Оливы, макароны и серенады

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Моя Италия, страна родная!
На всей планете ты одна такая…
»
— Известная песня из репертуара Сальваторе Кутуньо
Хуманизация от Bill Presing

Stereotipi[править]

Итальянцы не могут говорить, если у них связаны руки.

(link)

наглядно
  • Итальянцы — нация, с одной стороны, единая, а с другой — крайне раздробленная: каждый регион имеет свою культуру, традиции, кухню и т. д.
    • Скажем больше: даже языки у них по факту разные, хотя и довольно похожие (официально считаются диалектами). Северные ближе к французскому (т. н. галло-итальянский кластер; особенно выделяется пьемонтский, невероятно схожий с южнофранцузскими языками вроде окситанского), а южные — к испанскому[1]. А что вы хотите от страны, которая не была единой на протяжении почти четырнадцати веков — с 476 по 1861? То, что ныне официально называется «итальянским языком» — наиболее усреднённый идиом, основанный на тосканском диалекте.
      • Не была единой чуть короче: где-то с 526 года, потому что после смещения последнего римского императора в 476 появилось Королевство Остготов, охватывавшее не только Апеннинский полуостров с Сицилией, но и почти все Альпы и даже часть Далмации. И остготской была лишь правительственная элита, основным населением так и оставались покорённые римляне — на этой почве постепенно и начались серьёзные распри, которые после смерти короля Теодориха привели королевство к краху, а вместе с ним тысячелетия на полтора как раз и исчезла единая Италия.
        • Если быть совсем точным с 572 года. Когда лангобарды вторглись в Италию, к 554 году зачищенную византийцами от остготов и захватили примерно половину полуострова.
  • В культурном и экономическом плане Италия, как Корея до разделения и США делится на Север и Юг. Север — край с развитой промышленностью, а Юг — аграрный регион, житница Италии. Разница в доходах между Севером и Югом составляет около 40 % (а это разница примерно как между Германией и Венгрией), поэтому южане часто мигрируют на север в поисках работы и хорошего образования. Стереотипные северяне — предприимчивые и прижимистые буржуа, с лёгкостью воспринимающие всё новое, а южане (terroni) — крестьяне, приверженные силам традиций, и потому консервативные. Различается и менталитет: северяне — чёрствые педанты, а южане — более открытые и эмоциональные, а также, в отличие от северян, стараются никуда не спешить. Среди одежды стереотипные северяне предпочитают дорогую и брендированную, но качественную одежду, а южане предпочитают одеваться ярко, но как попало (то же относится и к макияжу), с лёгкостью купясь на псевдобрендовые подделки.
    • Кстати, та самая итальянская мафия действует не только на Сицилии, но и по всему югу.
    • Иногда в качестве отдельного региона выделяется Центр, включающий в себя Тоскану (главный город — Флоренция) и Рим (его окрестности называются Лацио). Область в районе современной провинции Фрозиноне (к юго-востоку от Рима) называют Чочарией из-за поршней «чочи» — традиционной крестьянской обуви.
      • Тоскана — преимущественно горный край, покрытый непролазными даже в наше время лесами. А на побережье Тирренского моря в состав Тосканы входит болотистая местность под названием Маремма. Конечно, знаменитые пейзажи с виллами, живописными деревеньками, кипарисами, аккуратными полями и виноградниками в Тоскане присутствуют, но сосредоточены в долинах рек и являются результатом длительного и упорного труда крестьян.
    • Исторически север Италии принадлежал различным кельтским, а позднее — германским народам, а юг — грекам и арабам.
  • Итальянские семьи, как и, например, кавказские — очень большие. Но если у кавказцев главными являются аксакалы, то у итальянцев — Мама. Ничего не напоминает?
    • В наши дни такие семьи сохраняются в основном на юге, да и то — не везде. Как и везде в Европе (и в России) в том числе, большинство современных итальянских семей — небольшие, с одним (реже двумя-тремя) ребёнком, так как содержать дорохо ©. А вот авторитет матери пока ещё сохраняется.
    • Кстати о мамах: на Севере детей воспитывают строго, а на Юге часто позволяют детям вести себя гиперактивно и балуют, из-за чего на Юге полно т. н. «яжматерей».
  • Итальянцы не пьют воду, они пьют вино.
    • Правда. Нет, воду они пьют, но вино — обычный напиток, сопровождающий обычный обед. А что вы хотите от страны, где традиции виноделия (и, соответственно, винопития) уходят корнями аккурат в эпоху Древнего Рима? Даже детям его дают, с 11-12 лет, а до того постепенно приучают к вину через разбавление водой.
    • Заодно стоит отметить, что современные итальянцы (а северные — и с конца XIX века) весьма неравнодушны к пиву и достаточно часто его пьют. В частности, именно пиво — стандартная «запивка» к пицце. К тому же «антистереотипу» — итальянские сорта пива весьма недурны, лучшие из них не уступают классическим, вроде бельгийского, баварского или чешского.
  • Не забудьте, что у итальянцев исключительно развита кофейная культура — вплоть до выработки норм этикета в духе «пить капучино после полудня неприлично». Именно из итальянского пришли названия кофейных напитков американо, аффогато, капучино, латте, лунго, макиато, моккачино моретта, ристретто и эспрессо. Кроме того, Италия является родиной целой плеяды всемирно известных кофейных брендов: «Bialetti», «Illy», «Lavazza» и многих других.
    • После поражения от британцев в Эфиопии во Вторую мировую из продажи в Италии пропал кофе, который для них важнее хлеба!
    • Кстати стоит заметить — что сами итальянцы это ваше «американо» считают разбавленным кипятком, которым они поили крайне неразборчивых американских солдат. Сами итальянцы традиционно пили кофе по крепости не сильно отличающееся от типично турецкого.
  • А едят макароны и пиццу.
    • А как же равиоли? И ещё ризотто!
    • Вообще-то то, что мы называем макаронами, у итальянцев называется pasta и различных вариантов её, как и традиций приготовления, легион. Соответственно у нас паста — это такое вещество, которым что-то мажут (зубная, к примеру). Томатной пастой, например, мажут макароны. Вот такой вот… даже не поймешь, то ли каламбур, то ли оксюморон. Происхождение этих слов общее, через латинское pasta — «тесто».
  • В Италии три вида транспорта — Феррари, Ламборгини и мопед.
