Одноразовый козырь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья It Only Works Once. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Дуэль — это ерунда, главное, Саня, помни: пистолет один, мимо кинешь — хана! »
— КВН

Суровые времена требуют суровых мер, а этот матерый злодей (или герой — троп работает в обе стороны) — особого обращения. Чтобы разделаться с ним, нужно нечто хитрое и максимальное убойное. Что именно? О, вариантов много! Желаете опасный и запретный приём, от которого у вас вся кровь может вытечь через ухо? Или призыв могучего монстра, за услуги которого придется… хм… дорого заплатить? А может, вам по душе хитроумная ловушка, которая погубит супостата, обвалив на него целое здание? Козыри бывают разные, но запомните — это оружие последней надежды. Не ваншотнули сразу — второй попытки уже не будет!

Одноразовый козырь — традиционное секретное оружие персонажа или же результат его хитрого плана. Ключевое слово тут — «одноразовый». Подразумевающий отчаянные решения в духе «Пан или пропал». Ловким движением руки персонаж может переломить ход тяжелого сражения… или закопать самого себя на радость недругу. Разные козыри опасны по разным причинам:

1. Уникальные боевые техники порой подрывают здоровье. Или отправляют в морг через несколько минут после использования.

2. Запретная магия может вести себя непредсказуемо, выходить из-под контроля… или накрывать слишком большую площадь. В последнем случае она рассчитана на то, чтобы взять в ад компанию.

3. Если в роли козыря дальнобойное оружие, значит, надо готовиться к абсурдному дефициту боеприпасов. Одна пуля. Одна ракета. Ровно столько энергии, чтобы Пушка Судного Дня выстрелила ОДИН раз. Если с меткостью все плохо, лучше даже не связываться с таким оружием.

4. Ловушки, которые вызывают мгновенный мощный взрыв или красочные спецэффекты в стиле «Рушится царство кощеево», по определению работают один раз. А в многоразовую противник второй раз не сунется (если только он не совсем уж бестолковое животное).

5. Самый неприятный вариант, вытекающий из предыдущего — адаптация противника к вашей тактике. Хорошо, если он просто посмотрел на выкрутасы, подумал и сделал выводы. Встречаются такие гадкие личности, которые принимают убойный подарок на грудь, а затем как ни в чем не бывало встают и снисходительно изрекают: «Приемчик неплохой… но теперь я к нему приспособился!» Мастера адаптации практически всегда нужно валить чем-то нетривиальным. Обычные способы убийства он давно опробовал на своей шкуре, и с тех пор «шкура» стала слабоуязвимой.

Козыри, как правило, имеют три степени риска. Самый высокий — когда для любителя козырей сразу запускается обратный отсчет, и нужно поторопиться, чтобы умереть после победы, а не до нее. Средний риск — пользователь жив, но не совсем здоров и едва способен шевелиться, так что поможет ему только прибытие кавалерии. Самый легкий вариант — персонаж не потерял ничего, кроме своего одноразового козыря, и теперь стоит безоружный, неловко улыбаясь. У него еще есть шанс убежать, пока противник хохочет над эпик фейлом.

Иногда троп сочетается с «Ахиллесовой пятой». Это тот случай, когда важно не оружие, а слабое место, в которое оно бьет. Если жертва выжила и поняла, что недруг всерьез нацелился на «пяту», она уже не подставится и найдет способ защититься.

Близкие тропы — Круто, но жалко тратить и Оружие Судного дня. Частенько сочетается — Круто, но опасно.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Типичный мотив (восточно)славянских сказок. Убегающая от врага героиня имеет некоторый запас одноразовых артефактов: бросила гребешок — выросли горы, бросила платочек — на его месте возникла река, и т.д, и т.п.

