Обезглавленная армия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Decapitated Army. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Кто командует? Мне нужны приказы! »
— Один из гномов, Gravity Falls

Итак, Темный Властелин послал на последний оплот своих противников огромную рать, наспех собранная героями малочисленная армия (зачастую разношерстная, практически не обученная или состоящая из недобитков) может разве что какое-то время сдерживать врагов, но никак не победить. Что же делать? Все просто — нужно не рубить щупальца спруту, а бить его прямо в голову. Героям достаточно нанести поражение самому Темному Властелину — и будет полная победа. С точки зрения реализма, это верно в долгосрочной перспективе: если империя держалась на одном человеке, его преемники разорвут ее на части и передерутся за власть, перестав представлять серьезную угрозу. Но что делать с прямо сейчас лезущими на стены разъяренными вражескими воинами? Тут возможны варианты:

  • Враги вовсе не хотели драться и шли в бой только потому, что боялись своего лидера больше чем гибели в битве.
  • Злая воля Властелина наполняла солдат ненавистью и яростью, без него они либо испугаются и побегут, либо не захотят причинять кому-то вред.
  • Воины Темного Властелина — необычные существа, и они просто не могут существовать без него.
  • Воины подчиняются сильному — герой сразил Властелина, значит, теперь пора разобраться, кто из его подручных станет новым Властелином. Или просто подчиниться его убийце.
  • Воины — наёмники и, лишившись кондотьера, потеряли возможность получить от заказчика оплату (или герои уничтожили заказчика вместе с казной). Правда, возможность грабежа никто не отменял…
  • Солдат подвергли массовому гипнозу, а когда властелин оказался повержен, гипноз спал и солдаты отказались воевать.
  • Властелин был фактически Главной силой своих войск и его гибель можно приравнивать к потере хоть всего войска.
  • Реалистический вариант: у нас плохо организованная средневековая (или античная, но варварская) армия, которая держится на вассальной верности или просто харизме полководца и распадается с его смертью.

Вариантом тропа является ситуация, когда, потеряв лидера, армия не разбегается или сдаётся, а начинает действовать очень жестоко, бесконтрольно и хаотично, что может оказаться еще хуже для ее противников и особенно мирных жителей.

Внимание! Почти всегда вышесказанное относится только к армии Тьмы. Если же враг сумеет сразить полководца армии Света, то его верный лейтенант просто поднимет его окровавленный щит и сломанный меч и поведет в атаку переполненных праведным гневом и желанием отомстить солдат. Почему такого не происходит с армией Тьмы и что делать, если тут серо-серая мораль — никто не знает.

Надтроп — Небо для атланта. Тесно связанный троп (с педалью в пол) — Рушится царство кощеево: в этом случае даже стены цитадели Властелина не выдерживают его гибели и рушатся.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — еврейка Юдифь соблазнила ассирийского полководца Олоферна, а когда он напился и заснул, отрубила ему голову и принесла её в родной город. Когда враги увидели, что сделали с их командиром, то были деморализованы.
  • Рыцарский эпос (особенно артуровский), когда герой-рыцарь действует в одиночку, а разобраться ему надо с целой армией.

Литература[править]

Отечественния[править]

  • С. Я. Маршак, по английским народным мотивам:
« Не было гвоздя

Подкова пропала. Не было подковы — Лошадь захромала. Лошадь захромала — Командир убит. Конница разбита — Армия бежит. Враг вступает в город, Пленных не щадя, Оттого, что в кузнице Не было гвоздя.

»
— «Гвоздь и подкова»
  • «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — во время погони за Элли и компанией полицейские случайно разбили своего собственного начальника, после чего погоня сразу прекратилась.
  • «Волкодав» — сегванский кунс убил в бою мать кнесинки, но её солдаты пришли в ярость, перебили его воинов, а его взяли в плен. Правда, сам кнес Глузд тоже участвовал в бою и, похоже, просто перехватил после смерти жены командование.
  • «Дарители» — армия Освальда, собранная из крестьян с помощью массового гипноза, после побега лидера сразу потеряла всю свою боеспособность.
  • В. И. Контровский, «Дредноуты» — один из первых же английских снарядов разносит рубку флагманского германского линкора вместе с адмиралом Ингенолем… после чего командование незамедлительно принимает гораздо более компетентный вице-адмирал Шеер.
  • «Война за мобильность» — галактическая война заканчивается, после того, как десант использует новейшие телепортационные технологии, чтобы похитить императора Шат-Тсуров, правда эти же технологии уже практически обеспечили победу Союза.
  • «Пришедшие из мрака» — лягушки-дроми впадают в замешательство, если кому-то удаётся убить старшего. В одной книге, силы сопротивления предпринимают отчаянную попытку ввести врага в смятение, уничтожив Патриарха клана дроми. К сожалению, он уже пару минут как передал полномочия одному из наследников, так что ожидаемого хаоса не получилось. А в следующем романе, земной флот решает остановить войну с дроми путём уничтожения их родного мира, где находятся правящие трибы. Враг хитро останавливает землян, прикрывшись щитом из своих же личинок, зная что сердобольные людишки не посмеют убить детёнышей. Война продолжается ещё сотню лет с миллионами жертв.
  • Олег Дивов «Храбр». Неоднократно упоминается, что ликвидация вражеского командира — наиболее эффективный способ сломить сопротивление. Рассказ «Запас удачи» этому и посвящен.
  • Андрей Уланов «Крест на башне». Великая Разруха в кайзеровской армии началась с убийства Кайзера. Причем убили его — солдаты-десантники, набранные из бывших преступников.
  • Франшиза литстратегий «Лендлорды» — во-первых, всегда выгодно вывести из игры героя противника (особенно если противник — Единение, но и с остальными фракциями помогает), во-вторых, оркоиды при потере командира начинают грызться за освободившееся место (прямо не отходя от кассы — и их в это время можно вынести без особых проблем), а в-третьих, при бое с нежитью вынос разумной нежити превращает «мясо» в неуправляемую толпень, ни на что, кроме «вижу живого — бью живого» не способную. Ну и да, поскольку Единение — вполне себе зерги/тираниды, при выносе синапса рой возвращается к инстинктивному поведению и легко изничтожается.
  • Александр Рудазов, «Война Колдунов» — во флэшбэке про бой в Дорилловом Ущелье рассказывается, что смертельно раненый маршал Хобокен, чтобы не допустить падения боевого духа своих солдат, воткнул себе между ключиц пику и использовал её как опору.

