Пионерский фольклор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Пионерский фольклор — устное творчество советских детей в возрасте 5-12 лет. Включает в себя несколько течений.

Пионерские страшилки[править]

Поджанр «страшных историй» в городских легендах позднего СССР. Поскольку хоррор в СССР практически не издавался по политическим причинам[1], а свято место пусто не бывает — детский фольклор начал генерировать собственные сюжеты на эту тему. За основы брались либо классические истории о мертвецах, заимствованные из сказок и деревенских легенд, либо «страшные» сцены из кино тех лет (кошмар Геши из «Бриллиантовой руки» — явный отголосок историй про «красную руку»), либо переработанные городские легенды — про пирожки из человеческого мяса и т. п. Впрочем, собственных сюжетных штампов внутри этого жанра в результате оказывается гораздо больше, чем внешних заимствований.

В силу каких-то причин почти не эксплуатируется в отечественном хорроре. Исключения — достаточно неплохая на момент выхода (еще при СССР) детская повесть Эдуарда Успенского «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы»[2] и совершенно бездарный слэшер «ССД».

  • Или например «Детский мир» (Андрей Столяров, 1996)
  • И ещё Валерий Роньшин: такие элементы есть почти во всех его ужастиках и детских детективах.
  • Алексей Иванов, «Пищеблок» — пионерлагерь захватили вампиры.
  • Также эти темы эксплуатирует компьютерная игра «Страшилки: Шестое чувство».
  • Дмитрий Емец использовал сюжеты страшилок в цикле рассказов про Фильку Хитрова.
  • Влияние это можно заметить в уровне со школой игры In Fear We Trust, соединяющей псевдосоветскую реальность с потусторонней мистикой.

Характерные сюжетные элементы[править]

Звонок из ниоткуда — голос по радио или по телевизору, который предупреждает героев истории об опасности (отголосок воспоминаний о воздушной тревоге во времена ВОВ?). Телефонные звонки, которые могут как предупреждать, так и пугать или угрожать. Иногда уточняется, что радиоприёмник/телефон/телевизор сломан — то ли для пущей мистики, то ли чтобы подчеркнуть, что этот голос не может быть ни обрывком обычной передачи, ни телефонным хулиганством.

Человеческая мясорубка — часто встроена в диван или вообще в какое-нибудь сидение. Перемалывает людей в фарш, который потом едят или продают.

Предмет-вредитель — воплощением зла может быть любая вещь повседневного обихода (телевизор, шторы, картина, пятно на обоях, простыня), вплоть до деталей одежды (колготки, перчатки, сапоги). Нередко предмет-монстр выделяет характерный цвет (преимущественно чёрный или красный, реже другие яркие цвета типа ядовито-зеленого).

Нарушенный запрет — героя предупреждали что-то не делать, а он это делает и страшно расплачивается. Мотив, вообще характерный для сказок, а для детского фольклора особенно, ибо запреты и поучения взрослых часто облекаются именно в такую форму.

Потусторонний транспорт (автобус, поезд, автомобиль), обычно чёрного цвета и появляющийся ночью или поздно вечером. Севший на таковой горько об этом пожалеет. Бывает, впрочем, и инверсия, когда к одинокому водителю нормальной машины садится жуткий пассажир.

Милиционер — как и в «Мастере и Маргарите» Булгакова, советская милиция представляет силу, с которой всякая чертовщина старается не связываться. В большинстве сюжетов вмешательство милиционера означает либо уничтожение источника страха, либо по крайней мере объяснение его природы.

Садистские стишки[править]

Экранизация стишков от Маски-шоу в эстетике девяностых

Они же «садюшки». В разных регионах и в разных компаниях могли носить разные названия в роде «страшилок» и проч. Так как это фольклор, то вполне могли существовать и уживаться разные (в том числе и по степени приличности) варианты одного «произведения». Могут содержать от двух до восьми строк, но абсолютная классика — четверостишия. Классические садюшки с цинизмом описывают печальную судьбу ребенка, приведшего в действие незнакомый технологический или социальный механизм. Иногда, напротив, ребенок не страдает, а последствия приходят к окружающим. Целиком и полностью данному жанру посвящён альбом Красной Плесени «Маленький мальчик и другие пионерские куплеты».

Отдельный поджанр — Дети в подвале играли в гестапо.

Примеры[править]

«

Двое влюблённых лежали во ржи, Тихо комбайн стоял у межи, Тихо завёлся, тихо пошёл, Кто-то в батоне лифчик нашёл!

»
— 
(Есть и более похабный вариант, где вместо лифчика… ээээ… грубое название головки полового члена.)
А есть просто жутковатый вариант, в котором в батоне находят ухо.
«

Голые бабы по небу летят: В баню попал реактивный снаряд.

»
«

Звёздочка к звёздочке, косточки в ряд, Трамвай переехал отряд октябрят. Рядом флажок, в детской ручке зажатый: То был задорный отрядный вожатый. Сиська налево, сиська направо, С ними погибла вожатая Клава. Мимо учитель довольный идёт: Завтра он новый отряд приведёт!

»
«

Дедушка в поле нашёл ананас, Им оказался немецкий фугас. Вилку взял, ножик, собрался поесть, Жопу нашли километров за шесть.

»

Существует вариант этого стишка с маленьким мальчиком

«

Маленький мальчик нашел пулемет, Больше в деревне никто не живёт. Только глухая старушка Матрёна, Жаль, на неё не осталось патронов!

