Пират

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Pirate. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Йо-хо-хо и бутылка рома! »
— Коронная фраза
« Жизнь у пиратов трудная. Приходится скрываться, а им нужны сокровища и удовольствия. »
— Алиса Селезнёва
« Мы же пираты. Пираты! »
— Дон Карнаж
314877307.620256.jpg

(link)

all hands on deck, boiz!

Как говорит нам Википедия, слово «пират» происходит от греческого πειρατής, дословно — «пытающий (счастья)», то есть «джентльмен удачи» или даже просто «предприниматель», «авантюрист». А в массовой культуре — один из лучших героев приключенческой литературы. Даже Том Сойер мечтал стать пиратом!

Одним из самых популярных у школьников романов был «Остров сокровищ». Одна из самых популярных и зрелищных кинофраншиз последних лет — «Пираты Карибского моря». Одно из самых длинных аниме — One Piece, повествующий о приключениях чрезвычайно харизматичного подростка-капитана на пути к становлению Королём Пиратов и его разношёрстного экипажа, — вот уже в течение многих лет на гребне вполне заслуженного успеха.

Существует также Пиратский барон — это либо прокачанный от капитана корабля до руководителя флотилии пират, либо губернатор тортуги.

Пятиминутка истории[править]

Пиратство — такое же древнее занятие, как мореплавание и торговля. Как только один человек вышел в море, дабы не просто порыбачить, а поторговать, другой захотел его в этом самом море ограбить. Впрочем, пираты не брезговали и десантом с последующим разграблением города.

Только всё было ещё проще. В древние времена торговцы по сути не отличались от пиратов. Финикийцы, минойцы, греки — все охотно пиратствовали при случае. Точно так же, как впоследствии викинги — если не получалось ограбить, торговали.

С пиратством были знакомы как древние египтяне, так и не менее древние китайцы. С пиратами Средиземного моря боролся знаменитый римлянин Цезарь (на деле, прежде всего, Помпей, но и Цезарь тоже немного поучаствовал). В Средневековье на прибрежные европейские города наводили ужас викинги и мусульманские морские разбойники. Но настоящий расцвет пиратства наступил после открытия Нового Света — Америки. Золотой век пиратства пришелся на 1650—1730-е, и современное представление о пиратах во многом основывается именно на образе карибского пирата того промежутка времени.

Могущественнейшей владелицей колоний в Америке была Испания, вывозившая из захваченных земель золото на огромных галеонах под охраной военных эскадр. Кроме того, испанцы запрещали своим колониям торговать с другими странами. Естественно, остальным европейским нациям это не нравилось, а на Карибах шла постоянная война — иногда в открытую, иногда с помощью пиратов.

На Руси внезапно тоже были свои пираты — ушкуйники. «Ушкуй» — это разновидность русской лодьи. Эти любили набигать не только и не столько по морям, сколько по рекам. Они и на юг, в Поволжье, забирались. Считается, что вятские ушкуйники однажды разграбили даже ордынский Сарай. Не знающие матчасть малолетние аноны полагают, что именно новгородские ушкуйники в XII в. ограбили крупнейший торговый центр Швеции Сигтуну, в частности, увезя оттуда изготовленные в Магдебурге бронзовые ворота, которые ныне являются входом в Софийский собор Новгорода, хотя достаточно открыть педивикию, чтобы узнать, что до первых набегов ушкуйников оставалось еще добрых 2 века, а поход на Сигтуну совершался силами новгородского городского ополчения и вообще имел характер карательного рейда. С другой стороны, вятские ушкуйники вполне себе были наследниками новгородских, да и сами новгородцы пограбить соседей были не дураки. Наследники викингов — ничто перед наследниками варягов!

Также, по сути своей, пиратом был небезызвестный Стенька Разин. Один его персидский поход чего стоит. Помимо донцов, также пиратствовали и запорожцы. В Адриатическом море XV—XVII веков пиратством занимались братушки-славяне ускоки (помимо хорватов, в их число входили и бежавшие от османского гнёта сербы, отсюда и название). Доставалось как и османам, так и от доминировавшей в Адриатике Венеции.

В современном мире пиратство никуда не исчезло. Самый известный пират ХХ века — Исабело Майор, грабил суда и портовые городки в середине 1960-х на Филиппинах, совершив более полусотни дерзких и тщательно подготовленных налетов на быстроходных катерах. Сомалийские пираты изредка привлекают внимание всего мира, но гораздо более населенное пиратами место — Малаккский пролив. В настоящее время центр африканского пиратства с побережья Сомали переместился в Гвинейский залив.

« 1. Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершённое с применением насилия либо с угрозой его применения, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. То же деяние, совершённое с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового.

»
— Статья 227 УК РФ «Пиратство»

Стереотипы…[править]

Пират, морской разбойник — это выносливый моряк, авантюрист, охотник за сокровищами, задира и весельчак. У морского разбойника с собой куча оружия. «В те времена никого не удивлял человек, лезущий на палубу неприятеля с абордажной полупикой в руках, катласом на поясе, парой ручных гранат в сумке, фитилем запальным в специальном стаканчике на шляпе, большим ножом и несколькими пистолетами, запихнутыми туда, куда возможно запихнуть. Дело житейское и ответственное. И все так или иначе в бою пригождалось. Специфика. Абордаж по сравнению с сухопутным сражением — очень короткое и жестокое боестолкновение на предельно малых дистанциях, где толпа народа имеется на очень ограниченном пространстве». (Фёдор Лисицын о специфике морских сражений XVII в.)

  1. Символ пиратов — «Весёлый Роджер», черный флаг с белым черепом и скрещенными костями, и юмор у пиратов такой же чёрный. Всегда вне закона — в этом сама суть пиратства.
  2. Классические пираты носят банданы, поверх них или без них — валяные шляпы или треуголки, а также кожаные штаны, бархатные кафтаны, подпоясанные красными кушаками, и высокие сапоги с пряжками.
  3. У кого-то железный крюк вместо руки, а кто-то ковыляет на деревянной ноге. Для пиратов это самые обычные вещи на свете — издержки, так сказать, профессии.
  4. У капитана на плече должен сидеть попугай и кричать: «Пиастррры! Пиастрры!»
  5. Когда он не сражается, то цепко держит бутылку рома.
  6. Носят повязки на глаз.
  7. И серьгу в ухе.
  8. Каждый уважающий себя пиратский капитан считает своим долгом зарыть где-нибудь накопленные, чаще всего несметные, сокровища, пометить их на карте крестиком или еще как-нибудь, а потом благополучно отдать концы. А с картой пусть другие разбираются.

…И их разбор[править]

1) «Весёлый Роджер» вился над пиратскими кораблями далеко не всегда. Чёрный флаг с черепом и костями был символом корабля, на борту которого находятся больные чумой (или проказой, что ничуть не лучше). И некоторые предприимчивые пираты использовали его, чтобы избежать досмотра. Обычно же пираты предпочитали использовать флаги реальных стран, позволяющие обмануть ничего не подозревающую жертву. Да и сам по себе такой привычный «Весёлый Роджер» встречался у пиратов не всегда. Более распространённым у пиратов цветом флага был красный — цвет бунта и войны. Отсюда, собственно, и происходит само название пиратского флага. Первоначально, когда большинство пиратов составляли французы, они дали пиратскому флагу шутливое прозвище: «Joyeux Rouge» — «Весёлый Красный». Затем, когда большинство пиратов стали составлять англичане, они истолковали незнакомое французское слово как имя. И получился известный всем «Jolly Roger» — «Весёлый Роджер». А уж он, в свою очередь, стал представляться как весёлый оскал черепа.

