Отсутствие эмпатии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Lack of Empathy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я не сержусь на тебя, пусть ты и причинил мне вред. Я не держу зла. Однако, поскольку я совершенно точно не могу доверять тебе, мне не имеет смысла оставлять тебе возможность вновь причинить мне вред. Пойми.

»
— «Ностокет, Гангрел Черной Руки»
« Бесстрастность – это порок, а не добродетель. »
— «Малазанская книга павших», книга «Память льда»

Эмпатия — способность чувствовать чьё-то эмоциональное состояние. Эмпаты радуются, когда счастлив их собеседник, и приободрят или посочувствуют его горю.[1] В реальной жизни такая способность есть практически у всех: у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Но есть те, у кого частично или напрочь отсутствуют способности к эмпатии. Им абсолютно плевать на чувства других и их эмоциональное состояние. Или, как вариант, им не плевать, но понимания и сочувствия от них не дождёшься.

Отсутствие эмпатии свойственно полным чудовищам, мастерам пыток, социопатам, психопатам, нарциссам, многим роботам и концентратором ненависти, а также козлам без золотых сердец. Однако может столь же успешно сочетаться с твердыми принципами и представлениями о чести и долге (которые уж точно не будут поколеблены ни жалостью, ни любовью, ни даже ненавистью), а также личным мужеством вплоть до безразличия к смерти (не только чужой, но и своей). Если сочетается с высоким интеллектом, то получаем на выходе бездушный разум.

Альтернативный вариант: перед нами просто существо с нечеловеческой психологией или крайне социально дезадаптированный человек (аутист или житель Страны Эльфов), которому не наплевать на других «в злом смысле» — он просто не понимает таких вещей или не думает об этом. При этом, например, существо с нечеловеческой психологией вполне может помогать людям по каким-то своим мотивам, но внешне никак не проявляя сострадание к ним.

Не надо путать со злорадствующими и торжествующими отморозками, которые прекрасно понимают эмоциональное состояние жертв — и упиваются им. С эмпатией у них всё в порядке, потому что суть её обоюдоостра: чтобы уметь причинить максимальную боль, надо уметь чувствовать чужую боль плюс иметь зашкаливающую жестокость либо искренне (справедливо или несправедливо) ненавидеть жертву. Лишённый эмпатии человек творит жестокость с механической отстранённостью, как будто рубит дрова, а не головы, и садизмом не отличается.

Удивить может и обратный поступок: такой человек-машина может внезапно сделать что-то, что настоящему злодею не позволила бы или ненависть, или уязвлённая гордость, или что-то подобное. Скажем, преподнести герою какой-нибудь большой подарок из-за копеечной личной выгоды, без которой злодей, конечно, легко бы перебился ради наслаждения страданиями героя. Или отказаться от мести, если, опять-таки, заключить союз с врагом оказывается выгоднее.

Кстати, именно благодаря эмпатии существует такой жанр, как хоррор (как, впрочем, и слезливые мелодрамы). Да и вообще, всякое сочувствие литературным, кино- и прочим персонажам — это именно она.

Вариант с прикрученным фитильком — Нет симпатии.

Противотропы — Сентиментальный злодей и Эмпат.

Пятиминутка науки[править]

В мозгу человека (и большинства других млекопитающих, а также некоторых птиц) есть так называемые «зеркальные нейроны».(Их существование не доказано. Это теория) Они активизируются, когда особь наблюдает за чьими-то действиями с намерением повторить эти действия. Зеркальные нейроны отвечают за обучение путем наблюдения. От их развития зависит и эмпатия: мы обучаемся ставить себя на место других ещё в младенческом возрасте, следя за чужими выражениями лиц и копируя их. Если соответствующие центры в мозгу поражены органически, эмпатия может не развиться. Так что не запрещайте детям «обезьянничать» — только так они научатся сострадать.

Впрочем, даже люди с неразвитой эмоциональной эмпатией могут развить в себе когнитивную эмпатию — проще говоря, научиться логически вычислять реакции других, «примерять на себя» и делать выводы: вот человеку хорошо, а вот ему плохо. В отличие от эмоциональной, когнитивная эмпатия развивается в подростковом возрасте и продолжает развиваться всю жизнь. Но когнитивная эмпатия может проявляться только сознательно, тогда как эмоциональная практически рефлекторна. То есть даже при хорошо прокачанной когнитивной эмпатии, когда с первого взгляда ясно, хорошо человеку или плохо, можно безразлично пройти мимо просто потому, что этот человек неинтересен, или в данный момент просто голова другим занята.

