Нуар-Сити

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Типичный жилой район Нуар-Сити. Вид на деловой центр прилагается (пока) бесплатно

Нуар-Сити — место действия в жанре нуар, а также всех ему подобных, от киберпанка до «детектива» девяностых в мягком переплёте. Нуар-Сити — это локализованный вариант мира-помойки.

См. также Мерзкий Улей.

Внешние атрибуты Нуар-Сити[править]

  • Состоит из:
    • делового центра, застроенного подавляющими чёрными небоскрёбами;
    • злачных кварталов, освещённых неоновыми рекламами, полных проституток, паршивой выпивки и наркоты;
    • ржавых промзон, состоящих из давно остановившихся заводов и полузаброшенных складов, излюбленного места перестрелок мафии, если город более-менее процветающий — промзоны будут грохотать машинерией, сверкать огнями и дымить трубами;
    • района огороженных особняков, где живут хозяева этого города; иногда, впрочем, они живут в пентхаусах над деловым центром, иногда совмещают, в этом случае небо надо городом будет набито их вертолётами/аэромобилями;
    • битком набитых спальных районов, где проживают апатичные, заезженные честные люди и терроризирующие их мелкие бандиты и гопники;
    • зловещего метро, полного заброшенных тоннелей, неиспользуемых станций и выходов в забытые и секретные подземные коммуникации.
  • Всегда плохая погода. В лучшем случае — пасмурно, с низкими облаками. Чаще — унылый дождь. Если солнечно, то город накаляется до невозможности и заполняется дымом. Впрочем, бывает и «пляжный» вариант, в котором гниль нравов контраститует с солнцем-пальмами-красотками.
  • Ночь. От 50 до 90 % приключений происходит в ночное время. А иногда и днем от тех самых давящих небоскребов и дыма промзон видно ничуть не лучше, чем ночью.
  • Фоновые звуки — завывающие где-то вдали сирены, плохая музыка из машин и окон заведений, в особо небезопасных районах — звуки стрельбы.
  • Достопримечательности, позволяющие идентифицировать город (или его источник вдохновения), варьируют в зависимости от эпохи. В XIX в. это, скорее всего, будет Лондон, в 1930-е — Нью-Йорк или Чикаго, с 1990-х до наших дней — Москва 1990-х или Гонконг, иногда — Детройт или Сиэтл.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Нью-Йорк из очерка Максима Горького «Город Жёлтого Дьявола». И вся пошедшая от него традиция изображения инфернальных капиталистических городов в советской литературе.
  • Анк-Морпорк из «Плоского мира» — фэнтезийный вариант. Особенно в начале цикла, когда городская стража была добросовестной, но слабой. (Анк-Морпорк до Ветинари был слишком стрёмным местом для этого тропа, а Анк-Морпорк с Ветинари и коммандером Ваймсом — пожалуй, наоборот, слишком приличным.)
  • Многие города из произведений Филипа Дика или Уильяма Гибсона. Или из любых других произведений стиля «киберпанк».
  • Американка Робин Лафевер, цикл «Теодосия и магия Египта» — Лондон.
  • Дилогия «Город Осень» Павла Корнева.
  • Санкт-Петербург в «Дневном дозоре». Воха Васильев не любит Питер, и это хорошо заметно.
  • Танфейр из серии Глена Кука про детектива Гаррета — ещё один фэнтезийный вариант. Затяжная война в бэкграунде прилагается.
  • Ярослав Фоглар, «Тайна головоломки» — действие повести происходит во враждебных и неуютных трущобах неназванного чешского города, преимущественно ненастными вечерами, в сгущающихся сумерках, либо в подземных ходах. В ассортименте заброшенный костел, дневники мертвеца, непонятные артефакты за неизвестно кем запертыми дверями и бесстрашные юные журналисты.
  • Форбарр-Султана при Юрии Безумном и Эзаре, особенно район Старого Караван-сарая. Эйрел и особенно Грегор сумели столицу расчистить и превратить в более-менее приличный город, хотя около Караван-сарая всё ещё следует следить за своим кошельком, а траффик ужасен даже по меркам Беты. Особенно если за рулём Айвен или Майлз.
  • Старый Чикаго в Honorverse. Надземный город и верхние уровни ещё более менее приличны, а вот внизу можно встретить всё что угодно — от беглых супер-солдат до бичей-людоедов