Литература[править]

  • Практически первопример — дротик Индры в «Махабхарате». Гарантированно поражал насмерть любого врага, после чего возвращался к хозяину. Один нюанс: своим хозяином он всегда считал Индру, так что, будучи даже подарен герою Карне, мог быть использован лишь один раз, а затем вернулся бы к Громовержцу. Карна хотел убить им своего заклятого врага Арджуну — но тут как раз на него насел получеловек-полуракшас Гхатоткача… В общем, Великая Битва на Поле Куру закончилась для Карны не очень хорошо.
  • Горький, легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» — по понятным причинам использовать собственное сердце как путеводную звезду можно только один раз. С фатальными для себя последствиями. Субверсия: ни к чему в итоге не привело.
    • Ну почему «не привело»? Людей-то он из леса вывел. А что люди оказались в итоге неблагодарным быдлом (да и то, возможно, не все, а лишь «один осторожный человек») — это уже другой вопрос.
    • Осторожный, а не трусливый. Он раздавил сердце, чтобы больше оно никуда никого не повело. Потому что понимал — если у людей будет возможность, они будут идти и идти — и неизвестно куда зайдут и выживут ли.
  • «Хроники капитана Блада» — сам заглавный герой при обороне Антигуа именно так объясняет своё нежелание задействовать свежепостроенный форт с тяжёлыми пушками, снятыми с «Арабеллы». Дон Мигель не должен был знать о заранее подготовленной засаде до критического момента — иначе бы он сохранил основные силы и вернулся бы на Антигуа позднее, когда Блада там уже не было.
  • Vampire Hunter D — вампиры пошаманили с генетикой людей и в результате, если человек придумает что-то по настоящему опасное для вампира (кол в сердце или секир-башка это просто и потому понятно), то он автоматически про это забудет, а если запишет, то сам себе не поверит. Но, если не знать точно, подействует оно или нет, то один раз можно спокойно использовать. Доктор Фарринго использовал так чесночный порошок и если бы не волшебная накидка Графа Ли, тому бы пришлось туго.
  • «Досье Дрездена» — возможно, серебряная пряжка из «Обрядов на крови». По крайней мере, позже она не упоминается.
    • Серебряное кольцо, аккумулирующее кинетическую энергию, чтобы потом одним разом всё высвободить. В «Белой ночи» Гарри увеличил количество колец до шести, а в «Переменах» потерял их, и в «Грязной игре» функцию аккумулятора на себя взял посох.
    • Заговорённый платочек с солнечным лучом, который Гарри использовал в начале «Грозового фронта». Для того, чтобы захватить луч, нужно быть абсолютно счастливым, а в условиях войны это ой как трудно…
  • Honor Harrington — ракетные подвески, то есть боевые платформы, которые можно взять на буксир и активировать в нужный момент. Таким образом можно дать очень мощный залп (благо таких подвесок корабли могут тащить от трех до десяти) — но только один. После боя подвески можно собрать и перезарядить, но это долгий и сложный процесс.
  • Метавселенная Рудазова — Крест стихий - правда, его удалось перезарядить. Плюс при выстрелах не на полную мощность штука оказалась весьма даже многоразовой./spoiler
  • Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» — Эндер (и Боб) постоянно придумывает какой-нибудь тактический ход, который… один раз приводит к победе, а потом все соперники начинают использовать ту же тактику, не получая никаких преимуществ от «нового» приёма. Финальный экзамен/финальная битва — тапка в пол (по мнению протагониста). «Сейчас я сотворю такую потрясающую глупость против всех правил, что меня точно дисквалифицируют, и я, наконец, отдохну».
  • Сергей Лукьяненко:
  • «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — деревянная пушка Чарли Блека. Треснула после первого выстрела, но второго не понадобилось.
  • «Первому игроку приготовиться» — Катаклизатор. Пополам с Оружие Судного дня, но по определению — однозарядный и абсолютный козырь. В экранизации действие усилено — умножает на ноль все аватары не только в изолированном секторе, а в «Оазисе» вообще.

Сетевая литература[править]

  • Worth the Candle — ситуация с Исключениями после того, как протагонист понял принцип их действия. По крайней мере, разбираясь с драконами, он отлично понимал, что применённый при этом эксплойт после боя заблокируют (и заодно заблокируют множество легальных способов использования какой-то из его составляющих). Но по понятным причинам не использовать не мог.