  • Хотя, в качестве личной эмблемы черное полотнище с черепом было у многих известных пиратов (возможно, поэтому стереотипным стал именно черный цвет, пусть пиратов с красными знаменами было больше, но вошедших в историю из их числа почти нет). Некоторые добавляли песочные часы («ваше время вышло»), кинжалы, сердца, сабли… Привычные нам «череп и сабли» был у Джека «Калико» Рэкхема,[1] «череп и кости» у Эдварда Ингленда. Пираты могли утратить судно (корабль мог затонуть, сесть на мель, и т д), но флаг оставался символом конкретно этой команды.

2) Одевались они на борту предельно просто, причём капитана было не отличить от простого матроса (под которого он и косил в случае попадания в плен). А в кафтанах и шляпах неудобно лазать по вантам (широченные холщовые или шерстяные штаны (slops, slop breeches)[2] с рубахой и банданой/вязаной шапкой/валяной шляпой с короткими полями на голове куда практичнее). Хотя капитаны могли одеваться как угодно. Рэкхэм получил прозвище Калико Джек именно за любовь к щёгольской одежде из дорогущего ситца. А Чёрная Борода вообще следил за одёжкой, считая её важной составляющей угрожающего имиджа. Да и Бартоломью Робертс даже перед боем одевался максимально элегантно, включая драгоценную цепь с каменьями. Впрочем, речь идёт об очень уж известных пиратах, которых и так знали в лицо, в случае плена им бы маскировка всё равно не помогла.

  • А вот сходя на берег побухать и потискать портовых девок, даже простые пираты наряжались в пух и прах. Вдруг в следующем рейде убьют, а я ещё вон тот модный камзол не поносил?

3) Увечным (потерявшим не глаз или пару пальцев, а руку, например) полагалась солидная выплата из общака и вежливое списание на берег (и попробуй не дай им компенсацию: оставшиеся живо вдохновятся справедливостью и на следующем абордаже под пули не полезут). Исключения, конечно, были, но это именно что исключения, да и остаться в команде с увечьем мог только один из вожаков, которому палубу не драить и с такелажем не работать. Скажем, прототип Долговязого Джона Сильвера — высоченный одноногий пират — был замечен в экипаже Ингленда в роли… правильно, квартирмейстера.

4) Любая корабельная живность через месяц-другой сидения на гнилой солонине и червивых сухарях вызывает в первую очередь гастрономический интерес (что, правда, и подтверждает стереотип: некоторые капитаны таки брали с собой попугаев в качестве экстренного запаса экзотической курятины). А еще встречается версия, что попугаев пираты из теплых стран завозили в страны Европы и продавали богачам за баснословные деньги. В принципе, из партии пойманных почти всех могли съесть, но двух-трех оставить на продажу.

5) Потребление алкоголя на борту ограничивалось и регламентировалось уставом, за соблюдением которого следили капитан, квартирмейстер и боцман, при необходимости поддерживая уровень трезвости путем вразумляющих люлей (были даже случаи перехода матросов с каперских кораблей на королевские именно из-за того, что там бухач хоть и не приветствуется, но и не так уж строго воспрещён). Миф о бухающих пиратах пошёл не только от того, как они отрывались на берегу, но и от постоянного использования грога для сугреву. Примерно как 100 грамм от наркома Ворошилова. Только вот набухаться с такой дозы не выйдет. Бартоломью Робертс и Франсуа Олоне, едва ли не самые успешные пираты в истории, вообще демонстративно пробивали и выбрасывали бочки с захваченным алкоголем. Ирония судьбы: славившийся нетерпимостью к морским пьянкам (и вообще полный абстинент!) Робертс однажды таки организовал бурное застолье на корабле по случаю возвращения с рейда (сам корабль находился на приколе). Это было его последнее решение: перебухавшие пираты перепутали подошедшее военное судно с собственными союзниками!

6) Существует гипотеза, согласно которой эту самую повязку носили вполне здоровые пираты, но не постоянно, а только во время абордажей: чтобы один глаз привык к темноте и можно было с меньшим риском спускаться на нижние палубы, где из темноты могла прилететь пуля. Однако эта версия подвергается немалой критике: пират, решивший на время жаркой схватки добровольно «ослепить» себя на один глаз, имеет куда больше шансов не добраться до нижних палуб по причине скоропостижной смерти. Существует ещё реконструкция, гласящая, что что-то подобное использовалось не в бою, а во время погрузочно-разгрузочных работ: чтобы не шариться в темноте (и что-нибудь на себя не опрокинуть) в трюме и не слепило солнце снаружи. Правда, люди, длительно ходившие с одним закрытым глазом, утверждают, что от этого может приключиться мигрень.[3] Еще один принципиально возможный, но именно для пиратов маловероятный вариант — повязка на глаз для стрелка, которому надо прицеливаться (при зажмуривании одного глаза второй начинает видеть чуть хуже, поэтому повязка немного улучшает результат). Маловероятен из-за отсутствия сколько-нибудь заметной потребности в снайперской стрельбе в условиях абордажного боя.[4]

7) По всей видимости, серьга в ухе пиратского капитана появилась только в романах авторов XIX в. И уже оттуда перекочевала к современным морякам парусного флота. А ранее такого обычая не существовало.

  • Однако у этого девайса существует довольно логичный обоснуй: увесистым куском золота, да ещё наверняка с драгоценным камнем, имелось в виду оплатить провоз тушки доплававшегося пирата на родину, или хотя бы достойное погребение на ближайшей земле, а не за бортом с ядром в ногах.
  • НД: уж не позаимствовали ли западные романисты образ у казаков, тоже не брезговавших пиратством? Казаки серьги носили, но это не было показателем лидера. Это был опознавательный знак бойцов, которых лучше беречь: одну серьгу носил сирота[5] или единственный сын в семье, две серьги полагались последнему мужчине в роду.

8) Сокровищ пираты почти никогда не копили и не прятали. Каждый из них за время одного плаванья огребал куш, какой и не снился честному моряку, и мог обеспечить себе безбедное существование на несколько лет. Но проходило максимум две-три недели, и всё нажитое с огромными усилиями и риском для жизни оказывалось спущено на выпивку, портовых шлюх и шулеров, после чего пират опять вынужден был испытывать удачу. Это не говоря уж про то, что зарытые сокровища ещё надо как-то выкопать, а для этого снарядить новое плавание, что очень дорого. Да и вообще, зачастую пираты брали добычу не казной (судна с казной охранялись так хорошо, что реальные пираты туда бы даже не сунулись), а товаром, и в кэш всё переводили только на Тортугах-Ямайках-Мадагаскарах. Ну, а те, кому повезло взять что поценнее, вроде капитана Эвери, взявшего груз алмазов, оставались ни с чем, поскольку на Мадагаскаре убьют за такую добычу, а в Лондоне… ну просто кинули и намекнули, чтобы правды не искал, а то сам на эшафот угодишь.

Капитан Кидд — почти единственное исключение. Хотя формально он был корсаром, отправленным в Южные моря под предлогом борьбы с пиратами, а на самом деле для того, чтобы обеспечить доход группе аристократов-вигов, снарядивших его. И хотя в Индийском океане Кидд стал себя вести больше как пират (правда, малоудачливый), но вины за собой не ощущал. После ареста Кидду грозила петля, с помощью которой парламентская оппозиция старалась ударить по вигам, и он начал разглагольствовать о сокровищах, надеясь, что потраченное на их поиски время позволит оттянуть казнь, а то и вообще «соскочить». И хотя помилования он не получил, слухи о мнимых сокровищах пошли. Кидд долгое время воспринимался как стереотипный образ пирата с непременными огромными кладами.

Сложился же стереотип, по-видимому, благодаря пиратам-отставникам, нередко завязавшим как раз по инвалидности — и, получив свою долю от добычи плюс компенсацию за увечье, да купив кафтан поярче и шляпу пообширней, заседавшим по портовым кабакам Бостона или Бристоля, напиваясь рому без меры, горланя песни и травя бессовестно приукрашенные байки, неизменно привлекающие толпы слушателей с разинутыми ртами. Такие вполне могли на память прихватить из Америки или Африки попугая и выучить для смеха говорить морские команды — в качестве подкрепления для баек. Так, например, провел свои последние годы Генри Морган — после того, как из вице-губернаторов его вышибли, бывший пират в основном пьянствовал и надоедал окружающим рассказами о плохом правительстве и золотых флибустьерских деньках, пока не помер от цирроза. Так что, как видим, бережливые Бонсы (держащие ценности при себе и тратившие без фанатизма: ром, свиная грудинка, яичница) и Сильверы (легализовавшиеся и вложившиеся) среди пиратов таки имелись, но, конечно, не большинство.

