Оргия Праведников

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Поэтика «божественного ветра».

Оргия Праведников — московская рок-группа, культовая в среде андеграунда, ролевиков, эзотериков, мистиков, религиозно продвинутых чуваков и некоторых политических радикалов (обоего края). Играют сильно утяжеленный арт- и прогрессив-рок. Образовалась в 1999 году как коллаборация уже хорошо известного к тому времени барда Сергея Калугина и андеграундной арт-роковой группы ARTель. Хотя в принципе историю можно отслеживать от начала 1990-х, когда, с одной стороны, независимо друг от друга собрался первый состав «ARTели» и начал сольную карьеру Сергей Калугин, чей альбом «Nigredo» был в 1990-х культовым все в тех же узких кругах.

Тематика песен[править]

  • Религиозная. Сергей Калугин — верующий и воцерковленный православный христианин, который с богословием в ладах, и по его песням и интервью это заметно. Причём хорошо владеет он не только христианской религиозной философией, но и мусульманской, и буддистской.
  • Эзотерическая. Вплотную приближается к предыдущей, так как Калугин и эзотерикой и мистикой увлекался и увлекается регулярно. Как это сочетается — одному Богу известно.
    • Алхимическая. Разновидность предыдущей, потому что алхимическому Великому Деланию посвящены не только сольный альбом Калугина, но и, например, «Королевская свадьба».
    • В частности, Сергей является поклонником австрийского писателя-мистика эпохи декаданса Густава Майринка: он даже записал аудиокнигу «Произведение в чёрном», состоящую из произведений Майринка, а песня «Восхождение Чёрной Луны» частично вдохновлена романом «Ангел Западного Окна».
  • Юмористическая. С чувством иронии и самоиронии у группы и Калугина лично всё в порядке. Вплоть до того, что некоторые пародийные песни («Теперь ты в армии») по известности затмевают серьёзные песни.
    • По словам Калугина, какое-то чудо объявило его гуру и великим учителем, и, дабы подобное не повторялось, с тех пор в каждый альбом в обязательном порядке вставляется минимум одна стёбная песня. Какой же он, мол, гуру, если смехуёчки поёт…

Дискография[править]

Ключевые релизы:

  • 2000 — «Оргия Праведников» (EP) [1]
  • 2001 — «Оглашенные, изыдите!» [2]
  • 2005 — «Двери! Двери!»
  • 2007 — «Уходящее солнце»
  • 2010 — «Для тех, кто видит сны. Vol.1»
  • 2012 — «Шитрок» (EP) [3]
  • 2016 — «Для тех, кто видит сны. Vol.2»
  • 2018 — «Пламя изнутри» [4]
  • 2020 — «Время будить королей»

А так же определённое количество концертных альбомов, сборников, песен, которые пока на альбомах не представлены, и всякое такое.

Состав[править]

  • Сергей Калугин. Вокал, акустическая гитара, песни
  • Юрий Русланов. Флейта, клавиши, бубен, вокал, музыка. В 2021 году покинул группу
  • Алексей Бурков. Гитара, вокал
  • Артемий Бондаренко. Бас-гитара, вокал
  • Александр Ветхов. Бывший барабанщик группы до 2016 года. В 2019 году вернулся в группу
  • Закк Хемма. Барабанщик в 2016—2019 годах

Тропы и штампы в творчестве[править]

