Первопример

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Ur-Example. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Первопример (не путать с кодификатором и первоисточником названия!) — место рождения тропа, произведение, в котором он был впервые применён. Разница между первопримером и кодификатором следующая: первопример использовал троп первым вне зависимости от того, стало ли это известным и стали ли это копировать, а кодификатор именно что стали копировать, и он получил известность в массовом сознании. Ну, а первоисточник названия — вообще чисто техническая характеристика, зависит от произвола вики-авторов и важность её стремится к нулю.

Иногда первопример проследить трудно, так как отдельные аспекты тропа могли встречаться давно, и непонятно, сколько и каких аспектов необходимо для того, чтобы считать данный случай однозначно примером тропа. Например, кто был первопримером супергероя? Супермен, он же кодификатор? Кто-то из более ранней литературы? Или вообще фольклорные богатыри?

Где первопример не совпадает с кодификатором[править]

  • Анимагия. Первопример проследить невозможно, в народных сказках издревле встречаются герои, способные без всякого проклятия превращаться в животных. Кодификатор — D&D с её друидами. Первоисточник названия — «Гарри Поттер».
  • Антиутопия. Первопример — вероятно, «Левиафан» Томаса Гоббса (1651). Кодификатор — «1984».
  • Быстрый зомби. Первопример — Blood (1997). Кодификатор — Dawn of the Dead (2004, ремейк).
  • Вампир. Первопример вообще — славянская мифология (с незапамятных времён; а другие аналогичные существа есть и в других мифологиях), в худлите — Джон Полидори, «Вампир» (1819). Кодификатор же — «Дракула» Брэма Стокера (1897), настолько, что слова «Дракула» и «вампир» стали практически синонимами. А кодификатор современного гламурного вампира — роман «Интервью с вампиром» (1976) писательницы Энн Райс.
  • Вселенский ужас. Первопример — «История Артура Гордона Пима из Нантакета» Эдгара По. Кодификатор — произведения Лавкрафта.
  • Вторжение инопланетян. Первопример — «Ксипехузы» Жозефа Рони-старшего, кодификатор — «Война миров» Герберта Уэллса.
  • Детектив. Первопример — «Убийство на улице Морг» Эдгара По (опять По!). Кодификатор — цикл Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе.
    • Скорее, "Мадмуазель де Скюдери" Гофмана. Впрочем, они вышли одновременно и авторы не знали друг друга.
    • Хотя было бы интересно счесть первопримером «Золотого осла» Апулея. Есть там довольно сложное выяснение причины смерти гибели влюбленных.
    • Впрочем, расследовал ещё царь Эдип. Со ВНЕЗАПНЫМ поворотом в финале.
  • «Битва за Империю: История 2236 года» — первопример космооперы в поджанре «звёздные короли», а кодификатор — роман Эдмонда Гамильтона именно с этим названием.
  • Обречённая любовь. Первопример трудно вычислить, настолько это древний троп, а кодификатор — «Ромео и Джульетта».
  • Планетарный романс. Первопример — «На серебряной планете» Ежи Жулавского, кодификатор — марсианский цикл Э. Р. Берроуза.
  • Школа волшебства. Первопример — мифическая Схоломанса. Кодификатор — «Гарри Поттер».

Игромеханики[править]

  • Стратегия в реальном времени. Кодификатор — Dune II. Первопример — Stonkers 1983 года. А может, и вовсе War of Nerves 1979 года?
  • Даммаку. Кодификатор для более хардкорных фанатов — DoDonPachi. Для широких масс — Touhou Project. А для кого-то — и вовсе Undertale. Первопример — Summer Carnival '92: Recca для Famicom/NES.
  • «Королевская битва» с уменьшающейся областью боя. Кодификатор — PlayerUnknown’s Battlegrounds. Первопример в боевиках — режим Stealth Deathmatch в Metal Gear Online 2008 года. Вы ещё сомневаетесь, что Кодзима — гений? Правильно сомневаетесь. Первопример в играх вообще — боевой режим в Super Bomberman для Супер Нинтендо. Да, первым батлроялем была милая детская игра. Если же не считать сужающуюся область критическим компонентом, то Battle Royale существовал очень давно, только назывался он «Last Man Standing», и играть в него можно было хоть в Unreal Tournament, хоть в классическом Doom с модами.
  • Отношения между соратниками. Кажется, впервые они перестали быть болванчиками в ныне прочно забытой Ishar: Legend of the Fortress (1992). Нет, по душам поговорить или тем паче соблазнять их было нельзя, но зато у них было также канувшее в лету право...оспаривать решения командира. Серьезно, каждый наём или увольнение из команды должен пройти через референдум, на котором остальные могут и не согласиться с командиром, а при попытке продавить волю еще и напасть на него.
  • Создание персонажа через определение его биографии. Впервые было в Darklands (1992), где учитывалось происхождение, ремесло и даже боевой опыт (да, можно было прописать героя крутым ветераном, но взамен закономерно здоровье у него было заметно хуже, чем у желторотого, но пышущего задором юнца).