Кино[править]

  • Нью-Йорк в большинстве фильмов Скорцезе. Особенно в «Воскрешая Мертвецов» и «Таксисте».
  • Готэм-Сити.
    • Готэм Бёртона — вдохновлённый комиксами готично-индустриальный адок, с абсурдным арт-деко и урбанизмом доведённым до шизофренических значений. Но при этом выглядит он довольно живым, и эта его абсурдность не вызывает каких то противоречий. Хоть иногда и выглядит как нарочитые театральные подмостки. Но зато, именно Бёртоновский Готэм, перекочевал в мультсериал где был углублён и расширен.
    • Готэм Нолана — в первом и третьем фильме из Готэма делают город похожий скорее на Нью-Йорк (что канонично). А вот во втором фильме, это Чикаго в своём чистом и незамутнённом виде (что многим жителям Чикаго весьма польстило). В целом Нолановский город ничем не выделяется сам по себе — а является убедительной репрезентацией современного американского мегалополиса, со стандартными для Америки середины 00ых проблемами (то чего Крис с Джоном собственно и добивались).
    • Готэм Филлипса — убедительно но в целом безвкусно перерисованная аллюзия даже не на Нью-Йорк времён молодого Скорцезе, а именно что на картинку из «Таксиста».
    • Готэм Ривза — самый мрачный вариант из всех полнометражных фильмов, с педалью в пол. Этакий город из «Семь», как гибрид современного Детройта и Нью-Йорка 70ых, с примесью городов вроде Сан-Паула или Каира. Тридцатимиллионная огромная помойка, с вечно загаженными улицами, зашкаливающей преступностью, где постоянно льёт дождь, не встаёт нормально солнце, и где полиция никогда не приезжает вовремя. Натурально целые огромные кварталы выселенные под снос ещё 20 лет назад, и вечный дамоклов меч прорыва плотины вокруг даунтауна который смоет всю эту помойку к чёрту.
  • Звёздные войны. Много такого на Корусанте, особенно на нижних уровнях, а Кольцо Кафрены в «Изгое-один» было вдохновлено «Бегущим по лезвию».
    • Нал Хатта, Нар Шаддаа, да и вообще, любая планета под властью хаттов. Продажная поголовно полиция, наркота и охотники за головами прилагаются.
  • Sin City — экранизация Родригеса.
  • «Тёмный Город» — в котором ещё постоянно пасмурно и постоянно ночь.
  • Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Детройт из франшизы «Ворон».
  • Детройт из «Робокопа» — настолько плох, что его решили снести и перестроить как Дельта-Сити.
    • Реальный Детройт тоже один в один нуар-сити. И мысли о том, чтобы его бросить тоже витают в американском обществе.
  • Лос-Анджелес в «Бегущем по лезвию» — один из эталонов киберпанка и антиутопии в кино.
  • Викторианский Лондон из «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» Тима Бёртона — педаль в пол: кругом пыль и грязь, убитая в ноль экология, пар из канализации, вечный мрак, множество мерзавцев всех мастей… Удивительно, как тут люди умудряются жить?
  • Город из «Бразилии» Терри Гиллиама — бюрократия, антиутопия, железобетон и мусор во все поля.
  • Неназванный, но неимоверно гнетущий город, в котором происходит действие фильма «Семь». Снимали практически по всем штатам, да и эффект «размытия» должен был напоминать любой американский метрополис. Но больше всего конечно этот гадюшник похож на Нью-Йорк начала 90ых (табличка на выезде в конце, с количеством населения в 8 с гаком млн, как бы намекает). Хотя вокруг Нью-Йорка нет равнинных полустепей, в отличии от Чикаго.
  • Отечественный вариант — Тиходонск из первого «Антикиллера» (как киноверсии, так и сериальной). В «Антикиллере-2» как-то поменьше. В других экранизациях Д.Корецкого Тиходонск — практически обычный город 1990-х. Что касается книг, то в принципе каждый читатель волен представлять этот город так, как ему больше нравится.
    • Забавно то что под Тиходонском в книге отчётливо подразумевается Ростов-на-Дону. А в фильме это пускай и не проговаривается (в первом фильме название не упоминается), но совершенно очевидная и хорошо узнаваемая Москва (не считая недостроенные ещё тогда дамбовый комплекс на Финском Заливе, где происходило финальное побоище). Но хуже фильм это не сделало, даже наоборот. Последующие экранизации это «магию места» потеряли.
  • «Револьвер» Гая Ричи — некий чуть абсурдный и сбежавший из комиксов Vertigo Город в котором происходит основное действие, скорее всего американский (но это не точно). И может нам просто другого не показали, но судя по увиденному, насколько он роскошен там где стоят целые кварталы небоскрёбов-казино, настолько же он и опасен и продажен, ибо похоже легализованная мафия правит там всем.
  • «Голова-ластик» Дэвида Линча — педаль в земную кору.
  • «Ренессанс» — Париж образца 2054 г.
  • Мини-сериал «Алиса в Стране чудес» (2009) — спустя 150 лет так выглядит Страна чудес, точнее, её столица. Многоэтажные трущобы на трущобах (почти что город-здание) с многоярусными тротуарами и мостами без перил, а также всевозможные деловые и административные здания, хоть и чистые внутри, но не очень приятные. Есть и общественный транспорт — гибрид лифта с автобусом. Хотя ночь почти не показана, но все время пасмурно. Настолько, что обычные люди, попав в Страну чудес, зеленеют и получают узор на коже.
  • Санкт-Петербург в экранизации «Майора Грома» — к и так достаточно нуарным сумрачным видам города добавлены гигантская помойка и бездушные небоскрёбы.

