Огнестрел — это страшно

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Lethal Connotation of Guns and Others. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Однажды ночью собрались большою кучею перед загородным домом Солфрежа и начали вламываться к нему в дом. Он, видя отчаяние своего семейства, зарядил два пистолета, растворил двери и сказал твердым голосом черни: вход всякому свободен, но первые двое будут непременно застрелены. В минуту толпа рассеялась, и его навсегда оставили в покое. »
— П. П. Свиньин рассказывает один реальный случай в Массачусетсе (1810)

Целая толпа озверевших громил прёт на вас с самыми недружелюбными намерениями? Нет проблем! Вытаскивайте ваш верный ствол, уверенной рукой наставьте его на противников — и они сразу потеряют весь свой задор. Потому что огнестрел — это страшно! А лучше не наставляйте — так делают только дилетанты — а сделайте предупредительный выстрел в воздух. Предварительно громко предупредив: «Стой, стрелять буду!»[1]. Бонус к устрашению даёт характерный звук передёргиваемого оружейного затвора: большинство людей отлично понимает, что если противник дослал патрон — время для шуток закончилось.

Если пуля и не окажет мгновенного летального эффекта — многие знают, какой ужас она творит с живыми тканями. Особенно если… оййй… в колено или в локоть. И предпочтут этого избежать.

Данный троп — реалистичная противоположность бесполезного огнестрела. И соответственно встречается куда чаще в реальной жизни, чем в компьютерных играх. Однако в реальной жизни этот троп сейчас постепенно слабеет из-за массового распространения травматических пистолетов с резиновыми пулями, выглядящих точно как боевые. Резиновая пуля (как правило) не убивает, поэтому желающий ломануться грудью на травмат (или на предполагаемый травмат, на самом деле — боевую пушку) среди преступников запросто может найтись.

Стоит учесть, что работает данный приём главным образом на нормальных людях, ценящих свою жизнь и не желающих ею рисковать. И даже им угрожать можно только до определённого момента — рано или поздно придётся либо отступать, либо стрелять. А после первого выстрела пути назад уже не будет… На отмороженных психов, фанатиков и сверхъестественных созданий этот приёмчик скорее всего не подействует. Если только у вас не флеботические пули. Бесполезно грозить огнестрелом и представителям отсталых народов, которые вообще не осознают, что за кусок железа держит в руке белый незнакомец. На грохот против дикарей тоже лучше не рассчитывать — они могут слишком громко орать. Впрочем, потеряв от пуль несколько человек, даже самые дремучие дикари быстро понимают, что к чему.

С увеличением калибра страшного огнестерела переходит в троп Артиллерия — бог войны.

Близкий, но более оптимистичный троп — Ствол — великий уравнитель. Разница в том, что здесь огнестрел страшен не только для врага, но и для самого стрелка.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Пословица «Раз в год и палка стреляет» возникла на месте не пустых страхов, а реального опыта, щедро политого кровью. Любой охотник и/или военный её подтвердит, и не стоит в ответ бравировать или играть в крутизну — может и в зубы двинуть. И будет прав, что характерно…

Литература[править]

