Ось Зла

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Если в фэнтези-сеттинге есть пять рас, то наверняка есть и ещё пять, только нехорошие. Потому что делать всех Врагов принадлежащими к одной единообразной расе — это, конечно, хороший и современный политический мессидж, но скучно же! Намного лучше добавить разнообразия, отзеркалив хорошие пять рас. Поэтому и существует Ось Зла.

Как правило, она включает:

  • Дикие берсерки (Орки, огры, тролли): грубы, необузданны, физически сильны, непроходимо тупы. Дисциплина на нуле. Соотвествуют хорошим Крепким. Иногда изображаются несколько более симпатично, как неприятная, но всё-таки гордая и воинственная раса.
  • Жуткие существа (Демоны, нежить, лавкрафтианские сущности): могущественны, опасны, обладают колдовскими силами и наименее похожи на людей, внешне и внутренне. Соответствуют хорошим Волшебным.
  • Злое племя (Зверолюды, иногда опять же орки или просто нехорошие люди): во всем человекообразны, просто уродливы и отличаются мерзким характером. Соответвуют хорошим Обычным.
  • Падшие (Темные эльфы, вампиры или чуть более интеллигентные нехорошие люди): внешне привлекательные и умные, но хитрые и подлые, и очень этим гордые. На глаза показываться и лезть на поле брани не любят, живут либо под землей, либо в очень хорошо охраняемых злых городах с теплыми сортирами, специализируются на скрытности и безжалостности. Соответствуют хорошим Высшим. Альтернативное их изображение — как социальщиков тёмного блока, агитаторов, пропагандистов и дипломатов, миссия которых — рисовать портрет Черного властелина «с человеческим лицом» (разумеется, это враки, потому что они все равно хитрые и подлые).
  • Ушлые (Гоблины, кобольды): хитроумные ребята, не умеющие ни в драки, ни в интриги, зато обладающие полезными навыками, недоступными другим расам. Могут быть безумными учёными, заводчиками монстров, колдунами (если они не Падшие или Жуткие) или скрытными собирателями информации и убийцами. Соответствуют хорошим Милым.

Примеры[править]

Литература[править]

  • LotR, с определённой долей условности:
    • Берсерки — орки, тролли.[1]
    • Жуткие — балроги, умертвия, назгулы.
    • Злое племя — харадримы, истерлинги.
    • Падшие — тёмные маги и Чёрные Нуменорцы.
    • Ушлые — Голлум, Змиеуст и порода мелких орков-сыщиков.
  • Армия Волдеморта в Harry Potter:
    • Великаны и оборотни — Берсерки.
    • Дементоры и зомби-инферналы — Жуткие.
    • Охотники за головами и прочие полицаи — Злые.
    • Сами Пожиратели Смерти — Падшие.
    • Гоблины — Ушлые с большой долей условности.
  • Князь Пустоты — хороших здесь практически нет даже среди людей, но местные темные силы вдалбливают педаль в земную кору:
    • Шранки, Башраги — дикие берсерки. Биороботы, у которых всего два режима — убивать и насиловать все, что находится в пределах досягаемости.
    • Инхорои — жуткие существа. Раса злобных извращенцев, насильников и садистов, выведенная достаточно развитыми инопланетянами для зачистки обитаемых миров.
    • Скюльвенды — злое племя, народ людей, чья религия основана на служении Не-Богу и поддержавший Консульт в его апокалиптических начинаниях.
    • Нелюди-эрратики — падшие, нелюди, сошедшие с ума от дефективного бессмертия. Служат Консульту офицерами в отрядах шранков и колдунами.
    • Шпионы-оборотни — ушлые, но даже при этом они сильнее и быстрее обычных людей, а в плане зверств и изнасилований даже превзошли шранков и башрагов.
  • «Хроники Края» — в этой серии книг даже среди самых злобных рас могут найтись вполне достойные представители, но это, как правило, редкие исключения:
    • Шрайки — дикие берсерки. Налетающие птицелюди с матриархатом, склонные к садизму и поеданию своих жертв, иногда заживо.
    • Главгад Хрумхрымс и Глистеры — жуткие существа. Существа из легенд, пришедшие в реальность благодаря неосознанным экспериментам местных ученых. Их очень трудно убить или ранить.
    • Молтоголовые, проскоголовые, волосатые и прочие гоблины — злое племя. Чуть адекватнее шраек хотя бы в том, что не поедают заживо своих жертв.
    • Вэйфы — ушлые. Существа, умеющие читать мысли, благодаря чему из них получаются великолепные шпионы, воры и ассасины.
  • Волшебник Изумрудного города:
    • Берсерки — солдаты-дуболомы.
    • Жуткие — злые колдуньи Гингема, Бастинда и Арахна, а также Саблезубые тигры.
    • Злое племя — марраны, с сильно прикрученным фитильком.
    • Падшие — Урфин Джюс, Гуамоколатокинт (впоследствии повернули направо), Руф Билан, Кабр Гвин, Энкин Флед.
    • Ушлые — деревянные полицейские-шпионы Урфина.
  • Метавселенная Рудазова — демоны наиболее прописанных Тёмных миров вполне укладываются в архетип.
    • Лэнг:
    • Паргорон:
      • Берсерки — гохерримы, кульминаты, развраги, храпоиды, вымершие нактархимы и созданные по их образцу чрепокожие.
      • Жуткие — кэ-миало, ларитры (пополам с падшими), камтстады.
      • Злые племена — гхьетшедарии (пополам с жуткими), храки и харгаллы.
      • Падшие — фархерримы.
      • Ушлые — бушуки (пополам с падшими), маркольмы, аргеры, шуки.
  • Тетралогия «Наследие»:
    • Берсерки — ургалы, особенно подраса куллов – особенно крупных ургалов.
    • Жуткие — шейды.
    • Злое племя — обычные люди-солдаты Империи.
    • Падшие — Гальбаторикс, проклятые и их драконы.
    • Ушлые — раззаки, но в отличии от стандартных ушлых являются очень опасными бойцами.