Примеры[править]

Оригинальная литература и фанфики[править]

Отечественная[править]

  • Анатолий Днепров «220 процентов свободы»: главный герой родился в Нагасаки, вследствие атомной мутации не имеет вообще никаких эмоций и жалости — идеальный живой компьютер. Под конец решает, что война и атомная бомба — это всё-таки плохо, но путём опять же расчёта, а не каких-либо душевных переживаний.
  • «Сварог»: у токеретов проблемы с тем, чтобы испытывать эмпатию. По официальной версии церкви, у них нет души.
    • Из всей их страны выжила только одна принцесса (Сварог её пожалел) и ещё один аристократ (захвачен в качестве ценного «языка»). Принцесса сказала: «Что-что? Все погибли? Ну бывает…» — и поехала на курорт, расслабляться.
  • «Хроники странного королевства»: таким по малолетству страдал Шеллар из-за родового проклятия — он от рождения не испытывал эмоций и вынужден был учиться им в «ручном режиме». В восемь лет он замучил насмерть кошку — не со зла, а по любопытству и неосторожности, после чего наставник научил его состраданию путем буквальной оздоровительной порки.
  • «Сонхийский цикл» Антона Орлова — эмпатии начисто лишены демоны. По определению. Они вполне могут быть доброжелательны по отношению к определенным людям и даже испытывать искреннюю привязанность, но к сопереживанию органически не способны. Один демон всё же сошёл с ума — как раз научился эмпатию проявлять. После героического самопожертвования он переродился в человека — Тейзурга, в последующих рождениях — Лиргисо/Эдмара, — натуру весьма сволочную и опять же, не очень склонную к эмпатии. Если не знать о демоническом прошлом. Тогда — всё с точностью до наоборот: чем дальше, тем больше способность к сопереживанию проявляется в его характере.
    • Там же — Дирвен Кориц. Тот, напротив, движется от человека к демону, утрачивая эту способность.
    • В связанном цикле «Тина Хэдис» лишен эмпатии Саймон Клисс; остальные эксцессеры, впрочем, ничуть не лучше. Для того, чтобы устраивать катастрофы и хладнокровно снимать происходящее на камеру, это едва ли не необходимое качество.
    • Вор и мошенник Клетчаб Луджереф в «Пожирателе душ» того же автора также в склонности к эмпатии не замечен.
  • Большинство протагонистов Юрия Нестеренко. А сам автор даже написал статью о вреде эмпатии.
  • «Мы» — операция, удаляющая фантазию, вместе с ней лишает человека и способности к сопереживанию.
  • «Старуха Изергиль» Горького — Ларра, сын орла, за гордыню получивший в качестве проклятия бессмертие и полную неуязвимость, в одиночестве понемногу деградировал, свихнулся и перестал понимать человеческие слова, мысли и чувства. Впрочем, судя по поведению, у него и до этого с эмпатией было так себе.
  • Метавселенная Рудазова — в широчайшем, как водится, ассортименте.
    • «Архимаг» — Креол-старший. Полностью равнодушен даже к сыну, поскольку ничего не видит, кроме своей магии. Но при этом — совсем не злой. В частности, при жизни всегда помогал крестьянам — чтобы порядок не нарушался и люди-инструменты не портились.
    • Демоны сабжем страдают наслаждаются почти пороговно — на то они и эти самые, но с массой нюансов. Кто-то проходит по статье хаотичный голодный и сперва удовлетворяет низшие потребности по Маслоу, а уж когда сыт — тогда, возможно (хоть и маловероятно), может включить сострадание. Кто-то сопереживать способен, но только родственникам или соплеменникам, и в любом случае никогда не в ущерб себе. А кто-то, к примеру демолорд Хальтрекарок, просто тупой, как дрова.
      • Впрочем, тут бывают и исключения. Можно вспомнить, скажем, любовь Бракиозора и Королевы Танцев. Демоны сеттинга как класс лишены совести… но не способности любить.
    • Кащей же! Особенно в истории о становлении Бури-яги.
  • Дмитрий Биленкин «Операция на совести» — толком не ясно, что именно «исправляют» детишкам (да и сам протагонист точно не знает), но похоже, именно лишают эмпатии.

Зарубежная[править]