»

Вариант концовки:

«

Кроме деда Архимеда, У которого с войны сохранилась торпеда.

»

Вариант концовки № 2:

«

Кроме деда Архимеда, У которого торпеда. Кроме бабки-паразитки, У которой есть зенитка.

»
«

Маленький мальчик зенитку нашел, «Ту-104» в Москву не пришел. «Ту-104» свалился на пляж — Пляж превратился в кровавый гуляш.

»

Существовал более мягкий вариант окончания: «Маленький мальчик томится в больнице/темнице, „Ту-104“ в болоте дымится»

« Петя на льдине монетку нашёл,

Сзади подкрался к нему ледокол. Нету картинки смешнее на свете: Слева пол-Пети и справа пол-Пети!

»
«

Маленький мальчик в песочке играл, Сзади подкрался к нему самосвал. Не было слышно ни крика, ни стона — Только ботинок торчал из бетона.

»
«

Сапёр в огороде мины искал, Пультик нашёл, на кнопку нажал, Долго над этим ржали в ООН, В бесплодной пустыне ища Вашингтон.

»
«

Феликс Дзержинский по стройке гулял, Ленин на крыше тихонько стоял, Гулко ударил о череп кирпич. Метко бросает Владимир Ильич!

»
«

Маленький мальчик на вишню залез, Сторож Потапыч достал свой обрез. Выстрел раздался, и сторож упал — Мальчика сзади отец прикрывал.

»

Более ранний вариант концовки:

« Выстрел раздался, послышался крик,

— Сорок второй, — усмехнулся старик.

»

И ещё один вариант концовки:

« Выстрел раздался, и сторож упал —

Мальчик свой «Маузер» раньше достал.

»
«

Чтоб без дела не страдать, Мы решили поиграть В Нюрнберг. На верёвке смотрит вдаль Комсомольский секретарь Юрик…

»

В начале 1990-х кое-где стали проводиться конкурсы на сочинение подобных стихов. В том числе и на телевидении. Обычно по начальной строке. Как в «Пока все дома» со строчки «Маленький мальчик с детства курил». В других конкурсах бывали и злободневные (а то и политические) темы: «маленький мальчик компьютер купил/права получил/в Думу пролез/Кремль посетил».

Лагерные песни[править]

Народные, а также полюбившиеся народу или переработанные авторские песни, исполнявшиеся детьми в пионерских лагерях, в походах и просто во дворах. Жанр не имеет строгих границ, он впитал и бардовскую песню («Милая моя, солнышко лесное»), и лирику о детской любви («Все косы твои да бантики»), и хулиганские вариации («Смуглянка», «Ёкарный бабай, чудище лесное», «И нет нам покоя ни ночью, ни днём»).

  • А также многочисленные пародии на существовавшую в старые времена эстраду. Классика — это «Ядерный фугас» («Скатертью дихлордиэтилсульфид стелется и забирается в ухо, в нос и в глаз, каждому, каждому в химкомплект верится, где-то взрывается ядерный фугас»). Но были также: «Вышла мадьярка на берег Дуная, вылила в воду горшок» (в оригинале она бросила в воду цветок, песню пела Э.Пьеха), «Один раз в год я трезвым был» (исходник — «Один раз в год сады цветут» из репертуара Анны Германн), «Из полей доносится: "Налей!"» (в оригинале оттуда уносится печаль, пел по радио Лещенко, но не Пётр, а Лев), «С неба пудовые падают звёзды, и увернуться от них так непросто. Может случиться, что к бабам в сортир **нется с неба звезда Альтаир» (пахмутовская песня «Звездопад», в оригинале её пели такие же пионеры с октябрятами, организованные в Большой детский хер хор ЦТ и ВР).

Творчество Ильи Масодова[править]

Ужасающий треш, имеющий в своей основе пионерский фольклор, сочинения Зигмунда нашего Фрейда и все известные человечеству анналы некромантии.

« Мы — архангелы революции, — в один голос отвечают шёпотом девушки. — Мы — весталки Чёрной Пирамиды, хранительницы вечного огня коммунизма, мы, комсомолки, умершие юными и безгрешными, собираем человеческую кровь, чтобы огонь коммунизма не погас в сердцах будущих поколений. »
— Мрак твоих глаз

Также к изучению рекомендована статья «Мифологемы священной пионерии», посвященная творчеству этого замечательного автора.

"Последний рубеж"[править]

Атмосферу пионерского фольклора неплохо передаёт и этот рассказ.

Примечания[править]

  1. Если вдаваться в подробности, то, конечно, это не совсем так — издавали достаточно много откровенных ужастиков, если они укладывались в рамки «научной фантастики». К примеру, «Дверь» Кинга перевели еще при СССР, а по «Полю боя» даже сняли мультфильм. Также издавался хоррор, относящейся классической литературе — Гоголь (по которому был снят, кажется, единственный советский ужастик «Вий»), баллады Жуковского, А. К. Толстой, Пушкин («Гробовщик», «Пиковая дама»), Эдгар По и т. п. Да и сказки братьев Гримм тоже включали в себя элементы ужасов.
  2. Забавная деталь: многие читатели (видимо, не знавшие о самом существовании жанра «хоррор») восприняли её как реалистическую. В редакцию журнала «Пионер» после публикации повести пошла волна писем и звонков в стиле: «Спасибо, что предупредили, а то я хотел(а) отправить детей в пионерлагерь, не зная, как это опасно!»