Отказаться от Рая

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Нафиг рай?! IDDQD и в Ад! »
— анекдот про Doom

Райское существование — вечная и совершенная жизнь, самое большое блаженство, самая желанная награда и наивысшая цель. Любое земное достижение временно, а вот Рай, если удастся туда попасть — вечен. Наконец, попав в Рай, существо переживает метафизическую или же вполне материальную близость со своим божеством. Неудивительно, что некоторые герои предпочитают скорее попасть туда, чем остаться жить.

А некоторые нет. Эти персонажи, уже стоя у райских врат, разворачиваются и идут от них. Почему же они так делают? Тут бывает несколько вариантов:

  • Это не настоящий Рай, а обманка. А герой всё понял.
  • Рай настоящий, да не под нашего героя. К примеру, последовательный атеист против царства Божия в принципе. А в сеттингах с разнообразными божествами и посмертиями герой может предпочесть суровый суд своего бога раю другого.
  • Близкий к первым двум вариант — дефектный Рай. То есть, райское наслаждение вполне настоящее и вечное и ни разу не обман, да вот только для него надо отказаться например от человеческих страстей и тех радостей, которые могут порождать не только наслаждение, но и страдания. Что с точки зрения героев, и, возможно, автора — неприемлемая цена.
    • Субверсия — не столько Рай дефектный, сколько герои желают, а может даже и заслуживают совершенно иной участи, чем статичное пребывание в вечном блаженстве. Может быть, их натуре соответствует какой-нибудь бесконечный путь приключений в разных мирах и эпохах, а одна благополучная тихая гавань совсем не по ним.
  • У героя есть незаконченные дела, а Рай, как написано выше — это навсегда. Поэтому он отказывается от посмертия ради шанса доделать всё, что должен.
    • Этот вариант тоже может играться субверсией. Дескать, герой в принципе не против Рая, и даже всячески за, и возможно даже стремился удостоиться чести в него попасть, но вот только не сейчас. Сначала ему надо закончить все дела в мире живых, а лишь потом уже можно и на вечное блаженство под райской яблоней.
  • Герой сильно привязан к кому-то, кому в Рай путь заказан, либо предмет его любви по каким-то своим причинам также отказался от рая, либо оный вообще живёт вне парадигмы «Рай-Ад» и является третьей стороной конфликта. Поняв, что без компании райская жизнь райской не будет, он отказывается от Рая ради своей любви.

Так или иначе, отказ от Рая — мотив как минимум еретический, а то и прямо антирегилиозный.

Связанный троп — проверка на вшивость (если в рай берут только тех, кто от него отказался).

Параллельный троп — остров удовольствий, в роли которого выступает рай, если у персонажа остался незаконченный квест.

Надтроп — отказаться от награды.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Собственно, любой человек, уходящий из какой-либо религии, где наличествует само понятие «рай» или сходное и, главное, наказание за отречение от веры, однозначно попадает под троп с точки зрения прежних братьев по вере.
  • В буддизме рая как такового нет, но есть нирвана — и бодхисаттвы, отказавшиеся от неё, чтобы стать буддой для блага всех остальных.
  • Сказка про солдата, который, попав в рай, заскучал, поэтому начал строить кабак и сажать табак, за что его вежливо попросили обратно в мир живых — чего он, собственно, и добивался.
  • Притча про собачника, таки попавшего в рай после отказа. «До рая доходят лишь те, кто не бросает своих друзей».
  • Анекдот о женщине, которая убегает из рая в ад, где её будут насиловать и содомировать, поскольку отверстие для этого у ней есть, в отличие от отверстий для нимба и крыльев, которые надо делать в раю.
  • Анекдот о политике, которому предложили провести один день в аду и один в раю, а потом выбрать, где он останется навсегда. И Сатана его немножечко обманул.

Литература[править]

