Отрастить бороду

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Growing the Beard. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Отрастить бороду — так американцы говорили про телешоу, которое из чисто развлекательного (как правило, комедийного) сделалось развлекательно-драматическим. Потом выражение стали применять и к другим видам/жанрам/родам искусства.

Отращивание бороды не нужно путать с такими явлениями, как Деконструкция и Темнее и острее. Да, нередко при отращивании бороды автор прибегает к деконструкции характерных (как правило, опять же, комедийных) штампов и в целом произведение может стать мрачнее по настроению. Но Деконструкция и Темнее и острее (как и Светлее и мягче) относятся к авторским приёмам, а отращивание бороды — к области проблематики. А вот больше и эпичнее может вполне относиться сюда, так как от масштаба проблем зависит и серьёзность их восприятия.

Поясним разницу на примере. «Рэмбо-2» темнее и острее, чем «Рэмбо: Первая кровь», а «Рэмбо-3» темнее и острее второй части. Количество трупов соответственно: 1 (да и тот — неизвестно, может, выжил), 69, 132. Но по уровню проблематики «Первая кровь» — серьёзное произведение о «вьетнамском синдроме», а «Рэмбо-2» — просто боевичок про то, как крутой Рэмбо мочит красных. «Рэмбо-3» проходит вообще по разряду «злее и тупее», проблематика там совсем школолошная. Становясь темнее и острее, киносериал даже завалященьких усиков не отрастил.

См. также: Отрастить бороду в адаптации.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине»: первая часть написана (заметим, хорошим слогом) в духе господствующей идеологии, про чисто классовую борьбу; вторая смещается в сторону философии, главная проблема — человечность, а персонажи на порядок сложнее. А хороший слог в ней стал ещё лучше.
  • «Хроники странного королевства»: первые части — откровенная пародия. Последние — жёсткий политический триллер.
  • Цикл «Тина Хэдис» Антона Орлова — первая книга, «Гонщик», представляет собой не слишком серьёзную, полную сатиры и гротеска историю в НФ-антураже. В следующих двух книгах появляются новые персонажи, мир становится более продуманным — но это пока только усики… И, наконец, последние две книги встречают читателя неожиданно густой бородой: образы персонажей подвергнуты жёсткой деконструкции, проблематика значительно глубже…
  • Ольга Громыко, «Космоолухи»: первая книга — просто шуточная (если не пародийная) космоопера, а в последующих всерьёз поднимаются вопросы о свободе воли и о том, кого можно считать разумным существом.

На других языках[править]

