Переодеть в адаптации

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В оригинальном произведении автор досконально описывает, во что и как герой одет (если автор молодой и талантливый, то порой описывает слишком досконально). Одежда — важная часть характера!

Тут приходит переводчик, или композитор (писать оперу), или театральный сценарист, или, не в обиду будет сказано, молодой, но талантливый кинорежиссёр Т. Я. Тарковский, или профессиональный художник по костюмам, почему-то решивший, будто он лучше писателя знает, как костюм будет выглядеть на киноэкране и что носили в соответствующую эпоху. И героя переодевают! Иногда так, что автор-классик вертится в гробу, фанаты оригинального произведения плюются на вопиющий неканон, а заклёпочники брызжут слюной, что талантливый не в ладах с историей.

Если героев переодевают между сериями, возникает Визуальный разрыв канвы.

Родственный троп: Штаны Арагорна — однако в этом случае классик про детали одежды ничего не говорил, так что спит себе спокойно и не вертится.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Шекспир:
    • Адаптируя сагу об Амледе в Гамлета, он переодел всех в более современные одежды. Это была «фишка» «Глобуса» — минимум декораций, костюмов и бутафории. Зрителям полагалось пользоваться воображением.
    • Отелло как только не одевают в постановках, потому что он мавр (что означает любого жителя северной Африки — от бербера до негра). Однако его называют «толстогубым», так что, возможно, «негритянский» вариант ближе.
  • Австрийский мюзикл «Моцарт!» Михаэля Кунце и Сильвестра Левая: костюмы Моцарта намеренно выдержаны в стиле современной моды, а семейство Веберов активно косит под хиппи. При этом более «приземленные» персонажи (Леопольд и Наннерль, Коллоредо) одеты более-менее сообразно заявленной эпохе. Главный же тренд эпохи — напудренные парики — игнорируется всеми персонажами, кроме массовки и аллегоричного ребенка-Вольфганга (облик последнего строго идентичен знаменитому портрету реального Моцарта).
  • Французский «Mozart l’opera rock» во многом последовал по пути своего австрийского собрата: парики носит только массовка и возрастные герои (Леопольд, Розенберг, Коллоредо, император). Моцарт эпатирует публику «гламурными» камзолами (в частности, леопардовым и розовым), а Сальери носит бороду (мягко говоря, не самый трендовый лук для бомонда восемнадцатого столетия).
  • Мюзикл Notre-Dame de Paris — Эсмеральда одета в простенькое зелёное платье и ходит босиком, в то время как Гюго свою Эсмеральду одел (и обул, кстати, хотя почти во всех адаптациях, кроме, пожалуй, балетных, Эсмеральду «разувают») не просто как положено цыганке, но и с дальним прицелом: когда в романе подруги Флёр-де-Лис из зависти поднимают цыганку на смех, они цепляются именно к тому, что она плохо (с их точки зрения) одета. Особенно смешно в этом свете звучит строчка из трио «Belle»: «под её юбкой всех цветов радуги» (таковая была у книжной Эсмеральды, но не у героини мюзикла).
    • Все остальные герои тоже носят костюмы, мягко говоря, далёкие от исторических. Педаль в пол — во второй половине второго акта живописные лохмотья Клопена и бродяг сменяют спортивные брюки и худи (чтобы аллюзия стала понятна даже тем, кто до сих пор её не уловил).
  • Мюзикл «Последнее испытание» со временем пришёл к тропу. Если ранние, толчково-самодеятельные версии ещё пытались сохранять стандартно-фэнтезийный антураж с классических иллюстраций Ларри Нивена (и даже получалось, пока не доходило до доспехов), то в гастрольной версии Руслана Герасименко к власти пришла Злата Цирценс со всеми вытекающими.