  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна». «Мисс Уотсон сказала, что она старается не грешить, чтобы попасть в рай. Но я не видел ничего хорошего в том, чтобы попасть туда же, куда она попадет. Тут она пустилась рассказывать про рай. Будто бы делать там ничего не надо — знай прогуливайся целый день с арфой да распевай, и так до скончания века. Мне что-то не очень понравилось. Но говорить я этого не стал. Спросил только, как она думает: попадет ли туда Том Сойер? А она говорит: „Нет, ни под каким видом!“. Я очень обрадовался, потому что мне хотелось быть с ним вместе».
  • С. Есенин, «Гой ты, Русь, моя родная…» — чуть ли не кодификатор для русскоязычного читателя.
  • Максим Горький, «Яшка» — рассказ с двойным дном, доставляющий как атеистам, так и верующим. Мальчик-сирота, проживший трудную, но короткую жизнь, оказался в Раю и увидел, что почти все его обитатели только и делают, что жалуются Богу на то, как тяжко им было при жизни (и самому Богу за тысячелетия это порядком надоело). От такой картины герой раздумал сам жаловаться на свою жизнь, как хотел поначалу, и попросил Бога вернуть его на Землю. А он поживет подольше, да ещё и на балалайке играть научится, чтобы в Раю стало повеселее. А Бог, естественно, и не против.
  • Разрушенная империя — в рай можно попасть лишь «хорошей» частью души, а плохая отправляется в Сухие земли. Йорг понял, что, в таком случае ни одна из частей им всё равно не будет, и ангела послал. То же сделал и его брат.
  • Сергей Лукьяненко, «Последняя ночь колдуна» — пёс сбегает из своего рая, чтобы спасти хозяина.
  • Роберт Хайнлайн, «Иов, или Осмеяние cправедливости» — не найдя возлюбленной в раю, святой Александр отправляется искать её в аду. Нет её и там — датчанка проходит по ведомству Одина и Локи, а не Яхве и Сатаны.
  • Клиффорд Саймак, «Город» — в одной из новелл Юпитер оказывается настоящим раем для соответствующим образом изменённых людей (и собак). Только один персонаж нашёл в себе силы вернуться к человеческой форме — чтобы позвать на Юпитер всё прочее человечество.
  • Г. Л. Олди, «Чёрный Баламут» — Юдхиштхира, единственный из братьев-Пандавов дошедший до врат рая, отказывается войти: стражи ему не препятствуют, но ни в какую не согласны пустить в рай сопровождающего бывшего царя пса, а сам Царь Справедливости считает, что если из них двоих кто и достоин войти в рай — то это именно пёс.
  • Джек Финней, «О пропавших без вести» — протагонист отказался от «рая» (не религиозного) по глупости — решив, что стал жертвой мошенников. Судя по всему, тот, кто поведал ему о новой жизни, лишился «рая» подобным образом.
  • Маргарет Уэйс, «Звезда Стражей» — Мэйгри могла бы отправиться в рай, но предпочла пройти вместе с Саганом через ад.
  • Андрей Уланов, «На всех хватит». С прикрученным фитильком, ибо смерти нет. Эльфийская принцесса Иллика предлагает ГГ, в которого взаимно влюбилась, отправиться с ней на Авалон. Бессмертие, статус и вечная любовь прилагаются. Крис отказывается, чем вызывает грустную улыбку возлюбленной — подавляющее большинство людей, которым это предлагали, отказываются от подобного. Сам Крис объясняет это, как особым складом характера приглашаемых (кого попало эльф к себе не пригласит), так и желанием сохранить тот образ, который появился после знакомства. А долгая жизнь вместе его очень сильно испортит.

Сетевая литература[править]

  • Евгений Бенилов, «Человек, который хотел понять всё» — с прикрученным фитильком. Третий ярус загробного мира кажется почти-раем возлюбленной протагониста — после посмертной тюрьмы на втором ярусе. Протагонист, однако, отказывается принимать таблетки, так что для него окружающее вовсе не похоже на рай.

Кино[править]

  • «Куда приводят мечты» — сначала главный герой в Рай таки попал, и вполне там счастлив. Но после того, как узнал, что его жена покончила с собой, ему стало в Раю нестерпимо, и он отправился в Ад за любимой. В конце-концов, обнаружив супругу и поняв, что она его забыла, герой решает остаться в Аду вместе с ней… и тем самым, вырывает в Рай и себя, и её.
  • «Привидение» — персонаж Патрика Суэйзи не стал вставать на эскалатор, возносящий души в рай, потому что слишком беспокоился за судьбу своей девушки. Правда, в финале таки в рай отправился.
  • «Осенний подарок фей» — старый мастер обнаружил, что на небесах его работа никому не нужна, так как нет ни в чем недостатка, и захотел обратно.
  • «Страшилы» — с прикрученным фитильком: герой в Рай попал вынужденно, но вопрос не поднимает, однако ему говорят что рано ему еще сюда и он с радостью возвращается.

Телесериалы[править]

  • «Небесный суд» — один из подсудимых специально дал суду повод направить себя не в «сектор покоя», а в «сектор раздумий», чтобы в посмертии быть с любимой женщиной.
  • «Хорошее место»/«В лучшем мире» — вариант с ненастоящим раем. На самом деле герои попали в худший мир. В финале сериала они находят возможность попасть в настоящий лучший мир, но оставаться в нём необязательно: можно закончить своё существование, что, в общем-то, тоже троп.

Мультфильмы[править]

  • «Все псы попадают в рай» — главный герой, попав в рай, подкрутил часы своей жизни и отправился снова в мир живых.
  • «Возвращение с Олимпа» — Геракл отказался от божественного статуса.
  • «Геркулес» — а тут он же отказывается отправиться на Олимп ради простой жизни смертного с Мег.
  • «Сага о Бьорне» — на грани тропа: главгерою, уже почти дошедшему до Вальхаллы, в христианском раю не понравилось, да кто ж его спрашивает?
  • «Душа» — учитель музыки, неудачник и гениальный пианист Джо Гарднер погибает в момент, когда у него всё, казалось, начало получаться. Само собой, ему уготован рай — но Джо категорически не согласен: какой рай, тут жизнь только-только стала налаживаться.

