Одарённый — значит, с недостатком

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Disability Superpower, Superpower Disability, Inspirationally Disadvantaged. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Как известно, если природа что-то даёт человеку, то она что-то и забирает, поэтому в художественных произведениях часто бывает так, что персонажи, наделённые каким-то даром (гениальностью, художественным талантом, магическими способностями и др.), имеют и какой-то недостаток. Недостатки могут быть как мелкими, призванными скорее придать герою индивидуальности (например, дефект речи, косоглазие или вербальный тик), так и достаточно серьёзными, вплоть до инвалидности.

Порой бывает, что человек развивает в себе дар именно с целью компенсировать недостаток: например, у многих инвалидов-колясочников сильные руки, а у многих слепых слух и другие органы чувств развиты сильнее, чем у зрячих. Может быть и так, что, наоборот, недостаток является обратной стороной дара: например, многие гениальные люди имеют расстройства аутистического спектра и в большей степени предрасположены к психическим болезням, чем средний обыватель. Бывает и чисто дойлистское объяснение, когда автор решил, что яркому персонажу надо прилепить какой-нибудь недостаток ради индивидуальности, и при этом никак это не обосновал.

Вариант на минималках — если персонажу в принципе ничто не мешает исправить недостаток, но ему неохота именно по причине одарённости и успешности: например, если обычный человек стеснялся бы хромоты и заикания и не поленился бы сходить к ортопеду и логопеду, то уверенный в себе гений-маг-творец решит, что ему и так нормально, да и вообще, это сойдёт за «фишку».

Частные случаи тропа — Крутой инвалид, Слепой прорицатель, Чудак со сверхспособностями и Царская болезнь. Родственный троп — Отметина мага: разница в том, что отметина — не всегда недостаток, а дар — не всегда магический. Может пересекаться с тропом умный — не значит мудрый, если персонаж гениален, но зверски тупит в бытовых вопросах. Также по понятным причинам часто пересекается с таким явлением, как Привлекательный недостаток.

А ещё недостаток может являться прямым следствием одарённости — это называется «профдеформация».

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Один пожертвовал своим глазом, чтобы получить мудрость.
  • Библия:
    • Пророк Иаков получил свою хромоту, сражаясь с Богом, и носил её как знак избранности Господом.
    • Пророк Моисей, «наученный всей премудрости Египетской», был косноязычным.

Комплексные франшизы[править]

Литература[править]

