сих пор «продают» франшизу! Может, вам и команда R за эти годы надоела?!!
    • Есть конечно одно аниме-фильм многосерийный, в котором главным героем выступает Ред, и манга, в которой главными героями являются все игровые протагонисты.
  • Onepunch-Man: Сайтама победил всех врагов одним ударом, и ему скучно. Сайтама победил всех врагов одним ударом, и ему скучно! Сайтама победил всех врагов одним ударом, и ему, сука, скучно!!! Нарута убивает Пейна с одного уда… Ой, нет, это не сюда! Несмотря на новаторскую идею и необычный подход к супергеройским историям, «Ванпанчмен» всё сильнее страдает от затянутости, бессюжетности и вообще мог бы смело закончиться после схватки с Боросом. К тому времени Ван уже показал всесильного одиночку, не способного вписаться в громоздко-бездушную машину Ассоциации, и любопытные дилеммы, с которыми сталкивается протагонист. Потом новое-и-необычное кончилось и осталось… правильно — унылое забивание мобов и вздохи на тему: «Щас точно сдохну от скуки смертной!» Веб-комикс выходит уже лет десять, а понимания, куда движется сюжет, как не было, так и нет. Сайтама, наконец, найдёт достойного соперника и повеселеет? Или признает, что от добра добра не ищут, и будет помогать другим стать сильнее? Или уйдёт развлекаться в другой мир, где бушует вечная война? Или продолжит превращать в кашу разномастных монстров, пока читатели не заподозрят, что их годами пичкают одной и той же овсянкой? Дошло до смешного: в арке Ассоциации монстров веселее смотреть на «Bleach» типичный сёнен в исполнении второстепенных героев, чем на непобедимое лысое бревно. Сайтама уже воспринимается, как вредный сосед-кайфоломщик, который отбирает мяч у играющей в футбол детворы и возвращает его проколотым.
    • Девтерагонист Генос не лучше. Его сюжетная линия с сумасшедшим киборгом упорно стоит на месте, а сам он ничему не учится. В очередном бою он обязательно покажет супер-пупер-энергоатаку, а затем сломается, потому что вечно забивает на защиту.
    • Спорно, физически Сайтаме действительно некуда развиваться, но вот в моральном, психологическом и социальном планах...
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — сложным зигзагом. С одной стороны, из гротескной дистопии мир таки выбрался, да с размахом. С другой, многие детали остались, как были: примером, тот же (или новый, точно такой же, там толком не ясно) президент, да и главных героев всё так же считают преступниками (а некоторые из них так и продолжают вести подрывную деятельность против Федерации). А с точки зрения главных героев, тот факт, что утопию человечество так и не построило — уже сабж, и полностью перекрывает успешную космическую экспансию. Ещё один, уже не моральный, а чисто сюжетный момент — непонятно, куда делись мазон и почему их пути с человечеством больше никак не пересекаются (да, они проиграли, но существовать-то они после этого не перестали, и вернуться, откуда пришли, тоже не могли; как-то сосуществовать в рамках одной галактики пришлось бы[1]).

Музыка[править]

  • Элизиум — «Мир не изменится».
  • Louna — «Сердца из стали».

Реальная жизнь[править]

  • Это частая проблема при лечении наркомании, а также психических нарушений — хорошо, отлежался человек в стационаре, пришёл в норму, но выписывается-то он в то же окружение! Поэтому, если не менять капитально образ жизни, шансы рецидива очень высоки.
  • Типовой сценарий революции, которая не приводит к смене политического строя. Вместо новой, хорошей жизни происходит просто смена лиц у кормушки.

Примечания[править]

  1. К тому же кто в этом сеттинге меньше всех боится смерти? Если мазон где-то есть, логично было бы рекрутировать на борьбу с Нуу именно их.