От плохого к ужасному

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья From Bad To Worse. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Когда я думал, что уже достиг самого дна, снизу постучали. »
— Станислав Ежи Лец
« Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать, вплоть до кульминационного пункта. »
— Альфред Хичкок (по другим данным — Сэмюэл Голдвин)
« Уехал Чапаев по делам. Приезжает, спрашивает Петьку:
— За моё отсутствие ничего не случилось?
— Нет, только лопата сломалась.
— Как это случилось?
— Хоронили кобылу, и лопата сломалась.
— От чего она умерла?
— Конюшня сгорела.
— От чего она загорелась?
— Фурманов бросил непотушенную сигарету.
— Так он же не курит?!
— Тут закуришь, когда знамя полка украли.
»
— Анекдот

(link)

Всё хорошо, прекрасная маркиза!
« Андрон хмыкнул, открыл дверцу платяного шкафа, за которой висела рядком одежка на все случаи жизни (ветровка, штормовка, ураганка, тайфунка, землетрясенка) »
— Евгений Лукин «Бытиё наше дырчатое»

Подведём-ка итог: у героя Всё Плохо. Семью героя вырезали до последнего человека, лучший друг героя его предал, возлюбленная сбежала с другим, в дверь ломятся орды Тёмного Властелина, а никакой кавалерии нет и в помине. Думаете, хуже уже быть не может?

Может. Поверьте, всё может быть гораздо, гораздо хуже, если перед нами — ситуация От плохого к ужасному. По дороге к финалу автор, уже загнав своих героев в полную задницу, может ещё бессмысленно пожертвовать хорошего и доброго персонажа, убить пару-тройку котят, довести протагониста до горизонта отчаяния, поиграть у него перед носом надеждой, а потом жестоко её отобрать — и это мы не перечислили даже малой доли ужасов, на которые способно авторское воображение.

Ничего хорошего дело при таком раскладе не предвещает и обычно приводит к несчастливому или, если повезёт, хорошему плохому концу. Дополнительные очки засчитываются, если «От плохого к ужасному» явилось плодом неразумных действий самого героя.

Спасти героев из подобной ситуации в принципе можно, но сложно. Нужен либо очень хороший автор (и тогда получится заслуженный относительно хороший конец), либо — если автор так себе — Бог из машины или рояль в кустах.

Троп весьма характерен для темного фентези.

Родственные тропы

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Белорусская народная сказка «Як Сцёпка з панам гаварыў». Сломался перочинный нож, потому что им пытались снять шкуру со сдохшего выжлеца (гончая собака). Выжлец сдох, объевшись мяса лучшего жеребца. Лучший жеребец надорвался, когда на нём возили воду. Вода нужна была, чтобы потушить пожар, который уничтожил всё поместье. Пожар возник из-за поминальных свечей. А поминали пани.
  • Анекдот про водителя, которому вручили денежный приз за езду без нарушений: «— Я на эти деньги права куплю. — Вы без прав ездите? — Не слушайте, чего по пьяни не скажешь. — Говорили же, что на краденой машине далеко не уехать. — Что, уже границу пересекли?»

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Типичное развитие событий в русской классике, особенно у Достоевского и других авторов, писавших о «маленьких людях».
  • «Тихий Дон» — яркий пример из классики. Григорий Мелехов прошел две тяжелейших войны. В Первую Мировую по полной познал все ужасы войны, в Гражданскую одного за другим терял родных, друзей и близких. От его большой семьи в итоге в живых остались только сестра и маленький сын, а его лучший друг стал непримиримым врагом. В конце Гражданской войны, вскоре после смерти возлюбленной, Григорий возвращается на родной хутор, надеясь на мирную жизнь после Декрета об амнистии 1921 года. Однако знающий историю читатель легко смекнет, что в молодом СССР бывшего белогвардейского офицера, участвовавшего в казни видных большевистских деятелей, не ждет ничего хорошего, и доживет он в лучшем случае где-то до конца 1920х.
  • «Последняя гимназия», неофициальное (и неприемлемое) продолжение «Республики Шкид» от других выпускников. Книга начинается с событий, которые в оригинале были самыми мрачными, но это даже не цветочки. Ягодки тянут уже на полноценную чернуху с малолетними проститутками и превращением ШКИДы в обычный бандитский притон.
  • Сергей Мусаниф, «Тёмная сторона медали»: Константин-Кевин (он же Тёмный Лорд, Владыка Ужаса, Пожиратель Смерти и прочая, прочая, а на самом деле — настоящий Герой с плохой репутацией), пережив подлое убийство родных, беспричинную ненависть всего «светлого» мира, трагическую гибель одного за другим друзей и соратников, бесчеловечную подлость и безжалостность Сил Света, уже морально сломленный, готов сдаться и умереть, в обмен на хотя бы надежду на спасение для женщины, которую хотел считать своей подругой. Но герой и его мудрый наставник, с готовностью согласившись, тут же отрезают ей голову прямо на глазах Кевина. Закономерный результат — Константин совершает поворот кругом и превращается в сертифицированное полное чудовище, которым его старательно изображали. Потом он, впрочем, прикладывает все усилия, чтобы исправить, что натворил в состоянии аффекта, в итоге помогает спасти мир, за что его, уже после событий романа, подло убивают «светлые силы».
  • «Отблески Этерны» — кэртианский аналог песенки о прекрасной маркизе, упоминаемый в третьей книге: «Как в старой сказочке — все прекрасно, монсеньор, только ножичек сломали, когда снимали шкуру с козла, который задохнулся в дыму, когда горела конюшня, которую подожгли конокрады, которые увели коней, за которыми погнался ваш батюшка и сломал себе шею, а ваша матушка…»
    • События самого цикла, собственно, тоже более чем подходят под троп.
  • Евгений Прошкин — в произведениях данного автора попытки машиной времени исправить историю обязательно ведут от плохого к худшему. «Механика вечности», «Магистраль», «Слой» и «Слой ноль»… В «Войне мёртвых» машина времени хоть и не фигурирует, но каждая победа протагониста делает только хуже (в первую очередь ему самому).

