Нищие босяки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Barefoot Poverty. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Говорят, что мы лесные босяки.
Что босые мы — так это пустяки!
Кто давным-давно скитается по свету,
Тот, конечно же, износит башмаки!
»
— К. Рыжов
« О, койфен, койфен, койфен папиросен!
Подходи, пехота и матросы!
Подходите, не робейте, сироту меня согрейте,
Посмотрите, ноги мои босы!
»
— Старая еврейская песня


Нищие босяки — это люди «на дне», которым не на что купить обувь (даже если деньги найдутся, тратить придется на еду), и поэтому они ходят в сеттинге босиком. Иногда им даже запрещено носить обувь — по социальному статусу.

А иногда они, улучшив свою жизнь, могут позволить себе носить обувь, но в фэнтезийном сеттинге все равно ходят босиком — по привычке, а в реалистичном… даже сейчас многие профессиональные танцовщицы в ближневосточных странах категорически наотрез отказываются танцевать танец живота босиком, потому что так делают бедные — берегут единственную обувь. Но первопричиной их босоногости всегда является нищета.

Некоторые из нищих босяков считаются святыми или блаженными — это уже троп Босоногий верующий.

Внимание! Персонажи, которых называют босяками по бедности или незнатному происхождению, но не по отсутствию обуви, тропу не соответствуют!

Почему именно босяки?[править]