  • В скандинавских сагах очень часто поэты являются отмороженными социопатами (по меркам своего времени!) оставляющими за собой горы кровавых трупов.
  • «Малахитовая шкатулка» — сын Данилы-мастера, горбатый Митя — искусный мастер не хуже отца, только не по малахиту, а по мелкой ювелирии. Да и самого Данилу в детстве кликали Недокормышем — а талант у него проявился уже тогда.
  • Борис Акунин:
  • «Хроники Спархока» — мудрая волшебница Сефрения не умеет читать. На минималках, потому что она вполне могла бы научиться, но не хочет: боится, что если она научится читать на чужом ей эленийском, то начнёт на нём и мыслить, и это помешает ей колдовать на её родном стирикском. К тому же на стирикском она читать вполне умеет.
  • «Пеппи Длинныйчулок» — заглавная героиня обладает острым умом, незаурядным характером и такой невероятной силой, что это уже тянет на сверхспособность. При этом пишет с дикими ошибками и толком не умеет считать, и так этому и не научилась, хотя имела возможность, когда её пытались отдать в школу. Ещё больше на минималках, чем Сефрения: Пеппи вообще ничто не мешало бы научиться, но она не считает нужным именно в силу вышеперечисленного, и потом, у неё всё время приключения, когда ей в школе сидеть…
  • «Дом, в котором» — действие происходит в школе-интернате для детей-инвалидов, но эти инвалиды умеют многое такое, что здоровым и не снилось.
  • Рик Риордан, «Перси Джексон» — все полукровки (дети, родившиеся от связи людей и древнегреческих богов) страдают дислексией и СДВГ, но при этом и имеют сверхспособности.
  • Шарлотта Хепти, «Отто и летающие близнецы» — шутки ради: кармидийцы (люди и существа с магическими способностями) не выговаривают слово «лимон».
  • Арсений Ларионов, «Лидина гарь» — мудрая колдунья Марфа-Пыка заикается на букве «п», из-за чего ей трудно выговаривать некоторые слова.
  • «Волкодав» — талантливый ювелир Улойхо горбат, а Дикероне слепота не мешает снайперски метать ножи.
  • «Первый закон» — Логен Девятипалый в режиме берсерка становится неудержимым терминатором, но при этом не отличает врагов от друзей. Занд дан Глокта наделён острым умом и невероятной силой воли, зато искалечен так, что живёт только благодаря этой силе воли. С прикрученным фитильком — Бремер дан Горст, величайший воин Союза, сильно переживающий из-за своего тонкого и писклявого голоса.
  • «Море осколков» — у мастера интриг и многоходовочек Ярви недоразвита левая рука.
  • Джо Хилл, «Страна Рождества» — педаль в пол. Люди, наделённые магическими способностями, платят за их использование как раз чем-нибудь таким: например, одна из героинь Мэгги Ли стала заикаться вследствие своего дара ясновидения, и чем больше она его использовала, тем сильнее заикалась.
  • Бирюшев Р. «Дорога домой» — адмирал Шанна Синклер слепа от рождения и адъютант играет при ней заодно роль поводыря. При том Шанна отличный стратег и тактик космической войны — ещё и потому, что не опирается на визуальные образы, планируя битвы в трёхмерном пространстве.
  • Метавселенная Рудазова — одарённых здесь много, и недостатков у них тоже.
    • «Архимаг»:
      • Архимаг Арза, лучший боевой маг шумерской Гильдии. Под старость совершенно ослеп, но даже не подумал обзавестись поводырём или хотя бы палкой — с пути злобного деда и так разбегались даже крупные хищники.
      • Серые колдуны:
        • Румок Горбатый — полукровка, сын Погонщика Рабов, унаследовавший от бати не только гроб, но и талант к управлению разумом.
        • Дзецар Киллер — мастер-теневик с деревянной ступнёй.
        • Урриш Проводник вообще исковеркан при родах так, что живёт, похоже, на одной колдовской силе.
        • Гайяван Катаклизм не умел колдовать иначе чем в полную мощь — и, владея буквально десятком простейших фокусов, стал членом Совета Двенадцати. А его сын Бол Малыш вообще уродился клиническим дебилом — но папин талант унаследовал.
        • У Руорка Машиниста гидрофобия, заработанная в детстве в результате хулиганства Асанте Шторма.
    • Дилогия Мудрецов — Три Безумных Волхва безумны исключительно от застарелых сенильных изменений. Вдобавок у Каспара — энурез, нарколепсия и лишний вес, у Бальтазара — артрит, паранойя и повышенная сварливость, а у Мельхиора — радикулит (что особенно иронично, учитывая, что он йог с чуть ли не резиновым телом) и впадение в детство.
    • «Экипаж» — Фрида. Ради пробуждения шестого чувства неэтичные учёные лишили девушку пяти остальных. Теперь она питается через трубочку, говорит через модулятор голоса, перемещается с большой осторожностью (лучше всего за руку с Джиной) и способна поджарить мозги целому взводу.
    • «Апофеоз» — советник Мородо из Парифатской империи — гениальный телекинетик, разожравшийся до полной шарообразности. Если бы он не поддерживал постоянно свой вес магически сниженным, то давно бы умер, как выброшенный на берег кит.
    • «Паргоронские байки»:
      • Лауреатка премии Бриара первой степени Плезия Лиадонни умерла от необычной разновидности болезни чакр, которая не только убивала носительницу, но и провоцировала неконтролируемые магические выбросы. Последний из них накрыл несколько небольших королевств и породил аномальную зону, известную как Чудоземье.
      • Лауреат премии Бриара второй степени Йонкрайрод Россильяни уверенно шёл на первую, но в результате неудачного эксперимента сошёл с ума и ныне считается одним из сильнейших магиозов Парифата.
      • Гурим Дегатти испытывал знатные проблемы с эмпатией (его сын грешил на психологические эффекты магии — коллективного фамильяра в виде роя шершней). Даже могила не исправила.
      • Пророк культа Предвестников Двадцать Седьмого, известный под кличкой Обрубок — мощнейший ясновидец. Мало того что уродился гуманоидом неизвестного на Парифате вида (хоть и от человеческих родителей), так ещё и сильно покалечился при попытке напуганного отца от него избавиться.
      • Эйхгорн после тесного общения с гхьетшедариями начал заикаться.
      • Сами гхьетшедарии, кстати, после первой трансформации в истинный облик больше неспособны менять человеческий. Так что некоторые из них укладываются в троп: демолорды Фурундарок и Тьянгерия навеки застыли в детском возрасте, а баронесса Мильмара лишена нижней челюсти. А если человеческий облик убить, у гхьетшедария останется только истинный, чудовищный — и демолорд Кошленнахтум, к примеру, очень страдает от невозможности в этом чудовищном облике стать отцом.
    • «Семья волшебников» — Хаштубала Огнерукого, сильнейшего боевого мага Парифата, приняли в Клеверный Ансамбль в рекордные семь лет, ибо иначе он был просто опасен для самого себя (Локателли до сих пор попрекает его разрушенным зданием Гексагона). Его рекорд побила Вероника Дегатти — по той же причине.

Фанфики[править]

Кино[править]

  • «Сталкер» — дочь Сталкера не может ходить (вопреки слухам, ноги у неё есть — просто её не слушаются), зато обладает паранормальными способностями.