  • «Посмертные записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса начинались как чистая комедия, но по ходу дела начали излучать сентиментально-драматический пафос.
  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка». «Похождения» — гораздо более серьёзное и мрачное произведение, чем предвоенные рассказы Гашека о том же Швейке или малоизвестная повесть «Бравый солдат Швейк в плену», написанная в 1917 г. и послужившая основой для «Похождений». И сам Швейк из потешного «идиота» превращается в глубокого и многогранного персонажа.
    • Но главная суть осталась одинаковой и в рассказах, и в повести, и в романе (в «Похождениях…»): Швейк на самом деле не дурак, он только придуривается.
    • А в рассказе «Бравый солдат Швейк учится обращаться с пироксилином» он на пороховом складе курил от большого ума? Ведь от взрыва он сам мог погибнуть или покалечиться.
  • Дж. Р. Р. Толкин любит этот троп:
    • В «Хоббите», чем ближе к финалу, тем меньше юмора и больше смертей, и тем более серьёзные вопросы поднимаются в книге (стоит вспомнить хотя бы монолог Торина). Начиная с 14 главы: Смауг разрушает Эсгарот и оказывается повержен только чудом; среди беженцев из Эсгарота — высокая смертность (и об этом упоминается «как бы походя», отчего ещё страшнее); люди, эльфы и гномы чуть не убивают друг друга, выясняя права на золото Эребора; Фили и Кили погибают в битве Пяти Воинств. Торина в той же битве смертельно ранят, и он умирает на руках у Бильбо, а бургомистр Озёрного Города сходит с ума и сбегает в Лихолесье с частью золота. Сам мистер Бэггинс тоже меняется во время путешествия, становясь всё серьёзнее и смелее.
    • «Властелин Колец» уже поднимает серьёзные философские темы о противостоянии Злу, о месте каждого человека в подобном конфликте, о выборе между любовью и вечной жизнью… Да и сама книга уже не является сказкой, а самым настоящим эпическим фэнтези.
    • Далее — по нарастающей. Сильмариллион — куда как мрачнее властелина колец, а «Дети Хурина» — уже полноценное темное фентези.
  • С. Лем. Если расположить все произведения об Ийоне Тихом не по циклам и номерам путешествий (или воспоминаний), а в порядке выхода в свет, то чем новее произведение, тем менее оно смешное и более философское. В рассказах 60-х было много юмора, сатиры, гротеска и сарказма, но не без философских размышлений. В произведениях 1970-х юмор уже не такой гротескный, больше сатиры и завуалированных размышлений о будущем, о Вселенной. А в 1980-х «Осмотр на месте», «Мир на Земле» и рассказы ещё более глубокие, и юмор уже не тот, и при этом смешно и страшновато.
    • Аналогично и «Кибериада».
  • Цикл Туве Янссон о муми-троллях. Начинается как простенькая сказка, заканчивается размышлениями об одиночестве в холодном мире.
  • «Гарри Поттер»: (пополам с темнее и острее) с каждой частью произведение «растёт» вместе с читателем. Если поначалу это детская сказка с детскими проблемами, вроде школьных оценок и шалостей, и по-детски карикатурным злодеем, то в последующих книгах автор уже не стесняется поднимать взрослые темы, вроде коллаборационизма при военной диктатуре, неправого суда законных властей, или дискриминации маглов и полукровок, переходящей в откровенный нацизм.
    • Больше всего «отращивает бороду» сам Гарри, на глазах у читателя превращаясь из милого мальчика с тяжёлым детством в жёсткого (можно даже сказать, жестокого) лидера и борца со злом.
  • Цикл «Плоский мир» Терри Пратчетта, серия «Стража»: первые две книги серьёзнее остального цикла, и чем дальше, тем меньше остаётся юмора; самой мрачной оказалась «Ночная стража» (объясняется это тем, что ГГ отправляется в прошлое, и не куда-нибудь, а во времена тирании, тайной полиции и в самый канун неудачной революции); в следующих книгах серьёзность остаётся, но юмора уже снова больше.
    • Зато относительно самого цикла можно сказать прямо противоположное: чем дальше, тем более беззубый юмор. Если в первых книгах «Плоского мира» Пратчетт не стеснялся чернейшего юмора и злой сатиры, то потом они становятся ещё злее, но скоро совсем сглаживаются. Можно проследить и появления персонажа по имени Смерть: в ранних частях он появлялся очень часто (несколько книг были даже серией о нём) и был достаточно комическим персонажем, а чем сильнее старел Пратчетт и чем больше чувствовал приближение смерти, тем реже Смерть появлялся в его книгах.

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления»: борода отрастает, пожалуй, ещё быстрее и заметнее, чем в каноне. Первые главы читаются как развлекательно-юмористическая деконструкция, но чем дальше, тем зануднее и растянутее становится повествование больше появляется серьезных проблем и вопросов.

Кино[править]

  • «Джонни Инглиш: Перезагрузка». Если оригинальный Джонни Инглиш — не более чем стёб про мистера Бина, косящего под Джеймса Бонда (с неизбежными комическими ситуациями), то в продолжении поднимаются проблемы адаптации к изменяющемуся миру, предательства, игры на доверии и даже немного ПТСР (воспоминания Джонни о его неудачной миссии в Мозамбике).
    • В свою очередь продолжение «Агент Джонни Инглиш 3.0» — это просто комедийная сатира на тему избыточного доверия высоким технологиям и личностям вроде Стива Джобса, Илона Маска и Марка Цукерберга.
  • Captain America Trilogy — второй фильм отрастил серьёзную бороду по отношению к первому, а третий — по отношению ко второму. А в третьих «Мстителях» Стив Роджерс, подсвечивая, щеголяет вполне буквальной бородой («И дайте этому человеку щит»).
  • Оригинальная трилогия Звёздные войны — практически эталон того, как надо отращивать бороду.
    • «Новая надежда» — простая космическая сказка про героя, его спутников и борьбу со злом.
    • «Империя наносит ответный удар» раскрывает неоднозначность всех персонажей, поднимает тему того, как важно в борьбе с чудовищами самому не стать чудовищем, и заканчивается сценой, во многом изменяющей восприятие предыдущих фильмов.
    • «Возвращение джедая» — мрачный эпик, посвящённый роли маленького человека, неизбежности потерь на войне, необходимости жертв для победы и проблеме непротивления злу злом, из которой растёт конечная эвкатастрофа, фильм, для уменьшения мрачности которого пришлось придумать эвоков.
    • В Приквельной трилогии Лукас пытался сделать нечто подобное, но по мнению многих получилось слабее. Зато политическая сатира во все поля.
  • Перезапуск «Полицейской истории» 2004 года практически перестал быть комедией, перейдя в разряд драматических боевиков. Чего только стоит главный герой, страдающий от алкоголизма!
    • Вообще-то это никакой не перезапуск, речь там идет о совершенно другом персонаже Чэнь Гожуне.

