Педаль в пол

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Педаль в асфальт»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Exaggerated Trope, Up To Eleven. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец! »
— Поговорка
« Пересолишь — когда щепотку соли
Ты передашь; когда же опрокинешь
Солонку всю — тогда ошеломишь.
»
— «Посадник»

Иногда простого недостаточно. Чтобы ярко отразить действительность, нужна передержка. Если белое, так кипенно-белое. Если чёрное, то "чернее чернейшей черноты бесконечности". Если украсть, так миллион. Если в постель, так с королевой. Педаль в пол (известный в среде литературоведов как гротеск и гипербола) — это когда из штампа выжимается всё возможное, он изображается в своем максимально насыщенном виде, таком, который никогда не встречается в жизни и тем самым приковывает к себе взгляд.

А хотите ещё сильнее преувеличить? Сломайте законы логики и выжмите из штампа все 146 %. Это называется — педаль в асфальт. Также у нас в ходу педаль в землю, в мантию, в ядро, через весь шарик до Австралии и в космос с другой стороны. Можно вместе с машиной. Не воспринимайте это всерьёз.

Это — разновидность игры со штампами. Штамп с педалью, утопленной в пол или в асфальт — не новый штамп, а тот же самый, только преувеличенный. Не следует путать с понятием «За гранью возможного» — это не про игры со штампами, а про что-то, невозможное внутри логики произведения и тем не менее сделанное.

Противоположность этого понятия — прикрутить фитилёк. То есть, когда штамп преуменьшается, делается более скромным в целях большей реалистичности, или для комического эффекта.

К реальным событиям данный троп не относится. Для них есть свой отдельный.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Воин и герой индийской мифологии Парашурама объявил войну всей кшатре, касте воинов, чтобы спасти брахманов от их тирании. И уничтожил всех кшатриев на земле. 21 раз.
    • По более щадящей версии, всего дважды — после первого раза, пристыженный отцом, он отправился в искупительное путешествие, вернулся, узнал, что откуда-то снова взявшиеся кшатрии убили из мести его отца, и повторил на бис.

Литература[править]

  • Гай Гэвриел Кей, «Тигана» — утопленная в пол педаль тропа нелицо. Один из главзлодеев решает стереть из истории не просто отдельного правителя или мятежника — он делает нелицами целый народ вместе со страной, которую тот населял.
  • Discworld — сэр Терри Пратчетт большой мастер этого приема. Например, рассказывая о несчастном детстве Ринсвинда, он упоминает, что мать бросила бедняжку еще до рождения. Педаль уходит в асфальт вместе с автомобилем. Впрочем, это может быть намёком на то, что Ринсвинд родился недоношенным. И/или на то, что мать ещё до родов (преждевременных?!) решительно объявила: «Как только этот спиногрыз родится — тут же отдам его в чужие люди, не нужен он мне!»
    • Вся его «Пехотная баллада» — утопленная в пол педаль тропа Корнет Шурочка.
  • «Сага о Возвышении» Дэвида Брина — утопленная в пол педаль тропа Возвышение, кодификатором и тропнеймером которого до кучи является. Всё сообщество пяти галактик зиждется на возвышении, каждая раса возвышена кем-то и желает получить кого-то в ученики, а мнение землян, что их цивилизация зародилась самостоятельно, считают обычно либо забавными сказками, либо заслуживающей геноцида ересью. Если бы до контакта с галактической иерархией земляне не возвысили бы шимпанзе и дельфинов, их вообще бы считали за забавных аборигенов, которые требуют возвышения, за которым принято следовать десяти тысячам лет рабства.
  • Большинство китайских фэнтези-историй, особенно жанра сянься — если чудовище, то размером с дом, небоскрёб, а то и город (в лучшем случае!). Если сталкиваются культиваторы/совершенствующиеся — ударные волны обязательно производят разрушения, как от упавшего метеорита, если где-то идёт орда монстров, то миллион — самое маленькое число, какое может позволить себе автор.

Театр[править]

Кино[править]

  • «Трудно быть богом» (ФРГ, 1989) — Фляйшман попытался отыграть троп «Навозные века» в режиме сабжа. Но получилось плохо, негодно — по многим причинам. Педаль выжата, а толку чуть. Местами даже срывает в бафос-нежданчик. Понятно, почему сами Стругацкие этот фильм просто презирали.
    • Экранизация Германа выжимает педаль в асфальт и даже глубже. И опять, зрелище на любителя.
  • Как ни странно — «The Core». Педаль в земное ядро с прыжком туда же, причем с завидной регулярностью. Вот только некоторые из них:
    • Нужен глубиноход, только на проектирование которого ушли десятилетия? Не проблема, соберем за три месяца.
    • Сколько денег необходимо для его постройки — 50 миллиардов долларов? Можно чеком, а еще лучше кредитка — там проценты.
    • Не хватает пилота экстра-класса, умеющего водить машину, аналогов которой не существует в природе? Не вопрос, возьмем пилота-недоучку, только что угробившего шаттл.
    • Важно не допустить утечки информации в СМИ? Да чего мелочиться — давайте хакнем всю планету. И да, еще у вас будет бесплатный межгород. Навсегда.

