Одноногая собачка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Deus Angst Machina, Wangst, Trauma Conga Line. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонаж, на которого автор, пытаясь вызвать у публики жалость, обрушивает столько несчастий, что это начинает выглядеть фальшиво и нелепо
« Отец его был алкоголик и кончил жизнь самоубийством незадолго до его рождения; мать была проституткой, вечно пьяная, и умерла от белой горячки, младшая сестра утопилась, старшая бросилась под поезд, брат бросился с вышеградского железнодорожного моста. Дедушка убил свою жену, облил себя керосином и сгорел; другая бабушка шаталась с цыганами и отравилась в тюрьме спичками; двоюродный брат несколько раз судился за поджог и в Картоузах перерезал себе куском стекла сонную артерию; двоюродная сестра с отцовской стороны бросилась в Вене с шестого этажа. »
— Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»
(но в данном случае, это ещё и наглая ложь
« Подайте, касатики, сестрички и братики, папаши-мамаши, благодетели наши! Обратите внимание на мои страдания, подайте подаяние на пропитание, сиротинке безродному, холодному и голодному, сущему-неимущему, слепому, хромому и глухонемому!.. »
— «Морозко» раскрывает тему. Что характерно, инвалид-то ненастоящий!
« Безысходная жизнь слепоглухонемого парализованного бомжа-инвалида неожиданно меняется в худшую сторону. »
— Пятая новелла «Рутина» из мини-сборника «Уныние беспросветной грусти».

(link)

В песне

Автор попытался подпустить слезогонки, но перебрал. Количество страданий, которые он обрушил на героя, превышает все допустимые пределы совместимости с жизнью. Либо герой при этом получился слащавым до приторности. Либо и то и другое. Словом, на слёзную железу аудитории автор грубо надавил коленом. «Да ну тебя нафиг!» — сказала аудитория. И вместо того, чтобы по плану автора зарыдать, осталась равнодушной, возмутилась, а то и вовсе заржала.

Словом, вышло как в анекдоте-кодификаторе: «Бежала одноногая собачка, подняла ножку, чтобы справить нужду — и упала на животик».

Соседний троп — такой же неубедительно сгущённый злодей.

То же явление для душегрейки — Пересластить пилюлю.

Противотроп — Ангст? Какой ангст?. Это когда персонажу откровенно пофиг на весьма трагические события, произошедшие с ним или его близкими — или ему на самом деле не пофиг, но он по какой-то причине так выглядит.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Монгольская народная сказка «Сиротинка белый верблюжонок» — когда верблюжонок рассказывает о том, как его разлучили с мамой, абсолютно все проникаются его страданиями и помогают ему, и даже хищники съедают собственных детёнышей, лишь бы не трогать верблюжонка.

Литература[править]

  • Этим систематически страдает литература именно что про собачек. Даже если ноги у неё в полном комплекте, собачка на протяжении всей книги голодает, скитается, терпит лишения и издевательства и в конце ещё более печально помирает. В детстве автор правки из-за этого в какой-то момент вообще перестал читать книги, где главным героем является собака, чтобы не нарваться на очередную одноногую.

Отечественная[править]

  • В принципе, очень типично для русской классики XIX — начала XX века. Сборники типа «В детские годы» состоят из тропа чуть более чем полностью.
    • Владимир Короленко — король тропа. Справедливости ради, насмотрелся голодных бедняков и в реальной жизни и пытался донести это до публики, пусть и приукрашивая. Но «Дети подземелья» непроизвольно пробивают на хихи. Особенно учитывая входящую в тот же школьный канон «Козетту», адаптированный кусок «Отверженных» Гюго.
    • Мамин-Сибиряк, «Вертел».
    • «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича. Заглавный герой здесь — даже не одноногая собачка, а безногая. Образно, разумеется, говоря. Жизнь реальной собачки в тексте тоже была коротка и печальна.
      • Автор правки не раз вспоминал «Гуттаперчевого мальчика», читая о судьбе советской гимнастки Елены Мухиной. Такая вот реальная жизнь.
    • «Встряска. Страничка из Мишкиной жизни» — Максим Горький.
  • Внезапно Достоевский, «Братья Карамазовы» — даже на фоне весьма мрачного романа главы с умирающим ребенком, который терзается из-за убитой собачки — откровенная слезодавилка.
  • Николай Некрасов был довольно плодовитым поэтом и написал много всякого. Но большинству жителей бывшего Союза известно та часть его творчества, что вошла в школьную программу — поэмы о трудной судьбе крестьянства и прочей бедноты. Слезодавилка вышла настолько эпичная, что теперь имя Николая Алексеевича прочно ассоциируется с нею. Некоторые фразы из его поэм стали крылатыми — но преимущественно в ироничном ключе («И пошли они, солнцем палимы…», «Этот стон у нас песней зовётся…»). Отдельно заставляет улыбнуться тот факт, что поэт, во-первых, сам был помещиком (то есть «злым угнетателем крестьянства»), а во-вторых, предпочитал жить за границей, не сталкиваясь с тем, о чём писал.
    • Нет, справедливости ради, Некрасов сам никогда не был помещиком: в 17 лет он лишился материальной поддержки отца-помещика, так как не пошел в военную службу, а захотел учиться в университете. С тех пор Некрасов жил, зарабатывая самостоятельно: писал тексты для лубочных книжек (азбук, сказок), заметки в прессе, водевили, а также давал уроки. В 22 решил, что может быть издателем и сперва выпускал альманахи, а в 25 стал издавать (вместе с Панаевым) «Современник», являясь также его редактором и одним из основных авторов. «Современник» имел такой успех, что окружающие осудили Некрасова: не дворянское это было дело — получать прибыль, издавая журнал. После смерти отца Некрасов отказался от наследства. И он вовсе «не предпочитал жить за границей», как Тургенев. Некрасов ездил за границу только два раза, для лечения, в 35 лет (провёл там почти год) и в 46 лет (пять месяцев). Умер в России в 56 лет, от рака желудка. И также неверно, что Некрасов жил, «не сталкиваясь с тем, о чём писал»: и в детстве он видел, как живут крестьяне его отца, и позднее многократно приезжал на лето охотиться в Ярославскую, Костромскую, Владимирскую, Новгородскую губернии, где общался с деревенскими жителями.
  • Лидия Чарская была «мастером» этого тропа. Читаем статью Чуковского о писательнице и оцениваем уровень одноногости её собачек.
    • Как бы ни относиться к произведениям Чарской, вряд ли корректно призывать судить о них по подобным статьям, по принципу «Рабинович напел». При желании, так можно обстебать любое произведение.
  • Тэффи, рассказ «Проворство рук» — к провалам незадачливого фокусника публика относилась еще более-менее с пониманием, но на его причитания об убыточности представлений зрители обозлились: «Ведь подлец народ нонеча пошел. Он с тебя деньги сдерет, он у тебя и душу выворотит», — и отправились фокусника бить.
    • Та же Тэффи, наверняка слышавшая старый анекдот про одноногую собачку, то ли развила его тему в вымышленном примере, то ли описала подлинный случай-перекличку:
«

Одна пятилеточка рассказывала мне, что она знала собачку, «такую бедную, несчастную», — все четыре ножки были у нее оторваны. И каждый раз, как собачка мимо пробегала, девочка от жалости плакала. Такая бедная была собачка! — Да как же она бегала, когда у неё ни одной ноги не было? — удивилась я. Девочка не задумалась ни на минуту: — А на палочках. И глаза её смотрели честно и прямо, и уголки рта чуть-чуть дрожали от жалости к собачке.

