Пандемия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Пандемия» — немецкая кооперативная настольная игра. колучила большое количество наград. Особенность игры в том, что игроки в ней не соперничают между собой, а наоборот, сотрудничают против игры. Таким образом игроки составляют единую команду, где победа и поражение — общие.

Сеттинг[править]

Над миром распростёрлась сильнейшая угроза — по планете гуляет эпидемия из четырёх болезней, распространяясь на всё новые и новые города. Для борьбы с пандемией ВОЗ создала медицинскую бригаду особого назначения, предоставив ей неограниченные полномочия и право перемещения по всему миру.

Описание игры[править]

Коробка — реально гроб, по крайней мере по габаритам. По массе, кстати, вполне ничего. Элементов не так уж и много, и они удобно расфасованы по прозрачным пакетикам.

Игра происходит на поле, которое представляет собой карту мира с отмеченными на ней в виде кружков крупными городами и соединяющими города линиями. По этим линиям могут перемещаться игроки и распространяются болезни. Также в комплект входят карточки заражения, карточки городов, карточки игроков, карточки действий. На последних указаны игровые роли и особые свойства каждого персонажа. Также на поле две шкалы — шкала количества вспышек болезни и шкала мощности этих вспышек.

Мир поделён на 4 региона, кружки городов в которых обозначены разным цветом. Болезни (напоминаем — их 4) имеют вид разноцветных кубиков — красные, синие, жёлтые, чёрные. Каждому региону соответствует одна болезнь, но болезни могут распространяться и переползать в «не свои» регионы. Кубики болезней выкладываются на поле в кружки городов. В какие именно города и как — узнаём из карточек болезней.

В игре в наличии три вида карточек — карточки заражения, карточки действия и карточки медиков. Карты заражения указывают, в каких городах вспыхивают и распространяются болезни. Всё просто — вытягиваем из колоды (рубашки вверх) карточку, переворачиваем, читаем название города, указанного на карточке — ставим туда кубик болезни. Если вытянутая карточка красного цвета, то в этот город ставим красный кубик, если жёлтого… синего… В одном городе может быть до 3 кубиков, цвет значения не имеет, главное — не больше 3. Если по условиям игры придётся ставить туда четвёртый кубик (любого цвета), то кубик не ставится. Нет, вместо этого кубики этого цвета начнут распространяться в соседние города от «перегруженного», по одному кубику в соседний город. Это называется вспышка болезни. Такие вспышки могут быть цепными, если рядом два города, в каждом из которых по 3 кубика, что очень погано.

Карточки медиков — это материалы о болезнях, на основе которых будет создано лекарство. Одновременно эти медкарточки — билеты-пропуска в указанные на карточках города. Они также бывают 4 цветов, по числу болезней.

Карты действия влияют на ход событий в игре или дают какие-либо бонусы игрокам. Сыгранные карты кладутся в сброс и никогда больше не используются (исключение — если в игре есть Специалист по чрезвычайным ситуациям, см. ниже).

Цель игры — создать лекарство от всех четырёх болезней, гуляющих по миру.

Задачи и ход игры[править]

Ходы игроков[править]

Ход каждого игрока состоит из 3 шагов. Первый — перемещение.

Игроки перемещаются меж городами, уничтожая («съедая») кубики болезней (вылечивая города). У каждого игрока 4 действия. За ход игрок может:

  • переместиться в другой город,
  • «съесть» 1 кубик болезни (кроме Врача, тот может одним махом «съесть» все кубики болезни в данном городе),
  • построить лабораторию (в них и создаются лекарства),
  • передать другому игроку одну из своих карточек или взять у игрока любую его карточку.

По окончании своего хода, игрок вытягивает из колоды медицинских карточек 2 карты себе на руки. На руках должно быть не более 7 карт. А если получилось больше? Значит, одну кладёшь в сброс прямо сейчас!

Задача игроков — собрать в руках (исключение — Учёный, об этом ниже) 5 медкарточек одного цвета. Затем с этим набором игрок бежит в лабораторию (или строит лабу сам) и в лаборатории сбрасывает все пять медкарточек, одновременно выкладывая на поле жетон лекарства соответствующего цвета. Теперь любой игрок за 1 действие может полностью очистить город от всех кубиков болезни этого цвета. А Врач вообще перестаёт тратить действия на вылечивания, превращаясь в эдакий медицинский танк, обнуляющий болезни того же цвета, что и лекарство, просто проходя по городам. Всё просто и вперёд к победе? Нет.

