Оздоровительная порка не помогла

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Горбатого могила исправит »
— Старинная пословица

Иногда бывает так, что изначально нехороший персонаж получает люлей от других героев или от самой матушки Судьбы, вследствие чего исправляется. Но в данном случае всё наоборот — отхватив по самое не балуйся, козёл или злодей не намерен избавляться от прежних привычек и перевоспитываться. В лучшем случае он какое-то время делает вид, что исправился, но при первой же возможности берётся за старое. В худшем — открыто говорит «Нет, я злодей» и тут же подтверждает свои слова ещё худшим злодейством.

Нередко после этого следует сцена, где штатный антигерой говорит что-нибудь вроде «ну вот, я же говорил, что его надо было прямо там убить — а вы завелись, мол, да ладно, не надо пачкать руки кровью, дадим ему ещё один шанс!»

Почему так происходит?

Родственный троп — Пытки портят характер, когда положительный герой по вине злодея сам склоняется ко злу.

Где встречается[править]

« На самом-то деле мучения мало кому идут на пользу. Сломать можно почти кого угодно, было бы желание. Зато привести сломленного человека в порядок — тяжкий труд, не каждый за такое возьмётся. Ну а покорным трусишкам о магии лучше даже на кухне не вспоминать. Не про них эта весёлая наука.

Вот разве что, как способ совсем уж конченного безумца в чувство привести страдания иногда годятся. Я знаю несколько таких примеров, но никогда не пытался выдать исключения за правило. А так-то — от хорошего настроения в сочетании с ясной целью и здравым рассудком в нашем деле куда больше толку. Как, впрочем, и в любом другом.

»
— Макс Фрай, «Властелин Морморы»

Мифология и фольклор[править]

  • Локи несколько раз попадал в опасные передряги (которые сам же и начал) и втягивал в них окружающих, но ничему не научился. Закончится это многовековым заключением и Рагнарёком.
  • Библия, Апокалипсис, глава 16: «и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих».
  • Змей Горыныч в былине о Добрыне и Змее после первой лупцовки, устроенной ему богатырём у Почай-реки, сразу кинулся отыгрываться, похитив Забаву Путятичну.
  • В немецкой сказке «Волк и Лис» неуклюжий, тупой и жадный Волк дважды был крепко бит крестьянами за свою ненасытность, но никаких выводов не сделал, из-за чего и был убит в конце.

Литература[править]