Кино[править]

  • «Пираты Карибского моря»: с прикрученным фитильком — пистолет с одной пулей, который в первом фильме носит с собой Джек. Он получил его от Барбоссы, прежде чем оказаться на необитаемом острове, и собирался вернуть пулю бывшему товарищу — с доставкой прямо в сердце. Только правило драмы мешает герою пальнуть и перезарядить пистолет или вообще взять новый (мстить — так уж по всем правилам).
  • «Звёздные войны»:
    • После унизительного поражения в четвёртом эпизоде Империя строит вторую Звезду Смерти — уже без предательского колодца, куда можно уронить бомбу. Но поскольку она недоделана, внутрь запросто влетает целый корабль и добирается до ядра станции. Справедливости ради, у этой Звезды был очень надежный щит. Если б не успешная диверсия наземной группы на Эндоре в сочетании с ловушкой, в которую имперцы пытались заманить повстанцев, никто из повстанцев не добрался бы до слабого места.
    • Джедаи и ситхи тоже учатся на своих и чужих ошибках. Сперва Оби-Ван резко выпрыгивает из шахты и рубит пополам Дарта Мола, не дав тому опомниться. В третьем эпизоде Энакин похожим образом прыгает на бывшего учителя, стоящего выше него, но тот явно вспомнил собственные подвиги и рубанул прыгуна, оттяпав ему все конечности, кроме одной руки (возможно, если бы это не был весьма прочный протез, и ее бы перерубил). В форме Дарт Вейдера Энакин остепенился и скакать перестал (да и неудобно это было в тяжелом доспехе). Когда в шестом эпизоде Люк забрался повыше, Вейдер предпочел швырнуть в него меч.
  • «Властелин колец: Возвращения короля» — субверсия. Армия Мёртвых обязана была сражаться всего один раз, чтобы исполнить клятву и освободиться. Де-факто они помогают Арагорну дважды: одолеть пиратов Умбара и выиграть сражение на Пеленнорской равнине. Потом армию все-таки пришлось отпустить.
    • А в книге играется честно: Арагорн отпускает их сразу после победы над пиратами. На Пеленнорские поля идёт уже обычная армия (состоящая из бывших пиратских пленников и отрезанных флотом частей).
    • Да и сама по себе идея тащить кольцо к Ородруину — типичный одноразовый козырь с упором на эксплуатацию ахиллесовой пяты Саурона. Ибо если бы Саурон прознал, то всё Средиземье было бы обречено.
  • «Хоббит: Битва пяти воинств»: чтобы убить Смауга, достаточно было попасть в уязвимую точку на брюхе. Особый символизм при этом придается черной стреле Барда. В книге он просто оставил ее напоследок, так как она его никогда не подводила. В фильме стрелу описывают как чуть ли не специальное драконобойное оружие. К ней же прилагается гномий самострел, но в итоге пришлось обходиться без него.
  • «Железный человек»: сверхразрушительные лазеры Железного человека, разрезавшие целую толпу роботов. Старк сам признается, что они одноразовые — пришлось беречь до последнего.
  • «Человек из стали»: Зод заметно ослаб от земной атмосферы, когда Супермен повредил его дыхательную маску. Ему пришлось отступить. Но в финале Зод уже спокойно сражается без шлема.
  • «Безумный Макс 2» — с прикрученным фитильком — у стильного револьвера Главного Гада не одна пуля, но больше к нему зарядов не достать. Поэтому пользуется он им только в крайних случаях.
  • «11 друзей Оушена» — аверсия: план Бэшера по отключению электричества в Лас-Вегасе подразумевал использование слабых мест энергосети с целью вызвать перегрузку. Однако Терри Бенедикт, снося старое казино, случайно сам вызвал перегрузку сети и отключение, рабочие занялись устранением слабостей системы и Бэшеру пришлось придумывать новый план.
  • «Последнее дело Варёного» — инверсия. Одноразовая схема «грабь награбленное» срабатывает ТРИЖДЫ. По каким-то причинам главгад ни после первого, ни после второго ограбления деньги из конторского сейфа в банковский сейф не перевозит.