  • Басня понята неправильно — Сергей Александрович любит демонстрировать свою учёность, начиняя песни бонусами для гениев, но негениям в песнях порой мерещится совсем не то, и требуется объяснение на лестнице.[5]
    • «Убить свою мать»: Калугин даже на концертах начал пересказывать буддистскую притчу, чтобы песню не понимали превратно.
    • «Путь во льдах». Некоторых слушателей смутил образ: некие рыцари из «воинства зари», замерзая насмерть, чапают по северной стране под «чужими и страшными звёздами» и что-то затирают про «от сердца к солнцу»… На самом деле песня написана по поэме Цахариаса Вернера «Гиперборея», в которой рыцари отправляются в географическую экспедицию в поисках её самой. Ну а что нацисты тоже любили цитировать немецкого автора времён романтизма и национализма, в том покойник и его творение никак не виноваты.
    • «Радость моя» вообще-то о христианском отношении к смерти — она для верующих как дверь к Богу. А песня звучит, как настоящая романтизация самоубийства. По словам Калугина, «был случай, когда человек отстрелил себе башню, наслушавшись песни „Радость Моя“» (впрочем, этот человек страдал расстройством после того, как побывал на войне, и было лишь вопросом времени, когда и от чего именно он сорвётся).
    • «Луна над Кармелем» — это не про любовь двух геев!. На самом деле это диалог Бога и души (или superego и id — трактовать слова Сергея в концерте «Несло» можно по-разному).
  • Бафос — «Заря окутывает дом / Своей багряною порфирой / Художник Массов за кефиром / Грядёт в соседний гастроном». Слова посвящены художнику Валентину Массову и подчеркивают величественность в обыденном.
  • Библия — «Звёздной тропой» от лица тех самых волхвов, возвращающихся после Рождества.
  • Безнадежный бой — «Das Boot», «Последний воин мёртвой земли».
  • Высокая чистая медь — «The Catcher In a Rye».
    • Есть её немного и в «Последнем воине мёртвой земли».
  • Вывих мозга — «Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу».
  • Главный герой — нежить — «Танец Казановы». В намного менее зловещей версии — «Возвращение в Неаполь». И «Ночь защиты», о чём прямым текстом было озвучено на квартирнике, посвящённом двадцатилетию Калугина в качестве музыканта (22.01.2006 «Унесло»).
  • Говорить цитатами — «Скименъ» целиком составлен из фраз, взятых из «Песни песней».
  • Драматическая болезнь — «Раковый корпус», он же «Присутствие IV». С романом Солженицына общие лишь название да болезнь героев.
    • Всё же лежание в дурке с целью откоса от армии едва ли можно считать болезнью.
  • Единственный нормальный человек — лирический герой в «Армагеддон FM». Он понимает, что Армагеддон несёт миру: не только уничтожает мир, но и спасает. И потому воспринимает всё происходящее спокойно, даже радуется. Остальные же люди либо делают вид, что никакого Конца Света нет, либо пытаются как-то сбежать от него.
  • Жизнь пишет сюжет — как-то в день концерта Калугин сломал руку и не смог играть на гитаре. Так появился альбом «Несло» — творческий вечер, на котором было дано много ответов на вопросах о творчестве.
  • Заклятый враг — «Последний воин мёртвой земли»: «Но им нет права на то, чтобы видеть восход, / У них вообще нету права на то, чтобы жить!»
  • Зловещая латынь — «Rex».
  • ИЯДУП — «Оргия Праведников» — редкий случай, когда вставки на иностранном языке придают атмосферы, а не смешат своей нелепостью. И, пожалуй, среди русскоязычных исполнителей «Оргия» использует больше всего иностранных языков для своих песен. В них есть латынь («78-й», «Королевская свадьба», различные хоровые вставки в разных песнях), французский («Das boot»), немецкий («Школа мудрости», «Королевская свадьба»), японский («Вперёд и вверх»). Однозначные педали в пол — «Rex», «Скименъ», «Flores de muertos» и «Om Tat Sat». Первая песня целиком написана на латыни, вторая на церковнославянском, третья — на русском, испанском и иврите, а четвёртая — на санскрите и одним куплетом на русском. Самое интересное: сам Калугин, по собственному признанию, иностранными языками почти не владеет. Но тщательнейше выверяет формулировки и произношение у тех, кто владеет, а уж воспроизвести это со сцены для человека с музыкальным слухом не проблема.
  • Камикадзе — «Вперёд и вверх (Для тех, кто видит сны)». В русском роке едва ли не кодификатор.
  • Красавица Икуку — в последнем куплете «Das Boot» слышно «спас отряд наши лица». А на самом деле там «тьма сотрёт наши лица».
    • В сети на полном серьёзе висит текст, где «трещала БОРОДА и дела были плохи». У капитана, наверное — враги подобрались так близко, что по волосине выдёргивали. (На самом деле трещала, конечно, броня).
    • «Последний воин мёртвой земли»: «Надо мною стоит великий ужас, которому имя п****ц». «Которому имени нет», конечно, просто Калугин в этом месте так чеканит слова, что мерещится нечто более выразительное.
  • Летающая подводная лодка — das Boot.
  • Магия зеркал и Зловещее зеркало — «Абраксас».
  • Матомная бомба — «Теперь ты в армии» и, в меньшей степени, «Селёдка».
  • На тебе! — вступление к «живой» версии «Москвы Православной»: «Посвящается юноше, который настойчиво интересовался, почему у меня в ухе висит серьга…»
    • «Ефрейтор Расчёскин» — «Что за фигня, герой?» в адрес Бориса Борисовича Гребенщикова. Позже Калугин говорил, что сейчас бы эту песню не написал, потому что и он, и Б. Г. с тех пор изменились, но из песни слова не выкинешь.
    • «Офис» же!
  • Название-оксюморон. На самом деле, нет, так как оргия в исходном значении — просто «собрание» (в том числе первых христиан). Но название явно создано для стёб-стёбыча. Когда выступают на церковных площадках, то скромно именуются на афишах «Группой Сергея Калугина» (а ещё автонабор Гугла не выдаёт название-оригинал, ха-ха).
    • Есть так же предание, что «Да это оргия праведников какая-то!» воскликнул на концерте один из друзей-приятелей тогдашней группы ARтель. Когда лидеру группы это пересказали, группа сменила название.
  • Название-попрошайка — «Перечитай».
