Обознатушки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Защищайся, каналья!.. О, простите, сударь, я принял вас за другого. »
— Шарль де Батц Кастельмор д'Артаньян
« Вы ожидали увидеть испанскую инквизицию, но это был я, Дио! »
— Анекдот

Персонаж стремился на кого-то напасть. И напал. Но… это не та цель. Это кто-то другой. Нападавший обознался, набросился не на того, на кого рассчитывал. Причём невольная жертва не менялась местами с изначально задуманной целью нападения (иначе это был бы троп «А где бабуля?»), она просто случайно тут оказалась.

Гм… «жертва»? Это как посмотреть. Нередко тот, кого по ошибке приняли за другого, может такое устроить напавшему, что ещё неизвестно, кого тут надо жалеть. А может, и наоборот: жертва оказалась безобидной и не оказала ожидаемого сопротивления.

Вариант с прикрученным фитильком: персонаж физически не нападал, но, например, нагрубил тому, кому ни за что не посмел бы хамить, знай он заранее, кто перед ним.

Обознаться может и герой: желая наказать злодея, налететь на вообще непричастного.

Ещё вариант Ложная тревога.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот, где старый гопник (или скинхед) обучает молодого, как различать неформалов. Финал: «Это ролевик, и не дай тебе бог перепутать его с хиппи…»
  • Студенческая байка о том, как к курящему в неположенном месте студенту-первокурснику со спины подошел ректор/декан/… и решил объяснить, где в университете курилка, а студент, не оборачиваясь, послал его матом, за что был отчислен.
    • Или не байка: в московской финашке такая история реально имела место: «Ты че, бл, пожарник?»
    • Похожая история: декан, зашедший в университет в выходной, удивился шуму, доносившемуся из аудитории. Ох, не стоило бухающим там студентам посылать его в пешее эротическое через закрытую дверь…

Театр[править]

  • В. Шекспир, «Двенадцатая ночь». Сэр Эндрю набрасывается на противника, в трусости которого успел убедиться, но это оказывается не Виола (которую сэр Эндрю знал как «хилого юнца Орсино»), а её брат Себастьян. Нет, брат с сестрой ни о чём не сговорились. Себастьян просто мимо проходил (и вообще был уверен, что его сестры нет среди живых).
  • К. Гольдони, «Слуга двух господ». Сильвио идет драться с переодетой Беатриче, видит ее слугу Труффальдино и требует позвать хозяина. Выходит Флориндо (которому Труффальдино тоже служит), и Сильвио ничего не остается, как принести извинения.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Хроники странного королевства» — Артуро не стесняясь поливает грязью невысокого калеку Плаксу… Пока ему не намекают, что настоящее имя Плаксы — Орландо II, король Мистралии.
    • И безобидный вариант: музыкант-попаданец Гарри только в середине пьянки узнал, что его собутыльники — король и киллер…
    • В самом начале Ольга приняла Шеллара за полицейского.
    • Самоуверенный мерзавчик Артуро заявил в полицию на Кантора за попытку убийства. Прибывший на квартиру к Кантору наряд арестовал (а также слегка покупатьнаходившегося там мистралийца, но не героя, а злодея — Одноглазого Астуриаса, который проник туда для выполнения одной небольшой гадости.
  • «Огненный патруль» Коша — зигзаг. Герои принимают за вампира, которого они ищут, его куда более слабого сородича; вот только он по совместительству и более мстительный. И наносит ответный удар, когда, казалось бы, всё уже закончено.
  • «Тина Хэдис» — регулярно случается с Саймоном Клиссом (и не только с ним). Вот только некоторые примеры:
    • В поисках денег на дозу Саймон решил ограбить парочку влюблённых, которые, по словам администратора мотеля, вернулись в номер поздно и в сильном опьянении. Вломившись в номер, Саймон обнаружил там Тину Хэдис и Стива Баталова, трезвых и готовых дать отпор.
    • Нанятый в заштатное информ-агентство, Саймон решил набить себе авторитета, «поставив на место» своего нанимателя, молодого предпринимателя Эммануила Медо. Он не только нахамил «выскочке», но и в беседе с ним обильно полил грязью галактического преступника Лиргисо. Конечно же, под личиной Эмми Лиргисо и скрывался.
    • Встретив на пустынном астероиде геолога, который по доброте своей поделился с ним кислородными баллонами, Саймон украл у него передатчик и испортил антиграв, оставив того на верную смерть. Вызванный по передатчику напарник «геолога» (который никто иной, как Поль Лагайм) оказался всё тем же Лиргисо. У которого к Саймону личные счёты.
  • «Космоолухи» — пират-змеелюд решил пошарить в одиночку по коридорам базы и наткнулся на одинокого безоружного человека. А что человек на самом деле оказался боевым киборгом модели DEX-6 и голыми руками оторвал змеелюду голову — уже мелочи.
  • «Ночь пляшущей тени» Алексея Бессонова — мелкоуголовные выбиватели долгов приняли за свою цель (афериста и труса) главного героя, князя Маттера, прекрасного стрелка, фехтовальщика и вообще королевского корсара, прошедшего не одну войну. Ну что тут скажешь?