Зарубежная[править]

  • «Троецарствие» — после смерти Чжугэ Ляна в походе, армия возглавлявшаяся им начала отступление. Вражеский полководец Сыма И по отступлению догадавшись об его смерти отправился в погоню, но наткнулся на арьергард, во главе которого увидел восседавшую в кресле знакомую фигуру Чжугэ Ляна, и решив, что Чжугэ Лян жив, ложным отступлением, и заманил его в ловушку обратился в поспешное бегство.
  • Эль Сид — герой погиб от отравленной стрелы. Но, чтобы скрыть это, перед решающей битвой его привязали к седлу, всучили в руки знамя и в таком мёртвом виде погнали впереди войска.
  • А. Дюма, «Графиня де Монсоро» — Бюсси думал победить, убив Монсоро, но к тому времени, как он это сделал, наёмных убийц уже почти не осталось.
  • Фрэнк Баум, «Удивительный Волшебник из страны Оз» — слуги ведьм, после того как погибли их хозяйки, сразу же перешли на сторону героев, потому что служили только из страха.
  • Роберт Говард — Конан очень котировал этот троп. Наиболее эпичные примеры — убийство короля Турана Ездигерда, королевы амазонок и главарей армии вторжения в Аквилонию Амальрика и Валерия.
  • «Властелин Колец» — когда Темный Властелин пал, лишившись кое-чего жизненно важного, орки, тролли и прочие монстры, составляющие костяк его армии, разом потеряли всякую тягу к сражению, потому что не видели смысла сражаться за что-то без Саурона (орки) или находились под его магическим контролем (тролли, звери). С людьми, правда, пришлось драться, ибо это была армия не кровожадных уродов, а настоящих фанатиков-мраккультистов (а частью — обладателей «своего особого кодекса чести», который, даже безотносительно к пресловутому Мраку, запрещал им сдаваться).
    • При этом на Пеленнорских полях гибель короля-чародея ни на что не повлияла — командование принял на себя моргульский военачальник Готмог и армии тьмы продолжили сражение, поддавшись только после появления вражеского подкрепления.
    • В экранизации проще — армия Тьмы провалилась при ювелирно выверенном землетрясении.
    • Аверсия: Азог убил Наина и тут же увидел что его армия бежит, а разъяренные гномы уже рядом.
  • «Хоббит» — аверсия: когда Беорн убил Болга, битва продолжилась.
  • Франц Гуннар Бенгтсонн, «Рыжий Орм» — армия Стюрбьёрна разбегается после того, как Стюрбьёрн в самом начале битвы получает стрелу в горло. Целью битвы было посадить Стюрбьёрна на трон, и после его смерти сражаться действительно нет никакого смысла.
  • Л. Буджолд, «Сага о Форкосиганах», книга «Барраяр» — на мятежников произвела сильное впечатление голова их предводителя Фордариана, отрубленная Константином Ботари по приказу Корделии. Аллюзия на Библию.
    • Кроме того, в остальных книгах саги неоднократно показывается, что происходит с армиями наёмников, когда те лишаются командира.
  • Роберт Джордан, «Путь кинжалов» — в финале сражении за Иллиан Ранд ал`Тор, при помощи мощного магического артефакта, наносит сокрушительный удар по армии Шончанской Империи, в результате чего, среди прочих бойцов гибнет и командующий армией, капитан-генерал Кеннар Мирадж. Капитан Абалдар Юлан, принявший командование после этого, приказывает отступить.
  • Терри Пратчетт, «GПлоский мир»:
    • «Ночная Стража» — аверсия: по свидетельству лорда Ветинари, после смерти Джона Киля его соратники не только не сдались, но набросились на врагов с удвоенной яростью и, хоть и не были такими уж искусными бойцами, порвали врагов в клочья.
    • «Патриот» — после дискредитации принца Кадрама его согнанная со всего Клатча армия просто рассеялась.
      • Ещё одна аверсия в «Патриоте» — когда на Ваймза и его отряд напали д’рыги, коммандер скрутил их вождя и рассчитывал, что теперь враги не станут нападать. Но они напали, а Кэррот впоследствии разъяснил, что для д’рыгов вождь, который свалял дурака и дал себя поймать, теряет авторитет, и ни его жизнь, ни его приказы роли уже не играют.
  • «ПЛиО»:
    • После смерти Ренли Баратеона его солдаты и союзники либо переходят на сторону его убийцы Станниса, либо уходят с Тиреллами к Ланнистерам.
    • Исход Битвы на Трезубце был решён после гибели принца Рейгара — деморализующий эффект был таков, что королевская армия попросту рассыпалась. Более того, фактически гибель Рейгара решила исход всей войны, поскольку Таргариены, всё ещё обладая достаточными ресурсами для продолжения борьбы, потеряли лидера, способного сплотить их сторонников своей харизмой.

Плюс, примерно в это же время погиб и принц Ливен Мартелл,рыцарь Королевской Гвардии и командующий дорнийским контингентом (почти треть армии лоялистов),который мог бы заменить Рейгара как командующий.

  • Хонор Харрингтон Народная Республика педаль в пол и дальше: сначала из-за переворота Пьера и инициированных им чисток комсостава Республики, Альянс продвинулся далеко вглубь Республики, а потом после уже провального переворота военного министра МакКвин перед Альянсом открылась прямая дорога прямо на столицу Республики планету Новый Париж. (Республику спасло от капитуляции только удачное политическое убийство премьер министра Мантикоры и последующая смена политического курса)
    • А потом уже после переворота Тейсмана верные прежнему режиму силы не смогли объединится (ибо каждый тянул одеяло на себя) и были либо изгнаны либо уничтожены новым руководством республики поочередно.
  • Эрин Хантер, «Коты-Воители». Стоило только убить Бича, как все Кровавое племя бродячих городских котов, численностью превосходящее все четыре лесных племени вместе взятых, обратилось в бегство! А вот у лесных племен — ничего подобного: когда в том же сражении Огнезвезд потерял одну из жизней, остальные продолжали сражаться.
  • Тейлор Андерсон, «Эсминец „Уокер“» — когда Ицак Рубен убивает Королеву гриков и показывает голову Королевы её детёнышам, это имеет обратный эффект и лишь проводит их в ярость. Альянс всё равно побеждает, но с крупными потерями. Да и грики вскоре назначают новую королеву из числа молодых самок, только она уже — марионетка генерала Эшшка и Выбирающего. Когда Альянс захватывает в плен новую королеву, то опять же приходится иметь дело с теми, кто остаётся лоялен Эшшку. Некоторые даже пытаются убить королеву, чтобы Альянс не мог воспользоваться ею, чтобы остановить войну.
  • Джо Аберкромби «Проблема с миром» — Молодой лев, он же Лео дан Брок, в надежде захватить короля союза, лично повёл кавалерия в атаку. По итогу попал западню, где его сначала тяжело ранили, а после взяли в плен. На этом восстание закончилось. без лидера, и так мало организованная армия, разбежалась, хоть и имела численное превосходство.
  • Роберт Асприн, «Мифо-толкования» — субверсия. Скив предлагает перебить вражеских командиров, но соратники его отговаривают. Пока в ход идут абстрактные понятия вроде воинской чести Скив настаивает, но когда ему заявляют, что убийц и на него натравить можно — сразу отказывается от такой идеи.
  • Уильям Р. Форстчен, «Потерянный полк» — стандартная тактика меркитов (трёхметровых великанов с планеты Валенния с тем же названием): выделить целый умен (десять тысяч войнов) на поиски и устранение вождя вражеского племени. Правда герои проводят этот фокус с ними самими, оставив снайпера, который устраняет их вождя. Не то, чтобы вся армия тут же становится небоеспособной, однако порядки меркитов требуют целый месяц поминок после смерти вождя, так что никаких боевых действий. А впоследствии вообще разделяются на три орды из-за разногласий.
  • Стюарт Слейд:
    • «Казанские „Тандерболты“» — инверсия. Штаб американского экспедиционного корпуса никто не атаковал. Но из-за особенность американского главнокомандующего немцы едва не прорвали фронт. К счастью генерал Паттон был уже на подходет и молча поправил ситуацию, матеря на всю округу идиотов, которые позволили ей произойти.
    • «Армагеддон»: ликвидация командира армий Ада или Рая — отличный способ усложнить жизнь её рядовым. После событий первой книги, тактику принимают на вооружение и демоны, перешедшие под командование людей.
  • Сэнди Митчелл, «Смерть или слава» (из цикла «Комиссар Каин») — Кайафас Каин убивает в поединке орочьего варбосса Корбула, после чего остальные орочьи вожди передрались между собой, а их орда бежала от перешедшей в наступление армии Империума.
    • А в «Последнем противостоянии» происходит субверсия: после смерти хаосита Варана Непобедимого часть войск всё же выходит из-под его одурманивания, но основную зачистку проводят внезапно появившиеся некроны,которым до лампочки до человеческих разборок,зато нужен один ценный артефакт.
  • А. Ллойд, «Книга Трех» — смерть Рогатого Короля тут же обращает в бегство все собравшиеся под его знаменами немаленькие войска.