Зарубежная[править]

  • «Озорник» (Шумбола) Гафура Гуляма: разговор главного героя с Сарыбаем, к которому он нанялся, почти точь-в-точь совпадает с вышеупомянутой сказкой про Стёпку и пана, разве что вместо жены «поминали» младшего сына бая. И ещё — добавлено последнее звено: «приятная весть» о том, что дочь бая родила сына до брака. «Знаете Бадала, вашего арбакеша[1]? Вылитый он...» FATALITY!
    • Ну и ещё — здесь однозначно главгерой выдумал всё, чтобы заставить бая вернуться в своё имение по делу.
  • «Чикамога» Амброза Бирса: милая, невинная пасторальная зарисовочка из истории Гражданской войны Севера и Юга САСШ. Образец плавного и неуклонного наращивания градуса неадеквата (на деле, увы, обычная история об обыкновенной войне). Рекомендуется к прочтению начинающим фашистам и прочим демагогам от милитаризма.
  • «Сильмариллион»: за исключением периода Осады Ангбанда, вся Первая Эпоха — это неизбежный путь от плохого к ужасному с кульминацией в Битве Бессчётных Слёз.
  • «Дети Хурина» того же автора: если тебя и весь твой род проклял Моргот, ожидать чего-то иного было бы странно. Особенно если ты будешь при этом вести себя так же глупо, как толкиновский Хурин или его сын Турин Турамбар.
  • Серия «Меч Истины» Терри Гудкайнда в стиле фэнтези: «Первое правило волшебника» и пр. В каждой книге мир на грани катастрофы, герой его спасает, все радуются, но в следующей книге выясняется, что стало ещё хуже! И главный герой в этом виноват. Целые главы посвящены изощрённым пыткам. Герой через всё это проходит, добирается до любимой, и тут её у него отбирают. И так 11 (!) книг, последняя ещё и 2-х частях. В последней герой выбрасывает всех плохих из своей Вселенной. Думаете, хэппи-энд? Ну-ну. Автор уже ваяет продолжение из 4-х книг, одна уже опубликована — и там всё заново!
  • «Песнь льда и пламени» — во все поля, особенно для несчастных Старков. Впрочем, после Красной свадьбы то, что осталось от дома Старков, вроде бы вышло на ровный курс и имеет неплохой задел на новый подъём (Кейтилин воскресла и мстит, Санса учится на политменеджера, Арья — на ассасина, Бран — на колдуна-хакера, а Рикона собирается поддержать дом Мандерли и собрать вокруг него остатки северных домов). А вот пикирование началось как раз-таки для Ланнистеров (Тайвин убит, Киван убит, Тирион — политэмигрант, Джейме пропал без вести, Серсея щедро поделилась властью с церковью и была этой же самой церковью осуждена и опозорена на всю столицу, Лансель перебежал к упомянутым церковникам). Впрочем, автор ещё не всё написал — там увидим, как всё обернётся.
  • Робин Хобб очень любит этот троп, и вплоть до самого конца герои доходят до всё более и более катастрофичных ситуаций. Далеко не все и не всегда успевают затормозить перед пропастью.
  • Джозеф Хеллер, «Уловка 22». Комедия абсурда ближе к финалу становится не менее абсурдной, но всё более драматичной.
  • Собственно, любая из книг о комиссаре Кайафасе Каине построена по этой схеме. По счастью, главный герой обладает не только даром влипать в жуткие неприятности, но и выпутываться из них.
  • Тэд Вильямс, «Орден Манускрипта». Протагонист — Саймон Снежная Прядь — теряет дом и наставника, братьев по оружию, замерзает, умирает от голода, страдает от неразделённой любви, попадает в плен, подвергается пыткам. В это время остальной мир страдает сначала от глупости и жестокости правителя, потом от засухи, ненормально долгой зимы, междоусобных войн, голода, чудовищ, служащих Инелуки и Утук’ку и лишь эвкатастрофа в самый последний момент спасает человечество от гибели.
  • Дэн Симмонс, «Террор». События в романе развиваются примерно так, как это, по всей видимости, и происходило в действительности (с поправок на мистическую составляющую) и оканчивается всё так же.
  • Алистер Маклин, «Корабль ее величества „Улисс“». Неприятности 14-й группы эскортных авианосцев начинаются ещё до выхода из базы и, в дальнейшем, только нарастают.
  • Чарльз Паллисер, «Квинканкс». Мать протагониста — просто эталонная простофиля, которую предают, обманывают и обворовывают абсолютно все, кроме разве что ее сына. В начале романа она, будучи наследницей незаконно отнятого у ее предков имения, живет, прячась от своих врагов, в деревенской глуши жизнью небогатой, но все-таки леди и хранит документ, подтверждающий ее права на имение. Последовательно клюя на все ловушки и принимая все неверные решения, какие возможно, в несколько приемов теряет все свои деньги, все имущество, остается без крыши над головой, да еще и в огромных долгах, за которые по законам XIX века положена тюрьма, позволяет завладеть документом своему злейшему врагу, потом, чтобы не умереть от голода, становится проституткой и умирает от чахотки.
  • Юрий Нестеренко этот троп любит (а вот людей не очень), поэтому если в начале его произведения героям угрожает смерть, то к финалу они зачастую о смерти могут только мечтать. Повести «Пещера ужасов» и «Отчаяние» — характерные, но далеко не единичные примеры.
  • Червь — выжимает педаль в земное ядро: если в начале единственной проблемой Тейлор была школьная травля при участии бывшей лучшей подруги и сложные отношения с отцом, то впоследствии ей приходится иметь дело с самыми опасными и отмороженными маньяками местной Земли, при чём это цветочки по сравнению с тем, что ждёт её дальше.
  • «Морской ястреб» Рафаэля Сабатини с этого начинается. Сначала Лайонелл, младший брат Оливера Трессилана, убивает на дуэли брата Розамунды, невесты Оливера — что портит отношения между обручёнными, ибо Оливер брата не выдаёт. Затем Лайонелл организовывает похищение Оливера, дабы таким образом прибрать к рукам наследство и Розамунду. Но корабль похитителей топят испанцы… которым Оливер неосмотрительно называет своё имя. После перехода в католицизм, у испанской церкви вопросов нет… зато гражданские власти припоминают былые «подвиги» Оливера. Итог — жуткая участь гребца на галерах, от которой спасают берберийские пираты (а также физическая стойкость Оливера и его религиозная гибкость — ибо куда приятнее перейти в ислам и сделать карьеру корсара).