Телесериалы[править]

  • «МЭШ» — в первых трёх сезонах просто выстёбывали армейский дебилизм, правительство и контрразведку. Начиная с четвёртого поднимается социальная проблематика: расизм, сексизм, религиозные вопросы, принятие смерти и всякое такое. Финальная серия — «До свиданья, прощай и аминь» — постоянно мотает зрителя между ржачкой, слезогонкой, душегрейкой и катарсисом.
  • «Убойная сила» начиналась как комедийный спин-офф «Улиц разбитых фонарей». Однако в третьем сезоне появился четырёхсерийный эпизод «Предел прочности», где всерьёз затрагиваются вопросы о переходе морального горизонта ради спасения собственной жизни.
  • «Во все тяжкие». Сериал начинается как социальная драма (учитель не может найти денег на лечение рака!) и переходит (вместе с отращиванием бороды главгероями) к экзистенциальным вопросам: а в чём смысл жизни отдельного человека?
  • «Defiance». Вначале представляет собой не более, чем дешёвенький и лихой фантастический боевичок, но ко второму сезону превращается в полновесную драму со скелетами в шкафу, серо-серой моралью и гибелью центровых персонажей.
  • «Теория Большого взрыва» — инверсия: франшиза планомерно из комедии «про науку» превращалась в комедию «про отношеньки». После 12 сезона всё же решились закопать стюардессу, несущую золотые яйца.
  • Power Rangers - начиная с третьего сезона Mighty Morphin (1995 года) пошло постепенное отращивание бороды, которое усилилось, когда постановщиком в сериал пришёл Джадд («Чип») Линн. Злодеи становились всё неоднозначнее и ярче, тон - серьёзнее, размах - эпичнее, герои начали страдать и погибать. Вершиной стал сезон Power Rangers RPM, который был вдобавок темнее и острее предыдущих (чего стоят мрачные флешбеки рейнджера Диллона, или доктор К, когда её тащат в бункер, а она кричит, что хотела увидеть солнце). К сожалению, в 2011 году, после годичного перерыва, сериал бороду сбрил и опять скатился на уровень «ранних Морфинов». Хотя время от времени предпринимались попытки вновь её отрастить, но пока безрезультатно.

Мультфильмы[править]

  • По мнению автора, бороду отрастил ещё на стадии создания мультфильм «Падал прошлогодний снег». Начинается он как типичная разухабистая сюрреалистичная сказка, совсем в духе Татарского, но концовка у него прямо какая-то философская… Особенно тот момент, когда мужичок садится на мосту, и начинает играть на дудочке, а затем вступает оркестр…

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony: Friendship is Magic относительно предыдущих мультсериалов франшизы. Раньше в этих мультиках маленьким девочкам подавали простые уроки, 4 поколение поднимает перед ними вопросы ксенофобии (знакомство с зеброй Зекорой) и отношений коренных американцев с пришлым (эпизод в Эпплузе), отношения к гипертрофированному чувству вины (Do Princesses dream of magic sheep?) и восприятия неизбежного события, на которое не можешь повлиять (Tanks for the memories). Даже сатира на тоталитарные идеологии есть (первый двухсерийник про Старлайт Глиммер).
  • «Время приключений» от кислотно-волшебной детской сказки ко вполне взрослому и серьёзному постапокалипсису.
  • «Рик и Морти». Самые первые серии смотрелись как этакий смягчённый вариант «Южного Парка» в фантастическом антураже. В дальнейшем, когда авторы набрали разгон, в сериале появилась драма: героям пришлось решать сложные моральные вопросы и принимать непростые решения, в сатирическом ключе стали подниматься проблемы расизма, дискриминации, врачебной этики и многого другого.
  • «Охотники на драконов»: второй сезон, по сравнению с первым, стал смелее тяготеть к таким злободневным темам, как браконьерство (местное — в отношении безвредных драконов), произвол власть имущих и мнимая привлекательность больших городов. Стало уделяться больше экранного времени попыткам главных и второстепенных героев разобраться в своих мотивах, преодолеть свои сомнения, слабости и недостатки (особенно заметно на примере «вечного парня-жертвы» Гвиздо, хотящего стать сильнее и храбрее после осознания, что Лиан-Чу может нуждаться в спасителях так же, как и он).
  • Daria — создатели именно это имели в виду, меняя атмосферу произведения, но вышло то, что вышло…
  • RWBY — от нехитрого сказа про то, как бравые курсанты переводят на фарш нечисть с помощью разнообразных вундерваффен до мрачной драмы о войне, нацизме и грядущем конце света. ИЧСХ, так и задумывалось.
    • За 4-6 сезоны Айронвуд буквально отрастил бороду и поднял уровень паранойи.
  • «Южный Парк» начинался как треш, угар и сортирные шутки, но со временем стал шутить на более серьёзные темы. Причём порой шутливость выглядит притянутой для проформы. Можно сказать что, как и Гарри Поттер, Южный Парк вырос вместе со своей аудиторией. Во всяком случае вместе с той её частью которая смотрела первые сезоны лет в 12 и ржала над мистером Хэнки — рождественской какашкой.
  • Star vs. the Forces of Evil — если в начале первого сезона это была история о веселых приключениях и сражениях с хаотично-злыми монстрами то в 3 сезоне стали подниматься проблемы расизма, изменившейся морали, сокрытия информации правительственными структурами. Людо из злодея-недотёпы превратился в трагичную личность, способную на сострадание; Тоффи из инфернального злодея — в одержимого местью радикального борца за права монстров, а таинственная Эклипса оказалась просто эгоисткой. Новая злодейка — законная принцесса Мьюни, отданная в детстве на промывание мозгов королём и Верховной Комиссией. Ну а мораль из чёрно-белой стала скорее серо-серой.
  • «Еноты» — человеческую семью посадили в автобус, фокусируясь на развивающихся и взрослеющих главных героях. А главный антагонист Сирил Снир эволиционирует в козла с золотым сердцем.
  • Звездные войны: войны клонов. От незамысловатых сюжетов про борьбу хороших джедаев с плохим Гривусом в первом сезоне к нуару, киберпанку и военной драме в последних.
  • Человек-Паук 90-х — первый сезон был посвящен исключительно борьбе Паркера с очередным «злодеем недели», а вот в последующих начали подбавлять драматизма и слезогонок. Особенно этим отметился 3 сезон «Грехи отцов».

