Опереточный злодей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dastardly Whiplash. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Он носит шляпу/цилиндр, плащ/крылатку, усы, опционально — маску, злобно смеётся, ходит сгорбившись, желает захватить мир или, как минимум, уничтожить своего заклятого врага-героя, а в свободное от злодеяний время играет на органе. Впрочем, в злодеяниях, будучи хоть трижды провозглашён изощрённым гением, не преуспел, смешон, легко обводится вокруг пальца и побивается главным героем (особенно учитывая, что такой злодей зачастую охотно делится своим замыслом во всех подробностях), а сюжету нужен лишь потому, что без антагониста никуда. Кто же этот парень? Встречайте, опереточный злодей, набор всевозможных злодейских штампов и клише, возникших ещё до появления радио.

В некоторых случаях опереточного злодея выделяет стереотипная система поведения без соблюдения внешнего вида.

В произведении опереточный злодей всегда является соперником протагониста, желая казаться архизлодеем, чаще всего оказывается самоуверенным мерзавчиком. Разумеется, в любом произведении с опереточным злодеем добро побеждает зло, сюжет может быть предсказуемым, а герой страдать от унылой непобедимости.

Стандартная фраза такого злодея — «Завтра я вам ещё покажу!» Надтроп — злодей-недотёпа.

В некоторых случаях словосочетание «опереточный злодей» может использоваться как ругательство со стороны зрителя/читателя, если произведение позиционировалось как более серьёзное. Или зритель/читатель посчитал произведение более серьёзным, чем планировал создатель.

Примеры[править]

Театр[править]

Литература[править]

  • «Чиполлино» — Мистер Моркоу, иностранный детектив.
  • Макс Фрай, «Лабиринты Ехо» — в повести «Наследство для Лонли-Локли» фигурирует персонаж по имени Маркуло, коего рассказчик с первого взгляда заклеймил «опереточным злодеем» из-за внешности. Что, впрочем, в данном случае вполне аргумент: Маркуло из народа, где внешность прямо и недвусмысленно отражает характер. Тропу соответствует, вполне себе недотёпистый злыдень.
    • Хрена ж себе — недотёпистый! Свою семейку Маркуло успешно ухитряется контролировать, заставляя делать всё, что ему нужно. Одного брата довёл до того, что бедолага спился и по-идиотски погиб, отцу не позволил завещание в пользу родного сына, а всех остальных заставлял нападать на прибывших за наследством Лонли-Локли и Макса, сам при этом оставаясь чистеньким. И если бы не потрясающая деревенская простота Кутыков Хоттских — столичные детективы могли бы и не вернуться в Ехо.
  • Метавселенная Рудазова — лорд Бельзедор, старательно эксплуатирующий все тропы, прилагающиеся к его профессии.
    • Один из его приспешников, Раджа Бураадми — и вовсе злой Болливудский.

Кино[править]

  • «Большие гонки» — отсылка к тропу и опора на него: профессор Фэйт, злодей-неудачник в черном цилиндре, с усами и с тупым подручным. Его подручный, Макс, больше отыгрывает тупого, чем действительно туп: нельзя же показывать себя более умным, чем хозяин!
    • Самое смешное, что Макса сыграл Питер Фальк (который позже играл косящего под дурачка детектива Коломбо).
  • «Отель „Гранд-Будапешт“» — фашист Дмитрий представляет собой неожиданно зловещую (но всё равно смешную) современную реконструкцию тропа.
  • «Похищенный дирижабль» Карела Земана — Чёрный Густав.
    • «Тайна острова Бэк-Кап» того же режиссёра — граф Артигас (впрочем, он довольно компетентный злодей, но по внешности и манерам подходит полностью). Экранизация Жюля Верна, что поделаешь…
  • Любят это дело в индийском кино. Так или иначе, но каким бы он не был, но что-то опереточное в нем есть. Будь то злодейский смех и пафос, явно излишний (почти комичный) апломб, желание попеть и потанцевать (жанр обязывает).
  • Мстители — при всей своей трагичности и неоднозначности в первом Торе и великолепии и все той же неоднозначности в следующие появления, в первых Мстителях Локи именно сабж. Достаточно сказать, что за фильм он получает ото всех и каждого. Педаль в пол — нет, пожалуй, не момент с Халком даже, а ответка от Коулсона, которого Локи сам же перед этим смертельно ранил(!).

Телесериалы[править]

  • «Лентяево» — Робби Злобный. Веселый и неунывающий козёл с прической а-ля Элвис, показушно отыгрывающий злодея. Любим публикой больше, чем все остальные герои вместе взятые.
  • «Повелитель молний» — Лорд Страх.
  • «Candle Cove» — Сдиратель Кожи.
  • «Бэтмен» 1960-х — практически все противники Темного Рыцаря. Время и трактовка обязывают.
  • «Королевство двух сердец» — главгад Джон Майер он же Ким Пон Гу, практически полный набор штампов (разве что он на рояле не играет, а увлекается фокусами), но при этом он умудряется быть опасным и страшным противником который едва не развязал вторую войну в Корее.