    • У нас «феррари» и «ламборгини» больше, потому что больше богачей, картинно сорящих деньгами налево и направо. Куда более итальянский вид транспорта — старая, но действующая и обычно небольшого размера машина (благо, местный климат щадит кузов). Тот самый E una Seicento giu' di carrozzeria («Фиат-600[2][3] с помятым кузовом»), про который пел Сальваторе Кутуньо. Сейчас (2018) их, правда, немного — экологические налоги всё-таки, больше современных небольших машин. А то, что мотороллер в его современном виде оформился в Италии — факт, да и сумочников на мотороллерах там полно.
      • Но справедливости ради стоит заметить: это стереотип из разряда se non e vero, e bene trovato — Италия более чем кто-либо имеет основания считаться родиной слоновсуперкаров. Итальянская автомобильная школа возникла давно и развивалась быстрыми темпами, обзаведясь и своими автозаводами-гигантами (типа того же FIAT), и отличными инженерами, и первоклассными дизайнерами, да плюс активное и весьма успешное участие в гонках (Ferrari долгое время наводили страх на всех в Ле-Мане, а в Lancia — в раллийных состязаниях)… так что неудивительно, что первый особо высококлассный автомобиль, который, собственно и стал именоваться суперкаром — это итальянский Ferrari 250 GTO. Ну и в итоге, уже в наше время, хотя сами по себе суперкары, очень быстрые и навороченные, клепают все, кому не лень, включая Мексику и Китай — наиболее «породистыми», престижными и харизматичными по-прежнему считаются итальянцы: Ferrari, Lamborghini, Bugatti (исторически марка французская, но современная штаб-квартира перенесена в Италию) и это только те, кто у всех на слуху, а есть ещё не менее крутые и престижные Alfa Romeo, Maserati и Pagani… А сколько ещё было раньше итальянских мастеров, которые специализировались именно на штучных суперкарах (автор правки сходу может вспомнить Bizzarrini и Iso, но по факту их ещё больше).
      • A propos: «породистыми» автомобили синьора Энцо Феррари делались вполне целенаправленно. Помимо очевидного профита от неоднократных побед в гонках, вокруг них сознательно складывали своего рода культ (к примеру, для той же 250-й покупателей должен был одобрить лично сам «Коммендаторе»), и это сработало. В наше время покупка особо пафосного, малотиражного и навороченного суперкара с гарцующим жеребцом на капоте превращается в полумистическую процедуру с тщательным отбором клиентов — абы кому такой просто не продадут ни за какие деньги! Мало того, фирма вполне способна, скажем, закатать судебный иск покупателю, мировой звезде футбола, на том основании, что он посмел опубликовать фото купленного им Ferrari со своими бутсами на капоте. Oh, Dio, che orrore! Какое кощунство! И да, они выиграли иск…
      • Ферруччо Ламборгини, кстати, начинал с выпуска тракторов и катеров, а за суперкары взялся именно после того, как покритиковал при тогда ещё «Инженьере» («Коммендаторе» папашу Энцо стали называть заметно позже) коробку передач той самой 250 GTO. Известный своим ЧСВ Феррари тут же вспылил в духе «Да что этот тракторист может понимать в автомобилях?!» — и так родилось одно из самых знаменитых автомобильных соперничеств.
  • Современная итальянская автомобильная подвеска — редкостное дерьмище, хуже только французская.
    • Серединка на половинку — на современных российских дорогах любую подвеску, кроме старых американских и наших родных, можно ушатать в хлам за месяц. Смотря как ездить. А вот крупные автомагистрали там действительно хорошие: когда под асфальтом лежит полноценный десятиметровый «сэндвич», уложенный ещё при цензоре Аппии Клавдии Цеке, можно слегка пересмотреть приоритеты при проектировании подвески.
  • Итальянцы очень любят футбол.
    • Правда. Они любят спорт во всех видах — в смысле, не заниматься им, а смотреть. Вот уже третью тысячу лет любят.
  • Итальянцы любят швыряться из окон телевизорами и мебелью.
    • На самом деле они так поступают только под Новый Год. Примета такая: с наступлением нового времени — картинно выкинуть из дома старьё, и тогда все былые невзгоды останутся в старом году.
    • В городах эту традицию пришлось запретить на законодательном уровне, чтобы идущим по улице не «прилетело» с верхних этажей. Северную и центральную части страны уже приучили выбрасывать вещи, аккуратно донося до помойки. На юге традиция пока сохраняется.
  • В Италии можно снимать фильмы-катастрофы про загрязнение окружающей среды, вот такая там помойка.
    • Местами бывает, один раз был даже «мусорный бунт». К тому же мусорный бизнес плотно лежит под мафией с незапамятных уже времён, а они обожают местным властям выкручивать яйца этим фактом.
  • Все итальянцы очень любвеобильны. Прожить жизнь, не трахнув кого-нибудь, — ПОЗОР!
    • Отчасти правда, но по поводу секса и любвеобильности в наше время — это немного на Северо-Запад. Но на их (и вообще на много чьём фоне, кроме испанцев и славян) итальянцы редкостные романтики.
  • На итальянском можно либо петь, либо ругаться. «— О Боже, что он делает! Кретино! Сьенца даньента фурста дьяволо падулоладопиле! Фулла поларитта, дольче вита э финита, та мамма мия, тан перентенте!..» (Гангстер-итальянец)
    • Итальянские оперные традиции более благозвучны, нежели суровая немецкая классика а-ля Вагнер, это да. В то же время, когда Моника Белуччи ругается матом, это тоже звучит как дивная песня. Особенно доставляет, что итальянский мат весьма похож на русский — те же корни, такое же словообразование. На английский русскую матерную фразу вряд ли переведёшь во всей её красе, а вот на итальянский — можно. Кстати, о мате: собственно, выражения с письками и дерьмом, сродни русскому мату, хоть и считаются грубыми, но десемантизированы, и поэтому их можно услышать довольно часто. А вот ругательства с упоминанием Бога, Девы Марии и святых не только осуждаются, но и считаются адми­нистративным (до 1999 г. — вообще уголовным) правонарушением с штрафом от 51 до 309 евро.
  • Итальянцы крайне темпераментны и болтливы.
    • Зависит от региона. В каком-нибудь Милане они могут быть вполне себе чопорны, а чем южнее, тем темпераментнее. Ссору двух водителей в Неаполе можно наблюдать с попкорном. Тем более это не Техас и даже не Россия, стволы они не достанут, но вот ругаться будут до полного истощения.
  • В Италии мужчины отращивают щетину, под полой плаща носят обрез, а в кармане — нож.
    • Больше характерно для фильмов про Сицилию. Впрочем, было у них время, когда такой дресс-код был почти по всей стране. Ещё больше характерно в фильмах про итальянскую мафию в Америке.
  • Не умеют и не любят воевать.
«