Дело в том, что все действия происходят в различных городах. А ряд действий невозможно выполнить, не имея на руках медкарточки города, ИМЕННО того города, в котором ты сам! Пример — нужна лаборатория, чтобы в ней сделать лекарство (лабы применяются ещё кое-для-чего, об этом ниже). Чтобы её построить, нужна медкарточка того города, где находишься (исключение — Инженер, о чём ниже). Нет её? Пили в тот город, от которого у тебя есть медкарта! Не успеваешь, до того, как болезнь распространится ещё больше? Твои проблемы.

Другой пример. У тебя на руках 4 медкарточки одного цвета, нужна пятая, и лекарство готово. У другого игрока есть нужная карта. Взяли и обменялись? Нет. Во-первых, для обмена игроки должны встретиться в одном городе. Во-вторых, передаваемая медкарта должна быть именно от того города, в котором рандеву. В Москве невозможно передать карту Вашингтона (исключение — Исследователь, о чём ниже), в Осаке нельзя передать карту Пекина и пр. Вот и смотрите, что на руках и бегайте по всему миру.

Третий пример. Не все города соединены напрямую. Нет прямого рейса Москва-Токио или Вашингтон-Пекин. Что делать? Пешком чапать, через несколько других городов, теряя время? Выход есть. Если на руках медкарта Стамбула, а сам игрок в Мехико, то он сбрасывает карту Стамбула и — переносится туда. Медкарты городов — это ещё и билеты, помним? Другой путь. Игрок в Москве, на руках есть в т. ч. и медкарта Москвы. Но нужно в Йоханнесбург, аж на юг Африки. В этом случае в Москве сбрасывается медкарта Москвы, и игрок переносится в любой город мира по желанию. Этакий заказной рейс.

Вот и приходится игрокам постоянно решать — сохранить карту или потратить на перемещение.

Выполнив первый шаг, игрок делает второй шаг — вытягивает из колоды медкарт городов две новые. У игрока на руках может быть не более 7 карточек. Если вытянуто больше, то лишние немедленно либо разыгрываются (карточки действия), либо сбрасываются (карты городов).

И затем делается третий шаг — из колоды карточек заражения вытягиваются новые карточки. Точное число указано на специальной шкале мощности вспышек эпидемии. В города, указанные на карточках, кладутся кубики болезней того же цвета, что и вытянутая карточка. Вытянутые карточки кладутся в сброс.

Вспышки эпидемии[править]

Вспышки эпидемии — случайные местные обострения болезней. происходят они либо тогда, когда кто-то из игроков вытянул из колоды медкарт городов зелёную карту «Эпидемия» (напоминание — в колоде все карточки лежат рубашкой вверх), либо когда по ходу игры игроки обязаны положить 4-й кубик болезни в городе, где уже есть 3 кубика.

В случае вытягивания карты «Эпидемия» игроки перемешивают сброшенные карточки заражения и снова кладут их рубашкой вверх в основную колоду карт заражения. Легко догадаться, что в этом случае новые вспышки болезней будут в городах, где, вполне возможно ещё не вычистили старые болезни (не удалены кубики), что делает такие вспышки особенно опасными. Кроме того, игрок вытянувший «Эпидемию», достаёт ИЗ-ПОД НИЗА колоды карточек заражения новую карточку и в указанный на карточке город кладёт не 1 кубик болезни, а сразу 3, делая эпидемиологическую обстановку в этом городе очень опасной.

Во всех случаях вспышек болезни — по 4-му ли кубику, по карточке ли «Эпидемия» — игроки перемещают указатели на шкале количества вспышек болезни и на мощности самих вспышек. Если вспышек будет больше, чем 7, то игроки проигрывают (см.ниже).

Лаборатория[править]

Есть на карте строение — лаборатория. Именно там создаются лекарства. Самая первая лаба — в Атланте.

  • Автор правки, будучи преподавателем в младших классах и обучая своих учеников этой игре, всегда первую лабу ставил в Москве.

В дальнейшем игроки могут строить новые лаборатории, нужно только потратить карточку того города, где сам находишься (исключение — Инженер, о чём ниже). Также между лабами можно перемещаться служебным рейсом — заходишь в одну лабу, выходишь в другой, потратив 1 действия. Так что лабы являются своего рода порталами, и в начале игры их бывает полезно построить как можно дальше друг от друга.