  • Некроромантика — «Танец Казановы». Инверсия: нежитью является лирический герой, соблазняющий живую женщину.
    • «Стикс» — возлюбленная, несомненно, мертва. Жив ли лирический герой — неясно.
  • Нервная гитара — весь альбом «Nigredo». Бонусные очки за то, что Калугин по образованию классический гитарист.
  • Оммаж — песня «Чёрная земля» специально написана в стилистике «Гражданской обороны», так как посвящена памяти Егора Летова.
    • Предсмертная песня «Вдаль по синей воде» посвящена последнему плаванию знаменитого морехода-одиночки Уильяма Уиллиса.
    • Предсмертная песня «Прощание» посвящена Александру Башлачёву.
    • В «Das Boot», исполненную 7.06.2009, вставлена песня «30ХГСА» группы Э. С. Т. — в дань памяти погибшему четырьмя днями раньше Жану Сагадееву.
    • Сверхранняя «Я в горячечном сне…» посвящена Высоцкому.
  • Они — «Последний воин мёртвой земли».
  • Песня про ГЭС — «Станция мёртвых сердец».
  • Подводная лодка — «Das Boot».
  • Поезд-призрак — «Туркестанский экспресс». Скорее, конечно, поезд-метафора духовного перерождения (конкретнее — аллегория суфийского духовного пути), но по атмосфере подходит.
  • Последний выживший — «Последний воин мёртвой земли».
  • Предсмертная песня — да это чуть ли не основная тематика группы! «Das Boot» (герои гибнут в бою), «Армагеддон FM» (апокалипсис, умирают все), «Ничего нет прекраснее смерти!» (предсмертная с переходом в посмертную), «Восхождение чёрной луны» (герой приносит себя в жертву божеству), «Путь во льдах» (герой замерзает насмерть), «По тонкому льду» (герои бросаются в реку навстречу призракам), «Прыгай в огонь» (герой готовится к смерти), «Последний воин мёртвой земли» (герой идёт в бой с боливийским финалом)… да даже весёлая «Школа мудрости» — это история о том, как лирический герой жил-пил, да и помер. Даже колыбельная «Время тьмы» — это про Гефсиманское бдение, и с утра Христа ничего хорошего не ждёт…
  • Принять оскорбление как комплимент — по такому принципу была написана песня «Шитрок», то есть «говнорок».
  • Произведение-коллаж — текст «Последний воин Чёрной Луны» создан совмещением текстов «Последний воин мёртвой земли» и «Восхождение Чёрной Луны», получилось очень даже достойно.
  • Просветлённый валенок — лирическая героиня песни «Это не жизнь». «Она мечтала о слиянии энергий инь и янь — а вместо „янь“ в соседней комнате валяется пьянь».
  • Пытка увеболлом — К сожалению, таков официальный клип на «Das Boot». Видеоряд выносит мозг своей бессмысленностью и никак не соотносится с песней.
  • Радиопереговоры для атмосферы — «Рыцари неба».
  • Реклама алкоголя — «Школа мудрости». «Презирай стакан порожний, и обрящешь благодать!»
  • Самодиссонирующая музыка — Сергей Калугин любит этот троп, причем во всех вариантах. С одной стороны, есть «Эпитафия II», где возвышенная лирика о любви сочетается с плясовой мелодией и буйным хором, окончательно сбивающим весь пафос в финале: «Под сим монументом лежащий философ погиб от любви, не жалея о том!» — «Погиб, как дурак, не жалея о том!» — подхватывает хор. С другой, есть «Бригитта-Долорес» с откровенно глумливым текстом, исполняемым под виртуозные ритмы танго.
    • С фитильком троп отыгран в «Армагеддон FM», где о конце света задорно, радостно поют встречающий его человек и Всадники Апокалипсиса. Но согласно христианскому богословию, Конец Света — не окончательная гибель мира, а наступление Царства Божьего. Так что тут действительно надо не бояться, а радоваться.
  • Семейная лодка разбилась о быт — «Это не жизнь!» Не разбилась, но уже основательно трещит.
  • Символическая роза — регулярно. «Наши розы на шляпах — как знак воскресения в Сыне», один из сольных проектов Калугина (запись его первого венка сонетов) зовется «Rosarium».
  • Светлое советское прошлое — «78-й». Что интересно, сам Калугин убежденный антисоветчик и поклонник крайне правых даже для фашизма Рене Генона и Юлиуса Эволы. А вот знаменитая «Наша родина — СССР» (кавер песни группы «Пограничная зона») — аверсия, там поется о том, что СССР оставил после себя разорение и крах в душах героев. Правда, большинство этого мессиджа не услышали.
    • А где там «славное советское прошлое»? Там абстрактная песня про детство, и даже специфически советских реалий не упоминается, кроме журнала «Техника — Молодёжи»
    • Как и многие перестроечные антисоветчики, Калугин, после личного знакомства с капиталистической реальностью, во многом пересмотрел свои взгляды. Интересующиеся могут ознакомиться с его мыслями в жж.
  • Слезогонка — «Вдаль по синей воде».
  • Снег означает смерть — «Путь во льдах». С прикрученным фитильком, ибо героев за упорство ждёт духовная награда.
    • А вот «По тонкому льду» — играется прямо. «По тонкому первому льду» лирический герой отправляется «на тот берег» на зов ушедших близких.
    • Отчасти «Вперед и вверх!» — «Врата Начал в снегах уходят вниз», когда лирический герой-камикадзе вылетает на задание, с которого заведомо не вернется.
  • Судный день — «Армагеддон FM», «Присутствие».
  • Ужас у холодильника — о чём на самом деле песня «Ночь защиты», часто понимаешь далеко не с первого прослушивания. А она о вампире.
  • Филк — Первый вариант «Королевской свадьбы» написан на мотив «Лестницы в небо» (музыкальной темы из «Того самого Мюнхгаузена») для сборника трибьютов Алексею Рыбникову. Когда Рыбников отчего-то назвал получившуюся песню омерзительной, его мелодию убрали. А саму «Королевскую свадьбу» переделали в десятиминутную религиозно-алхимическую мистерию. Исполнять на концертах и издавать на официальныз релизах её стали только после капитальной переработки вокальной мелодией.
  • Шеол — на него похож загробный мир в песне «Чёрная земля».
  • Эмоциональные качели — группа нежно любит этот троп. Переключиться с лирической баркаролы на эпическую повесть об Апокалипсисе, оттуда на залихватский панк-рок, а с него на шуточную пастораль? Легко! Уронить воспоминание о детстве в трагедию и безысходность? Пожалуйста! Обратить песню о войне в возвышенный лиризм? Тоже можно! На концертах амплитуда качелей ещё возрастает.

