Орёл — сверхсила, решка — могила

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Superpower Russian Roulette. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Есть вероятность получить суперспособность. А ещё есть вероятность ничего не получить и умереть.
«

Он на вкус хотя и крут,
И с него, бывает, мрут —
Но какие выживают,
Те до старости живут!

»
— Баба-Яга рекомендует средства народной медицины
« Уважаемые леди! Правительство Тергарона хочет сделать вам интересное деловое предложение! Нам нужна одна леди в возрасте от восемнадцати до сорока пяти лет, лишенная преступных наклонностей, для участия в эксперименте по переделке женщины в киборга. Не буду скрывать, это тяжелая операция, вероятность смертельного исхода – пятьдесят процентов. Но если опыт пройдет успешно, вы станете обладательницей великолепного организма и получите премию в пять миллионов галов! В случае неудачи эти деньги достанутся вашим наследникам. »
— Начало новой жизни Тины Хэдис


Наглядно

У вас есть возможность получить сверхсилу. Причем даже не абы какую, а нормальную, крутую сверхспособность, со всем дополнительным обвесом. В общем, всем хороша возможность, но есть у нее мааааленький побочный эффект… смерть в n процентов случаев. Что поделать, сам процесс «суперификации» тяжел и опасен, и не каждый сможет его пережить и не помереть (огрести участь хуже смерти, страшно мутировать, сойти с ума или все вместе, нужное подчеркнуть). Ну как, возьметесь?

Троп особо популярен в тех историях, где суперсилы раздают всем даром, чтобы никто не ушел целехоньким. В таком случае пострадавшие формируют что-то вроде экологической пирамиды. Например, для конкретного типа флеботинума 90 % задетых ждет смерть, 9 % — мутация, 0,9 % — отстойные способности, 0,1 % — по-настоящему крутые суперспособности.

Бывалые геймдизайнеры этого штампа не любят: какой бы стороной ни выпала монета, игра будет казаться нечестной. На форуме первой DotA в качестве примера принципиально небалансируемой способности было: с вероятностью 0,001 % удар приводит к разрушению вражеского трона. Какой маленькой вероятность ни делай[1], всё равно будет смотреться нечестно. А ещё в игре реально был Nessaj, the Chaos Knight с 11-кратным критическим ударом! Нет нужды объяснять, почему «коня» переработали.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • «Горец» — педаль в пол. Чтобы обрести ретроактивное бессмертие и перестать стареть, нужно буквально умереть в первый раз. При этом процент тех, кто стал бессмертным, настолько исчезающе мал по сравнению с теми, кто просто умер навсегда, что намеренно к такому способу никто не прибегал.

Фольклор[править]

  • Согласно народному поверью, человек, желающий стать магом, должен прочитать Чёрную Книгу, но если он не осилит и не сможет дочитать её до конца, то сойдёт с ума.

Литература[править]