  • Волшебник Изумрудного города — Урфин Джюс отнюдь не оставался безнаказанным, но исправился совсем по другой причине — ибо на самом деле, как оказалось, он подсознательно жаждал вовсе не власти, а любви и уважения.
  • «Сильмариллион»:
    • Мелькор после трёхсотлетнего заключения начал усиленно делать вид, что встал на путь исправления, скромно жил в лачуге и всячески помогал окружающим. На самом деле он ещё сильнее озлобился и сперва стравил друг с другом дома эльфов, а затем окончательно перешёл моральный горизонт событий, уничтожив Древа и украв Сильмариллы.
    • Правая рука Мелькора, Саурон, после поражения своего господина действительно задумал было исправиться, но потом испугался, что навеки станет мальчиком на побегушках у Валар, и сам занял опустевший трон Властелина Тьмы.
    • Властелин Колец — субверсия: Голлум, которого изгнали сородичи, и не подумал исправляться, а вот доброе отношение Фродо в какой-то момент едва не заставило его раскаяться. И угораздило же в этот самый момент вместо Фродо проснуться полного подозрительности Сэма…
  • «Песнь Льда и Пламени» — позорное шествие Серсеи! Стремительно набравшее влияние (благодаря королеве-долбоклюйке) религиозное движение Воробьёв принудило Ланнистершу пройтись голой через весь город, а до того её некоторое время держали в темнице, принуждая раскаяться. Серсея, конечно, та ещё мегера, и не сказать, что не заслужила, но такие топорные методы вряд ли действительно исправили бы кого бы то ни было.
    • В сериале она отыгралась, подорвав к Иным штаб-квартиру воинственных святош вместе со всем содержимым. Как будет в книгах, ещё предстоит узнать.
  • «Заводной апельсин» — претендует на статус кодификатора. Психологические истязания, которыми подвергли Алекса, не помогли этому подонку стать человеком. Лишь когда он сам осознал, что творил дичь, у него получилось остепениться.
    • В экранизации пошли ещё дальше — Алекс тоже на своей шкуре испытал свои же штучки, однако с радостью взялся за старое, едва психологический блок был снят.
    • Да и в книге-то очень большой вопрос, насколько он остепенился и осознал ли хоть что-то. Больше похоже, что уличное насилие ему просто поднадоело, без всяких моральных оценок. Как вариант, его внезапная тяга к мирному отцовству — просто действие очередной версии технологии промывания мозгов, более тонкой, незаметной и массовой.
  • Dragonlance — Пар-Салиан, по его словам, накладывая жуткое проклятье (всё время видеть смерть) на глаза Рейстлина, рассчитывал, что молодой маг (тогда еще не чёрный, но уже эгоистичный и озлобленный) проникнется состраданием к другим. Фактически же — «всего лишь» добавил к массе других тараканов в его голове ещё и безразличие к жизни других (всё равно ведь умрут) и маниакальную жажду бессмертия.
  • Сонхийский цикл — Дирвен Кориц на любые последствия очередной сотворённой фигни реагирует одной и той же фразой «Это всё Рогатая Госпожа[1] подстроила». После чего творит ещё большую фигню…
    • Саймон Клисс из цикла «Тина Хэдис» тоже годный образец тропа. Его даже оружие Маршала не прошибло.
  • Горианский цикл Джона Нормана — пребывание в рабстве, на месте других рабов, со всеми сопутствующими «прелестями», не исправило Тэрла Кэбота, а только сделало отмороженным даже по меркам этой «милой» планеты. Потом он вроде как исправился… но лишь по меркам самого Гора.
  • «Тайный город» — Арнольд Половерчук, будучи в третьей книге драконом главзлодейки Кары, натворил много всякого, за что был заслуженно низведён до простого смертного и посажен в обычную человеческую тюрьму… откуда вышел уже полным психопатом и начал убивать направо и налево.
  • Первостепь — «Стоит разок умереть — и приоритеты меняются?» А Чёрный Мамонт вряд ли согласился бы. Он своих целей продолжает упорно добиваться как при жизни, так и в посмертии. Уже Чёрную Иву заполучил к себе поближе. Осталось лишь её убедить в следующей жизни родиться так, чтобы сразу её найти.
  • Коты-Воители — у Звездоцапа цели не столь романтические, зато пожизненно-посмертной целеустремлённостью не уступит примеру выше. Да и все обитатели Сумрачного Леса — души умерших преступных котов — ему под стать.
  • Урсула Ле Гуин «На последнем берегу» — ещё относительно молодой и горячий на расправу Гед решил примерно проучить мага, вызывавшего на потеху публике души великих людей прошлого, в том числе его учителя Неммерля, и провёл его в страну мертвых, хотя тот отчаянно сопротивлялся, ибо боялся смерти, а по возвращении целовал ему ботинки. Да, выводы Коб сделал, но совершенно неожиданные для Геда — раз посмертие настолько ужасно, он не остановится ни перед чем, чтобы избежать этого. В результате сотворённого им колдовства весь мир оказался под угрозой гибели, и исправлять содеянное Геду пришлось ценой своей магии и едва ли не жизни.
  • В. Крапивин
    • «Портфель капитана Румба» — учитель, позже частный сыщик Шпицназе. Сперва сорвался с обрыва, пытаясь взять в заложники главного героя — но выжил и настиг героев. За подрыв корабля героев его приговорили к оригинальной казни (защемили нос в расщепе пальмы — или умирай от голода, или отрубай себе нос) — герой пожалел и подсказал ему, как выбраться…а тот потом на пароходе взял и столкнул его в море. Причем и в этом случае успел скрыться, но более уже не встречался героям.
    • «Крик петуха» — сержант Дуго Лобман в финале за то, что стрелял в детей, обречен идти по бесконечной насыпи из ниоткуда в никуда. Он кается и просит отпустить его — но в душе всё так же готов исполнять такие приказы и потому обречён идти ещё неведомо сколько.
    • «Сказки о рыбаках и рыбках» — в начале главный герой художник Волынов разбил бившему детей воспитателю Леонтию Фокину лицо и отобрал револьвер. Что отнюдь не помешало тому же Фокину в финале участвовать в пытках пасынка Волынова.
  • «Грабители морей» Л. Жаколио — главный антагонист Надод. Слуги герцога Гуттор и Грундвиг не только избили (хотя было за что), но и изуродовали его лицо. Надод превратился в полное чудовище, провёл жизнь в злодеяниях, по итогу погиб сам, уничтожив герцога и весь его род, сведя с ума последнего уцелевшего — главного героя.
  • Ф. М. Достоевский, «Идиот» — в самый последний момент довольно грубо выдернутый из-за морального горизонта событий Ганя почти сразу же снова туда скатывается, доведя собственного отца до мучительной смерти.
  • Метавселенная Рудазова — неоднократно показано, что недостатки демонов «оздоровительная» порка только усугубляет. Замученный Йог-Сотхотхом Пазузу всё равно остался Пазузу, регулярно возимый товарищами-гохерримами в пыли Клюзерштатен — Клюзерштатеном, а отвампиренный и, судя по всему, отъяоенный Пеймоном Хальтрекарок — Хальтрекароком. А вот противоположный подход изредка помогает… очень изредка, но всё-таки чаще, чем никогда.

