Ночь живых мертвецов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ночь живых мертвецов

Night of the Living Dead

NOTLD.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
КиностудияImage Ten
РежиссёрДжордж Ромеро
Автор сценария
  • Джордж Ромеро
  • Джон Руссо
Когда вышел1968
Продолжительность96 минут
В главных ролях:
Джудит О’ДиБарбара
Дуэйн ДжонсБен
Карл ХардманГарри
Мерилин ИстманЭлен
Джудит РидлиДжуди
Кит УэйнТом

«Ночь живых мертвецов» (англ: Night of the Living Dead) — фильм ужасов 1968 г., снятый знаменитым Джорджем Ромеро. Это один из самых значимых хорроров в истории, породивший не просто жанр фильмов, а целый пласт культуры зомби. Это первый фильм, где эти пожиратели человечины были не подверженными гипнозу культистов живыми людьми, а ожившими мертвецами. Уже тогда он был снят с намёками на масштабность, прекрасно реализованную в продолжениях.

Фильм был снят никому не известными работниками телевидения Джорджем Ромеро и Джоном Руссо, ранее занимавшимися производством короткометражек и рекламных роликов. Бюджет даже по тем временам был маленьким и составлял чуть больше ста тысяч долларов, но заработал он больше тридцати миллионов, дав дорогу в жизнь обоим творцам. Актёрами здесь выступали работники театра, для грима закупались воском и шоколадом, а локацией послужил заброшенный дом, позже снесённый. Некоторые диалоги были импровизацией, а сценарий постоянно переписывался прямо во время съёмок.

Есть мнение, что фильм является экранизацией одноимённой книги Джона Руссо, но на самом деле всё с точностью наоборот, это книга сделана по кинокартине. На самом деле она очень своевольно переосмысляет книгу Ричарда Мэтисона «Я — Легенда», про захваченный вампирами мир и попытки выживания в нём живого человека. Автор романа не очень высоко оценил эту адаптацию, хотя к самому Ромеро отнёсся с уважением.

Ещё одной основой для сюжета стала сатирическая составляющая. Происходящее в фильме метафорично показывает Америку во время войны во Вьетнаме. Автор хотел показать, что американцы не смогут выстоять против внешних угроз, если они не смогут объёдиниться перед ними. Если верить фильму, действительно не смогут. В продолжениях сатиру сделают более явной.

Сюжет[править]

Брат и сестра Джонни и Барбара приезжают на могилу матери где-то очень далеко за городом. Девушка явно не в восторге от путешествий в такие мрачные места, но брату весело и он даже издевается над главной героиней. По приезду на них нападает странный мужчина. Он убивает в драке Джона и пытается добраться до Барбары, но та убегает. В попытках спрятаться она встречает мужчину Бэна, от которого узнаёт, что все те странные люди на улице никто иные, как ожившие мертвецы и просто так отбиться от них не получится. Единственный выход — забаррикадироваться в ближайшем доме и ждать помощи.

Они находят дом неподалёку, но в нём уже успели спрятаться две семьи: молодая пара Том и Джуди, а также не очень молодые Гарри с Эллен и укушенной дочерью Карен. Первые не прочь поучаствовать в обороне, а вот вторые хотят просидеть в подвале и не нарываться лишний раз на проблемы. Со временем эти противоречия вырастут в настоящий конфликт.

По ходу фильма раскрывается, что причиной вспышки зомби-активности стала космическая радиация, привезённая вернувшимся с Венеры аппаратом. Мертвецы восстают по всей стране и армия отвечает на это тотальной зачисткой заражённых районов. Это зараженное ружьё ещё стрельнёт в конце фильма, причём буквально…

Персонажи[править]