— Мой фюрер, Италия вступила в войну! — Пошлите против них три дивизии. — Но мой фюрер, Италия вступила в войну на нашей стороне! — А вот это действительно плохо. Пошлите им на помощь десять дивизий.

»
— Немецкий штабной анекдот
  • И имеют на это веские причины. В конце XIX — начале XX вв. у Италии был малый политический авторитет. Политическая элита страны во чтобы то ни стало пыталась это исправить, территориальными приобретениями и маленькими победоносным воинами. Но подвела бедность. Кое-как вооруженная, снаряжённая и отвратительно снабжаемая армия громилась не только турками, греками и албанцами, но и эфиопами, ливийцами и даже сомалийцами. Имея пулемёты, потерпели поражение от эфиопов, и даже при наличии танков и самолётов вся их власть над Эфиопией ограничилась столицей, да и то лишь в светлое время суток. В итоге маленькие войны выигрывались либо с гигантскими финансовыми затратами и кабальными займами, либо с помощью союзников. За внешнеполитические авантюры элиты расплачивался уже весь итальянский народ, что породило у него очень прохладное отношение к армии и нежелание очень уж убиваться на войне.
    • Впрочем нестройные военные успехи всё таки позволили последнему королю Италии именоваться так же «королём Албании и императором Эфиопии».
  • А вот в раннем Средневековье итальянцы не раз успешно громили войска императора Священной Римской империи — Первого рейха, безуспешно пытавшегося стать из германского короля настоящим императором Рима. Воевали они с германцами и после эпохи кондотьеров — итало-германские войны XVI в. тому порукой. Но вот итальянское дворянство действительно не умело и не любило воевать. В той же СРИ ландскнехтов и позже рейтар старались держать на коротком поводке, что заставляло их нанимателей приобретать навыки командования и управления. А итальянская практика найма кондотьеров под задачу, при которой их командиру доверялись все тактические решения, привела к упадку собственной военной школы: итальянский дворянин почти наверняка был недурным фехтовальщиком (тамошние школы фехтования славились на весь мир), но командиром — совершенно никчёмным. Примерно то же можно сказать и про рядовой состав. Не считая генуэзских стрелков, которые были круты, но немногочисленны, итальянские рекруты были совершенно физически и психологически не подготовлены к военной жизни.
    • Миланские доспехи были знамениты во всей Европе, а клинки с генуэзским клеймом «челюсти» на Кавказе ценились выше любых других под названием «гурда́» (чечен. «владелец капкана»). Средневековье? Так-то оно так, но традиции сохранились: миланские доспехи делались из брешианской стали — и именно в Брешии находится самая старая оружейная фирма в мире, которая скоро отметит свое 500-летие («Беретта», первое упоминание в документах — 1526, а основана наверняка еще раньше).
      • Дальше было то же самое. До Второй Мировой войны включительно «общественное мнение» считало итальянцев производителями великолепного оружия, которые сами не умеют им пользоваться.
  • В то же время один из самых известных имперских маршалов времён Тридцатилетней войны был вполне себе итальянец — Оттавио Пикколомини, и в том, что Габсбурги сумели избежать полного разгрома, есть немалая доля и его заслуги. Итальянцем был и его младший современник — Раймондо Монтекукколи. Он успел стать генералом в Тридцатилетней войне, но полководческая слава пришлась на 1650-70-е годы (войны против турок и французов). Великого полководца рубежа XVII—XVIII веков Евгения Савойского итальянцы считают итальянцем (своим его считают и австрийцы с французами, его имя было даже на броне нацистского крейсера), он был одним из кумиров юного Суворова.
  • А один родившийся на Корсике генуэзский итальянец два десятилетия держал в страхе всю Европу.
  • Гарибальди не знал, что итальянцы воевать не любят, и начал свой поход, но австрийским войскам всё равно проиграл вчистую. Причём уже весьма престарелому на тот момент графу Радецкому. В дальнейшем имел дело с менее бравыми австрийскими генералами и неоднократно побеждал их.
  • В ходе мировых войн прославились итальянские «люди-лягушки» — самые эффективные в мире диверсанты-подводники (добиравшиеся до цели верхом на торпеде), утопившие австрийский линкор в 1918 голу, два британских в 1941 и, по некоторым данным, советский линкор «Новороссийск» (бывший итальянский «Джулио Чезаре», то бишь «Юлий Цезарь») в 1955. Кроме того, на их счету британский тяжёлый крейсер и десятки других кораблей и транспортов. Первенство на планете держат и итальянские торпедные катера. На их счету австрийский линкор в 1918 и множество целей поменьше. Только при атаке на британский конвой «Пьедестал» 13 августа 1942 потоплены крейсер и 4 транспорта.
    • На суше же вписали себя в историю отважные до отмороженности итальянские штурмовики-ардити, после Первой Мировой ставшие костяком фашистских боевых организаций, и дивизии «Ариэте» и «Фольгоре», чей коронный момент (превратившийся в коронную смерть) наступил под Эль-Аламейном.
  • А ещё ходила поговорка о том, что итальянцы умеют строить корабли, но не умеют их использовать. В обеих мировых войнах корабли, построенные итальянцами на экспорт, отлично проявляли себя в бою, но вот если на них воевали сами итальянцы — успехов не было.
    • Но всё же эсминцы типа «Маэстрале», из которых растёт советский проект 7, для Арктики оказались слабоваты, пришлось заметно усиливать корпус.
    • Хотя и стоит отметить, что королевский флот во Второй Мировой проявил себя всё же лучше, чем армия и авиация — хотя по большей части из-за того, что армия и авиация были совсем уж плохи.
  • Так же роль Италии в обеих мировых войнах породила и другой анекдот: «Если итальянцы начали и закончили войну на одной стороне, значит они сменили сторону дважды» — В Первой Мировой Итальянское правительство обещало помощь Германии, но выступило на стороне Антанты, а во Вторую, ближе к её концу, в Италии свергли Муссолини и немцам пришлось оккупировать Италию и искать замену дуче.
  • Знаменитый аргентинский футболист Марадона — итальянец по происхождению.
    • То же самое относится к не менее чем 2/3 известных аргентинских футболистов. В Аргентине вообще выходцев из Италии очень много, а делать европейскую футбольную карьеру проще, имея европейских же предков.
    • Скорее, по имени, так как на морду — типичный аймара.
    • А вот это как раз не удивительно — чуть ли не у половины аргентинцев есть итальянские корни.
    • С другого берега Атлантики вежливо кивает внук пьемонтского эмигранта Мишель Платини; да, выходцев из Италии — особенно из северной, этнически близкой (см. выше об итальянских диалектах) — во Франции тоже хватает. Кстати сказать, оба успели порадовать своей игрой родину предков.
  • Знаменитый французский певец Ив Монтан — тоже.
  • Италия — колыбель мировой художественной культуры. Великие живописцы эпохи Возрождения, классическая опера — всё это из Италии. И знаменитый средневековый танец сальтарелло, его и сейчас танцуют в области Арбруццо.
    • Да и в точных науках здорово отметилась, и даже в технике. Как вам лишь такие самые известные имена, как Леонардо да Винчи[4], Кардано[5], Джордано Бруно[6], Галилей[7], Торричелли[8], Гальвани, Вольта[9], Авогадро[10], Маркони[11], Ферми[12]? Всемирный григорианский календарь тоже понятно откуда.
      • В самом конце десятых концерн Finmeccanica, объединяющий кучу итальянских машиностроительных предприятий (Agusta, Alenia Aermacchi, Oto Melara, Breda и т. п.), не мудрствуя лукаво, переименовался в Leonardo.
  • В Советском Союзе сложился довольно светлый образ итальянцев и их культуры: от переводов детских книжек до совместных кинокартин. А уж как популярна была итальянская музыкальная эстрада!.. И это при том, что итальянцы напрямую участвовали в Великой Отечественной войне на стороне Оси и сражались с советскими войсками (пусть и без особого азарта). А после войны страны были разделены железным занавесом, будучи идеологическими и военными противниками (Италия вошла в НАТО в 1949). И всё равно, обиды куда меньше, чем на немцев, а неприязни/насмешек и подавно — с американцами не сравнить. Даже мафиози, и те показаны чаще всего не тупыми и отвратительными, а забавными недотёпами (в духе «Джентльменов удачи»). Может, просто язык такой красивый?..
    • Просто итальянцы по упомянутым выше причинам участвовали в западных антисоветских авантюрах спустя рукава, а то и откровенно саботируя их, на практике не отказываясь от взаимовыгодных проектов. И даже в наши дни Италия отличается довольно-таки независимым поведением (насколько это возможно в рамках членства в НАТО и ЕС) и минимальной идеологической зашоренностью, а по многим вопросам внешней политики не стесняется достаточно жёстко спорить с коллегами.
    • Не надо забывать, что в Италии регулярно на выборах побеждала коммунистическая партия — но ни разу не пришла к власти, так как до 50 % голосов не дотягивала, а антикоммунисты тут же блокировались против них, «суммируя голоса», и формировали коалиционное правительство без коммунистов! В общем, в обратную сторону тоже было немало симпатий, и это сказалось как на политическом уровне, так и на культурном. Да даже на бытовом — все ведь помнят, что наш родной «Жигуль» в девичестве «FIAT», а всё оттуда же.[13]
      • С последним, кстати, в этом смысле получилсь натурально ирония судьбы: советский автогигант был заложен в городе, названном в честь руководителя Компартии Италии Пальмиро Тольятти, который при жизни нещадно критиковал Fiat за эксплуатацию рабочих, и с его подачи коммунисты устраивали на заводе в Турине масштабные забастовки. Как отмечал итальянский историк Валерио Кастроново, администрация концерна, узнав о выбранном для строительства ВАЗ месте, испытала противоречивые чувства, поскольку в течение 20 лет пыталась искоренить коммунистические идеи среди работников Fiat и увольняла сотрудников, замеченных в симпатиях к Тольятти.
  • Тартуфайо — специалисты по добыче трюфелей. Сейчас, как правило, с собаками породы лаготто романьоло.
  • 5 фактов об островах Италии:
    • Пантеллерия лежит в Сицилийском проливе всего в 70 км от Африки.
    • Монте-Изола — крупнейший в Италии остров из расположенных на озере (Изео в предгорьях Альп), а не в море.
    • Капри стал популярным курортом ещё при Октавиане Августе, а император Тиберий вообще провёл на нём последние 10 лет своей жизни. Уже в начале XX века там отдыхали Максим Горький и Ленин. А ещё в честь острова назван фасон шортов.
    • На Сардинии обнаружены огромные гробницы гигантов бронзового века. Вообще в Сардинии много доиндоевропейских реликтов. Ещё там распространено полифоническое пение «канто а теноре», при котором непосредственно вокал в общеевропейском понимании использует один из певцов, а остальные подпевают, используя горловое пение. Оно напоминает полифоническое пение южных славян и албанцев, разве что у них, в отличие от сардинцев, горловое пение не используется.
    • В 474 г. до н. э. тиран Сиракуз Гиерон I основал крепость на острове Искья. В средние века крепость перестроили в замок.
  • В 1800 г. Рим оккупировали войска Наполеона, и выборы папы римского единственный раз в истории прошли в Венеции.
    • Ни разу не единственный. Про «Авиньонское пленение пап», когда конклавы проводились в этом самом Авиньоне, надеюсь, все слышали?
  • Город Ливорно дал название породе кур леггорн.
  • Город Таранто на каблуке «итальянского сапога» дал название и роду пауков тарантул, и танцу тарантелла, который от паучьего укуса якобы излечивает, и режиссёру Тарантино.
  • Если в России популярно выражение «Увидеть Париж и умереть», то итальянцы в аналогичный фразе упоминают Неаполь.
    • Причем итальянская версия — первоисточник. Буквально означала «Увидеть Неаполь и окрестности» (Мори — городок в окрестностях Неаполя). Французы, узнав эту фразу, поменяли Неаполь на Париж, а Мори стало «умереть», так как пишется одинаково, а своего созвучного «Мори» в окрестностях Парижа не нашлось. Французская версия версия первая дошла до России, итальянская задержалась в пути.
  • С 1955 года фестиваль итальянской песни в Сан-Ремо транслируется по национальному телевидению в прямом эфире.
    • Он же служит национальным отбором на «Евровидение».