Фанфики[править]

  • «Последний кольценосец» — из-за убийства Арагорном и живыми мертвецами командующего мордорской армией (обозванного впоследствии «Королем-чародеем»), мордорская армия на Пеленнорских полях дала втянуть себя в лобовое сражение с превосходящим противником с плачевным для себя результатом. Момент спорный и очень походящий на «как нам его проиграть?» — то есть попытку свести канонический результат битвы с качественными превосходством мордорской армии.
    • Роханская армия после гибели Теодена перешла под командование Эомера, и это ей только помогло сделать последний и решительный
  • Ник Перумов, «Кольцо Тьмы»:
    • Армия Гондора разбегается после гибели короля. Однако наместник Имрахил исхитряется собрать остатки южных гарнизонов и, опираясь на Дол-Амрот, возрождает Гондор в границах образца Войны Кольца.
    • А вот роханская армия продолжает сражаться до конца. Опять-таки, ждёт в крепостях, пока захватчики без единого лидера передерутся, и добивают «победителей». В итоге этой «реконкисты» Рохан восстановлен.
    • В третьей книге явно подразумевается, что собранная Хенной армия южных народов без Хенны и его адаманта развалится.

Кино[править]

  • «Звёздные войны», конец шестого фильма — потеряв Императора, Вейдера, гранд-моффа, двух гранд-адмиралов, «Звезду Смерти» и флагманский «Палач», имперцы предпочли отступить, хотя числом и качеством по прежнему в разы превосходили повстанцев и при желании легко могли их задавить. Однако Гилад Пеллаэон, офигевший от таких потерь, самовольно взял на себя командование флотом и отдал приказ отступить. Из трех оставшихся в живых гранд-адмиралов двое последовали его примеру, дезертировав со своими флагманами. Последним военачальником Империи, оставшимся на орбите Эндора, был гранд-адмирал Освальд Тешик. Адмирал несколько часов в одиночку сражался против повстанцев, многократно превосходящих его числом, прежде чем его упорно защищавшийся «Разрушитель» наконец был выведен из строя и взят на абордаж. Тешик попал в плен. Повстанцы, разьяренные его долгим сопротивлением, изрядно подпортившим их триумф, отдали Тешика под трибунал. Трибунал приговорил адмирала к расстрелу.
    • В трилогии Трауна отступление обосновано тем, что имперцы находились под эффектом, «боевой медитации», создаваемым Палычем, и в момент его гибели испытали полную потерю силы, воли и уверенности в себе. Однако наличие сильного лидера смогло бы переломить ситуацию в их пользу. Пеллаэон неоднократно задавался вопросом, чем бы закончилась та битва, если бы флотом командовал Траун.
    • На глобальном уровне, впрочем, получилась аверсия: хотя гибель Палпатина и привела к развалу, осколки Империи еще много лет сражались с Новой Республикой, периодически беря инициативу в войне в свои руки и нанося повстанцам чувствительные поражения. Несколько раз имперцы вплотную приближались к уничтожению Новой Республики и даже пару раз отбили у мятежников Корусант. Хотя к концу войны Империя и сократилась из 70 миллионов обитаемых миров до всего 1000 планет, победить ее окончательно повстанцы так и не смогли, вынужденно подписав перемирие вместо желанной капитуляции. Спустя 9 лет Империя начала медленно, но верно снова наращивать свое влияние, а по итогам Второй Галактической Гражданской Войны и вовсе триумфально возродилась во всем своем великолепии, вернув себе Корусант и все потерянные миры.
    • В «Призрачной угрозе» армия дроидов вырубилась, после того как крутой шкет подорвал станцию контроля. Потом этот недостаток исправили.
    • «Месть Ситхов» — аверсия: Сепаратисты остановились не после гибели Дуку или Гривуса, а когда этого захотел Палпатин.
    • В диснеевском (не)каноне Трауна, после того, как он взял в плен генерала Йива Великодушного, вся могущественная Никардунская судьба распалась без его военного, дипломатического и харизматичного лидерства. Таким образом Траун обезопасил свой народ от крупной угрозы.
    • Не совсем так в новой трилогии. Империя ещё долго сопротивлялась, однако повстанцы сумели таки разгромить их. Остатки Империи после перемирия улетели в Неизведанные Регионы и основали Первый Орден, который всё ещё держит зуб на Новую Республику и строит ещё более мощное оружие. А Республика, тем временем, почивает на лаврах победы и в ус не дует, распустив большую часть флота. Только Сопротивление под предводительством Леи продолжает подпольную борьбу с Орденом, однако Республика считает их опасными радикалами.
  • «Хроники Риддика» — «Убийца забирает трофеи».
  • «Банды Нью-Йорка» — Мертвые Кролики сдались, когда пал их лидер.
  • «Пятый элемент» — Мангалоры сдались после того как главный герой коварно застрелил их лидера, потому что у них честь прежде разума.
  • «Эквилибриум» — похоже повстанцы еще не устроили революцию исключительно благодаря существованию Отца.
    • Хотя при внимательном просмотре ясно, что восстание потихоньку набирает силу, уже есть отдельные тактические победы (упомянута «взорванная фабрика прозиума» и прочие безобразия), но вот для решительной победы уже надо было совместить удар по столичным «вокзал/телефон/телеграф» с масштабной диверсией внутри штаба госбезопасности, для чего и пригодился главгерой. Тем более, что существование Отца это просто пропагандистский приём той самой злобной ГБ.
  • Армия Тьмы — скелеты (!) в ужасе бегут, после того как герой разнес в пыль своего злого двойника.
  • «Сахара» — герои думали, что убив Касима они победят его армию. Не вышло, но подоспела кавалерия.
  • «Алиса в Стране чудес» Бёртона — битва прекращается, когда героиня сносит голову Бармаглоту, потому что только благодаря ему Красную Королеву боялись.
  • In the Name of the King — когда злой колдун пал, его воины разбежались, превратившись обратно в неразумных зверей.
  • «Защитники» — после того как герои сбросили рояль на лысину Главного Гада, все его клоны перестали представлять опасность.
  • «Пираты Карибского моря: На краю света» — огромная эскадра бежит после потери флагмана. Но они скорее испугались «Летучего Голландца».
    • Да и сам флагман отправился на дно, не сделав ни единого выстрела, потому что Беккет даже не погиб, а впал в злодейский ГЭС. На самом деле, его корабль (линейный корабль 1-го ранга) запросто бы закусил двумя фрегатами на завтрак).
      • Возможно, Беккет тоже понял, что против неуничтожимого «Голландца» с бессмертным экипажем делать нечего. Рано или поздно, такой корабль перемолол бы хоть линкор Беккета, хоть всю остальную армаду. Беккет не мог знать, что там произошло во время абордажа; он видел только, как «Летучий Голландец» (бывший главным козырем Беккета) уходит на дно, а затем вырывается из пучины и идёт в бой вместе с «Жемчужиной». Вот и спасовал.
  • «Троя»:
    • В начале фильма без Ахиллеса греческое войско ничего не может сделать против троянского.
    • Агамемнон заявляет, что после гибели Гектора троянское войско обезглавлено и нужно наступать. На что его советник отвечает, что стены Трои все так же неприступны.
  • «Полководцы» с Джетом Ли — именно так они одерживают победу против превосходящей армии тайпинов, отрубив вражескому командиру голову, и показав её его людям.
  • «Щелкунчик и четыре королевства» — когда Сахарная Слива превратилась обратно в куклу, подчиняющиеся только ей Оловянные Солдатики замерли на месте.

