Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Материал из Posmotreli
< Фильмы ГайдаяФильмы Гайдая/Операция «Ы» и другие приключения Шурика / (перенаправлено с «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.
Операция Ы постер.jpg

«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965) — первая из великих комедий Леонида Гайдая, первый фильм про юного студента Шурика и третий — с участием знаменитой околокриминальной троицы злодеев-недотёп «Трус, Балбес, Бывалый». Фильм по праву вошёл в золотой фонд советского кинематографа и был растащен на цитаты.

Персонажи[править]

Напарник[править]

  • Пассажир с зонтиком (Эммануил Геллер).
  • Пассажиры автобуса:
    • Рина Зелёная.
    • Гусейн Ахундов.
    • Валентина Березуцкая.
    • Светлана Агеева.
  • Милиционер (Владимир Басов).
  • Повар из милиции (Виктор Уральский).

Наваждение[править]

  • Лида — студентка политехнического института (Наталья Селезнёва).
  • Профессор (Владимир Раутбарт).
  • Дуб — студент, попытавшийся обмануть профессора на экзамене (Виктор Павлов).
  • Костя — друг Дуба, помогал ему обмануть профессора (Виктор Зозулин).
  • Студент-картёжник (Валерий Носик).
  • Хозяин Рекса (Георгий Георгиу).
  • Хозяйка Рекса (Наталья Гицерот).
  • Тётя Зоя — соседка Лиды (Зоя Фёдорова).
  • Ира — подруга Лиды (Людмила Ковалец).
  • Приятель Шурика, который познакомил его с Лидой (Сергей Жирнов).

Сюжет[править]

Фильм состоит из трёх новелл, связанных между собой главным героем Шуриком (Александр Демьяненко) — в целом добрым и неунывающим студентом-очкариком политехнического института. И cмышлёным соперником — если его хорошенько разозлить.

Напарник[править]

Однажды Шурик оказался в одном автобусе с пьяницей-дебоширом-верзилой Федей (Алексей Смирнов), который в состоянии своего очередного опьянения занял неположенное ему сиденье и принялся хамить остальным пассажирам, пытавшимся вежливо его вразумить. Хитростью Шурик, закосив под слепого, заставил Федю уступить место беременной женщине, но тот подобный финт не оценил и полез в драку. В итоге герои оказались в милиции, где Федю приговорили к 15 суткам исправительных работ. По стечению обстоятельств, суровый милиционер послал его отрабатывать наказание на ту же самую стройку, где подрабатывает Шурик, а прораб СМУ Павел Степанович (Михаил Пуговкин) без задних мыслей определил к студенту в напарники. Федя думал, что легко заставит интеллигентишку плясать под свою дудку, но произошло с точностью до наоборот.

Наваждение[править]

Готовясь к экзаменам, Шурик забыл обо всём на свете. Он пошёл за девушкой, которая тоже готовилась к экзамену столь же увлечённо — прямо на ходу, позанимался у неё дома (где она разделась до купальника, думая, что к ней пришла подружка). Сдал экзамен, на котором другие студенты демонстрировали чудеса обмана преподавателей. И заметил её. Их познакомили, они друг друга не узнали, «хорошая девочка Лида» пригласила его домой. И тут Шурику показалось, что он уже был здесь!

Операция «Ы»[править]

Знаменитое золотое трио промышляет на местном рынке. Трус (Георгий Вицын) торгует репродукциями и фарфоровыми кошками, Балбес (Юрий Никулин) — леденцами на палочке. Появляется Бывалый (Евгений Моргунов) и приказывает подельникам сворачиваться: директор торговой базы Петухов (Владимир Владиславский) проворовался и с целью сокрытия своих делишек заказывает им сымитировать ограбление со взломом. Вся операция «Ы», как её окрестил Балбес, не должна вызвать трудностей: в ночь на смену уже срочно вызвана бабушка-«божий одуванчик» Марья Ивановна (Мария Кравчуновская), обезвредить которую не составит труда. Но так уж снова вышло, что квартирантом этой самой бабушки оказался Шурик, который сначала вызвался посидеть с её внучкой и проследить за тестом на плите, но, быстро проиграв по обоим пунктам, сам заступил на пост охраны…

Тропы и штампы[править]

Тропнеймер[править]

  • А где бабуля? — Трусу, Балбесу и Бывалому обещали, что склад будет охранять бабушка — божий одуванчик с ружьём, заряженным холостыми. И увидеть на её месте молодого парня они вовсе не рассчитывали.

Общие[править]