»
— «Сокровище земли»
  • Данное явление окарикатурено Александром Ивановым в рассказе «Красная Пашечка». В первую очередь он пародировал произведения Людмилы Уваровой, у которой практически у всех героев серьёзные проблемы со здоровьем. Это оттуда знаменитое «Волк прислонился к берёзе и дал дуба».
  • «Калечина-Малечина» — некоторые героиню видят именно так. На неё сваливаются все детские беды, какие только можно вообразить: мама не занимается, папа орёт и называет отсталой, любимая бабушка умерла, класс ненавидит, учительница — и подавно, единственая подруга бросила, саму же героиню хотят отдать в школу для отстающих, знакомый педофил пытается изнасиловать, косичка получается жесткой и некрасивой… И ладно, если бы героиня сама боролась и сама пыталась себя спасти, так нет: она открыла газ, сложила лапки, и тут пришла Кикимора, чтобы всё исправить!
  • У А. Аверченко в сборнике «Шутка мецената» есть микрорассказ «Двуногая собака». Один из персонажей заявляет следующему рассказчику после жалостливой истории о ней: «Твой стиль обладает большими литературными достоинствами, и поэтому ты не будешь калечить собак или затыкать дельфинами иллюминаторы».
  • Милослав Князев «Война с орками» — субверсия. Героя заносит в рыбацкую деревню, обитатели которой изо всех сил пытаются прикинуться нищими и убогими, чтобы никто не ограбил. Подход довольно тщательный: одежда с нашитыми на видные места заплатками; развешанные по всей деревне нарочито драные сети; избы, специально построенные так, чтобы выглядеть покосившимися… Однако герой и его спутница легко просекают эту нехитрую маскировку.
  • Александр Полярный (он же Аскеров, он же Енотов), «Мятная сказка» — история американского детдомовца-подкидыша, которого усыновила замечательная семья, чтобы уже на следующий день погибнуть в автокатастрофе… и далее по тексту. Сам автор впоследствии включил режим собачки, заявив, что если его новая книжонка не продастся стотысячным тиражом, он наложит на себя руки. Результат получился немного непредсказуем — часть читателей и просто мимокродилов справедливо решили, что автор охренел, а часть охотно предложила ему свою помощь в уходе из жизни. Теперь он плачется, что его, бедненького, травят, а издательство АСТ от греха подальше разорвало с ним все договоры (ибо нефиг пропагандировать суицид среди впечатлительной школоты, каковая и составляет основную аудиторию Полярного). Впрочем, весьма вероятно, что и это тщательно спланированная акция для раскрутки своего творчества.
  • Антония Таубе, «Сказки волшебного леса ч. 3», глава «Лиса, волк и еж» — волк Викентий. Сначала попался вместе с сыном в приготовленную лисой для ежа ловушку, был атакован кабаном и несколько раз проткнут клыками, в процессе упав на ежа и получив твердым яблоком в глаз. Ночью пошел мстить лисе, попался в поставленный ею по этому случаю капкан и был избит всеми лесными обитателями разом. А в итоге еще и признан не пострадавшим, а виновным, пусть и вместе с лисой, которая из всей этой истории вышла даже толком без моральных потерь. Но тут троп явно играется намеренно, чтобы читатели над волчьими страданиями от души по смеялись.

Зарубежная[править]

  • «Парижские тайны» — Певунья балансирует на грани этого тропа.
    • Морель оттуда же. В одноногую собачку превращается после того, как отрекается от Луизы: «Уведите её, господин комиссар, уведите эту тварь… Она мне больше не дочь…» (борец за нравственность)
    • Она этот троп пробивает ракетой. Именно над этой сценой вовсю посмеялся Эко в «Роли читателя» aka «Lector in fabula».
  • Фрэнсис Элиза Бёрнетт со своими рассказами про бедных детей. Английская Чарская, считается классиком «девчачьей» детской литературы.
  • Очень многие рассказы Ивана Франко, исключая те, которые основаны на реальных событиях.
  • Да и вообще практически вся украинская классически-школьная литература. Для народа, который много веков не имел собственной государственности и национальной аристократии (а та, которая появлялась, моментально становилась или польской, или российской), и служил, в основном, пушечным мясом в чужих войнах и дешёвой рабочей силой для чужих хозяев — в общем-то, и неудивительно.
    • И в классически-школьной литературе полно чисто лирических произведений, юмора-сатиры, да и магического реализма подчас. Если Марьиванна затвердила мантру «всё плохо, плохо, плохо, и даже ещё хуже» — это ещё не повод ей верить.
      • Сейчас — конечно. Но школьные годы автора правки пришлись на те прикольные времена, когда в хрестоматии пихали произведения, преимущественно, на две темы: о Борьбе (безнадёжной, вестимо) и об Угнетении.
  • Шолом-Алейхем, «Мальчик Мотл» — отец малолетнего ГГ умер; слепнущая мать распродаёт вещи из дома; брат — единственный кормилец — перебивается случайными заработками (чаще в ущерб себе); сам ГГ утоляет голод ворованными яблоками; дом продали за бесценок; чуть не погибли по пути в Америку, да и там оказалось не мёдом намазано… Фитилёк прикручен, ибо благодаря детскому недомыслию все свои невзгоды ГГ воспринимает только как забавные приключения, и даже в сиротстве видит плюсы: все жалеют, дают гостинцы, некому наказывать за шалости.
  • Многие рассказы Ицхок-Лейбуша Переца про жизнь еврейских местечек XIX — начала XX в. — во все поля — нищета, голод, болезни, ранняя смерть, сиротство, семейные и прочие раздоры. Прочитав, начинаешь понимать, что братством, единством и взаимоподдержкой евреи, вопреки распространенному мнению, не особо отличались от других народов.
  • Генрик Сенкевич, «Янко-музыкант» — собственно мальчик Янко.
  • «33 несчастья» — но несмотря на все беды, сваливающиеся на героев, они не унывают. Собственно, обыгрывается намеренно.
  • Книга по вселенной Warhammer 40,000 «Пятнадцать часов», автор который явно пытался деконструировать фирменные ваховские пафос и превозмогание, показав судьбу простого гвардейца на фронтах вечной войны, а получился в итоге описываемый троп.
  • Маркиз де Сад, «Жюстина» — заглавная героиня. Даже не одноногая, а безногая собачка: не успев освободиться от одних моральных уродов и извращенцев, бедная девушка попадает в лапы к другим. И хэппи-энд в одной из версий, когда она воссоединилась с сестрой и больше не знает издевательств и нужды, не приносит ей счастья — ночью её убивает молния прямо в комнате у сестры. В другой версии (где педаль извращений утоплена в магму), молния поражает её после очередного группового изнасилования с прямым участием старшей сестрицы, а извращуги, увидев, что задница уцелела, решают оттянуться напоследок уже с бездыханной тушкой.
    • Автор явно отыграл троп намеренно: Жюстина страдает не столько от того, что она единственная добродетельная среди конченных пресытившихся мразей, сколько потому, что она простушка, которая не учится на своих ошибках и продолжает танцевать на одних и тех же граблях. Она кидается в ноги первому встречному и, обливаясь слезами, клянётся в невиновности и причитает о своих горестях. И, разумеется, разглядев в ней невинную дурочку, уроды всех мастей этим пользуются. Так де Сад высмеивал вбивавшиеся с детства в голову идеалы христианской добродетели, которые сочетались с жестоким реальным миром чуть более, чем никак, призывая: «Добро, перестань ты уже быть таким унылым и бесхребетным!»
  • Плоский Мир Терри «нашего всего» Пратчетта: капрал ночной стражи Анк Морпорка Шнобби Шноббс (он же Нобби Ноббс): ребёнок из многодетной нищей семьи, папаша — помесь алкаша с золотыми руками с домашним тираном, отобрал подаренную Шнобби ложку, как-то даже под Страшдество по пьяни наблевал в вывешенный для подарков носок сына. Сам Шнобби не слишком физически развит — дык с таких харчей и ожидать не следовало. Внешность… лучше читать. В карьере не везёт — так выше капрала и не поднялся. Но из-за некоторых особенностей и явного козлизма под троп Обнять и плакать не подпадает.
    • да и среди гоблинов Шнобби слывёт за писанного красавца, есть туманные намёки, что и сам Шнобби Шнобб — полугоблин.
    • А вот четвероногий аналог Шнобби Шноббса Гаспод — где-то на грани тропа и его аверсии. С одной стороны, жизнь его действительно гладила против шерсти с самых первых дней, с другой — Гаспод настолько привык ко всякого рода передрягам, что без них чувствует себя не в своей тарелке, так что даже на попытку добросердечного Моркоу Железобетонссона устроить ему приличную жизнь отреагировал в стиле Гекльберри Финна: сделал ноги при первой же возможности. Бонусные очки за то, что Гаспод — именно что собака.
  • «Опасная математика» А. Борисова — прогуливая контрольную по математике, главная героиня решает продать свой новенький портфель на рынке, чтобы купить поесть, и нарывается на очень любопытную женщину. ГГ врёт ей, что она из бедной семьи, все члены которой страдают от сердечной недостаточности, а сама она вынуждена продавать портфели, чтобы свести концы с концами. Сначала вранье действует, но вот когда та добрая тётя встретила её родителей….
  • Астрид Линдгрен, «Эмиль из Леннеберги» — под сабж дважды пытается закосить Эмиль: один раз — когда идет побираться с посохом, второй — на ярмарке, когда говорит, что из еды у него только сено.
  • Сара Джио, «Ежевичная зима» — Вера. Если в начале романа ей сочувствуешь из-за тяжёлой жизни бедной матери-одиночки и похищения сына, то при прочтении всех её дальнейших жизненных испытаний и флэшбеков о детстве и отношениях с отцом мальчика жалость сменяется раздражением, а порой и вовсе сомнениями в адекватности героини.
  • Ханса Кристиана Андерсен, «Девочка со спичками», «Пропащая» и т. д. — при том, что описанные ситуации действительно печальные и вполне возможные, но в троп их превращает то, насколько часто, навязчиво и прямолинейно автор напоминает читателю о том, как всё печально.
  • Нуарно-псевдотективная историческая трилогия Никласа Натт-о-Дага «1793,1794,1795» — все шведское общество конца 18-го века производит впечатление огромной одноногой собачки. Навозные века и средневековые дебилы в режиме педаль в пол, топлива ночного кошмара тоже хватает. Достаточно сказать, что темой первой книги является расследование убийства человека, которому неизвестные злодеи отрезали руки, ноги, язык, прокололи барабанные перепонки, выкололи глаза и сдали в бордель для извращенцев.