Игровые роли[править]

В игре 7 игровых ролей:

  • Врач — на полное вылечивание города тратит только 1 действия, а не 1 действие на 1 кубик болезни. Если же в руках лекарство того же цвета, что и кубики болезни, то даже это 1 действие не тратится. Кроме того, если в городе Врач с лекарством, то в этом городе не происходит вспышка болезни того же цвета, что и лекарство, и в городе не может распространиться эта болезнь в случае ее вспышки в соседнем городе.
  • Инженер — строит лабу в городе, где находится, не тратя карточек. Кроме того, один раз за ход Инженер может переместиться от лабы в любой (!) город, сбросив карту любого (!) города. Но — использовать лабу как трамплин может только Инженер.
  • Диспетчер — может тратя свои очки действия (напоминание — у каждого игрока их 4) двигать чужие фишки с согласия их хозяев, не только прямо по линиям, но и сбрасывая медкарты городов из своей руки, в случае нужды. Врач при этом также продолжает вылечивать от болезней, как если бы его фишку двигал хозяин. А вот Инженер не может прыгать от лабы, если его фишку двигает Диспетчер. Кроме того, Диспетчер может передвинуть любую фишку в любой город, где есть другая фишка. Кто сказал «телепортировать»?
  • Специалист по карантину — или попросту Санитар. Санитар блокирует распространение вспышек болезней или их распространение в город, где находится и в соседних, соединённых с ним линиями. Этакое ходячее силовое поле.
  • Учёный — требует для создания лекарства не 5 медкарточек одного цвета, а только 4. (По мнению автора правки, наименее ценная игровая роль).
  • Исследователь — все игроки для обмена медкарточками должны встречаться в городах, чьи названия написаны на этих карточках. Все игроки — кроме Исследователя. Для обмена карточками с Исследователем нужно просто находится с ним в одном городе, в любом.
  • Эксперт по чрезвычайным ситуациям — позволяет сыграть сброшенные карты действия ещё 1 раз. По мнения автора правки, тоже роль так себе.

Перед началом игры игроки вытягивают себе по 1 роли из веера карточек. В «Пандемию» можно играть от 2 до 4 игроков, хотя умудряются и больше.

Проигрыш и выигрыш[править]

Выигрыш в игре достигается созданием лекарства от всех четырёх болезней.

Проиграть можно одним из 3 способов:

  • Закончится колода медкарт городов. Если это произошло раньше, чем изобретены все 4 лекарства — игроки проигрывают.
  • Закончатся кубики болезней любого цвета. Всего у каждой болезни 24 кубика. Если на поле выложен последний кубик болезни, а по ходу игру кубики такого цвета опять потребовались — игроки проигрывают.
  • Количество вспышек болезни превысило 7. Если грянула восьмая вспышка болезни — игроки проигрывают.

Облегчить выигрыш можно следующим способом. Если изобретено лекарство от болезни, и игроки сумели «съесть» все кубики от этой болезни, то жетон с этим лекарством переворачивается оборотной стороной, на которой изображён перечёркнутый круг. С этого момента новых вспышек болезни этого цвета не происходит. ВАЖНО — уничтожение болезней не обязательно. Обязательно — создание 4 лекарств.

Дополнения[править]

К «Пандемии» выпущено ряд дополнений.

«На грани»[править]

Включает в себя:

  • Новые игровые роли.
  • Новую болезнь — вирулентный (устойчивый к лекарствам) штамм вируса!
  • Доп. карточку «Эпидемия», обостряющую игру.
  • Несколько бонусных карточек.

Вирулентный штамм представляет собой 12 (а не 24!) кубиков СИРЕНЕВОГО (или всё же фиолетового?) цвета. Появляется этот штамм, если кто-то из игроков вытянет из колоды «Заражения» карточку с надписью «Мутация». (Автор правки в своё время купив расширение, был удивлён. Карточки «Мутация» имеют рубашку иного оттенка, чем прочие карточки «Заражение», так что по рубашке сразу видно, что следующая карта — поганая. Это брак производителя? Или на это и рассчитано — заранее помотать нервы и погонять адреналин игрокам?)

Фиолетовая болезнь распространяется по более сложным правилам, чем обычные, и по более сложным правилам получают лекарство от неё. Т. к. фиолетовых кубиков не 24, а 12, то они могут закончиться куда быстрее, что значительно обостряет игру.

Дополнительная игровая роль — «Биотеррорист», играющий против остальных игроков. Непонятно, с чего это он террорист, он же не выдвигает никаких политтребований. Этот персонаж просто массовый убийца и не более. (Автору правки дико не зашёл этот сценарий).

В лаборатории[править]

Новое дополнение включает в себя действия в самой лаборатории, превращая создание лекарства в более развёрнутый и замысловатый процесс. Теперь, чтобы получить лекарство, надо описать болезнь, выделить нужные образцы, размножить их и пр. На всё это требуются действия игроков. Поэтому часть ролей получила бесплатные доп. действия для работы в лаборатории.

Также расширение включает:

  • Новые карты событий
  • Новые сценарии
  • Новые или переделанные старые роли.