  • Вильгельм Гауф, «Холодное сердце»: люди, которые продали свои сердца Голландцу Михелю, получают взамен сердца камень и утрачивают способность испытывать человеческие чувства.
  • Борис Априлов, вторая книга о Лиско: императрица медуз Глагоабазубадуза как будто со страниц Лавкрафта сошла. Впрочем, что ж вы хотели от существа, у которого есть разум, а души нет, не было и не предвидится…
  • Элиезер Юдковский приподнимает тему во многих произведениях и научных работах, но в ГП и МРМ раскрывает полностью. «Чтобы совершить такое, мало быть злым. Надо быть… пустым» — вот этот троп в чистом виде. Риддл в детстве продавил педаль до пола и держит её там ровно и убедительно. И делает всё, что считает полезным лично себе, в результате чего для окружающих выглядит то ангелом-спасителем во плоти, то абсолютным злом и изуверским исчадием ада — второе, конечно, чаще. Юмор в том, что то, что он считает полезным лично себе, и то, что таковым на самом деле является — две вещи нетождественные, на чём юный Веррес его неоднократно и поимел.
  • Питер Уоттс, цикл «Рифтеры». Троп с прикрученным фитильком: вместо отсутствия эмпатии здесь обыгрывается скорее отсутствие склонности стыдиться асоциальных действий в прошлом или намерений на будущее, утрата моральных тормозов, но результат схож. Два персонажа подвергаются воздействию нейровируса, выжигающего соответствующую область мозга, один из них ухитряется после этого более или менее повиноваться прежним ценностям, хотя без всякого к ним тяготения, другой переходит нравственный горизонт.
  • Филип Дик, «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»: упоминается, что эмпатии нет у андроидов. Это особенно бросается в глаза, потому что у людей эмпатия — в том числе к животным, которых после ядерной войны осталось очень мало — является частью чего-то вроде религии. Андроиды же убивают животных, не моргнув глазом: или чтобы насолить человеку, любящему это животное, или просто для забавы.
  • Prince of Nothing — субверсия. Анасуримбор Келлхус обладает совершенной эмпатией, любой человек, его мысли и эмоции, для Келлхуса как открытая книга. Однако сам он начисто лишён эмоций и сострадания, а потому чужие чувства для него что-то из области ксенобиологии. Тем не менее, прожив долгое время среди обычных людей, он впервые в жизни что-то почувствовал. И это было горе.
    • Аналогичной обострённой псевдоэмпатией обладают все остальные дуниане.
    • Найюр урс Скиоата сознательно подавил в себе всё человеческое, включая эмпатию, дабы соответствовать законам своего общества. Но время от времени кое-что пробивается.
  • «Плоский мир»: местные плохие эльфы показаны именно такими. Неясно, что это — природное расовое свойство или расовое проклятье.
« — Всё дело в том, что у эльфов нет этой, как её… на «эм» начинается… Ну, это нечто вроде того, как ты относишься к точке зрения других людей…
Веренс попытался представить мир так, как представляла его матушка, и тут до него дошло.
 — Эмпатии?
 — Правильно. У эльфов её совсем нет. Даже охотник, хороший охотник, сочувствует дичи. Только так он может стать хорошим охотником. Но эльфы ведут себя по-другому. Они смеются над жестокостью, не понимают, что такое пощада. Не понимают, что у других, кроме них самих, могут быть чувства. О, эльфы очень много смеются — особенно если поймают заблудившегося человека, тролля или гнома.
»
— Матушка Ветровоск об эльфах
  • Косюн Таками «Королевская битва» — Кадзуо Кирияма, гениальный ученик, лишился эмпатии из-за травмы мозга (в манге — года в 3-4, в книге — ещё в утробе матери). В начале книги выбирает, пытаться ли ему выиграть игру (убив всех одноклассников), или же объединиться с другими учениками и попробовать сбежать, просто подбросив монетку. А вот в фильме это просто садист-отморозок.
  • Джон Уиндем, «Кукушата Мидвича» — пресловутые «кукушата», инопланетные златоглазые дети начисто лишены способности к сопереживанию. Как следствие, убить человека за малейшую угрозу в их адрес для них так же естественно, как дышать. Впрочем, детишки всё-таки пару раз обходились без лишней крови (и то потому, что находили не менее эффектные способы запугать потенциальных обидчиков), да и могут ощущать боль своих сородичей, пусть и по причине коллективного разума.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Русе Болтон производит именно такое впечатление. В экранизации его, правда, сделали более «человечным».
    • Джоффри Баратеон страдает отсутствием эмпатии в такой терминальной стадии, что порой выглядит садистом. Но он не садист, ему на чужую боль и вообще на других людей просто плевать. В сериале же его показали именно ярко выраженным садистом.
  • Станислав Лем, «Дознание» — робот, описывающий своё отличие от человека, упоминает в том числе отсутствие эмпатии. Но в то же время он утверждает, что её с успехом заменяет логика — если не у всех роботов, то как минимум лично для него: «Я знаю, когда полагается проявлять жалость, и могу к этому приучиться. Я пришёл к заключению, что так нужно. […] Можно сказать, что у меня имеется „протез этики“, который я сконструировал так тщательно, что он „совсем как настоящий“».
  • Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин» — Алекс, даже когда решил покинуть ряды правонарушителей, всё же не испытывал ни сочувствия к своим жертвам, ни раскаяния. Ему просто наскучило насилие.
  • Герберт Уэллс, «Машина времени» — элои, одна из рас постлюдей будущего. Нет, вовсе не злы и не жестоки, напротив — миролюбивы, игривы, жизнерадостны и беззаботны. Но когда одна из них начала тонуть, остальные нисколько не обеспокоились её состоянием и им даже в голову не пришло ей как-либо помочь.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — Эндрю в начале истории. В принципе не лишён эмпатии полностью, но, будучи переломанной в детстве личностью, почти не способен её проявлять, а когда делает это, то чаще всего получается не совсем удачно. Причём принимаемые им таблетки конкретно в этом плане ситуацию не только не меняют, но и наоборот, скорее усугубляют.
    • Кевин ушёл недалеко. Причём в его случае причина в его одержимости экси — в итоге он пропускает всю входящую информацию именно через призму игры из-за чего своим бездушным отношением порой даже Эндрю затыкает за пояс. Но на эмпатию всё же способен и иногда действительно её проявляет.
  • Агата Кристи, «Десять негритят» — Эмили Брент. То, что из-за нее утопилась беременная служанка, не вызывает у Эмили никаких переживаний. Вопрос «не жалко ли ей умершую девушку», вызвал искреннее возмущение: «Она сама виновата, никто не может сказать, что я потворствую разврату!» От такой непрошибаемости охреневает даже Вера Клейторн, сама расчётливая убийца.
  • Пьер Буль, «Фотограф» — Марсиаль Гор, протагонист, одержимый мыслью любой ценой сделать идеальный снимок. Узнав о готовящемся убийстве, рад шансу на уникальный кадр убийства президента — другого шанса у него, одноногого инвалида, может не быть. По ходу действия становится прямым соучастником. Все, о чем думает в этот момент — «это был потрясающий успех».