Кино[править]

  • «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» — Двуличе и Кривелло же! «Мы больше не будем… (в сторону) Будем-будем-будем!»

Телесериалы[править]

  • «Американская история ужасов: Шабаш» — Дельфина Лалори, одна из самых жестоких рабовладельцев Нового Орлеана, была проклята бессмертием и замурована в гробу, откуда её спустя пару веков извлекли главные героини и попытались перевоспитать. Тщетно — Лалори как была ненавидящей негров маньячкой, так ею и осталась.
  • «Легенда об Искателе» — Таддикус, брат Зеда, хотя и не злодей, но тот ещё плут, и даже визит на тот свет не заставил его отказаться от мошенничества.
  • «Lucifer» — Малкольм Грэхэм, продажный коп, побывал в Аду всего тридцать секунд. Теперь он готов на что угодно, лишь бы снова там не оказаться — и добрые дела в список «чего угодно» уж точно не входят.
  • «Настоящая кровь» — вервольфица Дебби Пелт успела получить даже не одну оздоровительную порку, лишившись возлюбленного и оказавшись избитой и униженной Сьюки, а потом еще и выслушав в свой адрес много всего неприятного от Алсида, в которого все это время была влюблена, хотя и не желала в этом признаваться даже себе. И на какое-то время выпавшие на ее долю горести даже дали положительный эффект, и бешеная волчица попыталась подружиться со Сьюки, чтобы вернуть любовь Алсида. Но он к этому моменту уже окончательно разлюбил ее, а когда она попыталась у него за спиной закрутить роман с другим вервольфом, чтобы иметь запасной вариант, и ухитрилась снова выбрать подонка, которого потом сама же помогла убить Алсиду сотоварищи, Алсид, будучи альфой, подверг ее изгнанию из своей несуществующей стаи. И после этого отчаявшейся Дебби ничего не осталось, кроме как снова напиться вампирской крови, с которой она с большим трудом слезла исключительно ради Алсида, и пойти мстить разлучнице.

Мультфильмы[править]

  • Цикл мультфильмов о Коте Леопольде — Неисправимые мыши Митя и Мотя никогда не упускают шанс снова поиздеваться над главным героем, даже спустя кучу неудачно обернувшихся попыток и тонну извинений, адресованных Леопольду.
  • «Суперсемейка» — Мистер Исключительный, отчитав Бадди и передав того в руки полиции, вместо того, чтобы направить его на путь законопослушного гражданина, лишь подтолкнул к пересечению морального горизонта событий и превращению в суперзлодея Синдрома.
  • «Дед Мороз и Серый Волк» (1937) — злой и коварный одноногий волк похищает зайчат, но Дедушке Морозу и добрым зверям удается выследить его до избы, откуда Дед Мороз злодея буквально вымораживает и собирается заморозить на смерть, но за серого внезапно вступается один из похищенных зайчат. Волк выводов не делает и пытается похитить добросердечного зайчонка повторно, за что Дед Мороз отправляет его в прорубь, которую сразу же замораживает.