Storia[править]

  • На территории Италии была довольно крупная популяция неандертальцев.
  • В эпоху неолита здесь находилась культура импресо, близкая кукутень-трипольской.
  • С окончанием Героической Эпохи и бронзового века в Италию начались вторжения индоевропейских племён италиков из центральной Европы. Первая их волна вторжения включала в себя в том числе и предков латинов. Но всего пару-тройку столетий спустя они были разгромлены второй волной вторжения италиков — предками осков и умбров и изгнаны из плодородных долин на берега болотистого Тибра.
  • Поэтому завоевание Италии римляне, как потомки латинян рассматривали не как завоевание, а своего рода Реконкисту. Если символом Рима стала Волчица, то символом италиков был Бык. Само слово «Италия» по одной из версий означает «Страна телят». По легенде Рим основали представители племён латинов и сабинов, чей племенной союз, сформированный вокруг недавно на тот момент основанного Рима, стал началом самой славной страницы в истории Италии.
  • И этруски! Сами себя называли тирренами или рассенами, а свою страну — Рассенией. Из-за этого в XIX веке многие ученые (отнюдь не только Выбегаллы) предполагали их родство со славянами (а уж выбегаллы спекулируют этим до сих пор). На самом деле, скорее всего, даже не индоевропейцы, а вообще беженцы от их вторжений в Восточного Средиземноморья. Пришли Италию даже позже италиков, сумев даже частично их вытеснить из северной Италии.
  • Третью волну вторжения индоевропейцев составили галлы — причем протокельты и протоиталики были достаточно близкородствены и долго были соседями ещё в центральной Европе. Они заселили большую часть Италии севернее реки Падус, собственно, при римлянах она даже не считалась ещё Италией и называлась Цизальпинской Галлией, а современное название Ломбардия получила уже в раннем средневековье в честь поселившегося там германского племени лангобардов.
    • Цизальпинская Галлия была отдельной провинцией не при всех римлянах: совсем ещё юный Октавиан включил её в состав собственно Италии. Тогда Апеннинский полуостров и стал единым целым, а не только к югу от Рубикона — да, того самого, который Цезарь не сразу решился переходить, и именно потому что не имел права вступать со своим войском на территорию метрополии.
  • В конечном итоге вышеперечисленных товарищей постепенно покорил Рим, о котором у нас есть отдельная статья.
  • После падения Западной Римской Империи на территории Италии почти полторы тысячи лет не существовало единого государства. Были остготы и герулы, лангобарды, византийцы — всем места хватило.
    • Не существовало как раз после остготов. Хотя получается всего на полвека меньше.
    • В более позднюю эпоху север страны занимала Священная Римская Империя. А еще были Венеция, Генуя, Флоренция, Милан и другие торговые республики. Юг полуострова занимало Сицилийское королевство, выросшее из герцогства Апулии, Калабрии и Сицилии, основанного Робертом Гвискаром. Норманном, кстати.
  • В эпоху Возрождения тут изрядно потоптались испанцы с французами.
  • В девятнадцатом веке на полуострове образовалось несколько политических «центров тяжести»: Папская область, Королевство Обеих Сицилий, появившееся из слияния Неаполитанского и Сицилийского, а также королевство Сардиния (Пьемонт). По итогам политических пертурбаций, называемых Рисорджименто (подробности на Википедии), Сардинское королевство превратилось в Королевство Италия, Королевство обеих Сицилий присоединилось к нему, а Папская область была упразднена.
  • В XIX-м веке из-за произвола властей и распространённого насилия в виде войн и кровавых обычаев, множество представителей бедноты, особенно крестьяне, и в особенности на Юге, уходили в «бриганти» — разбойники и бандиты (разбойничье движение впоследствии было прозвано «бригантина» (не путать с одноимённой моделью парусных кораблей) или «бригантаджо»). На протяжении века они стали своего рода мемом, а их похождения — любимым сюжетом художников, наряду с бытом «мирных» итальянских крестьян. Поддержку в виде оружия и денег им оказывал даже папа римский Пий IX. Тогда же появилась первая мафиозная группировка — неаполитанская каморрра.
  • После объединения Италия решила обзавестись колониями, но достались ей только Эритрея и Сомали. В 1895-96 итальянцы попытались завоевать Эфиопию, но Эфиопия (поддержанная Россией, приславшей оружие и добровольцев) в тот раз отбилась.
  • В 1911 итальянцы решили, на худой конец, хоть Ливию у турок отобрать. Турки не сильно возражали, соглашаясь на сохранение лишь чисто формального суверенитета султана, но Италии нужна была маленькая победоносная война… которая закончилась на тех условиях, что турки сначала и предлагали. Кроме того, итальянцы оккупировали остров Родос и соседние острова, которые должны были вернуть туркам, но тут началась мировая война.
  • В Первой Мировой войне Королевство Италия сначала придерживалось нейтралитета (несмотря на участие в Тройственном союзе с Германией и Австро-Венгрией), а в 1915 выступило на стороне Антанты.
  • В 1922 году к власти пришли фашисты во главе с Бенито Муссолини, который стал самым долгоиграющим премьером в истории страны. «Фашисты» — потому что Муссолини избрал символом своей партии фасции, атрибут власти древнеримских царей.
    • Именно Муссолини заключил договор с папой римским, по которому в центре Рима появилось самое крошечное общепризнанное государство и одна из немногих официальных теократий — Ватикан aka Святой Престол.
    • При нём Италия ненадолго захватила Эфиопию (1936) и Албанию (1939). Благодаря чему итальянский король стал императором (Эфиопии, оставаясь королём Италии, а потом еще и Албании), а Муссолини — «основателем империи».
    • Во Второй мировой Италия воевала на стороне Оси. Храбрость итальянских солдат признавали как союзники, так и противники, но вот командование… и снабжение… эх. В общем, получилось так себе: итальянцы огребали и от французов (которые параллельно отбивались от немцев!), и от греков, и от британцев в Северной Африке (пока им на помощь не подогнали Роммеля с его Африканским корпусом)… Про СССР и говорить нечего: 8-я армия была почти полностью уничтожена под Сталинградом.
    • В 1943 после ряда тяжелых поражений в стране произошел переворот, Муссолини был арестован, Итальянское королевство капитулировало.
    • Немецкие оккупационные силы провозгласили Республику Сало, которую возглавил всё тот же Муссолини, выдернутый группой Скорцени из тюрьмы. В отличие от признанного союзниками и СССР законным королевского правительства, она сражалась на стороне Оси до конца.
  • В 1946 был проведен референдум. Италия стала республикой, король Виктор Эммануил III отрекся от престола и вскоре умер.
  • 1970-е в Италии были периодом жуткой политической нестабильности и уличных войн между политическими группировками самых экзотических взглядов. Маоисты, неонацисты-анархисты, фашисты, ортодоксальные марксисты, троцкисты — кого там только не было (ну и не забываем про мафию, которая была отнюдь не против половить рыбку в этой мутной водичке). Этот период называется «Свинцовые семидесятые».
  • Вообще период Холодной войны в итальянской политике характеризуется 1) частыми сменами правительств и 2) размахом коррупции. Всё это вылилось в расследование «Чистые руки» в начале 1990-х, в результате которого в Италии грянул гигантский политический скандал, известный как Tangentopoli.
  • В марте 2020 года страна стала лидером Европы по заболеванию коронавирусом[14]. Введены жесточайшие карантинные меры — например, выходить из дома можно только в магазин, в больницу или на такую работу, которая по определению не может быть удалённой (врачи, пожарные, полицейские). Экономические последствия, по прогнозам, будут невероятно тяжёлыми — уже сейчас ясно, что речь идет о десятках млрд евро потерь.
    • На 15 сентября, то есть как раз через полгода после начала всей той истории, именно по смертности на миллион населения Италия отчётливо вытеснена Бельгией, в меньшей степени — той же Испанией и Великобританией. Это только в Европе, а в Южной Америке картина порой ещё печальнее, особенно в Перу и Бразилии.
  • В армии Италии действует старейшее в мире подразделение горных стрелков — «Альпини», носящие характерные шляпы с длинным плюмажем.
  • Да Винчи два десятка лет прожил в Милане, поэтому местный Музей науки и технологии назвали в его честь.