Кино[править]

  • «Любовь и голуби» — Раисе Захаровне как-то пофиг на то, что чувствуют окружающие люди, что именно они переживают, в том числе по её милости. Она объективирует (ощущает как объекты) и себя, и всех окружающих; но сама она очень ранима, как и многие нарциссы, а вот окружающим в праве на ранимость простодушно отказывает — что, опять-таки, для нарцисса очень характерно.
  • Короткометражка «Одна сотая секунды» — вся аплодирующая и улыбающаяся публика, которая присутствовала на вручении премии главгероине-фотографу. Действительно, кому какое дело, что на фотографии запечатлена застреленная девочка?! Главное — снимок высокохудожественный!
  • Blade Runner — главное отличие репликанта от человека. Однако, чтобы отличить имитацию эмпатии от натурального продукта, нужна серия вопросов.
  • «Мечтатели»: близнецы Тео и Изабель.
  • Ex Machina: у главгероя и зрителя волосы встают дыбом, когда обнаруживается, что Нейтан методично убивал предыдущие, сырые версии искусственного интеллекта, хотя те умоляли оставить их в живых. Собственно, из-за нехватки эмпатии у демиурга главгерой и понадобился. Впрочем, это так и не помогло им сделать роботессу способной к сопереживанию...
  • Thor Trilogy — Хела. У неё большие проблемы с эмпатией — она искренне не понимает, зачем правителю (каковым она себя видит) пытаться завоевать расположение своих подданных, когда он может принудить их к повиновению силой, поэтому она умеет только в одну стратегию: приказать «На колени перед Зодом!», убить тех, кто не подчинится, запугать тех, кто выжил. Не слишком удивительно, что у Хелы, кроме армии нежити, которая в принципе неспособна на неподчинение, и Фенрира в роли дракона, ровно ОДИН подручный-человек, да и тот служит ей из страха и в конце искупает своё предательство поворотом направо кругом. Не нужно также долго гадать, за что Один предпочёл заточить свою старшую дочь глубоко и надолго.
  • Обе экранизации книги Джона Уиндема «Кукушата Мидвича», фильмы «Деревня проклятых» — аналогично первоисточнику. Правда, в версии Джона Карпентера всё-таки нашёлся один пацан, который в итоге по-настоящему «очеловечился» и предал сородичей, чтобы защитить мать. Зато остальные детишки касательно бездушности (и, как следствие, нечеловеческой холодной жестокости) нехило переплюнули самих себя из оригинальной книги.

Телесериалы[править]

  • Декстер, особенно в ранних сезонах.
  • Доктор Кто — способность испытывать сострадание с помощью генной инженерии, хирургического вмешательства и вживления кибернетических имплантов была полностью удалена из мозгов далеков, что и сделало их чрезвычайно агрессивными ксенофобами.
  • Ocean girl — инопланетянин Кэл, проведший большую часть жизни в анабиозе.
  • Дневники вампира — на самом деле у вампиров обострены абсолютно все(!) эмоции, поэтому чувствуют они даже сильнее людей. Но так как с обострённой чувствительностью жить довольно тяжело, поэтому многие вампиры могут по своему желанию «отключить эмоции» (у них по сеттингу такая функция). После этого у них ещё остаются примитивные чувства и желания, но вот эмпатии они напрочь лишаются. И тогда даже самый благородный вампир превращается в полное чудовище.
  • «Джессика Джонс» — злодей Килгрейв. Он совершенно искренне не понимает, почему то, что он делает с людьми — это плохо.
  • Game of Thrones — Бран в 7 сезоне, после того, как стал новым Трёхглазым Вороном.
  • «Во все тяжкие» — Тодд Алквист. Спокойно застрелит подростка-свидетеля или беззащитную женщину и искренне будет недоумевать, почему остальные недовольны его решением.