  • Дмитрий Емец, «Таня Гроттер» — племя питекантропа Тарараха завалило белого дракона. Все, кто его ел, сперва раздулись, как шары, а потом — бух! А Тарараху достался кусочек около хвоста, который даёт бессмертие.
  • «Сага о ведьмаке» — далеко не все дети переживают тренировки и спецдиету, а уж Испытание Травами (при котором и происходит мутация в ведьмака) не убивает только 3-4 из 10.
    • В техномагическом цикле «по мотивам» «Ведьмак из Большого Киева» Владимира Васильева педаль давится в пол — шанс выживания — один к десяти.
  • Межавторский цикл «Шальные Карты» под редакцией Дж. Мартина: инопланетный мутагенный вирус, от которого 90 % заражённых умирают; этот эффект назвали «Пиковой Дамой». 90 % выживших превращаются в уродливых мутантов — «Джокеров». Небольшая часть выживших обретает суперспособности разной степени полезности. Носсителей малополезных или слишком ситуационных сил зовут «Двойками», а счастливых обладателей настоящих (полезных / боевых) сверхспособностей — «Тузами». При этом способности Туза не исключают и сопутствующей уродующей мутации Джокера; получивших от вируса оба эффекта Джокеров-Тузов иногда называют «Вальтами».
  • «Хроники Амбера» — практически все источники силы: Лабиринт, Логрус, Фонтан в Замке Четырех миров — как только ты сделал на них первый шаг, ты либо научишься управлять отражениями и пользоваться картами (в случае фонтана — даже не имея в руках карт), либо умрешь (исход зависит от ряда факторов, различных для разных источников, но один неверный шаг по любому из них — смерть, каких бы ты кровей ни был).
  • Терри Гудкайнд, «Первое правило волшебника» — если открывать шкатулку Одена без подсказок, результат может быть одним трех вариантов, по числу шкатулок: 1) Власть над всем миром. 2) Вам конец. 3) Конец и вам и миру. На самом деле не совсем: судя по 11 тому, если Вы открываете шкатулку по этой инструкции, то Вы — труп, независимо ни от чего; ее нужно пронзить мечом истины давшим название серии.
  • «Дюна» — вода жизни является смертоносным ядом, однако некоторые из Бене Гессерит способны превратить яд в суперсыворотку внутри себя, таким образом обретая возможность доступа к генетической памяти предков по женской линии. Большинство сестёр погибает во время ритуала, однако выжившие становятся Преподобными матерями и обретают мудрость тысячелетий. Долгое время, они пытаются создать мужчину, способного к подобному, так как этот мужчина получит доступ ко всем предкам, мужчинам и женщинам. За что боролись, на то и напоролись.
  • «След зомби» Олега Дивова — так называемая Программа детей, совковый проект по созданию экстрасенсов. Сотню детей со всего Союза собрали в одних зал и подвергли облучению. Почти все скончались. Но те, кто остался в живых, действительно стали мощными экстрасенсами. Правда, их лишь двое: один в психушке, а другой улетел на другую планету.
  • «Зло» Виктории Шваб — местная сверхсила, Экстраординарные способности, получается при переживании клинической смерти с особым настроем. Поэтому шанс умереть по-настоящему и насовсем весьма велик.
  • Тина Хэдис — чтобы избежать возвращения на тоталитарную планету Манокар, Тина без малейших колебаний согласилась на предложение офицеров с планеты Тергарон, искавших добровольцев для участия в экспериментальных операциях по превращению людей в крутых киборгов. Организаторы честно предупреждали, что оценивают вероятность успеха или гибели добровольцев в 50/50[2]. При этом ни риск смерти, ни многомиллионная премия для Тины значения не имели — она хотела только избежать участи хуже смерти.
  • Ольга Громыко, «Ведьма-хранительница» — окончив школу магов лучшей в потоке и предвкушая возвращение в Догеву, Вольха неожиданно узнает о своем принудительном распределении на должность придворного мага короля Белории. Разрыв контракта со стороны школы не потянет ни школа, ни, тем более, сама ГГ, и Вольха собирается представляться работодателю… в виде, однако, не боевого мага, а стереотипной ведьмы-ёжки. В числе прочего, новая сотрудница утверждает: «Могу также сварить приворотное зелье или эликсир молодости с гарантией восемьдесят процентов» — а после оживления придворных добивает — «Двадцать — на летальный исход». И ведь не соврала — действительно предложила самое эффективное. Здраво оценив последствия вступления такого кадра в должность, контракт разрывает сам король, да ещё и с солидной неустойкой в извинение.
  • Книга-игра Дм. Браславского «Холодное сердце Далрока». По похожему принципу работают «загадки-сюрпризы» от седобородого лорда Тэмпеста, носящего красную шубу (уж не ироническая ли «проекция» Санта-Клауса?!). Повезёт — получишь бафф или ценный совет. Не повезёт — укусит ядовитая змея (каюк сразу!) или ещё какая гадость приключится.
  • Не совсем троп, но около: Шуваев, «Цветок камнеломки» — некая, проводимая над человеком процедура «9-10», после которой «количество непосредственно воспринимаемых параметров точки увеличивается на один-два.» В результате получается либо сверхчеловек, либо безумец — впрочем, для стороннего наблюдателя разница малозаметна.
  • «Сказки тёмного леса» — по словам Джонни, таким образом на некоторых людей действует наркотик «кислота». Поскольку он изменяет проводимость нервных волокон, привычный к «кислоте» человек под действием этой штуки значительно повышает скорость реакции и движений. Но банально сторчаться в попытке обрести сверхспособности гораздо вероятнее.
  • Фонда Ли, «Нефритовое наследие» — для начала немного лора:
    И вот на фоне всего этого государство Югутан (кстати, довольно явственно срисованное с СССР, как его видит американо-китайская писательница) разработало военную программу по созданию неколва (что в переводе означает «дитя народа»). Сначала сотни абукеек, силой или обманом завезённых в Югутан, заставляют становиться суррогатными матерями, якобы для бездетных пар. Затем их потомству смешанного происхождения дают малые дозы СН-1 (наркотика, очень вредного для организма, но уменьшающего чувствительность к нефриту) и кормят молотым нефритом. Многие из подопытных детей умирают или становятся умственно отсталыми, зато выжившие получают способность использовать нефритовые суперсилы БЕЗ самого нефрита, проходят лучшую в стране военную подготовку и становятся неколва — идеальными солдатами и шпионами.
  • Александр Рудазов, «Война Колдунов: штурм цитадели» — Мурок Вивисектор при первой встрече предложил Ванессе поучаствовать в эксперименте с недавно законченными им пилюлями из крови Султана Огня. Тут не орёл-решка, а 1d4 — с вероятностью 25 % может:
    • произойти несовместимое с жизнью изменение: к примеру, кислород станет ядовитым для организма или превратишься в жидкость;
    • произойти неприятное, но безвредное изменение: отрастёт борода или отвалится нос;
    • произойдёт полезное изменение: вырастут крылья или дополнительная пара рук;
    • организм не изменится, но приобретёт суперспособность, подобно Логмиру, после купания в крови Султана обретшему суперскорость.
Ванесса, впрочем, предпочла в эти игры не играть и тупо растоптала пилюли, вызвав у Мурока бешеный гнев.

Сетевая литература[править]

  • «Worm» — получение сил от Котла. При правильной физической и психологической подготовке шанс превратиться в монстра или вообще погибнуть минимален, но всё равно есть. У обычных триггеров подобное предотвращает тот же механизм, который вызывает и эффект Мантона. После смерти Сына, который, собственно, и был ответственен за эффект Мантона, новые триггеры начали регулярно умирать или иначе терять человеческий вид, как и бутылочники.