Комиксы[править]

  • «Смерть Капитана Америки» — Зимний Солдат выслеживает генерала Лукина и застаёт его врасплох, а когда на помощь находящемуся в теле последнего Красному Черепу приходят Кроссбоунс и Грех, без особых усилий справляется с обоими и собирается убить Кроссбоунса, прежде чем покончить с Красным Черепом. Казалось бы, всем четырём злодеям конец, но Череп вдруг произносит кодовое слово «Спутник», и суперсолдат теряет сознание. «Код на отключение» остался в подсознании Баки с тех времён, когда он был частью программы «Красная Комната». Всё это, как и то, что код одноразовый Череп спокойно рассказывает Кроссбоунсу и добавляет, что ждал до последнего вовсе не потому, что слово «Спутник» работает только один раз, а потому, что хотел убедиться, что Зимний Солдат всё ещё способен на убийство и потому будет полезен в его планах.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — несмотря на всю свою эффективность, подчиняющий гиасс Лелуша срабатывает всего один раз на одном человеке. Эффективность использования, кстати, зависит еще и от эмоционального и психологического фона самого носителя — под влиянием эмоций или не обдумав ситуацию как следует, польза от такой силы сводится на нет. Во втором сезоне нашлась лазейка — если Джеремия Готвальд снял с жертвы гиасс, то ее можно обработать повторно.
  • Bleach:
    • «Финальная Гецуга Тенсё» же! Обе сущности Дзангэцу наотрез отказывались учить Ичиго этой технике, зная, что из-за нее он полностью утратит силу синигами. А вот печать Урахары, которая поставила на Айдзэне крест, как на суперзлодее — редкий пример аверсии тропа. Она была заложена как мина замедленного действия и сработала как раз во второй раз — после того как Айзен по достоинству оценил финальную технику Куросаки. Считается, что запечатанный «бог» в этой ситуации — сам себе злобный Буратино. Столкнувшись с небывалой силой, подсознательно захотел проиграть, а своевольное Хогёку услышало… и исполнило желание.
    • В арке Общества Душ Исида использовал в бою с Маюри сверхмощный «Лецт штиль» (Последняя тишина), и за это поплатился силой квинси (правда, уже в следующей арке вернул ее обратно). К концу манги выяснилось, что Ванденрейх довел «Лецт штиль» до ума, назвав его «Фольштендигом» (Совершенный). Впрочем, это уже не наш случай — фольштендиги можно использовать неоднократно, не теряя силы.
    • Комамура к моменту второго вторжения квинси подготовил самоубийственный козырь — отдал свое сердце и получил взамен временное бессмертие (плюс человеческий облик). Пережив за счет новой силы ковровую бомбардировку Бамбиетты, он победил ее и двинулся было бить Яхве, пока бессмертие еще работает... но далеко не ушел. Отпущенное Комамуре время истекло, и он полностью утратил силу, превратившись в обычную собаку.
    • Банкай Сой Фон — тяжелая и громоздкая ракетница, с которой тяжело обращаться. Достаточно сказать, что девушка привязывается стальным тросом, чтобы после залпа ее не унесло отдачей. Рассчитан банкай на тактику «Выстрелил и забыл о противнике». Вторую ракету подряд Сой Фон пустит только в самом крайнем случае и после долгих уговоров (нормой считается один залп раз в три дня).
    • Филлерный злодей Мурамаса может обратить занпакто против синигами… но только один раз. После поражения мятежные занпакто возвращаются к владельцам.
  • One Piece:
    • Дьявольский Фрукт Ёми-Ёми позволяет хозяину один раз воскреснуть из мертвых и не дает ему практически никаких преимуществ при жизни. У Брука ушло много лет на то, чтобы выявить другие, более полезные свойства фрукта и научиться их использовать.
    • Вайпер припас особые коньки с кайросеки, за счет чего нейтрализовал «логийную» защиту Энеля и нанес ему смертельный удар Ракушей Отклона. Однако Энель ухитрился сам себе запустить сердце, используя силу молний, как дефибриллятор, и первым делом сломал Вайперу его коньки.
