Пария

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи The Unfavourite, All of the Other Reindeer. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Член семьи или общества, которого что есть, что нет — разницы никакой.

Пария — это изгой, обычно в переносном смысле. Его не обязательно изгоняют буквально (чаще даже как раз обходятся без этого) — но демонстративно не любят, не уважают, не приемлют, сторонятся, ставят на самое последнее место, считают, что он хуже, чем все остальные. Или изо всех сил изображают такое отношение — чтобы за кем-то была стабильно закреплена роль «штатного изгоя».

В Индии так называлась низшая каста, представители которой выполняли самые грязные работы, так что представителям остальных каст было «западло» к ним даже прикасаться. В феодальной Японии существовали аж две аналогичных касты, несколько разного статуса: чернорабочие (burakumin) — и совершенные уже парии (eta), обитатели самого низа социальной пирамиды, «люди вне религии», занимавшиеся разведением мясного скота (в основном для собственных нужд — буддисты ведь не ели мяса), разделкой мясных туш, осуществлением истязаний и казней и уборкой нечистот. Только eta разрешалось не мыться.

В современном обществе слово «пария» обычно употребляется иносказательно.

Если в семье больше одного ребёнка и один из них любимчик в семье, то второй всегда будет этим тропом. Вовсе не обязательно, что этот персонаж менее талантлив, чем его брат или сестра — просто это тот, кого родители отторгают по каким-то причинам. Ревность к любимцу в семье — почти всегда спутник этого персонажа в произведении. Тяжёлое детство очень часто именно у этих персонажей.

Родственные тропы:

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

Театр[править]

  • Фридрих Шиллер, «Разбойники» — Франц Моор. Отец так его ненавидел, что Франц после того, как избавился от старшего брата, отцовского любимчика Карла и стал полноправным хозяином поместья, отправил отца в тюремные казематы.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • М. Е. Салтыков-Щедрин вырос в семье, в которой мать делила детей на любимых и постылых. Жизнь последних была незавидна. Эту особенность семьи писатель воспроизвел во многих книгах. Сам он, по мнению биографов, принадлежал к любимчикам, но в полуавтобиографическом произведении «Пошехонская старина» написал: «Что же касается до меня лично, то я, не будучи „постылым“, не состоял и в числе любимчиков, а был, как говорится, ни в тех, ни в сех».
  • Братья Стругацкие, «Далёкая Радуга» — деконструкция. Да, Роберт Скляров обделён умом (и то относительно — если сравнивать с местными гениями), но не всем же Нуль-Т покорять. А так вполне приятный на вид молодой человек, общительный незлобивый красавец и физкультурник. Вон с него даже скульптуры ваяли в античном стиле. Но он всё равно чувствовал себя неполноценным, потому что в довольно ровном обращении с ним всех, кто его знал, проглядывала некая неуловимая гадливость… а некоторые и насмешечки откалывали…
    • Впрочем, тут деконструкция. Скляров уж никак не «вовсе невинная жертва», никакой не «объект голимого предубеждения, который на самом деле совсем-совсем хороший». Просто за ним с юности, если только не с детства, замечены некие моральные провалы, в которых никто не мог оказаться виновен, кроме него самого — ведь в описываемом обществе педагоги бережно «нянчатся» с каждым, и пренебрежение (?!) хоть к одному из детей/юношей совершенно исключено; так вот, Робик, видимо, чем-то крупно расстроил даже таких педагогов, причём сам-то реагировал в духе «А чё я такого сделал-то?», и попытки втолковать ему, ЧТО ЖЕ он сделал, успеха не имели… И ему сказали «Что за фигня, герой?» и с тех пор относились к нему несколько неуважительно. И так называемая «обделённость умом» у него явно рукотворная (причём его же собственными руками — то есть он сам кузнец своего «недосоображения»). А уж никак не «Всего лишь не гениален, в отличие от гениев, на что каждый гражданин несомненно имеет право». Не-ет, там было что-то, с точки зрения людей Полудня однозначно неправомерное, недопустимое, а не просто «не выдающееся» — но и никакого формального криминала Робик себе, в то же самое время, разумеется, не позволял. Если знать сеттинг Полудня в целом — именно такая реконструкция прошлого Склярова станет очевидной и безвариантной. А впоследствии, уже собственно во время событий повести, когда люди начнут эвакуироваться от возможной страшной катастрофы и мест в эвакуационном транспорте будет на всех не хватать, Роберт довольно хладнокровно оставит свою возлюбленную на планете Радуга (где, возможно, все оставленные сейчас погибнут), а сам улетит — дескать, прости, дорогая, так получилось, я-то мне самому уж всяко ценнее, чем ты мне же, авось обойдётся, ты мужайся, милая, но и меня постарайся понять: своя рубашка, как говорится, ближе… То есть Роберт всего лишь «показал на Радуге наконец своё личико», некие «черты» которого — при сверхразвитой-то педагогике Полдня! — у него рассмотрели гораздо раньше, но поделать что-то с этим (убедить Роберта поменять внутри своих идей что-то) были бессильны (он не хочет, и всё!), тем более что Роберт формально ничего не нарушал и оттого прямым наказаниям не подлежал…
  • Юрий Томин, «А, Б, В, Г, Д и другие» — после того, как Шурик проявил себя как подлец, остальные юные туристы превратили его в парию (в социальном смысле). Стасик (их главный) — Шурику: «Молчи. Тебя не спрашивают. Тебя больше никогда не будут спрашивать». Шурик пытался делать вид, что «всё нормально» и «всё по-прежнему», но это не прокатывало.