Телесериалы[править]

  • «Мерлин» 1998 — армия Короля Вортигерна сдается после его гибели. Если учесть, что волшебник заживо вморозил его в лед озера, то их можно понять.
  • «Игра престолов», 6-я серия 8-го сезона — когда Арья вонзила в грудь Короля Ночи кинжал из валирийской стали, он рассыпался на мелкие осколки льда, за ним рассыпались Белые Ходоки, а контролируемые ими упыри стали просто кучей мёртвых тел.
    • В самой последней серии точно так же обходятся с Дейнерис. У неё есть армия из Эссоса, сильно замотивированная победой и пламенной речью посреди руин выжженной столицы? Забудьте — без Бурнорождённой и её рептилии им неинтересно воевать (и даже грабить). Серый Червь — единственный оставшийся у Дени полководец и возможный объединитель её воинства — показал себя Бесполезным, а не Безупречным. Повыступав немного с требованием наказать убийцу Дейнерис, а в ответ столкнувшись с дипломатическим отпором бывших союзников (и примкнувшего к ним Эдмура Талли), Червяк за всех решил «Злые вы, уйду я от вас!» и убрался восвояси, забрав с собой остальных боевых евнухов. Там ещё дотракийцы фигурировали, говорите? Им не то что объяснять новые геополитические расклады побрезговали — их не показали даже!

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге» — после пленения генералов Ба Синг Се и бегства царя армия, защищавшая этот город, куда-то испарилась. Так как речь не про силы зла, то нужны обоснуи:
    • Дай Ли (управляющие городом от имени царя) довели армию до совсем небоеспособного состояния ещё до своего предательства («в Ба Синг Се нет войны» — с такой политикой армию не навербуешь), возможно, в серии «Бур» мы видим не часть армии, обороняющей определённый кусок стены, а её значительные силы. Такую армию или за кадром можно разбить (даже силами тех же Дай Ли), или армия сама исчезнет из-за дезертирства в такой обстановке (извне идёт многочисленный враг, в тылах предатели, страна почти вся захвачена — куда тут уж воевать небольшим силам).
    • Армия подалась в партизаны. Так как партизан из-за этого стало в разы больше, то Озаю действительно мог больше понравиться план выжечь всё население с партизанами вместо оккупации и эксплуатации этого населения.
  • «Аватар: Легенда о Корре» — Уравнители бесследно исчезли после поражения их лидера. Да, он оказался обманщиком, но ведь ненависть к владеющим магией не могла просто так исчезнуть?
    • Уравнители появляются в игре по Корре — там они одни из врагов. То есть бесследно они не исчезли, можно предположить, что за кадром их основные силы разбили, а остатки вылезли как раз в событиях этой игры, хотя, конечно, странно, что во втором сезоне (который между поражением лидера уравнителей и событиями игры) они нигде не появлялись.
  • Gravity Falls — когда близнецы хитростью вывели из строя лидера гномов, громадный гештальт из остальных утратил взаимосвязь между составляющими частями и развалился, после чего гномы разбежались.
  • RWBY — куда-то бесследно пропала армия Атласа, стоило только главным героям отпинать генерала Айронвуда. Далее на стороне генерала (пленённого, но всë ещë живого) будут исключительно полтора оперативника, да и эвакуацию населения Атласа будут прикрывать только главные герои, их союзники и политическая оппозиция генерала в лице нескольких Счастливых Охотниц. Обоснуев с толком нет, кроме того, что или армия есть и ещё появится, но еë не нарисовали (что просто тупо), или же она вся погибла за кадром между сериями от лап монстров-гримм (тогда довольно странно, что такой исход событий никак не обыгран в сериале. Полностью погибшая за пару часов крупнейшая армия сеттинга - это заметное событие).

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Girls und Panzer — условие победы в обычном бою (есть еще бой на уничтожение) — вывести из строя флагман врага, независимо от того, сколько у него еще осталось танков. Это позволяет победить превосходящие силы за счет тактики. Однако «флагман» и «командир» это не одно и то же, флагманом могут назначить любой танк, в зависимости от условий боя. Например, только в финале лидеры команд были флагманами.
    • В манге «Маленькая Армия 2» Эми пытается провернуть это буквально, направив главный удар не на флагман, а на танк Михо Нисидзуми. Она не учла, что Михо уже вырастила команду, способную сражаться и без участия своего лидера, а еще и попала в двойную засаду (я знаю, что ты знаешь).
  • «Легенда о героях Галактики» — встречаются очень разные ситуации, в частности:
    • После гибели адмирала фон Зеекта подчиненный ему флот крепости Изерлон сделал ноги (нема дурных было лезть под главный калибр этого самого Изерлона)
    • Мятежный 11-й флот ССП продолжил сражаться до конца даже после гибели флагмана.
    • 8-й, 9-й и 10-й флоты ССП после потери флагманов не бежали, а грамотно отступили.
    • В самых первых сериях показано грамотное избегание ситуации с потерей управления: раненый вице-адмирал Паэтта, не заморачиваясь вопросами иерархии, передал командование коммодору Яну Веньли. (точно также поступил и командир вышеупомянутого 9-го флота Аль-Салем).
    • Ян Вэньли, стремясь остановить вторжение Рейха, специально вынудил Райнхарда вступить в открытый бой, с расчётом убить его. Почти прокатило — корабли Союза взяли имперский флагман на прицел и уже были готовы открыть огонь… но тут с Хайнессена, который оказался на мушке у Двойной Звезды, пришёл приказ о немедленном прекращении огня.
  • Берсерк — гарнизон крепости Долдрей. Правда здесь сыграли роль два фактора — гибель единственного грамотного командира и захват самой крепости, пока основные силы ее защитников были вне стен.
  • «Основатель Тёмного пути» — прямо упоминается, что переломным моментом «Выстрела в Солнце» стало убийство Вэнь Жоханя, совершённое Мэн Яо (собственно после этого его отец наконец соизволил его признать). После этого, даже несмотря на то, что у Ордена Цишань Вэнь оставались значительные силы и ресурсы для борьбы, победа восставших стала лишь вопросом времени, поскольку заменить настолько могучего лидера клану Вэнь оказалось просто некем.
  • Youjo Senki — суть операции «Шок и Трепет» Имперского Генштаба: организовать стратегическое отступление, заставив противника растянуть линии снабжения, нанести точечный удар по ставке фронтового командования и одновременно с этим — перейти в контрнаступление на флангах. Ликвидация командования понизит эффективность сопротивления и даст имперцам время, необходимое для разгрома армии.
  • Naruto — инверсия в начале саги. Когда Гато умер от рук Забузы (который пал вскоре после этого), статисты-головорезы переглянулись и решили, что неплохо бы пограбить жителей Страны Волн. Для этого нужно всего ничего — добить потрёпанных шиноби Листа. Но тут местные сами высыпали на мост и объяснили бандитам, насколько те неправы.