Телесериалы[править]

  • «Готэм» — здешняя версия города ещё до появления Бэтмена, пробивает педаль в пол относительно всех экранизаций, по мрачности. При том что само по себе, это просто абсурдная версия реального Нью-Йорка.
  • «Прослушка» — сделавшая знаменитой такую прелестнейшую помойку национального масштаба как Балтимор. Предельно честно, откровенно и реалистично показывая как живётся в чёрных районах по всей Америке в целом. И отдельно взятый город, по сути пригород Вашингтона, в частности.
  • «Улицы разбитых фонарей» (по крайней мере «классические» сезоны по сценарию Кивинова) — Санкт-Петербург. И что характерно, вообще без преувеличения — первый сезон в течении четырёх лет снимали на натуре практически целиком.
  • «Убойная Сила» — первые три сезона, в туже степь. Густой и глубокий питерский мрачняк рубежа тысячелетий, снятый к тому же на натуре.
  • «В поле зрения» — Нью-Йорк, огромный город, в котором всегда плохая погода, тёмные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы и нелегальные игровые притоны. Большинство персонажей вооружены, опасны и плевать хотели на права человека. Редкий пример «кинокомикса в жанре условного реализма». Нью-Йорк в сериале вполне себе реальный, а вот уровень преступности и общего бардака скорее характерен для какого ни будь Готэма.
  • «Невский» — тоже кинокомикс, на сей раз про Питер. Тотальная продажность, разруха, городом правят и делят власть ОПГ. Но в отличии от других подобных поделок, у авторов хватает смелости не нажимать на тормоз а доводить ситуацию до апогея.
  • «Вавилон-Берлин» — архитектурный облик старушки-Европы, конечно же, не чета американским пейзажам с небоскрёбами, однако и Веймарский Берлин способен нагнать атмосферы. Особенно его предместья Кройцберг и Веддинг.
  • Пятницкая франшиза — Москва и окрестности в представлении Куликова и соавторов, место прямо сказать, гнетущее. В «Глухаре» показано наиболее мрачно, но как то ещё в рамках условного бытового-криминального реализма и злободневно относительно времени действия. Хотя конечно едва ли на территории одного ОВД мог происходить весь тот показанный жесткач (хотя территория этого ОВД судя по месту съёмок, занимает территорию в пол севера Москвы) единовременно. Но дальше авторов понесло уже в какую то откровенную чернуху.
  • «Щит» — ЛА в границах округа Фармингтон (вымышленного, но расположенного в реальных условиях, как и Пятницкое ОВД), феерическая помойка с давно уже не работающей системой расовой сегрегации и поддержания правосудия.
  • «Южная Территория» — тру крайм во все поля, без художественной гиперболы, про реальную работу полиции Лос-Анджелеса в реальные 00ые. От того смотреть на всё происходящее ещё более жутко. После просмотра задаёшься вопросом — на кой чёрт вообще люди переезжают в Южную Калифорнию.