На других языках[править]

  • «Три мушкетёра» — Д’Артаньян принял Арамиса за Рошфора. Это, хоть и не прямым образом, послужило причиной для дуэли.
    • А затем лорда Бэкингема — сначала за Арамиса, а потом за любовника Констанции. И схватился за шпагу.
  • Марк Твен, «Принц и нищий». Бродяги, издевавшиеся над Томом Кенти, знать не знали, что перед ними король Англии Эдуард. В драках победа тоже оставалась за «Томом», обученным лучшими фехтовальщиками.
  • «Троецарствие» — Цао Цао, услышав о том, как готовятся кого-то убить, решил, что это по его душу, и порубил всех мечом… оказалось, что это радушные хозяева хотели для него забить поросёнка…
  • «Трое в лодке, не считая собаки». Гаррис чуть было не был утоплен человеком, который принял его за доброго знакомого и решил подшутить. Сам Гаррис утверждал, что, если бы его приняли не за простого знакомого, а за близкого родственника, был бы уже покойником!
    • А главный герой Джей (ну, то есть сам же автор) побывал в ситуации, когда трое его приятелей приняли некоего новичка-плоскодонщика за него, Джея. И вволю над ним поглумились, от чего им стало очень-преочень стыдно.
  • О. Генри, «Прагматизм чистейшей воды». Рассказ боксёра о том, как он нокаутировал на улице чемпиона мира в среднем весе Редди Бернса. Просто он не знал, что это Редди Бернс, и у него получилось.
  • А. Конан Дойл, «Собака Баскервилей» — собака, натасканная на запах сэра Генри Баскервиля, по ошибке напала на убийцу Селдена, который надел старый плащ сэра Генри, подаренный Бэрримором.
    • Это все-таки экзотический вариант тропа «А где бабуля?» - нападение не было случайным, собака охотилась на обладателя конкретного запаха и ее жертвой именно такой обладатель и стал (как и Трус собрался усыпить хлороформом не первого же попавшегося прохожего, а человека, который караулил нужный склад).
  • Терри Пратчетт, «Ночная стража» — стражники ночью на улице ловят нарушителя комендантского часа, щедро отвешивают пинков за неподчинение и бросают в обезьянник. На следующий день выясняется, что этот голодранец с перебинтованной башкой без денег и документов на самом деле приехал из другого города, чтобы поступить на службу в их подразделение сержантом и таки поступил.
  • Айвенго — «Святой причетник из Копменхерста» сперва хотел поколотить ломящегося к нему ночью незваного гостя, но увидев что это рыцарь (от которого запросто могла прилететь ответка), сразу решил проявить гостеприимство.
    • Тем не менее затем попытался посоревноваться с ним в умении давать кулаком по уху. Тут «святой причетник» знал, что имеет дело с рыцарем, но еще не выяснил, что с королем Англии.