Кино[править]

  • Doom. Оказывается, добро и зло заложены в людях генетически. И местная чудо-сыворотка превращает добрых людей в людей-плюс, а злых — в зомби, с перспективой карьерного роста до Импа и даже до Барона Ада.
  • «Обитель зла» — педаль в асфальт. Обычных людей Т-вирус превращает в зомби. Особо «везучие» становятся Лизунами, Тиранами, Мэтта Эддисона во втором фильме превращают в Немезиса. А героиню Элис он превратил в Мэри Сью с псионическими способностями. В последнем фильме этому наконец-то дали обьяснение: Т-вирус создавался как лекарство для Алисии Маркус, страдающей прогерией и еще кучей болячек, под нее он и «заточен»; Алисию вылечить не удалось, но получилось создать ее полностью здорового клона, коим и является Элис.
  • «Троглодиты» Ларри Кларка — поимев половые отношения с парнем и девушкой, прошедшими некие процедуры в научной лаборатории, можно получить от них особый вирус, который поможет стать таким же, как они, сверхчеловеком — бессмертным, суперсильным, умеющим моментально заживлять раны… Это если повезет. Если не повезет — взорвешься, раскрасив стены и пол своими кишками.
  • Яркость — есть только один способ узнать, Яркий ли ты: дотронуться до волшебной палочки. В зависимости от результата, ты либо сможешь управлять её силой, либо просто сгоришь. Стоит ли говорить, что желающих проверить находится немного, особенно среди людей (среди которых Ярких очень мало) и, тем более, орков (среди которых их, как считается, нет вовсе). Необузданная догадка: эльфы могут знать менее радикальный способ проверки, но держат его в тайне — потому и учат нужным заклинаниям совершенно определенных своих представителей.
  • Кинематографическая вселенная Marvel — Стиву Роджерсу и Баки Барнсу с сывороткой и облучением повезло (в разной степени, но все же). Иоганн Шмидт, в общем, тоже легко отделался, став Красным Черепом. А вот пятерка созданных в попытке повторить удачный эксперимент суперсолдат оказалась практически неуправляемой — пришлось их, с большим трудом обездвижив, заморозить, да так и оставить.

Телесериалы[править]

  • The 4400 — с сеттинге присутствует особое вещество под названием «Промицин». Принявший его человек с шансами 1:1 либо получит какую-нибудь сверхспособность, либо умрёт. Впрочем, фитилёк прикручен: в последнем сезоне был разработан специальный медицинский тест, позволяющий точно определить, выживет человек после инъекции Промицина или нет.
  • Вариант в «Звёздные врата: Атлантида» — на одной планете в галактике Пегас долгое время разрабатывают сыворотку, предоставляющую человеку иммунитет к вампирскому касанию рейфов. Наконец им это удаётся. Более того, попытка рейфа прокормиться от подобного человека приводит к мучительной смерти существа. Однако, существует большая вероятность гибели человека при вкалывании сыворотки, однако для населения этой планеты, поиск сыворотки уже находится на уровне культа, так что все согласны. Однако рейфы, узнав об этом, попросту уничтожают всё население с орбиты.
  • Agents of S.H.I.E.L.D. — терриген. Если в тебе есть гены Нелюдя, получишь суперсилу. Неизвестно, какую, возможно, и отстойную. Если генов нет — просто превратишься в камень.
    • Точнее, в камень превращаются от трудноотделимой примеси. Когда в третьем сезоне часть терригена упала в море и примесь осела на дно, риск для поевших зараженной рыбы отсутствовал.
  • Человек будущего — целебная жижа излечивает любые болезни и восстанавливает после смертельных ранений, но небольшая ошибка с дозировкой вызывает неизлечимый (на этот раз точно!) рак.
  • «Вечность» — примерно то же самое, что и в «Горце». В теории у любого человека есть шанс обрести ретроактивное бессмертие (да такое, что даже обезглавливание не убьёт) и вечную молодость после первой смерти. Педаль в Австралию: шанс настолько ничтожен, что за всю историю человечества появилось всего двое бессмертных — протагонист и главгад.

Телевидение[править]

  • "Что? Где? Когда?" - просто решающий раунд.
  • "Своя игра" - ставка ва-банк, когда у тебя второе место перед финалом. Ответишь правильно и выиграешь - получишь хорошую по здешним меркам сумму и продолжишь участие в игре. Ответишь неправильно, когда твой соперник на первом месте тоже ошибся - не видать тебе игры как своих ушей, пока снова не позовут. Потому бывалые игроки советуют ставить "на неответ" первого места. Допустим, у соперника 14 000, у тебя 12 800, и ты ставишь 1 200.

Комиксы[править]