    • Клима-Такт, созданный Усоппом, в первом бою не очень-то помогал Нами. У него оказалась всего одна толковая атака — Темпо Торнадо — да и та одноразовая. Девушке очень повезло, что второго удара не понадобилось.
    • Для второго боя с Крокодайлом Луффи приготовил побольше воды, зная, что она поможет пробить логию песка. Помогло… на первых порах. К концу боя Крокодайл без труда перехватывал водяные шары здоровой рукой и иссушал их.
    • Йонко Большая Мамочка в обычных условиях абсолютно непробиваема. Однако Капоне Бег обнаружил, что она впадает в истерику, когда кто-то посягает на ее самую большую ценность — фотографию Матушки Карамели. В такие моменты у йонко даже кровь идет, как у нормального человека. Тогда-то Бег и придумал уничтожить фотографию на глазах Большой Мамочки, а потом поразить ее из ракетниц, пользуясь временной уязвимостью. Уничтожил, истерику вызвал... а убить не смог - ракеты сдетонировали на подлете от вопля Линлин. Других фотографий Карамели нет, так что больше такой удобной возможности ни у кого не будет.
    • Шарлотта Катакури обладает парамецией моти (клейкого риса), но пропускает атаки сквозь себя не хуже, чем логии. В этом ему помогает сверхразвитая Воля Наблюдения — он просто видит, куда его будут бить в следующую секунду. Когда Луффи случайно раскрыл ма-а-аленький секрет Катакури, тот рассвирепел, потерял концентрацию и начал получать урон от четвертого гира. Потом, правда, взял себя в руки, провел мощную контратаку и сам подчеркнул, что второй раз этот номер не пройдет. Так и вышло. Луффи пришлось экстренно качать собственную Волю Наблюдения и расчехлять новую форму четвёртого гира.
  • Naruto:
    • Изанаги и Изанами — супертехники для обладателей Шарингана. Одна переносит пользователя в иллюзию (чаще всего используется, как замена «quick save/load», чтобы пережить смертельный удар), другая обманывает противника и погружает его во временную петлю, которую может разорвать лишь он сам, осознав свои ошибки. Обе техники очень требовательны — после их использования глаз с Шаринганом навсегда закрывается. Другое дело, если пользователь вживил в тело дополнительные глаза и может себе позволить потерять парочку…
    • C0 — техника в стиле камикадзе. Дейдара сам себя превращает в гигантскую бомбу и разносит все в огромном радиусе. Однако своего врага он достать взрывом не сумел…
  • Fairy Tail — Нацу в последней арке вызвался лично остановить Зерефа, хотя считалось, что это в принципе невозможно. Козырь главного героя — усиливающая магию огня татуировка, в которую были заключены остатки силы Игнила. Эффект был впечатляющий — в какой-то момент Зереф сам поверил, что Нацу сумеет его убить. Однако татуировка рассчитана на однократное использование, а в самый ответственный момент Хэппи силой утащил Нацу с поля боя, когда узнал, что тот неминуемо умрет одновременно с Зерефом.
  • «Покемоны»:
    • Приём Overheat («Перегрев») в идеале должен выносить соперника с одного удара. Каждый последующий удар становится слабее. В аниме негативный эффект «пригладили» — Overheat ослабляет сам себя, и ничто не мешает переключиться на другую атаку. Зато в играх покемону нещадно срезают сам показатель Special attack, делая прием рискованным и даже вредным.
    • В игре есть мощная атака «Выгорание». Реально крутой огненный залп, вот только в бою с одним тренером его можно применить один раз — атака именно что выжигает все огненные резервы. К следующему бою, однако, покемон оклемается.