В реальной Древней Руси босиком ходили не только нищие, но слово «босой» означало прежде всего их. В словаре Даля корень слова «босой» в разных вариациях означает именно нищету, бедность, иногда беду. Например, было слово «босеть» со значением «беднеть». «Босяк» — отсюда же. У этого слова тоже много вариаций — «босяк», «босок», «босонок», «босыня», «босопляс» и даже «босик». Они-то и стали основой замены двух слов «без обуви» на одно слово «босиком» (в вариациях «босяком», «боском», «босонком» и так далее). Поэтому и слово «босой» получило двойника — «босоногий» (то есть не нищий, но с ногами, как у нищего). Интересно, что в большинстве западноевропейских языков специального слова «босой» нет, вместо этого говорят «голоногий» (barefoot, barfuẞ, pieds nus и т. п.). Возможно, это связано с распространённостью деревянных сабо.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Виктор Гюго, «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери» — таких очень много, некоторые из них даже играют важную роль в сюжете. Отдельная их прослойка — гамены (дети-беспризорники), которым автор особенно симпатизирует.
  • Тарас Шевченко любил о таких писать. Например, его знаменитая Катерина — из этой категории.
  • У Марка Твена к категории нищих босяков можно отнести Гекльберри Финнa (правда, башмаки у парня были, но надевал он их только зимой). А вот у Тома Сойера и других мальчишек — скорее выраженная нелюбовь к обуви, чем бедность. В то время даже в зажиточных семьях ребёнку полагалась одна пара ботинок на два-три года. Том надевает свои ботинки только под принуждением, по воскресеньям, когда заставляют идти в церковь и воскресную школу. «Гекльберри был вольная птица, бродил где вздумается… Весной он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной. Так думали в Санкт-Петербурге все изнурённые, скованные по рукам и ногам „хорошо воспитанные“ мальчики из почтенных семейств…»
    • В продолжениях «Приключений Тома Сойера» Гекльберри Финн поправляет дела с финансами, но не любит обувь по-прежнему. И «Том Сойер — сыщик», и «Заговор Тома Сойера» начинаются с его монологов на тему «наступает весна, будет тепло, можно будет ходить босиком…»
    • У него же в «Принце и нищем» — бедняки Англии вроде Тома Кенти и принц (а потом король) Эдуард VI, который ради развлечения меняется с Томом одеждой (подчеркивая свое желание не только «поваляться в грязи», но и «походить босиком»).
  • Л. Ф. Баум, «Ринкитинк в Стране Оз» — босиком ходят бедняки с островов Регос и Корегос, в особенности их дети. В их числе девочка Зелла, для которой пара детских башмаков оказалась прекрасным подарком. Если бы только отец девочки знал, чьи башмаки он подобрал и что внутри них спрятано! (Башмаки принца Инги, а внутри волшебные жемчужины, дающие огромную силу и неуязвимость; позднее принц обменял их у Зеллы на новые с добавлением золота и своей дружбы).
  • М. Горький, «Челкаш» — заглавный герой.
  • Николай Носов «Незнайка на Луне» — зигзаг: у многих лунных бедняков не хватает денег, чтобы купить обувь (в лучшем случае ходят в паре башмаков без подошв). Но при этом тех, кто ходит босиком, арестовывает полиция, и таких отправляют на Дурацкий остров, где превращают в баранов чтобы хоть так участвовали в лунной экономике. Так что босяки вынуждены прятаться и скрываться.
    • Не только босяки — многие как раз обуты, но не хватает какого-нибудь другого элемента костюма: рубашки, шляпы или даже штанов. В честь последнего они и зовут себя «беспорточные безработные».
  • Кодификатор — рассказы Максима Горького, где они постоянно называют себя «босяки» или «босые». Хотя нередко этот термин выражает именно бедность, а не отсутствие обуви, которая у городского «дна» той эпохи (особенно у мужчин) часто пусть плохонькая, но имелась.
    • И, конечно, его пьеса «На дне» — как же без нее? Но там босоногость подчеркивается только у девушки Насти. «Уйду… пойду куда-нибудь… на край света!» «Без башмаков, леди?»
  • О. Генри, «Короли и капуста» — граждане «банановой республики» Анчурии. Они не только нищие, но и не любят обувь как таковую.
  • В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Гаврик Черноиваненко. «Где те башмаки, что я тебе на Пасху справил?» — спрашивает его старший брат. — «Э-э-э, где теи башмаки-и-и…» Босиком по бедности ходит и его дедушка.
  • Джанни Родари, «Чиполлино» — на иллюстрациях Виктора Чижикова Чиполлино босой, что никак не противоречит канону. Странно, что только он один — Чижиков мог бы нарисовать босыми и Редиску, и всех деревенских детей, а то и взрослых.
  • «Сага о Форкосиганах» (роман «Границы бесконечности»). На Барраяре в 2890-х годах босая крестьянка — вполне обыденное явление. Учитывая шотландские корни (а не русские, как все почему-то считают) — вполне логично.
  • Многие несовершеннолетние жители Портового Городка (The Port Town) в «The lost Island of Tamarind» Нади Агуар, при этом обувь носить очень даже не против, но купить не на что. Ботинки являются статус-символом. Когда появляется возможность отобрать обувь у главгероев, гнались долго и настойчиво.
  • Михаил Стельмах в своей художественной автобиографии «Гуси-лебеди летят»/«Щедрый вечер» именно так описывает свое детство: обуви у него не было совсем, и зимой он практически не мог выйти из дома (в раннем детстве еще ничего, но когда он пошел в школу, то вначале ему приходилось бегать по первому снегу босиком, а потом отец стал носить его на руках). Обретение ботинок показано, практически, как перерождение.
    • Вроде бы носил обувь матери, пока из неё не вырос.
  • Иван Серков, «Мы с санькой в тылу врага» — как главные герои, так и все население деревни, до войны, во время и после (что весьма исторично). С взрослением героев упомянут также факт разделения деревенских танцев на «вип-клуб» на мосту, куда ходят только обутые девушки, и более «простой», где можно и босую пригласить. Причем, если обутые появляются и там, то отличаются «гонором», и с кем попало не пойдут.