  • «No Hero» — препарат FX делает человека тем, кем тот больше всего хочет быть. Единолично пользующиеся им «Уравнители», позднее переименованные в «Линию Фронта», набирают в свои ряды новых людей очень тщательно, после множества психологических и биологических тестов. Но всё равно суперспособности обретают не все из них — некоторые эпично взрываются или умирают иными способами, а часть уцелевших, включая протагониста, вместе со сверхсилами обретает очень уродливый облик.
  • «Girl Genius» — ягерпойло убивает большинство принявших его, меньшинство становится суперсолдатами.
  • «Гоблины: жизнь их глазами»: гоблинский ритуал выбора предсказателя призывает по одному «отпечатки» (что-то вроде призраков) умерших предсказателей, и кандидат в предсказатели должен в какой-то момент поглотить их все. При этом каждый дополнительный отпечаток прибавляет не только силу будущему предсказателю, но и вероятности умереть в процессе поглощения: один поглощенный отпечаток — вполне безопасно, но предсказатель выйдет почти бесполезным. Большинство кандидатов останавливаются на двух — вероятность выжить все ещё высока, но и сила будет более-менее; три — высокая вероятность смерти, четыре — уже почти гарантированное самоубийство, ходят легенды об одном-единственном гоблине, пережившем шесть отпечатков. Ах да, если кандидат струхнул и попытался сдристнуть, отпечатки будут гоняться за ним, пока не наткнутся на какого-нибудь ещё гоблина. Недотёпа, предварительно взяв пару уровней, с небольшой помощью товарищей успешно согнул законы вероятности об колено, поглотив 15(!) отпечатков.
    • Там же — щит чудес, у которого есть положительные, отрицательные и нейтральные эффекты, выбираемые случайно, броском d100
  • Requiem Chevalier Vampire — один вампир из десяти заканчивает обучение у сэра Криптуса и посвящается в рыцари, остальные девять гибнут.
  • «Uber» — существует вполне безопасная проверка на совместимость с местным флеботинумом (и даже на предел модификации организма). Если же проверку не проводить, то приём флеботинума вслепую превращается в данный троп с вероятностью выживания не выше 0,1 %. СССР в этом комиксе именно так получил около 400 человек с суперсилами.
    • Процент тех, кто может получить более мощные способности путём (многократного) повторения процедуры примерно такой же, но уже среди выживших в первый раз. Так на весь Вермахт нашлось 3 человека, прошедших 12 трансформаций до уровня «Линкор». В результате массовой проверки населения США (после первой неудачи и путём привлечения гражданских родственников в виде «добровольцев», если тест военнообязанного показал шанс на многократный успех) людей с потенциалом «Линкора» нашлось не больше.
  • «Экслибриум» — инициация в Костяном доме. В случае успеха потенциальный маг-книгочей подчиняет один из цветов, в случае неудачи — дом его пожирает и превращает в милую библиотень. В конце первого сезона выясняется, что это именно орел и решка. От способностей человека ничего не зависит - Костяной дом решает пропустить человека или сожрать.

Аниме и манга[править]

  • Mermaid's Forest — съев кусочек мяса русалки, можно помереть в страшных мучениях, а можно получить истинное бессмертие с регенерацией, но можно вместо бессмертия стать страшным монстром, возможно и получить дефективное бессмертие различной степени дефективности: от невероятно отстойный дар до невероятно клёвое проклятие.
  • «YuGiOh» — в колоде Кацуи есть карта «Маг Времени» (см. иллюстрацию выше). При её активации нужно бросить монетку. Орёл — все монстры противника уничтожены, решка — хана монстрам игрока, плюс урон на половину их суммарной атаки.
  • Pokémon — атака Present может или стукнуть цель, или залечить, а также в игре хватает приёмов с рандомными эффектами, например Metronome.
  • Tokyo Ghoul — Операция доктора Кано по превращению в полугуля: большая часть пациентов погибло, часть превратилось в каких то не разумных мутантов и не больше 10 человек смогли стать полноценными полугулями.
    • Правда затем лучший образец доктора попал в CCG где тамошний сумрачный гений изучил его и стал создавать куинксов(людей со способностями гулей), а там подобных проблем нет. А потом и добрый доктор Кано получил тело такого куинкса в своё распоряжение и «исправился».
  • Naruto — Проклятая печать Орочимару, лишь 1 из 10 выживает после получения, зато она даёт неплохое усиление способностей.
  • Bleach — ускоренная методика обучения банкаю от Урахары. Шанс выбросить «решку» при этом запредельный.
    • Справедливости ради — о предполагаемой расплате за неудачу говорится исключительно устно, её последствий в сериале (хоть во флешбеках) не показано, а оба известных пользователя методики (Урахара и Куросаки) вполне успешно используют свои банкаи. Так что хоть сама тренировка предполагает высокий шанс неудачи, это совершенно не ощущается как преодолённая опасность, а скорее как удобный музыкальный инструмент в кустах.
  • JoJo's Bizarre Adventure — стенды доступны только тем, кто достаточно силен духом (в том числе и животным). Холи была слишком мягкой, потому её версия Герофанта могла и убить носителя. Существуют особые стрелы, которые пробуждают стенд при попадании, но большинство людей процедуры просто не переживут. Хотя Джосуке и Коичи считерили — когда Коичи помирал от стрелы, Джосуке вылечил его своим стендом, но стенд Коичи все равно был буквально бесполезным, пока хозяин не поднял уровень крутизны.
    • Обоснуй (да, это официальная информация, предоставленная в манге, но все равно больше тянет на обоснуй) — стрелы сделаны из метеорита, упавшего на землю много-много лет назад, и несущего в себе особый вид вируса, смертельного для людей. Однако у некоторых все же обнаружился иммунитет, и те, кто от этого вируса не откидывали копыта, в награду получали сверхспособность. И да, для получения станда надо именно порезаться этим метеоритом, но при этом некоторые (Все ДжоДжо с 3 по 5 часть, Какеин, Польнарефф, Абдул, Игги, возможно Миста) имели его с рождения. И если в случае с гг можно предположить, что он передается по наследству, то с остальными такое не прокатит.
    • По тому же принципу работает Реквием. Если стрела выбрала тебя, то твой станд получит невообразимые способности, вплоть до «Хозяин не может проиграть. Вообще». Но если ты оказался слаб, то Реквием просто уйдёт от тебя. И будет полуразумный, почти непобедимый призрак бродить по окрестностям.
    • Даже среди «полноценных» стендов есть смертельно опасные для владельца — например, Cheap Trick сидит у хозяина на спине, и если кто-то его увидит — тот убьет хозяина и перепрыгнет на спину посмотревшего.
  • Punch Line — от вида дамских трусиков у героя ОЯШа просыпается нечеловеческая сила — он может запросто раскидать террористов, выпрыгнуть с моста и не получить ни царапины. Подвох в другом — взглянешь второй раз, и Земля будет уничтожена. А из истории другого героя со схожей способностью станет ясно, что и срок жизни сжимается как шагреневая кожа с каждым использованием.
  • Onepunch-Man — Монстрофикация с помощью клеток монстра. Прошедший данную процедуру перестает быть человеком, получает прирост сил, но может поплатиться своим разумом. Если сожрать больше одной штуки, то появляется крайне высокая вероятность летального исхода, но в случае успеха и прирост силы будет гораздо больше.
    • Разрушение лимитера (иными словами — прыжок выше головы). Пытающийся человек либо умрет в процессе (самый вероятный исход), либо станет посредственным безумным монстром (второй по вероятности исход), создаст новый лимитер, став очень сильным монстром, сохранившим свою индивидуальность и рассудок (неплохой вариант но не лучший), или полностью разрушит свои пределы, оставшись при этом человеком и обретя практически безграничную силу (пример главного героя; идеальный и почти невероятный вариант).
  • One Piece — Принцип действия SMILE. Как оказывается, силу дьявольского фрукта они дают с вероятностью 10%, а остальным только всякие побочки. Кроме того, вместе со стандартными фруктовыми побочками 90% получают ещё и пожизненную лыбу на все лицо, откуда, собственно, и произошло название этих фруктов.
  • Mobile Suit Gundam IRON-BLOODED ORPHANS. Интерфейс Алайя-Виджняна позволяет пилоту управлять мобильным доспехом, как собственным телом, только вот в процессе вживления имплантов выживает от силы половина подопытных, так что применяется отнюдь не элитой, а всяким пушечным мясом.
  • Dragon Ball Z — пассивная способность расы сайян. Будучи избитым и израненным до состояния, близкого к смерти, а после исцелённым, саяйнин автоматически поднимает уровень крутизны настолько, что уже без труда уделывает того, кто ещё недавно его до этого состояния и довёл. Субверсия: Технически это наш троп — либо умрёшь, либо на всю жизнь идиотом останешься станешь на порядок сильнее, но на практике, благодаря обилию и разнообразию мгновенных лечилок, это просто халявный спосбо быстро прокачаться. Веджета однажды даже специально пропросил, чтобы его смертельно ранили и тут же исцелили, чтобы он мог подняться до уровня Фризы.
  • «Получеловек» (Ajin) — и снова отголоски «Горца». Любой человек на планете имеет очень малый шанс воскреснуть после первой смерти и обрести очень мощное ретроактивное бессмертие уровня: «Разнесли на мелкие кусочки — полностью восстановился из самого большого из них». Правда, на этот раз без вечной молодости, зато с бонусами в виде способностей парализовывать людей особым Голосом и призывать НЧМ (Невидимого Чёрного Монстра — эдакий стенд из «Жожи», но без уникальных бизаррных билок и с куда меньшей вариативностью внешности).