Зарубежная[править]

  • Джейн Остин любит этот троп:
    • «Гордость и предубеждение» — Элизабет любимица отца, но троп для матери. Лидия же, наоборот, любимица матери, но не отца. Мэри игнорируют практически все, а вот Китти уже полноценный троп.
    • «Доводы рассудка» — Энн Эллиот. Младшая в семье, она явно и откровенно нелюбима. С ней не считаются, её не замечают, по умолчанию подразумевается, что она уступает всем, оказывает полезные услуги, а также занимается необходимыми делами, когда ими не хотят заниматься другие.
  • Г.-Х. Андерсен, «Гадкий утёнок».
  • В. Гюго, «Отверженные» — Козетта и Гаврош.
  • Марк Твен, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» — собственно Гек Финн. Причём именно этим словом автор его и называет, в социальном смысле. То есть этот бродяжка — пария не для папаши-алкоголика, у которого он единственный, а для добропорядочных жителей города.
  • «Унесённые ветром» — когда умерла любимая дочь Скарлетт Бонни, мать недовольна тем, что у неё осталась Элла от предыдущего мужа, которого Скарлетт тоже презирала.
  • Роберт Грейвз, «Я, Клавдий» — Клавдий для всей своей семьи, кроме, пожалуй, старшего брата. Хромой заика, который только и делает, что сидит в своих этрусских книжках, риторике не обучен, любую ответственную должность поручить стыдно. Когда дедушка Август, выступая перед патрициями с призывом заводить большие семьи, показывает им как раз попавшегося под руку Клавдия, его поднимают на смех. Тем не менее, по итогам повествования оказывается, что Клавдий в семье был единственный нормальный человек.
  • «Властелин Колец» — Фарамир для Денетора. Что ж ты в танке не сгорел?
  • А. Азимов, «Штрейкбрехер» — колония с наследственной кастой из одной семьи, глава которой нажимает на кнопки, управляющие переработкой отходов жизнедеятельности. Герой прибывает на колонию, как раз когда этому человеку надоела жизнь неприкасаемого, и он решил забастовать. Герою приходится выполнить эту работу самому (переполнение резервуаров чревато эпидемией), после чего ему говорят (по телефону) «спасибо, а теперь быстренько на звездолёт и домой, неприкасаемый».
  • Стивен Кинг, «Кэрри» — главная героиня для своей матери.
  • «Гарри Поттер» — главный герой, конечно же. Эталонный пример.
    • Рон постоянно ощущает себя таковым на фоне старших братьев (Билл и Чарли — взрослые самостоятельные мужики с крутой, увлекательной и денежной работой, мамина гордость — староста Перси, а близнецы — бесстрашные неунывающие авантюристы и всеобщие любимцы), но на самом деле нет. Просто у родителей постоянно не хватает возможности выразить любовь к нему в материальном эквиваленте — всё уходит либо на старших, у которых потребности, понятно, выше, либо на Джинни, которую, как младшую и единственную дочку, немного балуют — и парень чувствует себя обделённым. Но когда требуется помочь не деньгами, а словом и делом — все Уизли моментально встанут друг за дружку горой, и Рон тут не исключение.
      • Вот кто среди Уизли реальный пария — так это Перси. Братья — даже бывший «коллега» Билл — дружно воротят от этого зануды, ханжи и карьериста носы. Безоговорочно любит его только мать.
      • А ещё у Молли есть двоюродный брат — то ли магл, то ли сквиб, с волшебным миром, включая родню, не контачит и служит где-то бухгалтером. Уизли его тоже не вспоминают — скорее всего, попытались как-то пообщаться, да не пошло.
    • Меропа Мракс, мать Волдеморта, воплощает троп. А ведь девочка всего-то хотела быть любимой, а не инструментом батиных евгенических фантазий…
    • Сириус и его кузина Андромеда (в замужестве Тонкс), поставили себя так среди Блэков, якшаясь с грязнокровками и осквернителями рода предпочитая общество нормальных людей, не страдающих шовинизмом.
    • Петунья Дурсль считала себя таковой. На самом деле, скорее всего, в семье её вполне любили — но Лили любили ещё сильнее, постоянно восторгались творимым ей волшебством, и Петунье, что называется, чужой кус казался слаще.
    • Северус Снейп. У этого и вовсе тяжёлое детство, деревянные игрушки, прибитые к потолку, и адский папаша.
  • «Песнь Льда и Огня» — Тирион давит педаль в асфальт.