Dove si incontra[править]

Teatro[править]

  • Комедия дель арте! Нам она известна по фильму Труффальдино из Бергамо, главный герой которой в поисках заработка отправился из бедного Бергамо в богатейшую Венецию.
  • Уильям же наш Шекспир, «Ромео и Джульетта». Старше, чем пар. На вечное хранение в Палату Мер. Шекспир любил этот сеттинг, сюда же «Много шума из ничего», «Венецианский купец», «Отелло», «Укрощение строптивой». «Двенадцатая ночь» почти сюда, действие происходит в вымышленной стране, которая обладает многими чертами Италии, в том числе большинство имён персонажей итальянские.
  • Лопе де Вега, «Собака на сене», ненамного позже. В советской экранизации, при всех её достоинствах, в антураже ощущается гораздо больше Испании, чем Италии (если, конечно, не зацикливаться на том, что снимался фильм в Ливадии).
    • Зато в испанской экранизации в Неаполе графиня с Теодоро катаются по каналам на гондоле (а снимали и вовсе в Португалии).
    • Испанские мотивы вполне оправданы — во времена Лопе де Веги Неаполь принадлежал испанской короне.
    • И даже сейчас во многих особенностях Неаполя (в котором происходит действие пьесы) видны следы испанского происхождения, так что экранизация в этом отношении оказалась исключительно точной.
  • Гоцци, «Принцесса Турандот» — действие пьесы происходит в условном Китае, но в постановке театра Вахтангова актёры играют итальянских артистов из комедии дель арте, играющих спектакль Гоцци.
  • Итальянская опера, конечно! Два самых известных у широкой публики оперных композитора — Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини. Продвинутые назовут ещё Джоакино Россини.

Letteratura[править]

  • Барон Мюнхгаузен купался у берегов Италии и был проглочен рыбой.
  • А. Дюма, «Двадцать лет спустя» — кардинал Мазарини, который пытается рулить Францией за малолетством короля. За то, что иностранец (а ещё пуще за то, что интриган и жадина[15]) ненавидим и/или презираем абсолютно всеми парижанами, от короля до мелких лавочников, включая и четвёрку главных героев (при том, что Д’Артаньян фактически его гвардеец). Да что там — даже Анна Австрийская, став его любовницей, всё равно втайне его презирает.
    • Интересно, что общий современный стереотип обратный: именно итальянцы считают французов, скажем так, излишне прижимистыми, а французы итальянцев — наоборот, мотами.
  • Эмилио Сальгари прославился в качестве «итальянского Дюма». Неудивительно, что самые светлые и благородные герои его романов — его земляки.
  • Карло Коллоди, «Приключения Пиноккио» — сказочный аналог, как и в нижеупомянутом «Буратино».
  • Э. Л. Войнич, «Овод» — место основных событий.
  • Морис Дрюон, «Проклятые короли» — семья ломбардских банкиров Толомеи находится в гуще событий цикла. Семья настоящая. Их дворец в Сиене стоит до сих пор, хоть ныне это здание банка, уже не семейного.
  • Максим Горький, «Сказки об Италии».
  • Иван Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Богатенькое семейство тупых американцев затеяло кругосветку, но доехало только до Капри, где глава дома испустил дух.
  • А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и «Граф Калиостро».
  • Лазарь Лагин, «Старик Хоттабыч»:
    • В первой редакции Хоттабыч, Волька и его друзья попадают в фашистскую Италию.
    • Во второй — в послевоенную, где рабочие бастуют в знак протеста против иностранных военных баз. Налицо явная симпатия простым итальянцам-трудягам, которые экономически и морально унижены «американскими крысами» (план Маршалла?). А один из охранников такой вот «империалистической гадины» раньше был сексотом («бывший муссолиниевский шпик»).
  • Михаил Светлов, «Итальянец» — наиэталоннейший пример искреннего сочувствия советского солдата к противнику (фашистскому оккупанту, Карл!), да ещё и убитому только что собственноручно. Ибо «священна земля Рафаэля», вот так.
«

Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле? Почему ты не мог быть счастливым Над родным знаменитым заливом? … Никогда ты здесь не жил и не был!.. Но разбросано в снежных полях Итальянское синее небо, Застекленное в мертвых глазах…

»
— Полностью весь стих без слёз и не прочесть
  • Ирвин Шоу, «Ночной портье». Героя заносит в Италию «свинцовых семидесятых».
  • Сергей Зайцев, «Чёрная эстафета» — планеты системы «Скарца» населены итальяноговорящими землянами.
  • Джанни Родари, разумеется, писал или непосредственно про родную страну, или про её СФК.

Cinema[править]

Италия[править]

Кинематограф Италии занимает видное место в мире. Это своя школа и свой узнаваемый стиль. Многие фильмы не просто отражали итальянский характер и быт, а популяризировали итальянскую культуру за её рубежами, и в СССР были очень хорошо известны. Современное кино Италии в России известно меньше.

  • Два слова: «Крёстный отец».
  • Марчелло Мастроянни и Софи Лорен в культовых «Вчера, сегодня, завтра» и «Брак по-итальянски».
  • «Похитители велосипедов» — классика итальянского неореализма. В послевоенной Италии крайне проблематично найти работу. Главный герой находит вакансию расклейщика афиш, но для работы нужен велосипед (без него не примут принципиально). Семья приобретает велосипед, заложив последнее сколько-нибудь ценное имущество. В первый же рабочий день велосипед крадут. Никакого хэппи-энда.
  • «Операция „Святой Януарий“» (1966). Эту комедию про горе-грабителей видели все.
  • Десятки фильмов с участием Адриано Челентано, включая самые любимые в России «Блеф» и «Укрощение строптивого».
  • Совместный с Францией «Закон есть закон», закрученный вокруг казуса с рождённым на границе этих стран.
  • «Синьор Робинзон». В Италии любят шутить над собой, своим бытом и проблемами. Современному Робинзону на необитаемом острове понравилось больше, чем дома.
  • Серия о Фантоцци с тем самым синьором Робинзоном (Паоло Вилладжо) в главной роли.
  • Телесериал «Спрут» с мегапопулярным в СССР Микеле Плачидо в роли комиссара Каттани.
    • Про отважного комиссара речь шла только в первых 4 сезонах, а всего их 10. Но остальные у нас почти не выходили, а те, что вышли, такой популярности уже не имели.
    • Если верить Википедии, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони публично пообещал «придушить» автора этой истории. Интересно, с чего бы так?…
      • Но с демократией все в порядке — что бы не обещал премьер-министр, автор истории жив и здоров до сих пор.
  • «Осторожно, перестройка» (1990) — три женатых мелких коммерсанта-коммивояжёра решают завести любовниц в Болгарии — уж эти-то точно не заявятся неожиданно в гости (кто ж их через Железный Занавес пропустит?). Однако Железный Занавес падает, и все три «невестушки» являются к замужним «женихам». Судьба у каждой троицы (или у каждой из троицы — смотря как делить) сложилась совершенно по-разному.
  • «Жизнь прекрасна» (La vita e bella), 1997 — пожалуй, самый добрый и светлый фильм о Холокосте (не без трагизма).
  • «К чёрту на рога!» (Quo vado?), 2016 — современная итальянская комедия с характерным актёром Кекко Дзалоне в главной роли. В добром ключе обыграны практически все штампы и стереотипы об Италии — тут тебе и знаменитая итальянская семейственность, и влюбчивость, и упрямство, и «трудолюбие», и коррупция. Декорации к действу часто меняются — от солнечной Италии и знойной Африки до пасмурной Норвегии. Однозначно рекомендуется к просмотру!
  • «Триполи, прекрасная земля любви» (Tripoli, Beautiful Land of Love; Tripoli, bel suol d’amore, 1954), он же «Четыре берсальера» — военная комедия. Первое название взято от одноимённой песни, сюжет черпает вдохновение в «Трёх мушкетёрах».
Итальянские режиссёры[править]
  • Итальянский неореализм:
  • Микеланджело Антониони («Забриски-пойнт»)
  • Бернардо Бертолуччи («Последнее танго в Париже», «Последний император», «Маленький Будда»)
  • Дамиано Дамиани (культовый телесериал «Спрут») и множество других криминальных фильмов. Даже историю Христа он умудрился подать глазами римского советника, по сути следователя, посланного Тиберием узнать, откуда брожения в Иерусалиме.
  • Франко Дзеффирелли — прежде всего театральный режиссёр (драматический и оперный), поэтому экранизировал много пьес и оперных спектаклей («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата», «Отелло»).
  • Серджо Леоне, один из основателей жанра спагетти-вестерн. «Долларовая трилогия» с Клинтом Иствудом («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой»), «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита» и «Однажды в Америке» (последний — на контрасте с предыдущими работами неожиданно серьезная и реалистичная драма про еврейскую мафию).
  • Серджо Корбуччи, крупнейший после Серджо Леоне представитель спагетти-вестерна («Джанго», сценарий сиквела «Возвращение Джанго», «Великое молчание»), а также «Синьор Робинзон»
  • Пьер Паоло Пазолини по убеждениям был коммунистом, но далёким от пуританской советской морали. Обличал загнивающий Запад («Аккатоне», дословно «Нищий» — о бывшем сутенёре, «Мама Рома», то есть «мама Рим» — о бывшей проститутке, «Евангелие от Матфея» — трактовка Библии с марксистско-католической точки зрения). Потом снял «Трилогию жизни» — экранизацию средневековой классики со значительными эротическими мотивами («Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Цветок тысячи и одной ночи»). Последним — и скандально известным — произведением — стал фильм «Сало́, или 120 дней Содома» (по мотивам де Сада и с отсылкой к фашистскому государству. В том же году его убили, за фильм или нет — неизвестно.
  • Федерико Феллини («Дорога», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Джульетта и ду́хи», «Амаркорд»).
  • Роберто Бениньи. Помимо того, что он — один из лучших итальянских актёров, довольно известный и за пределами родины (благодаря сотрудничеству с Джимом Джармушем и Вуди Алленом), он ещё и маэстро комедии, поставивший кучу классических лент этого жанра: «Ты беспокоишь меня», «Монстр», «Джонни-Зубочистка», «Тигр и снег». Но вещь, прославившая его на весь мир и принесшая ему аж ДВЕ премии «Оскар» (причём один из них — за лучшую мужскую роль, редчайший случай, когда эту награду дали не-англоязычному фильму) — это трагикомедия о Холокосте «Жизнь прекрасна». Во всех своих фильмах снимается в главных ролях вместе со своей супругой Николеттой Браски.
  • Маэстро Тинто Брасс.
  • Ламберто Бава, Дарио Ардженто, Лючио Фульчи, Руджеро Деодато, Джо Д’Амато… Целая плеяда режиссеров, создавших бессмысленную и беспощадную школу итальянских ужасов. «Зомби», «Демоны», «Ад каннибалов», «Антропофаг» — именно то, что написано на упаковке. Занимались также эротикой (вплоть до порно) и теми же вестернами, но прославились именно бескомпромиссными ужасами. Ламберто Бава в перерывах между ужасами снял ещё и легендарную сказку «Фантагиро».
  • Стефано Соллима - режиссёр и сценарист прелюбопытнейшего фильма ACAB, про суровые и очень "жизнерадостные" будни простых итальянских карабинеров, в очень жизнерадостной Италии ранних десятых. А так же криминального эпика "Гомморра". Широкому зрителю известен как режиссёр второго "Sicario", который способен похвастаться как минимум острейшей атмосферой, блестящими персонажами и весьма жуткими в своей реалистичности перестрелками.