  • Барбара Джонс[1] (Джудит О’Ди) — главная героиня. В оригинальном фильме характера почти не имеет, поскольку пережитое её сломало, а вот в ремейке поделила с Бэном роль лидера выживших. Весь фильм рвалась спасать брата, хотя тот давно превратился в зомби.
  • Бэн (Дуэйн Джонс) — негласный лидер команды выживших. До него первого дошло, что здесь происходит, поэтому он сразу стал готовиться к ночной обороне, но истеричный характер Гарри активно препятствовал успеху. Тем не менее, остался единственным пережившим ночь. Тут и выстреливает вышеупомянутое ружьё: его убили подоспевшие утром военные. Они не то его спутали с мертвецов, не то пристрелили от греха подальше.
  • Гарри Купер (Карл Хардман) — глава семьи Куперов. Активно пытается перетянуть на себя роль лидера и настаивает на том, что пережить атаку можно лишь в подвале. Под конец фильма начнёт в открытую враждовать с Бэном.
  • Элен Купер (Мерилин Истман) — Жена Гарри. С мужем в плане тактики выживания совершенно не согласна и не стесняется выходить прямо навстречу зомби и помогать всем отбиваться. Но всё равно большую часть ночи сидит в подвале из-за дочери.
  • Карен Купер (Кира Шон) — дочь Куперов. Ещё до начала фильма была укушена зомби и постепенно превращается. Собственно, в фильме она и нужна, чтобы показать как работают укусы в зомби-фильмах, ведь на момент выхода зрители этого ещё не знали.
  • Джуди Роуз (Джудит Ридли) — молодая девушка, спрятавшаяся вместе с Куперами и своим парнем в подвале. Важна для сюжета тем, что хорошо управляет машиной и именно она должна была увезти всех разумных людей на машине, припаркованной под окнами.
  • Том Роуз (Кит Уэйн) — просто парень, ещё один член команды и парень Джуди.
  • Джонни Джонс (Рассел Штрайнер) — брат Барбары, отметившийся в истории знаменитой фразой: «Барбара, они идут за тобой!», не раз потом обыгранной в других зомби-фильмах. Умер в самом начале.

Образ ромеровского зомби[править]

Казалось бы, описывать тут и нечего, ведь все знают, что все современные медленные зомби, это стопроцентные копии мертвецов из фильмов Ромеро. Но это не совсем так.

С одной стороны, они действительно медленно шагающие упыри, опасные для живых людей, но есть одно большое отличие, частично упущенное в ремейке и полностью проигнорированное в большинстве остальных фильмов, включая и поздние фильмы самого Ромеро. Отличие состоит в том, что зомби здесь больше похожи на животных, для которых живые люди — просто добыча.

Вот несколько особенностей, присутствующих в этом и, как минимум, двух других классических ромеровских картинах:

  1. Живые мертвецы владеют относительным интеллектом. Они умеют пользоваться простым оружием, открывать двери, обходить дом в поисках окна или двери.
  2. В дополнение к этому идёт следующая особенность — ромеровские зомби не едят живых людей и даже не особо их кусают. Чтобы поесть, они сначала их умертвляют, дожидаются смерти и только потом пожирают труп.
  3. Возможно, следующую особенность можно обосновать недавним появлением зомби перед началом сюжета: в этом фильме и продолжении они не такие сгнившие, как принято в жанре. Не зря до главных героев вообще не сразу дошло, что нападавшие на них люди вообще мёртвые, ведь внешне от живых их отличить достаточно сложно.
  4. Интересно, что в обеих версиях они проявляют эмоции, ещё больше подчёркивая свою «живость».
  5. Ещё одной деталью, связывающей трупов с животными, можно считать страх огня. В будущем эта деталь уйдёт даже из фильмов Ромеро.

Ремейки[править]

Одной из особенностей классической трилогии Ромеро стало огромное количество ремейков. Они варьируются от высокобюджетных студийных блокбастеров, до фанатских инди-подделок.