Литература[править]

  • Мэлори, одевший короля Артура в латы, появившиеся много веков спустя после его смерти.
  • Осип Сенковский, «Ученое путешествие на медвежий остров». Внутримировой комический вариант. Ученый дешифрует, как ему кажется, древнюю иероглифическую надпись.
«

«В 10-й день второй луны сего, 11 789 года в северовосточной стороне неба появилась небольшая комета. Я тогда находился в Хухуруне. Вечер был бесподобный; несметное множество народа весело и беззаботно гуляло по мраморной набережной Лены, и лучшее общество столицы оживляло ее своим присутствием. Прекрасный пол… прекрасный пол…»
— Чем вы затрудняетесь, барон? — прервал Шпурцманн, приподнимая голову. — Переводите, ради бога: это очень любопытно.
— Затрудняюсь тем, — отвечал я, — что не знаю, как назвать разные роды древних женских нарядов, о которых здесь упоминается.
— Нужды нет; называйте их нынешними именами, с присовокуплением общего прилагательного antediluvianus, «предпотопный». Мы в сравнительной анатомии так называем все то, что неизвестно, когда оно существовало. Это очень удобно.
— Хорошо. Итак, пишите.
«Предпотопный прекрасный пол, в богатых предпотопных клоках, с щегольскими предпотопными шляпками на голове и предпотопными турецкими шалями, искусно накинутыми на плечи, сообщал этому стечению вид столь же пестрый, как и заманчивый».

»

Кино[править]

Во многих странах[править]

  • Том Сойер и Гек Финн:
    • В немых фильмах 1907 и 1917 годов, в первом звуковом 1930 и в звуковом цветном 1938 одежда и обувь всех героев — точно как в книге. Девочки изредка, а мальчишки почти всегда босиком, как это и было принято в сеттинге.[1]
    • В экранизации 1973 г. героев принялись обувать и переодевать, хотя на реке герои пока босые.
    • В 1995 уже и в классической сцене покраски забора все окончательно обуты и в костюмах 1930-х. Единственный кадр, где присутствуют босые пятки — Гек Финн обувается. И это при том, что герой Твена ненавидит обувь.
    • В 3-серийном телефильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Одесской киностудии (1981) симпатичным героям оставили право бегать босиком, но на этом счастье и кончается.
      • У Марка Твена Том одет, как подобало приличному мальчику «среднего класса» в штате Миссисипи — даже в жаркую погоду обязательная куртка (jacket)[2] и полноразмерные брюки (возможно, слегка подвёрнутые у щиколоток) с подтяжками. Кстати, это один из двух комплектов одежды. Второй — точно такой же, только новый и включает ненавистные ботинки; эту одежду берегут и надевают только в воскресенье и по праздникам. В кино бедняга Том Сойер одет как нищий оборванец. Одежда остальных персонажей тоже ничего общего ни с книгой, ни с историей США, ни с культурными традициями Миссисипи не имеет.
      • Приличному человеку из Штатов того времени ещё положен вне помещений головной убор, и оттого в книге Том носит соломенную шляпу (straw hat), a Бекки — капор (bonnet). Даже Гек и его папаша-алкаш не появляются на людях без шляп. В телесериале головных уборов — и у детей, и у взрослых — явно недостаточно, а у кого-то (смотрим ниже) шляпа совсем не та!
      • Больше всего досталось неизвестному мальчику из первой главы. По книге его наряд состоял из «синего военного кителя и брюк» (close-buttoned blue cloth roundabout… and pantaloons). На голове была кепка (cap), вероятно похожая на конфедератку. Конечно, парень был ещё тот франт: с галстуком и обутый (это в пятницу, джентльмены!) Однако зачем одесским киношникам понадобилось переодеть парня во фрачный костюм, ботинки с гамашами и цилиндр (!) как у Дж. Вашингтона — остаётся загадкой.

Отечественные фильмы[править]

  • «Двенадцать стульев» — одеяние Бендера. В книге сын турецкоподданного был одет в зеленый костюм, старый шерстяной шарф, рубашку-ковбойку в черно-красную клетку и лак-замшевые штиблеты с оранжевым верхом. Почему-то в обеих экранизациях появляется (прямиком из сиквела) фуражка с белым верхом, а костюм меняет окрас. Каноничная ковбойка есть только в фильме Гайдая, у Захарова под пиджаком у Бендера нечто серое и без воротника.
  • «Легенда о Коловрате» — Батый почему-то выглядит как эпатажный метросексуал. Что за фигня, костюмеры с гримёрами?!
    • Авторы данного фильма и не скрывали, что снимают квазиисторическое фэнтези, потому претензии к несоответствию историческим прототипам тут еще менее осмысленны, чем в случае известного фильма о спартанцах.