Кино[править]

  • В общем-то, вся трилогия «Тёмный рыцарь» любит этот троп, особенно третья часть. Да, в итоге всё кончается вполне радужно, но путь к победе был более чем мучительным.
  • «Танцующая в темноте», мюзикл фон Триера с Бьорк в главной роли. Эталон тропа, весь об этом напополам со слезогонкой. Начинается фильм с непростого житья матери-одиночки в эмиграции, далее идёт по нарастающей: у неё ухудшается зрение, её увольняют, она почти слепнет, её друг ворует все её сбережения, она убивает бывшего друга, её судят, приговаривают к смертной казни и казнят.
    • Случай «хорошего плохого конца»: перед смертью она все-таки успевает оплатить операцию.
  • Мышиная охота — в начале фильма братья Ларс и Эрни Шмутц получают в наследство от своего отца шпагатную фабрику, которая уже давно не приносит прибыли, и старинный, находившийся в аварийном состоянии особняк. К тому же братьев ожидали неудачи в личной жизни — шеф-повар Эрни вынужден скрываться из-за того, что в его ресторане за ужином подавился сам мэр города (увидев в блюде таракана), а Ларса выгоняет из дома жена, которая не желала жить с человеком, который давно не приносит никакого дохода. Тогда они решили пожить в особняке, где, как оказалось, жил маленький мышонок. Братья решают прогнать грызуна, но тот является настолько смышленым, что Ларс и Эрни своей охотой приносили только вред себе, доходам и самому особняку. Кончилось все тем, что особняк был уничтожен во время аукциона, на котором братья имели шанс заработать несколько милионов долларов.
    • Впрочем, в финале эвкатастрофа: братья (не без помощи того самого мышонка) изобретают довольно безумное блюдо из сыра, которое готовится на оборудовании фабрики, и в эпилоге у них (втроем с мышонком) прибыльный бизнес.
  • «Космические дальнобойщики» — сначала главный герой невольно становится причиной смерти начальника космической станции. Чтобы сбежать и добраться до Земли, приходится подписаться на перевозку подозрительного контрабандного груза. По дороге на космотягач нападают космические пираты и берут весь экипаж в плен. Приплыли? Не-а. Настоящая жесть начинается, когда бандиты вскрывают груз, и «куклы для Сэггса» начинают вырезать всех, кого видят.
  • «Несломленный» Во время войны вы с двумя товарищами потерпели крушение над морем с небольшим запасом еды и воды, которые быстро кончились. Вас не заметил спасательный самолет. Вы дрейфовали на надувном плоту больше полутора месяцев, вас обстреливал вражеский самолет, хотели съесть акулы, один из ваших товарищей умер... Уже все плохо, да? А как вы посмотрите на то, что на грани смерти вас обнаружит вражеский корабль и доставит прямиком в концлагерь, где вас будут морить голодом, пытать, бить, заставлять жить в скотских условиях и тяжело работать? И это даже не выдумка сценариста ради пущей жести, все так и было на самом деле, это же байопик.