Фанфики[править]

Кино[править]

  • Российский трэш-фильм «Неуловимые 2» — радикал, с которым у героини великая любовь, падает с улыбкой и перекошенной рожей в её объятия. (Причём один из самых талантливых молодых актёров в этом трэшаке почему-то играет откровенно плохо.) Актриса льёт слёзы и под грустный кавер летовской «Моей обороны» говорит «Неуловимых больше нет». И вот скажите, почему зрители должны жалеть козла, убийцу, а до кучи ещё и предателя?
  • «Заводной апельсин» — возвращение протагониста домой после промывки мозгов. Нарочитое использование тропа.
  • «Ярость» — финальный бой. Ради драмы сценарист заставляет персонажей вытворять такие глупости, что даже людям, от военного дела далёким, становится смешно. А по большому счёту, весь фильм про одноногую собачку.
    • Особенно заметно на фоне событий, на которых основан фильм… ведь в нереалистичной реальности прототип главгероя настолько эффективно дрался, что немцы решили, что куда проще обойти по широкой дуге не способный двигаться танк, чем терять личный состав в борьбе с ним. В итоге вышла победа в битве, но боевая задача не была выполнена.
  • «Танцующая в темноте», мюзикл фон Триера с Бьорк в главной роли — главная героиня несчастна и неудачлива по всем фронтам, и в какой-то момент слезогонка становится настолько интенсивной и искусственной, что чувство сопереживания выключается. Начинается фильм с непростого житья матери-одиночки в эмиграции, далее идёт по нарастающей: у неё ухудшается зрение, её увольняют, она почти слепнет, её друг ворует все её сбережения, она убивает бывшего друга, её судят, приговаривают к смертной казни и, наконец, казнят.
  • «Сокровище» — чёрная девочка-подросток-инвалид, страдающий ожирением, страдающая от насилия в семье, подростковая беременность прилагается, равно как и школьные проблемы. Автор правки удивляется, почему несчастную девушку не сделали лесбиянкой или бисексуалкой, чтобы уж был полный комплект проблем.
    • В 2009 году «не та» сексуальная ориентация уже не была серьёзной проблемой, зато исключала (или затрудняла) беременность, которая создает проблем существенно больше. Так что до «одноногой собачки» в буквальном смысле слова сценаристы всё же не дошли.
    • Забеременела она от изнасиловавшего её с трех лет отца. Дважды. А первый ребенок у неё умственно отсталый. А ещё она заразилась ВИЧ-инфекцией. Так что тут у нас педаль в пол. А в школе на удивление не так все плохо и там она достигла значительных успехов. Но все равно умерла от СПИДа, поступив в институт.
    • Автор первоисточника сама жила с подобным отцом, а персонаж — некий собирательный образ из разных людей (для привлечения внимания к подобным проблемам), с которыми она встречалась, пока работала учителем.
  • «Куб-2» — слепая девочка-азиатка, хакерша Александра. Впоследствии зверски умерщвлена, конечно.
  • «Самый опасный человек». Злодейский папа Иссы изнасиловал бедную маму, которой было всего пятнадцать лет, после чего она умерла при родах. (Почему папа после этого признал ребёнка своим — совершенно непонятно. Так сильно хотел, чтобы у него было дитя?) Исса, в отличие от папы, непоколебимо чист, однако его обвиняют в терроризме, пытками выбивают признание, он сидит в России, потом бежит куда-то за границу, сидит ещё и там, потом бежит в Германию, где за ним начинают охоту спецслужбы. Девушка, которую он полюбил, завербована, а единоверец, к которому он обращается за помощью, хочет использовать его деньги для финансирования терроризма. И заканчивается всё, кто бы мог подумать, плохо.
  • Серия из десяти фильмов про бухгалтера Фантоцци. Нарочитое использование ради абсурдной черной комедии.
  • «Джокер» — собственно, заглавный герой. Создатели откровенно переборщили с пожалейкой, вывалив на Артура Флека всевозможные несчастья, при этом не добавив для контраста ни единого по-настоящему счастливого события в его жизни (все светлые моменты были либо враньём, либо фантазиями, либо бредом — даже финальный триумф мог оказаться лишь плодом воображения или галлюцинацией), или хотя бы мысли, что мир не без добрых и сочувствующих людей. Даже соседка и карлик не хорошие и не плохие — они Артура просто не обижали. Что характерно, в финале это осознает и сам Артур: Я думал, что моя жизнь — трагедия, но сейчас понял, что это чёртова комедия.
    • Правда, сильно смазывает впечатление непонимание, какого чёрта персонаж, у которого нет таланта к юмору, так старательно лезет в комики. Это ведь не жизненная необходимость: есть куда более приземлённые варианты работы.
      • Сто-оп, а ведь похожий сюжет уже был — «Король комедии» (1982) Мартина Скорсезе! И из обоих фильмов, если задуматься, очевидно, почему оба персонажа (Руперт Папкин и Артур Флек) так яростно лезут в комики, не имея к этому делу таланта (по крайней мере — развитого и «без натуги работающего»)! Они оба ощущают это ГОРАЗДО БОЛЕЕ ЧЕМ жизненной необходимостью: они хотят самоутверждения!!!111, причём именно через всеобщий смех и признание. Они не хотят, не же-ла-ют «приземлённый вариант работы». И у обоих — и у Руперта, и у Артура — клиническая депрессия, среднетяжёлая социопатия и лёгкая социофобия, да. Есть и разница: Папкин — не представитель тропа-сабжа, он, конечно, несчастлив, но не до такой вот аццкой стадии (он и физически здоров, и не голодает, и любит его женщина-красавица, хоть и немного двинутая на голову); тогда как Флек — именно весь в невзгодах, аж почти до грани, за которой кончается убедительность и начинается перебор.
  • «Звездные войны: Соло: Истории» — Лэндо убивается из-за героически погибшей дроида с женской личностью, с которой его связывают отношения неизвестной степени близости. Плак-плак. Это ДРОИД, туды тебя, их ЧИНИТЬ можно! С-3РО на запчасти разобрали и чуть не сдали в металлолом, ничего, починили, даже не в мастерской. Дополнительные очки за то, что дроидесса при жизни была довольно раздражающей персоной.
    • Буквально в следующем фильме инверсия: с верным, чувственным, добрым ветераном С-3РО положительные герои обращаются как с вещью. И даже не подумали бэкап снять, хотя так было можно.
    • Насколько автор правки знает лор, прерывание питания стирает саму «личность» дроида (чтобы дроиды не копировали себя бесконтрольно, став де-факто бессмертными). Можно стереть и восстановить память (в 9-м С-3РО ходил «амнезийником», но личность его была на месте, в 5-м разобрали, но «хранилище личности» не пострадало), а вот «уникальная личность» записывается один раз и может быть утеряна навсегда.
      • Это явно не про НК-47, который и в системе управления крейсера побывал, и через четыре тысячи лет пересобрался.
  • «Триллер. Жестокий фильм» — собственно главная героиня. В детстве её изнасиловали и она от этого онемела. А насильника отпустили. Потом её похитил сутенер Тони, подсадил на наркотики и заставил заниматься проституцией. Он вырвал её глаз, убил её лучшую подругу и довел её родителей до самоубийства. Но тут субверсия. Главная героиня сильно окрутела, да и в реальности её жизнь была бы куда мрачнее.
  • Индийский фильм «Ом Шанти Ом» — Самопародия про съемки индийского кино. Девушка героя Раджа, у которого нет ни рук ни ног выходит замуж за другого, а он не может ее даже увидеть, потому что слепой. Он бы сказал ей о своих чувствах, но у него сорваны голосовые связки — есть ли хоть одна работающая часть тела у героя? Да — больное страдающее сердце.
  • Пародийный сериал «Люди Хэ». Когда команда решает, кто отправится в налоговую инспекцию, нужен кто-то, вызывающий жалость внешним видом. Выбор падает на Даниила: что может вызывать большую жалость, чем взрослый как бы здоровый мужчина, в качестве транспортного средства использующий красный Daewoo Matiz?
  • «Виктор Франкенштейн» 2015 года — предыстория Игоря. Ради большей драмы владелец цирка и прочие циркачи не только третируют и избивают единственного на труппу медика, но и сжигают его книги. Кто им после такого будет медпомощь оказывать — никого не волнует.