Мультипликация[править]

  • Мультфильм и мультсериал «Аладдин» — протагонист. И в родных трущобах, и во дворце почти всегда ходит в лохмотьях и не носит обуви. При этом всегда чистый. Слабенький обоснуй последнего — Джинн позаботился (а до нахождения лампы почему чистым был?).
    • Там же — некоторые нищие, в том числе хитрая и амбициозная Садира. И Жасмин, когда они с Садирой меняются местами.
  • Советские мультфильмы:
    • «Золотая антилопа» и «Дракон» — бедняки Индии и Китая, включая мальчиков-протагонистов. Они тоже всегда чистые.
    • «Мальчик из Неаполя» — заглавный герой Чиччо. Обувь для него — лучший подарок не потому, что босиком ему ходить неприятно (к этому он как раз привык), а потому, что только в обуви он может пойти в школу.
    • «Мук-скороход» — заглавный герой. В город пришёл нищим, но в туфлях, потом снял их, пытаясь притвориться котом ради обеда у старухи-кошатницы (не прокатило), и так и остался босым, пока не надел волшебные туфли старухи, дающие эффект полёта. Но и потом ему пришлось какое-то время ходить босиком, когда туфли отобрал падишах. Обувь на замену-то купить не на что.
    • «Волшебная серна» — инверсия. Бедняк Хасан поёт песню: «Пусть я беден, весь в заплатах и босой…» Но потом его показывают ближе, и видно, что он всё-таки в туфлях.
  • «Похищение в Тютюрлистане» — принцесса Виолинка, пока она перекрашена в цыганку. Новые друзья (кот, петух и лиса) во время своего странствия спасают её от цыган и пытаются вернуть ей прежний облик принцессы, и обувается она только тогда, когда у них это получается. (А ещё каким-то чудом возвращает себе прежнее платье).
  • Wreck-It Ralph — Ральф выглядит именно так: всегда босой и живёт на свалке. Впрочем, он персонаж видеоигры с мультяшной физикой, так что нищета и босоногость никогда и никак его не напрягают.

Аниме и манга[править]

Музыка[править]

  • Еврейская песня «Папиросен» (см. эпиграф) — исполняется от лица босого и слепого мальчика-сироты, зарабатывающего себе на кусок хлеба, торгуя папиросами.

Живопись[править]

  • Виктор Васнецов и его «Алёнушка». А вот на иллюстрациях и в экранизациях она обута чаще, чем братец Иванушка (кстати, сам художник эту картину с русской народной сказкой вообще не связывал).
    • И другие картины того же художника, изображающие крестьянок.
  • Тарас Шевченко любил не только писать о них стихи, но и писать их портреты.

Реальная жизнь[править]

  • Бедняки, в первую очередь крестьяне, в странах с теплым климатом. Обувь не обязательна — не покупаем.
    • В странах с холодным климатом, в том числе в России, возможен промежуточный вариант — обувь носится только зимой. Хотя нередко бывало, что дети самых бедных родителей всю зиму сидели дома из-за отсутствия обуви (в России такое было даже и во второй половине XX века, возможно, где-то встречается до сих пор).
    • На Карибских островах вместо «white trash» («белый мусор») используется название «red legs» («красноногие») — по цвету обгоревших на тропическом солнце ног (вообще-то legs — это ноги целиком, а не ступни (feet), так что такое прозвище свидетельствует об отсутствии нормальных штанов, а не обуви — но кто не мог себе позволить даже самых дешевых штанов, у того обычно и с обувью были проблемы). Причём изначально этим словом назвали белых рабов, которым обувь была просто не положена, а после освобождения бывшие рабы стали нищими босяками.
  • Босоногое детство, ставшее отдельным штампом, обусловлено именно этим: взрослый может аккуратно носить одну пару обуви несколько лет, а на постоянно растущих (да еще и постоянно где-то бегающих) детей не напасешься.
  • Цыганки и цыганские дети. Цыгане-мужчины по возможности обувь носят. Впрочем, тут босоногость скорее часть имиджа попрошайки, чем реальная невозможность купить обувь (босая цыганка может быть увешана не такими уж дешевыми украшениями, например).
    • А вот бомжи российских городов, независимо от пола и возраста, босиком стараются никогда не ходить. Это одно из их внутренних правил, поэтому обзывать босоногих людей «бомжами» и неприлично, и неправильно.