Мультсериалы[править]

  • Черный Плащ — Сен-Канар.
  • Черепашки-ниндзя — Нью-Йорк в последних сезонах сериала 1987 года.
    • Педаль в пол — почти весь сериал 2003.
    • С прикрученным фитильком — сериал 2012, формально все атрибуты тропа есть, но стиль рисовки слишком аляповатый и комичный, поэтому действительно нуарной атмосферы не ощущается.
  • Город собак — собственно, означенный город. Пусть даже с поправкой на формат детского мультика, где всё значительно смягчили.
  • В Samurai Jack действие эпизода «История X-9» целиком проходит в таком городе.
  • Спайси Сити (1997) — Нью-Йорк киберпанкового будущего, тоже очень стилизованный под нуар.

Комиксы[править]

  • Готэм-Сити Фрэнка Миллера. Во вселенной «The New 52» образ Готэм-Сити стал несколько светлее и мягче — авторы решили, что нужно же объяснить читателю, почему люди едут жить в Готэм, а не бегут оттуда любой целой.
  • Sin City Миллера.

Аниме[править]

  • The Big O: Парадайм-Сити, город, поражённый амнезией. На самом деле этот город - циклопическая сцена, а все его жители - роботы.
  • Мега-Токио в Bubblegum Crisis. Основной нуар, впрочем, генерируется наплевательством фактически владеющей городом корпорации «Геном» на хотя бы видимость благополучия населения. Официальные службы в городе как раз искренне стараются делать своё дело как надо, и у них даже иногда получается.
  • No Guns Life — основное действие в таком городе и разворачивается. До кучи протагонист живёт в съёмной квартире в не самом благополучном районе (хотя есть и похуже) и работает фактически частным детективом, правда иногда поступают заказы на что-то гораздо более серьёзное, нежели номинальный розыск или слежка — выручает то, что среди его клиентов попадаются представители закона, которым тоже иногда нужны услуги стороннего специалиста.

Видеоигры[править]

  • Лос-Анжелес в Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Даже разработчики как бы намекают на нуарность города: в Санта-Монике, куда ГГ попадает в начале игры, есть картинная выставка «Gallery Noir». Впрочем, вампиры волей-неволей будут действовать по ночам, так что ничего удивительного.
  • Final Fantasy VII — Мидгар.
  • Нью-Йорк в Max Payne — один из лучших примеров в играх.
  • Город из игры Thief.
  • Метро-Сити из Condemned. Отчётливо имеет черты Балтимора и Детройта (первого даже в большей степени).
  • Нью-Йорк и Гонконг из Deus Ex.
  • Детройт из Deus Ex: Human Revolution.
  • Нью-Рино из Fallout 2.
  • Либерти-Сити в серии GTA. Прототипом немного предсказуемо послужил Нью-Йорк.
  • Alice: Madness Returns — Лондон.
  • Hitman — ну, куда же без них игре с такой мрачной стилистикой? Каноничными Нуар-Сити в игре представлены Новый Орлеан, Гонконг и Роттердам. Последний давит педаль в пол в Codename 47 — это апокалиптическое зрелище обязательно нужно увидеть самому.
  • Dishonored — Дануолл, полуфэнтезийный вариант тропа. Прототип — викторианский Лондон.
  • The Wolf Among Us — стилистика Нью-Йорка.
  • Strider (2013) — Казах-сити, он же Казахград, якобы столица Казахстана(а заодно и всего мира) будущего. В оригинальной игре был похожий город но с более советской тематикой и именовался почему-то Санкт- Петербург(фишка в том что там это тоже была столица Казахстана!).
  • Серия игр «Tex Murphy»: постапокалиптический Сан-Франциско будущего. Причем тут еще и педаль в пол — из-за истощения озонового слоя в мире сильная радиация, поэтому городская жизнь возможна только ночью, днем же царит адская жара, которую практически невозможно выдержать.
  • Bear With Me — Бумажный город. Игра построена как нуарная история о живых игрушках, так что город образцово нуарен и отдаленно похож на Нью-Йорк и Лос-Анджелес одновременно.
  • Фрибург из белорусской This is the Police (2016) — абсолютно классический Нуар-сити.
  • Vampyr — Лондон 1918 г., с учётом того, что мы видим его только ночью. Дополнительного «шарма» добавляют зримые признаки бушующей в городе эпидемии «испанки» в виде валяющихся на улицах трупов.
  • Garfield: Caught in the Act — пародия на троп в уровне Catsablanca. Действие разворачивается в каком-то криминальном районе, выполненным в чёрно-белых тонах. Гарфилд в этом этана носит шляпу-федору, которая частично прикрывает ему глаза.
  • Tex Murphy — Сан-Франциско отыгрывает сабж. Помогает ещё то, что почти всё действие происходит ночью из-за отсутствия озонового слоя (не-мутанты перешли на ночной образ жизни, ибо меньше шансов полчить смертоносный загар когда над головой нет солнца).
  • Cyberpunk 2077 — Найт-Сити даже своим именем как бы намекает!
  • The Sabouter. В оккупированных районах Парижа всё чёрно-белое и стоит вечная ночь. После изгнания оккупантов краски возвращаются.
  • Raincode — Канай-Уорд.

