Окопная война

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« На фронте без перемен »
— Так об этом сообщалось в газетах
Фото времён кодификатора. Окоп британских гренадёров под Соммой.

Ужасы окопной войны

Полная противоположность Блицкригу: никаких стремительных обходов, прорывов и наступлений — линии траншей от горизонта до горизонта, причем на все четыре стороны[1], колючая проволока и регулярные беспокоящие обстрелы. Все попытки наступлений сводятся к многонедельным боям за участок в пару кв. км и десяткам — если не сотням! — тысяч убитых и искалеченных в таких боях. Всё остальное время проходит в многодневном сидении в «лисьей норе» под бруствером, попытках закинуть к противнику что-нибудь взрывающееся, а если тот достаточно близко — то доходило и до словесного обмена оскорблениями. Помимо постоянных артиллерийских обстрелов, отвратительные условия проживания обеспечивают валяющиеся повсюду трупы, грязь, лужи отравленной воды, крысы, вши и различные болезни (есть даже термин такой — «траншейная стопа»). Синонимом такой войны является война на истощение, ведь каждая сторона в этом случае надеется, что её противник выдохнется и сломается первым.

Причины «позиционного тупика» весьма просты: в войсках уже появились пулемёты, магазинные винтовки, скорострельные пушки и колючая проволока, но ещё отсутствовали средства прорыва обороны: танки, гранаты, миномёты, бомбардировщики. После того, как появились необходимые средства и выработалась правильная тактика прорыва[2] — выход из «тупика» был найден… Созданием пролома в стене.

Альтернативная точка зрения на причины данного явления заключается в профнепригодности генералов, которые повышались в чине в основном в мирное время, а потому на момент начала первой мировой войны почти все генералы крупных стран были «кабинетными», и из приемов у них было лишь «завалить врага трупами». По понятной причине (инженерные войска в это время усиленно качались и отточили матчасть укрепления позиций почти что до совершенства), применяясь с обеих сторон эта тактика приводила лишь к горам трупов с каждой стороны.

Траншейная же война, к удивлению некоторых, была изобретена задолго до пулемётов и скорострельных ружбайсов. Она является разновидностью осады, при которой к крепости, чьи стены вооружены мощными и дальнобойными пушками, пехоте подобраться попросту нереально. Поэтому пехота скучала на безопасной дистанции, а к крепостным стенам тихой сапой полз инженерный корпус, причем зигзагами (чтобы не получить продольный залп по траншее), с целью завести под стену мину и взорвать её к чертям. Со стороны осаждаемых, соответственно, траншеи копал их собственный стройбат, на встречу противнику с целью завести контр-мину и подорвать врагу что-нибудь важное (промежуточный склад боеприпасов, например), а то и залезть ко врагу в окоп и устроить резню. Эта веселуха могла затянуться надолго, и не смотря на то, что многие считают её скучной, это далеко не так. Она была похожа на игру в «го», и очень сильно.

Так вот, с нарастанием роли осадной артиллерии продолжать заниматься такими вещами было уже нельзя: мощные снаряды пущенные по навесной траектории просто перепахивали всё поле воронками и не давали копать траншеи от слова «вообще», так что позиции противников начинались там, где заканчивалась дальнобойность пушек противника. Поскольку единственное на тот момент средство противодействия оказалось недоступным, войска начали тупить, и поначалу занимались зерг-рашами на территорию противника в промежутке между арт-обстрелами, а когда с обеих сторон позиции окутались колючей проволокой, а из огневых точек высунулись пулемёты, проблему попытались решить с помощью наращивания дальнобойности артиллерии, что привело лишь к тому, что перепаханное поле между позициями стало шире. Вялые попытки кидаться гранатами с кукурузников, а также пробираться к врагу под покровом ночи так же ничего не дали. Ну и, как и положено в игре «го», фронт рос в длину, росло количество задействованных юнитов, и так пока все не уперлись в лимит как по территории доски, так и по количеству юнитов, которых попросту стало не хватать. Например, в несчастной Фландрии, а конкретно в одном месте (при Пашендейле, умники могут уточнить какая это была по счету битва при Ипре[3]) за полгода полегло где-то около миллиона человек (на эту тему у Iron Maiden и Sabaton есть соответствующие песни). Короче говоря, не смогли решить проблему силой — стали пытаться решить мозгом. Вот тогда-то и начались попытки то газом потравить врага, то танк запустить через колючую проволоку, то скинуть ему на голову что-нибудь посерьёзнее гранаты-колотушки — а тут как раз и опытные, хитроумные, поднаторевшие в боях генералы высвободились и понеслось…