  • Марк Твен:
    • «Приключения Гекльберри Финна». Целая толпа линчевателей в ужасе отступает, когда полковник Шерборн хладнокровно встречает её с двустволкой, а после презрительной речи на тему «почему вы отстой» они и вовсе разбегаются в панике. По мнению ряда исследователей, эта сцена отсылает, в частности, к довольно известному случаю в истории США (см. эпиграф).
    • «Янки при дворе короля Артура» — Янки с двумя револьверами обращает в бегство 50 конных рыцарей.
  • О.Генри «Налет на поезд». Подробное описание того, как всего пять человек без особых проблем проворачивают ограбление поезда. Психологический профиль грабителей и жертв ограбления прилагаются.
  • Роберт Асприн «Нечто оМИФигенное». Сборщики налогов не испугались бы придурка в чёрном костюме, в маске и с мечом. А вот амбал с мини-арбалетом за его спиной их изрядно страшит: пусть даже у него только одна стрела, но никто не рвется оказаться на пути этой единственной стрелы.
  • Терри Пратчетт, с подсветкой: когда тролль Детрит со своим арбалетом предлагает толпе разойтись — толпа расходится. Очень быстро. Потому что Детрит вооружён осадным арбалетом, который заряжается целым пучком стрел, и один выстрел поражает (а точнее, разрушает) не только мишень, но и стену, перед которой эта мишень стояла.
  • Рассказ «Пушка, которая не бабахает» Шекли — великолепная инверсия. Герою-связисту выдают для испытания экспериментальный дезинтегратор — абсолютное оружие, заряда хватает на 18 часов непрерывного огня, одно нажатие на спуск — и вся материя в стометровом конусе исчезает без шума, вспышки и дыма… Во-от. Раз вспышки, дыма и грохота нет, и раненые товарищи рядом не валяются, то местная неразумная фауна (в основном дикие собаки) не понимает, что оружие смертельно опасно, и продолжает попытки задавить героя числом, невзирая на огромные потери[2]. В итоге, не сумев оторваться от собак, он случайно частично дезинтегрировал свой же корабль и застрял на планете на год. В конце концов он обзавёлся луком со стрелами: он тоже не бабахает, но торчащие из тел животных дрючки недвусмысленно намекают их сородичам.
  • Александр Бушков, «След Пираньи» — аналогичная инверсия (Мазур даже вспоминает про некогда прочитанный фантастический рассказ). Бродячие собаки просто не соотносят тихие хлопки бесшумного автомата со смертями товарок. А вот когда они сопровождаются громким бабахом дерринджера Джейн — другое дело.
    • В той же книге, когда Мазур с Кацубой вызволяют тёщу и тестя Мазура из лап конкурирующей конторы: «Положительно, ребятки были профессионалами — застыли, кто где оказался, прекрасно понимая, что дернувшийся первым пулю первым и получит. Никому не хотелось стать пионером в этом сомнительном предприятии».
  • У Айзека Азимова в «Стальных пещерах», толпа у магазина рассасывается, как только полицейский обещает открыть огонь из бластера по первому нападающему. Толпа и не подозревает что перед ними робот, неспособный убить человека, и что оружие у него не только не заряжено, но вообще не имеет нужных для стрельбы деталей.
    • У него же, в книге «Основание и Земля», инверсия, аналогичная Шекли. Герои высадились на планету, которую тысячи лет назад покинули люди. Главному герою приходится спасаться на дереве от одичавших собак. Стрельба бластера даёт результат, обратный желаемому: при выстреле просто исчезает одна собака и появляется несколько килограмм вкусных мясных ошметков. В конце концов удаётся их разогнать нейронным хлыстом.