Телесериалы[править]

  • Создатель «Вавилона 5» Майкл Стражински очень это любит. Многобожие? Центавриане сбились со счета, и сами не знают, сколько уже в их официальном пантеоне богов. Телепатия? Вот вам еще до кучи телекинез. А можно даже и еще круче! Суровые воины? Педаль в пол: нарны, у которых национальный костюм — это доспехи, женщины вообще мало отличаются от мужчин, а в бою не отличаются вовсе, все общество основано на жесткой иерархии и субординации, а еще сила зашкаливает, выносливость зашкаливает и т. д. Педаль в асфальт: минбарская каста воинов, которые как нарны, но еще и жизнь без драки себе не представляют, презирают сограждан из мирных каст и готовы бунтовать против собственного правительства, если оно не дает им повоевать. Педаль в ядро: дрази. Это как нарны, только сильнее, выносливее и прочнее; это как минбарская каста воинов, только настолько без драки жить не могут, что попросту периодически устраивают ритуальный всепланетный замес на целый земной год без выходных. Путешествия во времени? Во-первых, мы не мелочимся, и поедем в прошлое на тысячу лет. Но для этого нам нужна машина времени. Стоп. Машина? А давайте лучше это будет огромный древний механизм, занимающий внутренности целой планеты, и он отправит в прошлое пятикилометровую космическую станцию! Которую мы угоним в прошлом!! И вот тысячу лет назад наш путешественник во времени станет… мессией у инопланетной расы!!! Заговор планетарного масштаба? Как-то мелко. Лучше пусть будет целая сеть заговоров под негласным руководством непостижимых древних и могучих, для которых целые разумные расы — лишь пешки на шахматной доске. И да, нужна еще аналогичная сеть заговоров со стороны других древних, могучих и непостижимых, и все это — только разборки между ними. Хотя… да эти древние, могучие и непостижимые — просто сосунки, которые подрались, пока их оставили без присмотра старшие!
    • Еще педаль в пол вжимает тема «Все инопланетяне - традиционалисты», потому что здесь все, кроме землян, настолько стукнутые на традициях и религии, что это даже не смешно. Наименее смешны Нарны, у которых все должно быть строго по ритуалу, иначе нещитово, а священные книги копируются со всеми особенностями оригинала вроде порванных страниц или следов от чашки с кофе. Потом какие-то резиновые морды убившие своего сына, потому что ему сделали операцию, то есть разрезали кожу — и все, душа улетела (как они живут, чтобы ни разу не порезаться?). Педаль в кору своей планеты — Маркабы, которые вымерли от чумы, потому что не лечили ее, считая божьей карой! Или Икарране, которых уничтожили собственные суперсолдаты, призванные защищать планету от вторгшихся пришельцев, потому, что их закодировали на убиение всех не-своих, а определение «своих» выводили религиозные нацисты, заложившие такие критерии, что им тупо не соответствовали сами икарране! Война Земли с Минбаром — сначала Минбарцы перепугали земную эскадру, идя курсом пересечения с включенными орудиями — это знак вежливости такой, один минбарский главнюк догадался, что там же могут подумать, что по ним сейчас стрелять будут — потом из-за истерики Деленн объявили священную войну, которую не могли закончить, хотя сами, включая, блин, Деленн, которую попустило, очень хотели! Но потом нашли формальный повод сдаться, но никому не сказали!

Аниме и манга[править]

  • TTGL — в пол уходит финальная битва. В ней сходятся не просто огромные флоты, там ОБЧР размером со Вселенную кидаются целыми галактиками.
    • Да там вообще любят топить педаль. Симон, это у тебя бур? В смысле, инструмент для сверления грунта? Так вот, твой бур пронзит небеса! Злобный король выкинул дочурку-принцессу из замка? Не так просто! Выкинул на помойку (буквально), заколотив в ящик, и не одну дочурку, а с десяток. Ну и дальше в том же духе. И да, количество пафоса в данном аниме — это таки педаль сквозь Землю и дальше в космос.
  • To Love-Ru — в пол уходит исследование на тему «почему Рито постоянно падает на девушек». Чем сильнее ему пытаются помешать, тем более абсурдные «случайности» заставляют его на кого ни будь упасть. Итоговый вывод — суперабилка заточенная именно на падение на девушек.