Мультсериалы[править]

  • «Бэтмен»: когда бизнесмен Феррис Бойл узнал, что Виктор Фриз украл оборудование его компании, он потребовал вернуть его. И ему было абсолютно плевать, что Виктор сделал это, чтобы спасти жизнь своей жене. Это даже Бэтмена шокировало!
    • А в другой один парень хладнокровно и цинично использовал сирот для преступных целей, и Бэтмен (сам сирота) был готов забыть свой кодекс и просто его придушить, находясь в состоянии чистого бешенства: «Я не выношу приговоров, это делает суд. Но сейчас я бы с удовольствием взял бы на себя его функцию».
  • «Футурама» — робот Бендер. Он способен любить, но делает это абсолютно себялюбиво и нарциссично. И любовь сводится к тому, чтобы оставить Фрая в живых во время убийства всех человеков (sic!).
    • В одной серии профессор Фарнсворт даже поставил ему специальный чип эмпатии. Хорошего ничего не вышло.
  • «Луни Тюнз шоу» — Даффи Дак.
  • «Мой шумный дом» — братцы из параллельного измерения — стопроцентное попадание в троп.
  • «Южный Парк» — хотя её нет почти у всех персонажей, так как это чернушный мир-помойка с черно-серой моралью, но самым известным представителем тропа является, конечно же, Эрик Картман. А что вы ожидали от социопата с почти полным набором всех отрицательных качеств?

Комиксы[править]

  • Вселенная DC: племя Индиго. Сами являются и тюремщиками и заключенными. Хэл Джордан сперва еще удивлялся — «А без колец вы что, все маньяки и убийцы?» И ведь оказался прав.
  • «Ленор — маленькая мёртвая девочка» — собственно, главная героиня Ленор. Для неё ничего не стоит убить человека или животное, но делает она это без злого умысла или по нелепой случайности, потому что она не имеет чёткого представления о понятиях «жизнь», «смерть», «боль», «добро», «зло».

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: Жизнь их глазами»: когда Псимакс лопнул хвост Кин, Форгат был вне себя от злости. А Псимакс очень удивился, дескать таких как она пруд-пруди, неужели эта Кин какая-то особенная?

Аниме и манга[править]