    • Attract («Соблазн») неизменно срабатывает на противнике один раз. Тут уж влияние игр не при чем — во время второй атаки покемон просто ухитряется разрушать явно нематериальные сердечки встречным залпом или даже голыми руками (!!!) Особенно с этим приемом не везет Снайви Эша — либо нарывается на других покемонов-самок, либо на встречную контратаку.
    • В бою с Фантиной Эш испытывает специально разработанную тактику «контр-щита» (покемоны танцуют брейк-данс крутятся на земле во время атаки, а потоки огня/электричества/воды ранят и перехватывают ответные удары). Фантина, несмотря на кажущуюся легкомысленность, разбирается с этим приемом быстро: второй ее покемон успешно отбивается от нестандартной атаки, а третий… сам себе делает «контр-щит». И пользуется им еще эффективнее, чем покемоны Эша.
    • В решающем бою Эша с Сойером Пикачу скачет по веткам деревьев (на искусственной арене очень удачно растет небольшая роща) и сбивает с толку противника. Кловицера он запутать сумел, но следующим вышел Иджислэш и целенаправленно выкосил весь лес. После этого Пикачу негде прятаться и трудно перемещаться среди бревен, а левитирующий меч четко его видит и получает серьезное преимущество. Но то, что именно хаотично сваленные «дрова» помогут пробить Иджислэша, Сойер никак не мог просчитать.
    • Как и в играх, атаки Z срабатывают только один раз за бой.
      • Впрочем, в Ultra Sun/Ultra Moon, если укрепить дружбу с Ротомом, тот может помочь, дав возможность использовать Z-атаки ещё раз, уводя их из области сабжа. Возможно, и Эш научится этому со временем.
  • JoJo's Bizarre Adventure: важную часть в противостоянии владельцев станда составляет знание как работает станд врага. Применив приём один раз, можно не надеяться, что противник поведётся дважды.
    • Из конкретного можно вспомнить выстрел острием рапиры Silver Chariot. Полнарефф частенько ломает меч и восстанавливает его между битвами, но в самом бою ему неоткуда взять запасной клинок.
    • В той же арке, где показан козырь Полнареффа, Джотаро зажимает Anubis ладонями и ломает его. Но у Анубиса главная фишка в том, что он учится на ошибках. Он начинает бить быстрее, и даже Джотаро не хватает реакции, чтобы поймать его во второй раз.
  • Hokuto no Ken:
    • "Лебединая Песнь" Рэя. При использовании убивала как Рао, так и самого Рэя. К сожалению, в этот момент у Рао открылся третий глаз, помогший ему это предвидеть, поэтому использовать ее Рэю он не позволил.
      • Из манги (как в аниме-сериале, АП не знает) совершенно не очевидно, что это камикадзе-атака.
    • Секкатсу-ко, скрытая точка, значительно усиливающая силу нажавшего взамен на продолжительность жизни. Токи использовал ее в своем последнем бою, чтобы имитровать стиль своего перекачанного трехметрового брата. Не помогло, у брата то кунг-фу настоящее, а не имитация.
      • Тут уж скорее дело в том, что Токи загибается от лучевой болезни, и она в последнее время обострилась. Поняв, что Токи бьётся с ним в очень неважном состоянии, да ещё и нарочно подорвав себе здоровье ради временного буста, Рао натурально плакал.
  • Giant Robo OVA - Молчаливый Тюдзё сам по себе одноразовый козырь. Удар Большого Взрыва настолько мощный, что после него не выживает никто и ничто, ни даже сам Тюдзё. На практике вышло немного не так: Гинрэй телепортировала Тюдзё прочь аккурат перед тем, как он мог нанести удар. Но даже ударной волны, вызванной кулаком Тюдзё в полёте, хватило, чтобы километровую в диаметре Сферу Воглера отшвырнуло в ближайшую горную гряду и временно вывело из строя. Идеальный способ скомбинировать сверхспособности? Увы - телепортация Гинрэй тоже дорого ей обходится.
  • Gatari Series — вампирские способности Арараги после событий Tsukimonogatari: ему осталось последний раз использовать их, и он тут же превратится в вампира со всеми вытекающими из него усилиями Идзуко Гаэн последствиями.