СССР и Россия[править]

  • Джанни Родари был весьма популярен в СССР. По «Приключениям Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов» были сняты фильмы, в «Чиполлино» Родари снялся собственной персоной. Действие, конечно, происходит в Италии.
  • А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с четырьмя кино- и двумя мульт-экранизациями. Действие происходит в фэнтезийной Италии, вполне узнаваемой по многочисленным нюансам.
    • В самой известной экранизации режиссёра Леонида Нечаева, фактически мюзикле, «Ария Пьеро» написана Алексеем Рыбниковым в традициях итальянской музыки. В теме шарманки, звучащей в конце каждой серии, тоже прослеживается итальянские нотки — конкретно тарантелла или сальтарелло.
  • «Невероятные приключения итальянцев в России» режиссёра Эльдара Рязанова совместно с Франко Проспери. То, что написано на упаковке. Действие фильма начинается в Италии, где гротескно обыграно несколько чисто итальянских штампов, что важно, именно с точки зрения итальянцев. Например, массовая традиция «подрезать» «скорую помощь», парковка поперёк любого здравого смысла, переполненность больниц того времени и куча характерных сицилийских жестов мафиозо Розарио.
  • «Подсолнухи», ещё одна совместная кинокартина 1970 г. с Софи Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмилой Савельевой. Довольно грустная история об итальянце, который был вынужден из объятий любимой девушки отправиться прямиком под Сталинград и назад уже не вернулся. Нет, не погиб: просто попал в плен, влюбился в русскую и остался с ней навсегда… А любимая стала бывшей любимой. Интересный пример того, как даже фашистский, в общем-то, солдат может быть подан в советском кино вполне положительным персонажем. Да и девушку его показали достойной личностью. В фильме цитируется вышеприведенное стихотворение Светлова.
  • «Формула любви», конечно. С эпичнейшей песней «Уно моменто» и латинизмами местного кузнеца.
  • «Труффальдино из Бергамо» по самом знаменитой пьесе итальянца Гольдони. Даже имена половины персонажей прямиком из традиционного итальянского театра. Венеция изображена довольно похоже.
    • Половины персонажей? Как бы не 70 %, и то лишь за счет того, что имена влюбленных пар (одна или две пары которых тоже напрямую в присутствуют в каноне) гораздо более вариативны, чем остальные амплуа — и то Флориндо одно из наиболее частых имён, а Сильвио, Клариче и Беатриче вполне «в списках значатся». Все же остальные — Труффальдино (одно из имён Арлекина, из того самого Бергамо), Смеральдина (Коломбина), Бригелла, Пантелоне, Доктор (Ломбарди), Капитан — именно что напрямую.
  • «Зимний вечер в Гаграх» — герой Панкратова-Чёрного проходит консьержа элитного дома, назвавшись… Адриано Челентано. На чистом русском языке.
  • «Самая обаятельная и привлекательная». С билетом на концерт Джанни Моранди связан важный поворотный момент сюжета. Итальянская эстрада в СССР 1980-х годов была едва ли не популярнее собственной, и билет достать было практически немыслимо.
  • «Гардемарины III» — часть действия происходит в Венеции.
  • Фильм «Счастье по контракту» — друзья ГГ, итальяно-русская семья с весьма смешанным менталитетом, приезжают к нему в гости из Италии.
  • «Плащ Казановы» 1993-го, с великой Инной Чуриковой. Никаких хэппи-эндов, не надейтесь — но как гениально снято!

Другие страны[править]

  • Десятки экранизаций «Пиноккио».
  • «Римские каникулы» (1953).
  • Действие культового фильма Люка Бессона «Леон» происходит в итальянском районе Нью-Йорка.
  • В Италию частенько наведывался Бонд, Джеймс Бонд. По подсчётам автора правки, агент 007 посетил la bella Italia шесть раз — чаще в бондиане появляются только США и Китай (с Гонконгом и Макао).
  • Французский «Игра в четыре руки» (1980). Обаятельный мошенник Александр Дюпре крутит гешефты в Венеции.
  • Американский фильм «Оскар» (1991), комедия по классической пьесе Клода Манье. Действие происходит в США 1930-х годов в семье главаря итальянской мафии Анджело Проволоне в исполнении Сильвестра Сталлоне. Итальянская культура в окружении американской в наличии. Фильм с треском провалился в Штатах. В Италии и России, где фильм весьма популярен, люди удивлены реакцией американцев — это милый остроумный фильм, где Сталлоне действительно хорошо играет в нетипичной для себя роли.
  • Историко-драматические сериалы «Медичи. Повелители Флоренции» (2016) и «Великолепные Медичи» (2018) — Италия времён Возрождения во всей красе.
  • «Плоть и кровь» (1985) — похождения наемников в Италии времен Ренессанса, который на поверку оказывается больше похожим на Навозные века. В наличии феодальный клан Арнольфини, наследник которого пытается подражать Леонардо да Винчи.