  • Антигерой — Шурик в обоих смыслах слова: и суетливый «маленький человек», который выглядит далеко не супергероем и не победительным хладнокровным крупным красавцем (но в трудных ситуациях проявляет и мужество и стойкость и прочее)… и герой с подловатыми, негеройскими чертами. Немного деконструированный «маленький человек». Не ангел, не идеал.
    • Новелла «Напарник»: Шурик сначала избивает спящего Федю туго свёрнутой газетой (потому что кидаться на бодрствующего — себе дороже). А позже, в другой сцене, когда Федя уже позабыл о сне, Александр запускает ему в затылок (!) здоровенной берёзовой плахой, мог бы ведь и убить, не будь фильм доброй комедией! И в сцене съезжания по перилам Федя по милости Шурика запросто мог бы остаться без гениталий, если бы не мультяшная физика.
      • Причём во всех этих сценах Шурик явно уверен, что Феде «так и надо» и потому он, Шурик, «в своём праве». Видно, Шурик ранее был бит и унижен хулиганами и потому с тех пор считает, что с такими, как они, нечего церемониться и все средства хороши. Здесь Шурик приближается к типажу мыша Джерри из всем ныне известных старых мультфильмов: злобноватый антигерой-неангел Джерри натерпелся от антизлодея-садиста Тома (и таких, как он) и потому да-алеко не нежничает с Томом, вовсе не пытается его «беречь».
      • Именно мультфизика, именно «Том и Джерри». Подобно Джерри, Шурик прекрасно знал, в каком сеттинге живёт и какие вещи в нём травмоопасны, а какие нет. В противном случае пришлось бы много кого из мультфильмов в антигерои записывать.
      • По поводу финала первой новеллы (Шурик перевоспитал Федю розгами) в советской прессе попытались было поднять дискуссию на тему «Что вы такого наснимали, режиссёр? Пропаганда телесных наказаний? Это в СССР-то?!». Но дискуссия не разгорелась, увяла сама собой, потому что такие типы, как Федя, уж настолько достали многих и многих в тогдашней Стране Советов… Фильм возглавил все рейтинги популярности (и держится в них и в новом тысячелетии!), его смотрели с весёлым, искренним и немного мстительным смехом. Гайдай смог нащупать «болевую точку» в социуме.
      • Стоит заметить, что благодаря личному обаянию Алексея Смирнова, известного ролями добродушных дядек (а также несколько изменившемуся с 60-х представлению о поведении типичного гопника), Федя сейчас смотрится не таким козлом, каким, по-видимому, задумывался. Да, и Шурик поначалу, несмотря на то, что Федя ранее пытался его избить (за что и получил 15 суток), пытается держаться с ним профессионально и даже вежливо. Но терпение у него не железное.
    • Новелла «Наваждение»: Шурик закрывает злого пса с кошкой в лифте. На кошку Шурику плевать — авось отобьётся от пса (кстати, отбилась), ну а не сможет, дак так неразумному существу и надо, себя и девушку уберечь от пса куда важнее. Но Шурику вдобавок всё равно, накинется ли пёс на людей, которые первыми откроют лифт! Хоть бы записку на двери оставил «Осторожно, в лифте закрыта злая, неадекватная собака без намордника. Она кидалась на людей. Вызовите милицию и специалистов по собакам». (Шурик что, понадеялся, что из лифта будет доноситься такой пёсий рык и кошкин мяв, что люди спохватятся и без записки? Кажется, Шурик слишком уж размечтался о Лиде и не хотел думать ни о чем другом…)
      • Двери лифта были вообще-то прозрачны и никакой нужды в записках не было. Герои даже заглянули туда, возможно, уточняя судьбу кошки.
  • Импровизированное оружие — в «Напарнике» и «Операции» Шурик и его противники во время битвы на стройке и складе пускают в ход всё, что подвернётся: стройматериалы, инструменты, балалайки, гитары, вёдра, вагонетка … А вместо щита отлично подходят тарелки (которые не посуда, а музыкальный инструмент).
    • Песок в лицо — в первой новелле Шурик ослепил Федю сырой штукатуркой. А в третьей он закидал Бывалого подвернувшимися пачками с табаком. Причём низкокачественным, очень едким и пахучим: на пачках отчётливо видна нанесённая типографским способом надпись «МАХОРКА».

Напарник[править]