  • «Досье Дрездена», рассказ «Выходной». На Гарри наезжает кучка мраккультистов-недоучек, вызывает его на магическую дуэль и наставляет на него свои «волшебные палочки». Гарри, вздохнув, тащит из кармана свой револьвер 44-го калибра[3]. При виде револьвера «Подражатели Смерти» резко утеряли боевой дух и сдристнули.
  • Vorkosigan Saga: несколько раз герои на задании берут парализатор вместо огнестрела и это заканчивается только большим насилием - многим не так страшно против него идти, а обещанию в этот раз точно стрелять насмерть на полной мощности - многие просто не верят.
    • Бараярские нейробластеры - оружие, изначально созданное с опорой на троп. По останавливающему действию едва ли сильно отличаются от остального местного огнестрела, но психологически знание о том, как действует нейробластер, сильно снижает желание связываться с его владельцами.
  • Ф. Герберт, «Дюна»: применённые бароном Харконненом при нападении на Атридесов древние артиллерийские орудия оказываются неожиданно эффективными — в том числе и потому, что никто не ожидал их применения в эпоху лазерных ружей.
  • Метавселенная Рудазова — «Беррета» в классическом фэнтезийном мире, где вершина эволюции огнестрела — фузея — это страшно. А когда этот пистолетик зачарован на неразменные пули и стал фактически пистолетом-пулемётом с бесконечным боезапасом…
    • Исидор Яковлевич Эйхгорн именно сабжем мотивировал своё нежелание внедрять на Парифате пороховое оружие.
    • А вот в «трёх мудрецах» — инверсия: пистолетные выстрелы укладывают парочку дикарей-преследователей, но вождь не пугается, хладнокровно приказывая продолжить погоню. Воины не боятся смерти, к тому же их много. А вот автоматная очередь заставила-таки аборигенов испугаться: четверо мёртвых и столько же раненых за раз — это уже серьёзно.
  • Роман Злотников «Царевич Федор» — чтобы прекратить погромы русских кварталов в Риге потребовался один кирасир с пистолью.
  • Эльфийский цикл Хеннена — свинец ядовит для прекрасного народа.
  • «Мать учения» — в ходе Войн Осколков скорострельное огнестрельное оружие впервые было применено массово. Как оказалось, первую пулю щит мага держит спокойно, на десятой - трещит, а полноценный линейный залп превращает благородного мага в не менее благородный труп.
    • Протагонист для охоты на местного супер-паука собрал и зачаровал ружьё, уделив особое внимание зачарованию пуль.
    • В одном из столкновений Зоряна с Красным Плащом Зорян очень удивил контрагента, посреди магического поединка разрядив ему в живот револьвер в упор. Красный Плащ был весьма возмущён столь «подлым» оружием.
    • Вооружённые силы Церкви Триумвирата состоят на 3/4 из очень хорошо обученных мушкетёров.
  • Шуваев, «Цветок камнеломки». Если оружие разгоняет пулю до нескольких километров в секунду — проблемы с противниками в бронезащите исчезают. Как и понятие «ранения»: раненых попросту не бывает.
  • Евгений Гаркушев «Обойдёмся без магии!» — не огнестрел (здесь порох не взрывается), но пулемёт на давлении пара. Описание его применения пострашнее всех прочих убийств. Одного паромёта, установленного напротив ворот, хватило чтобы перебить всю накачанную дешёвым алкоголем беснующуюся толпу штурмующую посольство. Двух паромётов хватило, чтобы опытная средневековая армия в латах предпочла пойти на условно-почётную сдачу, чем штурмовать наспех возведённые укрепления.