Новые роли обоих расширений:

  • Руководитель — может лечить болезни не только в городе, где сам находится, но и в соседних, соединённых линиями. Кроме того один раз за ход может передвинуть чужую фишку (с разрешения хозяина) либо в свой город (в смысле, в город, где сам находится), либо в город, соединённый прямой линией со своим. Исключение — руководитель не может перемещать Пилота, см. ниже.
  • Местный координатор — раз за ход может передать медкарту цвета своего города любому игроку, находящемуся в городе того же цвета. Теперь разъяснение — мир разбит на 4 разноцветных региона. Допустим, Координатор находится в городе Осака (красного цвета). У него на руках медкарты Пекина и Москвы. Другой игрок находится в городе Сидней, который тоже красного цвета. Координатор может передать «сиднейцу» медкарту Пекина, т. к. Пекин тоже в «красном» регионе. А медкарту Москвы — не может, т. к. Москва — это чёрный регион.

Кроме того, Координатор имеет одно бесплатное действие в Лаборатории.

  • Вирусолог — может (сбросив 1 карту города любого цвета) убрать 1 кубик этого цвета из любого города мира. Дистанционный очиститель, однако! Кроме того, вирусолог может сбросить две карты одного цвета, чтобы заменить ими 1 карту города нужного цвета, когда выполняет изобретение лекарства. Т. е. для лекарства нужно 5 карт одного цвета (исключение — Учёный). Но — вирусолог может использовать 4 карты города одного цвета и 2 карты города другого цвета. Или 3 одного цвета, 2 другого и 2 третьего.
  • Пилот — опаньки! Не может строить лабы, также не может перемещаться в соседние города напрямую, по линиям, соединяющим города. Зато — пилот может переместиться в любой город в пределах 3 линий от себя и взять с собой 1 фишку другого игрока пассажиром (с разрешения хозяина фишки). Самого же Пилота можно перемещать (например, Диспетчером) только по общим правилам, без его «полётных» качеств. (По мнению автора правки — самая неудобная роль, хоть и не без приятных и полезных свойств).
  • Эрудит — может сделать не 4 действия, а 5.
  • Архивариус — может держать на руках не 7 карточек городов, а 9.
Дополнительные правила выигрыша[править]

Т. к. способов проиграть в игре аж три штуки, то количество путей выигрышей тоже было расширено. Теперь способы победить:

  • Создать лекарства от всех 5 болезней (включая вирулентный штамм — «фиолетовую» болезнь).
  • Создать лекарства от 4 болезней и «съесть» все фиолетовые кубики.
  • Уничтожить 4 болезни. (Автор правки подозревает, что последнее правило — хоумрул).
    • Если последнее - всё же хоумрул, то просто напрашивается развитие идеи. Ну скажем - 3 болезни уничтожить, от 1 найти лекарство, все фиолетовые кубики - "съесть". Или... Ну, тут уже на сколько фантазии хватит.

Три способа проигрыша — три способа выигрыша. Всё честно!

«Наследие»[править]

«Наследие» сохраняет следы прежних сыгранных партий, а не начинает каждую игру с нуля, как классическая «Пандемия».

  • Добавилась прокачиваемость (развитие) игроков и получение ими новых навыков. Также они могут иметь отношения с другими персонажами.
  • Игровой процесс разделён на 12 месяцев. Победа в том или ином по порядку месяце даёт определённые бонусы в следующем игровом месяце, провал — определённые штрафы.
  • Добавились наклейки заданий, задающие новые цели и задачи.
  • Осторожно! Лучше не читайте, если намерены поиграть в игру. Вспышки болезни теперь сеют панику в городах, по степени от 0 до 5 (1 — никакого эффекта, 2-3 — невозможно прибыть в город сбросом карты, только своим ходом, лаба в городе гибнет (если была), новые лабы в нём строить нельзя, 4 — теперь даже чтобы своим ходом прибыть в город надо сбрасывать карту этого города, 5 — развитие предыдущего пункта, сбрасывать теперь надо 2 карты, одну — этого города, одну — дополнительную того же цвета). Если вспышка произошла в городе, где присутствует игрок, то он получает психологическую травму, которая будет теперь на него негативно влиять. Персонажи теперь могут безвозвратно погибнуть.
  • В конце игры (неважно, победа или поражение) можно выбрать одно из следующих действий, которое повлияет на все последущие игры:
    • Наклеить наклейку на любую карту города в колоде, чтобы заявленное на наклейке событие сыграло в следующий раз при вытаскивании этой карты из колоды,
    • Сохранить одну из лаб для следующих партий, наклеив её наклейку прямо на поле,
    • Заработать новый навык одному из персонажей,
    • Добавить положительную мутацию к уничтоженной в этой игре болезни, чтобы с ней было легче бороться в дальнейшем.

Что тут есть[править]