Их нравы[править]

У пиратов, в отличие от военных и купцов, что капитан, что квартирмейстер были выборными (и столь же легко смещаемыми) должностными лицами с достаточно чётко разграниченными полномочиями.

Капитан решал, куда отправится судно и на кого будет нападать, а также единолично командовал в морском бою и маневрировал. А квартирмейстер в XVI—XVIII вв. был второй по значимости должностью, можно сказать, «старшим помощником».

  • Существует популярное заблуждение, популяризированное на отечественных просторах Михаилом Веллером, что квартирмейстер — это «начальник кватердека» и командует абордажем. На самом деле английский quartermaster и немецкий квартирмейстер — практически полные аналоги по этимологии и первоначальному значению. А у пиратов квартирмейстер обзавелся и дополнительными функциями по представлению интересов команды.

Квартирмейстер назначал наказания провинившимся матросам, следил за справедливым распределением долей добычи, выдачей провианта и рома (то есть в условиях кризиса — длительного штиля или кораблекрушения — решал, кому жить, а кому умереть), состоянием припасов (и мог поставить вопрос о прекращении плавания) и сохранностью навигационных инструментов (ещё одна прослойка безопасности против бунта на корабле: навигационные инструменты хранятся у человека, который в обязательном порядке ни черта не смыслит в навигации, так что просто взять штурмана «в долю» бунтовщикам не поможет). Занимался он и вооружением команды, а так же командовал призовой командой, чьей обязанностью были перегрузка ценностей и управление призом, если его по какой-то причине не топили на месте.

Также важно, что он формировал альтернативный центр власти корабля, представляя интересы команды в противовес капитану. Если же команда была недовольна капитаном, именно через него она передавала «чёрную метку», и он был первой кандидатурой на пост капитана, если метка сработала — а такое бывало, что, к примеру, описано в воспоминаниях Эксвемелина. Поэтому неудивительно, что знаменитый Джон Сильвер хвастался: «Меня боялся сам Флинт». ЛЮБОЙ капитан пиратского корабля должен был разумно опасаться своего квартирмейстера. Капитан, который не боится, глуп, и капитаном оставаться ему недолго. Роль квартирмейстера хорошо показана в «Черных парусах».

Ещё одной важной персоной был штурман, который занимался навигационным исчислением и прокладкой курса. Навигация во времена отсутствия GPS и даже радио была очень и очень серьёзной наукой, и её знание прокладывало между ним и его простыми головорезами непреодолимо глубокую пропасть. И если компас и хронометр более или менее понятны любому, то пользоваться астролябией он никого не обучал. А без знания навигации можно было заниматься только каботажем за ломаный грош или грабежом на суше без навыков сухопутного вора. Однако штурмана могло и не быть, если его обязанности выполнял сам капитан. В таком случае «чёрная метка капитану» где-либо, кроме порта, была самоубийством для экипажа. Да и в порту какой смысл её предъявлять, если вести корабль некому, проще уж просто свалить в другую команду. Так что капитаны-навигаторы вроде Чёрной Бороды и Неда Лоу чувствовали себя очень уверенно, периодически поплёвывая на положения кодексов. А судьба отмороженного беспредельщика Чарльза Вэйна вообще показательна: долго маялся вседозволенностью, пока не просмотрел, что в квартирмейстеры пролез Джек Рэкхэм, умеющий в навигацию. Конец немного предсказуем: после первого же рамса осмелевшая команда попросила капитана покинуть корабль (и ещё повезло покинуть на шлюпке, а не с камушком на горлышке).

Ещё очень ценились доктор и плотник, причём последний — не только как тот, кто может оперативно заделать течь или заменить сломанный рангоут, но и как суррогат предыдущего, ибо при отсутствии хирургических инструментов операции (в первую очередь, конечно, ампутации) производились плотницкими.

Пиратский кодекс существовал в действительности, ибо любое преступное сообщество достаточно быстро вырабатывает свод определённых понятий, чтобы не скатиться в совсем уж дикий трэш. Пиратский кодекс был весьма специфическим документом, где подавляющее большинство пунктов было посвящено наиболее важному для пиратов моменту — разделу добычи. Кое-где можно встретить версию, что на каждом корабле был свой «кодекс», но в целом правила разных кораблей были во многом сходны, хотя относительно некоторых моментов встречались и диаметрально противоположные инструкции. Кстати, статьи сохранившихся пиратских кодексов повторяют некоторые «законы» Запорожской Сечи чуть менее чем полностью, что кагбэ намекает на духовное родство этих социальных групп — не забываем, что казаки тоже были внезаконными жителями фронтира и тоже использовались в своих интересах соседними государствами (да и пиратствовали тоже).

Пиратские корабли для манёвренности и простоты управления и заполучения были преимущественно небольшими — бригами, шлюпами или тупо лодками, как у пиратов Ла-Манша или тех же ушкуйников с их чайками. Если пират захватывал себе фрегат или галеон, то либо использовал его как плавбазу, вокруг которой роился москитный флот (как Чёрная Борода, державший флаг на «Мести королевы Анны», но располагавший помимо неё ещё тремя-четырьмя корабликами, на одном из которых его и убили), либо весело сжигал и пускал ко дну, либо вовсе оставлял прежним владельцам, предварительно обчистив трюмы и пошаманив со штуртросом и парусами, чтоб нескоро добрались до цивилизации и настучали на обидчика.

У пиратов существовала такая форма близких отношений, как мателотаж — обязательство заботиться друг о друге в случае ранения или болезни с правом наследовать имущество. К сексуальной ориентации мателотаж отношения не имел — партнёры могли быть любовниками или иметь жён; в последнем случае жена имела право спать с «сомателотажником» мужа.

Разновидности[править]

(link)

О современных пиратах (в основном, сомалийских)

Более-менее полноправный синоним слова «пират» — флибустьер. Однако по-испански «filibustero» — не столько пират, сколько мятежник из колонии («El filibusterismo» Рисаля — это не «Пиратство», а «Мятеж»; то же слово испанская газета «El País» применила в адрес современных каталонских сепаратистов, что вызвало скандал ввиду колонизаторских коннотаций слова).

Ещё один синоним пирата — буканьер (буканир). Происходит это слово от термина «букан» — способа заготовки копчёного на плетёных решётках мяса, заимствованного от местных индейцев. Буканьеры были обычными охотниками, жившими на побережье Гаити и поставлявшими вяленое мясо всем желающим. Поскольку основными покупателями были пираты, испанцы стали гонять буканьеров; в результате буканьеры тоже ушли в пираты. А стрелками они были хорошими…

Воздушные пираты! Причём в реальной жизни! https://warhead.su/2017/09/14/respublika-vozdushnyh-piratov

Если действие происходит в космосе, пираты становятся более технически продвинутыми, но сути своей не теряют. Теряют романтику — космические пираты, как правило, жестокие бандиты, которые захватывают в заложники пассажиров лайнера, перевозят наркотики или торгуют рабами[6].

Не пираты, хотя их часто путают[править]

Слово «капер» (и его синонимы «корсар» и «приватир») В XVII в. на Тортуге и Ямайке (меньше на Багамах), когда корона расщедривалась на помилования, экс-пираты получали патент капера и определённую защиту.