Телесериалы[править]

  • Сериал «Звёздный крейсер „Галактика“» начинается с того, что ядерный апокалипсис уничтожает всё человечество, кроме 50 тысяч счастливчиков. Отсюда события падают всё глубже и глубже, достигая дна тогда, когда герои с превеликим трудом находят землю обетованную, а она оказывается непригодной для жизни пустыней. И это не считая отдельных сюжетных линий отдельных персонажей…
  • Считаете предыдущий пример слишком весёлым? Пожалуйста, сериал «Лексс» к вашим услугам! Начинается всё с пресловутейшего тоталитарного режима, какой себе только можно представить. К концу первого сезона режим уничтожит подавляющую часть человечества. На занавесе второго будет уничтожена уже целая Вселенная Света. А под конец сериала будет уничтожена… да, наша с вами Земля. И ещё Кай окончательно умрёт.
  • Game of Thrones (TV):
    • В соответствии с оригиналом (см. выше), в первых сезонах Старки попали в крутое пике, однако потом выкарабкались. Так как сериал «ушёл вперед», то показано, как выкарабкались: Санса успешно усвоила «уроки» Бейлиша, Арья прошла адские тренировки Безликих, а Бран раскрыл свои способности варга и исследователя времени под началом Трёхглазого Ворона. Их таки-родственник (пусть и не такой близкий) Джон воскрес из мёртвых, при поддержке Сансы вынес Болтонов и восстановил Северное королевство; после чего воссоединившиеся Старки — Санса и Арья при поддержке Брана — устроили многоходовочку, в результате которой пал сам великий и ужасный Мизинец! Так-то.
    • А вот у их главных противников Ланнистеров веселье в самом разгаре: Джоффри всё, Тайвин всё, Мирцелла всё, Тирион подался на службу к противнику. Финт ушами в конце 6-го сезона позволил Серсее избавиться от части противников, но… Кивана больше нет, да и Томмен тоже всё. И Джейме как-то охладел с поддержкой. Да и другие противники никуда не делись. В 7-м сезоне наличие трёх крутых военачальников в союзниках позволило как-то продержаться, но… На конец сезона одного из них нет в живых. Другой (между прочим, самый родной!) подался в бега — скорее всего, к тем же противникам, что и Тирион. А третий, скорее всего, себе на уме, и чего от него ожидать — одному Утонувшему богу ведомо. Всё, финита Ланнистерам. Один Тирион остался

Мультсериалы[править]

  • «My Little Pony: Friendship is Magic», финал пятого сезона — каждая попытка внести изменения в прошлое приводила к тому, что настоящее становилось только хуже.

Манга и аниме[править]