  • Mahou Shoujo Madoka Magica — Инкубаторы, у которых, в норме, вообще нет эмоций. Сюжет несколько помахивает ручкой лавкрафтовой франшизе.
    • Хомура настолько помешалась на Мадоке, что вообще не способна рассматривать прочих людей иначе как через призму полезности их для той. Ни любви, ни ненависти, лишь глухое равнодушие — может не моргнув глазом устроить Апокалипсис ради шанса спасти Мадоку, или рискнуть своей жизнью лишь бы гибель данного человека не расстроила Мадоку. С другой стороны, повторение одного месяца жизни 100 раз (на секундочку, это 8 с хвостиком лет) нанесли страшный удар психике самой Хомуры, убив в ней почти все прочие эмоции.
  • Fullmetal Alchemist — гомункулы. И Зольф Кимбли, для которого ничего не стоит превратить неугодного человека в ходячую взрывчатку.
  • Death Note — Ягами Лайт выдаёт себя за хорошего парня, но кроме священной войны (или интеллектуальной игры), его ничто не волнует.
  • Texhnolyze — не к ночи будет упомянут. Учитывая природу «подземных» людей в этом аниме бракованные души для создания эликсира жизни — тому, что эмпатия есть у одного-двух персонажей, удивляться не стоит.
    • Люди с поверхности, после обретения бессмертия и потери воли к жизни, вдавили педаль в земное ядро.
  • Kiseijuu: Sei no Kakuritsu — у расы разумных паразитов нет привязанности и сострадания даже к себе подобным, не говоря уже о людях.
    • Наверное, с прикрученным фитильком, потому что паразиты не обладают эмпатией изначально, но по ходу сюжета её преобретают и становятся способными и на любовь, и на ненависть.
  • Гриффит из Берсерк. Изначально предполагалось, что он, крайне закрытый человек, всё же очень привязан к Гаттсу, но пытки на протяжении года из него выбили всю эту дурь, а обожествление это только закрепило.
    • Есть намёки что привязанность таки осталась.
  • Elfen Lied — Люси в принципе не способна воспринимать человеков как объекты для сочувствия. Отрывать руки, ноги, головы для неё — как капусту чистить.
  • Fate/Zero — любопытный пример. С Котомине Киреем всё довольно просто: он социопат и от рождения «пуст». Но при этом он ненавидит основного протагониста романа — Эмию Кирицугу — за то, что тот, будучи от природы нормальным человеком, способным сопереживать и даже любить, сознательно вытравливает из себя эмпатию, чтобы стрелять, не колеблясь.
  • Тайные желания отвергнутых — Аканэ. Изображает из себя милашку, но на деле она крайне похотливая девушка, которой нравится уводить чужих парней, и при этом абсолютно бесчувственное существо.
  • Vinland Saga — Торфинн времён службы Аскеладду. «Это просто охота».
    • Стражники не пытались нарочно обидеть Арнейс, когда советовали ей «обработать» ту часть раненого мужа, которая не связана.
  • Sekai Oni — главная антигероиня Синономе Адзума. С оговоркой — эмпатия у неё есть, просто она распространяется на нескольких конкретных персонажей. На всех остальных ей плевать с колокольни, необходимость целиком уничтожить параллельный мир встречает с энтузиазмом, да и не факт, что вообще понимает, в чем тут может быть проблема.
  • Neon Genesis Evangelion (манга) — Каору не понимает человеческих эмоций, потому что психология у него самая нечеловеческая. Когда сам начинает их испытывать, неслабо мучается.
  • Хроники Эвиллиоса — Сета Твайрайта абсолютно не волнует, как его действия влияют на людей. Лучше всего это видно в его отношении к Личу в «Outlaw&Lychgate». Сделав Лича HER, Сет испортил тому жизнь, при этом убеждён, что сделал Лича лучше, давая ему «стержень». И его совершенно не волнует, что Лич его за это ненавидит.
  • Monster — Вольфганг Гриммер после продолжительных психологических экспериментов в 511-ом Детдоме лишился эмпатии. Умело скрывает её отсутствие за добродушным поведением и улыбкой. Да и добро от зла Гриммер отличать умеет, просто не может чувствовать настоящие эмоции (ну или почти не может), и считает то, что с ним сотворили, настоящим злом.
  • Darker than Black — Куклы и контракторы, но не все. В одной из серий, на примере одной школьницы показали ускоренный процесс, когда веселая девочка, менее чем за сутки после становления контрактором, стала биороботом и ходячей машиной для убийств.
    • На самом деле тут имеет место быть разрыв канвы: в первом сезоне чётко демонстрировалось, что контракторы (вопреки общепринятому представлению) не безчувственны, а просто способны мыслить рационально, в нужный момент задвигая эмоции на задний план (нет, обычные люди тоже так могут, просто для контрактора это психологически куда проще). А уже в начале второго сезона вышеупомянутая девочка лишается всех эмоций (и даже забывает, каково их испытывать), а женщина, став контрактором, спокойно уходит от некогда любимых сына и мужа, в дальнейшем никак не беспокоясь об их судьбах.
  • Youjo Senki — Адельхайд фон Шюгель. Судьба солдат Империи заботит его ещё меньше, чем патентованную эгоистку Таню — а этого очень непросто добиться, поверьте. Он даже заходит так далеко, что намеренно отключает или удаляет на своих амулетах защитные устройства, потому что они мешают его «чувству эстетики». Результат — многочисленные летчики-испытатели до Тани погибли в его «опытах» именно по этой причине.
  • Клинок, рассекающий демонов — с прикрученным фитильком. У Домы отсутствуют эмоции как таковые, и это его беспокоит. Он имитирует эмоциональное поведение, смеётся, шутит, плачет, потому что хочет почувствовать это всё на самом деле, но не может. А когда Канао прямо на это указала, он за мгновение сменил притворную улыбку на подобие холодной ярости и атаковал, причем быстрее и свирепее чем до этого. Но даже умирая, Дома не чувствовал ни страха смерти, ни гнева на противника. 
  • «Молодой невинный мастер Лу» — главная героиня Лу Диннин, в восемнадцатилетнем возрасте её отличает крайняя жестокость и отсутствие чувства меры: например приказала избивать своего пленника каждый день и только раз в сутки его кормить.
    • похоже автор ранобэ искренне считает что жестокость, и склонность к садизму это — отличительные черты характера сильной личности.
  • Golden Kamuy — Огата Хякуносукэ. Не просто не понимает, как можно испытывать вину за убийство другого, но и считает альтруистичных добрых людей ошибками природы, которые необходимо исправить.

Видеоигры[править]