Зарубежные фильмы[править]

  • Ещё по Марку Твену — «Принц и нищий»:
    • 1937 г. — герои одеты в соответствии с описанием Твена, хотя нищего «обули».
    • 2004 года — «нищий» одет в чистую и вполне приличную одежду условного XVII в., и по виду — сын зажиточного горожанина.
  • В экранизации «Собора Парижской Богоматери» 1956 года совершенно неканонично одели Эсмеральду, совершив при этом несколько грубых ошибок. Как была одета Эсмеральда у Гюго? Пёстрое платье с длинной юбкой, открывавшей ноги только в танце и невысоко, расшитый золотом корсаж, узкие изящные башмачки. Кроме того, Эсмеральда заплетала две косы, вплетая в них мониста (убранные волосы — важная часть образа). Что мы видим в этой экранизации? Во-первых, Эсмеральда в исполнении Лоллобриджиды всё время ходит босиком — ау, господа, история начинается в январе! Во-вторых, бросается в глаза, что она носит корсет, а не корсаж, причём корсет такой формы, которая появится лишь через четыре века. Впрочем, не нужно быть историком моды, чтобы понять, что корсет цыганка в XV веке вряд ли могла носить. В-третьих, у её юбки разрез до бедра. Это едва ли не самая серьёзная претензия к костюму: по цыганскому закону (это общее правило для всех субэтнических групп цыган), нижняя половина тела считается нечистой, причём у женщин она «заразно» нечистая, и открывать ноги для цыганки (ну или воспитанной цыганами француженки) — дело запретное. На этом фоне то, что Эсмеральда в фильме открыто носит кинжал невинности, кажется незначительной деталью — удивительно лишь то, что ей это сходит с рук (в романе Гренгуар предупреждает свою номинальную жену, что её за ношение холодного оружия могут арестовать), а всегда распущенные волосы, кое-как стянутые маленькой косыночкой, и вовсе не стоят внимания.
  • «Властелин колец» — Питер Джексон выдал полулаты рядовому составу гондорской армии, эльфам и урук-хай (по книгам все, кроме харадрим, носили кольчуги, у последних была ламеллярная броня).
    • Кроме того, в книге Леголас получил от Теодена роханские доспехи и сражался в них до конца войны. В фильме он с самого первого появления носит одну и ту же походную одежду.
      • За Хельмово ущелье он сражается как раз таки в роханских доспехах.
  • «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы — никаких вычурных костюмов и похожих на задницу париков граф у Стокера не носил…
    • Знаменитый плащ с кровавым подбоем, в котором щеголяли Бэла Лугоши и Кристофер Ли — тоже.
  • Dune Дэвида Линча.
  • «Рыжая Соня» (1985) — одеть Бриджит Нильсен в фирменное бронебикини Рыжей Сони в фильме было, конечно, никак нельзя. Учитывая крайнюю миниатюрность этого самого бикини, пришлось бы или радикально завышать рейтинг, или извращаться с креплением его к коже и ракурсами (автор правки сомневается, что даже посаженное на клей оно смогло бы обеспечить достаточный уровень прикрытости).
  • «Кэрри» (все версии) — красное платье Кэрри неизменно превращают в розовое, просто потому что на красном платье кровь смотрится не так заметно.
  • Mortal Kombat (1995), снятый по мотивам первой (1992) и второй (1993) игр:
    • Лю Кан уже в 1991 году, то есть перед первым (за всю многовековую историю — десятым) турниром ходит с длинными волосами; в первой игре он ходил с короткой причёской «почти как у Брюса Ли», оммаж которому собой и представлял, а меметичный длинный хайр отрастил только ко времени Нашествия. Однако это ерунда. Остальным имидж поменяли радикальнее.
    • С Сони сняли её любимый светло-зелёный наряд для фитнеса (именно в нём она, в старом таймлайне канона, предпочитала выходить на турнир) и одели её в некое фансервисное подобие спецназовской формы, поскольку она в спецназе и служит. Поначалу хоть с брюками, но позже — с короткими шортиками.
      • А в конце фильма — пародия на троп: Шан Цун переодел пленную Соню в полуфэнтезийное мини-платьишко и велел сотворить из её волос начёс 1980-х «Взрыв на макаронной фабрике»! Из-за этого фанаты фантазировали на тему «Шан Цун, дескать, намеревался то ли сам её трахнуть, то ли предложить её Шао Кану». (Во второй игре — и в происходящей в те же времена Shaolin Monks — Шао Кан и Шан Цун так и гноили Соню в плену в той самой одежде для фитнеса, которая была на девушке, когда её похитили.)