Фанфики[править]

  • То, что описано для LotR, нарочито смягчено и вывернуто у К. Еськова, в духе следующих примеров. Но структура сохранена. Орки — люди Мордора («незлое племя»), тролли — гордые, мастеровитые и независимые горцы («не кровожадные берсерки»), назгулы — нелюдимые мудрецы (не особенно жуткие и падшие).

Видеоигры[править]

  • Heroes of Might and Magic — самые разные варианты архетипов.
    • I часть: Варвары (берсерки, злое племя, ушлые) и Чернокнижники (падшие Визарды);
    • II часть: добавлены Жуткие — Некроманты;
    • III часть: два замка Жутких — Некрополис и Инферно, ушлые — Темница, а берсерки и злое племя — Цитадель. С фитильком к злому племени можно отнести Крепость a.k.a. Болото, но из-за того, что непонятно, к добру ли оно принадлежит или злу, а то и вовсе нейтрально, отнести этот замок к примеры злому племени довольно трудно, если вообще не представляется возможным.
    • IV часть: по сюжетной линии в каждом замке есть хорошие ребята и козлы (да-да, у некров тоже — Голдот!), однако Жуткие принадлежат масти Смерть (нежить и демоны), Злое племя (свиноподобные орки, минотавры, медузы), Падшие (чернокнижники, ифриты и кошмары как «тёмные версии» джиннов и единорогов) и ушлые (пиратская линия) — Хаосу, берсерки — Мощи.
    • V часть и далее: Жуткие — некры и демоны, Падшие — тёмные эльфы, Берсерки — орки.[2]
  • С фитильком — WoW, ибо Орда давным-давно не представляет абсолютное зло:
    • Берсерки — орки, но частично они — Злое племя, так как соответствуют не Дворфам, а Людям;
    • Злое племя — тролли, немножко таурены;
    • Жуткие — Отрекшиеся (нежить);
    • Падшие — Эльфы Крови;
    • Ушлые — гоблины.
  • Аналогично — Аллоды Онлайн:
    • Злое племя — люди Хадагана (антитеза — естественно, Канийцы);
    • Орки — берсерки с Ушлыми «шестёрками»-гоблинами (антитеза — Гибберлинги);
    • Зэм — смесь Падших и Жутких (антитеза — Эльфы);
  • Age of Wonders — всё по классике, только злого племени нет (это место с натяжкой можно отдать нейтральным ящеролюдам):
    • Берсерки — орки
    • Жуткие — нежить
    • Падшие — тёмные эльфы
    • Ушлые — гоблины

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — всё, что можно найти в других сеттингах, и ещё кое-что.
    • Бехолдеры и мозгоеды-иллитиды — «родные» для D&D Жуткие.
    • Эталонные злые расы — танар’ри, баатезу и юголоты — состоят из подрас всех пяти типажей, но в целом демоны-танар’ри больше тяготеют к Берсерку, даймоны-юголоты — к Жуткости, а дьяволы-баатезу — к Ушлости.
  • Warhammer: Age of Reckoning — пакт тёмных сил:
    • Хаоситы, демоны, зверолюды — Злое племя + Жуткие существа, но высшие хаоситы — Падшие;
    • Зеленокожие — орки-берсерки, гоблины-ушлые;
    • Тёмные эльфы — Падшие.
  • Warhammer 40 000 — злые существа мира мрачного будущего крайне разнообразны и враждебны друг к другу, но среди них можно выделить знакомые архетипы:
    • Силы Хаоса:
      • Боги и демоны Варпа — Жуткие;
      • Космодесант Хаоса — Падшие
        • Чумные десантники — Жуткие, берсерки Кхорна — Берсерки;
      • Культисты и мутанты Хаоса — Злобные;
      • Чернокнижники и Тёмные Механикус — Ушлые
    • Ключевые ксенорасы:
      • Орки — Берсерки и Жуткие (так как под личиной простоватых качков скрывается потусторонняя, почти всемогущая хрень, которая имеет множество эволюционных форм и способна истребить все живые виды на планете).
      • Тираниды — Жуткие. Каждый тиранид является сильным псайкером, правда большинство из них использует свои способности только для телепатии. Там, где движется флот-улей тиранид, даже демоны чувствуют себя неуютно.
      • Некроны — Падшие. При всём своём могуществе, себя некроны считают жертвой обмана и мечтают о возвращении живых тел.
        • Свежеватели некронов — Берсерки. По своей сути они являются безумными и глуповатыми существами.
      • Тёмные Эльдар — Падшие.
        • Гомункулы Тёмных Эльдар — Жуткие.
      • Хруды — Ушлые.
    • Прочие ксенорасы:
      • Энулианцы — Злобные. Есть фанатская теория, что энулианцы являются единой расой с вымершой расой некронтир.
      • Стриксис — Ушлые.
      • Ю’ват — Жуткие.
      • Рак’гол — Берсерки.

Примечания[править]

  1. С орками всё мутно. Строго говоря, они больше подходят под роль злого племени, нежели берсерков, так как вряд ли они сильно отличаются от людей физическими характеристиками. С другой стороны, они же являются ушлыми, так как выкармливают волков, используют взрывчатку и создают пыточные и осадные машины.
  2. С фитильком, так как с шестой части (местами есть ещё в пятой, но малозаметно) некроманты, орки и тёмные эльфы не сильно похожи на Абсолютное Зло. Чего не скажешь о демонах.