Примеры[править]

Литература[править]

  • Э.-М. Ремарк, «На Западном фронте без перемен». Война - это кошмар
  • Э. Юнгер, «В стальных грозах». Война - это круто
  • А. Н. Степанов, «Порт-Артур».
  • И. Николаев, Е. Белаш, «1919». Альтернативная история, где Первая Мировая затянулась ещё на год. Окопная война развилась и ожесточилась до крайности.
  • Артуро Перес-Реверте, «Капитан Алатристе». Собственно, именно сабжем Алатристе и занимается во Фландрии. На дворе, на секундочку, XVII век. Имеется описание подкопа и траншейной резни.
  • Сесил Форестер, «Коммодор» — под весьма экзотичной для англичан Ригой Горацио Хорнблауэр становится свидетелем (и даже немного участником) сабжа между войсками Наполеона и интернациональной солянкой со стороны России. В качестве цимеса — описание применение бомбардирских судов, что в литературе редкость.
  • Алексей Пехов, «Созерцатель» — воспоминания Итана Шелби о войне, в первую очередь о зимних боях в Компьерском лесу.
  • «Мастер формальностей» — поле боя: планета Офион-6. Обе стороны — войска планет Апиос и Хан — понастроили укреплений по всей планете и сидят без дела. Вылазки не делают уже несколько десятилетий, ибо боевые орбитальные спутники могут ещё как шарахнуть, правда и свои спутники есть, так что соблюдается шаткий пат. Всё меняется, когда ханы начинают идти в бой с дубинками. У апиосцев шок — как можно воевать такими варварскими методами в цивилизованное время? Что же насчёт того, чтобы отстреливаться дальнобойным оружием? Но это же нечестно!
  • Дмитрий Политов «Пепел удачи» — битва за планету Токсару между Империей и ДемСоюзом. Упоминается что это была битва за Верден в масштабах планеты.
  • Алексей Толстой, «Хождение по мукам». В первой части трилогии достаётся немного времени для Восточного Фронта Первой Мировой.

Кино[править]

  • «Боевой конь» — часть сюжета.
  • «Мой мальчик Джек» — о гибели Джона Киплинга, сына писателя. Главную роль сыграл Дэниэл Рэдклифф, что вызвало шквал шуток про Хогвартс и отсрочку от армии.
  • «Эскадрилья „Лафайет“» — об американских добровольцах-пилотах. Впрочем, окопная война затрагивает их лишь один раз. А всё остальное время — динамичные воздушные бои.
  • «На страже смерти» — действие происходит во время Первой мировой, гнетущая атмосфера передаётся на отличненько, а посему творящаяся мистика не так уж шокирует… и оттого становится только страшнее.
  • «Конец парада» по циклу романов Форда Мэдокса Форда — формально мини-сериал, на деле же многосерийный английский фильм с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли (и честное слово, это одна из лучших его ролей!), примерно об этом же: английский добровольческий полк, оказавшись в окопах Первой мировой, проходит все фазы от «зачем собирать добровольцев, они не успеют на фронт до окончания войны» до полного безразличия даже к собственной жизни. И всё это на фоне утонченной светской жизни в самой Британии.
  • «Долгая помолвка».
  • «Чудо-женщина» — практически в одиночку штурмует немецкие окопы с щитом и мечом. При этом, немцы ведут себя подчёркнуто глупо — стреляют только в тот самый щит, а не по конечностям.
    • Насчёт глупости можно поспорить. Во время такой свалки действуешь скорее на инстинктах, а так как с подобным противником никто не сталкивался - огонь ведётся по центру корпуса. Нервов и времени выцеливать конечность нет. Даже в современности на штурмовых щитах есть красный круг, чтобы в первую очередь стреляли именно туда. Таки работает.