  • Антиреклама спиртного: Федя — живая версия тропа.
  • Вор сильнее воина — хоть протагонист и ботаник, но в данном случае справился с лодырем Федей именно ловкостью. Если кажется смешным, просто пересмотрите[1].
  • Выставить голого — Шурик тырит одежду у принимающего душ Феди, и тот до финала вынужден гоняться за студентом в импровизированной набедренной повязке.
  • Застрял? Хе-хе… — играется дважды: сначала громила Федя обижает увязшего в смоле Шурика (но тот в долгу не остается, благо увязли лишь сапоги). Потом покрытого этой смолой Федю заматывают в картонный рулон, и Шурик проводит «воспитательную работу».
  • Кот Васька слушает да ест — узнав, что отбывающий наказание хулиган Федя сладко спит в рабочее время, прораб закипает от гнева, бросается к лодырю и… с жаром читает ему продолжительную речь, взывающую к сознательности и освещающую многочисленные достижения страны в различных отраслях — от балета до космонавтики. Основную часть лекции Федя выслушал, не вставая с лежанки. Подустав, к нему прилег и сам прораб. А когда Феде надоело, он ещё и наорал на прораба.
    • Удобная цензура — комичный эффект достигается тем, что речь прораба отчетливо слышится обрывками, когда циклёвочная машина замолкает. В конце сценки монолог Феди, обращённый к прорабу, заглушается рёвом циклёвочной машины, которая замолкает только в тот момент, когда Федя произносит, видимо, единственную цензурную фразу: «До лампочки!». Хотя Федя ещё и успел за это время показать жестами, что ему понравилось, как прораб танцевал, демонстрируя успехи тружеников большого балета.
  • Крутая шляпа — «Пробка! Подарок из Африки».
  • Молодец против овец — сравните, как Федя разговаривает с суровым милиционером, и как — с окружающими.
  • На тебе!: пламенные речи прораба — это сатира на хрущёвскую демагогию и на призыв «перевоспитывать тунеядцев добрым словом, уговором, нашей правдой». Фраза Феди «Сейчас к людям надо мякше, а на вопросы смотреть ширше» — это точная цитата из речи Хрущёва.
  • Неудобная басня:
    • Внутримировой пример: прораб начинает перечислять Феде пословицы, которые учат народной мудрости и необходимости трудиться: «Учит народная мудрость: терпение и труд всё перетрут — раз! Кончил дело — гуляй смело — два! Без труда не вытащишь и рыбки из пруда — три! Работа не волк, в лес… нет-нет, это не надо!». Хотя изначально пословица значит совсем другое: волк может и уйти со двора в лес сам, а вот неоконченное дело никуда не денется, и рано или поздно придётся вернуться к отложенной работе.
    • Пример куда более острый и наглядный: приговоренному к исправработам на 15 сутках тунеядцу Феде положен ежедневный паёк (за государственный счет) лучше, чем может себе позволить студент Шурик, вкалывающий на стройке то ли в стройотряде, то ли в порядке личной инициативы, чтобы набраться практического опыта для своего Политеха, то ли для заработка (по советским реалиям, скорее для второго).
  • О, мой зад! — оздоровительная порка, которую Шурик в буквальном смысле устроил Верзиле: « — Шурик, а может, не надо?.. — Надо, Федя… надо!»
    • А до этого Федя получил от Шурика пару поджопников и совершил увлекательную поездку задом по перилам. Точнее по гвоздям, на которых эти перила крепились, пока Шурик их специально не оторвал. А ещё раньше поджопники от Феди получал сам Шурик.
    • Федя после «разъяснительной работы» Шурика (проведённой пониже спины с помощью прутьев от метёлки) на следующий же день готов хвататься за любую работу, лишь бы снова не попасть к нему в напарники. Хотя ещё вопрос — исправился ли он, или просто боится Шурика пуще ядерной войны песчаного карьера, цементного завода и уборки конюшен вместе взятых.
      • Судя по его возгласу «Срамота!» при виде оголенной русалки в новелле «Операция „Ы“» — даже сделался апологетом нравственности. Но пить (судя по авоське, полной пустых бутылок для сдачи в утиль) не бросил. Или всё-таки завязал и сдаёт накопившиеся запасы?
  • Опосредованная передача ругательств/Высокоточный матснаряд Феде из милиции привезли достаточно калорийный обед. Федя ведёт себя подчеркнуто нагло и самодовольно. Милицейский повар-раздатчик (В. Уральский) саркастически говорит ему «Приятного аппетита!», на что Федя с полным ртом ответствует (совершенно отчётливо): «Пофол ты в вопу!». Как это проскочило сквозь цензуру — непонятно. Может быть, потому что ответ Феди был воспринят как «Спасибо и пошёл вон»?
  • Опошленная ситуация — когда Федя и Шурик попадают в милицию, то они недружелюбно смотрят друг на друга, а затем Шурик поправляет очки средним пальцем. Сейчас такое вполне бы сошло за скрытую попытку показать неприличный жест.
  • Выиграть войну, проиграть мир — троп никак не подсвечен прямо (кто бы позволил?!), но из множества мелких деталей, пожалуй, очевиден. Федя на войне явно был хорошим солдатом. Обратите внимание, как он залег под «пулемётным огнем» Шурика. Вдумайтесь в его возраст, который он сам назвал в финале (когда был замотан в обои), сопоставьте с годом выхода фильма… А на гражданке стал буйным пьяницей. Не встреться ему Шурик — рано или поздно попал бы в тюрьму, и поломалась бы жизнь окончательно!
    • Так игравший Федю Алексей Макарович Смирнов фронтовиком и был — два Ордена Славы, и не только (на груди целый «иконостас»), болезнь сердца, тяжелая контузия и проблемы по мужской части, вылившиеся в полное отсутствие личной жизни.
    • Откровение у холодильника. В финале новеллы прямо назван точный возраст Феди (Федя же и назвал). Действие происходит в 1965 году… Ёкарный бабай, неужели Федя — фронтовик, на войне немного спятивший и с тех пор на гражданке десятилетиями пьянствующий и хулиганящий? Хорошо, что Шурик провёл «разъяснительную работу»! Но вдумайтесь: поведение исправившегося Феди («Я!.. Я!!») — это всё ещё поведение не совсем нормального человека, который всего лишь ударился в другую крайность: последовательно отлынивал от работы, а теперь абсурдно-самоотверженно вызывается на все подряд сложные миссии, и его не смущает, что другие пятнадцатисуточники дружно ржут над ним… Ему что, вспомнилось, как на войне перед строем выкликали добровольцев?
      • Ну либо просто вспомнил, что впереди еще 14 таких же, как и вчерашний, дней.
    • В этой связи особенно интересно смотрится то, что Федя, когда нужно, демонстрирует исключительно прямо прикрученные руки — водит технику, строит и т. д.
    • Режиссёр-постановщик (и один из соавторов сценария) Леонид Иович Гайдай — фронтовик. И обе сцены, в начале («Огласите весь список, пожалуйста!») и в конце («Я!.. Я!!») — основаны на реальных эпизодах из фронтовой биографии Гайдая.
    • С «Я!.. Я!!», к слову, всё просто: Федя согласен работать весь оставшийся срок где угодно — лишь бы подальше от Шурика. В финале, узнав, что на все 15 суток он направляется на стройку, Федя натурально падает в обморок.
    • Насчет возраста — Феде 41 год. Действие происходит в 1965-м, значит, он мог и не быть фронтовиком (во время войны ему было 15-19 лет). Если на фронт и попал, то уже в 1944-45-м. Хотя, с другой стороны, записавшись в юном возрасте добровольцем… Вполне возможно, он спился от постравматического расстройства.
    • Человека 1924 года рождения могли призвать и в 1942 году, сразу после окончания школы или ФЗУ.
      • Многие добровольцы прписывали себе возраст. Двоюродный дедушка автора правки в первые де дни войны успешно выдал себя за 18-летнего, хотя ему шёл пятнадцатый год. Был он, правда, неожиданно для своего возраста долговяз, но это и за Федей заметно.
    • А где сказано, что действие именно в 1965-м? Год выхода фильма не обязательно совпадает со временем, когда происходит действие. Если это, например, 1964 или 1963 год, то Федя 100 % всю войну прошел…
    • Скорее всего, ни о каком ПТСР и речи нет — Федя всегда был таким. И потому воевал во штрафбате, куда, вопреки великим фильмам о великой войне попадали не уголовники, а как раз-таки пьяницы, драчуны и дебоширы. Т. е. действительно бывал в самом пекле, однако не из-за врождённого героизма, а по той же причине, по которой пересёкся потом с Шуриком. Искупал кровью, в общем, так что эти ваши пятнадцать суток его не впечатляли (опять-таки, до встречи с Шуриком).
  • Связали и заткнули — редкий пример мумифицирования. Шурик лихо закатал своего обидчика в обои, а потом и наказал, «не отходя от кассы».
  • Страшный негр — Федя из-за череды происшествий, пробегая через чёрный дым (в «юбке» из мочалки, с ожерельем из керамических электроизоляторов от высоковольтных линий, напоминающих кости, и с рейкой вместо копья) и покрываясь сажей, превращается именно в такого (в комическом ключе). Даже музыка отчасти стилизована под нечто африканоподобное с улюлюканьем на фоне. Впрочем, сами посмотрите.