Телевидение[править]

  • «Ералаш» № 127 «Тузик» — лжепогорелец-попрошайка в конце сам разревелся над судьбой якобы погибшего пёсика.
  • «Comedy Woman» — педаль в пол: номер «Психолог в депрессии». Означенный психолог, доктор Стрельцова, угрожает повеситься прямо на глазах у пациентки, слова «отпуск» и «секс» демонстративно гуглит, а по ходу действия выясняется, что от неё ушёл муж, забрав детей и телевизор. Да и на приём она пришла, едва успев заскочить на похороны любимой тёти. Инверсия: это у неё метод такой. Пугающий до икоты (в случае зрителей — от смеха), но действенный.
    • Педаль в асфальт давит Медведева в 1-м сезоне, когда косплеит попрошайку. Слёзно просить кожаные туфли для варки супа на 38 (sic!) племянников, мимоходом упоминая мытьё на автомойках и тёрку яблока об асфальт для пущего раскусывания — до такого даже вышеупомянутая Стрельцова не додумалась.
  • Стендап Яна Арлазорова о прекрасной, как горный цветок, дочери горца-отшельника — нарочито-пародийное использование тропа. Комик рассказывает про горца и его дочку, которую он заставлял читать, но она не могла, хотела с ним объясниться, но не могла, хотела от него убежать, но не могла, хотела поднять на него руку, но не могла. Уже тянет на троп, но благодаря диалогу со зрительным залом ситуация намеренно доводится до абсурда. Почему не могла Гуль читать? Потому что не было у неё… глаз! А комик хотел сказать «книг». Откуда в горах книги? Почему не могла она объясниться? Потому что не было у неё… языка! А комик хотел сказать «храбрости». Единственный человек, которого она знала, — жестокий отец, как ему возразишь? Почему не могла она убежать? Потому что не было у неё… ног! А комик хотел сказать «возможности». Куда бежать одинокой девушке в горах? Почему не подняла она на отца руку? Потому что не было у неё… рук! А комик хотел сказать «решительности». Не так она воспитана была, чтобы на родителя кидаться с кулаками. Вот и получилась безногая, безрукая, слепая и немая девушка. И когда пришёл к ней свататься джигит, то стоило горцу откинуть фату, как жених откинул копыта. Пополам с тропом Публика — сволочь.
  • Михаил Задорнов, «Письмо студента домой» — лирический герой всеми силами пытается выставить свое положение максимально бедственным, при этом не забывая прямо говорить, что помогать ему надо исключительно материально.

Телесериалы[править]

  • «Интерны»:
    • Романенко, надеясь развести родителей на восстановление финансирования, постоянно рассказывает, как толкается в метро, питается бичпакетами и т. д. После того, как к нему с Лобановым напросился в гости (явно с разведывательными целями) Купитман, друзья решают полностью опорожнить холодильник (денег нет же!), прикупив лишь бутылку палёной водки. Диагноз Купитмана суров: не может такого быть, чтобы в квартире двух холостяков холодильник был полностью пуст, хоть банка пропавшего майонеза, а должна остаться!
    • Кисегач подговаривает сотрудников больницы пожаловаться на оборудование во время визита министерского чиновника. Тому спектакль настолько опротивел, что он категорически отказался помогать.
    • А ранее Кисегач вполне смогла отыграть сабж, выговорив просто огромную министерскую помощь. Причём неожиданно для себя: она чуть не плакала не от больших переживаний за больницу, а по причине слишком тесных туфель.
  • «Рыжая» — главная героиня Тася постоянно попадает в различные неприятности, постоянно влипает в проблемы и всё время плачет и жалуется. После того, как с ней в очередной раз произойдёт несчастье, её хочется не пожалеть, а удавить, лишь бы она не мучила окружающих своим нытьём.
  • «Джессика Джонс» — несчастная Хоуп Шлоттман, последняя жертва Килгрейва. Сначала нарцисс-психопат держал её под контролем разума и использовал как рабыню, потом бросил, но перед этим заставил убить своих родителей. Девочка попала в тюрьму. Там выяснилось, что она ещё и забеременела от злодея. Чтобы получить выкидыш, она подговорила сокамерниц себя избить, но выкидыша не случилось, и тогда она уговорила главгероиню принести ей абортивную таблетку. Когда, наконец, с большими трудами девочку из тюрьмы вызволяют, злодей опять берёт её в заложницы, и тогда, чтобы облегчить главгероине поимку гада и избавить её от груза ответственности, девочка кончает с собой, воткнув себе в горло ножку от бокала. Да сколько ж можно, сценаристы!
  • Санса Старк, попавшая после Джоффри ещё и в лапы к Рамси.
  • Дом дракона — Визерис. В книге он с возрастом начал страдать от подагры и диабета, сильно располнел, но до последнего дня жизни оставался в здравом уме и последние часы жизни провел с младшей дочерью Хелейной и внуками от нее, рассказывая им сказки собственного сочинения о похождениях короля Джейхейриса за Стеной. Создателям сериала, по всей видимости, подагра и диабет показались недостаточно трагичными, поэтому их Визерис с первой серии болен незаразной версией проказы, от которой в буквальном смысле гниёт заживо. После второго таймскипа педаль ушла в пол: у него сгнил глаз и полщеки, чтобы он не мучился от чудовищных болей, Алисента пичкает его конскими дозами макового молочка, из-за чего король большую часть времени проводит во сне. Любимая доченька Рейнира за 6 лет ни разу не навестила, потому что у нее счастливая семья с любимым дядей Деймоном на Драконьем камне, зато приехала, когда ей выдвинули обвинение в бастрадстве старших детей. И только тогда любящая дочь вспомнила об отце, поехала в столицу и стала умолять его защитить ее. И Визерис отказывается от макового молока и буквально ползет в тронный зал, где проходит заседание по делу детей Рейниры. То, каким образом ему удается дойти до трона, можно сказать, отдельное воплощение тропа. И умирает он в итоге в одиночестве, вспоминая первую жену, а по спальне тем временем ползет крыса.
  • «Меня зовут Эрл»: нарочитое использование тропа (больше — шутки ради, так как сериал временами сильно съезжает в гротеск) — несчастья так и сыплются на заглавного героя (потеря билета с крупным выигрышем, попадание в больницу, признание жены в измене с последующим уходом жены и много-много другого), пока он не открывает для себя карму и не раскаивается в своих «подвигах». После этого «ноги отрастают», если можно так выразиться.
    • Определённым образом подсвечено в серии, где протагонист после ряда неудач отказывается поступать хорошо и… правильно: несчастья сыплются с новой силой.
  • Misfits — в первых сериях Финн пытается разжалобить надзирателя историей о своей (несуществующей) собачке с парализованными задними ногами… передвигающейся на колёсах… ужасно скрипящих… и нельзя ли уйти пораньше выгулять несчастное создание?.. Надзирателю, впрочем, плевать на собачек любой степени безногости.
  • Фарго — Лестер, когда врал полиции во время расследования, делал именно сабж. Хотя доверчивого и склонного к эмпатии начальника отделения это пробрало.
  • «Вавилон 5» — Лита Александр. С момента прибытия на станцию почти вся ее дальнейшая жизнь — сплошная цепь несчастий.
  • Buffy the Vampire Slayer — Баффи в шестом сезоне, произволом сценаристов-садистов. Сначала благонамеренные идиоты-друзья воскресили её, вытащив из рая, вследствие чего у неё началась тяжёлая депрессия. Потом оказалось, что после смерти матери у них с сестрой совсем нет денег, и не имеющая образования Баффи вынуждена устроиться на тяжёлую и грязную работу в местном аналоге Макдональдса (что не отменяет ночных обязанностей Истребительницы). Вышеупомянутые друзья смотрят на всё это, как будто так и надо, и даже не думают чем-то помочь (уже на грани с тропом Получился мерзавец, потому что живут в доме Баффи и даже ренту не платят), а младшая сестра ведёт себя ещё более по-свински, чем обычно. Единственной отдушиной для несчастной Баффи становится влюблённый в неё Спайк, но к нему она не в состоянии относиться нормально, потому что не верит в искренность чувств вампира, и в результате только мучает его и себя, чем дальше, тем хуже.
  • «След» — Степан Данилов после событий двухсерийки «Не верь никому» вплотную приблизился к тропу. Серьёзно. Гибель родителей, попадание в детдом (а затем — в Чечню, где на его роте ставили эксперименты с сомнительными препаратами), неустроенная личная жизнь (двух его девушек убили, ещё две бросили сами), перенесённая клиническая смерть и как вишенка на торте — гибель сестры и племянницы в вышеупомянутой серии. Не многовато ли трагедий на одного персонажа?
  • Smallville — Лана Ленг. Когда генерал Зод проткнул ей руку многие зрители радовались этому.
  • «Громовы» и продолжение «Громовы. Дом надежды»: каких только испытаний не наслали сценаристы на несчастную семью Громовых! И обоих родителей почти по очереди потеряли, и старшая сестра пережила изнасилование, а позже — ряд грязных домогательств, и с бандитами и бюрократами сталкивались, и один из братьев даже в колонии побывал, и вообще место под солнцем никак не могли найти (в продолжении, к примеру, основная сюжетная линия — тяжба за дом с довольно мерзкими дальними родственниками, в финале, впрочем, смягчившимися и всё-таки уступившими этот самый дом нашим героям). И чем дальше смотришь этот сериал, тем смешнее становится от такой концентрации бед и страданий, выпавших на долю Громовых!
  • «Универ» — примерно это получилось у Аллы, когда она составляла психологический портрет Кузи, додумывая ему все комплексы и травмы детства какие только смогла вспомнить. В итоге препод Аллы, подивившись уникуму с казавшимся ранее невозможным сочетанием психических заболеваний, вынудил её притащить Кузю к себе на кафедру, что (в сочетании с дичайшей беспардонностью препода) кончилось как бы не дракой.
  • «33 несчастья» — артисты фрик-шоу с «Карнавала Калигари» большие любители сами навешивать на себя ярлыки. Вечно причитают, как им тяжко работать на фрик-шоу и как над ними издеваются «нормальные», а на резонный довод, что им вовсе не обязательно выставлять себя на потеху публике-дуре, отвечают, что куда ж они пойдут с такими-то уродствами. И ладно ещё горбун Хьюго, но «женщина-змея» Колетт ничем себя не выдаёт, если не изгибается намеренно, и Кевин, который — вот ужас-то! — амбидекстр (равнозначно владеет обеими руками)! Что характерно, приспешник графа Олафа с крюками вместо рук на контрасте с циркачами себя уродом не считает и на судьбу не жалуется.
  • «ЧС. Чрезвычайная ситуация» — серия с гибелью спасателя в пожаре. Создатели откровенно перегнули палку с длительностью сюжета, и в какой-то момент несчастный спасатель, которого всё ещё безуспешно пытаются вытащить, а он всё ещё блуждает среди дыма и огня, страдая от жара, начинает вызывать не сочувствие, а раздражение. «Да умри ты уже в конце-то концов!»
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — намеренный стёб над тропом.
    • Для того чтобы питаться, эмоциональной вампирше Эве Рассел необходимо вызывать у своих жертв печаль и сострадание. Поэтому она постоянно рассказывает выдуманные истории о свои болячках и проблемах, а также несчастьях, якобы приключившихся с ней и её, скорее всего, несуществующими родственниками. Эва очень старается, ведь от этого буквально зависит её жизнь, а потому одна история получается печальнее и слезогоннее другой. Но при этом она нередко перегибает палку, скатывая всё в троп. Например, в 3 серии она поведала коллегам, что отныне будет жить на работе, потому что потратила все деньги на лечение катаракты своего кота и теперь её даже нечем заплатить за квартиру.
    • В ту же степь и рассказы Надии о том, какое тяжкое житие было в её родной деревне ещё до того, как она стала вампиром. В отличие от Эвы, она не пытается давить на жалость, и, судя по всему, её истории правдивы. Но шутки ради, педаль в них тоже вдавлена глубоко в пол, и тяготы с лишениями доведены до абсурда. После набега завоевателей (которыми, к слову, командовал никто иной, как Нандор) в деревне не осталось мужчин, чей рост превышал бы полтора метра. Единственным домашним животным Надии был осёл, но его пришлось убить и сжечь, чтобы согреться в особо холодную зиму. Самым ярким культурным событием в жизни деревни был приезд мусорщика, который раздавал жителям мусор со своими автографами. Ну и многое другое в том же духе.

