Ну, они же роботы.

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи What Measure Is A Non-Human?, Not Even Human. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Жизнь человека стоит гораздо выше, чем жизнь других форм жизни.

Итак, у нас произведение (в основном мультфильмы и мультсериалы), рассчитанное на детей, или по крайней мере точно известно, что дети его будут смотреть. А значит, согласно системе рейтингов, в нём не может быть крови, убийств и расчленёнки. Но как же тогда показать зрелищный бой или нагнать драмы, не травмируя психику? Ответ — делать всё это с роботами. Потому что они же роботы. Нет крови — только масло. Распилили пополам? Починим, будет как новенький. В крайнем случае из двух/трех/четырех поломанных соберем одного комплектного. Умерли? Ну и ладно, всё равно живыми никогда не были. К тому же часто роботы не более, чем имущество, т. е. с точки зрения закона нет убийств, а есть только уничтожение и порча имущества. Иногда с точки зрения того же закона имущество само напросилось. Порой роботы в сеттинге ничем от людей не отличаются, или даже почеловечнее людей будут, а всё равно единственными, кто отгребает горестей и страданий, будут именно они, а все люди неминуемо поправляются или окончательно умирают за кадром (то есть без демонстрации собственно момента смерти).

С прикрученным фитильком: если в произведении присутствует персонаж-киборг, он будет регулярно получать в кадре повреждения, но только своих механических частей, а «мясные» останутся нетронутыми.

Родственный троп — У тебя ж регенерация, когда травмы получает именно тот персонаж, у которого после этого точно не останется неизлечимых повреждений.

Также в роли роботов могут выступать и любые нечеловеческие создания, пока у них кровь не красная. Какая-то пропаганда ксенофобии получается — типа, если не люди, то и плевать, что с ними будет.

Еще один вариант тропа: боевая техника горит, взрывается и просто ломается на куски, но экипаж всегда успевает выбраться за секунду до. Или же авторы просто старательно игнорируют и отводят внимание зрителя, что там внутри кто-то был.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Битва» Роберта Шекли — на последнюю битву с Сатаной и его демонами люди, не желая проливать свою кровь, отрядили роботов. Сами себя перехитрили: на Небеса в итоге вознеслись тоже одни лишь роботы!
  • «Эл Стоу» Эрика Ф. Рассела (и очень похожий рассказ Герберта Франке) POV — андроид L-100-U
  • «Остров ржавого фельдмаршала» Кира Булычёва. Жертвой боевых роботов становится андроид-актёр, сделанный в виде старичка времён Российской Империи. Но тут субверсия: впечатляет это ничуть не хуже реального убийства. Во-первых, старичок очень человечный, и читатель успевает к нему привязаться, а во-вторых, саму Алису вместе с читателем настигает ужас у холодильника: убийцы-то считали, что перед ними человек. То есть они и Алису могли вот так...
  • Наталья Егорова «Три к одному» — субверсия. Четверке работающих без документов космоперевозчиков поступает информация о том, один из них — андроид, который по прибытии автоматически сдаст их; от андроида надо избавиться. В ходе попыток выяснить, кто из них тот самый андроид, персонажи чуть не убивают друг-друга, многое узнают друг о друге и в итоге решают, что кто бы из них не был андроидом, он все равно не должен умереть ради остальных. Выясняется, что информация была недостоверной. Тот, кто все это рассказал персонажам, утверждает, что пошутил, но остается ощущение, что именно что хотел, чтобы персонажи убили друг-друга. С прикрученным фитильком, так как в случае раскрытия героев убили бы (во всяком случае, они в этом убеждены и, видимо, у них есть какие-то на то причины) — но размышления на тему «он же робот? Его отключение — это ведь не убийство?» были.
  • Дмитрий Емец, «Космический пират Крокс» — в четвертой книге, где происходят довольно-таки массовые бои, абсолютное большинство персонажей — роботы. Троп играется как напрямую (герои, конечно, воспринимают роботов, как своего рода жизнь, но прийдись им воевать против людей, все было бы значительно жестче, и с точки зрения персонажей, и с точки зрения читателя), так и в широком: если армия состоит из роботов, военный переворот заключается в перехвате управления ими, так что его может совершить один человек, для него не обязательны предпосылки и можно не раскрывать еще кучу крайне неудобных проблем, которые не то, чтобы были уместны в детско-подростковой космоопере (ну и которые автор не факт, что смог бы красиво раскрыть, скажем прямо).