Наваждение[править]

Памятник на территории Рязанского госуниверситета
  • Аллюзия — Шурик умудрился метнуть иглу с ниткой точно в подушечку, висящую на стене, как будто это дартс, хотя без суперспособностей обычную иглу, да еще с продетой в нее ниткой, так не метнёшь — и не попадёшь в цель нипочём. Отсылка к Джеймсу Бонду, который регулярно бросал свою шляпу с большого расстояния и всё равно попадал ею точно на вешалку, так что шляпа там повисала.
    • Метнуть можно, но не таким способом, как в фильме — держа за иглу, а резким махом, держа за нитку, чтобы игла, полетев, утянула за собой нитку.
  • Гуру сала с шоколадом — зацикленный на подготовке Шурик намазал горчицу на пирожное. И не обратил внимания на странный вкус — на почве предэкзаменационного стресса слопал с аппетитом. (А Шурик к тому же, судя по его скудной трапезе «батон + кефирчик» из первой новеллы, есть студент из категории «вечно полуголодных», о которых в СССР рассказывали анекдоты: «Воды! — И хлеба туды!», «Это не плащ, а студент Сидоров. Вот он — отличник», и.т. п.)
  • Забыли первую встречу — Шурик и Лида были очень заняты подготовкой к экзамену.
  • Мгновенное снотворное — Шурик кормит собаку колбасой с таблетками: «Ну вот: через пять минут наступит глубокий, здоровый сон». Впрочем, пес не повёлся, так что эффект мы не узнали. Впрочем, Шурик, который, очевидно, не может уснуть самостоятельно из-за волнения перед экзаменами (а восстанавливать силы-то всё-таки надо), очевидно, знает толк в седативных.
  • Мотив игральных карт — студент-картёжник (Вал. Носика) применил свои навыки на профессоре. Берёт билет. «Ещё!» — «Пожалуйста». — «Себе!». Профессор, видимо, тоже был не дурак сыграть в «двадцать одно», по инерции «вызов принял» и сам потянул «карту», то есть билет. Профессор рассердился на студента и выставил его с экзамена ещё и потому, что сам ненароком спалился как заядлый картёжник. В итоге находчивый студент получил отсрочку… после чего сказал "Перебор" и сдул пыль с зачётки!
  • Получилась реальность — изобретательный студент Дуб рассчитывает сдать экзамен при помощи шпаргалок по радио. Вот только «лопух»-профессор работает в техническом вузе и сам неплохо разбирается в радиотехнике — отчего вместо шпаргалки Дуба ждут только помехи из-за предусмотрительно заготовленной преподавателем «глушилки». Впрочем, работает и в обратную сторону — профессор всё-таки оценил такой «профильный» способ сдать, поэтому с пересдачей у Дуба проблемы вряд ли возникнут.
    • Экзамен — дело теоретическое, так что проблемы всё же не исключены. А вот курсовой проект по радиотехнике — можно считать, в кармане, да ещё и с работоспособным макетом! Если, конечно, приёмопередатчик Дуба разработан по оригинальной, а не заимствованной из журнала «Радио» схеме.
    • Дуб пришел на экзамен при полном параде и с забинтованным ухом. Ничуть не подозрительно. Поработать над тактикой и эргономикой (например, закрепить микрофон и наушник на запястье левой руки)…
    • Что касается размеров, уже в конце 1950-х годов существовали рации размером с современный лопатофон, только раза в три толще и с отдельным аккумулятором, и при этом они были на лампах(!), например Р-855. А уж если если в распоряжении студентов были транзисторы, то соорудить УКВ-трансивер малого радиуса действия, который можно было бы спрятать под одеждой, вполне реально. Только вот на отладку такой собранной на коленке схемы ушло бы времени столько, что проще было всё-таки выучить, как там работает синхрофазотрон.
  • Осторожно, злая собака! — злющий боксёр попортил Шурику нервы и брюки. В итоге был жестоко бит чёрной уличной кошкой.
    • Что за фигня, автор? Тех, кто знает, что крупная злая собака может сотворить с кошкой, немало удивляет тот момент, где добряк Шурик запирает черную кошечку в шахте лифта вместе со злобной псиной породы боксёр, дабы они с Лидой могли проскочить мимо. Причем у самой Лиды остроумная придумка Шурика резонного вопроса также не вызывает. Конечно, все закончилось хорошо, и киса здорово проучила здоровенную зверюгу, но откуда могли об этом заранее знать Шурик и Лида?
    • В защиту героев можно сказать, что Шурик не знал, что собака и кошка окажутся в лифте, он просто хотел сманить пса от двери. В теории, погоня должна была закончиться у ближайшего дерева. Кроме того, они заглядывают в лифт и видимо видят, что с кошкой ничего серьёзного не произошло, а собака убегает от кошки.
  • Что стало с мышонком? — А что стало с подружкой Лиды Ирой, изначально читавшей конспект вместе с ней, и уснувшей в троллейбусе? Сдала она экзамен или проспала?
  • Чудо одной сцены/Актёр одной роли:
    • Виктор Павлов за карьеру создал более, чем полтораста кинообразов, но помнят его в качестве студента-изобретателя по кличке фамилии Дуб.
    • Тупая блондинка (мужской вариант) — Дуб. И изобретение-то, за которое профессор в шутку поставил ему пятёрку, скорее всего, не его, а того его приятеля, который надиктовывал ему правильные ответы.
    • «Профессор» Владимир Раутбарт. «Профессор, конечно, лопух, но аппаратура — ПРИ НЁМ!».