Кино[править]

  • «Маска Зорро». Самый первый фильм о Зорро, с Дугласом Фэрбэнксом. Добрый (вернее, очень злой) десяток солдат и столько же зевак, ощетинившись саблями, бросаются на героя — и замирают как вкопанные, когда из-под плаща появляется пистолет.
  • «Обыкновенное чудо» — экранизация шварцевской пьесы. Придворные давно привыкли к покрикивающему да грозящемуся учинить смертоубийство королю. А вот когда его милая дочка навела на них пистолет и пообещала пристрелить тех, кто будет ее преследовать, оказались в замешательстве. Педаль в пол: Даже когда девушка потратила единственный заряд в потолок, ведут себя нерешительно и вяло. В мотеле всплывает вопрос: кому идти к Принцессе, дабы поговорить и успокоить ее. Жребий выпадает пожалуй худшей кандидатуре — самоуверенному мерзавчику Министру-Администратору. Вышли бы тропы Несовместимая с жизнью трусость, жестокость и тупость одновременно, если бы не промахнулся (и если бы это не была комедия)… странно, что после благополучного завершения предприятия (Принцесса, оказывается, думать забыла про пистоль и поклялась выйти за первого встречного) идиот своим поведением даже бравирует (Пальнул я в девушку, пальнул в хорошую…).
    • В экранизации Эраста Гарина принцесса хотя бы была вооружена револьвером.
  • «Голый пистолет» — пародия. Детектив с пистолетом врывается в бандитское логово… но несколько бандитов заранее наставили стволы на вход. Ясное дело, что детектив не будет стрелять в таком положении. И тем не менее, один бандит в нерешительности всё-таки бросает оружие и поднимает руки. Один.
  • Время — субверсия: когда на наехавших бандитов направляют пистолет, они сначала обещают оставить в покое, и проезжают мимо, но затем проехав несколько метров останавливаются и стреляют в спину
  • «Непрощенный» — сначала Уильям Муни, вооруженный двустволкой, на глазах у толпы вооруженных мужчин спокойно убивает одного из них. Во время второго выстрела — осечка, патроны в страшном огнестреле кончились и начинается кровавая баня. После этого, угрожая оружием, Муни спокойно уезжает из города. «Так, ребята. Я выхожу! Если кого-нибудь увижу — убью! Если кто в меня выстрелит… Я убью не только его, но и его жену и друзей. И сожгу его дом. Так что лучше не стреляйте! Похороните Нэда по-человечески. И не вздумайте резать и вообще обижать ваших шлюх. Иначе я вернусь и всех вас, сукиных детей, прикончу.»
  • «Зловещие мертвецы» — субверсия: бум-палка Эша о двух стволах, которая способна продырявить абсолютно любого мертвяка. Правда, мертвяки всё равно на него прут, и останавливаются, только будучи убитыми. Особо доставляет в третьем фильме, где Эш ради крутизны стреляет в выделывающие фляки ведьму, положив ружьё на плечо.
  • «Варкрафт» — подаренные дворфами пистолеты играют важную роль в финальном сражении людей против орков.
    • Подсвечено в сцене с заточённой Гароной. Гарона подтрунивает Лотара, что могла бы перерезать горло его сестре, пока та мирно с ней беседовала. Но военачальник во время их разговора держал за спиной мушкет, к чему полуорчиха оркодренейка не была готова.
      • На самом деле возникают сомнения, что он смог бы с такого расстояния попасть в Гарону, а не в сестру.
  • Большой куш — Турецкий потешался над своим бизнес-партнером Томми, купившим у Бориса Бритвы револьвер для «обороны», особенно когда выяснилось, что Борис заблаговременно подпилил боек. И тем не менее, именно Томми спасает Турецкого от головорезов Кирпича, припугнув их этим самым револьвером, после чего Турецкий даже решает прикупить ему рабочий ствол. А вот Винни и Сол со своими пистолетами-муляжами облажались — Тони Пуля-в-зубах быстро замечает, что пистолеты ненастоящие, а кузена Ави к тому времени все настолько задолбало, что он просто посылает незадачливых грабителей на четыре английские буквы.
  • Игра с тропом в «Полицейской академии» — чтобы напугать и временно обратить в бегство разъярённую толпу (и тем самым от неё спастись), достаточно имитации огнестрела.
  • Ready Player One — в финале главный гад запугивает разъяренную толпу пистолетом. А потом поворачивается к ним спиной.
  • «Залечь на дно в Брюгге» — демонстрация того факта, что огнестрел может быть страшен, даже если заряжен холостыми патронами. Мелкий гопник пытается запугать одного из главгероев револьвером — не подозревая, правда, что его визави не обыватель, а вполне себе серьёзный наёмный убийца. Удар промеж глаз, оружие перекочёвывает из рук в руки… «Брось, там холостые, ха-ха!» — ухмыляется парень, извлекая нож. Зря он так: выстрел холостым в лицо не только оказал эффект нокаутирующего удара, но и порядком изуродовал глаз, ополовинив зрение.
  • «Любовь и 45 калибр» — главные герои, грабители, прекрасно понимают, что большинству людей хватит и одного только вида огнестрельного оружия, и поэтому ходят на дело с незаряженными пистолетами.