    • Джонни на первом турнире одели в пиджачный костюм, под которым — тёмная рубашка с короткими рукавами. Тут нюанс: в каноне на первом турнире он иногда щеголял с голым торсом и в спортивных шортах а-ля Фрэнк Дюкс — копировал своего любимого Ван Дамма (а в первой игре только в таком виде и представал), однако, по лору, пиджачные костюмы и смокинги он страсть как любит и часто в них красуется.
      • После канонического изменения реальности и, как следствие, смены таймлайна, Джонни — и в девятой игре, по-новому переигрывающей события того же турнира, и в полнометражном мультфильме 2020 года о тех же временах — опять-таки ходит в пижонском пиджачном костюмчике. В нём на этот раз и сражается. В фильме 1995 года и в игре 2011 года костюм серый, а в мультфильме 2020 года — белый, да ещё и с голубой рубашкой.
    • Кано на первом турнире любил быть весь в белом — а в фильме он в тёмной одежде. В свой меметичный красно-чёрный мундир полковника шао-кановской армии он облачится только в третьей игре (и мультсериале-адаптации).
    • Китана в обоих таймлайнах канона любит синие наряды — вариации на тему женской военной формы, принятой у неё на родине (а это нечто вроде закрытого купальника/комбидресса и высоких сапог-чулок того же цвета!). Но в обоих фильмах (и в телесериале-приквеле) её неизменно наряжают в тёмные облегающие наряды, отдалённо навевающие ассоциации с «чем-то то ли фэнтезийным, то ли гимнастическим».
    • Согласно канону, Райден должен ходить в чёрном башлыке, белом кейко-ги с чёрным поясом (или еще и с голубой безрукавкой поверх) и белых японских штанах. А в фильме он в белой мантии, и большую часть времени — без своей любимой конической шляпы (а свой любимый башлык и вовсе забыл надеть).
    • Шан Цун в играх не появлялся ни в кожаной куртке, ни в кожаном пальто — а в фильме одевается именно так, и ему очень идёт. Кстати, и в телесериале-приквеле на нём чёрная безрукавка — то кожаная, то суконная. В играх, когда он умудрялся возвратить своему телу молодость — надевал на голое тело чёрные «как бы подтяжки» класса slingshot, и дополнял это штанами грязно-желтоватого оттенка; а в очередной раз одряхлев и поседев (или хотя бы получив облик «солидного, зрелого человека»), надевал длинный восточный халат и косплеил «китайского мудреца».
  • Отстойный сиквел под названием Mortal Kombat Annihilation (1997), худо-бедно пересказывающий основные перипетии Нашествия (см. третью игру и два её спиноффа, 1995—1997, а также мультсериал об этих же событиях):
    • Соню, которая в играх и мультсериале даже и партизанить предпочитала в чём-то вроде салатового наряда для фитнеса (а что, главное — движений не стесняет!), в фильме нарядили в ультракороткие шорты цвета хаки и белую маечку.
    • Джакс вместо фиолетово-белых гимнастических штанов облачился в стильную ч0рную кожу крутого ч0рного парня, каким и является. И это притом, что в фильме, со своими шуточками, он практически играет роль штатного клоуна.
    • Про Китану см. выше.
    • Пока Синдел — банши, у неё по канону должны быть сплошь седые волосы с одной чёрной прядью. Но в фильме волосы у неё чёрные (с какими каноническая Синдел и появилась на свет), с одной седой прядью! (Когда боги вернули её к обычному состоянию и она из банши сделалась обычной эденийской бессмертной, какой изначально и была — седая прядь исчезла.) Хорошо хоть костюм на ней по своему покрою близок к правильному (впрочем, ноги не обнажены) и правильного цвета (её геральдического — лилово-пурпурного).
    • Райден в начале фильма (и уж подавно в мультсериале) оделся, для разнообразия, канонично — разве что в фильме он по-прежнему не носит башлыка и выкинул свою меметичную шляпу из бамбуковой соломки. И волосы у него длинные и седые, как и положено (в играх их не видно под башлыком и надетой поверх него шляпой, но подразумевается, что они всё равно именно такие). Однако ближе к концу фильма — и только Кочал и Абакус с Загготом знают зачем! — он сделал себе идиотскую короткую причёску «как у некоторых рок-певцов», седину волос скрыл под соломенного цвета краской, а оделся тоже хрен знает во что, в какую-то безрукавочку и штаны а-ля игры из серии Double Dragon! Временно лишившись божественной силы (что сам же подсвечивает), малость поехал умом?..