  • Берсерк — прекрасный образец того, как из обычного топлива ночного кошмара сделать беспримесное, концентрированное топливо ночного кошмара.
    • В последних главах безысходность вроде пошла на убыль: герои одолели морских чудищ и плывут прямым курсом к острову эльфов, а злодей дал решительный бой злодею второго плана и устроил псевдоутопию, где людей хотя бы не жрут каждые пять минут. Но, зная автора, можно уверенно предположить, что это временный просвет перед массивным дизастером.
  • «Гильгамеш» — всё начинается с весьма мрачной и унылой картины. Человечество закрыто от звёзд искусственно созданной сферой, всюду царит атмосфера упадка, отчаяния и абсолютной безнадёги. Заканчивается же полной гибелью людей и крушением амбициозного плана создания новой лучшей расы. Получилось точно такое же жестокое и кровожадное существо.
  • Bleach: главный герой осваивает-таки Полное Подчинение и не подозревает, что его ждёт кошмар. Вернувшись домой, он офигевает: у него в гостях сидит злобный Цукишима, а одуревшие от счастья сёстры Ичиго относятся к нему, как к близкому родственнику. Помешательство идёт по нарастающей: Цукишиму начинают любить друзья и одноклассники протагониста. Гада обожают все, кроме протагониста, и эти «все» искренне удивляются, когда Ичиго орёт и кидается на «Шуу-чана». Видя, что Куросаки не унимается, некоторые друзья пытаются дать ему по морде и защитить своего любимца. Положиться Ичиго может разве что на Гинджоу, группа которого тоже целиком записалась в фан-клуб Цукишимы. А после недолгой потасовки с зомбированными товарищами Ичиго окончательно размазывают последним «сюрпризом». Цукишима — подсадной главгад, а приказы ему отдавал как раз Гинджоу. И пришло время извлекать из Ичиго вновь обретённую силу. Методом глубокого погружения меча в грудную клетку.
  • Arcadia of My Youth — начинается все с проигранной войны, заканчивается тем, что большинство положительных или хотя-бы просто симпатичных персонажей (включая антагониста-антизлодея) мертвы, а меньшинство просто оказываются в весьма сомнительном положении. Сериал, правда, немного светлее и мягче: у повстанцев обнаруживается база, да и доля народной поддержки, как и всяким адекватным партизанам, им положена, к тому-же, команда усыновляет двоих детей и (ближе к концу) котенка, что немного разряжает обстановку (кроме случаев, когда с их участием происходят драматичные вещи). В итоге, вроде-бы, происходит бог из машины и хороший плохой конец, но автор правки не смотрела последние четыре серии.

Видеоигры[править]

  • (link)