Мультфильмы[править]

Отечественная анимация[править]

Зарубежная анимация[править]

  • Братья Вентура — Монарх, заклятый враг Расти Вентуры и по сути один из главных героев мультсериала, преуспевший лишь в грозных речах и злодейском смехе. Сюда же относится вышедший на покой доктор Z, пародирующий антагониста из «Джонни Квеста».
  • «Фантазия» — крокодилы в эпизоде «Танец часов».
  • «В гости к Робинсонам» — Человек-в-котелке одет как типичный опереточный злодей и обладает схожими повадками, что неудивительно: ведь мультфильм изобилует отсылками и пародиями на фантастику начала XX века.
  • «Похождения императора» — Изма.
  • В XX веке троп довольно скоро приелся американцам, и мультпародии посыпались как из рога изобилия:
    • Несколько мультфильмов из франшизы Terrytoons пародируют старые американские кинофильмы и театральные спектакли, где опереточный злодей пытается погубить девушку (обычно ради наследства или ещё какой-то выгоды), а безупречный романтический молодой герой её спасает.
    • Таким же пародированием занимается чуть ли не половина мультиков о Майти-Маусе от того же Пола Терри.
    • В 1920-х годах и начале 1930-х, когда в США набирала силу оргпреступность, некоторые авторы по привычке изображали гангстерских боссов в виде сабжа — и Текс Эйвери в мультфильме The Hick Chick спародировал именно это (злодей там владеет сетью прачечных, совсем как реальный Аль Капоне и другие тогдашние криминальные бароны — откуда, собственно, и пошло выражение «отмывать деньги»).
    • В американской детской литературе начала XX века опереточные злодеи так навязли в зубах у читателей и критиков, что Чак Джонс (выросший на подобном чтиве) в своём мультфильме The Dover Boys (пародии на серию книг Rover Boys) не оставил от тропа и камня на камне. В частности, гадкий опереточный злодей там получает таких люлей от похищенной им девушки (нет, на вид нисколько не бой-девки, а классического «хрупкого, женственного и благовоспитанного цветка»), что сам зовёт на помощь заглавных юных героев. А те тоже показаны полнейшими долбо…, и в финале их ждёт фейл.
  • Суперсемейка — Синдром же!
  • Мегамозг — главгерой прекрасно осознавал, что он всего-лишь играет злодея. Но после того, как он убил, как он подумал, Мачомена, он решил создать нового супергероя в лице Хэла Стюарта (который подвернулся случайно. Мегамозг хотел поискать более достойный вариант), который от ревности совершил поворот налево. Тогда он прямым текстом заявил Хэлу Стюарту, что именно Мегамозг встречался с Роксанной и тренировал Хэла, меняя облик. Едва Мегамозг успел насладиться возвращением прежней жизни, как неожиданно осознал, что Хэл собирается убить его по-настоящему.
  • «Американская история 2: Фейвел едет на Запад» и, в меньшей степени, мультсериал по нему — Кот Раул во многом напоминает сабж.

Мультсериалы[править]

  • «Кибер-шесть» (1999) — маленький гадёныш и злодей-недотёпа Хосе таков в сериале, а вот в комиксе-первоисточнике он куда более страшный персонаж. Кроме того, в сериале он фактически ещё и основной антагонист, так как, в отличие от главгада, который большей частью появляется на только на экране визифона, ему отведено больше экранного времени.
  • «Маша и Медведь» — внутримировые примеры в театральных постановках и играх Маши. В одном случае — игрушечный заяц с приклеенными усами, в другом — злодейка в исполнении Розочки (отсылка к Мефистофелю, Малефисенте и пр.)
  • Австралийский «Вокруг света за 80 дней» — мистер Фикс. Примечателен тем, что практически ни одна из его козней против Вилли Фогга не сработала.
  • «Шоу Рокки и Бульвинкля» — Борис Баденов. А в рубрике про Дадли Дорита есть ещё и враг отважного Дадли — некто Снайдли Виплэш (ещё больше под троп подходит).
  • «Гриффины» — у Питера есть злой двойник, выглядящий точь-в-точь как оригинал, но одетый и действующий как злодей из дешёвого спектакля.
  • RWBY Chibi — именно в такого здесь превратился Роман Торчвик.
  • Утиные истории (2017) — в перезапуске таким сделали Дона Карнажа из «Чудес на виражах». Нет, в оригинале он тоже не был лишён театральности, но чёрт возьми, она была в каких-то разумных пределах!
    • Также Скрудж в серии про съемку ремейка «Черного плаща» утверждал, что злодей обязательно должен быть с усами. И постоянно эти усы подкручивать.
  • «Семейство Сатурдей» — Зигзаг. C одной стороны главгад В. В. Аргост взаправду является опасным безумным ученым (да и ещё является монстром-йети). С другой стороны любит одеваться в стереотипного опереточного злодея (черная одежда с плащом, сгорбленная поза, маска) и испытывает слабость к поддержанию образа стереотипного монстра, жаждущего мирового господства (о чем он прямым текстом сказал в финальной серии).
  • «Ким Пять-С-Плюсом» — похожий случай, однако Доктор Драккен больше подходит под описание стереотипного злодея.
  • MLP — ради шутки, когда дракончик Спайк хотел сделать что-то плохое, он надевал цилиндр, плащ и приклеивал усы. И безобразничал в образе опереточного злодея.
    • Ближе к концу второго сезона Пинки Пай разыскивала вандала, откусившего ее торт для кондитерского конкурса. Поспешная на выводы Пинки подозревала конкурентов по конкурсу, причем грифона Густафа Ле Гранта она представляла в образе стереотипного опереточного злодея (версия для Густафа даже представлена в стиле немого кино)
  • «Финес и Ферб» — доктор Фуфелшмерц, разумеется! Ну, не считая того, что одет он как аптекарь/дантист.
  • «Смешарики» — в серии «Добро, зло и девочки» Бараш после того, как никто не оценил его рвения к добрым делам, решил стать злодеем, вырядившись как сабж.
  • «Братья Вентура» — несмотря на всепоглощающую ненависть к Расти, Монарх совершенно некомпетентен и преуспел лишь в грозных речах и злодейском смехе, которым даже учит начинающих злодеев.