    • Все эти смены имиджа — целиком на совести братьев Леонетти и их костюмеров, а в рамках изображаемой вселенной (да, фильм в неё вписан) — на совести Джонни Кейджа, этот фильм якобы спродюсировавшего.
  • Harry Potter — педаль в пол: ученики Хогвартса чуть не в каждом фильме кардинально переодеваются.
    • В «Философском камне» художники по костюмам ещё помнят, что по книгам в униформу юных волшебников входит остроконечная шляпа — и на праздничном пиру студенты действительно сидят в парадных колпаках. К съёмкам «Тайной комнаты» колпаки, видимо, съела волшебная моль, поэтому головными уборами щеголяют только преподаватели и директор.
    • В первых двух фильмах все одеты в аккуратную школьную форму даже во внеучебное время. Начиная с третьего те же герои после уроков шляются по Хогвартсу в джинсах и футболках.[3]
      • В пятом фильме это специфически обыграно: тиранка Амбридж, временно захватив власть над школой, увешивает всю стенку своими указами в мощных рамочках, и один из них велит всем ученикам ходить исключительно в школьной форме, то есть в мантиях.
    • Дизайн спортивной униформы и экипировки квиддичных команд менялся так часто, что даже художники по костюмам шутили: как, мол, бедный Хогвартс ещё не разорился?
    • «Кубок Огня» — в книге студенты Дурмштранга приехали в Хогвартс, одетые в кроваво-красные мантии и шубы из клочковатого меха поверх. В фильме — некое подобие гимнастёрок и брюки коричневого цвета. Спасибо хоть на Святочном балу танцевали в красных плащах с меховой оторочкой.
      • В той же сцене Святочного Бала девушки щеголяют в вечерних платьях вместо ярких парадных мантий, как в книге. За исключением сестёр Патил, которые нарядились в клюквенные сари. И если в случае маглорождённой Гермионы ещё можно притянуть обоснуй «она надела платье, чтобы подчеркнуть своё происхождение», то Джинни довольно странно смотрится в своём вечернем наряде на фоне брата[4], одетого в традиционную (и даже архаичную, из-за чего он переживает) мантию.
      • Причём наряд Гермионы в книге — голубой, а в фильме — розовый.[5]
    • Все даже глобальнее — ведь в мантиях волшебники ходят не только в Хогвартсе. Собственно, мантии и есть их повседневная одежда, а вот правильно одеваться как маглы, наоборот, умеют далеко не все.
  • «Гостья» — Ищейку, как и всех прочих Искателей, нарядили в белое, хотя в книге неоднократно подчёркивалось, что она носит чёрную одежду. Хотя там и саму Ищейку — негритянку очень маленького роста — играет белобрысая дылда.
  • «Искупление» — в книге наряды Лолы подробно описаны и несут смысловую нагрузку, создавая «образ взрослой девушки, каковой в глубине души она себя и считала», подчёркивая мнимую зрелость и несомненную красоту персонажа. В исполнении Джуно Темпл, прямо сказать, подчёркивать решительно нечего, но натягивать на неё розовые платьица, словно содранные с ростовых кукол Барби — явный перебор.
  • Первая экранизация «Людей Икс» — подсвечено диалогом Логана и Циклопа: «И вы разгуливаете в этом по улицам?» — «А тебе что, нравятся жёлтые колготки?» Фишка в том, что в комиксах и мультфильмах Росомаха действительно одет в облегающие штаны канареечного цвета. В фильме, однако, «иксы» носят боевые костюмы из чего-то вроде кожи тёмных оттенков.
    • Педаль в асфальт с Джин Грей! В комиксах отнюдь не обделённая вкусом героиня носит «в миру» почти любые цвета (отдавая особое предпочтение зелёному и жёлтому или золотистому), кроме красного. Красный цвет на ней, как цвет Тёмного Феникса, всё равно что сирена тревоги. В кино взрослая Джин если в штатском, то исключительно в красном (при рыжих волосах, да…).
      • В «Апокалипсисе», правда, это исправили: юная Джин в исполнении Софи Тёрнер ни разу не надевает ничего красного.
  • «Сирано де Бержерак» (версия 1990 с Депардье) — начисто отсутствует самая характерная, подчёркнутая в пьесе деталь костюма Сирано: старомодный жёсткий испанский кружевной воротник.
  • «Заводной Апельсин» Стэнли Кубрика — Алекса и компанию из черных курток с огромными плечами и черных узких брюк переодели в белые рубашечки и белые же кальсоны, а зашитые в шагу фигурные «песочницы» заменили какими-то бондажами на подтяжках. Кроме того, у всех четверых появились головные уборы о которых ни слова не говорилось в книге (котелки у Алекса с Тёмом, цилиндр у Джорджика и берет у Пита).

