Пиццерия, мафия и Маленькая Италия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Маленькая Италия в Нью-Йорке — символ итальянской диаспоры в Америке

В конце XIX — начале XX в. в США начали массово приежать жители экономически слабых государств Центральной, Восточной и Южной Европы. Одними из них были итальянцы. Больше всего уезжали из юга страны, особенно с острова Сицилия.

Факты и стереотипы об италоамериканцах[править]

  • Как и для большинства иммигрантов, воротами в Америку для итальянцев был Нью-Йорк. Как и иммигранты других этносов, итальянцы основали на Манхэттене свой этнический квартал под названием Маленькая Италия. Это которая с большой буквы, а вообще маленьких Италий много в разных штатах и других странах. Но на 2020 год Маленькая Италия практически прекратила свое существование — процент лиц итальянской национальности среди ее обитателей равен 8 % (как и в среднем по Нью-Йорку), а старейшие итальянские рестораны района закрылись. Кроме того, все сильнее теснит растущий Чайнатаун. Помимо Нью-Йорка немалое количество итальянцев осело в соседнем штате Нью-Джерси.
  • Именно благодаря итало-американцам в США был распространен культ Христофора Колумба. Ведь когда-то WASPы относились снисходительно ко многим эмигрантам с Южной и Восточной Европы. Итальянцам пришлось выкручиваться — и тут же вспомнили, что Колумб-то был по происхождению итальянцем! И пофиг, что он никогда не бывал на земле нынешних США и что его особа долго была малозначительной — со временем он, благодаря соотечественникам, стал чуть ли не отцом американской нации. Даже праздник в его честь отмечается.
  • Благодаря италоамериканцам (точнее, сицилийцам) в США была распространена мафия. О том, что такое традиционная сицилийская мафия, можно немного узнать в этой статье. Появилась эта группировка далеко не от хорошей жизни, конечно же — чтобы хоть как-то выжить, многие люди шли в преступность. Самый большой расцвет мафия пережила в 1920-е годы — тогда начал действовать Сухой закон, и предприимчивые мафиози занялись бутлегерством. Помимо этого, банды занимались рэкетом, азартными играми и сутенёрством. Чтобы не возникло проблем с налоговой, которая могла бы поинтересоваться, откуда у этих людей столько денег, мафиози прикрывались легальным бизнесом — таким, как рестораны или общественные прачечные (отсюда и выражение «отмывание денег»)[1].
    • В США все этнические ОПГ ещё с конца XIX в. назывались словом mob (например, широко известны Irish Mob и Jewish Mob). Нарицательным слово «мафия» стало только в странах СНГ, и жупел про Russian Mafia того же происхождения.
  • А ещё благодаря италоамериканцам весь мир увидел пиццу в современном понимании. Ведь традиционная итальянская пицца — это просто лепёшка с томатным соусом[2].
  • Хотя италоамериканцы довольно быстро ассимилировались и перешли на английский, итальянский язык сильно повлиял на американский английский, особенно сильно на диалект Нью-Йорка и ещё сильнее — района Бруклин. Пример от италоамериканского стендапера.
  • Стереотипные италоамериканские профессии XIX — начала XX вв., помимо повара и мафиози — продавец овощей или фруктов или бродящий шарманщик с ручной обезьянкой, нередко держащую в руках кружку для сбора денег[3]. А сейчас множество итальянцев, наряду с евреями, прочно осели в Голливуде.
  • Стереотипные италоамериканские имена — Винни (от Винсент/Винченцо), Лу (Луиджи), Ленни (Леонард(о)), Тони (Энтони/Антонио), Фрэнк (Фрэнсис/Франческо), Джо(зеф) (Джузеппе), Джина (Регина), Поли (Пол/Паоло) и так далее.
  • Италоамериканцы после полутора веков сосуществования не сказать что в дружелюбном окружении, создали некую достаточно вязкую и характерную общность. Тем самым создавая и среди окружающих и внутри своего же сообщества, ощущение единой нации. И в отношении италоамериканского сообщества, эти ощущения правдивы. И особенно сильно рвёт шаблоны и у самих италоамериканцев по прибытию в Италию факт того, что итальянцы как единая нация не сформировались до сих пор. Не говоря уже про то, что на своих американских "кузенов" они смотрят как на лиц третьего сорта (тема отлично раскрыто в том же "Сопрано").