Видеоигры[править]

  • Stronghold — чтобы захватить крепость, нужно убить вражеского лорда. Однако это сложно сделать, потому что он обычно прячется на вершине центральной башни с одним входом и достаточно крепкий, чтобы отбиться от небольшого отряда. В иных партиях доходит до того, что пехоты просто не остаётся, приходится расстреливать супостата лучниками, и убивается он тогда невероятно долго — но до тех пор не считается проигравшим, даже если от его замка и войск осталась одна пыль.
    • Свой собственный лорд в игре управляем и может даже ходить в бой, что технически допускает ситуацию «дурацкого пата», когда два лорда перебили армии друг друга, не могут их восполнить из-за нехватки ресурсов, и остаётся только лично бить друг другу морды.
  • Battle for Wesnoth — часто встречающееся условие победы — убить вражеского лидера. В мультиплеере на этом часто строится тактика.
  • Total War — с прикрученным фитильком: гибель полководца может вызвать бегство его армии, но не дает гарантированной победы. Показатели боевого духа зависят не только от этого, но также от диспозиции и численного превосходства.
    • В Warhammer армии нежити стоят насмерть, но обладают в целом печальными характеристиками и низким боевым духом, по снижении которого до нуля рассыпаются обратно в прах. Поэтому присутствие полководца для них особенно важно, особенно если учесть что здесь это часто источник магической поддержки или армия из одного человека, потеря которой значительно приближает штраф к боевому духу от потерь армии.
    • В ранних играх серии, было очень полезно начале игры очень полезно поубивать в бою, любой ценой, глав соседних фракций до того как у них появились наследники, что приводило к тому что фракция исчезала с карты, оставляя вместо себя нейтралов, которых гораздо легче завоевать.
  • Centurion: Defender of Rome — гибель вражеского полководца почти всегда приносит победу в битве.
  • Warcraft — люди проиграли первую войну, после того, как погиб король Ллейн (убит предательницей).
    • Со второй войной сложнее: Оргрим убил Лотара, но лейтенант Туралион взял командование на себя и победил верховного вождя, после чего уже Орда проиграла войну. Однако без Лотара Альянсу скоро пришел конец (он был последним из имперского рода Арати, которому были должны эльфы).
    • Случается дважды во время «Войны Древних». Сперва армию сопротивления ведёт лорд Кур’талос Гребень Ворона — довольно опытный командир, дворянин, однако не из касты Высокородных. Он погибает от руки агента, засланного королевой Азшарой. Командование переходит в руки лорда Десдела Око Звезды, заносчивого расиста, ничего не смыслящего в тактике. Его действия приводят к многим жертвам — к счастью, он оказывается одним из них. Во время суматохи простолюдин Джарод Песнь Теней берёт командование на себя и останавливает бегство армии. К его удивлению, Джарода слушаются даже аристократы, которые видят, что парень явно смыслит в военном деле. Он и становится главнокомандующим.
  • Starcraft — лишившись руководства, зерги начинают драться друг с другом.
  • Mount & Blade — зигзаг: если падет вражеский лорд — битва продолжится, но если оглушат ГГ то бой будет приостановлен, а если он после этого не сможет сражаться, то придется сдаваться или использовать автобой.
  • Ryse: Son of Rome - одолев Буддику в поединке, Марий отрубает ей голову и приказывает центуриону показать ее с самой высокой точки города, чтобы заставить варваров дрогнуть
  • Серия Fallout:
    • После гибели Мастера в первой части супермутанты перестали представлять собой глобальную угрозу и многие из них перешли к мирной жизни.
    • В Fallout: New Vegas битва за дамбу заканчивает с гибелью или отступлением Легата Лания, Генерала Оливера или обоих, в зависимости от выбранной стороны. А с Цезарем сыграно зигзагом — его гибель никак не повлияет на обстановку в Мохаве, но многие персонажи уверены, что без него Легиону скоро придет конец.
    • Анклав, потеряв лидера, восстанавливался трижды, но сейчас скорее всего уничтожен, в Fallout 4 можно встретить только одного его бывшего солдата.
    • А в полуканоничном Fallout Tactics победа над Калькулятором отключает всех роботов из его армии вторжения, что даже показывают в кат-сцене.
  • Command & Conquer — после гибели Кейна (очередной) Братство Нод разваливается на грызущиеся между собой группировки, пока он не вернется и не наведет порядок. Если уточнить Братство таким стало после событий восстания ИИ Братства СИНОДА который кстати Кейн и инициировал.Тогда был киборгами СИНОДА было перебито практически все руководство Братства (уцелел только Антон Славик). А ещё более точным после удачной спецоперации разведки ГДИ которая спровоцировала одного из лидеров лейб-гвардии пророка Маркиона на переворот.
    • В третьей части получилась реальность — ликвидация верхушки ГСБ на космической станции «Филадельфия» позволила одержать Братству тактические победы, но потом всё равно пришлось отступать. Как показывает дополнение Kane's Wrath всё так и задумывалось.
    • Причем это второй раз когда Братство воевало само с собой в первый когда грызлись между собой за власть официальный лидер Братства генерал Хассан агент ГДИ и Славик.
  • Command and Conquer: Generals — такой предстаёт в начале кампании ГЛА и первые миссии за них посвящены объедению организации.
  • Batman: Arkham Origins — если победить Дедшота, то все его головорезы сбегут.
  • Prototype — лишившись направлявшего их разума в лице Элизабет Грин и Высшего Охотника, зараженные стали просто стадом зомби, и весы резко склонились в сторону армии.
  • Оригинальный Strider — «Русско-казахстанская» федерация пала после гибели Грандмастера Мейо. Во второй части правда выяснилось что Мейо жив, только покалечен, но государство видимо так и не удалось воссоздать, ибо в Strider 2 Мейо служат Нео-Гонконг и Германия.
  • Серия Dawn of War II — после сильного шока или гибели мощного синаптического существа рядом с собой тираниды могут на какое-то время начать атаковать друг друга. Если в одной толпе лёгкая пехота типа гаунтов с воинами с шипастым удушителем или зоантропом — это отличный способ проредить их ряды без взрывчатки.
    • Также таким образом там победили орочий ВАААГХ!
    • А в первом ДоВе был специальный режим победы через убийство героя.
  • FTL: Faster than Light — после уничтожения флагмана повстанцев, они проигрывают войну с Федерацией.
  • Saints Row — именно так покончили со «Святыми» в финале игры: главарь Джулиус выбрал прекращение деятельности в обмен на амнистию, протагонист оказался в коме после взрыва на яхте мэра, Декс предпочёл место в мегакорпорации Ultor, Трой оказался «кротом» полицейским (собственно он всё это и предложил). Остался только Джонни Гэт — но он крутой головорез, а не командир. Так что неудивительно, что через несколько лет (когда начинается вторая часть игры) от банды «Святых» осталось одно название.
    • А вот с «Лос Карналес» получилась реальность: после смерти Гектора Лопеса власть взял его младший брат — куда более импульсивный и бестолковый Ангело. От его ошибочных действий банда быстро пришла в упадок — дело дошло даже открытого предательства Мануэля, наркотопоставщика «Карналес». Ибо сей представитель колумбийского наркокартеля резонно посчитал, что «Святые» с ролью распространителей справятся не в пример лучше.
  • Saints Row: The Third — аверсия: после смерти Филиппа Лорена (главы Моргенштернов) управление всем Синдикатом взял на себя Киллбейн (главарь Лучадоров).
  • Homeworld — война заканчивается гибелью тайиданского императора на своём флагмане. Однако, если почитать сюжет второй части, то всё оказывается не так просто. Во время этой битвы, по всей империи уже начались бунты против власти, а на Хиигаре, повстанцам удалось уничтожить все хранилища ДНК императора, что воспрепятствовало созданию очередного клона (императора давным-давно перебил всю родню, чтобы не было претендентов на трон). Плюс, все галактические расы воспользовались моментом, чтобы вмешаться на сторону кушан.
    • Homeworld: Deserts of Kharak — война на Кхараке заканчивается гибелью предводителя-пророка гаалсиенцев на своём авианосце.
  • Серия игр Langrisser — В случае гибели командира все его отряды тут же исчезают с поля битвы, считаясь побежденным. Опыт за уничтожение отрядов победитель не получит, но после сражения деньги за их уничтожение начисляются. Иногда подсвечивается в начальных миссиях: «Атакуйте вражеского командира, войска без лидера окажутся дезорганизованны». Также в играх серии немалое количество битв имеет условие победы «Уничтожить главнокомандующего».
    • С фитильком в Langrisser IV — Гизлоф, стремясь закончить Гражданскую войну в Регенсбурге, организует удачное покушение на лидера фракции лоялистов принца Фредерика. Поскольку всё восстание лоялистов строилось на том, что законным претендентом на трон является именно Фредерик, а не сын Гизлофа Крюгер (которого папочка своими интригами на этот трон и пропихнул), то после смерти принца им ничего не оставалось как сдаться, хотя с военной точки зрения ситуация отнюдь не была безнадёжной — у них оставались и войска, и все военные командиры.
  • Tyranny — смерти Архонтов Войны и Тайн быстро приводят к упадку Опальных и Алого Хора соответственно.
  • Большинство тактических RPG и многие пошаговые стратегии — поражение в бою главного героя приводит к немедленному Game Over’у. Даже если по игровым правилам персонаж, павший в бою, не умирает, а считается раненым/без сознания/выведенным из строя, и в следующем сражении он вернется полностью боеспособный, с ГГ такое не допускается.
  • Total Annihilation/Supreme Commander/Planetary Annihilation — в этих играх убийство командира является единственным удобным способом победить и вызывает самоликвидацию всей остальной армии.
  • Dynasty Warriors — как правило, для прохождения миссии нужно выпилить главного юнита, хотя сюжетно это может быть просто побег (ваш), а выпиливаете вы того, кто просто отделяет вас от свободы. Да и вообще в сюжете этот троп отыгрывается довольно неохотно.