  • Baldur’s Gate II: Shadows of Amn — Джон Иреникус совершенно равнодушен к страданиям других. А чего ещё вы ожидали от эльфа, лишённого души?
  • Jade Empire — Прославленный Стратег Сунь Ли, он же мастер Ли. Ему абсолютно наплевать на всех и вся, он рассматривает людей исключительно как полезные инструменты в своих планах. Даже когда его старший брат-Император приказал убить его семью, он рассердился на брата в основном потому, что тот лишил его ценной собственности (жены и дочери). Если рассказать ему, что его дочь выжила, вот она стоит, его реакция примерно описывается как «Хмм, интересно… но мне всё равно плевать».
  • Hitman — главный герой, Агент 47.
    • Хотя иногда он проявляет подобие симпатии к людям или животным.
  • Don't Starve — бездушность и железячность WX-78 регулярно непрерывно, буквально в каждой первой фразе, подчеркивается разработчиками. WX-78, впрочем, своей ненавистью ко всей органике гордится.
  • Yandere Simulator — главгероиня-яндэрэ передаёт привет Хомуре.
  • Undertale — Протагонист на пути Геноцида. Холодными и безжалостными движениями, он идет к концу Подземелья, оставляя за собой лишь прах врагов. Подсвечивается другими персонажами, которые нас даже за человека не считают, говоря что главный герой — бездушный сосуд, а не ребенок.
    • До него эту судьбу изведал Азриэль. Добрый и мягкосердечный принц монстров после смерти был случайно возрождён в виде бездушного живого цветка с переизбытком Решимости, что дало ему возможность играться с таймлайном. И если до этого существо, получившее имя Флауи, пыталось вести себя, как раньше, то потом окончательно слетело с катушек от полной невозможности чувствовать и переживать что-то хорошее. На выходе имеем «развлекающееся» в Подземелье полное чудовище.
  • Mother 3 — У Замаскированного. Подсвечено ГлавГадом. На самом деле это ему промыли мозги,чтобы создать идеального солдата (наличие эмоций и эмпатии могло бы привести к его бунту).
  • Life is Strange — Хлоя. В своем дневнике Макс прямо пишет про неё, что та часто не задумывается о чувствах других людей. Под влиянием Макс частично исправляется.
    • Рэйчел — педаль в пол, она великолепно разбирается в людских струнах, но ей совершенно все равно что чувствуют другие люди, на первом месте у нее только свои проблемы и желания.
  • Shadowrun: Hong Kong — Рактер, один из напарников главного героя. (Не)страдает социопатией с детства по собственным словам, да и обилие имплантов свой отпечаток наложило (специфика сеттинга, кибернетика отрицательно влияет на человечность).
    • Сам он говорит скорее о психопатии, а не социопатии (но суть примерно та же) и придерживается мнения, что именно благодаря ей может носить такое количество имплантов, а не наоборот. И ему веришь.
  • Shadowrun: Dragonfall. Глори, один из напарников в отряде ГГ. Будучи одаренным пробужденным магом намеренно уничтожила свою сущность путем установки кучи имплантов первого поколения. Все для того чтобы исчезнуть из поля зрения могущественного духа и избежать преследования культа, в котором она раньше состояла.
  • Prey (2017) — у инопланетян тифонов в нервной системе отсутствуют зеркальные нейроны. Из-за этого у них полностью отсутствуют эмпатия и сопереживание. В конце игры выясняется, что Алекс пытается с помощью нейромодов встроить в тифона зеркальные нейроны. Получилось или нет — зависит от игрока.
  • Warframe — Орокин могли страдать этим, судя по трейлеру Валькирии Прайм и определённой доле офигения в описании Балласом единственного способа полноценного управления варфреймом.
    • Релл из квеста «Цепи Харроу». Страдал чем-то вроде аутизма. В квесте есть специальная миниигра по мотивам обучения его распознаванию проявлений эмоций.
  • Super Paper Mario — У Диментио это буквально способность.
  • Bendy and the Ink Machine — «Алиса Ангел».
  • Honkai: Star Rail — Ханья и Сюэй. Сёстры потеряли возможность чувствовать эмоции после того как экзорцисты из Комиссии 10 Владык спасли их терминальной стадии синдрома Мары. Но у каждой последствия такого «спасения» по ходу усугубляются куда больше. Ханья пропускает сквозь себя воспоминания пойманных ею грешников, чтобы воссоздавать картину их преступлений, а чтобы эмоции не взяли верх, выборочно стирает себе память «вином забвения» (иначе Мара вернётся). Сюэй же и вовсе лишилась тела — от неё осталась лишь душа, залитая в куклу-автоматон, не способную демонстрировать какие-либо сильные эмоции.
  • BlazBlue — Хазама был изначально создан как гомункул-сосуд для Тэруми, поэтому самостоятельно что-либо чувствовать он не может. Даже боль.
  • Cyberpunk 2077 — за долгие годы своего существования как энграмма, у Альт Каннингем полностью атрофировалась эмоциональная составляющая её личности. Потому-то на момент игры она больше напоминает робота, нежели человека. которым когда-то была.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — Кагари, учитывая, что она фамильяр самой Земли, которая выполняет роль этакого судьи для человечества.
  • THE DELUCA FAMILY — Луна ДеЛюка. Это результат перенесены в детстве психологических пыток, направленных как раз на этот результат. Группа наемников «Таинственная Шестерка» готовила себе смену поэтому её и ряд других детей похитили. В процессе подготовки саму Луну сначала пытались заставить застрелить своего отца (тот застрелился сам чтобы спасти дочь), потом заставили убить щенка, о котором она заботилась, потом пытка голодом, а в финале поединки до смерти с другими детьми. Все это привело к тому что Луна имеет впечатляющий набор психозов и фобий: спит на кровати посреди комнаты потому, что клетка, в которой она содержалась, была под напряжением, боится голода, никому не доверяет, кроме сестры, и отличается склонностью к немотивированной агрессии и садизму, к тому же её запросто может переклинить посреди боя на тему: «Меня не сломали».
  • Бесконечное лето — История одного пионера, а также тысячи сторонних модификаций связанных с таинственным Пионером, где он считает всех обитателей лагеря куклами

Настольные игры[править]