Вебкомиксы[править]

  • El Goonish Shive — во все поля. Из школьно-студенческих стенгазет комикс за годы существования перерос в серьёзную историю про взросление и отношения, написанную уже вполне взрослым человеком, хотя приключения и, время от времени, приколы никуда не делись. Может немного утомлять гиковская манера автора приводить все фантастические допущения, даже исходно придуманные как откровенная пародия, в общую систему. Спустя 15 лет реального времени мы, наконец, узнали подоплёку того выстрела из ТФ-ружья, после которого в семействе Данкелей случилось неожиданное пополнение… Чуть меньше потребовалось, чтобы увидеть скрытые элементы механизма действия шуточных феминистских молотков…
  • Prague Race — по мере взросления автора комикс стал демонстрировать признаки, а из-за исходно весьма высокого качества что-то капитально менять было очень неудобно; комикс стал провисать (ладно, и раньше провисал) и почти совсем зачах, но всё же после почти двухлетнего перерыва проды мы дождались.
  • Go Get a Roomie — безбашенная NSFW-история о лесбиянках и оргиях (исходная площадка DeviantArt говорит сама за себя) превратилась во вполне респектабельный комикс на ЛГБТ-тематику с долей мистически-философских размышлений. В сокращении количества обнажёнки (ну хоть и не до нуля) не последнюю роль сыграли рекламодатели, но в принципе автору самой, очевидно, стало интересно рассказывать более серьёзную историю. Хотя по времени, когда мы не знали, что Руми в последний раз виделась с родителями, когда из-за пьянки потеряла два передних зуба, многие фанаты, конечно, вздыхают.
  • Order of Stick — начинался как просто набор юмористических зарисовок на тему Dungeons and Dragons 3.5 редакции, но довольно быстро появился стройный сюжет где шутки часть атмосферы и мира, но хватает порой и ужаса у холодильника
  • «Комиссар Райвель» — комикс начинался как пародия на Ваху, но потом автор, видимо, втянулся в мрачный мир далёкого будущего, где есть только война — и к последним выпускам от былого юмора не осталось практически ничего. Зато получился хардкорный и мрачный боевик, по мнению некоторых далеко оставляющий позади многие официальные комиксовые серии по Warhammer 40,000
  • Слоёное Тесто — начинался как фэнтези-ситком в рамках одной лестничной площадки, стала в итоге полноценным фэнтези с примесью эпика.
  • Спаскома — начинаясь как слегка черноюморная руманга-сборник зарисовок про девочек-МЧСниц (написанная реальным отставным МЧСником!), в итоге улучшила рисовку и обрела более-менее связный сюжет.