Cartoni animati[править]

  • «Американский хвост» — Тони Топони.
  • «Приключения капитана Врунгеля» — два изобретательных головореза главгада явно итальянцы. Постоянно переходящие с нижегородского на правильный итальянский, но поющие на странном суржике.
  • «Мальчик из Неаполя», «Чиполлино», «Рассеянный Джованни», «Голубая стрела» по сказкам Джанни Родари.
  • «Исполнение желаний» по сказке «Зербино-нелюдим». Действие происходит на Юге, в Салерно. В мультфильме антураж итальянский и отсылка к местности сохранена: принц Капри, сватаясь к принцессе, называет её будущей королевой Салерно.
  • «Миллион в мешке» — страна не называется, но антураж похож на Италию и, немного, на юг Франции.
  • «Ограбление по…» итальянски было в числе прочих. Рисованные итальянские актёры и актрисы вполне узнаваемы. Непереводимый фольклор звучит, как музыка.
  • «Брэк» — мульт, целиком посвящённый тропу «имитация языка». Итальянского и английского.
  • «Дух моей общаги» — один из студентов, судя по акценту, прибыл в Москву по обмену из солнечной Италии.
  • «Иван-царевич и Серый волк 3» — герои прибывают в Италию, выправляют знаменитую «Падающую» башню в Пизе, посещают «неделю моды» и оперу. Несколько позже великому творению Леонардо тоже достался небольшой тюнинг.
  • Тачки 2 — главный соперник Молнии Маккуина — итальянский гонщик Формулы-1 Франческо Бернулли. Кроме того, вторая гонка в Мировом Гран-При происходит именно в Италии.
  • Клуб Винкс, а также мультфильмы студии Mondo Media. Над многими вполне официально совместно работали итальянские и северокорейские аниматоры, а сама Monso Media занималась дубляжом переозвучкой и ремастером северокорейских мультфильмов, в том числе «Рыжика и Ёжика».
  • «Calimero» — цикл мультфильмов 1960-х годов, входивший в детскую передачу «Carosello» про цыплёнка-изгоя, постоянно носящего скорлупу на голове. Впоследствии по мотивам был снят аниме-сериал и трёхмерный мультсериал.
  • Основное действие мультфильма «Лука» происходит в итальянском городке Порто-Россо. Более того, отсылками к култьуре Италии он пропитан практически полностью.
  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Сезон охоты. Часть 2» (2 сезон, 51 серия). Действие показанного в начале серии флэшбэка происходит во Флоренции 1495 года. Демона находит магический артефакт, необходимый ей для уничтожения человечества, и сталкивается с Охотником, который использует против неё летательный аппарат, сконструированный по чертежам Леонардо Да Винчи.

Serie televisive[править]

  • «Спрут» — нуфф сайд.
  • «Дурная кровь» — мини-сериал об итальянской мафии в Монреале.
  • «Моя гениальная подруга» («L’amica geniale») — близкая к тексту экранизация «Неаполитанских романов» Элены Ферранте о жизни в «неблагополучном» (весьма относительно) районе Неаполя в 1950-60-е годы. Пока вышло 3 сезона.
  • Дорама «Винченцо»: главный герой — кореец, усыновлёный боссом мафии.
  • «Гоммора» — феерическая чернуха про будни современной (начиная с середины десятых) неаполитанской мафии и всей прочей швали что ошивается вокруг. Будни и проблемы современной Италии показывает довольно ярко и без прикрас.

Televisione[править]

  • Михаил Пореченков, сопровождающий клюквенно-итальянскую семью в экстремальных условиях, рекламирует йогурт.
  • Маппет-подобные куклы ещё более клюквенной семьи в рекламе кетчупа. Трагикомичность ситуации состоит в том, что итальянский соус «Болоньезе» не томатный, а мясной. Почему-то во многих странах томатный соус считают итальянским изобретением (хотя это не так), традиционным для итальянской кухни (а именно эта реклама аж австралийская). На самом деле итальянцы кетчуп практически не используют, а добавление его в пасту (как в рекламе) на глазах любого итальянца вдавливает его кнопку берсерка до упора (что прекрасно показано в фильме в фильме «Над законом», когда ГГ заказывает спагетти с кетчупом). Примерно, как для русского налить в окрошку «колы» вместо кваса.
    • Строго говоря, не любой томатный соус=кетчуп. Кетчуп итальянцы не терпят аж по четырём причинам: наличие сахара и наличие уксуса, которые в итальянской традиции абсолютно не гармонируют с пастой. Третье — кетчуп ассоциируется с Штатами и американским фастфудом (ну не любят итальянцы добрых американцев, и не они одни в Европе, как ни странно). А четвёртая, самая глубинная причина — соус должен быть не из баночки, и, упаси Мадонна, не из пакетика, а должен быть прямо здесь и сейчас приготовлен из помидорчика с перцем, базиликом, а ещё туда пикколо чесночка, и… (тут сотни рецептов и сочетаний) самое главное, из свежих продуктов и своими руками, а из баночки, даже если по всем канонам, это каццо и стронцо непереводимый фольклор.
  • Новогоднее шоу Первого канала «Ciao, 2020!» (автор Джованни Урганти Иван Ургант). Пародия на итальянское телевидение 80-х — современные российские поп-звёзды под итальянизированными именами и в соответствующих прикидах исполняли свои хиты по-итальянски (за исключением группы «Piccolo Grandi», исполнившей «Mamma Maria». В оригинале эту песню исполняла группа «Ricchi e Poveri»). Шоу зашло на ура в России, но, самое главное, произвело нешуточный фурор в самой Италии.

Progetti Internet[править]

  • Интернет-канал на Ютубе «Kuzno» (летом 2020 перевалил отметку в миллион подписчиков) и его предшественник «Эмоциональные итальянцы» повествуют в юмористическом ключе о столкновении итальянской и русской культур с точки зрения итальянцев. Основной упор — кухня, несколько меньше — музыка, кино, лайфхаки.
  • Канал итальянской переводчицы Валентины Моретти, основной упор — особенности русского и итальянского языков, взаимные акценты, трудности при обучении. Но итальянская кухня тоже присутствует.

Webcomics[править]

Anime e manga[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — иногда в манге встречаются персонажи итальянского происхождения, а героям приходилось даже посетить Италию.
    • А действия пятой части целиком происходят в Италии, а главгерои арки именно итальянцы. Кроме самого Джорно — он сын японки и британца, а имя сменил после того, как его мать вышла замуж за итальянца.
      • Учитывая, что имена отца и деда Джорно, Дио и Дарио, а также их фамилия Брандо, имеет итальянское происхождение, можно предположить, что какая-то часть итальянской крови в нём всё-таки присутствует, но это уже из разряда непонятки.
  • Люпен Третий — действие первой части сериала «Серии Синего пиджака» происходит на территории Италии.
  • Школа Убийц — действие происходит в Италии.
  • Porco Rosso Хаяо Миядзаки. Действие происходит в Италии периода интербеллума, когда страна потихоньку сползала в фашизм. Одна из крылатых фраз: «Лучше быть свиньёй, чем фашистом». К слову, «паспортное имя» Красного Свина — Марко Паготт. Так звали итальянского мультипликатора, с которым Хаяо-сан работал в начале своей карьеры, и одного из создателей «Calimero».
  • «Ресторан Райский Уголок» — весь коллектив коренные итальянцы.
  • Nisekoi — Читоге Кирисаки наполовину Итало-Американка.
  • Shokugeki no Souma — Исами и Такуми Альдини наполовину итальянцы.
  • Blend-S — Дино владелец кафе в котором работает Майка родом из Италии.

Musica[править]

  • Гимн Италии в поп-культуре, конечно, «Sono un Italiano» Тото Кутуньо.
    • При этом Кутуньо — в первую очередь композитор, написавший кучу музыки к песням Джо Дассена и многих других исполнителей.
  • Адриано Челентано не отстаёт по известности.
    • Причём, сам по себе он — олицетворение Италии на постсоветском пространстве. Спросите у русскоязычных людей о первой ассоциации с Италией, и ответ «Челентано» перекроет моду в Милане, карнавал и кинофестиваль в Венеции, концертный зал «Ла Скала», Колизей и Ватикан в центре Рима вместе взятые. Англоязычный товарищ при этом спросит: «Челентано? А что это?» А реакция самих итальянцев на такую известность очень, очень похожа на реакцию русских: «Россия? А, Достоевский!»… Да, блин, когда это было, что же с тех пор у нас не было ни одного приличного певца писателя, по вашему мнению? Впрочем, надо отдать должное: дедуля отжигает даже в своём более чем преклонном возрасте, и среди соотечественников весьма популярен.
  • «Domani, domani» в исполнении Аль Бано и Ромины Пауэр. Развесёлая песенка с крайне несоответствующим текстом о социально-политических проблемах Италии.
    • В их же песне «Torneremo a Venezia» (Вернёмся в Венецию) описаний красот города не меньше, чем любовной лирики.
  • Ricchi e Poveri, «Ciao Italy, ciao amore» — в каждой строке признание в любви к Италии.
  • Алла Пугачёва — «Ностальгия в Риме». Кстати, редчайшее упоминание слова «ностальгия» в исконном смысле.
  • «Римская полночь» («Санта Мария Маджоре»), известная в исполнении А. Михайлова и посвященная известной римской базилике. «Красно-зелёные слезы», правда, не «вверху в витражах» — это цвета мозаики на полу.
  • Группа «ЧайФ» — «Италия».
  • «Пикник» — «Я почти итальянец». Почему-то с «закосом» под тирольскую песенную традицию.
    • Вообще-то Южный Тироль, как и замок Тироль, давший название всему региону в целом, находятся в Италии. Да, местная культура/архитектура/кухня и т. п. там не совсем похожи на стереотипно-итальянские и представлют собой забавную помесь итальянских и австрийско-швейцарских, но это таки тоже Италия.
  • «Оргия Праведников» — «Возвращение в Неаполь», «Сицилийский виноград», музыкальная стилизация прилагается. Также «Стикс», географической привязки в тексте не имеющий, но музыкально — явная баркарола. Ну и сольный калугинский «Танец Казановы» нельзя не упомянуть.
  • А. Городницкий — «Венеция» (Не ступить уже, видно, на старости лет), «Неаполь» (Неапольской бухты пронзительно ясные дали), «Пизанская башня» (Падение Пизанской башни).
  • Канцлер Ги, будучи по образованию медиевисткой, много поёт про итальянские «осень средневековья» и Ренессанс.
  • Вообще говоря, Италия — основоположница большинства жанров классической музыки в том виде, в каком мы её знаем, от Вивальди и далее. Достаточно сказать, что большинство международных академических музыкальных терминов (сольфеджио, аллегро и др.) без изменений взяты из догадайтесь какого языка.

