Нолановщина

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.

Вы пришли в кино на очередной супергеройский боевик по комиксам. Или не по комиксам, а по книге, но такой, которую все привыкли считать лёгкой, приключенческой и вообще почти детской, типа «Трёх мушкетёров».[1] Только он какой-то неправильный. Вы ожидали красочной картинки? На экране преобладают тускло-коричневый и серый тона. Вы ожидали экшна? Он есть, минуты с сороковой (все эти сорок минут вам неторопливо и в подробностях рассказывают биографию супергероя — или просто героя — и историю разработки всех его крутых прибамбасов), далее экшн идет урывками между длинными разговорами о Гуманизме, Ответственности и Предназначении. При этом даже цистерны с бензином взрываются как-то натужно. Музыка тяжеловесная, глухая и старательно стучит в голову, вколачивая в неё мрачный авторский посыл. Очень много "сурово реалистичных" обоснований происходящего, попахивающих, впрочем, изрядным авторским произволом.

Что это? Это — нолановщина. То есть попытка приблизить откровенное развлекалово к реальной жизни, сделав его мрачнее и реалистичнее (а в неудачном случае — тяжеловеснее и скучнее). Поклонники такого стиля величают его «интеллектуальным блокбастером». От тарковщины принципиально отличается тем, что это всё-таки зрелищный блокбастер, только с претензией на серьёзность, а не трудносмотрибельный артхаус, где камера может снимать спящих 10 минут, а сценарий состоит из Духовности и Символизма.

Плохо ли это?[править]

В фильмах самого Кристофера Нолана это обычно воспринимают как нестандартный авторский взгляд. В картинах некоторых других режиссёров это смотрится куда хуже. В сущности, это просто смена жанра — фантастический боевик превращается в почти реалистичный триллер с дозой психологической драмы. Любители комиксов жалуются, любители интеллектуального кино не возражают — главное, чтоб получилось хорошо.

Следует заметить, что словом «нолановщина» нередко бросаются для обозначения любого фильма, показавшегося скучным тому или иному зрителю. Возможно, даже автор данной статьи один из таких. Опять же, бывает и хуже. С другой стороны, у «нолановщины» есть свои поклонники — такие фильмы обычно получают гораздо более позитивные отзывы уже за одну претензию на серьёзность. Журнал «Мир фантастики», например, известен восторгами от Нолана и нолановщины[2].

Да и комикс комиксу рознь. Не все комиксы весёлые и яркие — те же Алан Мур («V значит Вендетта», «Хранители», «Бэтмен: Убийственная шутка») или Фрэнк Миллер («300», «Город грехов») гарантируют. Особенно это касается DC, где отдельные работы («Долгий Хэллоуин», «Суд Сов», «Injustice», вышеупомянутые Мур с Миллером) по мрачности, серьёзности и жестокости всего происходящего обгоняют фильмы Нолана, причём намного. Их экранизации глупо считать «нолановщиной» — они такие же, какие сами графические романы. Троп относится лишь к тем случаям, когда раньше франшизу воспринимали как лёгкую и развлекательную, а потом сделали мрачнее и острее.

Примеры[править]

Экранизации комиксов[править]