Аниме и манга[править]

  • Blood+ — начинается как очередная манга об избранной девочке-школьнице (даром что не в матросске) с идеалистичным взглядом на мир, а заканчивается как трагичная история об одиноких душах, уставших от своего существования.
    • История в корне меняется, когда умирает Рик, а до этого история каждый раз меняет свой тон, становясь всё мрачнее и мрачнее с каждым новым событием из прошлого, которое вспоминает Сая.
  • Happy World! — в третьей серии превращается из романтической школьной комедии в драму, ну, а в самой манге за более чем 20 томов персонажи успевают вырасти и повзрослеть, а главы в жанре комедии перемежаются с главами в жанре драмы и иногда — главами с трагикомедией.
  • GoShogun: Toki no Étranger — по сравнению с основным сериалом, GoShogun отрастил бороду до самых колен. Сериал — комедийная пародия с тонной лулзов и выстёбывания, а фильм — психологический триллер с мистикой, гуро и философскими размышлениями о жизни и смерти.
  • Neon Genesis Evangelion — если сначала сериал был незамысловатой мехой про подростков (с тем не менее оригинальным сюжетом), то во второй половине уклон смещается на психологическую часть. Апофеоза он достигает в 20-х сериях оригинального сериала и полнометражном фильме End of Evangelion, превращаясь из психологического фильма в настоящий психологический триллер.
  • Shingeki no Kyojin — начинается как вполне типичный сёнен, пусть жестокий, реалистичный и оформленный в виде постапокалипсиса. Но с развитием событий всё меньше времени уделяется сражениям с монстрами (гигантами) и прокачке крутизны главного героя (хотя это и важно для сюжета) и всё больше уделяется политике, войнам за ресурсы, социальным проблемам, вопросу равенства и дискриминации, приоритетам целей и затрачиваемых на них средств.
  • Date A Live — произошло в 3 сезоне, когда раскрылась личность духа, уничтожившего родителей Оригами 5 лет назад в городе Тэнгу: это оказалась сама Оригами, ставшая духом и уломавшая Куруми перенести ее в прошлое, чтобы с новыми силами поквитаться с убийцей. В итоге в сражении с таинственной голограммой и разнесла все вокруг. В итоге Тобиичи впадает в состояние, подобное Токе в конце 2 сезона, и разносит весь город в щепки — остановить ее поцелуем герой не может, ибо её горе слишком велико, материнский корабль Фраксинус с сестрой героя сбит, духи бессильны. Тут без предупреждения герою дает шанс Куруми, отправив его назад во времени и превращая сериал в своеобразный вариант Steins;Gate (даже альтернативный временные линии будут).
  • Ouran High School Host Club — начинается как легкая комедийно-пародийная манга о школьном клубе богачей (и девушку-простолюдинку) со всеми последствиями, а заканчивается поднятием таких тем, как самоидентификация, амбициозность, самоотверженность, и т. д.
  • Onepunchman — с появлением Гароу аниме становится серьезнее и немного сильнее заигрывает с темой героизма.
  • Getter Robo (манга) — гримдарка там всегда хватало, особенно после возвращения автора к франшизе в девяностых, но именно в пятой и заключительной части — Getter Robo Arc — у истории появились волосы на лице. Тут и персонаж, у которого в кои-то веки есть внутренние конфликты (Камуй Сё, если что), и обращение к более личным темам, и вместе с тем — вопрос о будущем человечества и проблема сосуществования с другой разумной жизнью. Мало того, основной конфликт перевернулся с ног на голову, Геттер и человечество уже не выглядят однозначно хорошими, подчёркнуто аморальные враги из предыдущих частей оказались по-своему правы в ретроспективе, и всё это густо полито фатализмом. И как назло, именно на этом месте автор взял и умер. То ли ещё было бы…
  • Семья шпиона — чёрная комедия про шпионов в стилистике холодной войны внезапно сменяется иллюстрацией ужасов войны и темой человеческого одиночества
  • Жена по контракту — ренобе которое начиналось как комедия про «брак по залету» абсолютно неожиданно становится то социально-политической и психологической драмой с примесью шпионского триллера, то производственным романом про жизнь крупных корпораций.
  • «Воспитание сбежавшей жены» — мелодрама про мать одиночку внезапно становится то криминальным триллером, то драмой с примесью приключенческого боевика в стиле Индианы Джонса.
  • «Не связывайся с этой горячей мамочкой» — мелодрама внезапно становится политическим триллером про государственный заговор.
  • Дневник забывчивой жены — то что позиционировалось как легкое ранобэ про богатую и успешную женщину внезапно стало криминальным триллером с примесью психологической драмы.
    • Чего только стоит диалог главной героини с сестрой-инвалидом которая возглавила триаду «Красный лотос» (сестра приложила руку к гибели их матери и попытке устранения самой главной героини, но в итоге оказалась смертельно больным инвалидом на кресле-каталке): «Посмотри на себя, ты богатая, красивая успешная женщина у которой есть всё! Семья, слава и почет! А кто я? Преступница, инвалид который себя обойти не может?! Моя жизнь последние восемь лет — это боль, страх и непрекращающийся ужас! Я не видела своих детей уже целых семь лет! Чтобы они не знали что их мать монстр! Как ты думаешь сестренка, кто из нас больше страдал?! Я сейчас смотря на тебя просто задыхаюсь от ненависти! Если бы ты тогда погибла, то я бы счастливо жила! Но знаешь что сестрица, я не хочу тебе мстить, у меня рак! Я умираю! И таким эгоистичным желанием как месть, руководствоваться я просто не имею права! Мне нужно позаботиться про будущие своих детей! Скажи ка, если бы у тебя был бы выбор между местью и возможностью обеспечить своих детей чтобы ты бы выбрала на моём месте?!)»
  • Mousou Telepathy — Тода втайне питает к Накано всевозможные пошлые мыслишки, а она, будучи телепаткой, вынуждена видеть это, но не подавать виду. К счастью, далее в сюжет вводятся друзья героев, о телепатии Накано становится известно, и в итоге манга из одношуточной этти-комедии стала вполне полноценным ромкомом с привкусом драмы.
  • Watashi no Oshi wa Akuyaku Reijou — начинается всё как романтическая юри-комедия в реверс-отомэ-гаремнике, где попаданка без ума от злодейки Клэр и доводит ту до исступления своим искренним непониманием ее издевательств. Вот только дальше открывается, что игра не просто так содержит слово Revolution и героиня стремится предотвратить революцию и гибель Клэр.