Самый главный вышел в 1990-м году. Он был снят знаменитым Томом Савини с достаточно известными актёрами, вроде Тони Тодда и Билла Моусли. Производством занималась не какая то там никому не известная Image Ten, а вполне себе Columbia Pictures, поэтому в наличии бюджет хорошие декорации и неплохой экшен с перестрелками. Фильм хорошо принят фанатами и часто рассматривается как достойная замену оригиналу.

Вторым перезапуском стала дилогия от студии Lux Digital Pictures, выпущенная в формате Direct-to-video. «Ночь живых мертвецов 3D» (2006) следует сюжету оригинала, но в некоторых моментах его переосмысляет. Так Барбара и Джонни приезжает не на могилу матери, а на похороны тёти. Бэн в этой части байкер, Куперы — параноики и хозяева фермы, а Том с Джуди залезли на чужую аудиторию, чтобы уединиться в сарае. Но самым главным отличием, стала полноценная предыстория зомби. Они тут появились из-за странных медицинских отходов, которые должен был сжечь хозяин местного крематория. Эти вещества попали на трупы и стали оживлять их, а сам гробовщик сошёл с ума и стал заботиться о своих новых друзьях. Он же стал антагонистом фильма.

Второй ремейк сильно отличается в плане стилистики, она здесь молодёжная. Персонажи молодые, между Барбарой и Бэном теперь роман, Куперы весь фильм курят траву и шутят, а Том с Джуди во всех своих сценах только сношаются в сарае, причём обнажёнка здесь крайне откровенная. Кровищи налили как из ведра, а некоторые экшен-сцены используют модное тогда 3D, да ещё и с модным в нулевых дешёвым низкополигональным CGI. В России этот фильм игнорируют, будто его вообще не было, а вот в США его признают на уровне двух остальных версий.

В 2012 году вышел приквел перезапуска, «Ночь живых мертвецов: Начало». Он был посвящён как раз тем событиям, когда мертвецы впервые восстали. Эта картина примечательна участием известного актёра Эндрю Дивоффа.

В своё время разрабатывался международный проект «Night of the Living Dead: reAnimated». Это мультфильм, но не просто очередной пересказ знакомого сюжета, а коллаборация кучи аниматоров, каждый из которых нарисовал отдельные сцены в своём стиле. В 2009 году фильм был показан на разных фестивалях, но в интернете его найти сегодня не получится. Есть только выпуск шоу OSI 754, где можно увидеть многие сцены из мультфильма.[2]

Продолжения[править]

Фанаты фильмов ужасов наверное обращали внимание, что известные хоррор-франшизы имеют привычку отпочковывать несвязанные друг с другом ветви продолжений, вроде того, как это было с тем же «Хэллоуином» или «Техасской резнёй бензопилой», но серия «Живые мертвецы» переплюнула всех в этом плане, ведь её сиквелы порождают отдельные франшизы с собственной вселенной и стилистикой. На сегодняшний день можно выделить несколько основных серий, порождённых этим фильмом:

  • Фильмы Ромеро: «Рассвет/День/Земля/Дневники/Выживание мертвецов». Отличаются отсутствием слова «Живые» в названии, ведь на них у режиссёра прав не осталось. В этой вселенной конца света не случилось, но немалая часть страны всё же вымерла. «Дневники», это мягкий перезапуск франшизы, возвращающий сюжет к началу эпидемии, но с современным (на момент выхода) уровнем технологий. После смерти автора режиссёр Мэтт Бирман начал работу над экранизацией нереализованных сценариев Джорджа[3]. Первой должен стать фильм «Дорога Мертвецов», посвящённый гоночной арене, где ушлые люди решили использовать мертвецов. Анонсирован он был в 2017 и пока имеется только постер и комикс-предыстория. Ещё одним фильмом франшизы станет её приквел — «Восход живых мертвецов». Над ним работает Джордж Ромеро младший. Действие должно развернуться в 1960-х годах и рассказать историю происхождения мертвецов. Анонсирован фильм был в том же году, но сниматься он будет не при поддержке крупных студий, а силами краудфандинга.
    • С "Восходом" не сложилось, так и не сняли. Зато по этому сценарию анонсировали комикс, но дата выхода все еще неизвестна.
  • Серия «Возвращение живых мертвецов». Отпочковалась из-за конфликта Руссо и Ромера, не сумевших сойтись в видении продолжения. Писатель хотел экранизировать свою вторую книгу (Под соответствующим названием), а режиссёр грезил создать крутое и зрелищное продолжение первого фильма. В отличие от Ромеро, Руссо снимает фильмы не сам, а только пишет сценарии. Серия на сегодняшний день насчитывает пять фильмов. Сюжетно привязана к объекту статьи, но в этой вселенной конца света не случилось, а истории каждой части крутятся вокруг вымышленного химического оружия триоксина, убивающего живых и оживляющего мёртвых. Особенностями пенталогии является огромное количество чёрного юмора (кроме третьей части) и очень сильный эротизм (кроме второй).
  • Итальянская серия фильмов «Зомби» (1979—1988) или же «Пожиратели плоти». Как бы приквел «Ночи» и «Рассвета» мертвецов. За неё мы обязаны знаменитому режиссёру Дарио Ардженто, взявшегося за прокат второго фильма серии в своей стране. Под его началом фильм сменил название на лаконичное «Zombi», частично был перемонтирован и доснят, а дальше уже к этой версии стали выходить сиквелы. В отличие от американской серии, которую снимали в основном малоизвестные авторы, для работы над этой Ардженто подрядил звёзд итальянского кинематографа: Лючио Фульчи, Бруно Маттея и Клаудио Фрагассо. Последний известен мемным фильмом «Тролль 2». Денег итальянцы тоже не пожалели и выглядят эти фильмы во многом лучше ромеровских. Пока американец мог выбить под съёмки только супермаркет где-то в пригороде Питтсбурга, итальянцы снимали масштабные сцены прямо на Бруклинском мосту и арендовали целые корабли под небольшие эпизоды. К сожалению, под конец франшиза ударилась в треш про зомби-птиц, а работу над ней отдали порно-режиссёрам. Именно благодаря этим фильмам слово «Зомби» стало ассоциироваться с живыми мертвецами.
  • «Дети живых мертвецов» (2001) — ещё одно продолжение, игнорирующее все фильмы Ромеро, спродюсированное Руссо и привязанное к его собственной версии оригинальной «Ночи»[4]. По сюжету, во время событий оригинального фильма полиция перебила всех зомби, кроме одного — ожившего маньяка Эббота Хейза. Этот во всех смыслах упырь просидел в своём доме несколько десятилетий, пока рядом не случается автокатастрофа. Она заставляет злодея выйти из родного поместья и напасть на город, куда отвезли жертв трагедии. Вот вам и продолжение культовой классики от не менее культового творца. Самое страшное, это даже не смена жанра на что-то вроде слэшера, а в упавшем до уровня дна бюджета, из-за которого выпущенный с разницей в год с «28 дней спустя» фильм выглядит хуже оригинальной «Ночи».

Другие побочные продукты[править]