Визуальные романы[править]

  • Monster Girl Quest — основная тактика главных героев против ангелов и монстров в третьей главе. Как правило, после того, как лидер атакующих групп побеждён, все остальные враги теряют волю к борьбе и отступают.

Настольные игры[править]

  • Шахматы — эталон с многовековой историей.
  • Поединок — этакий аналог шахмат, где в качестве фигур используются кости (ход делается переворачиванием кости с каждым ходом на столько клеток, сколько точек на верхней грани в текущий момент). Цель игры убить короля противника (кость на всех гранях которой изображён крест).
  • Warhammer — Самый простой способ остановить нашествие орков — убить варбосса. В этом случае Нобы (а вместе с ними — и лишившиеся командования Парни) тут же начнут грызню друг с другом, пытаясь выяснить, кто же из них самый большой, забывая о тех, с кем только что воевали.
    • Warhammer 40,000
      • Если убить синаптических существ, транслирующих команды Разума Улья, рядовые тираниды войдут в автономный режим, свой для каждого вида. Кто-то начнёт в ярости всё крушить, не различая свой-чужой, кто-то станет хитрым хищником, кто-то начнёт экологическую катастрофу, а кто-то зароется поглубже и впадёт в спячку. Но как Великий Пожиратель они закончатся до восстановления связи.
        • Особенно стоит отметить тиранов улья, обладающих наибольшей свободой воли и отвечающих за тактическую адаптацию в своей зоне ответственности.
      • Любимая тактика Хоруса. И дуэль с Императором преследовала именно эту цель, тем более что его грозили прижать лоялистские подкрепления пока собственная армия страдала фигнёй в религиозном экстазе. Да только получилось наоборот, и Ересь фактически кончилась тогда, когда Император из последних сил сразил этого самого Хоруса. Последующее Очищение затянулось ещё на годы, но основная армия вторжения была разбита и отступила в Око Ужаса.
    • Warhammer Fantasy Battles — стандартная тактика против нежити. Только сразу опознать некроманта, к которому привязаны войска, невозможно, так как командиром он является не всегда.
  • Warmachine&Hordes — убийство варкастера/варлока (командующего армией и управляющего паровыми роботами/боевыми чудовищами) обычно является условием победы. В случае, когда победа обусловлена иными условиями (или, если сражение более масштабное, и под контролем игрока больше одного героя-командира), троп отыгрывается частично — паровые роботы выключаются, а боевые чудовища впадают в бешенство.

Реальная жизнь[править]