    Всё хорошо, Шепард — говорю как несгораемый кроган, хе-хе-хе.
    Mass Effect. Ладно, в первой части всё было не так уж плохо. Но вторая начинается с того, что Шепард погибает. Третья — с того, что Жнецы в клочья разносят Землю. А потом… тю-у-у, всё только хуже и хуже, с редкими спорадическими проблесками рассвета. Степень несчастливости конца целиком зависит от игрока и его решений в процессе.
  • BioShock Infinite — это, можно сказать, жизненное кредо главного героя игры, Букера ДеВитта. Колумбия и до его прибытия была той еще приглаженной помойкой, но ДеВитт умудрился еще и разжечь в городе революцию не по-детски и последовательно скатил город до состояния Восторга из первых частей игры. Причем, в отличии от своего зеркального отражения в мире Восторга Атласа, сделал он это ненамеренно и из самых благих побуждений, пытаясь спасти Элизабет.
  • Dragon Age II. «От плохого к ужасному, а потом ещё хуже» следовало бы сделать девизом игры. И с плохим концом тут ничего нельзя поделать.
  • Neverwinter Nights 2 — нападение гитиянки на деревню и убийство подруги детства ГГ оказвается сущими пустяками, по сравнению с убийством одной из главных героинь её же собственным дедом, которого , приходится брать в группу и при хороших отношениях он раскаивается и звезда, вспыхнувшая на небе, говорит о том, что внучка простила его, в конце все еще хуже — половина спутников умирает, половина предает а в конце умирают вообще все.
  • StarCraft: BroodWar. Стуков мёртв, Алдарис мёртв, матриарх мертва, Феникс мертв, Тарсонис разрушен, власть над зергами монополизирована, флот землян уничтожен. Последняя сцена вызывает тот ещё ангст.
  • Серия Divinity. Первая часть Divine Divinity самая светлая. Является прологом для истинного ужаса под названием Дамиан и его кордебалета, Тёмного круга с демонами в Beyond Divinity и Divinity II. Этим товарищам не то, что геноцид устроить — они своих режут как нечего делать. Про поедание младенцев можно не говорить — эти ребята людьми чуть ли не питаются. И что самое печальное, остановить или хотя бы отодвинуть местный апокалипсис в настоящем не представляется возможным даже общими усилиями сильнейших того мира.
  • Saints Row 4. Начинается всё со вторжения инопланетян. Далее протагониста запирают в симуляцию (которую контролирующий её император Зиньяк сознательно делает участью хуже смерти). И сразу после успешного побега из виртуальной реальности происходит уничтожение Земли.
  • Half-Life. В первой части раса инопланетян захватила военную базу. Во второй уже другая, более продвинутая раса — всю Землю.
  • C&C: Tiberian Wars — кампания за ГСБ. Всё начинается с уничтожения всей правящей верхушки на станции «Филадельфия», после чего начинается вторжение Братства Нод. Когда же Нод удаётся остановить, становится ещё хуже — ибо из космоса на голову ГСБ приземляется инопланетная раса Скриннов.
    • Заражение Земли тиберием шло по этой же схеме. Согласно завязке C&C4, в 2062 году до превращения всей Земли в Красные Зоны оставались считанные годы.
  • Серия TES:
    • После событий Morrowind происходит Красный Год, и данмеры жрут полной ложкой последствия своей любви к работорговле от изрядно настрадавшихся рабов-аргониан.
    • События Oblivion в итоге приводят к гибели Империи, а попытки её возрождения ничем хорошим не заканчиваются. В Skyrim кое-как собранная империя уже снова умирает, вовсю прогибаясь под Алдмерский Доминион.
  • Warcraft III: Reign of Chaos как раз про это, особенно кампания за Альянс.
  • World of Warcraft — стартовые квесты за воргенов разыгрывают сей троп многократно.
    • Жили-были себе люди в королевстве Гилнеас, никого не трогали. А потом в один прекрасный день на них свалилась эпидемия воргенов — люди один за другим стали превращаться в кровожадных тварей и закрытие столицы на карантин не сумело спасти эту чуму от распространения.
    • Что ж, выжившие люди кое-как умудрились сгруппироваться, алхимик Креннан Аранас даже придумал зелье, которое способно на время возвращать воргенам здравый рассудок. А теперь нате вам Катаклизм! Везде сплошные землетрясения, скалы рушатся, целые деревни уходят под воду.
    • Уже неплохо, да? Но на этом не заканчивается — морские рифы, служившие много лет природным морским барьером, обрушились, чем не преминули воспользоваться Отрекшиеся для военной интервенции.
    • Гилнеасцев здорово потрепало, и внутренние распри между всё-ещё-людьми и уже-воргенами никак не облегчают ситуацию. Пора бы, может, отложить внутренние конфликты на второй план и спасать свою родину? Неть, получайте мятеж от аристократов, которые расстроились, что король уже тоже… того.
    • Итак, гилнеасцы каким-то чудом подавили мятеж, перегруппировались, освободили шахтёрскую деревню и, дабы не упускать момент, пошли освободительным походом на столицу. Ими было пролито немало пота и крови (среди которых и кровь юного принца) ради того, чтобы освободить три четверти города и получить желаемое превосходство. Казалось бы, они заслужили свой хэппи-энд, верно? Да чёрта с два. У гилнеасцев — воля к победе и героизм, но у Сильваны — баки со смертоносной чумой. В общем, так и живут бедные воргены в изгнании уже какое дополнение подряд.
    • И ладно бы, гилнеасцы эвакуировались на Тельдрассил (в процессе плавания корабли настиг шторм)… но вот потом перешел на сторону зла один из генералов ночных эльфов, второй серьезно пострадал, а еще позже само Древо спалили дотла в ходе новой войны. Такое ощущение, что бедные невезучие воргены несут проклятие по эстафете.
  • X-Com: Enemy Unknown — прямо в обучающей миссии происходит смерть 3 из 4 членов спецотряда от рук пришельцев! И это ещё цветочки, то ведь были самые слабые враги. Далее предстоит спасать человечество от куда более страшных монстров и порою неизбежно делать садистский выбор, допуская рост паники в 2 странах из 3 — ибо туда оперативники попросту не успевают прилететь. После битвы с Главным Гадом только героическое самопожертвование псионически одарённого оперативника спасает Землю от гибели. Да и остальная часть штурмового отряда, посланного на корабль пришельцев, судя по всему, не успела спастись.
    • Если в оригинале проекту грозило «всего лишь» закрытие из-за выхода более половины стран из Совета, то в дополнении Enemy Within базу могут запросто уничтожить пришельцы.
    • А в продолжении ещё интереснее — оказывается, всё было не так, никакой битвы с главгадом не было, человечество полностью проиграло войну пришельцам гораздо раньше. Посему Земля уже оккупирована пришельцами, а жалкие остатки того, что когда-то было под управлением игрока — теперь является сопротивлением.