Видеоигры[править]

Игровая индустрия в целом начала отращивать бороду в конце 90-ых, когда на рынок пришли консоли пятого поколения. С появлением новых технологий и возможностей разработчики начали добавлять в свои игры сюжет с килотоннами текста.

  • Игра «У меня нет рта, a я должен кричать», созданная по одноимённому рассказу Харлана Эллисона (и при активнейшем участии автора, создавшего сценарий и озвучившего безумный суперкомпьютер АМ). Короткий рассказ на тему участи хуже смерти превратили в мрачную сагу, затрагивающую множество морально-этических проблем. При этом, благодаря возможности условно счастливого финала, можно сказать, что адаптация стала светлее и мягче.
  • Hatoful Boyfriend — начинается как очень странный «симулятор свиданий» девушки с голубями, продолжается очень разноплановыми рутами от экзистенциального до хоррора, заканчивается трагедией мирового масштаба, раскрытием причин странности этого мира и самопожертвованием ради мира на Земле.
  • Assassin's Creed: Brotherhood — Эцио теперь носит вполне стильную черную бородку. Строго говоря, обзавёлся он ей ещё в конце Assassin’s Creed 2, но там это была печальная борода как следствие болезни, а так герой за двадцать лет ничуть не изменился. Да и сами события куда мрачнее — тамплиеры в лице семейства Борджиа от точеных уколов (надо всго лишь незаметно захватить власть и город станет наш) перешли к прямым военным действиям, для начала разрушая Монтериджони и убивая Марио; ассасины не очень-то доверяют друг другу и подозревают в предательстве; а новый злодей Чезаре Борджиа куда опаснее и гораздо более жесток, чем Родриго.
  • В перезапуске God of War 2018 года разработчики убрали всю чернушность из старой трилогии, а Кратос превратился из одержимого местью спартанца в рассудительного семьянина. Но тем не менее, превращение франшизы из чисто развлекательного аттракциона в серьёзное произведение о семейных отношениях принята публикой на ура. Кстати, Кратос также отрастил бороду в буквальном смысле этого слова.
  • GTA IV: из весёлых пострелушек на криминальную тему сделали драму с хорошо прописанной историей… и без хэппи-энда! А уж чего говорить о дополнении Lost an Damned со слезогонкой в финале.
  • Ori and the Will of the Wisps — первая часть всё равно достаточно серьёзна, но там царил демографический минимализм, и Ори общался главным образом с абстрактными слизнями да лягушками, которые плевались в него всякой гадостью. Здесь же в соседнем лесу появляется множество персонажей, и мы можем ясно видеть на их примере все бедствия порчи у которой на этот раз нет виновника кроме времени. Нас ждут самоубийство, жертвенный лев, тупое бессмысленное самопожертвование и горизонт отчаяния, а также полное чудовище, которое действительно враждебно всему живому — внезапный поворот на фоне ожидаемой линии «понять и простить».
  • Серия игр Final Fantasy тоже прошла через этот троп. Первая игра серии не могла похвастаться сюжетом, а по современным меркам и вовсе сильно устарела. Но начиная с четвёртой части у серии игр появился серьёзный и глубокий сюжет.
  • Touhou Project — первые части серии были откровенно комедийными в плане диалогов, и сюжет в них был чисто формальный, но чем дальше, тем более глубоко проработанным становился сеттинг, и тем более серьёзными становились затрагиваемые в играх и официальных печатных изданиях темы, вплоть до политических и остросоциальных. Просто сравните сюжет 6-й части (главные героини не дают эксцентричной девочке-вампиру накрыть мир вечным туманом) и 17-й (одна антиутопия обманом использует главных героинь, чтобы победить другую антиутопию и остановить восстание рабов).
  • «Клуб романтики», «Моя Голливудская история». Началась как обычная история приезда провинциалки в Голливуд за актёрской карьерой, а в третьем сезоне была поднята тема наркотиков.
  • Sissy Girlfriend Experiment — вроде бы обыкновенная хентайная история при продвижении по основному сюжету превращается в скрытую войну шовинистов и феминисток, работающих совместном над выведением вещества, способного превратить любого человека в идеального раба, но втайне закулисно грызущихся между собой, чтобы по окончании исследований опрокинуть противоположный пол в положение биороботов и сделать мир антиутопией. А при вступлении в местное Сопротивление герой может из основного подопытного, игрушки в чужих руках стать тройным агентом, чтобы в итоге последовательно убрать руководителей обеих групп и построить утопию свободной любви.