    • Теон Грейджой. Отец его презирает, и вполне заслуженно (впрочем, в основном не за то, за что его следует презирать по меркам нашего общества). Аша же, может, и хотела бы помочь ему, но своим гадким характером он портит всё. Ашу сердит его козлизм и сексизм, и она несоразмерно шпыняет Теона и жестоко насмехается над ним, так что получился эффект «Называйте человека свиньёй почаще, и он в конце концов захрюкает». Если бы Аша не превратила в моральный ад пребывание Теона в родном доме (где он долго отсутствовал) — может, он и не решился бы на свою идиотскую и, как позже выяснилось, хуже-чем-самоубийственную авантюру…
      • В результате Рамси Болтон, взяв Теона в плен, превратил его не просто в своего слугу и «живую игрушку», а в парию — уже не в семейном, а в социальном смысле слова. Но только в этой роли Теон сумел раскаяться в своём прежнем свинстве, преодолеть свой козлизм и морально возвыситься. И всё равно, не дай бог подобного НИКОМУ.
    • Станнис Баратеон для своих братьев. Станнис, разумеется, виноват в том, что никак не боролся против некоторой своей собственной очевидной малоадекватности — но и старший брат Роберт и младший брат Ренли, в свою очередь, дурно поступали, изводя его насмешками и на каждом шагу с хохотком подчёркивая, что он в семье «белая ворона» и «кислорожий чудик», которым, дескать, никак не получается гордиться, несмотря на то, что Станнис выковал из себя сурового, бескомпромиссного воина, полководца и флотоводца. Однако верно и то, что бескомпромиссная суровость — это само по себе да-алеко еще не гарантия, что человек будет полностью адаптирован и социально безопасен… Ну кем надо быть, чтобы на полном серьёзе требовать от короля и министров немедля, вот прям щас, волевым решением запретить и ликвидировать по стране все бордели (или ещё и питейные заведения), притом что на дворе стоит лишь самую чуточку приглаженная версия навозных веков?..
    • Субверсия в случае со Старками. Арья думает, что она троп, но это не так — Эддард потакает ей во всём, а Кейтилин тоже её любит, хоть и недовольна её поведением: она хочет видеть Арью леди (нет, не воительницей), Арья хочет быть бой-бабой.
    • Джон Сноу троп, но только для Кейтилин, которая его ненавидит. Остальные относятся к нему доброжелательно.
    • Сэм Тарли для своего отца. Вот тут уже чистейший троп и абсолютная несправедливость по отношению к Сэму — ну да, ботан, ну и что? Такие, как он, в Вестеросе испокон веков становятся мейстерами, и все довольны. Но нет, надо вбить себе в голову, что, став мейстером, Сэм бы опозорил род (это не так — никто не посмотрел бы на это, как на позор, и вообще в мейстеры уходили даже принцы крови). А вот остальная семья относятся к нему нормально: мать и сестра его любят, и даже младший брат (любимчик отца) Дикон не проявляет выраженного негатива к Сэму.
      • В Ночном Дозоре, организации немногих добровольных отшельников, служащих вместе с многочисленными ссыльными (социальными изгоями) Сэма попытались было превратить во «внутридозорного» парию, потому что он в семье уже привык быть объектом буллинга и повёл себя в Дозоре как «штатная жертва». Но Джон Сноу не позволил — и сумел мотивировать большинство на воздержание от подобного, убедив их, что травить кого-либо недостойно. А меньшинство, не согласное с этим, Джон сумел попросту запугать, потому что другого языка они не понимали.
      • Джон вообще не любит, когда из кого-то делают парию — накушался сам и не желает этого больше никому. Ссыльного гомосексуалиста Атласа он тоже не дал в такого превратить (и нет, что бы там ни думали шипперы, Джон — абсолютный гетеросексуал).
  • Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета» — Ренарин с его врожденным малокровием и тихим характером презирается своими ориентированными на войну соотечественниками. Даже его отец довольно долго в мыслях называл его «тот, другой» и «инвалид» — хотя позже понял свою ошибку и раскаялся.
  • Жаклин Уилсон, «Разрисованная мама» — с прикрученным фитильком: так-то мать и сестра любят главную героиню, но всё же она всегда чувствовала себя «старой облезлой попугаихой, одиноко нахохлившейся в стороне от двух ярких и очаровательных неразлучников».