Телесериалы[править]

  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Протагонист слишком часто носит охотничью кепку «здравствуй-прощай» и распускает галстук, Ватсон ходит в клетчатом плаще-крылатке. В просвещённом викторианском Лондоне такое немыслимо даже для «джентльмена»-кокни. Не говоря уж о Лестрейде (служащем в полиции!), который передвигается по служебной надобности в костюме спортсмена-велосипедиста (особой формы кепка, короткая накидка, брюки-гольф, плотные чулки-гетры, грубые, но лёгкие башмаки). Вообще ляпов в одежде и расхождений с текстом сэра Артура можно набрать достаточно.
  • «Dresden Files»: Гарри сменил свой знаменитый пыльник на обычную куртку, а Мёрф не носит окованные железом сапоги.
  • «Игра престолов»: куда, спрашивается, пропали знаменитые розовые, с вышитыми каплями крови плащи Болтонов?[6]
    • Квиберн, получив дворянство и став министром, в первоисточнике нарядился в особый, на заказ сделанный белый кафтан с золотым стоячим воротником и золотым поясом. А в сериале он так и ходит в своей любимой, неброской чёрной рясе.
    • Даарио Нахарис. В первоисточнике рядится сущим попугаем («шик ландскнехта», крашеные синим волосы и ногти, позолоченные усы, золотой костюм), в адаптации же предпочитает мужественные тёмные тона.
    • Тихо Несторис, браавосский банкир. В книге одевается в пурпур, носит шляпу высотой в полметра такого же цвета, удивляя всех вестеросцев своим нарядом, в сериале же одевается в коричневые, непримечательные одежды.
    • На самом деле, если обратить внимание на книжные описания костюмов, можно понять что в сериале всех переодели. Мартин описывает буйство украшений и богатых тканей, в сериале всё куда более демократично. В последних сезонах к тому же появились довольно футуристично выглядящие фасоны.
  • «Удивительные странствия Геракла»: Геракл-то, оказывается, не носил львиной шкуры и ходил в штанах (!). На минуточку, древние греки считали ношение штанов признаком варварства. Авторы сериала всеми силами старались избежать ассоциации с «пеплумами» и фильмами «меча и сандалии» и ради этого пожертвовали остатками историчности в костюмах.
    • Рейтинг опять же — оригинальный Геракл заметную часть активностей совершал голышом.
  • «Крах инженера Гарина» (1973) — переодеты решительно все! Шельга в России носит гимнастёрку и рабочую кепку, за границей одет в чёрную пару без галстука. Роллинг у Толстого: «в мешковатом длинном пальто и в котелке, надвинутом на брови». В телефильме оба героя щеголяют в серых британских костюмах-тройках, у Шельги — кепка «аэродром» с Кавказа, у Роллинга шляпы вообще нет. Зоя Монроз: «в белом суконном костюме, обшитом на рукавах, от кисти до локтя, длинным мехом чёрной обезьяны. Её фетровая маленькая шапочка была создана великим Колло», — в фильме часто ходит простоволосой. Впрочем, костюмеры соблюли пропорции. Показанная в фильме одежда вполне могла быть у героев Толстого в 1920-х или 1930-х, хотя ходить без головных уборов по улице было не принято.