… вообще почти любое кино о первой мировой: если бюджета хватает — гарантировано созерцание сабжа на половину экранного времени.

  • «1917» — показано особенно красочно, траншеи — целый лабиринт, и в нём гниёт гора трупов.

Телесериалы[править]

  • «Чёрная гадюка» — весь четвёртый сезон происходит в окопах Первой мировой, в ожидании большого наступления на вражеские позиции. Что и происходит в последней серии, к сожалению главных героев.
  • «Аббатство Даунтон» — некоторые герои таки посидели в окопах Великой войны.

Видеоигры[править]

  • Valiant Hearts: The Great War. Во всей красе.
  • 11-11: Memories Retold. От тех же авторов.
  • Necrovision. Действие первой главы происходит именно в траншеях.
  • Verdun.
  • Battlefield 1.
  • Hearts of Iron IV — позиционную войну можно и нужно использовать против сильного противника, чтобы измотать его
  • Iron Storm: World War Zero — про альтернативную Первую Мировую, затянувшуюся на полвека. А всё потому что обе стороны по факту обслуживают интересы одних и тех же военных корпораций.
  • Supreme Commander — тот редкий случай когда игра не посвящена Первой Мировой, но получается сабж. Типичная партия выглядит примерно так: команды в попытках откусить как можно больше карты и сопутствующих ресурсов сходятся где-то на центре и с выходом на второй технологический уровень начинают застраиваться силовыми полями, турелями, ПРО и лениво перестреливаются артиллерией пока кто-нибудь не скатает достаточно большой шар смерти, найдёт во фронте дыру или построит вундервафлю. Первым обычно это делает тот, кто смог в начале захапать больше реклейма и месторождений и менее бездарно отдал обломки уже собственных юнитов.
    • Впрочем это проблема больших карт. На небольших картах с маленьким числом игроков партии редко доходят до стадии тотального зашивания и заканчиваются удачным десантом, рашем с неожиданной стороны или банальным зевком Коммандера.
  • Периметр — эталон ещё больший. Тут даже можно самому копать траншеи, имеются подземные юниты и специальные турели, которые могут атаковать только постройки(!). А главные способы вынести противника под кучей турелей и силовым полем на крайний случай — закидать его мясом и перепахать базу теми самыми гаубицами.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40 000 — довольно частое явление в сеттинге, особенно конфликтах с участием имперской гвардии. Особо примечательна Осада Вракса. [4]А самые главные по этой части — Корпус смерти Крига у Империума и хаоситский легион Железных Воинов.
  • Шахматы — закрытые дебюты, позиционка как она есть. Представляют собой медленное, позиционное маневрирование на весьма ограниченном пешечными цепями пространстве доски. После вскрытия центра тропом быть перестают. Сюда же целый ряд ничейных позиций уже в эндшпиле.

Музыка[править]

  • Iron Maiden — Paschendale.
  • Sabaton 
    • The Price Of a Mile
    • Fields of Verdun
    • Angels Calling
    • да и вообще большая часть песен с альбома The Great War об этом.

Реальная жизнь[править]