Кино[править]

  • У андроидов из вселенной «Чужих» вместо крови некая молочно-белая жидкость. И если многие людские смерти либо вообще остаются за кадром (вопли по рации, утаскивание под пол и т. п.), либо не так чтобы очень кровавы (самоподрыв гранатой, тонны расплавленного свинца на голову…), то андроид, если уж попадёт под раздачу, непременно будет разворочен, расчленён или разорван самым зверским образом. Кровь, кишки во все стороны… То есть, простите, молоко и пластик, разумеется.
    • Бонусные очки за деконструкцию тропа зеленая кровь — жидкости и вообще подозрительно похожие на плоть материалы другого цвета лишь добавляют ощущения, что перед нами своеобразная, но жизнь (возможно даже отчасти биологическая), зато у типичного зрителя боевиков и ужастиков на любую кровавую кашу глаз давно замылен, и вот тут необычное гуро вдруг снова пронимает как в первый раз.
  • Аналогично во франшизе «Немезида», где почти все персонажи андроиды, а значит, их можно потрошить всласть.
  • «Трансформеры» Майкла Бэя, куда же без них.
  • В таллинской экранизации повести Лема «Дознание пилота Пиркса» (1978) — качественно выполненная инверсия: робот умирает, как человек. Хотя вместо сосудов и нервов — шланги и провода.
    • А вот терминатор за рулем антикварного грузовика на горной дороге, «погибает» как обычный головорез, о котором никто даже не пытается сожалеть.
  • «Живая сталь» — живых боксеров заменИли роботы. Оно и зрелищней, и гуманнее. В оригинальном рассказе (и первой экранизации в «Сумеречной зоне») робо-боксеры внешне не отличались от людей, на чем и строился сюжет — бывший боксер выходит на ринг вместо своего сломанного робота.
  • "Создатель/Nurmata" - основной акцент военной пропаганды США в войне с блоком Новой Азии, делается именно на этом. С той стороны мы воюем только с роботами, они не разумны, они не чувствуют. То что роботы как раз вполне себе разумны и чувствуют, и то что они живут и воюют бок о бок с местным человечьим населением, упорно игнорируется. Иначе даже собственно американским солдатам, тем которые ещё не поняли, придётся разувериться в том что постоянно стираемые с лица земли индокитайские деревни - это места где живут просто отчаянно защищающееся люди, а не только обезумевшие машины.

Телесериалы[править]

  • «Гостья из будущего» — «смерть» робота Вертера от рук космических пиратов показана во всей красе. Кстати, драмы нагнали весьма нешуточной для, в принципе, детского сериала.

Телевидение[править]

  • «Битвы роботов» — всё шоу посвящено уничтожению одних управляемых роботов другими.
  • Спортивное шоу «Боевые роботы» (BattleBots) — с предельным цинизмом. Можете представить, как четыре боксёра-тяжеловеса колошматят друг друга на ринге с использованием топоров и огнемётов, а рефери подскакивает к бойцам по очереди, чтобы вьехать по голове кувалдой? Комментаторы используют эпитеты «всмятку!», «поджарить кишки» и «размазать по арене». Чопорные британцы дали шоу рейтинг PG-14.

Мультфильмы[править]

  • «Тачки» — убийство агента во втором мультфильме.
  • «Тайна третьей планеты» — мультфильм представляет собой остросюжетный детектив с погонями, драками и перестрелками. Вместе с тем, создатели стремились обойтись без крови и насилия. Поэтому в бой с героями вместо рядовых пиратов вступают роботы, которым не больно. Впрочем, даже в роботов положительные персонажи стараются не попадать — только выводят из строя бластеры в их руках. Зато уж в рукопашной пощады вражинам нет! А потом Зелёный разберёт их на запчасти

Мультсериалы[править]