Пират Капер
Основание для деятельности: Право сильного. Лицензия (патент, свидетельство), выданная государством.
На кого и когда нападает: На кого и когда пожелает. Только в военное время на суда враждебной стороны или везущие военные грузы для неё.
Что делает с добычей: Забирает себе. Доставляет в призовой суд, который её оценит и выдаст добытчику оговорённую часть стоимости.
С точки зрения закона: Преступник. Честный частный предприниматель.
Кто имеет право его захватить: Любой военный корабль любого государства. Только корабль враждебной стороны.
…И что после захвата делать с экипажем: Судить по законам своей страны. Считать военнопленными и обращаться соответственно.

Иначе говоря, капер — не пират, а скорее тогдашний аналог ЧВК, только на море. Корсар — это французское название капера (от Lettre de Course, как называлось во Франции каперское свидетельство); приватир («частник») — английское. Интересный факт: американский финансист Джон Пирпонт Морган назвал свою яхту «Корсар», хотя никаких родственных связей со знаменитым пиратом Генри Морганом у него не было.

Впрочем, стоит иметь в виду, что нормы морского права сложились в описанном виде далеко не сразу. Сплошь и рядом каперские свидетельства могли не признаваться противной стороной, и хотя де-юре капера не полагалось вешать на первой же пальме, «честных частных предпринимателей» вешали как обычных пиратов (особенно если у них при обыске обнаруживались патенты от обеих воюющих сторон). Да и сами каперы могли «превышать полномочия», и методы их иной раз не сильно отличались от чисто пиратских — и в то же время откровенные пираты иной раз получали каперский статус задним числом, щедро поделившись с властями. Всё это только способствовало путанице, не говоря уже о том, что жертвам от наличия у грабителя корочек не легче. Неудивительно, что сейчас даже те, кто знают о различии между пиратами и каперами, могут назвать последних «разновидностью пиратов» или «пиратами в законе».

Бывает и «государственный морской налётчик» — это уже рейдер (обычно на фрегате, крейсере или подводной лодке, но могли использовать и переоборудованные торговые суда — так называемые «вспомогательные крейсеры»), который при встрече с торговыми судами обычно не тратит время на их грабёж, а просто топит, стараясь не награбить побольше, а потопить побольше. Впрочем, когда как: рейдеры тоже могли захватывать вражеские суда, особенно гружёные стратегическим сырьём (если имелась возможность привести их в союзный порт), или перед затоплением перегрузить добычу к себе (если в роли рейдера был вспомогательный крейсер с достаточной ёмкостью трюмов). Но в любом случае рейдеры несли военно-морской флаг и считались не гражданскими судами, а единицами флота со всеми вытекающими. Называть их «пиратами» можно разве что в переносном смысле.

Впрочем, некоторые британские подводники времён Первой мировой приняли это звание как комплимент и неофициально поднимали «Весёлого Роджера». Ещё больше эта традиция распространилась во Вторую мировую, а в какой-то мере сохраняется и до сих пор. Рейдер «Корморан», например, прикинулся гражданским судном и внезапной атакой потопил аж крейсер «Сидней» (хотя и сам вскоре утонул от полученных повреждений, но экипаж спасся). Справедливости ради — примерно 80 % заслуги в этом за капитаном «Сиднея», совершившим, кажется, все возможные ошибки при попытке досмотра «Корморана».

Пираты, которые не разбойники[править]

«

— Сын, а ты в курсе, что серьгу в ухе носят или пираты, или пи…асы[7]? А корабля я что-то не вижу… — Пираты бывают не только в море, пап…

»
  • Пиратскую символику перенимают некоторые молодежные субкультуры: например, который год проходит «Operation Sea ARRRGH!». Стоит упомянуть также wikipedia:Talk Like a Pirate Day (англ. День «Говори как пират») — участники целый день разговаривают на карикатурном пиратском языке.
  • Устричные пираты, описанные у Джека Лондона — выйдя ночью в море, втихую… обворовывали морские фермы по выращиванию устриц.
  • Платное или халявное приобретение программ, фильмов, игр, музыки, электронных версий книг не у «законного правообладателя» уже давно стало называться пиратством, ибо оный правообладатель упускает выгоду. А может быть, и не упускает: то, что скачивается бесплатно, могут и не купить.
    • В 2012 году копирасты объявили своей собственностью пение диких птиц
    • Осенью 2019 копирасты добились того, что теперь все, кто использует пурпурный, являются «злостными пиратами» нарушающими права германской T-Mobile, объявленной эксклюзивным владельцем этого цвета. Отечественная Wildberries тоже пыталась провернуть такое кун-фу, но не выгорело.
    • В мае 2020 копирасты присвоили себе произведения классической музыки, а следовательно, всякий, кто исполняет Моцарта, Баха, Бетховена — теперь как пират будет повешен на рее блокируется на Ютюбе https://habr.com/ru/news/t/503930/
      • Не совсем так. Это баг, который не особо чешутся исправлять. Официально никто эту музыку из public domain не изымал. Тогда уж можно вспомнить еще, например, вот эту историю. Примечательна тем, что под раздачу попал в том числе реальный автор материала, при том, что это более крупная компания (но не имеющая отношения к медиа и, по видимому, не заинтересованная в том, чтобы судиться с какими-то мутными поляками).
    • Самостоятельная починка техники вместо обращения в официальный сервисный центр стараниями коприрастов хоть и не называется, но приравнивается к пиратству и с этим борются https://habr.com/ru/post/383529/
  • Радиопиратство — нелицензированное радиовещание. Распределение радиочастот — прерогатива государства (и не только из-за нелегальной пропаганды, но и в силу ограниченности пропускной способности), за самодеятельность ловят и больно бьют. Золотой век классического радиопиратства — 1950-60-е годы, когда эфир был жестко зарегулирован государственными медиакорпорациями (с весьма консервативным мышлением), а популярную музыку крутить хотелось, и в то же время за вещание из нейтральных вод Северного моря невозможно было законно покарать (радиопират находился под защитой морского права, созданного для противодействия обычным пиратам). Пиратские радиостанции (например, культовое Radio Caroline) были важным элементом контркультуры 1960-х в Европе (дольше всего продержались в Нидерландах). Дело было не только романтичное и популярное, но и прибыльное. Само собой, государственные службы вредили пиратам, как могли: глушили, поливали из водометов, а иногда и брали на абордаж. Позже, с одной стороны, частным радиостанциям дали возможность легализоваться, а с другой — в морское право ввели понятие «исключительной экономической зоны», и пиратов начали гонять на законных основаниях. Пиратским радиовещанием в разное время занимались и всяческие повстанцы (от кубинских барбудос до ИГИЛ), и юные радиогубители в СССР (паявшие передатчики-шарманки на одной лампе, а потом огребавшие за радиохулиганство), да и Голос Америки, когда в СССР отменили регистрацию приемников, и народ начал крутить по ночам грюндиги.
  • Пиратством также называют нелегальное производство лекарств https://habr.com/post/424923, потому что «бедным» правообладателям будет крайне обидно, если w:en:Alipogene tiparvovec будет продаваться по цене меньше миллиона долларов за курс. Да, это не опечатка — это лекарство для экзотической по нынешним временам генной терапии действительно стоит столько. Причина в том, что разработка препаратов генной терапии стоит сотни миллионов, если не миллиарды, долларов. Больных, нуждающихся в алипогене, во всём мире не более 7 тысяч (заболеваемость 1:1 000 000). Это не парацетамол или амоксиклав, которые потребляют сотни миллионов больных, и их можно продавать с очень небольшой наценкой: прибыль, необходимая для существования компании, будет получена за счёт массовости. Если подобное лекарство будет стоить дешевле, торговля им будет убыточна (а конкретно этот препарат оказался убыточным из-за низкого спроса, а спрос оказался низким из-за неподъёмной даже для дорогой страховки цены).
    • Вопрос допустимой наценки на медпрепараты и в принципе права интеллектуальной собственности на них крайне сложен и неоднозначен, но позиция «современные стандарты тестирования медпрепаратов избыточны; пока идет тестирование, нуждающиеся в препарате не могут его получить»… Весьма спорна. С этим, наверное, можно согласиться, если без этого препарата пациента в любом случае ждет смерть или участь хуже смерти. Но там речь шла о препарате для предотвращения инфицирования ВИЧ. Да, если он действительно эффективен, это спасет десятки тысяч жизней… А если нет — пока это выяснится, от него пострадают тысячи людей, которые будут надеяться на него и менее серьезно относиться к использованию презервативов и/или индивидуальных шприцов и растворов для инъекций[8]. Ну или можно вспомнить недавнюю историю с хлорохином (нет, он не помогает от коронавируса, зато от него слепнут), хотя там обошлось без пиратов. В общем, можно поспорить о том, является ли такая деятельность однозначным и несомненным добром. Но к подтропу в любом случае подходит.
  • Александра Элбакян — научный пират: выкладывает научные статьи в открытый бесплатный доступ, за что её очень не любят копирасты, требующие тысячи долларов за доступ к этим статьям.