  • Vampire: The Masquerade: вампиры, которые злоупотребляют дисциплиной Доминирования, могут приобрести эту черту — они становятся холодными и властными и начинают применять эту дисциплину бессознательно.
  • Cyberpunk 2020: эмпатия — одна из важнейших характеристик персонажа, от которой зависит уровень его человечности. Уровень человечности понижается при установке аугментаций: на каждые 10 потраченных очков человечности персонаж теряет одну единицу эмпатии. Как только эмпатия просядет до нуля — герой впадёт в киберпсихоз и будет удалён ведущим из игры.
    • Это в лучшем случае просто удалён — в худшем перейдёт под управление мастера, который на своё усмотрение может заявлять для него совершенно безумные поступки, пока этого персонажа кто-нибудь не «успокоит насовсем».
      • Отдельным пунктом тут идёт Адам Смэшер, один из символов сеттинга: у него в графе «эмпатия» значится даже не ноль и не прочерк — а «Ага, конечно…» («Yeah right…» в оригинале в расширении «Firestorm Shockwave»).
    • От тех же авторов — Прекрасный Народ из сеттинга Exalted, благодаря своей нечеловеческой психологии: они действительно не могут понять, что обитатели Творения являются самостоятельными разумными существами со своими чувствами, — в их родном Хаосе это не так.
    • Истинные феи из Changeling: the Lost.
  • Warhammer Fantasy Battles — к потере эмпатии приводит пользование тёмной магией, так что это своего рода профессиональная болезнь некромантов, колдунов-хаоситов и прочих сомнительных деятелей. Педаль в глубокие подземелья — целая раса скавенов, чьё общество целиком построено на её материальном концентрате.
  • Есть версия, что отсутствием эмпатии страдал Бог-Император из вселенной Warhammer 40,000. (Это следствие невероятно долгой жизни, Император старше египетских пирамид!) Хотя он желал блага для человечества, самих людей он воспринимал как материал для строительства своей утопии и был готов истреблять несогласных с его видением светлого будущего триллионами. Со своими «детьми»-примархами он также был не по-отцовски холоден, что и привело к тому, что половина примархов переметнулась на сторону Хаоса.
    • Что-то похожее ещё до Ереси демонстрировал и примарх Пертурабо. Достаточно сказать, что первое что он сделал в своём легионе Железных Воинов — это децимация после неудачной кампании. Да и в дальнейшем этот озлобленный ботаник быстро заработал репутацию «трупоруба», ибо предпочитал голую эффективность, не считаясь ни с чем.
    • Чем-то подобным страдал и Железный Отец Кристос из Железных Рук. Подставить союзников-Астартес из Гвардии Ворона под собственный огонь ради голой эффективности — это самый яркий, но далеко не единственный эпизод его карьеры. Что интересно, Железный Совет вполне терпимо относился к таким методам… пока не оказалось, что Кристос на почве такой бессердечной эффективности стал одержим демоном Слаанеш!
    • Частая проблема, с которой сталкиваются «пустые»-парии: из-за своего дара у них начисто отсутствует эмпатия и им очень сложно улавливать язык тела и настроение посторонних. Как самый яркий пример — Ферик Юрген, которого из-за сабжа часто принимают за слабоумного (абсолютно несправедливо — соображалка у него работает очень даже неплохо, а вот взаимоотношения между людьми, лежащие вне чётких армейских правил, он понимает с трудом).
      • У парий скорее эмоциональная заторможенность, но к примеру, формировать привязанности они вполне способны: тот же Юрген был лучшим другом Каифаса Каина и готов был пойти за ним в огонь и воду; Елизавета Биквин влюблена (и взаимно) в Грегора Эйзенхорна; а в одной из книг упоминается, что Сестры Тишины очень страдают из-за отсутствия нормального человеческого общения.

Реальная жизнь[править]

  • Некоторые серийные убийцы. Об одном таком рассказывал адвокат конца XIX — первой половины XX века Н. В. Коммодов. «И неужто тебе их не было жалко?» — «А тебе, Николай Васильич, когда ты мух давишь — жалко разве?».
  • Эмоциональное выгорание у профессий, связанных с человеческими страданиями и проблемами. Врачи, полицейские, пожарные, сотрудники службы поддержки…
    • При этом они сохраняют эмпатию к своим близким, да и вообще в нерабочее время. Излишняя эмпатия на работе же только мешала бы им.
      • Только на начальном этапе — дальше по мере того, как человек пытается «отдохнуть после тяжёлого дня», но вместо этого вынужден вникать в и разгребать (большей частью созданные на пустом месте) проблемы близких, начинается аналогичное дистанцирование и от них.
  • Аутизм. Не полностью, так как проблемы только с восприятием и использованием невербальных сигналов, а на то, что распознать получается, реакция есть.
    • Уточнение — эмпатия так то есть, но способы ее выражения КРАЙНЕ ограниченны.
  • Расстройства личности тоже характеризуются этим. При одних у человека проблемы с получением информации, а при других непонятно, что с ней делать. Нарциссизм, упомянутый в шапке статьи, как раз из их числа. И социопатия (как можно было её забыть?). А, например, при пограничном расстройстве из-за собственной эмоциональности другие люди воспринимаются неправильно.
  1. Нет. Эмпатия — способность чувствовать эмоциальное состояние человека/реакцию на что-то. Но проявление жалости и сочувствия к эмпатии не относятся.