Кино[править]

  • «Крысиные бега» — в погоне за сумкой с деньгами семейка Пиров останавливается в пустыне посетить музей Барби (куклы, как они думали). А оказалось что это музей Клауса Барби, построенный неонацистами для неонацистов. Благо, осознав оплошность, семейка оттуда быстренько слиняла, прихватив по дороге один из экспонатов — личный автомобиль фюрера!
  • «Мария, Мирабела» — в начале фильма лягушонок Кваки по ошибке проглатывает светлячка Скипирича, приняв его за муху. Никто не пострадал.
  • «Комедия давно минувших дней». Бывалый и Трус решили напасть на Кису Воробьянинова. Но перепутали его по внешности с лектором Никадиловым (их обоих играл актёр Сергей Филиппов). А лектор, оказывается, знает карате
  • «Зита и Гита» — Ранджит собрался взять Зиту в жёны силой… но девушки опять поменялись местами.
  • «Леон» — бандиты в начале фильма и спецназовцы в конце расстреливают своего коллегу, приняв за Леона. В первом случае, впрочем, коллега уже и так, кажется, мёртв. А в сцене погрома Матильдиной квартиры один из злодеев, занервничав, чуть не пристрелил второго, неосмотрительно высунувшегося без предупреждения из-за угла.
  • «Гардемарины, вперёд!» — Агенты Лестока должны тайно арестовать на маскараде гардемаринов, на которых им укажет Лядащев. Тот, однако, работает на противоположную сторону, в результате пострадавшими оказываются: фаворит императрицы, её любимая фрейлина и французский посол. Императрица в гневе, придворная карьера Лестока под вопросом.
  • «Фантомас против Скотланд-Ярда» — жена лорда Макрэшли и её любовник Андрэ разработали план убийства лорда на охоте. Вот только лорд давно был убит Фантомасом, который принял его облик… Нападение на Фантомаса кончилось для Андрэ плачевно.
    • В двух предыдущих фильмах серии комиссар Жюв столь удачно прикидывается кем-нибудь еще (клошаром, секретарем и т.д.), что его постоянно задерживает местная полиция - и французская, и итальянская.
  • «Джентльмены удачи» — представьте себе, насколько был шокирован Николай Георгиевич, когда к нему в автобусе подсел тот самый вор золотого шлема Александра Макендонского, хоть по словам милиции его уже давно посадили в тюрьму. Вот его в детском саду № 83 и прозвали «ненормальным».
  • «Один дома 2. Затерянный в Нью-Йорке» — немного отвлёкшись на зарядку диктофона (не существовавшего в реальности, кстати), Кевин побежал за семьёй. Увидев отца, помчался за ним и сел в самолёт, который, по идее должен был лететь в Майами. Каково же было удивление Кевина, когда он обнаружил, что родственников рядом нет, а город, куда он прибыл — Нью-Йорк. А насчёт «отца Кевина» — это был обычный незнакомец в таком же пальто.
  • «Агент Джонни Инглиш: перезагрузка» — знатные обознатушки дважды: в первый раз Джонни принял мать своей начальницы за ранее нападавшую на него пожилую наёмную убийцу (маскирующуюся то под уборщицу, то под ещё кого-нибудь). А во второй — принял за ту же убийцу и начал яростно избивать саму английскую королеву! Такие дела.
  • «Семь стариков и одна девушка». Володя должен был показать любимой свою удаль, отметелив фальшивого хулигана, а это оказался настоящий хулиган Гришка.
    • Схожая история произошла и с Джорджем Макфлаем из «Назад в будущее»: вместо договорной драки с фальшивым насильником пришлось спасать девушку от настоящего.
  • «Тусовщики из супермаркета» — Когда Рене (Шэннен Доэрти) подходит к персонажу Итана Сапли, тот с удивлением произносит «Брэнда?!», она в ответ его толкает и говорит «Козёл!» Брэнда — это персонаж Шэннен Доэрти из сериала «Беверли-Хиллз 90210».
  • «Игрушка» — долгое время Франсуа вынужден выслушивать от жены, что к ней активно пристаёт один из коллег. Он кипит от ярости, но… Франсуа безработный, зарплата жены — единственный источник дохода семьи, так что он вынужден терпеть. И вот, наконец, он находит себе работу и тут же является к мерзавцу, желая проучить его. Увы, Франсуа не знает свою жертву в лицо, так что ориентируется по табличкам на дверях кабинетов. В итоге куда-то выходивший хозяин кабинета остаётся безнаказанным, а под горячую руку мстителя попадает начальник жены.
  • «Полосатый рейс» — свалившегося в трюм капитана матросы приняли за обезьяну и упаковали в мешок.