Аниме и манга[править]

  • «Волчий дождь» — к удивлению и разочарованию Джагары, Дарсия отказывается отправляться с ней в «Рай Аристократов» — в том числе и потому, что понял его фальшивость.
    • Возможно, подходит и Киба, понявший, что его галлюцинации Раем не являются, и ушедший из них.
  • Манга «Евангелиона» — После комплементации получился самый настоящий Рай. Только вот Синдзи счёл его дефектным, и решил вернуть всё назад, лишь немного подправив мир.
  • Манга «Сайт Волшебниц» — Главная волшебница по прозвищу "Король" желает уничтожить человечество, чтобы забрать их души в Рай. Рядовые волшебницы против — в том числе потому, что им в этой операции назначена роль расходного материала — и в итоге срывают её планы. После чего главная героиня, также как Синдзи из манги, возвращает и подправляет старый мир.
  • Также теме отказа от Рая посвящено вдохновлявшееся «Евангелионом», а также, скорее всего, и «Сайтом Волшебниц», аниме «Darling in the FranXX». Местный дефектный Рай — смесь двух вышеперечисленных.
  • «Shoujo Kakumei Utena» — в фильме Анфи уговаривает Утэну навсегда остаться в раю академии, где ей, как победителю дуэлей, теперь доступны любые чудеса (в итоговой версии они говорят наедине, однако в черновом сценарии разговор был поставлен с гораздо большим размахом). Однако Утэна, ни секунды не колеблясь, предлагает ей сбежать вместе в реальный мир.
  • Shinigami-sama ni Saigo no Onegai o — невинно убиенная младшая сестра главного героя Аиды Шидзуки Хибики отказывается от спокойного посмертия и становится шинигами…чтобы явиться к ожидающему казни брату и убедиться, что он попадет в ад за убийство ее и их родителей.
  • Terminal Girl — в финале Мико попадает в некое предсмертие, где встречает горячо любимого брата, последнего умершего от загадочной болезни из ее семьи и . Он предлагает ей пойти дальше, чтобы воссоединиться с семьей, но Мико отказывается — пока она не обошла весь земной шар, она не может знать наверняка, последняя ли она человек на Земле и вправду ли мир так уж пуст, потому она предпочтет продолжить жить. Брат отпускает ее и говорит, что они будут ждать ее.

Видеоигры[править]

  • Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark — После смерти от рук Мефистофеля кобольд-бард Дикин попадает "к ангелам", однако, просит их отпустить его к Боссу т.к. у них еще много дел
  • «Три богатыря и Шамаханская царица». Одна из частей квеста — побег из рая.
  • Saints Row: Gat out of Hell — в концовке есть такая опция.
  • South Park: Fractured, but Whole — в ультимативной способности Кенни-призрака, тот воскрешается в результате отказа проходить через золотые райские ворота.
  • God of War: Chains of Olympus — Кратос здесь это провернул, в своем стиле.
  • Heroes of Might and Magic IV — именно это происходит в конце кампании Варваров. Бессмертного героя Тарнума заставили искупать свои прошлые грехи варварские боги-Предки (ибо в бытность свою правителем, Тарнум на почве ненависти к волшебникам ушёл далеко за моральный горизонт), а когда его деяния оказались достаточными… бывший варварский тиран и безумец уже настолько вошёл во вкус, что хочет продолжать и дальше!
  • Assassin's Creed: Valhalla — пример с фальшивым раем. Обещанная Вальхалла оказывается аналогом Матрицы, что не в меру догадливый\ая для своей эпохи протагонист вскоре осознаёт.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Райские яблоки» — герой побывал в раю и вернулся к любимой. «В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок… пазуху яблок / Я тебе привезу — ты меня и из рая ждала!»
  • Мартиэль:
    • «Душно мне, тошно в раю…».
    • Рубеж: «Тебя спасли, но ты сбежал — зачем тебе их рай?».
  • «Душно в раю, тошно в раю» и в песне «Новый день» Егора Летова.
  • Екатерина Ачилова (фронтвумен группы «Драконь»), «Лесная»: «Что мне до рая, сыну иных небес? И умирая, я выбираю лес!»
  • «Ария», «Ночь короче дня»:
«

Блаженство рая я оставлю для нищих, У нищих духом должен быть Царь и Бог. Я — тварь земная и на небе я лишний, И к черту вечность, какой в ней прок?

Пускай я должен испытать муки ада, Пускай толпа на казнь бежит со всех ног, Мне крики ненависти станут наградой, Я буду в смертный час не одинок.

»
— Привет «Постороннему» Камю!
  • «Зелен виноград…» Так-то и Фомина с «Балладой о палаче» или Киплинга с «Томплинсоном» можно в троп записать: лирический герой отказывается от рая. С тем только уточнением, что его в рай не только не приглашают, но и не пустят.
« Гилтиас:

Вставай, герой! Судьба нечасто дарит нам Шанс второй! Летим со мной Туда, где ждут тебя почёт И покой!

Ботар-Эль: Ни за что! Бой не окончен, враг не побеждён! Пусть он силён — Гибель моих воинов не могу забыть, Не могу простить!

»
— «Выбор есть!»