Объяснение на лестнице

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Гранд-финал состоялся, но вышел несколько скомканным, опухшие сиквелы породили столько вопросов, что автор не сумел разгрести их все, и вынужден отвечать на них постфактум в интервью, блогах или торопливо прилепленных к сюжету спин-оффах. Выглядит так же жалко, как если бы после спектакля драматург на лестнице хватал зрителей за рукав и объяснял им непонятные места.

В особо тяжелых случаях троп имеет место еще до того, как гранд-финал состоялся.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — тысячи их! Грег Фаршти несколько лет активно получал на форуме вопросы и отвечал на них, сделав множество уточнений по поводу лишь мельком намеченных им в книгах и комиксах деталей сюжета и лора. Часто отвечал тривиально, по типу «мы этого не знаем» и «мне это неизвестно», но иногда это были и совершенно необходимые для понимания разъяснения.

Литература[править]

  • Толкин относительно подходит под троп. Проблема не в том, что Профессор выпустил в свет сырое произведение, а в масштабности и перфекционизме автора, который столько времени постфактум дополнял, додумывал и дорабатывал свой мир, что в конечном итоге точку поставила смерть. Тем не менее, «Хоббит» и «Властелин Колец» — вполне самодостаточные произведения, и здесь на лестнице всего лишь рассказывают дополнительные интересные детали, а не прикрывают сюжетные дыры.
    • Предисловие к "Властелину Колец" написано (и в некоторых переводах оставлено) специально для того, чтобы автор сказал: Саурон — не Гитлер и тем более не Сталин, а Мордор — не Рейх и не СССР. И вообще ВК — эпическая сага, а не политическая сатира!
  • Отблески Этерны — два последних тома («Рассвет») состоят из сабжа почти наполовину.
  • Один из самых ранних случаев тропа — послесловие графа Л. Н. Толстого к «Анне Карениной». Ужас в квадрате.
    • Тогда послесловие к «Крейцеровой сонате» — ужас в кубе. Тем более что и сама повесть, скажем так, спорная штука.
  • «Театральный разъезд после премьеры „Ревизора“» и «Развязка „Ревизора“». Оказывается, комедию нужно понимать иносказательно: город — человеческая душа, вороватые чиновники — грехи, Хлестаков — фальшивая светская совесть, а приехавший из Петербурга чиновник — совесть настоящая. Словом, сам Гоголь попытался — к счастью, безуспешно — превратить свою блестящую сатиру в плоское, занудное нравоучение в духе «Выбранных мест». Что за фигня, Николай Васильевич?
    • Обыкновенная защита от цензуры и прочих преследований. Типа «все совпадения совершенно случайны, я ничего такого в виду не имел».
  • Гарри Поттер — многие факты о персонажах, событиях и прочем фанаты узнали уже после выхода книг из интервью и сайта Pottermore. Сама же Роулинг по сей день продолжает в твиттере объяснять тот или иной момент.
    • Правда, это скорее просто примечательные факты, сюжетно значимых деталей среди них нет (или почти нет).
    • В последние годы и вовсе шокирует выдуманными на ходу фактами, например, что Альбус Дамблдор, уважаемый директор и эталон мудрости, оказывается гей, и некогда был влюблён в Гриндельвальда.
      • Да этот «интересный факт» был не «в последние годы», а в 2007-м ещё сказан.
  • Стругацкие — уже после написания произведений писатели были вынуждены объяснять фанатам, что людены — это частный случай Странников (и вообще, Странники — это не раса, а конгломерат рас), и что Абалкин был убит абсолютно зря — если бы он добрался до детонатора, не случилось бы абсолютно ничего.
  • «Таня Гроттер и птица титанов» как наглядный пример. Книга представляет собой интерквел, в котором Емец соизволил объяснить, куда, собственно, незаметно исчезла предположительно главная злодейка цикла, а также довести до ума некоторые сюжетные линии. Далеко не все.
  • Артём Каменистый, цикл «Пограничная река» — все загадки, с которыми сталкивались земляне, попавшие в чужой мир (сам феномен переноса, происхождение загадочной Хайтаны, механизм действия магии, предысторию взаимодействующих миров и так далее) автор разрешил в эпилоге четвёртой книги одним монологом, чем сильно подорвал интерес к возможным (на тот момент) продолжениям. Причём объяснение было дано вне рамок сюжета и поступков персонажей, исключительно для читателей. Так делать не надо.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — отказавшись от идеи написания четвёртой книги, автор тем не менее много и активно отвечает на вопросы фанатов, дополняя и расширяя мир и персонажей. Но, справедливости ради, это именно что дополнения — сюжетно трилогия вполне себе себе закончена и поэтому важных для сюжета деталей в этих дополнениях не особо много.
  • Александр Рудазов - раньше такого было очень много - и на старом сайте, и на новом, но, после спойлерной ситуации с Властелином Идимов в дилогии «Криабал» - «Апофеоз», автор изрёк твёрдое «Каноном считать только то, что было в книгах и в справочных материалах!», завёл-таки отдельный документ под эти материалы и больше какой-то сюжетно значимой информацией не делится.
    • Также частным случаем тропа можно считать цикл Паргоронские байки, так как многие вещи, всплывавшие ранее лишь в виде упоминаний или ответов на вопросы, теперь предстают в виде рассказов и повестей.