  • «Черепашки-Ниндзя» 87 года — бандюков из Клана Ноги заменили штампованными на конвеере Технодрома безликими роботами-солдатами, чтобы героям было сподручнее разбирать их на гайки.
  • Teen Titans: кому из пятерых героев в одной серии устраивают сеанс вивисекции, а в другой отрывают руки и ноги? Конечно же, Киборгу.
  • RWBY: единственная незацензуренная расчленёнка не-Гримм в кадре — андроид Пенни. А вот когда Ян Сяолун отрубали руку, сначала окрасили всё под силуэты (хотя художественный ход, стоит признать, получился хороший), а потом прикрыли обрубок свечением Ауры.
    • Субверсия: через несколько сцен нам показывают культю, замотанную в окровавленные бинты. А в последующих сезонах кровь и убийства вкадровые и весьма жуткие.
  • «Самурай Джек» — во все поля. Все, кого в кадре расстреливают или разрубают, — или роботы, разваливающиеся на металлолом, или демоны и прочие духи, исчезающие в энергетической дымке.
    • Кроме последнего сезона, изначально рассчитанного на подросших фанов и вообще на взрослую аудиторию. Впрочем роботов-солдат Аку и там Джек поломал немало.
  • Американский «Уличный Боец», «Хи-мэн», «Ши-ра», «Смертельная Битва: Защитники Земли» — поточная продукция 1990-х! Роботов (иногда големов) кромсают в каждой серии, м погибают эти враги бескровно, по схеме «развалился/испарился»(с)GD . Смерти людей и человекоподобных или отсутствуют, или их очень мало. Автор правки не знает, как было в Хи-мэне и прочих Ши-Ра, но в Смертельной Битве далеко не всегда противниками героев были роботы — тех же таркатанов (в мультсериале они названы "номадами") главные герои вполне успешно убивают (пусть и без крови). Да и тела никуда не исчезают. Добрый Рейден еще регулярно избавляется от трупов с помощью портала, приговаривая "Отправлю их туда, откуда нет возврата".
  • «Рик и Морти» — игра с тропом в пилотном выпуске. Когда перепуганный Морти отказывается стрелять в сотрудников межпространственной таможни, Рик мотивирует его тем, что «это всего лишь роботы, Морти! В роботов можно стрелять!» Каково же было удивление Морти, когда первый же подстреленный им «робот» принялся стонать от боли, истекать кровью и поминать свою жену и детишек. Но Рик и тут выкрутился: «Это было образное выражение, Морти! Они бюрократы, я их не уважаю».
  • Transformers: Prime — деконструкция: вехиконы, уничтожаемые пачками, это роботы, но они так же разумны, как и другие трансформеры.
  • «Ожившие мумии» (в оригинале — Mummies Alive!): вместо роботов злодей из Древнего Египта предпочитает использовать големов из глины (это увеличенные "ушебти", фактически рабы), которых главные герои разламывают за милую душу.
  • Деконструируется в «Футураме» в серии «31st Century Fox» (Лисички 31-го века, 31-й век фокс). Бендер поучаствовал в охоте на лис. В конце которой выяснил, что лисы, собаки и кони — роботы. Робот-сгибатель не выдержал того, что ради развлечения люди натравливают роботов на роботов, и основал своё киберзоозащитное движение.
  • «Вольтрон» («транспортная» версия) — противников героев (по крайней мере, в русской озвучке) упорно называют «боевыми роботами», даже когда совершенно ясно, что им противостоят вполне себе живые существа (например — пилоты вражеских истребителей).
  • «Бэтмен» 90-х — на кукле Чревовещателя продюсеры отрывались по полной. Доставалось и робоклоунам Джокера.
    • Растения Ядовитого Плюща. Это живые существа, а в двух сериях были выведены с практически полностью (преданность Плющу и любовь к растениям - куда же без этого) человеческим разумом. Бэтмен и Ко убивают их даже и глазом не моргнув. Да и в других сериалах (и не только) такая же история: Плющ спасают (или хотя бы пытаются), а вот какими бы разумными не были бы её растения, их переводят в компост или салат.
  • «Годзилла» — робота Найджела уничтожают практически в каждом эпизоде.

Аниме и манга[править]

  • Onepunchman: те, кто регулярно получает повреждения, несовместимые с жизнью, и кого регулярно кромсают на фарш, — либо роботы, либо киборги полной конверсии, либо монстры. В частности, киборгу Геносу достаётся по полной. Но, поскольку из органики у него только кусок мозга, то его каждый раз собирают заживо.
  • NGE: Аверсия. Евы кровоточат просто океанами крови, хотя вроде как роботы. Да, они роботы. Биороботы на основе клонированных Ангелов.
  • Sailor Moon: злодеев, имеющих более-менее человекоподобный облик, сенши не убивают (ну, почти). Их либо перевоспитывают, либо они погибают от рук своих «коллег», либо совершают самоубийство. А вот монстров дня — как бы они не назывались в очередном сезоне, ёмы, демоны или дроиды — мочат без зазрения совести самыми разрушительными из доступных атак. Из них же кровь не течёт, только какая-то хрень типа песка или чёрного дыма…
  • Ниндзя робот Томикаге: войска Империи Забум
  • Chobits: аверсия в разговоре Хидэки с Уэдой после похищения Чии, плавно перетекающем в обсуждение общей человечности персокомов. Хидэки переживает, что похититель сейчас делает с Чии что-то ужасное, и невольно поднимает вопрос, что потом делать с этими её воспоминаниями — может, стереть? Уэда горько усмехается: стереть-то можно, но вот ты сам всё равно всё будешь помнить…

Видеоигры[править]