Мультфильмы[править]

  • «Властелин Колец» Ральфа Бакши — та самая туника Арагорна, превратившая фразу штаны Арагорна в название статьи (на самом деле нет, мем про штаны Арагорна более ранний, и Бакши вполне мог его знать). И это далеко не единственная находка.
  • «Русалочка» Диснея. Героиню и её сестёр в адаптации даже не переодели, а вообще одели: в оригинале никаких бюстгальтеров из ракушек русалки не носили; про главную героиню, в частности, сказано «была совсем нагая». В советском мультфильме показали как есть.
  • «Незнайка в Солнечном городе»:
    • Главный герой носит грязно-жёлтую рубашку, красно-коричневые штаны с огромной лямкой (в оригинале, наоборот, Незнайка носил оранжевую рубашку и брюки канареечного цвета), у него нет его фирменной голубой шляпы (не исключено, что если бы была шляпа, то дети половину бы недочётов простили или не заметили бы) и зелёного галстука.
    • Жители Солнечного города предпочитали яркие цвета в одежде, а в мультфильме все выглядят абсолютно одинаково и даже ходят в одинаковых чёрно-белых костюмах.
  • Советский мультфильм «Огневушка-Поскакушка» 1979 г. — Огневушка одета в ярко-красное платье и бегает босиком. В сказе она носила голубой сарафан, а босоногость (напоминаем, что действие происходит зимой) никак не отмечена.
  • Советский мультсериал «Приключения Капитана Врунгеля» - все герои переодеты на современный лад (по году экранизации), а атлантов, появляющихся в 4ом эпизоде, вместо фиговых листов, нарядили в трусы.

Веб-комиксы[править]

Юные Титаны в видении художника Габриэля Пиколо. Изначально это была серия фанартов, где персонажам при сохранении основных черт внешности давался в разы менее бафосный антураж, но после начала официального выпуска художником своего комикса с ними стало полноценной адаптацией.
  • Общее явление, когда художники из соображений фансервиса рисуют персонажей фанатских (а иногда и официальных) комиксов по мотивам чего угодно одетыми гораздо откровенней, чем в оригинальных произведениях. Но в последние годы вошла в моду обратная тенденция, когда традиционно откровенно одевающихся героинь комиксов изображают гораздо скромней и целомудренней.
  • Комиксы от Gesperax:
    • «Crime and punishment» — в комиксах DC Блицкриг носит ботфорты, в версии Gesperax она носит туфли и фиолетовые чулки. Также с ее спины пропала татуировка в виде буквы «Б».
    • Фан-арт по мотивам «Скайрима» — костюмчик Сераны остался аутентичным, а вот Эйла «переоделась» в доспех с закрытой спиной.

Аниме и манга[править]

  • Hellsing — в ТВ-сериале Серас сменила жёлтую униформу «Хеллсинга» на голубую, больше напоминающую полицейский мундир.
    • Поскольку сериал делался, когда манга только начала выходить (а манга Ч/Б) экранизаторы просто не знали, что форма должна быть жёлтой. Кроме того, жёлтая (можно даже сказать, горчичная) форма Виктории из H:U уж слишком похожа на форму Шредингера: даже вставлена комическая сценка, в которой сам оберштаммфюрер обращает внимание на девушку в табачного цвета гимнастерке и красно-черным шевроном на рукаве.
  • Rurouni Kenshin — наряд Юми в киноадаптации гораздо более скромный. Потому что выяснилось, внезапно, что платье с открытыми плечами, которое нарисовал Вацуки, живая женщина просто физически не может носить, не оголяясь при каждом движении.