  • По фильму выходило сразу несколько серий комиксов:
    • «Побег живых мертвецов» (Escape of the Living Dead) — серия из пяти выпусков, выпущенных Avatar Press в 2005-06 гг. Сюжетом занимался Руссо. Этот комикс представляет собой криминальный боевик на фоне зомби-эпидемии. С момента фильма прошло три года и правительство смогло обезопасить многие районы США, но некоторые нехорошие люди продолжили проводить эксперименты над трупами. Главный герой, шериф Харнесс, поймал одного такого учёного в начале сюжета, но где-то в городе у злодея оказалась припрятана целая толпа упырей. В это же время банда байкеров совершает ограбление и случайно выпускает эту «заначку» на свободу. Бандиты берут заложников и пытаются сбежать от правосудия, а Харнесс садиться им на хвост, чтобы наказать грабителей.
    • «Империя Мертвецов» (Empire of the Dead) — трилогия, изданная в 2014-17 гг. издательством Marvel. Написанием сценария занимался сам Ромеро. В центре внимания Пенни, сестра Барбары, работающая в институте над проектом по приручению мертвецов. Сам сюжет разворачивается спустя пять лет после событий фильма в Нью-Йорке. Немалая часть территории страны вымерла и была признана карантинной зоной, в том числе и Большое Яблоко. Внутри мегаполиса мэр ввёл военное положение, а правительство ввело кучу военных, но вместо поддержания порядка они вместе занялись всякими нехорошими делами, главным из которых стало создание колизея в Центральном Парке. Всё бы ничего, классика, но вот внезапно оказывается, что зомби, это не единственный вид живых мертвецов в этой вселенной. Есть ещё один.
    • «Ночь живых мертвецов: Последствия» (Night of the Living Dead: Aftermath) — снова Avatar, в сценаристах на этот раз автор комиксов «День М», «Тихая Война», «Человек-паук Нуар» и др. Дэвид Хайн.
      1977 г. группа рок-музыкантов приезжает с концертом в Лас-Вегас и оказываются запертыми в нём из-за нападения живых мертвецов. Казалось бы, обычный и банальный сюжет, но главной его особенностью стало раскрытие темы жизни в мире, где есть зомби. Конца света так и не случилось и общество всё ещё живо, поэтому интересных ситуаций покажут много. Ну и ещё этот комикс отметился зашкаливающим количеством жестокости и обнажёнки. Как будто Дэвид отводил душу после многих лет работы над супергеройскими подростковыми историями.
    • очень косвенно адаптацией фильма были знаменитые «Ходячие Мертвецы». Киркман и не скрывал никогда, что основал своё произведение на фильме Ромеро. Он потом изменил название и развил историю с концом света (которого у Ромеро никогда не было), но во многом комиксы остались каноничны первоисточнику.
  • существует литературная трилогия «Книга Мёртвых», включающая одноимённую книгу 1989 года, её продолжение «До сих пор мертвы: Книга мёртвых 2» (1992) и «Мондо Зомби» (2006). Каждая книга являет собой антологию рассказов, действие которых происходило во вселенной Ромеро. Среди авторов отметились такие звёзды, как Стивен Кинг, Джо Лонсдейл и Роберт Блох.
  • Короткометражная пародия «Ночь живых евреев» 2008 года, визуально похоже на самый первый фильм (дополнительное сходство в том, что этот фильм тоже чёрно-белый), только вместо оживших мертвецов евреи, после укуса у жертвы отрастают пейсики.

Тропы и штампы[править]

Фильм стал кодификатором образа зомби в массовой культуре, а также показал хоть короткий и локальный, но всё же зомби-апокалипсис.

Сюжет и антураж[править]