  • Оригинальный X-Com был ничуть не лучше. Ладно бы только в UFO: Defense оперативники изначально были плохо подготовлены к встрече с пришельцами. Однако и в сиквеле Terror from the Deep дела обстоят не лучше — ибо все технологии требовали элерия (зрбайта, zrbite), которого попросту не осталось. А в Apocalypse выясняется, что уничтожение акватидов во второй части превратило Землю в мёртвые земли за вычетом Мега-Прайма.
  • Пародийный шпионский экшн No One Lives Forever. Пародия пародией, да только всё начинается с того, что тамошний культурный мерзавец Дмитрий Волков убивает почти всех агентов спецслужбы UNITY. Затем гибнут ментор Кейт Арчер, её напарник Том Гудмэн и куча невинных людей, ставших жертвами «живых бомб» H.A.R.M. В итоге Кейт сама обнаруживает, что стала такой бомбой. Нет, всё заканчивается не так уж и плохо — но попотеть для этого придётся изрядно.
  • Серия Dawn of War 2 развивается именно так: тут тебе и вторжение орков с тиранидами, и появление сил Хаоса, а в итоге в самом лучшем случае и без того обескровленный орден Кровавых Воронов переживает ещё и чистку от еретиков.
  • Оригинальный Dawn of War был даже хуже — там все действия Габриеля Ангелоса оказались только на руку Губительным Силам.
  • Spec Ops: The Line. Город Дубай, где происходит всё действие, с самого начала почти уничтожен песчаной бурей, отрезан от мира, лишён питьевой воды и захвачен вышедшим из повиновения армейским подразделением во главе с психопатом. И с этой стартовой точки события последовательно обрушиваются в ещё больший ужас и безумие.
  • Act of War: High Treason. Слетевший с катушек русский олигарх из оригинальной игры (от которого открестились даже бывшие коллеги из Консорциума, привыкшие вовсю наживаться на войнах!) — цветочки на фоне государственной измены на самом верху США. Убийство президента и захват опаснейшего вируса великолепно под ето подходит (С аверсией в оргинальной игре в финальных мисиях против вас воюет предатели из Нацгвардии США и основа ВВС Консорциума истрибитель бомбардировщик Ф 23 и Рихтер задаеться вопросом откуда они на службе у противника)
  • GTA San Andreas. Начинается сюжет уже «позитивно»: Карл Джонсон aka CJ, узнав о смерти своей матери, возвращается в родной город Лос-Сантос, где от старшего брата по кличке «Sweet» узнаёт, что их некогда влиятельная родная банда Grove Street утратила былое величие, её «территориальные владения» съёжились до парочки кварталов, да и по численности она сдала — кто откололся и свой клан создал, кто к вражеским Ballas переметнулся, а кто и просто погиб смертью храбрых. Мало того, по прибытию ещё и продажный офицер Тенпенни в компании своих прихвостней на скорую руку сшил CJ дело об убийстве другого полицая, которого они же и убили. Понимая, что так всё это безобразие оставлять нельзя, CJ решает остаться и дальнейший сюжет заключается в боевых похождениях с братвой, борьбой с вражескими бандами и возвращении своей банде былого величия. Увы и ах, стоило банде набрать оборотов и стать грозной силой, с которой считаются, «правящая верхушка» получает меткий кинжал в спину от Биг Смоука и Райдера, ведомых тем самым Тенпенни в решающий момент. Итоги: Свит попал в ловушку, где его нехило обстреляли, а потом ещё и в тюрьму упекли; банда Grove Street целиком исчезла с карты Лос-Сантоса; наркодиллеры, с которыми ранее в Grove Street усиленно боролись, теперь орудуют на родных улицах безнаказанно, а Биг Смоук ими в открытую руководит; многие члены банды «сторчались»; а CJ вместе с сестрой Кэндл и её парнем Цезарем под давлением Тенпенни были вынуждены покинуть Лос-Сантос и не сметь трогать Смоука.
    • В данном примере, однако, не всё так печально. Как ни как, это не конец сюжета, а лишь его треть. Ближе к концу Свита выпустят из тюрьмы, банда Grove Street восстанет из пепла, а финальным аккордом будет расправа и с Тенпенни, и с Big Smoke
      • Впрочем, события GTA V через 20 лет недвусмысленно указывают: Балласы взяли реванш, дом Джонсонов уничтожен, судьба СиДжея неизвестна (хотя есть намёки, что он процветает, став владельцем бренда одежды Fruntalot).
        • Вот это как раз не факт. Создатели игры сами объявили что есть несколько разных вселенных в GTA: вселенная 3-D, где происходят события GTA III, Vice City, и San Andreas; и вселенная HD, где происходят события четвёртой и пятой частей (плюс GTA Online). Таким образом, в GTA V (и в GTA IV тоже) никакого СиДжея могло и вовсе не существовать, и все намеки на него это не более чем пасхальное яйцо, а то и вовсе фейк.
  • GTA IV: The Lost And Damned. Именно так заканчивается сюжетная линия.
  • Трилогия «Ведьмак». Причём градус мрачнухи нарастает как внутри каждой игры, так и при переходе между ними. Ну право же, налёт на Каэр Морхен в начале первой части — сущие пустяки на фоне реального наступления Белого Хлада в финале третьей!
  • The Walking Dead: Season Two. В конце второго эпизода герои отбиваются от толпы зомби. Когда кажется, что всё кончено, героев спасают. Вот только спасителем оказывается конченный психопат Уильям Карвер.
  • Darkest Dungeon — Типичное развитие событий неудачной вылазки в подземелье. Впрочем, именно ради таких моментов игра и создавалась.
  • Stellaris — Завершитель Цикла, при вызове которого все ваши силы уничтожаются, вам передаётся одна единственная планетка, а флот силой в миллион очков начинает уничтожать все расы в Галактике, оставив вас напоследок. Что может оказаться ещё хуже? Эта самая планета окажется внутри территорий угасших ксенофобов или священным миром спиритуалистов, в результате чего они просто предоставят вам выбор: «Либо мы вас истребим, либо весь ваш вид выполнит самоубийство».
  • Hard West — вся об этом. Ваша семья от бедности подалась на Запад и голодает? Так на вас ещё нападут культисты и убьют мать. Вы остались в этих краях и решили промышлять добычей золота? Налетят бандиты, и ради защиты от них придётся идти в кабальную зависимость от другого бандита. Вы получили медальон, приносящий удачу? Скоро он заработает в обратную сторону. Ваш отец решил потихоньку уйти, чтобы унести проклятье с собой? Не помогло. Кое-как разобрались с проблемами? Ваш дом по=тихому отписали одной из корпораций и, убивая её наёмников, вы ставите себя вне закона. И это только первый, вступительный сценарий.
  • Five Nights at Treasure Island — в первую ночь игроку придется иметь дело только с Фото-Негативным Микки и Суицид Маусом, плюс говориться, что первый слеп и ориентируется на слух. На второй ночи появляется Освальд и говориться, что Фото-Негативный Микки видит, но плохо. А потом, с каждой ночью появляется ещё больше костюмов.
  • Geometry Dash — местная градация сложностей. После Hard (сложный) идёт Harder (очень сложный), потом Insane (безумный), а потом... Demon. При этом для пользовательских уровней существует 5 категорий демонов. Easy Demon, Medium Demon, Hard Demon, Insane Demon и Extreme Demon. Если даже Easy Demon сложнее, чем Insane, что тогда такое Insane Demon?