Где встречаются[править]

Театр[править]

  • Капитан Саблезуб. Изначально персонаж популярных в Норвегии детских спектаклей, но впоследствии стал протагонистом-злодеем собственной франшизы, включающей не только фильмы и мультфильмы, но и серии книг и комиксов, и даже тематический парк развлечений.

Литература[править]

  • В 1724 г. в Лондоне вышла книга «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами». Автор скрывался за псевдонимом «капитан Чарльз Джонсон», но есть подозрения, что на самом деле автором был Даниель Дефо. Но доказательств тому нет, к тому же сама книга очень сильно смахивает на запись пересказа чьего-то рассказа. В архивах капитан Чарльз Джонсон не числится, но некоторые детали передает настолько точно, что их знать мог только очевидец. В общем, этот капитан — настоящий анонимус, и богатая тема для инсинуаций и криптоистории.
  • Жорж Блон, «Великий час океанов» — вообще и глава «Флибустьерское море» в частности. Если Джонсон предсказуемо писал о своих соотечественниках, то этот — о своих (из англичан упомянув разве что Моргана и Мансфельта).
  • Александр Оливье Эксквемелин, голландский врач и пират, по происхождению, скорее всего, француз-гугенот (существует множество конспирологических теорий о том кем же он всё-таки был), отец и прародитель вышеупомянутых джентльменов, ибо оба они драли его «Пиратов Америки» (1678 г., Амстердам) целыми страницами. Алсо, основной прототип Питера Блада.
  • Эдвард Крицлер, «Еврейские пираты Карибского моря». Звучит как оксюморон? Да нет, вполне серьёзное историческое исследование с опорой на источники.
  • Вальтер Скотт, «Пират».
  • Роберт Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ». Книга, из которой очень многие впервые узнали о том, что такое пираты.
    • Его же «Владетель Баллантрэ» — заглавный антигерой и его товарищ успели попиратствовать на корабле Тэтча (но явно не того самого). Пираты показаны как сущие отморозки, убивающие за мешок сухарей даже тех, кто сдался, а в итоге Баллантрэ сговорился с капитаном кинуть команду, потом кинул капитана, а затем и своих сообщников, в результате добычу ему как раз и пришлось закопать, потому что сам он бы ее не вынес.
  • Артур Конан Дойл, цикл рассказов о капитане Шарки. Если хотите почитать про НАСТОЯЩИХ пиратов, без романтической шелухи — самое то. Пираты Конан Дойла — кровавые отморозки, насильники и убийцы, не гнушающиеся рубить на куски женщин и детей и забивать беспомощных связанных моряков бутылками по голове. Такими, собственно, они и были. Что характерно, Шарки (и некоторые из его коллег, например человек, убивший Шарки) были срисованы с реальных персонажей, и да, именно такими отмороженными на всю голову маньяками по большей части многие из них и были.
  • Джеймс Барри, «Питер Пэн».
    • Дэйв Барри и Ридли Пирсон, серия приквелов к «Питеру Пэну».
  • Джек Лондон, «Сердца трёх»: предок двух главных героев — знаменитый пират Генри Морган. А ещё в начале текста приведена пиратская песня.
  • К. Чуковский, «Доктор Айболит» — книжка детская, но смерть всей пиратской команды во главе с Бармалеем там реально жуткая. Хотя на самом деле это лишь пересказ книжки про доктора Дуллитла, просто имена персонажей переделаны.
    • Ранее разбойник Бармалей фигурировал в одноимённой сказке, но он был сухопутным и после пребывания в животе у крокодила исправился. Тот ли это Бармалей или его тёзка — вопрос.
    • Есть мнение, что Бармалей из сказки в стихах вовсе не пират, а чернокожий каннибал.
      • Всё немного сложнее. В черновых набросках Бармалей действительно описывался как чернокожий, но из окончательного варианта это было удалено. В тексте сказки он называет себя просто «злым разбойником», но первый же иллюстратор изобразил его пиратом — так и пошло. Вероятно, именно поэтому в пересказе «Доктора Дулитла» Чуковский ввёл на роль пирата именно Бармалея.
      • В первоначальном варианте повести фигурировал также другой морской разбойник, Беналис. С ним Айболит сталкивался во второй (а также третьей) части, в то время как Бармалей фигурировал только в первой. Впоследствии Чуковский сократил повесть в два раза, выбросив третью и четвертую часть, и заменил во второй Беналиса на Бармалея.
  • Александр Грин, «Пролив Бурь» — редкий пример пиратского сюжета в сеттинге начала ХХ века.
  • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада» и продолжения. Пираты выставлены героями, ибо пошли в это дело не из желания пограбить, а потому что были проданы в рабство, из которого выходов только два — на тот свет или в пираты. Вдобавок оппонентами Блада выступают в основном жадные испанцы, жадные французы, жадные пираты, и все поголовно ещё и тупые, а сам Блад учился тактике морского боя у самого де Рюйтера.
    • У него же есть и роман «Морской ястреб», вовсю завязанный на берберских пиратов 16 века.
    • И сам Блад, и добрая половина его похождений списаны Сабатини с вышеупомянутого Эксквемелина, тоже врача и пирата, а также автора одного из самых знаменитых описаний пиратов Карибского моря в истории.
  • Александр и Ксения Рудазовы тоже не остались в стороне:
    • Цикл «Архимаг» — Первым прозвищем Асанте Шторма было именно Пират. Он ещё и ходит на корабле по имени «Капитан Кровь», и с лица — точная копия Ярмольника (Левассёр в советской экранизации).
    • «Три мудреца в одном тазу» — Тур Ганикт Длинная Рука, попаданец на Эйкр и капитан туристического судна, не сумевший вернуться домой и вынужденный переквалифицироваться в то самое.
    • Лахджа однажды в одно лицо потопила пиратский корабль. Потому что дебилушкам неоткуда было знать, что похищенные ими красавицы — жёны демолорда, и отдавать их добром они отказались. Потом грузом с этого корабля она отдарилась от одного из желаний пленившего её саму Дегатти.
  • Эмилио Сальгари, «Чёрный корсар» и его продолжение «Иоланда — дочь Чёрного корсара». Сальгари, в свою очередь, продвигал крайне прогрессивные идеи, и у него пират — это борец с системой, ради независимости и построения более справедливого общества.
    • Угу, борец с системой дон Эмилио ди Роканеро в первую очередь руководствовался местью к фламандскому герцогу ван Гульду, а не абстрактными идеями.
  • Висенте Рива Паласио, «Пираты Мексиканского залива» — очень хорошее приключенческое произведение.
  • А. и С. Голон, «Неукротимая Анжелика» (при пиратов Средиземного моря), и экранизация. Это в свою очередь второе произведение, с которым сталкиваются любители пиратской романтики, потому что Анжелика. Фансервис во все поля.
  • В. Кунин, «Иванов и Рабинович, или Ай гоу ту Хайфа!..». Пираты из разных соцстран под руководством Ши Госюна, шутки ради. Вы знаете, в практике пиратов очень редко попадается дословное исполнение пункта об оказании помощи терпящим бедствие на море. Видимо, потому, что советские продукты с истекшим сроком годности из камбуза уже смахивали не то на шведский деликатес, не то на оружие массового поражения. В общем, бедолаг стало жалко даже пиратам. Классика диссидентского юмора.
  • П. Стюарт и К. Ридделл, «Хроники Края» — серия о приключениях благородных воздушных пиратов.
  • Макс Фрай, «Хроники Ехо» — средний из трёх братьев Мелифаро, Анчифа. Попал в пираты совершенно случайно, но вполне там прижился. Макс пару раз даже путешествует на его корабле по казённым надобностям.
  • Феликс Крес и его книга «Король просторов» из серии «Книга Всего» посвящена пиратам.
  • Майкл Крайтон, «Пиратские широты» — весьма реалистичное описание Порт-Ройала эпохи Карла II, трудных плаваний и зыбкой правовой основы приватирства.
  • Серия рассказов «Крысолов» Андрея Уланова. Нагло деконструирует образ благородного пирата и карпера. Местые пираты жестоки, не гнушаются вырезать население прибрежной зоны и нападать в соотношении «десять к одному» в свою пользу. Каперы — также наглы и безжалостны, но к тому же нагло мимикрируют под мирных купцов, никак не связанных с враждебными государствами. А ГГ — капитан коронного фрегата, которому по долгу службы приходится охотиться на этих «личностей».
  • Дивовский «Мы идем на Кюрасао» — наглый стеб персонально над Сабатини.