Videogiochi[править]

  • Марио же!
  • Civilization V — кроме привычной для серии Римской Империи, Италия тут представлена Венецианской республикой.
  • Assassin's Creed 2 — где ещё прикажете приключаться коренному флорентийцу Эцио?
  • Total War — в обоих Medieval-ах можно сыграть за Венецию, Милан или Сицилийское королевство. А если порыться в файлах игры, то и Папскую область разблокировать. Общая особенность итальянцев — хорошее снаряжение и низкий боевой дух, так что в мультиплеере их берут те, кто не боится рисковать полководцем — обезглавленное войско любой из четырёх вышеперечисленных держав разбегается от любого чиха.
  • В играх на тему Второй Мировой, особенно если это не шутер, а стратегия, когда их авторам необходимо добавить к немецким войскам ещё каких-нибудь союзников — с 95 % вероятностью это будут итальянцы. Во-первых, для европейского рынка это более узнаваемо (да и справедливо: Италия всё-таки занимала в странах Оси роль поважнее, чем какие-нибудь венгры, румыны или финны). Во-вторых, указанные выше национальные особенности позволяют разнообразить геймплей путём добавления менее опасного противника, нежели Вермахт (а заодно и менее привычного пейзажа — с итальянцами можно сражаться, к примеру, в Африке). В результате соратники Гитлера по «Стальному пакту» засветились в добром десятке продуктов игропрома — от попсовых Стратегия в реальном времени до тру-хардкорных варгеймов.
    • Иной раз использование стереотипов начинает походить на откровенное «На тебе!» со стороны разработчиков. Автор этой правки в далёкие студенческие годы играл в некую стратегию а-ля Блицкриг, название которой он уже позабыл, где предлагалось возглавить войска Оси, а не Союзников. Авторы брифингов чуть ли не с сожалением давали понять игроку, что командуя итальянцами, особого успеха ему не видать. И действительно, десяток арийцев в любой миссии был куда полезнее полусотни «макаронников»…
  • Counter-Strike — одна из классических карт, cs_Italy.
  • Age of Empires 2 — кампании за Франческо Сфорца и Сицилийское королевство. Кроме того, действие кампании за Византию происходит в Бари.
  • Sims — однозначно Дон Лотарио, Белла Гот (урождённая Бачалор), Паоло Рокка, Ева Капричоза.
  • Pizza Tower — Пеппино Спагетти и Густаво, итальянские повара.

Personaggi famosi[править]

  • Роберт Гвискар
  • Фибоначчи — один из первых послеантичных математиков.
  • Марко Поло
  • Леонардо да Винчи
  • Никколо Макиавелли
  • Джероламо Кардано
  • Григорий XIII — автор действующего календаря.
    • И Луиджи Лилио — его разработчик.
  • Джордано Бруно
  • Галилео Галилей
  • Джироламо Савонарола
  • Эванджелиста Торричелли
  • Луиджи Гальвани
  • Алессандро Вольта
  • Джузеппе Гарибальди — один из главных объединителей Италии. Побывал пиратом и учителем, коммивояжёром и депутатом национального собрания Франции, мореплавателем и военачальником.
    • А раз так, то и Камилло ди Кавур.
  • Джованни Скиапарелли — открыл якобы каналы на Марсе.
  • Камилло Гольджи
  • Гульельмо Маркони — плагиатор Попова один из изобретателей радио.
  • Бенито Муссолини a.k.a. Il Duce.
  • Энрико Ферми
  • Габриэль д’Аннуцио — поэт-эротофутурист, горючая смесь Лермонтова с Северянином, бретёр, бабник, авиатор, фашист-романтик, диктатор республики Фиуме, основоположник воздушного пиратства и вообще культовая личность.
  • Красный Барон Бартини — бежал от Муссолини в СССР, где чуть было не был расстрелян за дружбу с Тухачевским.
  • Сильвио Берлускони — некогда олигарх и владелец ФК «Милан», затем премьер-министр Италии в 1994—1996, 2001—2006 и 2008—2011 годах.
  • Моника Беллуччи. Её дочери Дева и Леони Кассель — по папе француженки.
  • Группа Rhapsody и отдельно её основатель Лука Турилли.
  • Группа «Måneskin», триумфаторы Евровидения-2021.
  • Рафаэло Урбани aka Metatron — ютубер-сицилиец, снимающий на тематику средневекового и древнего оружия, боевых искусств и итальянского языка. Снимает видео на английском языке (притом, благодаря жизни в Англии в подростковом возрасте с идеальным RP), помимо родного языка и английского, владеет латынью, китайским и японским.
  • Тони Вульф (псевдоним, настоящее имя — Антонио Лупателли) — художник-иллюстратор детских книг, один из создателей швейцарского пластилинового мультсериала «Пингу».
  • Джефф (Geoff) Кастеллуччи, один из топовых певцов акапелла в США, называющий себя «баритоном, который может петь ниже», а фактически покрывающий почти пять октав от тенорового «ля» 2-й октавы до сверхбасового «си» субконтроктавы. Являясь блондином, внешне не похож на стереотипного итальянца, но добирает в этом плане семьёй жены — и иронизирует над собственной привычкой «говорить (и петь) руками»[16].

Note[править]

  1. Юг Италии (Неаполитанское королевство, оно же Королевство Обеих Сицилий) был под испанским владычеством почти 200 лет.
  2. Именно с него был скопирован знаменитый горбатый запорожец!
  3. На самом деле ни хрена, технически „горбатый“ куда ближе к „жуку“ дяди Феди, чем к шестисотке, а вот кузов действительно во многом вдохновлялся именно им.
  4. Универсал-многостаночник, в историю вошёл скорее как инженер и художник, сам же себя считал скорее… поваром — в смысле, устроителем банкетов со спецэффектами и развлечениями.
  5. Математик.
  6. Священник и философ, точными науками не занимался никогда, в список попал скорее «за компанию», как казнённый церковью — за вполне реальную ересь, кстати.
  7. Астроном, математик и большой скандалист.
  8. А вот этот как раз физик и немного инженер.
  9. А эти двое, кстати, были не физики, а врачи, но попали в обойму великих физиков, так как исследовали влияние электричества на живые организмы.
  10. Химик.
  11. Инженер и предприниматель, первый успешный коммерциализатор радио.
  12. Великий физик, но, строго говоря, не итальянец, а итальянский.
  13. На самом деле не совсем. Помимо политических и культурных симпатий были и чисто экономические условия: например, конкуренты — Renault и Porsche — на тот момент не потянули бы запуск такого масштабного завода в другой стране.
  14. В апреле по общему количеству случаев была отодвинута на второе место Испанией, однако по смертности — увы, Италия пока что абсолютный лидер континента
  15. Хотя тут ещё вопрос, что причина: благородное негодование или обычный шовинизм. Ришелье как бы тоже не был белый и пушистый, и вообще, кто там, при дворе, не интригует-то? Но своему брату-французу вроде можно, а вот итальянец сразу стал бякой.
  16. Твиттер Джеффа Кастеллуччи