Мультфильмы[править]

  • Советский кукольный мультфильм, «День рождения» (1982) — карикатурный жадина-говядина(вредный гном), у которого дом ломится от всяких припасов и сокровищ, панически опасается, как бы у него чего не попросили, а когда всё же приходят просить — козлит, подсовывая прокисшие лежалые ягоды (когда попросили ягод) и соль (когда попросили сахара). Когда вновь стучат в дверь — он уже начинает намеренно косплеить сабж: одевается в драную мешковину, подпоясывается разлохмаченной верёвкой и ползёт на пузе к дверям (якобы даже ходить не может от голода), причитая блеющим голосом «Я бедный… я очень бедный…» Но выясняется, что ему на этот раз преподнесли торт, испеченный с его же ягодами (прокисшими) и его же «сахаром» (солью!) — хотели сделать сюрприз по случаю его дня рождения, о котором он забыл, но не имели денег на некоторые ингредиенты.
  • «Неуловимый Фунтик» — внутримировой пример: по велению госпожи Беладонны Фунтик плакал, умоляя подать «на домики для бездомных поросят», и ухитрился (ненамеренно!) вытрясти даже из бывалого циркача Мокуса (а ведь тот при всей своей положительности именно подобным образом должен зарабатывать на жизнь и бензин для своего мотобалагана)!
    • Фунтик гениальный актёр, а госпожа Беладонна — не самый плохой продюсер, и была бы гениальным, если бы актёры не разбегались.
      • Проблема в том, что Фунтику эта должность надоела.
  • В старых мультфильмах Чака Джонса — троп пародируется. Койот Уайл начинает напоминать сабж после каждых нескольких попыток поимки Дорожного Бегунка. Нюанс: во всех своих бедах Уайл виноват исключительно сам (маниакальная зацикленность на конкретном противнике, танцы на граблях, с добавлением хронического невезения).
  • В одном из онлайн-мультфильмов Homestar Runner местный козёл Стронг Бэд изобретает способ довести кого угодно до слез, демонстрируя жертве рисунок одноногого щенка и говоря что-нибудь вроде «Когда я вырасту, то стану футболистом». В итоге страдания несчастного вымышленного щенка и его самого умудряются пробрать.

Мультсериалы[править]

  • «Американский папаша» — серия «Вызывающий слезы» — намеренное использование штампа и его стёбное обыгрывание, когда главный злодей (в роли которого выступает Роджер) планирует расстроить до смерти весь мир, показывая фильм со всеми слезливыми штампами, какие только есть (маленький умственно отсталый еврейский мальчик в варшавском гетто, которого понимает только друг-щенок… умерший затем от рака, ага).
    • «Запасной вариант», к которому после поражения планирует прибегнуть Роджер из «Американского папаши» — «у меня есть ещё более жалостливый фильм: тигрёнок (в оригинале—детёныш шимпанзе), шесть часов пытается оживить мёртвую маму».
  • «Симпсоны» — Ганс «Крот» Молман.
    • Фрэнк Граймс, по замыслу создателей, должен был быть реальным человеком, попавшим в безумный мир «Симпсонов». Увы, сценаристы очень уж переборщили со страданиями, выпавшими на его долю — получилось совсем неправдоподобно.
  • «Смешарики» — серия «Полоса невезения». Карыч попадает во все возможные неприятности за день, за исключением событий в конце серии(которые в отличии от неудачь не замечает).
  • Нарочито пародийное использование «Финес и Ферб» — у Фуфелшмерца было не просто тяжелое детство даже без деревянных игрушек, родители даже не появились на его рождении! И это не считая прочих трагических историй из его жизни.
  • «Серебряный конь» — аверсия — шпион главного гада зимородок Каравон (в другом переводе, внезапно, Ворон). Он единственный персонаж всего этого вполне серьезного мультсериала, который подчиняется законам мультяшной физики и единственный, кому гарантированно доставалось абсолютно в каждой серии. В одной из серий это даже подсветили, когда в кратком пересказе событий предыдущей прямо сказали, что именно он пострадал тогда сильней всех. Но, как и пример из следующего раздела, вызывает этот недотепа не жалость, а только смех.
  • В некотором смысле, есть в «Cyanide and happiness», в серии «Sad ending», где после того, как клиент массажистки выбирает «грустный конец», на него валятся всевозможные грустные штампы: массажистка оказывается инвалидом, под грустную музыку дедка-музыканта включаются нацистские хроники, откуда-то берется мальчик-«колясочник» с потрепанной тощей собачкой, собачку усыпляют…
  • Приключения Аладдина — в одной из серий, где от настроения султана зависит состояние его земель, главные герои эксплуатируют троп.