Кино[править]

  • Экранизации Стивенсона, Барри, Сабатини.
  • «Пираты XX века». Реалии современного наркобизнеса прилагаются.
  • «Тайны мадам Вонг».
  • «Пираты» — фильм Романа Полански 1986 года. Примечателен тем, что и пираты и испанцы — те еще сволочи.
  • «Остров Головорезов». Пираты здесь ближе к персонажам Сабатини, чем Диснея и Стивенсона. Фильм звёзд с неба не хватал, но такого провала в прокате точно не заслужил — а он, в свою очередь похоронил пиратскую тему в голливуде вплоть до выхода следующего пункта.
  • «Пираты Карибского моря». Удачная сборная солянка из всех стереотипов о пиратах с элементами «низкого» фэнтези.
  • «Кольца Альманзора». Фильм начинается с некоторого стёба над пиратской романтикой. Пираты тут мусульманские, орудующие в Средиземном море. Сеттинг — полуфэнтезийная Европа с чертами XV—XVIII веков. Все жители осведомлены о существовании магии, и короли легально пользуются услугами чародеев — но параллельно упоминаются «испанские гранды», которых упомянутые пираты успешно рэкетировали.
  • «Операция А» — о борьбе береговой охраны Гонконга с китайскими пиратами.
  • «Аквамен» — в качестве второстепенных злодеев здесь есть морские пираты на фантастическом подводном судне во главе с отцом и сыном Кейнами. Старший Кейн упоминается своего отца, который первый начал пиратствовать.
  • «Бэтмен» 1966 г. — пираты-головорезы «клуба побитых злодеев» (то есть Джокера, Загадочника, Пингвина и Кошки)
  • «Астерикс и Обеликс: Миссия „Клеопатра“» — трагикомичный Краснобород и его «хлопцы» на его вечно потопляемом галлами драккаре. «Я — фигею…»
  • «DOA: Dead or Alive» — в самом начале, на яхту Тины Армстронг нападает группа азиатов (во главе с Лю Каном) и требует отдать им корабль по-хорошему. Тина по-хорошему не хочет и избивает горе-пиратов, за что и получает приглашение на турнир «DOA». Пираты возвращаются в финале, надеясь поживиться чем-нибудь после взрыва острова главгада, но натыкаются на ту же Тину, и главарь получает от неё по морде. Теперь уже Тина прихватизирует их катер.
  • the Pirates of Somalia — по реальной истории о журналисте, взявшем интервью у нескольких пиратских главарей.

Телесериалы[править]

  • «Игра Престолов». Великолепный Салладор Саан!
  • «Чёрные паруса».
  • «Карибы».
  • «Череп и кости» — про Чёрную Бороду, у которого нет чёрной бороды.
  • «Пираты» от Ламберто Бавы — четырёхсерийный фильм (минисериал) о приключениях двух разделённых сиамских близнецов (внешне не похожи), один из которых стал пиратом, а другой главнокомандующим французской флотилией, на испанской службе.
  • «Легенды завтрашнего дня» — в третьем сезоне, Легенды отправляются в «Золотой век пиратства» и встречают там Чёрную Бороду. Амайю же выдают за «ужасного пирата Дживи». Доходит до того, что в современности одна марка рома меняет этикетку на портрет Амайи в наряде пирата. А в первом сезоне появляются пираты времени.
  • The Lost Pirate Kingdom — типа научпоп от Netflix, состоящий из комментариев историков о пиратах Нассау, перемежаемых сценами с актерами. Степень исторической достоверности видна уже по первой сцене: закончилась Война за испанское наследство, британские приватирские патенты аннулированы, команда Хорниголда на Ямайке возмущается тем, что за «12 лет службы» (какой еще службы? приватир значит буквально «частник»!) им не дали пенсии (может, еще медицинской страховки, льготной ипотеки на плантацию и программы «Доступный раб»?) и решает, что настало время покинуть Порт-Ройял (который снесло затопило и смыло в океан землетрясением за двадцать лет до того).

Мультфильмы[править]

  • Советско-российский цикл мультфильмов «Приключения Мюнхгаузена» (1972-95, реж. Солин и Лернер) — в эпизоде «Чудесный остров» (1974) с ними сражается барон.
  • «Голубой щенок» — главгад Злой Пират.
  • «Кот Леопольд во сне и наяву» — мыши рядятся в клюквенных пиратов, Серый даже напяливает деревяшку на ногу (и очень потешно пытается от неё избавиться, когда приходит время драпать).
  • «Как казаки…» — в выпусках «Как казаки невест выручали» и «Как казаки в хоккей играли» действуют пираты-британцы. Как и три главных героя-козака, эти пираты могут перемещаться во времени. Возглавляет их коротышка-капитан с комплексом неполноценности, давшим метастазы в виде мании величия.
    • Планировался и третий мультфильм с этими пиратами — «Как казаки за три моря ходили». Но не был снят.
    • Тему пиратов как отрицательных сказочных персонажей, с британскими именами и эстетикой века так XVII или XVIII, вообще любят украинские авторы, см. хотя бы книги Вс. Нестайко (некие «Хулиганцы из страны Хулигания» поголовно населённой оборзевшими пиратами-завоевателями) или комиксы Вал. Горбачёва.
  • «Три богатыря», фильмы «Три богатыря. Ход конём» и «Три богатыря и морской царь» — русские пираты. Но не ушкуйники — судя по сеттингу, черноморские.
  • «Moana»: какамора — живые кокосы (точнее, карлики в «броне» из кокосов). Несмотря на свой глуповатый вид, свирепые пираты.
  • «Ледниковый период-4» — великолепный мерзавец-гигантопитек капитан Гад, великолепно локализованный на русский язык Охлобыстиным, и его разношерстная банда.
  • «Трое на острове» — главным героям противостоит троица пиратов.
  • «Рассказы старого моряка. Необитаемый остров» — главные герои оказываются на Ямайке конца XVII в. и попадают в плен к пиратам.
  • «Молочный Нептун» — пираты как антропоморфная персонификация микробов.