Операция «Ы»[править]

  • Ай, молодца! — Шурик вытер взмокшее лицо платком с хлороформом и вырубил себя вместе с бандитами.
  • Актёр одной роли — Владимир Владиславский (проворовавшийся директор базы Петухов) и Мария Кравчуновская (бабушка, которую подменил Шурик).
  • Бафос — развязка дуэли Шурика и Балбеса на шпагах. Сильно увлёкшись фехтованием, Шурик неожиданно наносит противнику шпагой колющий удар в область груди и оттуда начинает течь красная жидкость, а пошатывающийся Балбес, хватаясь за рану, с укором смотрит на него. И пока Шурик в ужасе со слезами на глазах осознаёт, что он натворил, Балбес вдруг принюхивается и с недоумённым взглядом сначала пробует свою «кровь» на вкус… а затем достаёт из-за пазухи своей телогрейки разбитую бутылку вина, которую (пока она ещё была цела) он ранее у себя припрятал.
    • В довершение шутки ничего бы с ним не случилось — шпага спортивная.
      • Это не шпага, а классическая советская спортивная сабля. Прямая рукоять, чашка с дужкой, плоский клинок. Серьёзно травмировать человека тем образцово-показательным выпадом, что продемонстрировал Шурик легче лёгкого. Разбить бутылку тоже вполне можно, если удачно попасть.
  • Бонус для современников — фраза недовольного водителя грузовика «Где этот чёртов инвалид?» и ответ Бывалого «Не шуми, я инвалид!» (с последующим пинком животом) в наше время могут потребовать дополнительных объяснений — почему именно инвалид? Сейчас уже не каждый узнает в транспортном средстве Бывалого не просто машину типа «Антилопа-гну», а конкретно советскую инвалидную мотоколяску 1960-х годов.
    • И дополнительный смысл здесь в том, что Бывалый не только незаконно получил упомянутую коляску в собственность (после смерти владельца их следовало сдавать государству, так как выдавались они бесплатно), но и нагло пользуется положенным инвалиду послаблением — запарковал транспортное средство в «пешеходной зоне» на рынке.
      • Как вариант, он владел ею вполне законно, просто инвалидность «неочевидная», например, сердечник.
        • Или вполне себе очевидная. Игравший Бывалого Евгений Моргунов еще в молодости заболел сахарным диабетом (в результате чего и растолстел), следствием болезни были постоянные проблемы с ногами, которые под конец жизни ему собирались ампутировать (по-видимому, это и пришлось бы сделать, если бы артист не умер от инсульта). Так что человек с подобной внешностью вполне мог быть инвалидом или, по крайней мере, без сильных натяжек оформить инвалидность.
          • Стоит обратить внимание: на рынке в новелле, конечно, холодновато, но не совсем уж лютый дубак. Это видно по относительно легко одетому Никулину-Балбесу. А вот Моргунов вынужден одеть на ноги выше валенок толстые тёплые гетры. Чтобы не мерзли больные ноги.
  • Город, которого нет — сцены на улице у склада сняты в Ленинграде
  • Изменившаяся мораль — современному зрителю не понять, за что героя Вицина записали в жулики и вообще рисуют в черном цвете. Человек просто торгует на рынке, и чем? Смешно сказать — не водярой или краденым, а всего-навсего глиняными кошечками, коврами и тому подобным. А уж как он это делает — да за такой сервис и чуткое отношение к покупателю медаль надо давать!
    • Это особенности хрущёвско-брежневской суперэтатистской экономической политики. 6 марта 1959 года было принято постановление ЦК КПСС и Совмина, в котором открыто утверждалось, что частная экономика даже на уровне кустарных промыслов вредит интересам государства, отсюда и столь яростная пропагандистская борьба с ней. В свете этого становится прозрачной логическая манипуляция Гайдая: «жулик торгует кустарными изделиями, следовательно, все кустари и частные торговцы — жулики».
    • Впрочем, сам акцент на «лавочничестве» (в противовес работе на гос. предприятии) сомнителен даже в чисто «советской» системе координат. Получается, если бы Трус вовремя струсил и не полез в явные аферы, то занимался бы тем же самым и дальше и жил себе припеваючи.
    • Но для тех, кто жил в советское время, очевидно, что он является иллюстрацией «Обеспечьте 10 % прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» (Томас Джозеф Даннинг, которого цитировал Карл Маркс).
    • А ещё жить, торгуя кошечками и не имея другой официальной работы (на государство или колхоз) со времён Хрущёва — это «тунеядство», караемое уголовно сроком до четырёх лет. Впрочем, учитывая знание Трусом уголовного кодекса, следует ожидать, что он где-то официально числится работающим, и возможно, даже, иногда ходит на официальную работу в свободное от торговли кошечками время (а не является злостным прогульщиком). Или, может, даже добросовестно ходит на работу в будние дни без прогулов, а кошечками торгует в выходные.
      • Это не признак тунеядства, для тунеядства надо заниматься попрошайничеством и вообще жить на нетрудовые доходы и ярко выраженный антиобщественный образ жизни вести. Дело Бродского приводить не надо, оно нетипичное.