Телесериалы[править]

  • «Глухарь». Глухарёв отправляется на гоночный стадион, чтобы расспросить свидетеля (в штатском, без протокола и не представляясь) — а тот не хочет с ним разговаривать, демонстративно отворачивается. Тогда Глухарёв «смазывает» его кулаком по морде, давая понять, что говорить всё же придётся. Увидев это, охранники стадиона направляются к нему с бейсбольными битами… а Глухарёв показывает им свою кобуру с пистолетом и спокойно говорит: «Ребята, исчезли оба отсюда. Быстро». Ребята мигом «исчезают»: им, раз такое дело, всё равно, мент или бандит — главное, что с пушкой.
  • «Мажор», 2-й сезон, 9-я серия — Реалистично показана реакция человека на огнестрельное ранение: шок, бледность, озноб, слабость. Причем ранение «пустяковое» — в плечо по касательной. Как правило, в боевиках герои на такую рану только чуть хмурят брови и продолжают избивать злодеев.
  • «Звёздные врата: Первый отряд» — огнестрельное оружие оказывается эффективнее высокотехнологичного против репликаторов из-за своей… примитивности. Дело в том, что при всех своих способностях к адаптации наниты забыли про банальную кинетическую энергию, что оказалось чревато последствиями. А вот с гоаулдами не катит: «лжебоги» научились защищаться от такого оружия специальными силовыми полями.

Мультфильмы[править]

  • «Ничуть не страшно». Ночные Ахи-Страхи не хотят, чтобы сова пугала двоих детей своим гугуканьем. И наставляют на неё ружьё, чтоб молчала. Ружьё — иллюзорное, призрачное. Но сова проверять не рвётся.
  • «Том и Джерри», эпизод под названием «Уделали кота» (Kitty Foiled): троп подвергается пародированию через гротеск. Том на этот раз охотится не только за Джерри, но и за кенаром. Со всего разбегу бросается кошачьим прыжком на, казалось бы, беззащитную птичку. Сейчас схватит когтями!.. Но — не успевает: кенар подобрал пистолет (размером больше себя самого) и направил на Тома. Том в ужасе тормозит прямо в воздухе около самого ствола, сила торможения даже на секунду расплющила эластичного кота. Пистолет игрушечный и никого не может ни убить, ни покалечить (эта штука вообще не способна стрелять, чем бы то ни было); кенар об этом прекрасно знает и просто «берет Тома на пушку» (буквально). Но Том-то принял оружие за боевое. Кот охвачен неизмеримым ужасом, он пятится от «целящейся в него» птички, а птичка надвигается на него «со стволом».
    • Канарейке при этом трудно удерживать тяжелый для нее пистолет, она его роняет. И что же Том?.. Он так напуган, что ему и в голову не пришло восторжествовать, атаковать канарейку или хотя бы убежать. Вместо этого Том дрожащей лапой поднимает пистолет и вручает его кенару, чтобы тот продолжал в него целиться. Ну, кенар продолжает…
    • Наконец Том зажат в угол; ему уже некуда пятиться. А кенару уже некуда надвигаться; теперь по логике надо бы стрелять — но как?.. И тут на помощь кенару приходит мыш Джерри (которого Том не замечает). Джерри тайно производит шумовую имитацию выстрела — и Том, к тому времени уже спятивший от страха, воображает, что в него попала пуля, и переживает «боль в простреленной груди», и «агонию», и «смерть» (всё это ему лишь мерещится), валится без сознания, и ему требуется некоторое время, чтобы прийти в себя и понять, что на самом деле он не мёртв.
  • «Кунг-фу панда 2» — лорд Шень и его пушки были объявлены угрозой боевым искусствам как явлению. В некоторой степени получилась реальность, если вспомнить историю военного дела.

Аниме и Манга[править]