Телесериалы и дорамы[править]

  • «Легендарный Ди Жэньцзе». Начальник уезда арестовывает скромного учителя за критику в свой адрес. Учителем оказывается государственный инспектор и друг императрицы, расследующий преступления. Впрочем, тот специально его спровоцировал и не в обиде: ведь в тюрьме он познакомился с заключёнными и узнал важные сведения.
  • «Cекретные материалы». В одной из серий вместо Даны Скалли киллер убивает её сестру Мелиссу. Спутал в полумраке двух молодых рыжеволосых женщин, бывает.

Мультфильмы[править]

  • «Фантик (первобытная история)» — собственно, тропнеймер: именно «Обознатушки… перепрятушки!» произносит страшный зверь Штуша-Кутуша, когда его жертва быстренько съедает волшебный плод и из смешного слонёнка Фантика моментально вырастает в полноразмерного Элефанта!
    • Хотя, строго говоря, Штуша-Кутуша напал именно на того, на кого хотел. Просто не ожидал, что якобы беззащитная жертва способна выдать ему полноценные 220!
  • «Ну, погоди!»:
    • Восьмой выпуск. Волк преследовал Зайца… и вдруг резко затормозил. Кто это на пути? Из-за угла выглядывает суровый Лев! Волк чуть язык от ужаса не проглотил. А за углом-то, оказывается, не Лев, а Заяц, который, чуть оторвавшись от погони, решил напугать Волка огромной львиной маской. Хохоча и радуясь собственному остроумию, Заяц бросает маску — и бежать. Волк за ним… Но ушастый куда-то исчез. Не в эту ли дверь?.. Волк врывается в помещение, находящееся за ней. Это аттракцион «Автодром», звери катаются там на электромашинках. А в одной из машинок — угрюмая львиная морда, точь-в-точь как та маска. Волк в ярости бросается на предполагаемого косого, «считающего себя самым умным». Начинает его избивать, одновременно пытаясь сорвать маску… Но ему не удаётся. Потому что не маска это. И рыкнула жертва совсем не по-заячьи. «Ой…» — произносит Волк, отброшенный через пол-автодрома. А из машинки грозно поднимается всамделишный Лев в морской форме.
      • Чуть ранее Волк ещё и Медведя в заячьей маске с Зайцем перепутал (в запале не обратил внимания на габариты). Результат немного предсказуем… Хорошо ещё, что Медведь усмотрел в этом смешную сторону.
    • Тринадцатый выпуск состоит из этого примерно наполовину. Волк напал сначала не на того Зайца — афроамериканца-боксёра. Потом опять не на того Зайца — долговязого баскетболиста-шахматиста. Когда Волк повстречал Зайца-японца, владеющего каратэ, у него уже хватило ума не нарываться. И даже «своего» Зайца, тоже переодевшегося в каратистское кимоно, Волк пожелал сначала «проверить»… (Лучше бы он этого не делал, бедняга…)
      • Говорят, заяц-боксёр — кубинец. А заяц-баскетболист — югослав. Шаржи на реальных спортсменов? Под боксёром имелся в виду Теофило Стивенсон?..
        • Олимпиада 1980 года, так что заяц-боксер (да и заяц-баскетболист) точно не из США. Из сколько-нибудь заметных и расово подходящих участников остаются только кубинцы.
  • «Красавица и Чудовище». Когда Принц кинулся извиняться перед Волшебницей, скрывавшейся под видом нищенки, было уже поздно.