    • Так ведь он отрицательный не потому, что на рынке торгует, а потому, что является членом устойчивой преступной группировки, в просторечии именуемой «шайкой», и на рынке подторговывает, пока главарь не найдёт более денежное дело; причем шайка эта постепенно скатывается от «административки» (браконьерство в «Пёс Барбос и необычный кросс» и самогоноварение в «Самогонщики») к мелкой уголовке в «Операции „Ы“» и даже похищению человека в «Кавказской пленнице»!
  • Изъясняться песнями — Шурик пел своей квартирной хозяйке, которая укачивала внучку, на мотив колыбельной: «Я вам денежки принёс за квартиру, за январь…» — «Ой, спасибо, хорошо, положите на комод».
  • Крутая бабуля — Марья Ивановна. Божий одуванчик божьим одуванчиком, — но связал же кто-то троицу незадачливых грабителей, прежде чем везти их в милицию! Да и водить старушка умеет. Так что не зря она работает сторожихой, ох, не зря…
  • Ложная тревога — Бывалый тряс сонного Балбеса со словами «Вставай, сейчас милиция приедет», и тут на плечо Бывалого опустилась рука. Тут оборачивается и видит Труса, который спрашивает про туалет. А ещё до того Шурик поразил Балбеса шпагой, алые капли забарабанили по полу, глаза Шурика наполнились слезами… а это была разбившаяся бутылка красного вина, незадолго до того украденная Балбесом.
  • Мгновенное снотворное — несколько персонажей отрубаются, просто понюхав одну смоченную в хлороформе тряпочку (на морозе приходят в себя). Ну, допустим, у Балбеса и Труса обмен веществ приближен уже к нечеловеческому, от хронического пьянства… а Шурик-то чего?.. типа, обладатель неполной цепи ферментов, «дитя войны», порождённое в 1940-х годах полуголодными родителями?.. Но это всё в (траги)комедии. А в реальности хлороформом надо было бы секунд 5-6 дышать через маску, чтоб вырубиться, и постоянно подавать его на маску, чтоб пациенты оставались без сознания, а на воздухе он вообще разлагается. А мышка, надышавшись человеческой дозы хлороформа, скорее всего, не храпела бы, а сдохла от отравления (хотя мышка успела только мельком понюхать, так что верим, верим).
      • Нам специально показали, что мышка жива: она, не просыпаясь, комично пищит (видно, от препарата ей всё-таки плохо).
  • Меня окружают идиоты — директор базы произносит эту фразу несколько раз, когда троица Балбес-Трус-Бывалый фейлит.
  • Морская свинка — внутримировой пример: Балбес предложил дать «операции» такое название, «чтобы никто не догадался». Хотя так-то он издал при начальстве посторонний и явно связанный со спиртным звук, и пришлось вот так изворачиваться.
  • Отвратительный толстяк и упитанный силач — по-прежнему Бывалый, но тут он стал ещё харизматичнее. Возмущённый мужик, которому «инвалидка» троицы не даёт проехать: Где этот чёртов инвалид? Здоровый как бык Бывалый (толкая невысокого мужика своим брюхом, необычайно внушительно произносит): «НЕ ШУМИ. Я — инвалид!».
    • И непосредственно вслед за этим Бывалый легко разворачивает свою «инвалидку». Весящую, на минуточку, 425 кг! Да у этого персонажа чуть ли не физическая суперсила! (Моргунов, конечно, был силён, но в реале на такой подвиг всё-таки не способен. Во время съёмок киношники схитрили: 1) «облегчили» мотоколяску как могли, кое-что выковыряв из её нутра; 2) залили под машиной целый небольшой каток — приглядитесь, она стоит на льду, припорошённом снегом; 3) изготовили специальные упоры для ног Моргунова и тоже замаскировали их снегом.)
  • Песня про железную дорогу — «Постой, паровоз, не стучите, колёса…» на стихи Генриха Сечкина. Её божественно спели Никулин и Вицин. Гайдай требовал от Никулина, запоровшего уже несколько дублей: «Не дурачься, пой всерьёз, рви душу! Только тогда получится пародийно!»
  • пишит с ашипками — Балбес. «Будиш маму папу слушать — будиш ты канфеты кушать!»
  • Повар-катастрофа — Шурик с девочкой на руках феерично готовят в три с половиной руки.
  • Пьяный — это забавно: Балбес в исполнении Юрия Никулина. «Разбить? Пол-литра? Вдребезги?.. Да я тебе за это!..» И невербальные алкогольные гэги. Тут же аверсия от заказчика: «Сторож нежно усыпляется хлороформом и связывается».
  • Сверхвыразительная предсмертная агония — у Балбеса.
  • Связали и заткнули — он обозначает это действо неподражаемым звуком «Кр-р-р-рь — ПЫК!» А в конце фильма уже его самого ведут связанным.
  • Торгаш — это плохо — в заглавной истории Трус и Балбес торгуют на рынке, а заказавший фиктивную кражу директор Петухов заведует торговой базой.
  • Ужас у холодильника — см. основную статью.
  • Фрик-шоу: можно было сфотографироваться с нарисованной русалкой. Обыграно в фильме, в третьей новелле.
  • Что стало с мышонком? — Марья Ивановна возвращается на склад и видит картину: на полу склада лежат без сознания Трус, Балбес, Бывалый, Шурик и мышка, надышавшаяся хлороформа. В следующей сцене бабуля уже едет на машине Бывалого в милицию. На пассажирском месте спит Шурик, позади идут Трус, Балбес и Бывалый, связанные верёвкой и привязанные к машине узлом из того самого платка с хлороформом. На этом моменте зрителю трудно удержаться от ехидного вопроса: «А что же стало с мышкой?»
    • Ой, а вы таки не в курсе, что работники советских (и иностранных тоже) складов делают с мышами и прочими грызунами? Если мышь до этого не помрёт от передозировки хлороформом в платке.