  • Жуткие детишки — Карен конечно же. Съела отца и жестоко убила мать. Для непривыкших к образу мертвеца зрителей это дело подчеркивалось ещё сильнее.
  • Инстинкт старшего брата показал Джонни, когда упырь напал на Барбару. В комиксе окажется, что он сохранил его даже после смерти и спас сестру от остальных зомби.
  • Их там много — Барбара приняла страшного человека, атаковавшего их с братом на кладбище, за буйнопомешанного сексуального маньяка. Спасаясь от него, она сумела добраться до фермерского дома и запереться внутри, а когда выглянула в окно, там вместе с её преследователем топтались уже несколько подобных же красавцев. И это было только начало!
  • Мисс Фансервис — в ремейке такую роль получила Барбара за счёт постоянного уменьшения количества одежды и привычки переодеваться при всех. Плюс в каждом ремейке её играли всё более молодые актрисы. Во втором ремейке за фансервис отдувалась Джуди, почти весь свой хронометраж пробывшая без одежды.
  • Мистер Экспозиция — репортёры в телевизоре. Рассказывают о происходящем по стране и немного проливают свет на причину катастрофы.
  • Никто не знает слова «зомби». Причина — это слово тогда ещё не было ассоциировано с образом живых мертвецов. Слова «Мертвецы» или «Живые мертвецы» после выпуска этого фильма потом ещё несколько десятилетий стояли абсолютно в каждом зомби-хорроре. Слову «зомби» потом придал всем известное значение итальянский режиссёр Дарио Ардженто, описанную двумя разделами выше пенталогию «Zombi».
  • От плохого к ужасному — точкой перехода служит провальная вылазка за бензином и гибель Тома с Джуди.
  • Перевернуть финал в сиквеле — не в сиквеле, но в комиксе «Империя мертвецов». Оказывается, что обернувшийся Джонни сохранил остатки разума и вытащил её из толпы мертвяков.
  • Предательская кавалерия — отряды самообороны в конце фильма. Среди некоторых фанатов на полном серьёзе есть мнение, что они убили Бена за чёрный цвет кожи, а не из-за ошибки.
  • Реднеки появляются в конце фильма. Почему-то во вселенной Ромеро именно они всё время берут на себя обязанность по истреблению зомби.
  • Умереть может каждый — в оригинале умерли все (в комиксе «Империя Мертвецов» оказывается, что Барбара выжила), в ремейке выживает Барбара.
  • Фальшивый протагонист — Барбара. Когда на экране появляется Бэн, главным героем становится он.
  • Экстремист был прав — Гарри стоит отдать должное, ситуацию он оценивал трезво. Бэн стремился быть альфачом и отдал за это жизнь, а Купер не стеснялся показаться трусом, но не подвергать жизнь семьи лишней опасности. А теперь вспомните, к чему привело геройство Бэна. Возможно, Гарри не зря пытался выгнать чернокожего крутыша из дома.

Мета[править]

  • Бонус для пересматривающих — если смотреть внимательнее, особенно зная тему фильма, можно заметить зомби на фоне ещё в самых первых сценах фильма, пока главные герои спокойно ходят по кладбищу. Просто они не знали что происходит и им странно слоняющиеся вокруг люди в глаза не бросались.
  • Изменившаяся мораль — сегодня сцены поедания живых и не очень людей в зомби-хоррорах не удивят никого, это норма для жанра. Но вот в те времена сцена поедания Тома и Джуди вызывала шок у зрителей, ведь они видели подобное впервые. Особенно если учесть, что раньше подобным занимались только всякие монстры с других планет или миров, а тут вроде бы обычные, хоть и мёртвые, люди. Да они даже до этого весь фильм только убивали персонажей вручную, а тут такое. Зато так Ромеро показал, в насколько жуткую ситуацию попали герои и как сильно антагонисты здесь потеряли человеческий облик.
  • Камео. Возможно, они были сделаны из-за отсутствия денег на актёров: Джордж Ромеро снялся в роли репортёра, Джон Руссо появился на экране в виде зомби, а продюсер фильма Рассел Штайнер сыграл Джонни.
  • Странности в первой части — присутствуют. Например, зомби в этом фильме намного больше похожи на животных, а не мертвецов. Они боятся огня, проявляют эмоции и умеют включать минимальный интеллект. Ещё они любят есть только уже мёртвых людей, живых предпочитают убивать в драках.

Примечания[править]

  1. Фамилии семей Роуз и Куперов были названы только в ремейке, а фамилия Джонсов в «Империи Мертвецов» — комикс-продолжении от самого Ромеро.
  2. https://vimeo.com/117079895
  3. Мэтт Бирман был со-режиссёром Ромеро при съёмках этого фильма ещё до его смерти. Теперь же он просто продолжил работу.
  4. В 1999 году Руссо перемонтировал оригинал, доснял его и добавил предысторию некоторым персонажам. Так, напавший на Барбару с Джонни зомби оказался ожившим маньяком, позже ставшим антагонистом «Детей»