Видеоигры[править]

  • S.T.A.L.K.E.R. — в мире Чернобыльской Аномальной Зоны сталкер вполне может стать «отмеченным Зоной» — по факту, он превращается в человека-плюс с улучшенной регенерацией, повышенной удачливостью и с «чуйкой» (тактическим ясновидением). Плюс, можно получить бонусом одну или несколько из псионических способностей. Вот только самый быстрый способ все это заиметь — попасть под Выброс. А это чревато несколькими вариантами, помимо вышеописанного: во-первых, можно просто и незатейливо умереть. Или умереть очень непросто и весьма затейливо. Во-вторых, даже если выжить, есть солидный шанс превратится в зомби, снорка или вовсе в какую-нибудь неведомую зверушку, от вида которой проблеваться потянет даже кровососа. Наконец, в-третьих, даже если сохранить человеческий облик и не окочурится, есть шанс превратится или в Призрака Зоны, или в темного сталкера — первый представляет собой, по сути, разумную ходячую аномалию, которая обладает нечеловеческой психологией и экстраординарными силами, но эти силы ограничены Периметром и за пределы Зоны путь Призракам заказан. Темные сталкеры, в свою очередь, обладают всеми способностями «отмеченных Зоной», но в довесок они также получают кучу нейтральных или откровенно вредных мутаций и сокращенный срок жизни. Да и за пределы Зоны они, как и Призраки, выйти не могут. Ну и если сталкеру очень повезет избежать всех этих вариантов и Зона в метафорическом смысле его не поцелует страстно взасос, а только легонько так чмокнет в щечку, то он станет «отмеченным». Впрочем, учитывая призрачные шансы подобного, большинство сталкеров предпочитает использовать для усиления своих характеристик проверенные сборки артефактов. Да и при приближении Выброса никто как-то не торопится играть в рулетку с Зоной — ибо выигрыш явно несоразмерен проигрышу.
    • Однако, в «Зове Припяти» можно совершенно гарантировано получить «орла» — для этого нужны три экземпляра медикамента «анабиотик», и три раза пережить выбросы под его воздействием. Игровое проявление тропа будет заключаться в способности переживать выбросы без медикаментов и под открытым небом - что, соответственно, позволит с минимальными затратами времени выбивать недостающие (или заказанные Бородой, просто дорогие) артефакты из аномалий во время выбросов.
  • Fallout — вирус FEV. Искупавшись в концентрированной взвеси вируса, вы, если повезет, превратитесь в супермутанта, если не повезет — в кентавра или что похуже. Причем с неслабой вероятностью супермутант выйдет тупым, как пробка (чем большему воздействию радиации вы ранее подвергались, тем тупее). А можно вообще превратиться в теле- и технопатический кусок биомассы со сверхинтеллектом и тентаклями.
  • Resident Evil — многие вирусы производства корпорации «Амбрелла».
    • Проект «Вескер», педаль в пол. Похищаем сотни или тысячи детей от родителей с высоким интеллектом и подходящим генотипом, промываем им мозги, делаем генетические тесты, для каждого из них создаем свой уникальный образец супер-вируса, который притираем с организмом ребенка посредством генной терапии. Затем даем маленьким подопытным время повзрослеть (и прекрасное образование), и на каком-то этапе вводим уже взрослым дядям и тетям этот самый образец. Ах да, вирус в организме затем нужно активировать — клинической смертью. В теории — имеем расу сверхлюдей, обладающих невероятной силой, скоростью, прочностью, регенерацией и биологическим бессмертием, полностью подчиненных своему творцу — Озвеллу Спенсеру. На практике: до введения вируса дожило только тринадцать подопытных, половина из которых тут же скопытилась в результате этого самого введения, а после «активации» воскресли и окрутели только двое, Альберт и Алекс. Которые независимо друг от друга послали «творца» лесом, сперли столько секретной документации, сколько смогли унести, и убежали строить свою «Амбреллу», с блекджеком и Экселлой Жионе. Причем Альберту, как оказалось, нужно принимать особую сыворотку, чтобы его сверхсилы работали максимально эффективно, а у Алекс организм в итоге вообще разладился.
    • Вирус «Предок», на котором базировались все букво-вирусы. Некое африканское племя выбирало себе вождя путем скармливания кандидату цветов, содержащих вирус: помер — ну и дурак, выжил — стал человеком-плюс и достоин править племенем.
    • Альберт Вескер, встретившись со Спенсером и узнав от него о вышеупомянутом проекте, очень впечатлился и решил повторить эксперимент в глобальном масштабе, для чего вывел новый супервирус «Уроборос» и собрался распылить его в воздухе. По идее, вирус должен был превратить людей с «сильной» ДНК в подобных Вескеру, а остальных — в жутких монстров, распространяющих заразу дальше. Впрочем, есть толстые намеки, что поехавший Вескер слишком высоко задрал планку и ненароком мутировал бы вообще все человечество, сработай его план.
    • Джейк, сын Вескера, унаследовал от папаши невосприимчивость к буквовирусам, и от К-вируса получил только увеличенную силу и рефлексы, в то время как его товарищи превратились в Дж’аво.