  • Трилогия «Тёмный рыцарь» самого Нолана с точки зрения поклонников старого доброго «Бэтмена» от Тима Бёртона. Именно Бёртон, а не Нолан привнес в мир Готэма нужную долю серьезности, сообразив, что человек, переодевающийся в костюм летучей мыши, — это не смешно, а патология. Тем не менее, серьёзности он добавил ровно столько, чтобы его картина не перестала быть похожей на комиксы (другое дело, что снятая после бёртоновских фильмов «дилогия» Шумахера перегнула палку в другую сторону и этим надолго подмочила репутацию франшизе и фильмам по комиксам как таковым).
    • С другой стороны, «Бэтмен возвращается» от того же Бёртона куда более мрачный и жестокий, чем вся трилогия Нолана вместе взятая. А планировавшийся, но так и не выпущенный «Бэтмен: Год Первый» по комиксам Миллера должен был и вовсе вдавить педаль в земную кору с выходом у Австралии.
    • Ну и поклонники «старого доброго» Бэтмена часто забывают, что Бэтмен — герой комиксов. Не в смысле «тупой и смешной» (хотя и такие периоды по разным причинам бывали), а в том смысле, что у него есть первоисточник. И этот первоисточник, начиная с 80-х, зачастую гораздо мрачнее, чем всё, что наснимали Бёртон с Ноланом.
  • «Халк» Энга Ли (2003) — возможно получи этот фильм известность, эта статья называлась бы в честь режиссёра этого фильма.
  • «Хранители» (2009) — что роман Алана Мура, что фильм Зака Снайдера — суровый супергеройский триллер, где борцы за справедливость борются не с карикатурными бандитами или хулиганами, а действительно с отморозками, педофилами, насильниками и т. д. А также работают на правительство и разгоняют митинги, участвуют в войнах, при этом совершают военные преступления. Местный Супермен, то есть Доктор Манхэттен всесилен и умен настолько, что теряет связь с человечеством, а также перестает понимать смысл ценить так таковую биологическую жизнь в бесконечной и холодной вселенной. Ночная сова — закомплексованный мужчина у которого встает только, если он занимается героизмом (наверно костюм тут уже имеет смысл только по Фрейду). Роршах — это тоже отморозок, только повернутый на правосудии и вместо того, что чтобы отправлять преступников на «справедливый» суд, жестоко и бескомпромиссно убивает их. А антагонист уничтожает крупные города не потому, что плохой плохиш, а чтобы подставить Манхэттена и объединить под предлогом общего врага США и СССР, которые давно грозятся друг другу ядерными бомбами.
  • «Новый Человек-паук» — разделил фанатов на поклонников трилогии Рейми и дилогии Уэбба. С сильно прикрученным фитильком: дилогия не то чтобы мрачная и уж точно не реалистичная. Тем не менее, трудно не заметить, что первая треть фильма Уэбба до убийства дяди Бена небогата на события и посвящена в основном долгому становлению персонажа, а сам фильм в сравнении с трилогией Рейми выполнен в тёмных тонах, да и действие сплошь происходит ночью. Аверсия во втором фильме, где стало больше и цвета, и юмора (что фильм сильно лучше не сделало). Ну а смерть Гвен Стейси не предвидел лишь тот, кто комиксов никогда не открывал.
  • Фильм «Человек из стали», а так же «Бэтмен против Супермена». Первый фильм воплощает в себе все негативные черты нолановщины (к слову, сам Нолан напрямую приложился к его созданию): долгие пафосные диалоги про Предназначение, Искупление и Ответственность, персонажи каждую фразу говорят словно для трейлера, у всех на лицах одинаково серьёзные выражения весь фильм. И ни единой шутки за два часа! Причём фильм не про мрачного Бэтмена, а про вполне себе оптимистичного Супермена.
    • Зигзаг в «Лиге справедливости»: фильм планировался таким же, но, предчувствуя такую реакцию, Уорнеры наняли Джосса Уидона переснять полфильма и добавить веселья и юмора. Результат отрицательный: в пересъёмки вбухали столько, что фильм провалился, да ещё и не понравился ни критикам, ни тем поклонникам, кто уже привык к снайдеровщине. В итоге вбухали ещё несколько лямов, чтобы Снайдер таки доснял свою снайдеровщину на 4 часа в серых тонах и без шуток. Фанатам зашло.
  • Более поздние фильмы кинематографической вселенной Марвел тоже начинают отдавать нолановщиной. Вторые (и все последующие) Мстители, второй Тор, второй Капитан Америка, третий Железный Человек гораздо серьёзнее, мрачнее, пафосней и реалистичней предыдущих частей. «Гражданская война» давит на педаль сильнее всех. Впрочем, им это скорее пошло на пользу.
  • «Логан» 2017 года. Старенький Ксавье впадает в маразм, Росомаха оброс БОРОДИШШЕЙ!, квасит, как колхозник, читает только в очках (очень мило, кстати, в них выглядит), его когти клинит, и вообще мутантов, считая с ним, осталось всего трое, а конце и того не останется, и бьют старика Логана куда чаще, чем бьёт он. Ну и вишенкой на торте — плохой хороший конец.
    • Впрочем, во всём этом видно не подражание Нолану, а сочетание «Дороги ярости» и типичного боевика или вестерна про то, как старый ковбой вышел в последний бой («Леон», «Старикам тут не место»). С Ноланом здесь общего только то, что такое кино сняли по комиксам.
    • И кстати, по сравнению с оригинальным комиксом «Старик Логан», (где Росомаха сам перерезал всех Людей Икс, находясь под ментальным воздействием Мистерио, потом долго и безуспешно пытался покончить жизнь самоубийством, попытался забыть случившееся и завёл семью, но банда Халков прямо у него на глазах изнасиловала и убила его жену и детей, а в конце комикса его и вовсе заживо пожирает сам Халк — и всё в это в антураже пост-апокалипсиса, где власть захватили самые отмороженные злодеи. Марвел для детишек, ага!) «Логан» намного светлее и мягче.
  • «Джокер» (2019): педаль на такую глубину, что фильмы Нолана на его фоне кажутся лёгкими и смешными. Мрачная, депрессивная драма про сумасшедшего в традициях «Нового Голливуда», без капли фантастики и с запредельным градусом ангста, реализма и социальной проблематики.
  • Пример, что получается, если делать нолановщину кривыми руками: «Фантастическая четвёрка» Джоша Транка. Если предыдущие фильмы про Четвёрку были тупыми, яркими и смешными, то Транк решил пойти от противного. Вся первая половина фильма — детские травмы и взрослые проблемы героев. Всё происходит в мрачных лабораториях или ночью, из цветов только синий и серый. Суперспособности у героев появляются ровно на середине фильма и воспринимаются ими как чудовищная травма. Первый экшен происходит вообще во второй половине, а злодей появляется на последних 15 минутах! Нет, Джош, ты не Нолан. А попытки студии спасти фильм, досняв пару драк между героями, сделали всё только хуже.
  • Тайны Смолвиля. С 8 по середину 10 сезона. Наиболее ярко выражено в 9 сезоне, где все криптонцы носят черные плащи.