Мультсериалы[править]

  • «Batman: The Animated Series», эпизод «Joker’s Favor» — умотанный клерк Чарли Коллинз обругал подрезавшего его водителя. Сидевшему за рулём Джокеру ОЧЕНЬ не понравилось, что ему хамит какое-то ничтожество
  • «Футурама» — Бендер в кино как-то обхамил незнакомого робота и его подружку. Тот оказался крутым робореслером. Правда, Бендер всё-таки вышел из ситуации победителем — его противник поскользнулся, упал и вырубился.
  • «Мир Юрского периода: Лагерь Мелового периода» — злодеи, преследуя двоих детей, забравших ноут с компроматом, находят их среди деревьев с помощью тепловизора. Один из наёмников подкрадывается и набрасывается на них… Это оказались не дети, а бариониксы.

Комиксы[править]

  • «Приключения Тинтина: Синий Лотос» — ох, не стоит подсаживаться на наркотики и ходить по опиумокурильням! Особенно если ты дипломат. И особенно если ты притом точно такого же роста, сложения и прочих физических параметров, как и один известный международный авантюрист (кстати, и не наркоман нифига — скорее антинаркотический деятель). Тебе не поможет и тот факт, что ты брюнет и у тебя длинная борода: волосы примут за парик, а бороду — за фальшивую, и поначалу (пока не врубятся) тебе будет очень больно…

Музыка[править]

  • Клип «Экстаз» группы «Ленинград» — главная героиня по ошибке приняла Виталика за Стаса… а он об этом ей сказал уже в постели.

Реальная жизнь[править]