  • World of Tanks — не роботы, а, как нетрудно догадаться, танки и САУ. Что характерно, во всех машинах подразумевается присутствие экипажа, но фактически экипаж отсутствует в полном составе — и лучше всего это заметно при игре на машинах с открытой рубкой.
    • Любопытно, что попадающие в машину снаряды легко уничтожают узлы машины, но экипаж в любом случае отделывается лишь контузией; и это справедливо даже в случае разрыва внутри машины 240-мм фугаса Т92 HMC. Сама контузия подразумевает под собой лишь ухудшение характеристик члена экипажа, ни о каком полном выходе из строя танкиста не идёт и речи.
      • Интересно, что пожар, который при определённых условиях может возникнуть в танке, повреждает только модули танка; экипаж при пожаре не страдает — его даже не «контузит». И это — принципиальная и несколько раз озвученная позиция разработчиков игры: игроку незачем представлять себе горящего и страдающего от ожогов человека. То ли дело железяки…
      • И даже в случае моментального уничтожения машины, например, подрывом боекомплекта, озвучивающий все события в бою невидимый командир экипажа прикажет на своём языке что-то вроде «Покинуть машину!» или «Спасайся, кто может!». Проверено на национальной озвучке немецких, французских и англоязычных (американских и, собственно, английских) экипажей.
      • Справедливости ради: если включена стандартная озвучка и контужен весь экипаж, суровый советский командир спокойно и не терпя возражений заявит: «Экипаж убит». К тому же, некоторых случаях, слушая национальную, не советскую озвучку, также можно услышать что-то вроде:
« Gunner is dead! We’re shooting blind! »
— Стрелок убит! Стреляем вслепую!
    • В аниме Girls und Panzer, которое можно считать в определённой степени экранизацией этой игры, данный феномен объясняется тем, что боевые рубки машин усилены неким «карбоновым материалом», что позволяет экипажу переносить попадания снарядов соперника без смертельных травм. А вот сотрясения случаются.
      • Экранизацией КАВО? Из общего с WoT там только наличие танков и национальная разношёрстность техники в одной команде (и то, только в случае в заглавной школой). Даже режим с флагманом появился ГОДАМИ позже, как и женские члены экипажа.
  • Overwatch: в короткометражке «Два дракона» Ханзо нападает на группу мафиози. При этом людей он только оглушает, а вот омников убивает. Притом, что омники вполне разумные и живые.
  • Horizon: Zero Dawn: главная героиня охотится на животных-роботов.
    • Вообще-то людей она тоже валит, и не только по большим праздникам.
  • Многие немецкие версии игр в 90-е и 2000-е имели роботов вместо людей.
    • Carmageddon: В немецкой зацензурированной версии давить предлагалось не людей, а роботов.
    • То же самое было в одной из европейских версий первого Half-Life.
    • С&C: Generals: в немецкой версии смертник GLA заменен роботом-тележкой со взрывчаткой.
  • Detroit: Become Humanсубверсия: конечно, люди здесь тоже умирают, но на их смертях нет такого большого акцента, труп либо не показывают вообще (Златко или Хэнк при самоубийстве или падении с крыши, либо показывают "постфактум" (последствия знаменитых ДВАДЦАТИ ВОСЬМИ УДАРОВ НОЖОМ), либо просто не заостряют внимание. А раненых или убитых роботов показывают во всех подробностях.
  • Разумеется, это обыграно и в Undertale. Если на нейтрале убить Меттатона, то Альфис неловко начнет успокаивать вас, мол, ничего, это просто робот, всегда можно построить нового. Меттатон — не полноценный робот, а живая душа монстра в механическом теле.
  • Asura's Wrath — вы помните, какие бесчинства творились с телами местных полубогов (которые суть киборги), особенно заглавным героем? И какие бесчинства творились по отношению к вражеским мобам, представленными роботами и чудищами без внутренних органов? А теперь вспоминаем, как умирали люди в этой игре.
  • Kingdom Hearts — Бессердечные — нечто вроде бездушеных биороботов, управляемых силой мысли живыми злодеями, чья деятельность целиком направлена на уничтожение указанной цели.
  • Star Wars Jedi: Fallen Order — Кэл Кестис убивает в бою и животных, и роботов, и штурмовиков, вот только именно последних герой не может добить эффектным расчленением. Хотя даже анимации это подразумевают.
  • Five Nights at Freddy's - а здесь троп используется для того, чтобы продемонстрировать на аниматрониках повреждения, которые с гарантией стали бы смертельными для любого живого создания, при этом не лишая их дееспособности и опасности, но и не скатывая всё в гурятину (разве что в техно-): Чика в "Security Breach" (вырван клюв вместе со всем ротовым аппаратом), Рокси оттуда же (вырваны глаза вместе с частью лица), старый Бонни из второй части (отсутствует большая часть черепа, включая верхнюю челюсть, так что внутри головы видно подсветку для глаз)...Страшно, отталкивающе, и не единой капли крови при этом не пролито. "Потому что "FNAF" - для детей!" (с)