Другие (не по комиксам)[править]

  • Вы таки не поверите, но именно так воспринимался многими в 2001 году «Властелин колец» режиссёра ужастиков Питера Джексона! По сравнению с книгой — мрачный, жестокий, по сравнению с классическими иллюстрациями и предыдущими экранизациями — серый (особенно третья часть) и квази-реалистический, убрали все песни и стихи, убрали смешных Бомбадила и Ган-Бури-Гана, добавили крипоты, особенно по части грима. Ну, и кто теперь помнит, что до 2001 года ВК многие считали чуть ли не подростковой литературой, а все экранизации были цветастыми мультиками? Все думают, что всегда было как при Джексоне.
  • Фильмы о Джеймсе Бонде с Дэниэлом Крейгом. С фитильком: они кажутся реалистичными только в сравнении с классикой времён Коннери и Мура (где злодеи то и дело пытались взорвать мир, поглаживая котиков у себя в супер-убежище), а так это вполне лёгкие развлекательные боевики.
    • И вообще бондиана ходит волнами. Коннери — весёлая клюква. Единственный фильм с Лейзенби пытался добавить серьёзности (публике не понравилось). Мур — весёлая супергеройская клюква продавливает педаль в космос. Далтон — фитилёк прикручивают. Броснан — частичное возвращение к корням. Крэйг — новый поворот к реализму. Кажется, мы знаем, что с серией будет дальше!
    • Ну, видно опять будет, как пел Владимир Высоцкий (о Бонде в исполнении Шона Коннери) — «...то ходит в чьей-то шкуре, то в пепельнице спит, то прям на абажуре кого-то соблазнит. И такой Бондиана и была изначально — веселой клюквой и пародией на работу агента разведки.
  • «Изгой-один» — по отношению к остальным фильмам «Звёздных войн». Меньше веселья, больше неоднозначности, повстанцы бывают сволочами, ни у кого из героев нет суперспособностей, они простые солдаты и умирают пачками. Однако во всех ЗВ он такой пока всего один, остальные новые фильмы относятся к примерам совсем других тропов. В 9 эпизоде аверсия: серости и тусклости фонов действительно много, а вот серьёзности и реализма и близко нет.
  • «Бегущий по лезвию 2049». Оригинал, конечно, не был лёгким и весёлым, но по крайней мере был ярким, цветастым и с довольно простым сюжетом. Сиквел стал намного длиннее, в серых тонах, ещё мрачнее, а сюжет — запутаннее.
    • В каком-то смысле и «Дюна» того же режиссёра. Более серьёзной он её не сделал, а вот более тусклой и серой — ещё как!
  • «Терминатор: Да придёт спаситель» — одна из причин провала этого амбициозного фильма в том, каким серым, мрачным и безрадостным он получился. Конечно, это постапокалипсис, но до тех пор «Терминаторы» неплохо сочетали крутой экшен, юмор и вообще развлечение. Хотя это всяко лучше неловкого паясничания создателей «Генезиса».
  • «Белоснежка и Охотник» — типа мрачный и типа реалистичный подход к традиционной сказке. Для контраста вышел в один год с весёлой цветастой пародийной версией.
  • В ремейке Утиных Историй (серия про Черного плаща) над предметом статьи неплохо так постебались.
  • Scooby-Doo! Mystery Incorporated — если оригинальная франшиза представляет собой сочетание детского детектива с буффонадой, то сериал 2010 года стал намного темнее и острее по сравнению с первоисточником как в визуальном плане, так и в плане сюжета: главным героям противостоит полноценное полное чудовище, и им приходится бросить вызов настоящему Древнему Злу.