Кино[править]

  • Звёздные войны: Последние джедаи — чуть ли не рекордсмен по количеству объяснений на лестнице. Режиссёру и сценаристу Райану Джонсону несколько месяцев после премьеры приходилось в интервью выдумывать обоснования под каждый свой внезапный сюжетный поворот. Но фанатов это не удовлетворило. В официальной новеллизации Джейсона Фрая объяснений тоже хватает (каким образом Первый Орден внезапно нашел базу Сопротивления; почему у кораблей, только что взлетевших с собственной базы, не хватает топлива; когда это Финн научился пилотировать и так далее).
    • «Скайуокер. Восход» переплюнул достижения предыдущего фильма! Именно этому эпизоду принадлежит сомнительное новшество: DLC от кинематографа, а именно раскрытие чуть ли не большинства ключевых для понимания хотя бы базовой логики происходящего в длиннющей полнометражной ленте деталей в каких-то сторонних материалах, начиная рекламным роликом в Fortnite, и заканчивая эксклюзивной визуальной энциклопедией к фильму, где они даны в виде коротеньких приписок; большинство материалов, само собой, за отдельную плату, и представляют собой крайне разрозненную и мутную картину, алогичную и явно домысленную постфактум. Не выдержали и возмутились даже некоторые коллеги по цеху.
  • Звёздный десант — то, что кино вообще-то не шизомилитаристская неофашистская агитка, а всё совсем наоборот, Верхувену пришлось объяснять отдельно.
  • Лабиринт Фавна — волшебный мир действительно существовал в рамках фильма, а не был игрой воображения Офелии. Так гласит слово божие и официальная новеллизация, хотя многие критики этого не поняли (поскольку Дель Торо специально оставил это недосказанностью). Бледный человек — вторая личина Фавна, созданная им для испытания Офелии. Доказательством служит то, что феи, которых он якобы съел, появились в финале живые.

Телесериалы[править]

  • Игра престолов — в 7-8 сезонах было так много переписывания характеров персонажей и идиотского сюжета, что сценаристам едва ли не после каждой серии приходилось объяснять фанатам — что это было? Зачастую получалось так, что лучше бы даже не пытались объясняться; взять ту же фразу о том, что Дейнерис просто забыла про союзный Серсее флот — хотя лично его обсуждала в предыдущих сериях. Фраза мгновенно превратилась в невесёлый мем.
  • Ведьмак (телесериал, 2019) — сюжет и персонажи раскрывались настолько сумбурно, нелогично и с таким наплевательством к первоисточнику, что даже очень хорошо ориентирующиеся во вселенной Ведьмака люди по полсерии не могли разобраться в творящийся на экране наркомании. Произведение прыгает по событиям чуть ли не столетней длительности в течение десятка серий, сыпет десятками имён и топонимов на каждые 10 минут хронометража, и при этом в нём не догадались прописать хотя бы наипростейшие титры с датами и примитивнейшей картой. После первого сезона нетфликсу пришлось сделать целый сайт с объяснениями на лестнице, а съёмочной группе и актёрскому составу долго объясняться в соцсетях и интервью.