Комиксы[править]

  • Preacher — полная аверсия. В роли одноногой (в прямом смысле!) собачки у нас выступает злодей герр Старр, найти в котором хоть что-то положительное весьма затруднительно. Ещё до событий комикса он потерял один глаз, затем ему оторвали ухо, сделали забавный шрам на лысой башке, из-за которого его голова стала выглядеть как мужской половой орган, потом каннибалы сожрали его ногу, а в довершение всего, злобная овчарка лишила его гениталий. Ах да, в промежутке между злоключениями его ещё и поимели гомосексуальным образом. Но Старра не жалко, он больше смешон.
  • Человек-Паук — второй Расплавленный Человек, Чарли Вейдерман — намеренная эксплуатация тропа. Отец бил, в школе гнобили даже сильнее чем мальчика для биться Питера Паркера, попытавшись намещать из подручных химикатов сыворотку суперсолдата — попал в больницу и был записан как суицидник и даже когда Паркер пожалел его — Дядя Бен запретил ему общаться с Вейдерманом, вовремя разглядев внутреннюю гнильцу. Однако жалости Чарли опять же не вызывает, после обретения сил так самозабвенно оиыгрывает опасное ничтожество, что предыстория демонстрирует именно его дурные стороны несмотря на все беды.
  • Бэтмен: Ноэль — Бобби, несчастный безработный Алибабаевич, и его больной сынишка, делающий рождественскую ёлочку из мусора с помойки. Поскольку вся история представляет собой оммаж Диккенсу, троп отыгран сознательно.

Веб-комиксы[править]

  • Ctrl+Alt+Del — печально известный стрип Loss.jpg. Чем думал автор, когда пытался в рамках своего комикса со своей стилистикой рассказать о своей личной трагедии, на какой эффект рассчитывал? Получилось, мягко говоря, не драматично и не слезогонно.

Аниме и манга[править]

  • Mahou Shoujo Site — с педалью в асфальт. Здесь это обусловлено сеттингом, так как магические силы выдают только тем, кто в страданиях зашел далеко за грань адекватности, правдоподобности и чувства меры. Но ситуацию усугубляет выборка персонажей, когда людей, кроме замученных и несчастных волшебниц, и полных чудовищ, которые им мешают жить, по сути и нет.
  • С прикрученным фитильком, но всё же: скольким людям нравится Neon Genesis Evangelion, а сколько из них сопереживают протагонисту? Ну и показное наплевательство NERV на пилотов (на минуточку, самый ценный и невосполняемый ресурс организации) чисто чтобы «больнее обстрадались» — сюда же.
  • Серия манги Ёсии Ю «Сильная любовь» — концентрированная слезовыжималка, в которой разнообразные проблемы и беды сыпятся на героев как из рога изобилия, а за каждым сюжетным поворотом их поджидает персональный дьявол из машины. Особенно это заметно в «Истории Пао», где над бедной собачкой как только не издевались.
  • «Дропкик Джашин» — страдания падшего ангела Пэкоры сделаны с расчетом на троп: вечно голодная девочка живет в коробке в сквере, подрабатывает где придется, мрачно размышляет о статистике бедности в Японии и сквозь зубы принимает помощь от Юринэ, которую полагает противницей как ведьму (Джашин как раз любит издеваться над Пэкорой — например, съев все предназначенное ей карри). При этом ее товарка Попорон, выбившаяся из шестерок в лидеры после падения Пэкоры, платит ей черной неблагодарностью и пытается убить.
  • «Джахи-сан не может отчаиваться!» — главная героиня Джахи. Бывшая вторая в мире демонов, ныне маленькая девочка живет в типичной квартире-пенале, ест одни бобовые ростки с водой и работает до упаду в ресторанчике, при этом упорно выискивая магические камни (по одному уже счастье) в надежде возродить мир демонов. При этом все полученные потом и кровью магические силы тратит на работу в ресторане из желания похвастать силой перед менеджером, которая этим открыто пользуется. Ах да, ее бывшая подручная Друдж искренне ахает и восхищается преувеличенными успехами Джахи… проживая в пентхаусе и завозя к себе магические камни грузовиками — так что от ее реакции Джахи лишь горше на душе.
  • Дороро — практически таковым стал главный герой Хяккимару в аниме 2019 года. Авторы сделали его в самом начале глухим, слепым и немым, хотя в манге и аниме 1969 он умел разговаривать и мог телепатически видеть окружающий мир несмотря на отсутствие глаз.
  • JoJo's Bizarre Adventure — таким стал самый первый ДжоДжо, и получилось на грани Анти-Сью. Джонатан, безусловно, возмужал и поднял уровень крутизны, но сколько всего на него навалил автор в этой недлинной части… В юности над ним долго и со вкусом измывается Дио, желая сломать и внушить полное отчаяние. Потом Джонатан теряет отца и вынужден сжечь Дио вместе со своим домом. Затем неубиваемый кровосос испортил заклятому другу свадебное путешествие, задумав отобрать его тело. И отобрал, не позволив горемычному даже умереть спокойно!
  • Часто встречается в манге Суэхиро Маруо. Особенно давят педаль в пол «Шоу уродов господина Араси» и ваншот «Бедная старшая сестра» из сборника «Ад в бутылках». В первой девочка Мидори после ухода отца вынуждена продавать бумажные камелии, чтобы прокормить больную мать, а когда та умирает, то попадает в цирк уродов, где озлобленные нищетой и отношением общества циркачи всячески над ней издеваются, держат за штатную Золушку, убивают прикормленных ею щенков и варят их на обед, а один из них ещё и насилует. Позже ей улыбается счастье: она влюбляется в карлика-иллюзиониста Масамицу и выходит за него замуж, да и труппа начинает к ней лучше относиться, но он также оказывается мразью, ревнует ко всем и не даёт ей сделать карьеру киноактрисы, а потом и его убивают. Впрочем, в конце всё сливается в такой сюр, что невозможно понять: где реальность, а где цирковая иллюзия. Во второй девушка сбегает из дома от отца-алкаша вместе с младшим единокровным братом, родившимся с отклонениями в развитии, и чтобы содержать обоих, начинает зарабатывать проституцией. Финал печален: старшую сестру клиент накачивает наркотиками и увозит в корейский бордель, а пока её не было дома, младшего брата находит отец и продаёт в цирк уродов, отрезав ему руки и ноги. Сыграно намерено, в дань пьесам театра камишибай эпохи Тайсё, где таких собачек тоже было пруд пруди, только ещё и с эрогуро.
  • «Сказки братьев Гримм» — серия «Волк и Лис»: волк. Аверсия. В этой адаптации выставлен даже более тупым и позорным, чем в оригинале. Охотясь на зайцев, не может отличить одного от другого, а потом удивлялся, почему заяц никак не устанет, хотя он гонит его уже достаточно долго, в итоге падал от усталости под дружный смех зайцев. Забравшись в загон с коровами и попавшись фермеру, больше оглядывался на него, чем куда бежит, и влетел мордой в столб на потеху коровам. Решив, что ему нужен ученик, предложил стать им в том числе и медведю, за что был бит. Послушался лиса и пошёл ловить рыбу хвостом, в результате остался без хвоста. Когда лис принёс ему яичницу, а ему показалось мало, пошёл за добавкой сам и получил порцию колотушек на год вперёд, став посмешищем для всего леса, а когда лис ему прямо сказал, какой он дурак и что получил по заслугам, то даже не сумел понять, почему так. А в конце, с трудом пробравшись через узкий лаз в погреб, налопался так, что застрял, пытаясь сбежать. Вроде бы там ему и пришёл конец. Но жалости этот недотепа не вызывает. Только смех.
  • Pumpkin Scissors — не просочилось в анимационную версию, но вполне присутствует в манге. Рэндэл Оланд. Давайте просто пройдёмся по основным пунктам:
    1. Сын проститутки от неизвестного клиента.
    2. Мать погибла в пожаре.
    3. Воспитывался отчимом, который вскоре был убит.
    4. Рос в трущобах в уличной банде.
    5. Продал себя в рабство, чтобы оплатить лекарство для девочки из банды.
    6. Попал на опыты исключительно неэтичным учёным.
    7. Был отправлен на войну служить в подразделении фактических смертников.
    8. Страдает ночными кошмарами, где за ним приходят убитые им на войне.
    9. Продолжает крупно огребать, служа в формально кабинетном подразделении.
  • На моменте, когда Рэндел заявляет о своём намерении самолично взяться за уничтожение восьми вражеских танков неизвестной модели, Муза (местная Фрау Доктор на минуточку) аж зубами скрипит. Эти танки перед тем даже толком поцарапаны не были в столкновении с равным количеством имперских танков (правда не самых современных танков и с не самыми опытными экипажами), в котором имперцы собственно свои восемь потеряли. Рэндел был только что прооперирован и поставлен на ноги буквально чудом. И он просит у Музы прооперировать его ещё восемь раз подряд — по разу после каждого вражеского танка. Неудобные вопросы Музы на тему того, не проснулась ли в Рэнделе жажда крови, просто игнорирует. На прозрачные намёки на то, что Музе это будет крайне нелегко, а также, что придётся подвергнуть опасности (всё-таки вылазка в зону боевых действий) её ассистентку (Муза не водит, а потому за рулём фургончика должен быть кто-то другой), Рэндел только с каменным лицом отвечает, что он очень сожалеет. Тут он уже не для читателя, а для самих персонажей произведения сабжем предстаёт.
  • Saikano — одна большая одноногая собачка с самого первого кадра. Педаль слезогонки вдавливается в асфальт с такой силой, что уже примерно к третьей серии от здравого смысла в истории не остаётся примерно ничего, и зрителю остаётся только ржать над фантазией авторов, измывающихся над персонажами изо всех сил. Добавим к этому то, что Чисэ — это Синдзи высочайшего уровня, превосходящая тропнеймера в разы и почти достигающая уровня Юкитеру Амано, не вызывающая у зрителя ни грамма симпатии (Всё, что она делает в сюжете — это убивает направо-налево и НОЕТ), и возникает вопрос — а сказать-то чего хотели?
  • Аниме-адаптация Токийского Гуля, где из Канеки сделали хлюпика похлеще Синдзи из Евангелиона — если в манге этому парню хотя бы можно посочувствовать, то здесь Канеки уже напоминает на истеричного эмо-подростка. Разумеется, он будет таковым на протяжении всего 1 сезона, и бедному зрителю придётся терпеть его нытьё пока его волосы не побелеют. Правда, после пыток Канеки впал в другую неприятную крайность — он стал попросту аморальным психом, который безуспешно пытается удержать внимание зрителя на своём мрачном пафосе.
    • Впрочем, остальные персонажи тоже не лишены данного тропа.
  • Texhnolyze — Нафф сэйд. Бонусные очки за то, что у главного героя действительно одна нога.