  • Обычно не срабатывает, потому что существует принцип преемственности. Как говорится, свято место пусто не бывает.
    • Но только в армиях Нового времени. Для средневековых армий пробиваться к вражескому штандарту и валить командира — вполне рабочая тактика, поскольку можно было очень сильно деморализовать противника, просто убив полководца. Яркий пример — Павия 1526 г. Накануне битвы погиб лидер «Черной банды», и этот отряд наемников дезертировал в тот же день.
    • Одна из причин в том, что полководцем обычно был монарх или дворянин, с его гибелью испарялись и его претензии на трон/удел, за которые велась война, и в дело вступали сложные законы престолонаследия. Примерно так была выиграна битва при Гастингсе: права Вильгельма на престол были вилами на воде писаны, но, убив короля-соперника, он оставил сторону противника вообще без претендента.
    • Тем не менее, замена командира в разгар боя (за довольно редкими исключениями) не способствует успешным действиям.
    • Инверсия — битва при Нови. Суворов хотя и победил, но с большими потерями, а французам удалось сохранить значительную часть армии — и всё потому, что генерал «Всегда наступайте!» Жубер (которого Суворов небезосновательно надеялся выманить с почти неприступной позиции) был убит в начале сражения, а сменивший его опытный и хладнокровный «генерал блестящих ретирад» Моро на эту хитрость не купился и категорически запретил своим войскам наступать.
  • Битва при Амфиполе в 422 году до н. э. — у обеих сторон одновременно. У спартанцев в бою погиб наиболее талантливый военачальник Брасид, а у афинян — предводитель милитаристской партии Клеон. В результате и в Спарте, и в Афинах решили заключить мир с сохранением довоенного статус-кво.
  • Александр Македонский разбил войско персидского царя Дария III при Гавгамеллах именно ударом по царю. Дарий остался жив, но его армия обратилась в бегство.
    • Похожий трюк он проводил в битве при Иссе. Тоже сработало
    • Когда умер сам Александр, его империя быстро распалась.
  • Зигзаг — у Ксенофонта в «Анабазисе»: после гибели в бою претендента на персидский престол его армия, уже близкая к победе, немедленно обратилась в бегство (за исключением греческих наемников). Затем победители пригласили командиров греческого наёмного войска на переговоры и коварно перебили их. Не прокатило: греки выбрали себе новых командиров и организованно начали отступление под их началом.
  • Этот прием использовал Спартак в кампании 73 г. до н. э. против римского полководца Вариния — сначала разбил его заместителей Фурия и Коссиния. Последний был убит в бою. А потом настал черед самого Вариния, который чуть не попал в плен. И все благодаря ударам по командованию. По одной из версий, Спартак даже погиб, пытаясь убить Красса.
    • По некоторым версиям (на слуху, например, научно-популярная книга Валентинова) гибель самого Спартака в бою непоправимо деморализовала армию восставших.
  • В битве при Муте против Византийской Империи, после гибели всех трёх эмиров командовавших армией, командование на себя взял Хали́д ибн аль-Вали́д аль-Махзуми, который путём перестроений создал у византийцев впечатление, что к арабам прибыло подкрепление, сведя битву к ничьей. За это он получил лично от самого Пророка прозвище Меч Аллаха.
  • Битва при Пуатье ― с прикрученным фитильком. Арабы отступили не только из-за гибели предводителя, но и угрозы тыла (до этого франки провели рейды на их лагерь) и ухудшения погоды (приближалась зима, и перед битвой многие арабы были не прочь вернутся в Испанию).
  • В битве при Манцикерте в 1071 г. Император Роман IV Диоген имел двухкратное численное превосходство над турками, но нашлись желающие сыграть в престолы, нет не перебежав на сторону турок, а подставить Императора так чтобы он погиб в битве с турками, а самим законно занять освободившийся трон. Командовавший резервом Андроник Дука в разар битвы пустил, слух что Император убит в бою, тем самым обратив побеждавшую византийскую армию в паническое бегство. В результате сельджукский султан Арл-Арслан разбил войска Византии и потребовал за пленённого императора Романа Диогена выкуп в 10 млн золотых. Сошлись на полутора. Что крайне огорчило уже успевшего стать новым Императором Михаил VII Дука, который рассчитывал, что всё за него сделают турки, а сам он будет как бы «не причём», и Адронику Дуке пришлось, нет не воевать против турок, а гоняться со всей византийской армией против законного Императора, на глазах офигевающих от происходящего турок. В конце концов Андроник Дука всё же поймал Императора Романа, заставил его отречься признав Императором Михаила Дуку, затем Романа ослепили и он очень быстро помер. А пока византийцы с большим увлечением играли в престолы, турки, продолжая офигевать, захватили Анатолию.
  • В битве при Гастинге, пешие саксы успешно отражали атаки конных норманнов, пока не убили короля саксов Харольда II[1], и саксы имевшие неплохие шансы на победу, тут же обратились в бегство и норманы легко порубили убегающих.
  • Крестоносец Педро II Католик в битве против другого крестоносца, Симона де Монфора, был зарублен, и его войско, вдвое превосходившее противника по численности, обратилось в бегство.
  • Битва при Монжизаре — армия султана Саллах-ад-Дина растянулась на марше, когда армия Балдуина IV неожиданно появилась в тылу. Султан заметил это и начал пытаться успеть собрать свои рассеявшиеся силы, чтобы успеть дать бой. Но, отряд из сотни лучших рыцарей не дал этого сделать сходу ударив по отряду Саллах-ад-Дина, а один из рыцарей даже почти прорвался через его телохранителей и чуть было не убил султана. К месту этой схватки ринулись и остальные рыцари, в то время как армия султана физически не успевала придти к нему на помощь, в результате Саллах-ад-Дину пришлось бежать после гибели большинства его телохранителей, а крестоносцы выиграли этот бой одним решительным ударом по вражескому командиру, пусть и не убив его.
  • Одной из причин того, что татаро-монгольское воинство не прошлось, подобно саранче, до Атлантического океана была смерть великого хана и начало делёжки власти в том числе и среди командующих.
    • Неподходящий пример. Великий хан умер далеко в тылу, в сотнях километров от армии, воевавшей в Европе. Армией же формально командовал молодой Батый, а фактически — старый генерал Субэдэй, оба и не думали помирать. Просто им пришлось свернуть завоевания, чтобы вернуться домой и поиграть в престолы.
  • Двойная субверсия: Дмитрий Донской на Куликовской битве выставил вместо себя двойника, отдав ему свои доспехи и коня. И когда монголы сразили того, кого приняли за князя, воеводы зная, что убит не князь продолжили как ни в чём не бывало сражаться. Сам же Дмитрий сражался как простой ратник и был сильно ранен. Но так как другие воины не знали об этом, беспокойства в войске не было.
  • Последняя битва столетней войны, битва при Кастийоне — Джон Толбот граф Шрусбери, будучи главнокомандующим английской армией, дал французам слово против них не воевать, и соблюдая это слово пустил решающую битву на самотёк полностью устранившись от командования, и в результате армия превратившаяся в вооружённую толпу фактически без командования была легко разгромлена французами. Сам же граф погиб при бегстве: под ним была убита лошадь придавившая ему ногу и он был зарублен простым ополченцем.
  • Битва на Косовом поле (1389 г.) — серб Милош Обилич хитростью проник в шатёр командующего османским войском и заколол султана Мурада. Но турки выиграли сражение, так как командование взял на себя его сын Баязид. Причём Баязид, получивший прозвище Молниеносный, прямо посреди битвы, не прекращая сражения с сербами, успел сыграть в престолы, послав от имени своего отца приказ командиру левого фланга шехзаде Якубу, своему старшему брату, прибыть в шатёр к султану, где он и был убит без промедления. Большинство же турецких воинов, судя по всему, узнало о гибели главнокомандующего уже после битвы.
  • Смерть эмира Тамерлана в 1405 году предотвратила поход в Китай, спася Поднебесную от участи Индии и Турции.
  • Битва у моста — гибель в бою арабского военачальника Абу Убайда вынудила его войско отступить, в результате, арабы потерпели единственное поражение в той войне. Впрочем, Сасаниды тоже понесли тяжёлые потери и не смогли продолжить преследование отступающих сил противника, что не позволило их как-либо развить успех своей единственной победы в той войне.