Визуальные романы[править]

  • Серия X-Change. Первая часть — простая эротическая комедия о смене пола. Вторая часть добавляет мини-игры (викторины и фэнтези-файтинг (!)), существенно усложняет путь к сердце героинь и их образы. Третья часть и вовсе ставит перед героем проблему взросления, принятия ответственности за себя и других — от того, останется он таким же плывущим по течению раздолбаем или возьмется за ум и определится со своим будущим, зависят многие концовки.

Музыка[править]

  • Группа «ZZ Top» сделала это в обоих смыслах! Выпущенный в 1979 году альбом «Degüello» резко отличался по звучанию от ранних работ коллектива — именно с него начинается современная история группы. Он же стал первым альбомом в дискографии ZZ Top, достигшим платинового статуса. Неожиданно, но во время работы над этой пластинкой Билли Гиббонс и Дасти Хилл, не сговариваясь, отпустили длинные бороды, ставшие визитной карточкой группы.
  • Backstreet boys начали отращивать бороду с альбома «Millenium», в который вошли такие серьёзные вещи как «I Want It That Way», and «Show Me the Meaning of Being Lonely», считающиеся одними из главных хитов коллектива.
  • Бритни Спирс с альбома «Britney».
  • С натяжкой можно отнести и к группе «Queen». Хотя сложные темы они поднимали уже в самом первом альбоме, а лирика уже была достаточно взрослой, в последующем творчестве их песни становились всё более мощными и в плане текстов, и в плане звучания — чего стоят хотя бы «I Want It All» или «Innuendo».
  • Metallica — от простенького рубилова с текстами типа «Металл — это круто!» на дебютнике «Kill 'em all!» до сложных композиций с тяжелой проблематикой к альбому «...And Justice For All».
    • Тут зигзаг и внутри «простенького» «Kill 'em all!». Дэйв Мастейн пришёл в только что созданную Металлику со своей песней Mechanix с похабным текстом про трах на автозаправке. А Хэтфилд превратил эту песню в композицию Металлики The Four Horsemen про всадников Апокалипсиса. Мастейн впрочем Mechanix тоже записал, но уже в своём Megadeth после отставки из Металлики.
  • Просто Курт Кобейн. В первых своих записях он пел развесёлый бред с обилием специфичной лексики, педаль в пол давят «Mexican Seafood» и «Beeswax» (лирика почти в духе «Cannibal Corpse»). А вот в позднем творчестве достаточно серьёзных вещей, взять хотя бы «Serve the Servants» и куплет про отца.
  • Tokio Hotel были ненавистным «серьёзным парням» бойз-бэндом для девчонок, поющим о любви, а юный вокалист сам смахивал на девушку. Сейчас вы бы не узнали ни самого Билла Каулитца (он отрастил бороду в буквальном смысле), ни музыку, которую он играет (группа перешла на синтипоп без особых соплей).
  • «Feuerschwanz» — не сказать, что тексты стали такими уж серьезными, но той похабщины, которой группа славилась альбома так до четвертого [1], стало заметно меньше.
  • «Death» — каноничный пример. Начиная от примитивной брутальщины с текстами про ужасы и гуро на дебютном альбоме, музыка постепенно усложнялась с каждым новым альбомом, а тексты поднимались сначала до социальной тематики, затем и до философской проблематики.
  • «The Clash» — сырой, агрессивный панк-рок в духе «Sex Pistols» на первых двух альбомах; собственный стиль, обогащенный элементами регги, ска, фанка, рокабилли, хип-хопа, нью-вейв — в дальнейшем.
  • ABBA начинали с простеньких Money-money и Honey-honey, закончили песнями про войну во Вьетнаме (вернее, в Афганистане, а ещё вернее, на тему милитаристской пропаганды в целом) («Soldiers»), манию преследования («Under attack»), манифест фразы «победителей не судят» («The winner takes it all»), депрессию на фоне успеха ака синдром Мартина Идена («Super trouper»), горечь от того, что твой ребенок взрослеет («Slipping through my fingers»). Да и легендарная песня «Happy New Year» на самом деле очень депрессивная, стоит только взгянуть на перевод ее текста.