  • Оборона Севастополя в 1854-55 и Порт-Артура в 1904-05 гг. — репетиция. За Порт-Артуром внимательно следил весь мир, а некоторые тщательно записывали.
  • Первая мировая война — кодификатор.
  • Внезапно, Вторая мировая война — в 1942-43 гг. примерно так выглядела линия фронта севернее Орла[5].
    • И итальянский фронт в 1944-45 гг. Хотя тут дело скорее в отсутствии политической воли: по сравнению с французским ТВД итальянский считался у союзников глубоко второстепенным.
      • Но не в 1943, когда в считанные месяцы были освобождены Сицилия и юг материковой Италии, а сам Муссолини оказался свергнутым. Да и в 1944 не очень: 4 июня был освобождён сам Рим, ещё до начала Нормандской операции.
    • Кроме того, надо учесть, что Италия расположена на сравнительно узком полуострове, изобилующем холмами и даже горами. Немецко-итальянским войскам удалось создать устойчивую линию обороны поперёк всей страны, и прорывать её войскам антигитлеровского союза пришлось большой кровью. «Червоны маки на Монте-Кассино…»
    • Ленинградская блокада с конца 1941 г. и практически до самого окончания.
  • Еще более внезапно — испано-нидерландская «Восьмидесятилетняя» война 1568—1648 гг. (aka нидерландская буржуазная революция). Снова доминирование обороны над нападением. Современные бастионные крепости голландского образца мало того, что было чрезвычайно сложно проломить (ядра вязли в земляных валах, ага), да вдобавок перекрестный огонь подавлял всякое желание ходить в атаку. Богатство Нидерландов (и длительность конфликта) позволило навтыкать таких крепостиц с неслыханной плотностью. На одно полевое сражение приходилось по 20 осад с, вы не поверите, окопами, минами (минами называли не противопехотные мины, а подкоп с целью заложить мину под крепостную стену) и контрминами, снайперским огнем, дождем и слякотью. Устроить полноценный позиционный праздник по всей Европе не позволяла неслыханная стоимость укреплений, но в Нидерландах за 80 лет понастроили достаточно.
  • Ирано-иракская война 1980—1988 гг. (с 1982 года и до окончания).
  • Граница между КНДР и Южной Кореей после 1953 года. Стреляют редко (хотя периоды активности бывали), но все остальное, положенное в рамках тропа, развивается уже почти 70 лет.
  • Война малой интенсивности между Египтом и Израилем в 1967—70 гг. (её так и называют «Война на истощение»). Нейтральной полосой служил Суэцкий канал.
  • Целый ряд «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве, когда, в отсутствие активных боевых действий, противостояние сторон сводится именно к сабжу. Иногда они «размораживаются» — как в Грузии в 2008 и в Карабахе в 2020 — чтобы потом снова «заморозиться».
    • Частный случай — конфликт в Донбассе: первые пару лет русские и украинцы достаточно бодро резали друг дружку, попутно прокачивая давно забытые навыки ведения войны, но потом всё стихло и дошло до состояния, когда стреляют вроде бы ежедневно и далеко не из «воздушек», но трупов мало и карта практически не меняется. Частично этому послужило очередное соглашение о прекращении огня, после которого действующие стороны просто начали соревноваться, во-первых, в том, как бы наподдать оппоненту, чтоб никто не заметил, а во-вторых, подсчётом соответствующих действий (нарушений прекращения огня) со стороны противника с целью пожаловаться об этом на мировой арене.
      • Конфликт разморозился, когда Россия начала специальную военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины. После чего, спустя год, линия фронта снова относительно стабилизировалась.

Примечания[править]

  1. Глубина первой линии обороны могла достигать 3 км, а с учетом тыловых позиций — до 20 (!) км
  2. Правильная тактика: использование штурмовых групп, оснащённых автоматическим оружием, гранатами, огнеметами и имеющих танковую, артиллерийскую и авиационную поддержку. Эта тактика начала складываться уже в 1914 г., но гранат не хватало количественно. С 1915 года в войсках начали массово появляться миномёты, который пехотинцы легко тараканили с собой, поддерживая свою атаку сами и гранаты: «колотушки» (у немцев) и «лимонки» (у членов Антанты). С 1916 г. в массовое применение пошли ручные пулемёты и огнемёты, пистолеты-пулемёты появились в 1918 г., но они уже ни на что повлиять не успели.
  3. уточняю - третья
  4. Пять лет. Девятнадцать миллионов погибших. Расфигаченный в хлам и зараженный химическим оружием мир-арсенал. Жуфор Колосажатель собрал пару-тройку тысяч черепов к трону Кхорна. Демон-принц Мамонна довольно улыбается из Варпа.
  5. Леса, болота и грамотная тактика немцев тому причиной. В 1944-45 гг., когда Красная армия отработала наступательную тактику, примеров прочной обороны немцев стало существенно меньше