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • «Сорвиголова» — главный герой Мэтт Мэрдок ослеп в результате аварии, когда ему в глаза попало радиоактивное вещество, однако его слух, обоняние, осязание и вкус обострились до сверхчеловеческой степени.
  • «Люди Х» — Чарльз Ксавье сильный телепат, но не может ходить.

Аниме и манга[править]

  • «Одно Рождение Два Сокровища: Сладкая Любовь Миллиардера» — один из сыновей близнецов главной героини несмотря на гениальный ум первые три года своей жизни провел в больнице и вообще отличается очень слабым здоровьем.
  • Dr. Stone — протагонист, Сэнку Исигами, без преувеличения, обладатель самого выдающегося интеллекта среди персонажей… и самых хилых физических параметров. Серьёзно, даже у его милой и скромной одноклассницы Юдзурихи выносливости побольше.
  • Жена по контракту — старшая сестра-близнец главной героини Гу Сиси Юь Но несмотря на свой гениальный интеллект практически всю свою жизнь провела чуть ли не в герметичной камере

Веб-комиксы[править]

Видеоигры[править]

  • «Классический» Fallout и его производные вроде Lionheart — с прикрученным фитильком: черта «Одарённый» улучшает на +1 все основные характеристики, но снижает получаемый опыт и стартовый уровень навыков.
    • В принципе почти все особенности дают талант в одном, но недостаток в другом.
  • ATOM RPG — все особенности работают так. Меньше всего под сабж подпадают вундеркинд и обжора.
  • Syberia — Ганс Форальберг, гениальный изобретатель и конструктор автоматонов, пользующийся огромным авторитетом среди коллег-современников, не умеет читать и в целом житель Страны Эльфов. Всему виной травма, полученная в детстве(в пещере упал и ударился головой).
  • Game of Thrones (RPG) — как Морсу, так и Алестеру можно при создании настроить различные преимущества, которые имеют разный «вес» в условных очках в зависимости от степени «имбовости». При этом количество очков, затраченных на преимущества, должно быть компенсировано ровно таким же количеством очков, затраченным на недостатки. Разумеется, противоположные черты (например, огнебоязнь и огнестойкость) выбирать нельзя.
  • Life is Strange — Макс очень талантливый фотограф и вообще весьма умна, но есть намек что она страдает от легкого аутистического отклонения, да и просто слишком замкнутая и неуверенная в себе.

Настольные игры[править]

  • Во многих играх стоимость персонажа включает в себя достоинства и недостатки, значит с большой вероятностью, чем больше у персонажа способностей и талантов, тем больше и проблем.

Реальная жизнь[править]

  • С точки зрения христиан-католиков (и некоторых православных), стигматы — это именно наш троп. Кровоточащие раны, которые, однако, воспринимаются не как физический недостаток, а как чудесное проявление духовной одаренности, уподобления Христу не только духовно, но и телесно.
    • У православных свой вариант тропа — юродивые и блаженные, проявления праведности которых могут быть весьма своеобразны. С прикрученным фитильком, так как для «классических» (канонизированных) юродивых странное и нелогичное поведение — это осознанная аскетическая практика или проповедь, призванная необычностью формы восстановить свежесть восприятия содержания.
  • Синдром саванта.
  • У поэтов Серебряного века было принято подчёркивать недостатки, видимо, именно с целью выехать на этом тропе и отчасти на соседнем. Так, многие из них имели дефекты речи, которые не торопились исправлять (Николай Гумилёв и Ирина Одоевцева картавили, Георгий Иванов шепелявил, Константин Бальмонт не выговаривал букву «л»), тот же Бальмонт хромал и специально это подчёркивал, и др.
  • Лидеры союзников во время Второй мировой — ожиревший Черчилль, паралитик Рузвельт и сухорукий Сталин.
  • Слепая баба Ванга — ясновиденье для поклонников и выдающийся талант шарлатанки для скептиков, позволивший стать гадалкой международного уровня на зарплате спецслужб (ибо ездили за её пророчествами не только простые люди).
  • Большой творческий талант и феноменально высокая трудоспособность — казалось бы, идеальное сочетание. Только вот не так уж редко природа добавляет в этот комплект неуравновешенность, врожденные нарушения работы нервной системы, а то и вовсе какое-нибудь биполярное психическое расстройство. В маниакальной фазе появляются выдающиеся шедевры, а в депрессивной — тяга к саморазрушению. А потом несведущие обыватели, читая биографию, недоумевают: «У человека все было в шоколаде: самореализация, слава, достойное материальное положение, с чего это он так глупо загубил свою жизнь?».
    • Ничуть не реже неуравновешенность добавляет не природа, а попытка применить это сочетание на практике без оглядки на физическую выносливость. Особенно против своей воли. Особенно в детстве.
    • Просто человек «со стороны» может считать ценностью то, что таковым и вовсе не является для самих одаренных личностей.