Мета[править]

  • Бонус для гениев:
    • Новелла «Наваждение» — историки радиосвязи утверждают, что чудо-передатчик, который сконструировали Дуб (В. Павлов) и его гениальный приятель (В. Зазулин), изготовлен на основе трофейной фрицевской рации «Телефункен», только с неё сняли корпус и много чего к ней добавили. А чудо-аппаратура с телескопической антенной, которую применил в качестве радиоперехватчика и заглушки хитроумный профессор (В. Раутбарт), не существовала в обиходе обычных советских людей; она фантастична, в реальности могла быть разве что в какой-нибудь секретной лаборатории КГБ или ГРУ — а значит, профессор работал на одну из этих контор.
    • Новелла «Операция „Ы“» — Бывалый, собираясь ехать с друзьями на «дело», зачем-то вешает на свою инвалидку поверх нормального номера… номер Д 1-01, с которым имел право ездить только посол Великобритании в СССР! «Д» значит «дипломатическая». Всё равно что увидеть сегодня номер с кодом АМР на дырявой «ладе».Восторг у холодильника: Бывалый что, загодя и намеренно косил на психа, если их с этаким номером поймают?.. И ещё раз восторг: так вот почему все трое так быстро вышли и легко отделались (см. сиквел — «Кавказская пленница»)! Мало того, что их действия идут за мелкое хулиганство (от пятнадцати суток до месяца, как и объяснил жулик-директор), но их, всех троих, к тому же признали неадекватами!
  • Дать герою своё имя — в сценарии главного героя звали Владик, но его переименовали в Шурика после утверждения на роль Александра Демьяненко.
    • По другой версии, возмутился худсовет: Владик — это Владлен, нельзя так зубоскалить над Лениным! Пришлось сменить имя. А ведь Гайдай хотел назвать героя в честь своего друга Владлена Бахнова, который позже (с 1971 г.) станет его многолетним сценаристом.
  • За себя и за того парня: Алексей Смирнов в первой новелле сыграл верзилу Федю, а в третьей — покупателя на рынке. Хотя, конечно, теоретически это может быть один и тот же Федя, перевоспитавшийся и мирно ходящий за покупками на базар. А пустые бутылки в авоське - так может Федя сдаёт их в пункт приёма стеклотары.
  • Наплевательский сиквел — Шурик познакомился со столь колоритной троицей, как Трус, Балбес и Бывалый, и, вероятно, давал показания против них. А в фильме «Кавказская пленница» он их не узнал!
    • Обоснуй: Шурик весьма доверчив, рассеян и близорук, а возможно, у него ещё и не лучшая память на лица (плюс нестандартная реакция организма этого «дитяти войны» на хлороформ? интоксикация? частичная амнезия?). Зато троица, по некоторым признакам, его вспомнила и смотрит на него весьма недружелюбно.
      • А тот ли это Шурик? Физик, перековавшийся в гуманитария?
        • К счастью (а в восприятии некоторых — к сожалению), версия «Шурик не тот» начисто срезается бритвой Оккама. «Банда трёх» всё та же, — это-то однозначно, — а Шурик, дескать, не тот? Не перебор ли?.. Не припутать ли заодно и мультиверс — там, где и без него можно обойтись?.. Такая пылкая, пассионарная личность, как наш Шурик, вполне мог стремиться к получению двух высших образований попеременно — так сказать, совместить в себе физика с лириком.
          • С другой стороны, версия «Мультиверс» сулит интересные варианты СПГС… Но это на любителя.
  • Популярное заблуждение — периодически на просторах Сети можно наткнуться на утверждение, что гражданина «Огласите весь список, пожалуйста!» сыграл сам Гайдай, но это не так: его сыграл Олег Скворцов, который и профессиональным актёром-то не был.
    • И нет, Гайдай не представал и в роли какого-либо другого «алкоголика, тунеядца, хулигана». Это тоже «утка».
  • Шрамы от цензуры:
    • «Наваждение»: сцена, как шутил сам Гайдай, «стриптиза». Советская цензура не позволила нарядить студентку Лиду («Разденься, жарко!») в скромное нижнее бельё. Поэтому Лида предстаёт в простеньком пляжном бикини 1960-х. Да и так неплохо получилось!
    • Операция «Ы»: вглядитесь в финале: связанный Трус, пока его волочит машина, что-то кричит бабуле, сидящей за рулём. С реплики заставили убрать озвучку: «Угон транспортного средства с захватом заложников. Статья 13, пункт 2, до 10 лет!»

Интересные факты[править]

  • Сюжет второй новеллы Гайдай «подсмотрел» в польском журнале «Шпильки».
  • 18-летняя Наталья Селезнёва, студентка Щукинского училища, пришла на пробы к Гайдаю без всякой надежды получить роль, в простеньком платье, прямо с пляжа. Режиссёр окинул её взглядом и сказал: «Вы знаете, что в кадре вам нужно будет раздеться?» Она кивнула. «А как у вас с фигурой? По-моему, что-то не очень». Огромные глаза Натальи Селезнёвой стали ещё больше: «Как это не очень?». Она мгновенно сбросила сарафан и сразу же была утверждена на роль. Гайдай потом признавался, что она разделась легко, раскованно и вместе с тем целомудренно — именно это было нужно. Позже она сыграла вторую половинку Шурика ещё в одном фильме Гайдая.
    • Ещё позже у Селезнёвой и Демьяненко «не сложилось» в фильме «По улицам комод водили».
Пройти в библиотеку в 3 часа ночи? Шурик знает, что делать!
  • Обвинение Труса в идиотии из-за вопроса про библиотеку звучит резонно с точки зрения здравого смысла. Вот только в предыдущей новелле в расписании на двери библиотеки, из которой выходит готовящийся к экзаменам Шурик, как раз указаны часы работы в понедельник, среду и пятницу — с 3 до 18 часов. Кадр справа позволяет как следует рассмотреть это необычное расписание.
    • Только это библиотека ВУЗа, расписание которой как раз и рассчитано на студентов с их безумным режимом, и кто пустит на территорию ВУЗа Труса, который на студента ну никак не тянет?
      • Институтские библиотеки расчитаны на безумный студенческий режим, но обслуживают не только студентов. И студенты разного возраста бывают, плюс Вицин несколько раз отыгрывал роли вполовину себя младше (а Трус вполне мог быть студентом раньше и сохранить память о таких библиотеках с тех пор). Само собой, без студбилета, пропуска сотрудника или командировочного туда не попадешь — но если кто-то из посмотрельцев по умолчанию предъявлял документы, спрашивая дорогу у прохожего, готов купить шляпу специально чтобы её съесть.
      • Только вот студент вряд ли будет спрашивать, как пройти в библиотеку — он этот маршрут назубок выучил. А не-студент, которому позарез понадобилась вузовская библиотека в три часа ночи (что само по себе уже подозрительно), скорее спросит, где находится сам ВУЗ. Иными словами, вместо того, чтобы не вызывать подозрений, вопрос напрягает, как просьба «закурить» (каковую, кстати, в итоге Трус и озвучил).
  • Фраза Лиды про твёрдую память придумана благодаря жене Гайдая, Нине Гребешковой:
« Вдруг меня спрашивает Яков Костюковский «Ниночка, бывает ли у вас так, что, придя в незнакомый дом, испытываете ощущение, что здесь уже были?». Я ответила строго и уверенно «Нет, не бывает. Я всегда помню, где я была, когда и с кем». Эту фразу и вложили в уста героини Натальи Селезнёвой в ответ на вопрос Шурика, оказавшегося второй раз в квартире Лиды. »

Цитаты[править]

Напарник[править]