Видеоигры[править]

  • Fallout 2 — пародия на троп в лице старика Дэйва из Убежища 13. Про его злоключения можно прочитать здесь. Что интересно, у него удача 4, а не 1.
  • Metal Gear Solid 2 — сцена смерти Эммы Эммерих. Ну нельзя в течение пятнадцати минут трясти игрока за грудки и злобно шипеть «А ну быстро пожалел Эмму, гад такой!» Добиться этим удаётся только одного: Эмме ещё минут семь-восемь помирать, а геймер уже думает «Быстрее бы эта дура сдохла, чтоб опять играть можно было».
    • Metal Gear Solid 4 — море похожих смертей, плюс три (!) момента, когда Ликвид Оцелот в катсцене избивает Снейка до полусмерти, и тому приходится ползти, превозмогая беспомощность. Видимо, Кодзима хотел подчеркнуть, что Снейк крут даже будучи неизлечимо больным, но «малость» с этим переборщил.
  • Beholder (обе части) — эксплуатация и выстёбывание тропа. С учетом того, что мир игры — это антиутопия по Оруэллу, доведенная до идиотизма (собственно говоря, пародия), то жизнь гражданина страны намеренно подаётся как сплошной сабж. Тут и тюрьма за хранение яблок и уточек, публичная казнь прямо в здании министерства (на 12-ом этаже посредством измельчителя) за невыполнение плана и нарушение порядка, принудительная эвтаназия стариков достигших 85-летнего возраста (и не достигших тоже), а также тотальный дефицит вообще всего из-за коррупции и бесконечной войны. Причем сами граждане не отстают, сдают своих детей в детдома, чтобы дольше служить родине, доносят на соседей за плач, санитарки готовы бросить новорожденных (мол, еще нарожают), лишь бы поучаствовать в патриотическом митинге и т. д. Даже диву даешься, как население в стране еще не кончилось. В некоторых концовках таки кончается.
  • Mass Effect 3 — драма вокруг неудачи на Тессии. Да, печально, но почему за Тессию игрок должен переживать больше, чем за любую другую планету? Персонажи реагируют так, словно если бы они достигли успеха, Жнецы бы разом передохли. На самом деле никто не обещал, что в артефакте вообще будут какие-то сведения о Катализаторе — а если бы они и были, то вдруг его пришлось бы еще лет десять строить? В любом случае в ближайшие несколько часов или даже дней оперативная обстановка на Тессии не поменялась бы. И авторский произвол, слишком заметный за поражением, сильно портит драму.
    • Там же драма вокруг гибели двух вертолетчиц, потому что сволочь Шепард захотел(а) авиаподдержки. Это война как бы, да и мы, вроде бы, выполняем миссию, от успеха которой, судя по драме, описанной выше, зависит судьба галактики. А мы не хотим сами разметать кучу хасков, да и не объяснили, что зависнуть перед гранатометчиками — не самая лучшая идея.
    • И драма вокруг гибели мальчика на Земле от Жнецов. Шепард повидал и большее говно, а убивается по гибели мальчика больше, чем из-за захвата и падения Земли.
  • Dragon Age: Origins — в предыстории гнома-простолюдина протагонисту за то, что выдал себя за воина и выступил на Испытаниях, светит долгая программа пыток, свежевание и четвертование. Колесование забыли, а то мало. Отравленным ломом. Извините, у нас, конечно, темное фэнтези, но такое шоу за цареубийство тяжело было получить.
  • Spec Ops: The Line — бесспорно, тему авторы выбрали интересную, вот только сама эта тема мало того что утрамбована в прокрустово ложе приставочного коридорного шутера, так ещё и подаётся с изяществом слона в посудной лавке. Начнём с того, что игроку тупо не даётся выбора, даже мнимого. Например, между сложным (или даже ооочень сложным), но мирным вариантом, и «геноцидным», но простым. Попытаться в сотый раз прокрасться мимо, плюнуть, чертыхнуться, перезагрузиться и начать-таки палить по ненавистной колонне из бесхозного миномёта с белым фосфором… ой вей, да зачем? Схааавают. «Своих» под живительный friendly fire подсовывают всякими сюжетными уловками — гадом-манипулятором, проблемами с коммуникацией, галлюцинациями ГГ, так, что ближе под конец гениальная схема вида «ты думаешь, что воюешь с плохишами, а на самом деле нет!!!» начинает приедаться до мордоворота; а до Бурдж Аль-Араб ещё полгорода пилить. И, в качестве вишенки на торте — шрамы от цензуры. Сколько людей хотело кинуть гранату в ненавистную толпу, только что линчевавшую вашего товарища? А НИЗЗЯ (гранату кинуть нельзя, а расстрелять из пулемёта можно). Угу. В игре про ужасы войны и «симуляторе военного преступника». В результате катарсис получается каким-то смазанным, поскольку в 99 % ситуаций у Уокера и выбора-то иного нет, кроме как бодренько чесать по сюжетной линии дальше.
    • Частично можно оправдать тем, что ВСЕ люди, кроме «Серых лис» (Гулда и Риггса из ЦРУ) с которыми контактировал отряд Уокера, нападали на них без раздумий. Самый яркий пример — спасённый Дельтой солдат Макферсон спускается к своему отряду и организует засаду на Дельту. Скорее все поэтому никто из отряда Уокера даже не попытался хотя бы выйти на контакт с военными прежде, чем разбомбить их белым фосфором (а разгромить их Дельта вполне бы успела даже в случае ответной атаки). Да и если бы Уокер с отрядом успешно бы эвакуировались из города, то, возможно, не было бы ни катарсиса, ни размышлений о своих действиях.
  • Ender Lilies: Quietus of the Knights — с атмосферой грусти в игре разработчики всё-таки передавили: грустной истории, посвящённой очистке королевства от порчи, явно не хватает некоторой доли жизни. Не дают особых надежд депрессивные как на подбор истории из разряда «ведьма ждала возлюбленного — не дождалась» и «волшебник возвращался к возлюбленной, да не доехал». Музыка в игре превосходная в своём минорном настроении, но она просто-напросто не соответствует жанру игры (ориентированной на сражения метроидвании): журналист Михаил Шкредов из IXBT Games в обзоре отмечал, что он не мог пройти одного босса из-за того, что от музыки ему хотелось спать, но стоило ему выключить её в настройках, он прошёл дальше с первого раза.

Визуальные романы[править]

  • «Клуб Романтики», история «По тонкому льду» — Кэтрин. Отец ушёл из семьи, мать умерла от рака, сама Кэтрин получила травму и ушла из спорта, ввязалась в криминал, влезла в долги, подсела на таблетки, её пытали, три раза пытались изнасиловать… Если вначале ей сопереживаешь, то впоследствии описание её горестей вызывает разве что зевоту.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — Бреттония в целом и бреттонские крестьяне в частности. Сама страна живёт в навозных веках в режиме педаль в асфальт: феодал может убить крепостного по желанию левой пятки, доходы крестьян облагаются 90 % налогами, а когда крестьяне в одной деревне решили выкупиться из крепостной зависимости и продать всю свою деревню имперскому торговцу, то с удивлением узнали, что это самое имущество стоит меньше самой мелкой имперской монеты.
  • Некоторые моменты в жизни Империума в Warhammer 40,000. Особенно третья редакция. Дошло до того, что по аналогии с формулировкой «grimdark» (мрачная тьма/беспросветный мрак, которая далёкого будущего) фанаты придумали термин «grimderp» (мрачная/беспросветная глупость) для описания случаев, когда события делаются темнее и острее до потери здравого смысла.
    • Кстати, если загуглить grimderp, то можно нарваться на материал, в котором примером действительно grimdark, не grimderp, оказывается, являлся Восточный фронт времен Второй Мировой. Нда.