Известные италоамериканцы[править]

Писатели[править]

  • Марио Пьюзо — автор «Крестного отца» и его спин-оффа «Сицилиец».
  • Николас Пиледжи — сценарист и автор романов «Умник» и «Казино», по которым Мартин Скорсезе снял «Славные парни» и «Казино».
  • Сальваторе Ламбино, ака Эван Хантер ака Эд Макбэйн — автор известного цикла про 87-й участок.

Кинорежиссеры[править]

  • Квентин Тарантино. - гремучая помесь ещё и из ирландской и индейской крови. Так что яркая эмоциональность в творчестве, вполне характерна.
  • Мартин Скорсезе.
  • Фрэнсис Форд Кополла вместе с семьей — Талия Шайр, София Кополла и др. Николас Кейдж тоже из его родни.
  • Майкл Чимино — режиссёр оскароносного «Охотника на оленей» и малиноносных «Врат рая», угробивших Новый Голливуд и компанию United Artists в частности.

Киноактёры[править]

  • Рудольф Валентино — один из первых итальянских актёров, засиявший в «Фабрике грёз», секс-символ 1920-х.
  • Аль Пачино — Майкл Корлеоне, Тони Монтана, Люцифер, Френк Слэйд.
  • Роберт де Ниро — молодой Вито Корлеоне, Джимми Конуэй, Сэм Ротштайн
  • Леонардо ди Каприо — Джек Доусон, Доминник Кобб, Кэлвин Кэнди и актёр, который таки получил Оскар.
  • Джо Пеши — сыграл в нескольких гангстерских фильмах, но большую известность получил за роль Гарри Лайма.
  • Николас Кейдж — племянник Фрэнсиса Копполы.
  • Дэн Кастелланета и Джон Ди Маджо. Оба работали с Мэттом Гроунингом, первый озвучил Гомера и Эйба Симпсонов, садовника Вилли, Барни Гамбла и Клоуна Красти, а второй — Бендера из Футурамы.
  • Джеймс Гандольфини — Тони Сопрано на все века и времена.
  • Сильвестр Сталлоне — аналогично, Рокки Бальбоа, Рэмбо.
  • Денни де Вито - человек лишённый выдающееся внешности. Но ставший легендой на харизме, таланте, чувстве юмора и огромном обаянии
  • Пол Джаматти. Ирония судьбы состоит в том, что он ни разу в жизни не играл италоамериканцев, зато часто играет евреев.
  • Крис Эванс — итальянец по матери, по отцу ирландец. Продукт «плавильного котла» — самое то для Капитана Америки.
  • Рэй Лиотта — «Славные парни» Мартина Скорсезе.
  • Лу Альбано — бывший рестлер WWE, после завершения карьеры подавшийся в актёры. В частности, озвучил Марио в мультсериале 1989—1991 годов.

Мультипликаторы[править]

  • Джозеф Барбера — вместе с Уильямом Ханной основал анимационную студию «Ханна-Барбера», которая подарила нам «Тома и Джерри».
  • Уолтер Лантц (настоящая фамилия — Ланца) — создатель Энди Панды, Вуди Вудпекера и пингвина Чилли-Вилли.

Певцы и певицы[править]

  • Фрэнк Синатра — больше всего известен песнями «Let it Snow», «Strangers in the nigt» и I love Paris. И дружбой с мафией.
  • Дин Мартин — сотрудничал с Фрэнком Синатрой.
  • Лайза Мэй Миннелли (по отцу).
  • Мадонна, «в миру» Луиза Вероника Чикконе.
  • Леди Гага, «в миру» Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта
  • Марио Ланца, настоящее имя Альфредо Арнольдо Кокоцца, итальянец, родившийся в США, выдающийся тенор.

Мафиози[править]

  • Джузеппе Эспозито — основатель первой италоамериканской преступной группировки.
  • Аль Капоне. «Гадом буду, как Капоне — ни копья не заплачу!» (Тимур Шаов).
  • Лаки Лучано.
  • Карло Гамбино.
  • Генри Хилл.