Мультсериалы[править]

  • RWBY: Синдер, жестоко покалеченная светом Серебряных Глаз, весь четвёртый сезон проходит лечение и реабилитацию во владениях своей хозяйки Салем, где вроде бы начинает понимать, что вляпалась выше головы — но так и остаётся жадной до чужих сверхсил садисткой, плюс в этот коктейль добавляются жажда мести за погубленную красоту, опьянение уже полученной силой и влияние её Гримм-аугментаций на психику.
    • В восьмом сезоне уставший от её закидонов доктор Уоттс психанул и от души высказал ей всё, что думал о её целях, методах и личности. Синдер было настолько нечего возразить, что она просто села и молча заплакала… но, как оказалось в итоге, этот разнос сподвиг её не пересмотреть свои жизненные приоритеты, а лишь включить мозги при их достижении (фактически, снова превратив её в хитрую расчётливую манипуляторшу, какой она была до травмы). А заодно — избавиться от Уоттса по-тихому, когда он стал не нужен.
    • Салем в этом плане ещё хуже — у этой дамочки в любых происшедших неприятностях виноват априори кто угодно, кроме себя любимой, и выводы из наказания она извлекает только такие, что потом и ей, и всем вокруг становится только хуже.
      • Как будто Два Оленя поступили правильно, сначала несколько раз убив и воскресив на её глазах её возлюбленного, чтобы потом сделать так, чтобы она уж точно с ним не воссоединилась даже в смерти. И всё это прикрываясь мантрой о балансе жизни и смерти. Который сами же позже нарушили, воскресив именно её возлюбленного, чтобы он, постоянно перерождаясь, сражался против неё же. Просто чтоб ещё раз ей нагадить. Неудивительно, что после такого она решила навсегда уничтожить мир, вызвав Богов-Братьев до построения идеального мира.
  • «Лунтик» — Гусеницы, как и вышеперечисленные мыши из Леопольда, когда их ловят с поличным, всегда извиняются и обещают никогда так больше не делать, а потом берутся за старое. Стоит учесть, что в некоторых сериях они всё же ведут себя как друзья по отношению к Лунтику и остальным, но в определённый момент срываются и всё равно действуют в своих интересах или не стесняясь говорят всё, что думают. Видимо, просто характер неисправимый или банально сценаристы — лентяи.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — Дискорд повторяет историю с Локи. После подчёркнуто лживого обещания исправиться он всё же выключает режим ходячего апокалипсиса, но, при заявлении Селестии о его полезности, все решённые с помощью Дискорда проблемы им же и созданы кроме одной (которую он решал, к тому же, без той самой хвалёной принцессой магии), да и та нивелируется одной, которую он начал, но не решил. При этом порку он получает каждый раз, но одна из серий также намекает, что сей дух физически не может иначе.
    • А вот, что интересно, Дискорд не лгал. Он открыто сказал, что будет делать добрые дела «по большей части». И действительно делает их. Но делает их со своим нестандартным подходом и пониманием сценария (он сам заявляет в одной из серий, что он не главный персонаж). Иногда он даже своеобразно протестует против ленивого сценария, в котором ему редко позволяют быть первым. К тому же он никогда и не был именно «ходячим апокалипсисом», так как его хаос не есть зло. Ни один персонаж не пострадал после его весёлого освобождения. Никому даже кирпич на голову рандомно не свалился. А вот иначе он как раз может, но не в собственном измерении, да и не любит. Всё-таки Дух Хаоса. Забавно, что никто, кроме Селестии, да и та довольно туманно выразилась, не говорит, что именно он вытворял с пони во время своего правления. Стоит отметить, что эта принцесса отнюдь не всегда говорит правду.

Комиксы[править]

  • Супергеройский жанр этим тропом живёт!

Веб-комиксы[править]

  • Комиксы от Gesperax про невезучую немку Белинду Крюгер — уж сколько раз Белинда получала порку (и не фигуральную, а самую что ни на есть буквальную — розгами по заднице, и при том весьма болезненную) за хамство, флирт с чужими парнями/мужьями и нарушение банальных правил приличия. Но никакой прямой связи между своим поведением и регулярно возникающими болями пониже спины она, похоже, не видит. А потому так и продолжает хамить, флиртовать, нарушать и стабильно получать за это порку.

Аниме и манга[править]