Музыка[править]

  • Советская музыкальная сказка «Приключения в стране Мульти-Пульти» — здесь таковой притворяется старуха Шапокляк, чтобы заманить в ловушку Чебурашку. Однако у того, хотя практически отсутствует критическое мышление, с логикой все в порядке, поэтому, услышав, что перед ним «бабушка, старая, глухая и немая», немедленно уточняет, как же она тогда говорит («с большим трудом») и как же она тогда слышит («еле-еле»).
  • Стебный список правил, как писать блюз, циркулирующий по сети. Идеальный лирический герой блюза, согласно этим правилам — классическая одноногая собачка.
    • У Noize MC в «Песне для радио» используется обратный пример.
  • «Ногу свело!» — «Московский романс», «День рождения», «Не жилец» (У тебя был пёсик, мокрый носик, Он страдал от блох. Но настал поносик, и твой пёсик Взял да и подох), «Лилипутская любовь».
    • «Голый клоун» в ту же степь.
  • Александр Лаэртский, «Дети хоронят коня» и «Стопроцентная смерть».
  • «Порез на собаке», «Бродячий цирк» — выступления успеха не приносят, артисты устали, оборудование обветшало, звери уже старые, страдают от инфекций, ужасно боятся, что хозяева их бросят на произвол судьбы. И ещё полуслепые, если вам мало.
  • «The Man Who Couldn’t Cry» Джонни Кэша, циничная пародия на слезовыжимательные кантри-баллады. На одной из концертных съёмок отчётливо видны усилия, которые Кэш прилагает, чтобы не ржать в процессе исполнения «трагической» песни.
  • Linkin Park, песня «Crawling»: CRAAAAAAAWLING IN MY SKIIIIN!!! THESE WOOOOUNDS THEY WILL NOT HEEEEAL!!! FEEEEEAR IS HOOOOW I FAAAALL!!! CONFUUUUSING WHAAAAT IS REEEEEEAL!!!! У группы вообще целый питомник собачек, и винить в этом стоит фанатов, среди которых было много эмо (уже не настолько, да и треки к последним альбомам стали скорее нейтрально-грустными) Даже как-то жалко становится, ведь песня-то о реальных проблемах, а не о подростковых иллюзиях…
    • Клип на песню «Numb». Хотя тут как посмотреть, у других групп и похлеще бывает. Конкретно данный клип можно вообще понимать на свое усмотрение — явного сюжета нет, да и героиню не особенно жалко.
    • А после смерти вокалиста не особенно сознательные личности регулярно повышают градус в обсуждениях, а фанфики (в основном) превратились в чистейшую депрессивную слезогонку. Автор правки последние вообще не особенно жалует, а теперь и упоминать-то это «творчество» неприятно.
  • Bo Burnham, пародийная песня «Sad» — стрелка печалькометра сносит ограничитель и превращается в вентилятор.
  • Johnyboy, песня и клип «В памяти мира» — да, у этого рэпера была тяжёлая жизнь, которой никому не пожелаешь, но в этой песне он утрирует тяжести своего детства до максимума и отрезает собачке единственную оставшуюся ногу.
  • Стёбный вариант в песне «Мелочи жизни» группы «Стрелки».
  • Популярная в последнее время в Тик-Токе украинская песня: «Ой, у лісі, лісі, під дубом зеленим, Там лежить повстанець тяженько ранений. Ой, лежить він, лежить, терпить тяжкі муки, Без лівої ноги, без правої руки».

Прочее[править]

  • Жалостливая песня Коли Архипенко из команды КВН «Сборная Краснодарского края» (видео выше). Номер хорошо известен даже людям, которые за КВН не следят. А которые следят, знают, что таких песен у Архипенко была целя серия, а вынесенная в статью даже не первая из них.
    • Команда КВН «Лица уральской Национальности» любила использовать троп ради того, чтобы простебать давящих на жалость жюри соперников.
    • В одном из видеоконкурсов премьерки-2018 показывают экзамен глазами экзаменатора. Студентка выпрашивает оценку в связи с беременностью. Какой месяц? Девятый. И тут воздушный шар, который она выдавала за животик, оглушительно лопается. «А была бы на пятом, сдала бы!», — шутит препод.
  • Номер «Уральских пельменей» на Дне рождения КВН 2007 г., формат которого взят со скетча Монти Пайтон «Четыре йоркширца». Суть — участники изо всех сил соревнуются с тем, кому хуже всех живется, доходя в жалобах до намеренного неправдоподобия. У них же до этого был аналогичный номер, только с жалобами-воспоминаниями о молодости в стройотряде.
  • Обзор буктьюб-канала «Литтреш» на рассказ с эталонным содержанием.
  • Спародированно в одном из фанроликов по RimWorld.
  • Жалостливые копипасты из рунета, предметы множества пародий. «С мамой плакала половина маршрутки» и иже с ними.
  • Аналогично истории, наводняющие украинский (возможно, и не только) сегмент соцсетей накануне очередных выборов. Обычно фигурирует плачущий старик (или старушка), пришедшие в магазин (или аптеку), но обнаружившие, что их скудной пенсии хватит лишь на одно яблоко, картофелину или таблетку. Лирический герой, как правило, покупает нсчастному пенсионеру еды или лекарств на свои, а затем гневно вопрошает: «До чего власти страну довели?!». Породили в политизированной среде мемы «бедный, но чисто одетый дедушка» и «полвареника».
    • В России, где такие истории тоже весьма распространены, более популярны «синий мальчик», покупающий на пригоршню мелочи куриные шкурки, или бабушка «с половиной картофелинки».
      • Особенно смешно, когда на эти байки наяривают представители идеологий, скажем так, не слишком ратующих за помощь сирым и убогим…

Реальная жизнь[править]

  • Некоторые «профессиональные нищие», стараясь вызвать больше жалости, переигрывают, вызывая, мягко говоря, недоверие. Обыграно, в числе прочего, в «Морозко» Роу (см. эпиграф).
    • В Харьковском метрополитене одна такая ходит с какой-то справкой по поездам и заунывно-завывающим голосом просит «срочно на операцию» себе, или ребёнку. Толи у ребёнка постоянные рецидивы, либо их у неё целый выводок, но это «срочно» длится более десятка лет.
  • Некоторые нерадивые студенты, пытающиеся ликвидировать «хвосты» в последний момент перед отчислением. Пытаются сыграть на жалости преподавателя, явно преувеличивая все свои «тяготы и лишения» студенческой жизни в совокупности со своими семейными проблемами и проблемами со здоровьем.
    • Самой, пожалуй, оскорбительной отмазкой преподы считают историю про сгоревший вот именно перед защитой винчестер компьютера и т. п. Особенно обидно тем студентам, с которыми именно это и произошло. Автор правки никогда не забудет, как успел отправить корректуру дипломной работы своему молодому другу ровно за минуту до того, как по всему стояку вырубили электричество.
    • Оскорбительность данной отмазы в том, что хороший студент носит/шлёт материал своему руководителю каждый месяц (если не каждую неделю), и тот в курсе готовности диплома. Если же невероятное случилось, то предыдущий вариант имеется у препода в виде распечаток/файла, и восстановить его не проблема. Поэтому лютую ненависть вызывают клоуны, которых все время подготовки диплома препод не видел ни разу, но у которых «вот мамой клянусь, вчера винт сгорел!».
    • Автор правки, сам будучи преподом, перед началом работы над дипломом всегда предупреждает: «Если ты не догадался забэкапить свою работу — значит, ты профнепригоден и диплом мы тебе не можем выдать вне зависимости от твоих знаний. Просто порадуйся тому, что профукал диплом, а не годовой финансовый отчет».
  • Немалая часть обвиняемых/подсудимых по уголовным делам и ответчиков по гражданским. Мигом вспоминаются родственники-инвалиды, больные голодающие дети, долги, по которым всю жизнь не расплатиться, зарплата (по справкам) — чуть выше МРОТ, а состояние здоровья, с его слов — удивительно, как еще сам может ходить в суд…
« Надо было видеть, как живо его освободили от военной службы; и человек пять солдат, сидевших с ним в одной камере, на всякий случай записали на бумажке:
Отец — алкоголик. Мать — проститутка.
I. Сестра (утопилась).
II. Сестра (поезд).
III. Брат (с моста).
IV. Дедушка + жену, керосин, поджег.
V. Бабушка (цыгане, спички) + и т. д.
»
— Osudy dobrého vojáka Švejka za světové války