Прочие[править]

  • Филипп Зимбардо, психолог, организатор Стэнфордского эксперимента. Сицилиец по происхождению.
  • Винни «Пиццапаста» — стример из команды Vinesauce, обозревающий игры Nintendo, преимущественно по вселенной Марио. Является лютым фанатом мультсериала про водопроводчиков 1989—91 гг., из-за чего любит пародировать голоса Марио и Луиджи, точнее в том варианте, как их озвучили в мультсериале.
  • Фокусник Вэл Валентино (псевдоним; наст. имя — Леонард Монтано).
  • Анархисты Сакко и Ванцетти, которых в 1921 г. приговорили к смертной казни без доказательств, зато с вопиющими нарушениями всех судебных правил. Повторное разбирательство вёл тот же судья Тэйер. Неудивительно, что приговор был оставлен в силе и приведён в исполнение. Позже оба были посмертно оправданы.
  • Карло Понци, организатор первой в США финансовой пирамиды, по схеме, названной в честь него же.

Где встречаются[править]

Общее[править]

Литература[править]

  • Рут Сойер, «Роликовые коньки» — главная героиня подружилась с мальчиком из семьи итальянских гастарбайтеров.
  • Практически любая книга Марио Пьюзо и ее экранизация.
  • «Сумерки» — хозяйка итальянского ресторана, у которой, судя по намекам, что-то было с гламурным вампирчиком Эдвардом.
  • Говард Лавкрафт, «Обитатель тьмы» — мрачные поверья итальянской общины Провиденса, связанные со старой заброшенной церковью, оказались слишком похожи на правду…
  • Эрик Сигал, «История любви» — Дженнифер Кавиллери, язвительная возлюбленная ГГ, как раз из семьи итальянских иммигрантов.
  • 87-й участок — Стив Карелла, один из центральных персонажей. И Дик Дженеро, на редкость тупой патрульный, впоследствии на редкость тупой детектив.
    • Альф Мисколо — коп, который варит кофе.

Кино[править]

  • «Схватка» — Де Ниро (Винсент Ханна, имя как бы намекает) и Аль Пачино же против друг-друга. Причём что оба явно продукт «плавильного котла» — эмоциональность в воздухе висит такая что хоть ножом режь.
  • «Парень-каратист»: главный герой и его мама — италоамериканцы.
  • Леон родом из Маленькой Италии и не умел читать и писать по-английски.
  • «Малавита»: главный герой — потомственный итало-американский мафиози, а вся его семья совершенно стереотипная мафиозная семья и есть. Да и в целом, троллинг ВСЕХ стереотипов об итальянской мафии и её братках — это что-то с чем то.
  • «Стиратель»: Тони, которого герой Шварценеггера спрятал от мафиозного клана, и его многочисленная приблатненного вида балтиморская родня. «Не надо шутить с профсоюзом».
  • «Анализируй это» и его сиквел «Анализируй то». Нью-йоркский крестный отец явился на прием к нью-йоркскому же психоаналитику.
  • «Власть луны».
  • «Перекрёсток Миллера» — типичная история крупного города во времена великой депрессии, где власть меняется буквально каждый день. «Белые приходят грабят — красные приходят грабят», только здесь речь об ирландцах и итальянцах. Полиция и городские власти которые просто молча берут под козырёк и безучастно смотрят на весь этот бардак, особенно доставляют.
  • "Герой Одиночка" - схожая история выше, от Уолтера Хилла и немного ремейк японских картин на схожу тематику. Очень колоритные итальянцы, очень колоритные ирландцы, забытый Господом город на краю пустыни во времена мафиозной власти над США. И на удивление благородный сорвиголова Джон Смит - который решил пощипать и тех и других.
  • «Полицейские» — Все актёры (да и персонажи по большому то счёту) кроме Харви Кейтеля, они самые.
  • Внезапно французский «Жандарм в Нью-Йорке». Крюшо и Николь попадают и в Маленькую Италию.
  • «Сердцеедки» — Дин Камано. Стереотипы об «итальяшках» вроде бурного темперамента и полузаконного бизнеса отыграны сполна.
  • «Свидание вслепую» 2006 года. Главный герой из итальянской семьи, а его брат — фанат «Клана Сопрано» и лично Тони Сопрано.
  • «История любви» — аналогично первоисточнику.
  • «Зелёная книга» — главный герой Фрэнк Энтони «Болтун» Валлелонга, а также его семья и друзья. Параллели между нищими афроамериканцами и уже не совсем нищими но бедными италоамериканцами — проводятся вполне очевидные.
  • «Малхолланд Драйв» — итальянские мафиози братья Кастильяни.
  • «Однажды в Америке». Здесь италоамериканец для разнообразия не мафиози, а наоборот — шеф полиции. А вот мафия собственно еврейская (хотя в тех районах и условиях, граница эта была довольно призрачна).
  • «Славные парни» — всё что можно показать и рассказать про итальянскую мафию Нью-Йорка, показано вообще без каких либо прикрас или какой то там романтизации.
  • «Путь Карлито» — чуть более поэтично и романтично, но в целом тоже всё мрачно и ни черта не позитивно, про Нью-Йорк на излёте 80ых и быт организованной преступности в то время.
  • «Козырные Тузы» — финальные разборки двух частей Коза-Ностры (которая уже давным-давно не та), угрожающие вскрыть крайне неприятные факты об истории американской правоохранительной системы. Которая оооочень так плотненько, сосуществовала с мафией в былые времена.
  • «Святые из Трущоб» 1-2 — Именно поголовье этих мафиози, братья акробаты значительно сократили в обоих фильмах. Мафия показана традиционно — как древний и солидный институт. Благо что лишённый хоть каких то благородных черт.
  • Итальянский «Эмигрант» — герой Адриано Челентано почти стал сабжем, правда, из Нью-Йорка ему пришлось драпать от соплеменников-гангстеров обратно в Италию. Вообще итальянская диаспора представлена широко — от «крестного отца» и его головорезов до бродяги-анархиста, который продал зубы, чтобы прокормиться.