Настольные игры[править]

  • Практически любой мир-улей в Warhammer 40000, но особенно Некромунда и Нострамо. Последний мрачен настолько, что там в принципе не бывало солнца, на дворе круглый год стояла ночь, банды правили им в открытую, а героем-спасителем выступал Ночной Призрак, любящий сдирать с преступников кожу и развешивать их кишки по стенам в назидание другим преступникам.
  • Колода карт «Karnival Fatal» (авторы фирма « Big Blind Media») оформлена в нуарном стиле. В оформлении лиц и рубашек присутствуют роковые женщины и темы города, в котором всегда ночь.
  • Мир Тьмы. Что Старый, что Новый. В принципе, любой город в линейке вампи… эм… то есть, любой город в этом сеттинге вообще.

Музыка[править]

  • Французский ретровейв-проект Carpenter Brut — песня «Anarchy Road» живописует эталонный Нуар-Сити недалёкого будущего (пополам с мерзким ульем)
  • Luna Damien (сайд-проект Mechanical Poet), альбом Muddlewood: городские легенды про разные места Нуар-Сити.
  • Доротея (правильнее Дороте, Dorothée) клип «Détective privé». А где еще жить и работать такому сыщику? https://www.youtube.com/watch?v=JOia3bVDImg&list=RDJOia3bVDImg&start_radio=1

Реальная жизнь[править]

  • Нью-Йорк первой половины XX в. — один из кодификаторов: нависающие небоскрёбы, вечный смог, трущобы, зашкаливающая преступность, крайне влиятельная мафия, коррумпированные власти и полиция… Но тогда это всё ещё была столица мира и восходящей к рассвету сверхдержавы. После Вьетнама, началась совсем уже отмороженная жесть, на фоне которых даже 30ые годы считались чинными и благородными.
  • Лондон XIX в. — викторианский нуар-сити.
  • Шанхай до Второй мировой (Второй японо-китайской) войны. Не зря его называли «самым большим борделем мира». Наркотики, проституция, рабство, постоянные кражи, коррупция, серый кардинал из Триад при мэре… А также перенаселение (много мигрантов, ищущих работу) и, как следствие, — трущобы. В некоторой степени Шанхай остаётся таковым и сейчас.
  • Многие, если не все, города восточной Европы и пост-СССР в 1990-е: сочетание (потихоньку сыплющейся) архитектуры и инфраструктуры коммунистических времён, ржавых тачек из 1980-х (плюс зачастую отсутствие как деталей, так и средств на их ремонт), специфического климата местности, бума на уличную торговлю, множества рекламы и рэперов, а также растущий бандитизм, коррупция и хаос — ну вы помните…
  • Субверсия: хотя Глазго (город в Великобритании) внешне чуть менее чем полностью подходит под описание, особенно зимой… его жители — одни из самых жизнерадостных в Британии и страшно гордятся своим городом.
  • Петербург Достоевского, Некрасова и Гоголя. Впрочем, Питер эпохи «лихих 1990-х» тоже вполне подходит.
  • Омск в творчестве сибирского андеграундного панка вроде Егора Летова и Янки Дягилевой, а также в интернет-культуре, см. «Омская птица» и другие мемы про наркоманов.
    • Творчество 25/17 как бы тоже намекает. «В городе где нет метро» — Омск конца 00ых-середины 10ых описывает предельно ярко.