  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — для жителей «Особого региона» огнестрел и вправду страшен. Более-менее эффективно сопротивляться огнестрельному оружию могут только древние драконы (но для них есть взрывчатка и гранатометы) и апостолы вроде Рори Меркури (…Напалм? Химическое оружие? Тактический ядерный боеприпас? Тактический ядерно-напалмовый боеприпас с последующей обработкой территории боевой химией? Что вообще может уничтожить полуБОГА?! Счастье, что существа такого класса разборками смертных не интересуются, а Меркури выступает на стороне главных героев — в противном случае победоносное шествие японской армии в параллельном фэнтезийном мире очень быстро захлебнулось бы в крови).
    • Кстати, остановить Рори, и других апостолов, действительно возможно. Надо лишь разделить её тело на части (например прицельным огнём артиллерии) и не дать им соединиться, но проблему это решит только на время, когда апостол пробудет в своей форме 1000 лет (а Рори осталось всего 40), он избавляется от оков плоти, и не дай бог вам дожить до этого дня.
  • Galaxy Express 999 — Тэцуро отогнал немало врагов за весь сериал, угрожая им Космо Драгуном. Важная деталь: это оружие, собранное лично руками Точиро Оямы, считается в мире Лейдзи эпичным.
    • С веткой 999-го автор правки не знакома, но на сколько она понимает, там дело не столько в самих бластерах, сколько именно в их происхождении: у случайного человека такое оружие не окажется, все их обладатели принадлежат к очень тесно связанной группе людей, с большинством представителей которой лучше не связываться (к тому-же, обидев одного, рискуешь в конечном итоге получить себе на голову всех пятерых/шестерых). В общем, «Осторожно, 220!» как есть.
  • Арифурэта: Сильнейший ремесленник в мире — главный герой, благодаря продвинутому навыку ремесленника, позволяющему магическим образом создавать из сырья готовые предметы, в первую очередь создал себе парочку крупнокалиберных револьверов, гранаты и крупнокалиберную снайперскую винтовку (это он ещё разогревался…). В результате вся встречная демонятина просто не пережила столкновения с плодами технического оружейного прогресса нашей реальности, пойдя на мясо и экспу.
  • Gun-Ota ga Mahou Sekai ni Tensei shitara, Gendai Heiki de Guntai Harem wo Tsukucchaimashita!? (Когда фанат пушек попал в мир магии, он собрал гарем, вооруженный современным оружием) — название говорит само за себя, но в отличии от предыдущего примера, сотворить огнестрел довольно трудно: для его изготовления нужен особый жидкий металл, из которого магически делаются нужные детали без возможности переделать результат. Благо, Лют в прошлой жизни был помешанным на огнестреле отаку, да ещё подрабатывал на сталелитейном заводе и более-менее хорошо чувствует металл.
    • Правда, из за плохого знания мат-части автором и мангакой, в комментариях под мангой идёт настоящая война по поводу оружейных и тактических ляпов. Как пошутил автор правки, Люту для полного счастья осталось найти только жену-сапёра и мехвода танка.

Видеоигры[править]

  • Another World — враг закрывает аварийные двери (и даёт время на реагирование в другом месте), если пригрозить ему пистолетом.
  • «I Am Alive» — игра предоставляет возможность пригрозить противнику оружием, даже если в нём нет патронов.
  • «The Masterplan» — большинство врагов возможно запугать огнестрельным оружием и заставить подчиняться. При этом сойдет даже выдаваемый в обучении игрушечный пистолет.
  • «Gunpoint» — пистолетом можно угрожать большинству врагов, заставляя их застыть на месте или медленно пятиться от протагониста. Поскольку количество патронов сильно ограничено, а после выстрела начинается обратный отсчет до провала миссии, угроза — основное его применение.
  • Disco Elysium — зигзаг. На большинство твоих попыток пригрозить пушкой (нередко тут же одолженной у напарника — свою ещё добыть-то надо) все только рассмеются. Или достанут свои. Но вот успешно запугать нескольких молодых идиотов можно. А ещё кое-кто пытается провернуть этот номер с протагонистом, но…

Настольные игры[править]

  • GURPS — зачастую угроза огнестрелом способна обеспечить солидный бонус к запугивания.

Музыка[править]

Клип на Carpenter Brut "Anarchy Road" - зигзаг. Сначала девушка смогла отпугнуть незаряженным револьвером одного бродягу с ломом, но с группой противников (у которых и у самих винтовка была) такой трюк не сработал.

