Орк

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Our Orcs Are Different. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Орк — это не национальность, не раса и не профессия. Орк — это состояние души! »

Вообще-то орк — это древнеримский подземный бог и звали его Оркусом. Изначально это было самостоятельное божество, владыка загробного мира (по другой версии — бог клятв), но со временем его имя стало одним из эпитетов Аида. В средневековой Италии в его честь стали называть мифологически-фольклорных дикарей (huorco), а от них до орков уже один шаг. А вот сам профессор Толкин утверждал, что его орки — от некоей неведомой злобной нежити orc-neas из «Беовульфа» (которая, возможно, названа как раз в честь косатки — но связь с китообразными Толкин отрицал, а будучи профессором языкознания, он бы знал).

Неясным до сих пор остаётся не только источник термина «орки», но и многое, что касается сущности самих орков. Но природа не терпит пустоты. А ещё «орка» — это кит-кОсатка (по латыни — Orcinus orca). Есть информация, что орками древние англосаксы (как раз авторы «Беовульфа») называли опасных чужеземцев, а такими для них были викинги. В пользу этого говорит и название Оркнейских островов у северного побережья Шотландии, колонизированных теми самыми «орками» из Норвегии.

Также орки встречались в европейских сказках задолго до Толкина (например, у Джамбатиста Базилле) и означали как раз диких и безобразных человекоподобных существ. Попадались орки и в геральдике — в виде голых людей, покрытых шерстью.

Орки Толкина[править]

Как ни забавно, но Профессор, умело создав об орках впечатление как о существах из ночного кошмара, нигде в книгах не описывает их внешность. В результате ему пришлось прибегнуть к объяснениям на лестнице — уже из писем мы знаем, что Толкин воображал себе орков как исключительно некрасивых монголоидов[1].

Откуда они взялись и что собой представляют — он тоже до конца не продумал. Канонической считается версия, в которой орки происходят от искаженных чародейством и пытками эльфов. Но эта версия — лишь одна из трех, и стала каноном потому, что ее выбрал Кристофер Толкин, когда после смерти отца компилировал Сильмариллион[2]. Самому Профессору она не очень нравилась: ведь тогда получалось, что у орков есть разумная душа! А это порождает ряд этических вопросов: почему эльфы не пробуют договориться с ними добром? (Ээээ, добром? С ордой психопатов-отморозков, исповедующих принцип Зло — это приятно?) Волшебными же средствами вылечить их обратно? Как быть с детьми орков — испорчены ли они от рождения или такими их делает воспитание? (Какая людям/эльфам разница? В конечном счёте, слуг среди людей у Саурона не меньше, и никто (кроме мельком упомянутых Синих Истари) их перевоспитывать не собирается (и то фиг у них что получилось, а ещё, если учесть, что после того, как они ушли на восток, о них с тех пор ни слуху, ни духу, Саурон по всей видимости их таки прикончил, а на возрождение их не отправили)).

Чтобы избавиться от этих неприятных вопросов, Толкин разработал другую версию: орки — животные, наделенные разумом. Но и тут не очень хорошо все срасталось: выходило, что Моргот способен все-таки наделять кого-то сознанием.[3] Много чести сатане, решил Профессор, и разработал третий концепт: орки — искусственные тела, в которые вселились демоны, падшие майяр. Но и этот вариант был не особо хорош: откуда взялось столько падших майяр? И почему они, существа высшего порядка, отличаются такой изумительной тупостью? Хотя, строго говоря, тупыми (во всяком случае, по сравнению толкиноподобными орками-дикарями, как в DnD) они не были. В конце концов, они были хорошими инженерами и любили создавать (и применять) взрывчатку, высококачественное оружие и орудия пыток, а это вряд ли относится к характеристикам варвара. Что интересно, все эти свойства в более современном фэнтези у орков исчезли, и теперь в массовом сознании орки — просто дикари. Обычно не слишком благородные.

В общем, генезис и онтология толкиновских орков так до конца и не раскрыты. Но архетип был успешно создан, и орки ордами пошли гулять по фэнтези-мирам, размахивая кривыми саблями и громко ругаясь. От толкиновских орков пошли орки толкиноподобные — раса злобных, тупых и плодовитых существ, которые набегают на мирные цивилизованные поселения, грабят их и служат Чёрным Властелинам в качестве головорезов.

Ральф Бакши, Артур Рэнкин и Питер Джексон вдавили педаль в пол, изобразив орков омерзительными созданиями, весьма отдалённо похожими на людей. Это преследовало двоякую цель: снизить рейтинг фильма, привлечь как можно больше молодёжно-подростковой аудитории (людей убивать в кадре нужно с осторожностью, а вот чудовищ кроши в мясо сколько хочешь) и убрать сомнения аудитории в правоте дела героев — в конце концов, раса орков подвергается самому настоящему геноциду с уничтожением Кольца. При этом джексоновские орки существенно подняли уровень крутизны: у Профессора не раз говорится что орки невысокие и не особенно сильные (даже хоббиты могут драться с ними), опасны они своей численностью и злобой, даже самые высокие из них почти размером с человека. Впрочем, уруков это не касалось, они ростом не уступали людям, и Гендальф прямо говорил, что они гораздо опаснее орков. В фильмах почти все орки — это мускулистые здоровяки под два метра, способные противостоять опытным воинам людей или эльфов.

Addendum: сиамским близнецом с орками Толкин породил и стандартных фэнтезийных гоблинов. В Арде гоблины и орки — это синонимы. У последователей орки и гоблины стали отдельными расами.