Комиксы[править]

  • «Семейка Аддамс» — Гомес Аддамс же! Положительная версия опереточного злодея.
  • Les Aventures de Tintin: игра с тропом. Роберто Растапопулос, главный гад всей саги, нешуточно опасен (чтобы подвиги Тинтина не казались «картонно-понарошечной постановкой для самых маленьких»), но при этом, в виде аллюзий, заимствует некоторые черты тропа: усы; лицемерие; типаж «Зловещий иностранец»; мелочность; не вполне нормальную психику; любовь к позам и театральным эффектам (в финальном томе комикса она-то его и погубила); некоторую комическую недотёпистость (то истерически хныкать примется, то, правда, под воздействием хитрого психотропно-растормаживающего препарата, станет пререкаться с видным промышленником-жуликом — пародией на Говарда Хьюза, — кто из них больший злодей…)
    • В одном выпуске он ещё и выдаёт себя за маркиза, а на маскараде переряжается Мефистофелем.
    • Он, по моде 1920-х, — да и более поздних, — годов, ещё и мраккультист.
    • Он ещё и пародия на Аристотелиса Онассиса.
    • Некоторые другие злодеи этой саги — тоже отсылают к тропу. Почти все они носят усы. В мультсериале-экранизации дополнительно подчёркнуто тем, что они, как один, любят («ХА… ХА… ХА!») зловеще гоготать, хотя многие из них даже незнакомы друг с другом.

Аниме и манга[править]

  • «One Piece» — Спандам. В наличии плащ, маска, слабость и неуклюжесть в сочетании с космическим самомнением. Плюсом в копилку идёт то, что был избит сначала ребёнком, а затем девушкой.
  • «Pokemon» — команда R, а точнее Мусаси, Кодзиро и Нясу (это Джесси, Джеймс и Мяут, если что), ибо остальные члены этой ОПГ очень даже профессиональны и опасны.
  • Giant Robo OVA — Альберто, по всем внешним признакам: усики, фрак, сигара, монокль, «иностранный граф, зовусь Пиф-Паф». От злодея такой наружности ждёшь только фэйлов и получаешь эпичнейший разрыв шаблона, когда Альберто проявляет себя как боец и как личность.
  • «Кругосветное путешествие кота в сапогах» — профессор Гари-Гари. Субверсия: механик он гениальный и злодей весьма серьезный, вот только с подручными не повезло.

Видеоигры[править]

  • BlazBlue — Хадзама и Релиус Кловер внешне идеально подходят под образ, но вот по характеру, мягко говоря, не особо сильно.
  • Moshi Monsters — доктор Стрэнджглав ради смеха сделан как карикатура на троп.
  • Super Paper Mario — Граф Блек. Впрочем, лишь на первый взгляд.
  • Sonic the Hedgehog — Эггман. Остальные, которые кажутся сабжем, всё-таки не подходят.
  • Professor Layton — Два из четырёх злодеев: Дон Паоло и Жан Дескол, они же наиболее часто появляющиеся злодеи в серии. Надо отметить, впрочем, что Жан гораздо больше преуспел на злодейском поприще, да и оба оказались не так уж и просты.
  • Fallout — на картинках в пип-бое персонаж-злодей часто изображается именно так.

Прочее[править]

  • Гадальные карты, известные на постсоветском пространстве как «Цыганские гадальные» (См. европейский вариант https://www.youtube.com/watch?v=E1FEnvxDVn0). На карте «враг» изображен типичный опереточный злодей.