Реальная жизнь[править]

  • См. эпиграф.
  • Прославленный ирландский бретёр Ричард Мартин как-то вышел с одним дуэльным (то есть однозарядным) пистолетом против целой толпы бунтовщиков, желающих разнести здание парламента, и пообещал всех поубивать. Толпа довольно шустро рассосалась.
    • Впрочем, в той ситуации немалую роль сыграла репутация Ричарда Мартина. Причём трудно сказать, какое из его прозвищ сильнее повлияло на бунтовщиков — «Дик-спусковой крючок» или всё-таки «человечный Дик».
  • Аверсия в реальности при покорении европейцами Америки. Принято считать, что индейцы десятилетиями приходили в ужас от «молний белых богов». На самом деле, легко заимствовали технологию у перебежчиков (да-да, Кэмерон тут не выдумщик) и через несколько годиков вполне себе отстреливались от колонизаторов. Более того, самое знаменитое поражение белых от индейцев — Литтл-Биг-Хорн имело место в основном потому, что индейцы разорились на качественные многозарядные «Винчестеры», а вот американская кавалерия была вооружена «чем попроще».
    • Только племена Северной Америки (ирокезы, гуроны, апачи, команчи, сиу и др.). Цивилизации ацтеков и майя были завоёваны слишком быстро и не успели научиться использовать лошадей и огнестрел. А вот Великий Инка Манко контрабандой покупал мушкеты и пытался создать кавалерию. Дело в том что завоевание Перу затянулось, конкистадоры грызлись друг с другом, с инками и некстати прибывшими представителями испанской короны, так что спрятавшиеся в горах инки успели немного пострелять. Правда, к концу XVI века их сумели разбить, после были только небольшие восстания. А вот жившие южнее арауканы, ввиду дикости и отдаленности временно оставленные в покое, освоили огнестрел и лошадей, и их «цивилизовали» аж в XIX в. уже после ухода испанцев.
  • Американский грабитель Чарльз Эрл Боулз по прозвищу Чёрный Барт никогда не стрелял из оружия «на деле», полагаясь на силу личного обаяния. Более того, всегда ходил пешком (боялся лошадей) и оставлял на месте своих преступлений стихи собственного сочинения.
  • По поводу стрельбы холостыми (см. раздел «Кино»). Автору правки доводилось читать дневник военмеда, с описанием его работы во время первой Чеченской кампании. Одна из самых запомнившихся операций — вытаскивание с того света паренька, которому не отягощённые умом сослуживцы пальнули в живот холостым патроном с близкого расстояния (ЕМНИП ~ 1 м). Не успевший сгореть полимерный наполнитель вошёл в кишечную полость, оказав эффект, сопоставимый с попаданием крупной дробью. В кино и литературе это обстоятельство обычно игнорируют, сводя действие холостого выстрела к закопчённой физиономии, а зря. Ибо — см. название тропа.
    • Выстрел холостым патроном в упор опасен даже без какого-либо снаряда, пусть даже полимерного - струя горячих газов под огромным давлением режет ткани не хуже ножа. Именно поэтому убить можно даже из газового пистолета.
  • Многолетний опыт крупнейшей ежегодной российской игры живого действия Warhammer показывает, что один человек с одним однозарядным пистолетом вполне способен продолжительное время сдерживать толпу противников, огнестрела не имеющих. Первым не хочет быть никто, даже в игре.

Примечания[править]

  1. Если у вас однозарядный пистолет — то почему только один? Их носили на поясе парами и целыми гроздями! Из одного выстрелите, другой достаньте.
  2. Возникает вопрос: неужели за всё время ни одна собака не попала в конус дезинтеграции частично? Ведь вид разом лишившейся половины туловища и подыхающей в муках псины крайне надёжно отвратил бы прочих псов от нападения на такую опасную дичь! Да, одна таки попала. Последняя. Уже внутри корабля — не повезло. И остальные тогда отвалили, но толку-то уже…
  3. Магам сеттинга под страхом смерти запрещено убивать людей магией при любых обстоятельствах — нарушитель превращается в поехавшего чернокнижника если не с первого раза, то со второго точно. Поэтому местный аврорат на чернокнижников ходит с мечом и пистолетом, приберегая файерболы и дезинтеграцию для нечисти вроде вампиров и фейре.