Видеоигры[править]

  • Life is Strange: Before The Storm — в постановке «Бури» все персонажи поголовно босиком, не только дикарь Калибан или наивная Миранда, но и, например, принц Фердинанд. Судя по тому, что как минимум два персонажа здесь женского пола, вместо мужского, могло не обойтись без фансервиса.

Изобразительное искусство[править]

  • Вплоть до эпохи Возрождения художники рисовали античных и библейских персонажей в современных доспехах и одеждах. А потом пришёл классицизм, и почти всех стали рисовать в античных костюмах.
  • Кенотаф знаменитых королей древности, построенный императором Священной Римской империи Максимилианом: всех королей на их статуях переодели в устаревшие латы столетней давности, при том, что они жили задолго до появления лат.
  • Памятник Минину и Пожарскому в Москве — персонажи одеты в странную одежду, соединяющую псевдославянский и псевдоантичный стили. А уж какие у них меч и щит!
  • Памятник Петру I (который «Медный Всадник») создан как подражание римским скульптурам императоров — а потому Петр соответствующим образом одет, на поясе у него короткий меч, и к тому же отсутствуют стремена, как не существовавшие во времена Рима.
  • Картина «Владимир перед Рогнедой» Лосенко, основателя исторической живописи. Все персонажи картины похожи на римлян, а сзади была колонна. Что делала каменная колонна в Полоцке — вопрос на миллион.

Прочее[править]

  • У гофмановского Щелкунчика был фиолетовый гусарский мундир, но в адаптациях его часто наряжают в красный.
  • Все экранные адаптации «Книги джунглей» — Маугли не переодевают, а просто-напросто одевают. Пожалуй, единственное исключение — англо-американский фильм 1942 года.
  • Конан в адаптациях, включая комиксы, обычно воюет полуголый — варвар как-никак. В книгах он не настолько дурак, чтобы воевать в таком виде: носит нормальную для сеттинга одежду, поверх которой надевает прочную броню под стать своей силушке. Если может всё это себе позволить по сюжету, конечно.
  • «Благодаря» официальным обложкам художники и косплееры обожают давать Гарри Дрездену широкополую шляпу, хотя в «Белой ночи» Гарри сам пошутил, что для образа шерифа ему не хватает шляпы и сапог со шпорами.
    • Это намеренная шутка писателя и художника — они договорились, что на обложках шляпа будет всегда, а в тексте — никогда.
  • В журнале «Весёлые картинки» Незнайка носит синюю рубашку под цвет шляпы, а не оранжевую, как у Носова.

Примечания[править]

  1. В коротком фильме 1907 вообще обуты исключительно взрослые.
  2. Рубашка у Тома — нательная, с подшитым белым накладным воротничком. Носить это без куртки могут только пьянчуги. Даже у Гека есть куртка.
  3. С фитильком, так как подобное встречается в реальных школах-интернатах. Старшекурсники имеют право не носить полный комплект формы после занятий, ограничиваясь нашивками с эмблемой. Если ученик провинился, этого права могут лишить в дополнение к стандартному наказанию
  4. Обоснуй: у Джинни не было парадной мантии (по кинону — вечернего платья), так как по школьным правилам парадный наряд покупают на четвёртом курсе, а Джинни пока учится на третьем. Пришлось ей, видимо, одолжить платье у какой-то другой девушки из Гриффиндора (ну, или Макгонагалл трансфигурацией наколдовала).
  5. Тут уважительная причина: и костюмеры, и сама юная актриса решили, что голубое ей будет не к лицу.
  6. Напрашивающееся объяснение: розовое облачение для клана адских маньяков сочли слишком уж несерьёзным. Розовый заменили на чёрный. Тоже эмо.