Кино[править]

  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — мальчик «а что это вы здесь делаете?». Все дети в пионерском лагере дружно его за что-то не любят и каждый раз говорят ему только одно: «Иди, иди отсюда!».
  • «Тор» — Локи. Так он считал и, как оказалось, небезосновательно. На самом деле он сын не Одина, а ётуна Лафея. Он даже не бастард, а просто трофей. Следовательно, законным путём трона ему не видать.
  • «Совсем пропащий» (по «Приключениям Гекльберри Финна») — Гек Финн, роль которого исполняет Роман Мадянов.

Мультфильмы[править]

  • «Король Лев» — Шрам, конечно же. Во всяком случае он себя считает этим тропом, хотя подробностей мы не знаем.
    • Кстати, неканоническая расширенная вселенная утверждает, что раньше его звали Така — «мусор, отброс» на суахили.
  • «Холодное сердце» — принц Ханс.
  • «Русалочка 2: возвращение в море» — Моргана. Всю жизнь ревновала мать к Урсуле и закрутила всю интригу, только чтобы ощутить себя не хуже сестры.

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Angel Beats! — Аято Наой при жизни.
  • Blue Exorcist — Юкио умудрился стать сабжем и в родной, и в приёмной семье, а потом и повсеместно.
  • Funny Pets — Крещент.
  • Naruto — Хината в своей семье, поскольку была признала отцом бездарной и лишена статуса наследницы. В отношении неё есть небольшой бонус для гениев: в японской традиции отрезание волос символизировало разрыв связей с прошлым, и среди всех показанных членов клана, не считая статистов из побочной ветви, только у Хинаты короткая стрижка. Потом отношение к ней потихоньку начинает меняться, и ко второй части она уже отращивает волосы.

Видеоигры[править]

  • Silent Hill: Homecoming — протагонист Алекс Шепард по сравнению со своим младшим братом Джошуа. А разгадка в том, что Алекса с рождения предполагалось принести в жертву по договору с божеством.
  • Pathfinder: Kingmaker — Амири. Её в родном племени так и называли. А то, что она за такое может голову отвернуть, их не сильно смущает.
  • Darkest Dungeon — Прокажённый и особенно Выродок.
  • Elden Ring — поскольку в Годрике совсем немного божественной крови, прочие члены семьи запросто потешаются над ним, пусть он и действительно слаб и труслив. Годрик, пытаясь дотянуться до своих более сильных родичей, даже начал приращивать к себе конечности Погасших, чтобы перенять их могущество.
  • Scarlet Nexus — Касанэ и так была приёмной в семье Рэндалл, но после «гибели» своей сводной сестры Наоми на совместном задании (на самом деле Наоми не погибла, а мутировала в «Иного», но это строгая правительственная тайна) с ней перестают общаться удочерившие её родители.

Визуальные романы[править]

  • Little Busters!Харука, в то время как Каната была любимчиком в семье. Правда, в конце оказывается, что более везучая сестра была ненамного счастливее в этой ситуации.

Реальная жизнь[править]

  • В Германии 1933—45 годов («эпоха Третьего Рейха») гитлеровский режим превратил евреев во вполне официальных парий. Существование такого явления, как «полезные евреи» (nützliche Juden), этого не отменяло, а наоборот, пуще подсвечивало.
  • Ирина, младшая дочь Марины Цветаевой. К старшей Ариадне и сыну поэтесса относилась несоизмеримо лучше, а младшую привязывала к креслу, чтобы та не ползала по комнате, и постоянно жаловалась на крики голодающего и недолюбленного ребёнка, называя её гнусной и тупоголовой (в два-то года, и при этом она всерьёз сравнивалась с Ариадной, которая в семь лет писала матери отчаянные письма из приюта совершенно невообразимым для своего возраста языком). И если старшая всегда фигурирует в записях под уменьшительно-ласкательным «Аля», то вторая — только «Ирина». Совершенно неудивительно, что девочка в итоге умерла в приюте, куда мать сдала их с сестрой, не будучи способной прокормить их самостоятельно.

Примечания[править]