    • Вообще-то у них в самом начале (пока пели на шведском) были и грустные баллады про старика-ветерана, эмигрантов, мрачно-левацкая философская «Дайте нам шанс» и прочие композиции в том же духе. Просто перейдя со шведского на английский, они сначала взяли себе такой разухабистый имидж поп-хулиганов. Но всё быстро вернулось на круги своя, и лирика ББ обрела прежние краски. Не очень весёлые…
    • На новом альбоме Voyage борода стала длинной, пышной и окладистой, что вызвало недовольство некоторых поклонников - они ожидали динамичные диско-хиты, а получили много философии.
  • Iron Maiden начинали с коротких песен-страшилок, с возрастом начали писать более длинные песни с кучей соло и философскими текстами.
    • А вот их ученики из «Арии» растили бороду в другом смысле: становились темнее и острее. Сначала — когда отпустила советская цензура, второй раз — с уходом Кипелова, когда окончательно избрали военную тематику, более подходящую суровому Артуру Беркуту.
  • Егор Летов со товарищи до 1987 года, когда их прессовала гэбня, пели хиппанский развесёлый бред про «поганую молодёжь», шатающуюся по улицам и блюющую портвейном на почтенных граждан. Под воздействием психушки и армии стали темнее и острее, но и борода тоже отросла (у Летова ещё и физически в это время).
    • Если эдак посмотреть, то борода отращивалась ещё минимум трижды: закрытие ГрОб 13.04.1990 («Последний концерт в Таллинне») и переход к чистой психоделике «Прыг-скок» и «Сто лет одиночества» (1991—92); переход к «красным» и неокоммунистический пафос (1995—97); возврат к психоделике, переделка старых вещей, «осветление» советского прошлого вместо призывов к бунту — с 2002 и до финала.
    • С другой стороны, с 1987 по 1992 параллельно с ГрОб существует проект «Коммунизм» с теми же участниками, и там издевательский «хиппанский развесёлый бред» держится до 1990, как минимум.
      • «Коммунизм» это пост-модернистский проект, имеющий мало общего с развеселым хиппанством.
    • С «сотоварищи» тоже не всё так просто, достаточно обратить внимание на проект Кузи УО (Константин Рябинов) «Христосы на паперти". Борода, говорите?! А творчество Манагера…
    • Строго говоря, само формирование группы «Гражданская оборона» в 1985 — уже отращивание бороды по отношению к группе Посев (1982—85).
  • Сектор Газа — от разухабистых песенок с деревенским колоритом «Колхозный панк», «Ява», «Плуги-вуги» к сложным философским думам и теме войны «Life», «Туман», «Пора домой» и завершается все тяжелым оккультизмом и мистикой «Сожженная ведьма», «Восставший из ада», «Любовь загробная».
    • Мистика как раз была с самого начала, «Вальпургиева ночь» ещё в 80-х была.
  • Песни ВИА Гры с каждым новым составом становились всё серьёзнее. Особенно сильно коллектив начал отращивать бороду после прихода Альбины Джанабаевой. Для сравнения: первая песня группы — непосредственная «Попытка номер пять», последняя (КОСТЮ Гры и МЕЛА Гры мы с вами считать не будем) — драматичная «Алло, мам».
  • Reflex после возвращения Ирины Нельсон. На альбоме «Взрослые девочки» группа выжала педаль в асфальт.
  • «Ассорти» — зигзаг. После прекращения действия контракта продлевать его стала только Оксана Казакова, и к ней присоединились новые участницы, которые оказались никому не нужны. Остальные же участницы классического состава, уйдя от продюсера, объединились в группу «N.A.O.M.I», отказались от присущего «Ассорти» гламура и стали выпускать более серьёзные и лиричные песни.
  • Скотт Уокер - от простеньких поп-песен шестидесятых через крунерские баллады и каверы Жака Бреля к сложнейшим и мрачнейшим музыкальным ландшафтам с мозгоразрывательными текстами про Чаушеску, Аттилу и природу насилия.

Примечания[править]

  1. Само название группы можно перевести как «Пылающий хер»