Интересные факты[править]

  • Несколько раз строки из текстов употребляются А. Афанасьевым в качестве эпиграфов (в частности, в «Периоде распада» и «Свободном падении»). Афанасьев — фанат группы?
  • Кроме Афанасьева, ОП цитирует Борис Громов в «Терском фронте», но там протагонист своего фанатизма и не скрывает.
  • В пиратской озвучке StarCraft: Brood War в финальном синематике во время самоубийства Жерара Дюгалля с пластинки играет песня «Танец Казановы».
  • В «Императорах иллюзий» Лукьяненко гимном империи, внезапно, служит «Восхождение чёрной луны».
    • Не гимном. Просто в одном эпизоде эту песню исполняет тот же певец, что в другом эпизоде поёт гимн.
    • В «Осенних визитах» эпиграф тоже взят из песни «Восхождение Чёрной Луны», а в тексте один из героев слушает бутлег выступления Калугина и группы «Дикая Охота», конкретно — песню «Абраксас» (она же «Скульптор лепит автопортрет»).
  • В фанфиках автора Godunoff по Поттеру неоднократно всплывает:
    • «Настоящий шотландец»: Луна Лавгуд поёт «Дорогу Ворона».
    • «Томми Аткинс» — молодая Минерва Макгонагалл говорит про то, почему не хочет учиться анимагии у Дамблдора: «Он не анимаг и никогда не будет им, он не сможет прорваться сквозь колодец и выйти живым».

Примечания[править]

  1. Первый релиз группы, на котором было четыре песни, из которых три вошли в первый альбом, а ещё одна вышла в новой аранжировке только на альбоме «Уходящее солнце»
  2. Именно «Оглашенные», а не «Оглашённые»,
  3. задумывался как сингл, претворяющий вторую часть «Для тех, кто видит сны», однако заглавная песня «Шитрок» в итоге на альбом не вошла, а из четырёх песен, присутствующих на сингле, только одна, «Чёрная земля», была представлена на новом альбоме
  4. полноценным альбомом не является, а лишь компиляцией инструментальных версий песен с предыдущих двух альбомов
  5. Впрочем в зависимости от формата концерта оные объяснения заодно вместе с историей написания песни бывает можно услышать совсем не на лестнице, а просто в перерыве между исполняемыми песнями — обычное дело для квартирников.