Музыка[править]

  • Песня «Всё хорошо, прекрасная маркиза».
  • Дилогия Высоцкого «Охота на волков». Немногие волки могут пересечь полосу флажков, но когда в дело вступают вертолёты — пиши пропало.
  • В клипе Gorillaz «Feeling Good Inc.» 2-D явно плохо и он откровенно мечтает оказаться рядом с Нудл на летающем острове. Вот то только в продолжении «El Manana» уже Нудл впору завидовать 2-D — его хотя бы не пытаются убить вертолёты!
  • Песня Игоря Корнелюка — «Клево». Всё начинается с протекающей крыши, а заканчивается смертью лирического героя от отравления вином.

Фанфики[править]

  • Fallout: Equestria: показанные во флэшбэках события 200-летней давности начинаются с захвата пиратами пленников, а заканчиваются превращением мира поняш в мир Фаллаута.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — несколько примеров.
    • SCP-523 необходимо уничтожить в случае начала событий конца света класса ХК (Existential Keter, сверхъестественная угроза, наиболее вероятный вариант), потому что его особенность может сделать всё ещё хуже.
    • SCP-2998, начиная с третьей итерации: несколько зараженных людей => побег зараженных людей => массовое заражение людей, атаки на зоны Фонда => захват Земли инопланетной цивилизацией => массовое нарушение условий содержания. Пришлось откатывать историю назад, «заткнув круглой затычкой квадратную дыру», то есть соединив эффекты SCP-055 и SCP-579.
    • Неудавшийся скульптор реальности Ск-РЗ-1914 пополам с Ай молодца. Сначала пожелал узнать все о тех, кто узнает о его способностях, для того, чтобы себя обезопасить. Когда фонд узнал про него, он узнал все про фонд, и при попытке уничтожить скульптора, он уничтожил всех ликвидаторов, охранников, большую часть исследовательского персонала, а руководителей взял под свой контроль. Это привело к нарушению содержания многих объектов, с закономерными последствиями. Затем скульптор попробовал уничтожить и исправить последствия своими силами, в итоге возникает конец света FK(спонтанное возникновение старых и новых объектов SCP). Отказавшись от предложений администраторов SCP по предотвращения конца света, дальше пытается справиться своими силами(в том числе пытаясь возвращаться назад во времени). В итоге в плотную подходит к концу света ZK(полному концу света), и за 10 секунд до него соглашается с предложением SCP вернуться назад во времени до того как он осознал свои силы и дает добро на свою ликвидацию в прошлом.
  1. «кучер» по-узбекски