  • «JoJo’s Bizarre Adventure: Phantom Blood» — после того, как Джонатан всё-таки сорвался, Дио решил, что лучше притвориться исправившимся, чтобы через несколько лет показать свои зубы.
  • «Cowboy Bebop» — Фэй Валентайн долго казалась совершенно неисправимой дрянью, которую совершенно не пронимали никакие оздоровительные порки.
  • «Selector Infected WIXOSS» — Акира Аой последовательно проигрывает битвы Руко Коминато и Ионе Урадзоэ, после чего её желание сломать жизнь соперницы оборачивается против неё и она сама теряет свою работу и опускается на дно жизни. И даже после этого все равно остается высокомерной гадиной, пытающейся из раза в раз попортить кровь главным героям.
  • «Покемон» — команда R же! Получают целительных люлей с завидным постоянством, но от охоты за чужими покемонами не откажутся ни за что.
    • Если Дрю после каждой встречи относится к Мэй всё теплее, то Харли — другой её оппонент — добреть не собирается. Как был козлом, так и остался после череды порок.
  • «Сказки братьев Гримм» — в серии «Волк и Лис» Волк, не наевшись принесенной Лисом яичницей, попытался раздобыть себе еще самостоятельно, попался крестьянам и был избит до полусмерти. Когда Лис сказал, что такой тупой и никчёмный обжора, как Волк, заслужил такую взбучку, то Волк только и смог, что продолжить ныть, какой он голодный, и как ему больно. А вскоре Лис придумал, как заманить Волка в ловушку, воспользовавшись именно тем, что Волк так и не начал думать ни о чём, кроме своего пустого брюха.
  • «Восхождение героя щита» — изгнание из королевской семьи с лишением собственного имени не помешало МалтиСуке и дальше строить козни, доведя в итоге до гибели родную мать и едва не уничтожив всё родное королевство. В итоге и сама плохо кончила.
  • «El Cazador de la Bruja» (2007) — Эллис хорошенько отметелила Эл Эя, чтобы тот понял, что его навязчивые приставания её совершенно не радуют. Юноша сначала был шокирован тем, что его любимая Эллис вообще способна на такое, а потом просто решил, что раз бьёт, значит любит.

Видеоигры[править]

  • Psychonauts 2 — Малигула, случайно убив свою сестру, ужасается лишь на секунду, а потом решает, что какая разница — она ведь уже стольких убила.

Реальная жизнь[править]

  • Собственно, порка в буквальном смысле слова, как считается в современном мире. И не надо тут снова разводить диванную психологию.
    • Никакой диванной психологии — законные наказания для несовершеннолених правонарушителей по сути сводятся к наказанию родителей. Вот только для самого правонарушителя штрафы, которые за него придётся платить родителям — чужие, а задница — своя.
  • Жан-Жак Руссо выступал против порки как метода воспитания именно по этой причине — ему порка не просто не «помогала» от шалостей, а приносила сексуальное возбуждение, провоцируя напрашиваться на наказание снова и снова, и философ разумно подозревал, что не он один такой… эстет.
    • По большому счету, если порка приобретает сколько-нибудь системный характер, то она либо втягивает в некое подобие BDSM-отношений с родителями, либо учит наоборот, относиться по принципу «перетерпели и проехали», а родителей воспринимать просто как фактор, с существованием которого приходится мириться.
  • Многие люди, попав в места лишения свободы, не только не исправляются, но лишь сильнее связываются с криминальной средой. Тут, конечно, виновата больше сама структура этих самых мест, нежели факт наказания, но…
  • Характерно для серийных убийц. Эдвард Кемпер (и не он один) авторитетно утверждал, что его исправлять бесполезно, никакая терапия ничего гарантировать не сможет, и единственным разумным методом обращения является смертная казнь.
  • Хорош гомосексуализм или плох — вопрос для другой статьи, но «корректирующее изнасилование» от него точно не помогает. И не может помочь, потому что оно, кхм, изнасилование.
  • Очень, очень многие МТА читают разгромные отзывы (не всегда цензурные и иногда довольно обидные) на свои опусы… и продолжают в том же духе. Некоторые из них искренне (из-за тяжёлого дурновкусия и отсутствия чувства языка) не способны понять, почему их творения плохи, другие получают основное удовольствие от собственно факта написания хоть чего-нибудь, публикации хоть где-нибудь и получения хоть каких-нибудь отзывов, у третьих смыслом творчества является не художественная ценность, а живописание постулатов своей идеологии
  • Нередки ситуации, когда определённый участник или аноним считает свои правки единственно верными и поэтому пытается вернуть их любыми способами (или удалить «неправильные» по его мнению) на какой-нибудь сайт, (в том числе и на этот), даже получив множество банов на разные аккаунты или IP-адреса. В особых случаях, статью можно спасти только запретом для редактирования анонимными пользователями.

Примечания[править]

  1. Она же Госпожа Развилок — богиня вероятностей в Мире Сонхи. Однажды ей слушать это надоело и богиня отрастила Дирвену самый натуральный рог до той поры, пока он не совершит бескорыстный хороший поступок.