  • Prototype: вояки из Форта Детрик пытались вывести биологическое оружие, способное поражать конкретные национальности. Для опыта построили искусственный город, населили его различными этническими группами и вывалили заразу на них. Результатом стало лавинообразное размножение разных штаммов вируса. Городок в панике сожгли до основания, все жители мутировали и умерли в муках — кроме некой Элизабет Грин, чье тело ассимилировало вирус (названный «Красный свет»), превратив ее в «королеву зомби».
    • Вирус «Черный свет» (производное от «Красного») гуманнее и просто убивает на месте, вот только протагониста Алекса Мерсера он превратил в бого- (точнее, Ктулху-)подобного метаморфа. Субверсия, поскольку протагонист и есть «Черный свет», а Мерсер - только его первая маска.
    • Развитые, созданные Мерсером в сиквеле, получают разбавленную версию его сил и пару-тройку особых способностей в зависимости от генотипа. Протагонист, Хеллер, вытянул коронную комбинацию — поглощение чужих способностей и свободу воли от Мерсера.
  • Dragon Age: Origins:
    • Посвящение в Серые Стражи. С некоторой вероятностью вы загнётесь на месте, но если выживете, получите иммунитет к Скверне и возможность чуять Порождений Тьмы на расстоянии. Правда, вы, скорее всего, не сможете иметь детей, а примерно через 30 лет гарантированно скончаетесь в муках, так что суперспособность скорее отстойная — именно эту отстойность пытается исправить главгерой первой игры во время действия третьей. Если пережил(а) концовку первой игры, естественно.
    • Справедливости ради, главная особенность посвящения это возможность окончательно прикончить архидемона(эта гадина с лёгкостью возрождается, а пока он жив мор будет продолжаться) ценой своей жизни, неуязвимость к скверне и способность чуять порождений тьмы, всего лишь приятные бонусы.
  • DotA — ультимативная способность Tresdin, the Legion Commander. Конечно, в сбалансированной киберспортивной игре настоящую русскую рулетку не сделаешь (на форуме был приведён экстремальный пример совершенно небалансируемой способности: в 0,01 % случаев удар приводит к победе всей команды) — но выигрывая поединки, она становится всё сильнее, проигрывая — отдаёт силу врагу.
  • Бывает такое и в играх класса roguelike — например, в виде случайно заколдованных мечей, фонтанов, неопознанных бутылочек или свитков. Обычно игроки активно пользуются ими в самом начале игры, когда терять ещё нечего, и предпочитают избегать ближе к середине/концу прохождения, чтобы не запороть раскачанного персонажа.
    • Dungeon Crawl Stone Soup выжимает педаль в пол со своими зельями мутации. Автор правки их использует активно, даже несмотря на то, что есть риск словить какую-нибудь гадость вроде бесконтрольной ярости или медленно падающих характеристик, поскольку «орлы» бывают весьма ценными. Но вообще в сообществе они считаются опасными именно из-за «решек», которые на месте не убивают, но игру портят основательно.
      • Там же — Ксом. Просто Ксом. «Орёл» — офигенно большой меч или ещё что-то, с чем можно смело идти в финальную часть игры. «Решка» — безнадёжный бой или полёт в Бездну.
    • Ещё один рогалик, Ragnarok — применение на себя палочки полиморфизма. Орёл — превращаешься, к примеру, в Swordsman-а с четырёхсотпроцентной скоростью, или невероятно сильного великана (только стоит заранее снять кольца, чтобы ими не отрезало стремительно вырастающие пальцы, и я уже молчу про ожерелье). Решка — превращаешься в лучшем случае в крысу, палочку для второй попытки поднять нечем, чоп-чоп на новый заход.
  • Hearthstone — Йогг-Сарон. Просто Йогг-Сарон.
    • Будь он сабжем, он бы либо убивал чужого героя, либо своего, а так между орлом (например, полной зачисткой стола противника или нанесением 20 урона его же герою) и решкой (комбо Myra’s Unstable Element + Cataclysm, оставляющее с пустым столом, рукой и колодой) есть бесконечное количество вариаций.
    • А вот Сокровище «Палка-сжигалка» давит педаль в пол: в успешном варианте она не просто даёт преимущество — она раскидывает огненные глыбы, пока один из игроков не погибнет. Неудивительно, что в констрактеде её нет!
  • Crimsonland — перк «Fatal Lottery». Либо 30.000 очков (что на начальных этапах Survival очень немало), либо мгновенная смерть. Так мы бросаем монетку?
    • Там же — перк «Highlander». Делает персонажа почти бессмертным. «Почти» — потому что существует вероятность того, что самый хилый монстр убьёт вас с одного удара.
  • WarCraft — таковы проблемы охотников на демонов. Большая часть соискателей умирает при инициации, другая сходит с ума и только, примерно, каждый пятый становится охотником на демонов.
  • Заклинание «Палец Смерти» в серии Might&Magic. Теоретически — убиение врага одним кастом. Практически — фиг кого вы им убьете, пустой расход маны. У врагов типа минотавров-лордов, кастящих такое без останова, что характерно, изредка успех наблюдается.
  • NAM — с фитильком, но такое отыгрывают ящики для снабжения вьетконговцев. Там могут оказаться патроны или целебные травы (универсальный бонус к патронам или полное излечение). Или мина-ловушка (в большинстве случаев — уходишь на перезагрузку сохранения). Впрочем, есть и средние варианты: боеприпасы коммунистов (бесполезный хлам, за исключением фанатского мода, добавившего в игру АК-47) или гнилая еда (вреда нет, пользы тоже).