Видеоигры[править]

  • Paper Mario: Color Splash — педаль в землю. Большинство атак настолько гротескны, что выглядят безумно.
  • Mario & Luigi (series) — педаль в мантию вместе с машиной. В этой игре, в отличие от их куда менее ущербного «родственника» Paper Mario: Color Splash, все атаки доведены просто до запредельно безумного гротеска. Например, вместо простого удара молотком, можно ударить, сделав тройной бэкфлип через голову. А уж про остальное я вообще молчу…
    • Теперь уже педаль через весь шарик до Австралии — во всех играх серии атаки врага можно даже отбивать, нанося дополнительный урон врагу, что делает битвы очень легкими даже с финальными боссами. И это без учета того, что враги практически не атакуют. А если и атакуют, то увернуться от них проще простого.
  • Mario & Luigi: Paper Jam: Если вам кажется что предыдущие случаи — это предел гротеска, то здесь, в кроссовере двух предыдущих игр гротеск доведен до откровенного идиотизма. Как вам такое: расплющить врага до тонкого листа бумаги и запустить его в воздух как можно выше. А затем, поднявшись по нити, ударить его молотом, сделав предварительно 5-кратный бекфлип?

Педаль вместе с машиной уходит далеко в космические просторы…C

  • South Park: The Stick of Truth — Игра сама по себе затрагивает множество скандальных и острых тем, которые большинство стараются избегать. Но игра не просто затрагивает, но и раздувает их до гротескных форм. Хотя, в этой игре подобно сделано ради шутки.
  • Серия игр Postal — Опять же ради шутки.
  • GHOSTS’N GOBLINS — Педаль в мантию: игра и так отличается запредельной сложностью, но для того, чтобы пройти финального босса нужен крест. Если его нет, перепроходи заново!
    • Педаль уходит вместе с машиной: разработчики требуют пройти игру аж целых два раза! При повторном прохождении сложность увеличивается еще больше, делая игру почти непроходимой.
  • Перезапуск Wolfenstein отыгрывает именно такой набор сюжетных ситуаций, особенно в сиквеле, «The new Colossus».
  • Disgaea — разрушать планеты? Да так каждый лох может, ровные ребята на галактики замахиваются. Большие уровни и статы? Вплоть до пятой части можно было раскачаться до 9.999 уровня. В шестой же до 99.999.999 уровня. А характеристики уже в первой части могли измеряться в миллионах единиц, в шестой же они дошли до триллионов.

Музыка[править]

  • Рихард Вагнер. Известен тем, что писал невероятно длинные оперы длительностью до пяти часов без учёта антрактов, что требует нехилой физической подготовки и певца, и оркестранта, и зрителя. Его самое известное произведение - эпический цикл из четырёх опер «Кольцо Нибелунга» - требует четырёх вечеров для полного исполнения и суммарно длится более 15 часов («Золото Рейна» - два с половиной, «Валькирия» и «Зигфрид» - по четыре, «Гибель богов» - более пяти), в связи с чем эти оперы никогда не исполняют подряд, а делают перерывы минимум в день - чтобы банально не замучить певцов и оркестрантов.
    • А вот знаменитая опера «Тристан и Изольда», музыкой которой Вагнер задал новое направление в музыке, хоть и не является рекордсменом по длительности (примерно 4 часа), но давит педаль в земную кору по длительности и сложности исполнения номеров, за что её в определённых кругах называют «убийца голоса».
    • Сложность исполнения заключается ещё и в том, что певцу приходится балансировать с оркестром. А Вагнер, как многим известно, был ярым поклонником умножения оркестра (108 оркестрантов в «Кольце Нибелунга»), медных духовых и оркестровой бомбёжки.
  • Густав Малер. За все годы своего композиторского творчества вывел жанр симфонии на абсолютно новый уровень. Если среднестатистическая симфония длится, скажем, 40-50 минут, то у Малера этот промежуток увеличился до часу и больше. Педаль в пол по длительности давит его Третья симфония (100-110 минут). Так же, как и Вагнер, глубоко повлиявший на его творчество, Малер любил умножать оркестр. Здесь педаль в земную кору уже давит вершина его творчества - Восьмая симфония, где он, наряду с пятерным составом оркестра, в котором присутствуют такие редко встречаемые инструменты, как фисгармония и мандолина, использовал 2 смешанных и один детский хор, орган и 8 солистов.

Реальная жизнь[править]

  • На большинстве легковых автомобилей, выжатая в пол педаль акселератора активирует режим продувки цилиндров. Для этого нужно вставить ключ зажигания в замок, выжать педаль в пол до упора, перевести ключ в положение запуска и покрутить стартером от 7 до 10 секунд. ЭБУ в таком режиме не включает подачу топлива через форсунки, что помогает просушить залитые свечи.