В мультфильме Артура Рэнкина впервые появилась расовая черта, которая в 80-х станет определяющей для игровых орков: зеленокожесть.

Близзардовские орки[править]

Компания игроделов Blizzard Entertainment поначалу тоже с упоением заимствовала толкиновских орков. В первых двух стратегических играх серии Warcraft орки мало чем отличались от орков Толкина — разве что тем, что у них была своя планета, с которой они прибывали на планету людей через Темные Порталы. С целью, конечно же, завоевать и разграбить.

Но потом эта концепция немного приелась, и Blizzard-овцы стали думать, как бы немного разнообразить архетип. Уже и до того некоторым авторам (среди которых, в частности, авторы Dungeons & Dragons, Warhammer и отечественная извратительница Толкина Ниеннах) приходила в голову мысль вникнуть поглубже в психологию и сущность орков, деконструировать их и сделать более правдоподобными и понятными. Но именно авторы серии Warcraft здесь впервые оторвались по полной. Оказывается, когда-то орки мирно жили на своей планете, выращивали свинок, слушались шаманов и горя не знали. Не то чтобы они были совсем мирными — они были гордой и воинственной расой, но ни в коем случае не беспредельщиками. Но тут прилетели демоны, поработили и испортили орков, и стали насылать их на людей. Потом мудрый вождь по имени Тралл помог оркам освободиться, и с тех пор они даже разок-другой объединялись с людьми против общего врага.

От близзардовских орков пошли близзардоподобные: дикая, но симпатичная гордая и воинственная раса, живущая в степях в гармонии с природой, кочующая, охотящаяся и почем зря на людские города не нападающая.

Вархаммеровские орки[править]

Сеттинг настольных варгеймов Warhammer 40,000 находится где-то посередине. С одной стороны, орки там — полные отморозки. С другой, на общем фоне они смотрятся вполне симпатично. Ещё бы — в конце концов, орки воюют просто ради самого процесса, им в общем-то всё равно с кем; они не преследуют цели установления господства демонов, как хаоситы, или поглощения всей галактики, как тираниды, или уничтожения любых живых существ вплоть до бактерий, как некроны.

Именно в Вархаммере под зеленокожесть орков подведён правдоподобный обоснуй: оказывается, они гибриды животных и растений (принято считать их грибами). А ещё есть упоминания о крорках (krorks) — этаких прото-орках, созданных Древними как живое оружие, но те после исчезновения своих творцов ужались до привычных орков (хоть и могут вернуться, на что намекает с трудом отбитое нашествие Зверя на Терру).

  • В Warhammer Fantasy Battles орки тоже вовсю присутствуют, и внешне орки сорокатысячника от них вообще никак не отличаются, разве что стреляют не из луков, а из пушек, но с той же меткостью (возможно не все знают, но фэбэшные орки появились много раньше сорокатысячных, так что сравнивать надо в обратную сторону). Тутошние орки — обычная кровожадная орда, которых хлебом не корми дай парубиццо, не важно с кем и зачем, но никакие они не грибы, плодятся и размножаются они вполне естественным путём. Присутствуют так же чёрные орки — эти товарищи больше, сильнее и злее своих обычных сородичей, ну и кожа у них существенно более тёмная. Чёрные орки очень уважают тяжёлые доспехи (реально тяжёлые, человек, влезь он в такое, скорее всего и шагу в них сделать не сможет), умеют в дисциплину и способны в бою применять тактики сложнее, чем «бежим все вон туда громко вопя WAAAAGH!!!! и размахивая всяким разным». Так же имеются так называемые дикие орки, это... ну, собственно, дикие орки. Реально дикари по орочьим даже меркам, они ещё даже металлургию-то не освоили, дерутся дубинами, каменьями и костями, а вместо доспехов раскрашиваются всякими боевыми узорами, но их шаманы реально могучи, так что этот варпейнт пусть не всегда и часто криво, но работает. Впрочем, даже самые большие бваны не совсем чётко представляют себе, а что будет, когда они начнут стучать в бубен: зелёная молния изо рта, превращение вражеского командира в милого сквига или вынос мозга через уши у всех близстоящих орков.
    • Каким таким обычным путём? У них всё равно нет женщин и детей, а выполнение функции первых невезучими орками от случая к случаю забраковали ещё до релиза.
      • Исключительно в модельном ряду нет (и то если не брать Blood Bawl), а вот по лору очень даже есть.

Реальная жизнь[править]

  • Один из возможных прообразов толкиновских орков — некогда наводнившие Европу гунны. Жители Римской империи, сначала наслышавшись про гуннов от германцев, а затем столкнувшись с ними уже лицом к лицу, пришли в ужас. Жестокие завоеватели-кочевники со своеобразной культурой, принадлежащие к монголоидной расе (средний европеец тех времен понятия не имел о монголоидах) представлялись римлянам даже не варварами, а самой настоящей нелюдью.
  • История начала ХХ века знает примеры попыток выведения гибрида человека и обезьяны — сильного и послушного. Увенчайся эксперименты успехом — орки стали бы реальностью.
  • Любое недружелюбное столкновение народов с несхожей внешностью и культурой породит представление о противнике-нелюде. В старых чукотских сказках чудищами вроде орков выглядят… русские (у них светлые волосы и кожа, крупные носы и круглые голубые глаза. Ужас!)

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Это было письмо к продюсеру по поводу киносценариста, решившего изобразить орков… пернатыми!
  2. Впрочем, даже в «Сильмариллионе» эта версия преподносится не как непреложная истина, а как мнение — пусть и уверенное — неких Мудрых.
  3. Философский зомби же! Похож до неотличимости, но технически сознания не имеет.