Мультсериалы[править]

  • Аватар: Легенда о Корре — буквально в последнюю минуту гранд-финала в сюжет ввели лесбийский пейринг Корры и Асами, который тут же объявили каноном. Дело даже не в том, что шипперы и так уже много лет считали их любовницами — главные два канониста Майк и Брайан опубликовали блог об этом сразу после завершения трансляции эпизода. Вот это поворот! удивил даже некоторых сотрудников студии, намекая на то, что в последнюю серию он действительно был вставлен в последний момент. Однозначно известно, что эта задумка не была в сериале с самого начала, а додумана на ходу. Прямых подтверждений и доказательств, не опирающихся на СПГС, в сериал не вложили, а ограничились последней минутой и объяснениями на лестнице.
  • MLP четвёртого поколения закончились именно так. Когда казалось, что финал сериала близок, внезапно концепция изменилась, творческий коллектив решил изобрести кучу новых персонажей и сюжетов в довесок к десяткам существующих и наспех переиграть уже законченные, что растянули ещё на два сезона. В итоге гранд-финал последнего сезона привёл к сабжу. Концовка оказалась донельзя скомканной, вплоть до того, что судьба многих важных персонажей, за развитием которых фанаты следили почти десять лет, осталась за кадром, или в лучшем случае промелькнула где-то на фоне намёками.
    • В твиттере сценаристы с разной степенью упорности пытались объяснить, что же это было. Согласия не нашлось даже в самой команде: например, одновременные противоположные заявления обоих шоураннеров о том, какого пола ребёнок Пинки Пай. Вопросы о том, что двигало малолетней злодейкой Кози Глоу, получили ответ «мы представляли себе, что она — на самом деле могучая взрослая кобылица в теле ребёнка», не прояснив, почему же столь важные детали ключевого персонажа не попали в хронометраж. Вообще, чаще всего на фанатские любопытство и недоумение выдавался ответ «мы решили оставить эту деталь без развязки, чтобы фанаты сами могли придумать такой итог, какой им нравится».
    • Сама создательница сериала, Лорен Фауст, публиковала различные подобные утверждения с претензиями на каноничность ещё где-то в середине жизни сериала. В следующий раз Фауст после окончания FiM пыталась организовать Твиттер-разъяснение о том, что, оказывается, Селестия намеренно выпустила свихнувшуюся сестру на поруки Твайлайт, и никакого пророчества, ставшего фабулой сериала, не было, а то был лишь её хитрый план. Опять же, через десять лет после выхода первого эпизода утекло много воды, деталь эта вообще ничего в общей канве не изменила и в сериале никак не проявлялась, да и заметно поредевший к тому времени фандом эту попытку практически проигнорировал.
  • RWBY — во все поля. Для объяснения многих моментов лора (порой довольно важных) был даже создан отдельный мини-сериал World of Remnant, а о таких моментах, как Проявление Айронвуда и то, выжил ли он после финала восьмого сезона, можно узнать только из интервью сценаристов сериала.