Мультсериалы[править]

  • Сериал (а также видеоигра и комикс) «Пираты тёмной воды» (1991-92): фэнтезийные приключения на водной планете.
  • «Бешеный Джек Пират» (1998-99), мультсериал о пирате-неудачнике.
  • Один из выпусков сериала «Южный парк» посвящён сомалийским пиратам.
  • В сериале «Спец-Агент Арчер» этой теме посвящены первые три эпизода третьего сезона.
  • «Маленькое королевство Бена и Холли» (2009—2014) — эльфы-пираты Рыжебород и Сквид. Из пиратских занятий, правда, только закапывание и поиск кладов.
  • «Чёрный Пират», итальянский мультсериал (или серия мультфильмов) где основные персонажи (включая заглавного героя) являются благородными пиратами. Довольно точная экранизация Эмилио Сальгари.
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — пират-призрак Летучий Голландец. Так страшно, что уже смешно. А ещё портрет пирата из заставки и Пэтчи в исполнении озвучившего Боба Тома Кенни.
  • Аватар: Легенда об Аанге — в одной из серий главные герои сталкиваются с пиратами.
  • Один из выпусков короткого сериала «Приключения барона Мюнхаузена» (да, без «г»): означенные персонажи нападают на заглавного героя. В комплекте Песня про меня: «Пирату не нужны науки, и это ясно почему: у нас и ноги есть, и руки, а голова нам ни к чему!»
  • «Маша и Медведь» (серия «Остров сокровищ», 89-я) — Маша затеяла игру в пиратов.
  • «Пиратка и капитан» — мультсериал детский, поэтому заглавной героине не остается ничего, кроме как в компании трех морских звездочек-матросов, старпома-яйца и скелета-кока бороздить моря чисто ради процесса. Её коллегам по пиратскому ремеслу иногда дозволяется умеренный до среднего козлизм, да и то лишь по отношению друг к другу.
  • «Чудеса на виражах» — лихие воздушные пираты под руководством Дон Карнажа.

Комиксы[править]

  • «Астерикс»: древние пираты почти в каждом эпизоде выхватывают по полной — обычно от Астерикса с Обеликсом.
    • И постоянно латают свой многострадальный драккар.
  • Sonic the Comic: воздушный мобианский пират капитан Пландер (клыкастое существо неизвестной породы, фанатами считается антропоморфным моржом, но скорее всего бульдог) и его команда (из таких же фриков-«мутантов», имеется колоритный призрак-ящер Филч).
  • Среди врагов Бэтмена нашлась и пара носителей пиратских образов — Карл Кортни, он же Капитан Стингари и безымянный злодей Капитан Страх.
  • «Long John Silver» — примечательный франко-бельгийский комикс, рассказывающий дальнейшую историю Джона Сильвера и доктора Ливси.

Аниме и манга[править]

  • One Piece — целая планета пиратов, хоть и заметно меньше Земли. Правда, далеко не все пираты — даже из числа самых опасных и разыскиваемых! — представляют опасность для мирного населения. Есть мнение, что Мировое Правительство некогда решило обозвать пиратами и преступниками абсолютно всех, кто не поспешил присягнуть на верность верховной власти, а непокорные мореплаватели приняли оскорбление как комплимент.
  • Pokemon — команда Аква является сектой пиратов-культистов Кайогра (покемона-косатки).
  • Black Lagoon — собственно, история начинается с налёта главных героев на пассажирский теплоход. Халтурка подвернулась.
  • Takarajima — аниме-адаптация «Острова Сокровищ».

Видеоигры[править]

Основная статья: Приватир
  • Wing Commander: Privateer — дословно «частник», то есть частное лицо с каперской лицензией.
  • Sid Meier's Pirates! 1987 года и его ремейк 2005 года. Первая — культовая легенда. Вторая — просто приятная игрушка.
  • Assassin's Creed IV: Чёрный Флаг — играем за ниндзю-пирата-зомби-робота, тьфу! то есть за просто ниндзю-пирата в буквальном смысле этого слова.
    • Assassin’s Creed: Pirates — мобильный спин-офф.
  • Pirates of the Caribbean: At World’s End — отличается тем, что на приставке Wii можно собственноручно махать абордажной саблеq! Не, серьёзно! Все взмахи контроллером преобразуются во взмахи саблей!
  • Кампания Хаоса в Heroes of Might and Magic IV.
  • Bugs Bunny: Lost in Time — один из уровне посвящён пиратам. Морские волки, корабельные баталии, острова сокровищ и ракообразные прилагаются.
  • Оригинальный Strider — босс третьего уровня, воздушный пират Борода-Младший, выглядит как стереотипный пират-инвалид.
  • В World of Warcraft есть аж две противостоящие пиратские фракции — обитатели Пиратской Бухты и Пираты Кровавого Паруса[9], причём игрок при желании может сотрудничать с первыми, а при очень большом желании — устроить им ад и сотрудничать со вторыми.
    • А можно заполучить какое-никакое доверие со стороны обоих.
  • Skull & Bones
  • (the Curse of) Monkey Island — вся история протагониста-недотепы Гайбраша, это его путь с честные и не очень пираты.
  • Tropico 2: Pirate Cove. Здесь игрок управляет не просто островом, а этакой пиратской Тортугой со всем, что полагается.
    • В шестой части тоже на старте можно обзавестись пиратами, а уже потом их дополнят коммандос, шпионы и хакеры.
  • Castle Cats — капитан Мокробород, слегка поехавший, но смешной пират с крюком на лапе.
  • Вселенная Lunime — типичные представители тропа: пиратка Джесси и капитан Джек.
  • Знаменитый цикл игр «Корсары».
  • Ghost of a Tale — часто упоминаются, особенно если учесть, что водная торговля играет в их мире важную роль; отдельные представители — Керольд Красный Ус, мотающий срок в тюрьме, и его ныне покойный (в итоге выяснилось, что вполне здравствующий, но отошедший от дел) капитан.
  • Sea of Thieves же!
  • The Pirate: Caribbean Hunt — мобильная залипалочка, слегка вдохновлённая AC: BF, в которой, однако, неплохо реализованы многие стороны пиратской жизни, о которых не задумываются другие разработчики. Кстати, при должном упорстве можно доплыть чуть ли не до мыса Горн!

Настольные игры[править]

  • Битвы Fantasy: в наличии имеется три отряда пиратов. Все выглядят как стереотипные морские разбойники из массовой культуры — к примеру, предводитель штурм-корпуса «Нептун» одноглаз, одноног (вместо ноги у него — конечно же деревянный протез) и ходит с костылём.
  • Warhammer 40,000 — орки, воюя в космосе, любят наряжаться под стереотипных морских пиратов.
  • Warhammer Fantasy Battle — пиратской тематике посвящена отдельная игра Dreadfleet. Остров Сартоза, где в большом авторитете капитан Джиго Рот, фактически является калькой с Тортуги. В Люстрии существует Вампирский берег, где правит безумный пират-вампир Лютер Харкон. У магической воронки Кладбища Галеонов окопался ушедший в пираты Никлаус Карштайн (на море граф Ноктилиус). Также признанными пиратами в этой вселенной являются тёмные эльфы, среди которых самым известным считается Локхир Жестокосердный. Норсканцы и арабийцы (копирующие викингов и берберийских корсаров соответственно) тоже не отстают. При нужде «цивилизованные» державы активно используют услуги каперов.
    • В старых кодексах наемников Dogs of War, присутствовали Пираты-Убийцы Длинного Дронга. Лихая ватага проштрафившихся гномов, решивших искупить свою вину яростными морскими сражениями. Варят жуткое пойло, отчего практически не пянеют и имеют уникальный скилл на поиск сокровищ. Собственно этим навыком обусловлено их спецпредложение для наемников: «Мы вернем вам сундук для казны банды[10] в обмен на золото, которое он может вместить, плюс все содержимое сундука на момент отбития».
  • Седьмое море же! Среди наций Тейи есть и пираты.