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40 000:
    • Рубрика Аримана — ритуал, проведённый с целью стабилизации состояния выживших из Тысячи Сынов. Орёл — становление чернокнижником легиона. Решка — смерть личности и превращение заточённой во прах в доспехе души в голема Рубрики.
    • Превращение в демон-принца[3] или в отродье Хаоса как кульминация карьеры чемпиона Хаоса или его богов. Орёл: демон-принцами чемпионы становятся в результате апофеоза — это единовременный дар Хаоса или его богов. Решка: отродьями становятся, если карьера закончилась набором мутаций, несовместимым с сохранением личности и разума.
    • Процесс превращения человека в космодесантника не менее опасен. Фабий Байл даже хвастался, что ему удалось довести пропорцию «выживает один из тысячи» (предварительно отобранных) до «выживает один из ста».
    • Становление Библиарием и тем более Серым Рыцарем. В ходе обучения обязательно придётся иметь дело с могущественным силами Варпа. Орёл — добавление к способностям спейсмарина мощных псайкерских способностей. Решка — коррапт Варпа и смерть от рук вчерашних товарищей.
    • Колдовство орочьих псайкеров, вирдбоев. При достаточной мощности поля «Ваагх!» после очередного удара в бубен вирдбоя может произойти практически что угодно, от локального варп-катаклизма до превращения самого вирдбоя в пушистого сквига. Личная сила и опыт вирдбоя это лишь частично нивелируют.
      • Шокатак-ган (Shokk attack gun) — самая сильная пушка, которую может унести орк (чаще всего, биг-мек). Стреляет снотлингами-недобровольцами, которые создают туннели через Варп (ни один орк не знает как, но всё равно создают), а на выходной (иногда на входной) точке тоннеля обычно создают обширный взрыв варп-хрени. Шокатак-ган настолько технологичен, что иногда превосходит по интеллекту самого мека, отчего результат выстрела очень непредсказуем — пушка может банально взорваться, выстрелить куда сама захочет, куда захочет враг или просто под ноги меку, материализовать снота прямо внутри вражеской тушки (с последующим шоу «Чужой возвращается»), зажевать снота, выстрелить вместо него самим меком или даже открыть посреди вражеских рядов портал в Варп, из которого вылезет зубастая пасть Горка или Морка и сожрет всё в радиусе нескольких десятков метров.
«Решки» целых две, но зато есть второй шанс для оступившихся.
  • 9th Age, фанатская «девятая редакция» Warhammer Fantasy Battles — тут всё интереснее, чем в каноне вахи. Путь новоиспечённого воина Тёмных Богов к демоничеству долог и тернист, и лучше всего его раскроет иллюстрация из армибука.
  • Dungeons and Dragons — целый набор высокоуровневых заклинаний имеют эффект смерть/сон/парализация в случае провала спасброска и отсутствие эффекта в случае «спасения». Многие игроки их не используют именно из-за непредсказуемости результата, к тому же у достойных противников обычно спасброски слишком хороши, чтоб полагаться на успех, а толпу легких можно гарантированно победить и другими средствами. Кроме того, проблему составляет «неравенство шансов» — для победы игроку необходимо срабатывание заклинания в каждой из сотен схваток, а для поражения достаточно срабатывания такого же заклинания от любого противника.
  • GURPS Magic — превращение в лича. Сначала пьём идеальный яд (который только во вторую очередь сыворотка Оличевания), а потом молимся, что после твоей смерти чары лича смогут тебя поднять. Если создать идеальные условия для максимально умелого мага (и иметь возможность перекинуть кубикИ), то шансы на провал где-то в районе одной четвёртой процента.
  • D&D — дикая магия вообще, и в частности чародеи с дикой магией как источником силы. Повезёт — магия усилится, «поумнеет» или ещё каким-нибудь образом окрутеет. Не повезёт… Три слова: «первым пришёл носорог».