  • Битва при Кадисии — гибель иранского военачальника Рустама Фаррохзада на четвёртый, последний день битвы окончательно деморализовала его армию, что привело к её полному разгрому арабами и к последующему завоеванию всей Сасанидской Персии. С фитильком, поскольку к моменту гибели главного военачальника, в поединках уже погибли почти все прочие персидские военачальники ниже рангами, что исключало возможность замены Рустама кем-либо из его помощников, а в ожесточённых боях первых трёх дней Сасаниды лишились своих наиболее сильных воинских частей — боевых слонов и кавалерии.
  • Битва при Нехавенде — педаль в пол, поскольку в ней погибли командующее обеих армий, а так-же их заместители. Однако, армия арабов состояла из профессиональных, закалённых в боях воинов, в то время, как войско Сасанидов на тот момент в основном представляло собой милиционные отряды крестьян, мобилизованных со всех, ещё не завоёванных провинций некогда великой империи и лишь небольшой процент её личного состава составляли остатки разгромленной в предыдущих битвах иранской армии. Кроме того, перед гибелью арабские военачальники успели вывести свои войска на более выгодные для них позиции, что в итоге привело к окончательному разгрому персов.
  • Успехи конкистадоров в Южной Америке зачастую связаны именно с тем, что многократно (!) превосходящие силы индейцев прекращали эффективно сопротивляться после убийства индейского вождя. Армия с вертикалью командования европейского типа на месте индейцев даже с камнями и палками имела бы все шансы победить за счет численности. Наиболее показательна в этом плане битва при Отумбо, когда около тысячи испанцев, выбив ацтекских командиров с помощью артиллерии и кавалерии, обратили всю их сорокатысячную армию в бегство
  • Битва трёх королей при Эль-Ксар-эль-Кебире (два султана друг против друга и португальский король в качестве союзника одного из них) — крутой султан Абу Марван Абд аль-Малик был уже стар, и когда лично повёл в атаку конницу… загнулся от сердечного приступа, но успел приказать скрыть свою смерть, чтобы армия узнав о смерти султана не побежала. Крутой король Себастьян Желанный тоже лично повёл свою конницу в битву, но был убит на глазах своего войска, в результате его войско и войско союзников обратились в бегство, во время которого утонул его союзник султан Абу Абдалла Мухаммед II аль-Мутаваккиль. В итоге победил посмертно султан Абу Марван Абд аль-Малик.
  • Тридцатилетняя война — особенно отличился французский предатель и одновременно принц крови (в те времена ничего страшного, национализма ещё не было, а аристократия в разных странах состояла в родстве друг с другом поголовно) Суассон. Этот благородный сын своей страны при поддержке испанцев драпанул из Франции, собрал армию (в основном из дворян, которые Ришельё терпеть не могли) и двинулся прямо на Париж. Дорогу ему преградила армия сказочного хм… маршала Шатильона. Понятное дело, наш герой без проблем разбил посланные против него войска, но самое интересное, разумеется, началось потом. После победы он начал скакать по всему полю, размахивая пистолетом (ну с кем не бывает), умаялся, попросил пить, и не нашёл ничего лучшего чем поднять забрало шлема дулом пистолета (!). Закон подлости ещё не был открыт, но уже действовал, и Суассон с простреленной башкой рухнул на землю. Победившая армия попросту разбежалась, премию Дарвина ему вручить не смогли только по той причине, что до появления на свет основоположника эволюционного учения оставалось ещё пару веков… ну и наличие детей тоже.
  • Северная война: норвежская кампания шведов немедленно прекратилась с убийством Карла XII.
    • Это специфический случай тропа: к тому моменту войну хотели закончить все, кроме собственно короля. В итоге есть небезосновательное предположение, что Карла подстрелили свои же, чтобы не мешал мириться с противником.
    • Есть мнение, что паническое бегство шведской пехоты в битве под Полтавой спровоцировал пронесшийся слух о гибели короля. Впрочем, Карл и так был ранен и не мог полноценно командовать, ведущие роли взяли на себя генерал Левенгаупт и фельдмаршал Реншельд, на дух не переносившие друг друга.
  • Битва при Ауэрштедте ― смертельное ранение герцога Брауншвейгского (а также тяжелое ранение его заместителя, генерала фон Шметтау) привело к поражению прусской армии.
  • Во Вторую мировую так воевал немецкий военачальник Эвальд фон Клейст — первым ударом по штабу противника. Победу не гарантирует, но жизнь может облегчить сильно.
    • Вообще это слабое место вождистских режимов. Согласно воспоминаниям Судоплатова, Сталин не просто так отменил покушение на Гитлера: курс после этого мог смениться настолько резко, что наши верные союзники смогли бы договориться с Германией. Это автоматически отсылает к тропу Альтернативная история.
  • В морских сражениях выбивание флагмана (в форме как потопления флагманского корабля, так и гибели/тяжелого ранения находящегося на флагмане адмирала) может привести к потере управления эскадрой, или, как минимум, к потере инициативы в бою.
    • Бегство Клеопатры и Антония в морском сражении привело к тому, что служившие им римляне перешли на сторону Августа. Причём, по одной из версий, после бегства главнокомандующих они благодаря численному превосходству ещё и успешно разбили флот Августа. По другой же версии — потерпели поражение.*
    • Адмирал Ли Сунсин, будучи смертельно раненным в битве при Норянчжине в 1598 г., приказал своим приближённым не сообщать о своей смерти до конца битвы. Племянник адмирала для воодушевления воинов, надев его доспехи, встал на его место на командном мостике, чтобы все видели, что адмирал жив и по-прежнему командует флотом. В результате корабли продолжив сражаться, так будто он жив, одержали сокрушительную победу над численно превосходящим японским флотом (по разным подсчётам, японских кораблей было от 300 до 500, а объединённый флот Кореи и Китая насчитывал около 150).
    • Тяжёлое ранение адмирала де Рюйтера, полученное в бою у Агосты, несмотря на строжайшую дисциплину, привитую им голландскому флоту, вызвало смятение в испано-голландских рядах и привело к отступлению. Не последнюю роль сыграло и то, что голландские моряки не слишком рвались участвовать в «чужой» войне в Средиземноморье.
    • Особенно умело этим пользовался адмирал Ушаков в войне с турками — он всегда старался нанести максимальный урон флагманскому кораблю, ибо по турецким законам смерть грозила команде корабля только в том случае, если он выходил из боя прежде флагмана. А так у турок появлялась великолепная возможность сбежать.
      • Срабатывало еще и то обстоятельство, что турки традиционно были плохими артиллеристами, но хорошими моряками (и располагали сравнительно более быстроходными кораблями), поэтому бегство для них было заметно выгоднее, чем попытка вступить в артиллерийский бой. К тому же многие эскадры были наспех собраны из кораблей средиземноморских пиратов, которые при появлении любого законного повода с удовольствием отправлялись обратно к привычным берегам и занятиям.
    • Поражение в сражении в Желтом море произошло в том числе из-за того, что снаряд попал в мостик флагмана, убив или ранив почти всех офицеров, к тому же из-за погибшего рулевого корабль начал сворачивать не туда, а другие корабли последовали за ним. В Цусимском сражении ситуация повторилась — адмирал Рожественский был ранен в самом начале сражения и боем фактически не командовал (а второй командующий, контр-адмирал Фелькерзам, умер от инсульта накануне сражения).
      • С другой стороны, при Цусиме, хотя бы не случилось распада эскадры и колонна русских кораблей 1-го ранга до самого вечера сохраняла управляемость — другой вопрос, что вести её пришлось командирам ЭБР типа «Бородино».
    • Начиная с эпохи линейных кораблей, на случай потери флагмана, на другом корабле находится вице-адмирал, который должен в этом случае взять на себя командование.
  1. по легенде был убит стрелой в глаз, но аж четыре рыцаря претендовали на то, что лично его убили ВМЕСТЕ проткнув копьём и добив мечом