  • Возмущённая пассажирка (Рина Зелёная): Гражданин! Эти места специальные, для детей и инвалидов!
Федя: А она что, дитё или инвалиды? А?
Возмущённая пассажирка: Она готовится стать матерью!
Федя: А я готовлюсь стать отцом!
  • Суровый милиционер: Мясокомбинат! [Все пятнадцатисуточные делают шаг вперёд] …на сегодня нарядов не прислал. [Все пятнадцатисуточные делают шаг назад] Цементный завод!
Федя: А на ликёро-водочный нет?
  • В то время, как наши космические корабли бороздят просторы вселенной… (Прораб — Михаил Пуговкин)
  • …выше, чем знаменитая Нотр-Дам-де-Пари, что в переводе означает «Собор Парижской Богоматери». — Какой-какой матери? — Парижской. Бога матери. (Прораб, Федя).
  •  — У вас несчастные случаи на стройке были? — Нет, пока еще ни одного не было. — Будут. (Федя, Шурик)
  • Если я встану, ты у меня ляжешь. (Федя)
  • Кто не работает, тот ест. Учись, студент! (Он же)
  • Пойми, студент, сейчас к людя́м надо помягше. А на вопросы смотреть ширше. Вот ты думаешь, это мне дали пятнадцать суток? М? Это нам дали пятнадцать суток. А для чего? Чтобы ты вёл среди меня разъяснительную работу, а я рос над собой! Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… [зевает] Большой театр. А я посплю. (Он же)
  • Ну, студент, готовься. Скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоем доме будет играть музыка. Но ты ее не услышишь! (он же) Фраза позаимствована из рассказа О. Генри, очень любимого Гайдаем. Уж не читал ли сам Федя этот рассказ? Или просто подслушал у какого-то читавшего хулигана?
  • Правильно… и мух отгоняй! (Он же)
  • А компот? (Он же)
  • Суровый милиционер: Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать?
Арестант: Огласите весь список, пожалуйста.
Суровый милиционер: Цементный завод.
Федя: Я!
Суровый милиционер: Погрузка угля.
Федя: Я!
  • Бить будете? — Нет. — А что? — Вести разъяснительную работу. (Федя, Шурик)
  • Федя: [Шурик готовит инструмент для порки] Шурик! Вы комсомолец?
Шурик: Да.
Федя: Это же не наш метод! Где гуманизм? Где человек человеку? Поймите, Шурик, в то время как наши космические корабли бороздят… Может, не надо, Шурик? Я больше не буду, а?…
Шурик: Нет… Надо, Федя! Надо!
Федя: [удар] Мама… [удар] Мама… [удар] Мама… [удар]

Наваждение[править]

  • Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нём-мм, при нём-мм! Как слышно? (Профессор)
  • Дуб: Экзамен для меня всегда праздник, профессор! … Билет номер девять. Приём!
Профессор: Какой «Приём»?
Дуб: Я сказал не «Приём», а «При нём». Билет номер девять, а при нём задача.
Профессор: Значит, так! За изобретение ставлю «пять»… [заикаясь от смеха] …а по-по-по предмету — «неуд».
  • Лида: Здрасьть, тёть Зоя! Дайте, пожалуйста, ключ.
Соседка (язвительно-укоризненно, поскольку видит, что Лида привела симпатичного парня): У тебя ж сегодня экзамен!
Лида: Ещё целых три часа. Мы пока с подружкой позанимаемся.
  • Шурик: Кто это там… плывёт?
Приятель: Где?
Шурик: Вон там!
Приятель: Аааа! Так это ж Лидка с параллельного потока! Хочешь, познакомлю?
  • Я всегда помню, где я была, когда и с кем. (Лида)
  •  — А у меня горло.
 — Горло?
 — Горло.
 — И голова.
 — И голова.
 — Без мозгов.
 — Без мозгов. (Cосед-новосёл и его жена, владельцы собаки, из-за которой Шурик и Лида не могли попасть в дом).

Операция «Ы»[править]

  • Налетай, торопись, покупай живопи́сь! (Трус)
  • Тренируйся лучше… (ловит мрачный взгляд поколотившего боксёрскую грушу Бывалого, на котором уже «потренировались») На кошках! (Балбес — Трусу).
  • Неизвестный: Где этот чёртов инвалид?!
Бывалый [басом]: Не шуми! Я инвалид! («пинок» объёмистым животом).
  • Шурик: [на мотив колыбельной]: Я вам денюжки принёс, за квартиру, за январь.
Бабуля: Вот спасибо, хорошо, положите на комод!
  • Шурик: Я и с Ленкой посижу, и за тестом погляжу. Отправляйтесь на дежу…
Бабуля: Ну, тогда я ухожу.
  • Директор базы: Вот что мы имеем на сегодняшний день.
Трус: Не мы, а вы.
Директор базы: Что нас может спасти от ревизии?
Трус: Простите, не нас, а вас.
Директор базы: От ревизии нас может спасти только кража.
Директор базы: Прежде всего вам нужно нейтрализовать сторожа.
Трус: Не нам, а вам.
Директор базы: Нет, на этот раз именно вам.
  • Балбес: Ы! Операция Ы!
Директор базы: Почему «Ы»?
Балбес: Чтобы никто не догадался.
  • Все уже украдено до нас. (Бывалый)
  • Директор базы: Вы должны были привлечь её внимание простым естественным вопросом. А вы что спросили?
Трус: «Как пройти в библиотеку?»
Директор базы: В три часа ночи! Идиот!
  • Директор: Вы должны были не воровать эти бутылки, а разбить их!
Балбес (с улыбкой): Разбить?
Директор: Разбить.
Балбес: (с еще большей улыбкой): Пол-литра?
Директор: Пол-литра.
Балбес (уже со смехом): Вдребезги?!
Директор: Конечно? вдребезги!
Балбес (резко меняя выражение лица на серьёзное): Да я тебе за это!..
  • Трус: Бабуля! Закурить есть?
Шурик: (оборачиваясь) Что?
Трус:… А-а-а где бабуля?
Шурик: Я за неё.

Примечания[править]

  1. Автор правки это сделал с товарищами-гиками, в ходу во время просмотра были шутки про Оберина и Гору.