Реальная жизнь[править]

  • Заболев чем-нибудь опасным, можно помереть, но ежели организм справится — у него появится иммунитет к такого рода болячкам, а зачастую и родственным штаммам.
    • Тот же принцип используется в прививках, и орлов они выбрасывают неизмеримо больше, чем естественный ход болезни — однако изредка решки тоже проскакивают.
    • К сожалению, на данный момент появились люди, орущие, что детские вакцины — зло, так как они повышают вероятность аутизма. И это при том, что никаких доказательств этому нет, даже наоборот. Они ни в какую не желают подвергать своих детей вакцинации, что и приводит к возвращению болезней, которые, казалось бы, давным-давно искоренили. Кстати, эта «теория» была придумана доктором, который уже давным-давно сознался, что нагло соврал (он разрабатывал альтернативную вакцину и хотел запретить общепринятую своими выдумками), но попробуй докажи это людям, не мыслящим рационально.
    • Строго говоря, приобретённый при болезни иммунитет не совсем подходит под троп: изначально болезнь все равно случается, со всем ее течением и сопутствующими эффектами. Это уже повторно она переносится легче или вообще не возникает, так как организм «научился» с ней справляться. То есть, если проводить аналогию, это не наделение сверхспособностью до взаимодействия с неким явлением, а изучение на собственном опыте (собственной шкуре) в процессе этого взаимодействия («выживем — учтем»). А вот если вакцина будет смертельно опасной — получится наш троп: способность получается заранее, и само получение сопряжено с риском.
    • Согласно одной из гипотез, укус то ли инфицированной, то ли переболевшей (доподлинно неизвестно) бешенством летучей мыши-вампира — если не единственного, то одного из очень немногих видов, для представителей которых бешенство не смертельно — может привести не к заражению, а к формированию иммунитета от бешенства. Но лучше все-таки не экспериментировать.
    • В принципе, тут как раз ничего удивительного: вакцина — это и есть тот же возбудитель/его токсин, только убитый/ослабленный (при «натуральном» бешенстве иммунитет бы выработался, да попросту не успевает: организм гибнет раньше). Соответственно у животного, иммунитет которого отреагировал на возбудитель, эта самая инфекция, возможно, будет уже «пришиблена», то есть получится эдакая «естественная прививка» (если повезёт, конечно).
  • Лекарство от сонной болезни, вызываемой мухой цеце, с заметной вероятностью может вас убить.
  • До антибиотиков сифилис пытались лечить при помощи тропической лихорадки или малярии, жар от которой убивал возбудителей сифилиса, но мог убить и пациента.
    • А до того — производными ртути, которые, помимо прочего, имеют склонность необратимо накапливаться в организме. Да и прото-антибиотики отличались крайней токсичностью.
  • Антидотом к кураре являются ядовитые сами по себе южноафриканские калабарские бобы (и наоборот). Готовы угадать дозировку с первой попытки?
  • Апрофен — противоядие от действия ФОВ, блокирует холинергические рецепторы, без которых организм не способен получать урон от органофосфатов…и вообще функционировать. Если организм не отравлен ФОВ, то принятие апрофена вызывает крайне серьёзное изменение сознания с очень, очень реалистичными галлюцинациями. Осознанный человек, принимая даже лошадиные дозы «классических» психоделиков типа ЛСД, способен отличить глюки от реальности, но с апрофеном такое не прокатит.
    • Вообще таких примеров масса — один атропин (особенно если отравление не опиатами, а химическим оружием, когда он применяется в совершенно запредельных дозах) чего стоит.
  • Если смотреть широко, в эволюционном плане таковыми являются любые изменения. Удачные мутации закрепляются во многочисленных потомках, неудачные исчезают в топке естественного отбора.
    • Тут скорее орёл, решка и гигантских размеров ребро, никак не влияющее на общее состояние вида.
  • Вездесущий COVID-19. Можно отстреляться днём-другим гриппообразной симптоматики и получить иммунитет — а можно уехать в реанимацию, не исключено, что в один конец. Да и «орёл», по последним данным разведки, так себе — новые штаммы этот уровень антител пробивают.

Примечания[править]

  1. Если не завязывать её на физику. Если какой-нибудь чейнлайтнинг может потенциально шарашить до бесконечности и полной победы, но реально вероятность угасания его на каждом переходе от цели к цели такова, что он поражает двоих-троих — это нормально. Каждый случай длинной цепи войдёт в анналы соревнований как немыслимый фарт, а если это дало ключевой перевес, то и тем более; смотрится оно, однако, более-менее адекватно.
  2. первая операция такого уровня вообще удалась только с двадцать восьмой попытки
  3. Устоявшийся перевод. Правильнее «князь демонов».