Аниме и манга[править]

  • «Исчезновение Юки Нагато», 5 серия — играется в самом прямом смысле. Ключевой конфликт предыдущей серии — Юки застает Харухи, дарящей шоколад (символ любви) Кёну, и убегает в неизвестном направлении — разрешается объяснением самой Юки Нагато, собственно, на лестнице. Оказывается, она убежала, так как не хотела мешать признанию Харухи, поскольку сама бы стеснялась в такой ситуации.
  • Звуки Небес — бэкграунд мира нам дают в 13 серии, которая вообще шла бонусом на DVD.
  • Mononoke Hime — девушка Кая из селения Эмиси, которая провожает Аситаку в изгнание, называет его братом, но на самом деле это условность языка, и она его невеста. Хаяо Миядзаки пояснил, что на тот момент она уже была беременна от Аситаки, так что легенда о нём и Сан продолжает жить в веках.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect: Andromeda — одна из самых главных ошибок этой игры. На все вопросы игроков в духе «Что это было?» ответы в самой игре были скомканными и неубедительными, а полные ответы были поданы расширенной вселенной, вышедшей уже после самой игры. Нексусское восстание, сканирование Элея, подготовка экспедиции, проблемы Райдера с СЭМом и так далее.
  • World of Warcraft — из-за хронического опухания сиквелов и проводимых с завидным размахом регулярных ретконов разработчики отвечают на многочисленные вопросы игроков, опять же, в Твиттере. В интервью тоже иногда мелькает информация, но её надо тщательно вылавливать из потоков самовосхваления и повторов одного и того же (в BfA разработчики два года очень уж любили говорить в совершенно разных интервью, каким сложным и многогранным персонажем является Сильвана, естественно, в ущерб остальным возможным вопросам, да и игроки только смеялись над этими россказнями). При этом твиты разработчики даже могут удалять после продолжительного времени, что делает практически невозможными попытки разобраться, что вообще происходит в сеттинге.
    • В Warcraft 3 куча нестыковок и сюжетных дыр, которые, впрочем, замечаются отнюдь не сразу. Объяснять их пришлось в последующих играх и «Хрониках».
  • Overwatch — из-за специфики основного геймплея геройского командного шутера, не позволяющего раскрыть лор игры хоть сколько-то подробно, практически вся сюжетно-важная информация изначально подавалась через комиксы и короткометражки, что вызывало настолько сильный СПГС у фанатов, что на официальном сайте появился раздел, посвященный спекуляциям о лоре игры. По мере сокращения поддержки практически полностью перешла в Твиттер главного сценариста Майкла Чу, после же его увольнения ситуация стала еще более неочевидной: вышло несколько рассказов и два полноценных романа по вселенной, но они практически не сдвинули сюжет игры с той точки, с которого он начался в 2016 году.

Музыка[править]

Музыкантам, а именно текстовикам, нередко приходится объяснять смысл своих песен. Иначе получаются СПГС и Басня понята неправильно.

  • Оргия праведников — Сергей Калугин любит демонстрировать свою учёность, начиняя песни бонусами для гениев, но негениям в песнях порой мерещится совсем не то.
    • «Убить свою мать» — Калугин на концертах начал пересказывать буддистскую притчу («Алчность и страсть есть мать»), чтобы песню не понимали превратно.
    • «Путь во льдах» — некоторых слушателей смутил образ: некие рыцари из «воинства зари», замерзая насмерть, чапают по северной стране под «чужими и страшными звёздами» и что-то затирают про «от сердца к солнцу»… На официальном сайте объясняется, что песня написана по поэме Цахариаса Вернера «Гиперборея», в которой рыцари отправляются в географическую экспедицию в поисках её самой.
    • «Луна над Кармелем» — это не про двух геев! По словам Калугина, это диалог Бога и души.
  • «Кино» — Цою приходилось объяснять, что песня «Хочу перемен» — не про ту самую историческую Перестройку, а про заевшее однообразие жизни, а «Алюминиевые огурцы» вообще ни про что, просто забавный набор образов.
  • «Корни», «Ты узнаешь её». Автор песни Павел Жагун потом долго и нудно объяснял свои укуренные метафоры. Например: «Она любит пугливую речь» — «Автор подчёркивает свойство речи быстро менять локацию, перебегать, переходить из уст в уста при общении».

Реклама[править]

  • Частая проблема социальной рекламы: авторы находят яркий и запоминающийся образ, в котором однако человек со стороны ни за что не угадает заложенный посыл. Какой выход? Просто написать его прямым текстом.