Видеоигры[править]

  • Batman: Arkham City — бой с Мистером Фризом. Лобовая атака не поможет — его непременно надо атаковать из укрытия. Но разными способами! Хорошо, что Бэтмен знает достаточно много скрытных атак.
  • Command & Conquer — в самой первой части ядерная бомба Братства была невероятно мощной, но запустить можно было только одну. Что интересно, у их противников не было никаких ограничений на удары ионной пушки.
    • В Tiberian sun, если пройти дополнительную миссию за НОД, то в следующей выдавали одну кластерную ракету (материала для ракет на карте просто нет), которой можно было без труда поразить цель миссии. Но можно было и промазать.
  • Серия Mega man: Желтые Дьяволы из первой и третьей игры. Первую модель лучше всего бить разрядами Elec man’а. В третьей части тоже есть электрический робомастер — Spark man, но его атака как раз не очень эффективна против новой версии Дьявола (кулаки Hard man’а срабатывают лучше). Очевидно, доктор Уайли сделал выводы и позаботился об электроизоляции циклопа.
  • Sheep, dog and wolf: среди многочисленных «гаджетов» волка есть волшебная флейта, помогающая загипнотизировать сторожевого пса и беспрепятственно утащить овцу. На следующем уровне пес заранее затыкает себе уши и дает герою кренделей за попытку провернуть один трюк дважды.
  • RimWorld — ракетница «Тройка» и ракетница Судного Дня. Обе гарантированно уничтожают приличных размеров толпу врагов при выстреле (первая выпускает три снаряда, по радиусу поражения равных осколочным боеприпасам миномёта, а по силе и вовсе его превосходящих, вторая — всего один, но он наносит урон на огромной площади и поджигает внушительный кусок местности), но есть минус: можно использовать только один раз. Естественно, игроки берегут их до худших времён.
  • Crimsonland — почти все перки можно взять только раз, но у некоторых эффект однократный. Bandage — восполняет здоровье. Plaguebearer — позволяет заразить чумой кучу монстров, но у них быстро вырабатывается иммунитет. 50/50 и Breathing Room убивают, соответственно, половину или всех монстров на экране. Ну и Final Revenge — это просто Взять в ад компанию.
  • «Стражи Галактики» от Telltale — в первом эпизоде Стражи уничтожают Таноса только потому, что Ракета собрал ручную гаубицу из деталей двигателя корабля. Она может выстрелить только один раз (вообще, после Ракета ее разбирает) и это лишь один из множества ее недостатков.
  • Dragon's Dogma. Стрела Maker’s Finger убивает большинство врагов с единственного попадания, однако носить можно только одну. С прикрученным фитильком, ибо после использования можно купить новую.
  • Torment: Tides of Numenera — так называемые «шифры», наследие древних технологий, неотличимых от магии. Из-за древности и того, что зачастую сами пользователи шифров не понимают, как они работают и, возможно, используют их вообще не по назначению, эти предметы можно использовать только один раз для получения какого-либо преимущества в бою или вне его, после чего они разрушаются.

Фанфики[править]

  • Михаил Успенский, «Змеиное молоко» («официальный» фанфик по повести братьев Стругацких «Парень из преисподней»). Корней Яшмаа, когда наследник герцога Алайского шантажирует его, ответил: «Лично я могу устроить вам судьбу горшую. Более страшную, потому что неопределенную. Я сам боюсь того, что хочу сделать, но сделаю. Раз уж вы в курсе дела „подкидышей“, то должны знать имена фигурантов…» «Он оборвал правый рукав. На коже возле сгиба локтя темнело небольшое пятно. Левая рука Корнея извлекла из кармана продолговатый футляр». И это очень сильно напугало герцога… (В чём фишка? В том, что и «подкидыши», и содержимое футляра — творение Странников; и никто не знает, как прореагируют содержащиеся в футляре кругляши со значками — и такой же значок на коже локтевого сгиба).

Реальная жизнь[править]