  • Не раз и не два военные сбивали гражданские самолеты, приняв их за военные или ракеты.
  • В 1993 году пираты Южно-Китайского моря во время одного из дальних походов обнаружили шедшее полным ходом судно непривычных очертаний и в темноте приняли его за сухогруз. Решив поживиться сухогрузом, незадачливые корсары открыли предупредительный огонь из пулемётов по кораблю, но жертва повела себя совсем не так, как предполагалось: на ней сыграли боевую тревогу, а по горе-пиратам был открыт ответный предупредительный огонь из довольно-таки суровой спаренной пушки. Оказывается, разбойники собирались взять на абордаж российский БДК «Николай Вилков».
    • В принципе, проект БДК 1171 «Тапир», одним из представителей которого является «Николай Вилков», разрабатывался на основе проекта сухогрузов 1173, так что перепутать в самом деле было нетрудно. Днем выдала бы характерная "камуфляжная" окраска, а ночью замечать было нечего (если не знать заранее, что именно нужно высмаривать). Эта особенность кораблей данного типа в общем-то и тогда, и сейчас считается довольно удачной находкой, позволяющей при необходимости замаскировать военные операции под "совершенно мирную" деятельность.
  • Сомалийские пираты тоже не раз пытались взять на абордаж военные корабли. Самый эпичный пример — напали на российский крейсер. Пиратов задержали и отдали властям, а их корабль использовали в качестве мишени.
    • И вот тут, в отличие от предыдущего случая, пираты отметились клиническим идиотизмом. Тяжелый атомный крейсер "Петр Великий" (он же самый большой неавианосный военный корабль в мире) перепутать с чем-либо торговым - это надо очень стараться.
  • 7 марта 1778 года американский фрегат «Рэндольф» попытался взять на абордаж британское торговое судно. «Купцом» оказался британский линейный корабль «Ярмут», расстрелявший неосторожного американца в упор.
  • Знаменитый японский ас Сабуро Сакаи как-то раз вступил в бой с группой истребителей F4F Wildcat. Неповоротливый Wildcat был довольно лёгкой мишенью для очень манёвренных японских «Зеро» и потому даже нескольких противников Сакаи не боялся. Вот только «истребители» оказались палубными бомбардировщиками SBD Dauntless (по другим данным — TBF Avenger) и встретили наглеца шквальным огнём турельных пулемётов. Сакаи выжил просто чудом, но в итоге лечился два года и почти полностью ослеп на один глаз.
    • Что характерно, продолжить воевать это ему не помешало. Случай, если вдуматься, даже ядрёней, чем у Маресьева: зрение для пилота — первостепенная вещь!
  • Во время африканских разборок ВМВ для повышения мобильности артиллерии применялись самодельные недо-САУ: просто небольшая пушка в кузове фургона. Однако оказалось, что из-за её невинного вида мелкие диверсионные отряды постоянно пытаются поразбойничать, расстреляв из пулемёта «беззащитный грузовичок», в результате чего «грузовички» разворотили немало лёгкой бронетехники (а тяжёлую, из-за цены и низкой скорости, никто и не посылал рейдить грузоперевозки).
  • Именно так закончил свой рейдерский путь немецкий крейсер «Эмден». Корабль, который немцы приняли за относительно слабо вооружённый «Ньюкасл», оказался «Сиднеем» — крейсером с намного более сильным вооружением. Конец немного предсказуем.
    • В 1941 году в тех же местах жертвой стал уже австралийский крейсер, также именовавшийся «Сиднеем»: германский вспомогательный крейсер «Корморан», к которому «Сидней» неосмотрительно приблизился для досмотра, расстрелял неосторожного «австралийца» в упор. Впрочем и германский крейсер был тяжело повреждён и вскоре затонул.
      • Для понимания произошедшего надо знать, что "вспомогательный крейсер" - это торговое судно, на которое по случаю войны поставили пушку и пару пулеметов и отправили кошмарить на коммуникациях противника таких же торговцев, но без пушки. Так что для «Корморана» результат боя - удивительный успех, несмотря на последующее затопление.
  • Суда-ловушки, с большим или меньшим успехом применяемые обеим сторонами в ходе Мировых войн, были рассчитаны именно на этот эффект: всплывшие за лёгкой добычей подводные лодки (реже — боевые корабли или самолёты) внезапно обнаруживали что перед ними отнюдь не безоружный транспорт…
    • Здесь, впрочем, присутствует типичнейшее нарушение действовавшего тогда морского права: подводная лодка всплывала, чтобы по всем правилам морской блокады произвести досмотр торгового судна, и обнаруживала, что судно в нарушение этих правил вооружено, когда уже мало что могла поделать. В итоге подобная тактика аукнулась британцам неограниченной подводной войной, в развязывании которой они, конечно, обвинили германцев.
  • Печально известный серийный насильник и убийца «Апшеронский Фантомас» напоролся на это дважды. Сначала он напал на милицейского «живца» (к несчастью, оказать сопротивление девушка не успела, а коллеги из-за долгих бесплодных патрулей утратили бдительность и не среагировали вовремя; к счастью, маньяк наткнулся на пистолет под одеждой и после этого ретировался). Затем он по ошибке напал на собственную жену, после чего с ужасом обнаружил, что теперь его репутации благопристойного семьянина пришёл конец — отчего, по-видимому, воспринял последовавший арест как неизбежность.
  • Ещё один пример из отечественной криминалистики — серия убийств на Горьковском автозаводе в 1980 году. Два парня, мстя за брата, который совершил суицид из-за девушки, случайно убили не её, а очень похожую на неё коллегу. См. серии об этом деле в сериалах «Следствие вели» и «Легенды советского сыска».