Вне кино[править]

  • Tomb Raider — серия долгое время была легкомысленным боевиком про Индиану Джонса с большими буферами. После перезапуска стала темнее и острее и с претензией на реализм.
  • Devil May Cry — Тамим Антониадес, делая ребут DmC, сильно оттоптался по старому дизайну Данте, мол, «его бы засмеяли в любом баре» (а новый Донте по странному совпадению оказался похож на самого Тамима). В результате засмеяли самого Тамима после того, как игра провалилась в продажах, и в итоге вместо продолжения ребута выкатили пятую часть со старым добрым беловолосым Данте.
    • Перезапуск был не предметом статьи, а попыткой сделать «стильно-модно-молодёжно» — обломались уже на «стильно», так что в общем-то сравнительно недурственно закрученный сюжет (в смысле закрученный по меркам старой серии, где он обычно прямолинейный, как оптическая ось у зеркала телескопа) пошёл коту под хвост. Попыткой изобразить нолановщину тогда скорее уместнее считать (не всеми признанную) вторую часть по отношению к первой — причём вышла она до того, как Кристофер Нолан взялся за экранизации супергеройских комиксов (а выйди игра после начала «Тёмного Рыцаря», может и приняли бы её потеплее).
    • Перезапуск подкосило ещё и то, что в оригинальной серии (начиная с новеллы-предыстории, а не с третьей части) Данте за своим «пижонством» прятался, скрывая боль утраты, из-за чего со временем он становился только «пижонистее», чтобы отгораживаться от мира этой маской — а в предполагавшейся хронологически завершающей второй части он как раз принимал себя таким, какой он есть (в том числе благодаря Люсии), из-за чего некоторым его поведение казалось лютым OOC, тогда как на самом деле лютейшим OOC было как раз его поведение во всех остальных частях игры. А в перезапуске он начинает с образа почти классического «трудного подростка» и взрослеет буквально за одну серию — и вся старая концепция «узника маски» теряется.
  • Grand Theft Auto IV — в отличие от предыдущих частей, тут нет ни подрывов здании с помощью радиоуправляемых вертолётиков, ни проникновении на секретные военные базы, ни неуместных «Rampage» миссии. Однако есть серый Либерти Сити и приземлённая история про предательство и поиск «американской мечты».

Примечания[править]

  1. Именно в «Мушкетёрах» достаточно жести, чтобы можно было сваять мрачную нолановскую экранизацию, вообще не отступая от канона, просто сместив акценты и экранизировав те сцены, линии и повороты, что обычно опускают.
  2. Фильмы Нолана были «фильмом года по версии МИРФ» ПЯТЬ раз. Фильмы Дени Вильнёва, второго столпа «нолановщины», три раза.