  • Уязвимости нулевого дня. Не совсем одноразовый, но близко — серьезные конторы их достаточно оперативно закрывают.
  • Камикадзе — если уж точно решил использовать, то получится только один раз.
  • Прыгающая бомба союзников. Чуть по-другому защитную сетку натянуть — уже не сработает. Вот только второго раза-то и не надо было.
  • Террористическая атака в духе 9/11. Когда все захваты самолётов осуществлялись с целью захвата пассажиров в заложники или бегства из страны, идея использовать захваченный самолет как таран была новаторским решением «Аль-Каиды», немало удивившим всех. Сейчас сценарий захвата самолета и использования в качестве тарана будет развиваться по следующим сценариям:
    • При попытке захвата самолета с перочинными ножами пассажиры отберут у вас этот нож и засунут его в задницу: все же лучше отделаться несколькими ранениями, чем разбиться вместе с самолетом.
      • Так же стоит напомнить о рейсе 093, где пассажиры попытались-таки отбить самолёт. Понимая безвыходность ситуации, террористы направили самолет в землю. Впрочем, для реальной цели (предположительно, Капитолий или Белый Дом) это было спасением.
      • Сомнительно: на арапа самолёт не возьмёшь, так что террористы явно будут неплохо физически и психологически подготовлены, а также настроены брутально ломать любое сопротивление. А оно поначалу навряд ли будет сильным: обыкновенные люди летят отдыхать, и тут ВНЕЗАПНО… Это не говоря уже о том, что вряд ли кто-то из них до последнего момента подозревает о конечной цели захвата. Да и психологию овечьего стада недооценивать не стоит: посаженный на перо герой-любитель с высокой вероятностью введёт остальных кандидатов в супермены в состояние ступора. Вроде и понятно, что лучше пораненные несколько крепких мужиков, и возможно, один двухсотый, чем общая гибель — да вот только «Первым быть никто не хочет» ©. В общем, тут куда вернее рассчитывать на то, что после 9/11 служба безопасности аэропортов и полиция гораздо серьезнее относится к опасности таких терактов…
    • Дверь в кабину пилотов просто так не открыть, да она еще и бронирована. Для этого нужно набрать код, который знает только старший бортпроводник, после чего либо пилот откроет ее тумблером, либо через 5 минут она откроется сама, если с пилотами что-то не так. При этом перед тем, как открыть дверь, пилот должен посмотреть в камеру, и если увидит кого-то постороннего, то переведет тумблер в другую сторону, чем намертво заблокирует возможность открыть дверь из салона. А перочинным ножиком или другим подручным инструментом, который получится пронести, дверь в кабину можно ковырять до второго пришествия (но скорее до посадки в ближайшем аэропорту с последующим маски-шоу и засовыванием в задницу предмета уже покрупнее, чем перочинный нож).
    • Ты каким-то чудом пробрался в кабину. Дальше возможны 2 сценария:
      • Если самолет современный, с земли перехватят управление: в современных самолетах такое возможно, при этом управление из кабины намертво блокируется. Дальше - предыдущий пункт, скобки.
      • Если самолет устаревший, его тупо собьют: после 11 сентября военным разрешили сбивать захваченные самолёты.
    • К слову, сносящий небоскрёб самолёт стал архетипическим американским ужасом задолго до. Первый (но не единственный пример) — «Бегущий человек» Стивена Кинга Ричарда Бахмана.
  • В самом крайнем случае телохранитель может закрыть охраняемого собой. И, если не поможет бронежилет, на этом его карьера закончится в ящике.
  • Кевларовые и керамические бронежилеты: после попадания в него пули использовать его повторно нельзя. При попадании точно в то же место (даже если перед этим он остановил пулю из СВД) его можно пробить даже из нагана, а другие места сильно теряют в бронезащите.
    • Все вышеперечисленное неприменимо к стальным бронежилетам: при повторном попадании в одно место вероятность пробития выше, а вот остальная площадь спокойно ловит пули, как новая.
  • Огнестрельное оружие до изобретения револьвера отличалось низкой скорострельностью, а многозарядные варианты были скорее экзотикой. Поэтому при отсутствии поддержки, способной держать противника на расстоянии, первый выстрел был решающим. И потому многие носили с собой два и более заряженных пистолета.
    • Всевозможные потайные пистолеты — для перестрелки не годится, а вот для внезапного применения — вполне. С прикрученным фитильком, потому что одноразовый только в данном эпизоде, в другом он снова может успешно сработать.
  • Тоже с прикрученным фитильком: лекарства, к которым привыкает либо организм, либо бактерии.
  • Химическое и ядерное оружие. Реально такое можно использовать, лишь когда оно есть только у тебя, противник не обзавелся специализированной защитой, а под впечатлением от твоих успехов не понапринимали международных законов, запрещающих их повторение.
  • Противотанковые гранатометы: неприятный сюрприз для тех, кто в танке, однако много выстрелов к ним на себе не утащишь.