Музыка[править]

  • «Бригантина» Г. Лепского и П. Когана.
  • Б. Окуджава, «Пиратская лирическая» (В ночь перед бурею на мачте…). В фильме «Из жизни начальника уголовного розыска» её поёт бывший вор Слепнёв (Леонид Филатов).
  • А. Городницкий, «Старинная пиратская» (Пират, забудь о стороне родной).
  • Владимир Высоцкий: «Еще не вечер» (Четыре года рыскал в море наш корсар), «Пиратская» (На судне бунт, над нами чайки реют), «Был развеселый розовый восход…», «Песня Попугая» (Послушайте все, ого-го, эге-гей!).
  • Ю. Ким: «Пиратская» (По бушующим морям…), «Песня старого пирата» (На синем океане летит мой чёрный бриг…), «Пиратская с жуликами» из фильма «Пеппи Длинныйчулок».
  • Ю. Визбор, «Пиратская песня» (Железная рука, железная нога…)
  • Йовин, «Корсары» (типичный случай вышеупомянутой путаницы: если у Высоцкого хотя бы теоретически могут быть действительно корсары, то здесь однозначнейшие и несомненнейшие пираты).
  • Даниэль Клугер:
    • «Пиратский вальс» — Клаус Штёртебеккер и остатки его команды: Теодор, Лука, Ганс, Йошка, Михель, Вильгельм, Альбрехт. В народных легендах (но не в песне) он и стал немецким аналогом Робина Гуда.
    • «Баллада о капитане Дэвисе» — испанцы, потопившие корабль, на котором главный герой Давида Абарбанель был пассажиром, потом шедшие на Ямайку корсары, подобравшие его, а затем и сам капитан Дэвис.
    • Песня «Леди Удача» рассказывает о знаменитой пиратке Кровавой Энн (Энн Бонни) из Корка и её возлюбленном пирате Безумном Джеке (Джек Рэкхем).
    • «Капитан испанского флота» (альбом «Еврейские баллады») — обвинённый в ереси и спасённый от костра своей командой дон Яаков де Куриэль стал настолько кровавым и безжалостным пиратом, что сам ангел смерти попросил его завязывать с кровопролитием.
  • «В нашу гавань заходили корабли».
  • «Бабушка пирата» из песни на слова Успенского. Старушка так достала внука своими заботами и советами, что он предложил ей самой поехать на разбой. И ведь поехала!
  • «Король и шут»: «Пират», «Хороший пират — мёртвый пират».
  • «КняZz»: «Корсар», «Наука Билли Бонса».
  • «Агата Кристи», «Пират», «Выпить море».
  • «Неприкасаемые», «Моя бабушка курит трубку».
  • Алькор, «Флибустьеры». «И пирата — впервые за сколько там лет! — / Королева коснулась монаршьим клинком».
  • Питерская группа «Драконь» — об этом чуть более чем наполовину.
  • Александр Пистолетов, песни «Я новый пират», «Я стал новым пиратом».
  • Канцлер Ги, «Блюз пирата».
  • «Дом Ветров» — «Пираты Карибского Моря», «Чёрный Джек», «Морская».
    • Да и образ самой группы — «экипаж метафизического пиратского корабля, который путешествует по неким мирам, ввязываясь в разные авантюры и приключения, собирая сказки и истории».
  • А также множество пиратских песен из мультфильмов про остров сокровищ, голубого щенка, казаков и пр.
  • Alestorm, шотландская пауэр-метал-группа, полностью сосредоточенная на пиратской тематике. Поют песни про страшных пиратов страшными пиратскими голосами.
  • Running Wild, немецкие металлисты. Начиная с третьего альбома основная тема — пиратская. Как бы не первооткрыватели пиратского направления в тяжелой музыке. Уважаемые Alestorm, «Дом Ветров» и многие другие «пиратствующие» исполнители «металла» пришли позже.
    • В одной из песен Alestorm даже есть слова «You may think you’ve heard all this music before / That Running Wild did it back in '84…»
  • «Barrett’s Privateers» канадского барда Стэна Роджерса, стилизованная под XVIII век пиратская баллада, один из неофициальных гимнов канадского ВМФ. Перепета вышеупомянутыми Alestorm.
  • Miracle of Sound, Gráinne Mhaol, Queen Of Pirates.
    • Gráinne Mhaol, Queen Of Pirates — Grace O’Malley.
  • The Dreadnoughts, Grace O’Malley.
  • Ayreon, Dragon of the Sea (о Френсисе Дрейке).
  • Ye Banished Privateers — об этом чуть менее чем полностью.
  • Диснеевские сборники Swashbuckling Sea Songs и Rouge Ballad Gallery, спродюсированные лично Джонни Деппом.
  • Desert — Letter of Marque.
  • Многие песни группы Santiano (например, Under Jolly Rodger и Liekedeeler, рассказывающая о казни Штёртебекера).
  • Varend Volk, «This Night We Spend Ashore» — песня про пиратов, кутящих на берегу.
  • Abney Park — «Airship Pirate»! «With a crew of drunken pilots / We’re the only airship pirates».

Примеры не разбойников[править]

  • Жанр Киберпанк! — там полно
  • Autonomous Аннали Ньюиц — главная героиня, занимается фармакологическим пиратством, а именно подпольно производит нелегальные копии дорогих лекарств
  • Edelweißpiraten — про одноимённую группу Сопротивления в Третьем Рейхе
  • Михаил Дулепа, «Господин барон» — от главного героя требуют наказать засевшего в его замке хакера, который называет себя пиратом. Поразмыслив, барон требует, чтобы тот доказал, что он настоящий морской волк, а не воришка компьютерный и посылает программиста на пару месяцев в море на рыболовной шхуне. Что характерно, все остались довольны: представитель компьютерной фирмы понял, что пара месяцев тяжёлой работы — это покруче чем штраф или комфортабельная европейская тюрьма, а честно отпахавший срок пират получил право отвечать «Аррр!» на любой судебный запрос и может стать депутатом пиратской партии.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Кстати, именно «Череп и сабли» Ситцевого Джека сейчас неофициально, но массово используют Силы Специальных Операций Российской Федерации. Их американские коллеги предпочитают комиксового «Карателя», что характерно.
  2. Корни этих штанов уходят ещё в XV-ый век, а дальним их потомком являются узнаваемые брюки-клёш, и сейчас являющиеся частью униформы ВМФ множества стран мира.
  3. Брешут. Точнее, не то чтобы прямо, но это а) сильно индивидуально, и б) достигается упражнением.
  4. Во время абордажа — да, а непосредственно перед ним, при сближении кораблей на расстояние ружейного выстрела, такая потребность была. Более того, капитан и офицеры, как правило, были достаточно заметными мишенями. Поэтому марсовые стрелки — предшественники снайперов — на кораблях того времени очень ценились, и в четвёртом Assassin's Creed получилась реальность.
  5. По одной из версий одну серьгу в левое (именно в левое!) ухо вдевал старший из не успевших жениться сыновей в семье, где умирал отец семейства. Семьи в те времена были обычно большие, но каждая семья держала довольно немаленькое хозяйство, потому «без мужика в доме» жить бывало сложно. При равнении направо на построении носителей такой серьги было сразу видно — по решению атамана таких могли отправить домой, дабы хозяйство семьи не зачахло, потому как в случае смерти отца семейства существенная масса забот по нему ложилась на плечи старшего из оставшихся в семье сыновей.
  6. Спорно же! Некоторые космооперные пираты буквально излучают романтику и пафос — в соответствующей статье довольно много примеров. Да, во многих случаях, если покопаться, такие персонажи оказываются и не пиратами вовсе, да и вообще реализм всего этого сомнителен — но больше ли правды в романтике морского пиратства?
  7. Невежда: ещё казаки и цыгане.
  8. Мы не в коем случае не утверждаем, что заражение ВИЧ происходит только среди сторонников промискуитета и наркоманов; но такие препараты все-таки разрабатывают в первую очередь для людей из группы риска.
  9. На самом деле, в Азероте есть и другие группировки помельче, но они едва ли заметны.
  10. Для местных наемников сундук для казны роты аналогичен знамени и потерять его — величайший позор

Ссылки[править]