Телесериалы[править]

  • Семья Сопрано — Нуфф сайд как говориться. Почти все действующие лица, начиная с Тони Сопрано и заканчивая главой местного УБОП Фрэнком Кубитозо.
  • Редкий американский остросюжетный сериал обходится без введения эпизодически или на постоянной основе, эмоционального италоамериканского детектива (если жгучая волевая брюнетка, или резкий и эмоциональный брюнет - это в первую очередь латинос, но во втором случае это будет именно итальянец), спецагента или иного сотрудника полиции. И уж совершенно точно не обойдётся без мафии (которая уже не та) и итальянским мобов (которые тоже уже не те). Если сериал строится на стереотипах, то мафия будет совсем как "та самая", в середине 20 века.
  • «Happy Days». Фонзи — кодификатор в американской культуре. Перепрыгнул акулу до того, как это стало мейнстримом (и термином для переломного момента в сериале, после которого шоу уже не торт).
  • "Person of Interest" - Элаяс, эпический антизлодей всего сериал, в течении многих лет живущий в тени криминальных событий. Готовящий почву для того что бы вернуть итальянской мафии Америки былое величие. И таки успешно, пусть и ненадолго, возвращает. Да и вся типичная тематика (пять семей, влияние на политику, всё такое) раскрыта относительно неплохо.
    • Лайнел Фаско - в общем то тоже типичный представитель.
  • "Готэм" - голливудские и национальные стереотипы (особенно местные, нью-йоркские) любит, ценит, практикует. Если два главных героя, ирландские копы. То "традиционная" мафия (не мутанты и не психопаты) - максимально голливудские мафиози. Дон Марони и дон Фальконе соответствуют образу чуть менее чем полностью.
    • Да что там, даже фамилия местного Джокера до того как то слетел с катушек - Валеска, как бы намекает.
  • «Друзья» и его сиквел «Джоуи» — Джоуи Трибианни, главный раздолбай в сериале.
  • «Все любят Реймонда» — кто бы мог подумать, что сериал, по которому сняли известный ремейк, повествует о жизни италоамериканской семьи из Лонг-Айленда?
  • «Золушка 80» — героиня, дочь итальянского эмигранта, хозяина пиццерии.
  • «Новые подвиги Арсена Люпена» — теневой хозяин Кубы Микки Лучано. В финале Люпен для наезда на Микки изображает из себя еще более крупную рыбу американской Коза Ностры.
  • «Мыслить, как преступник» — Дэвид Росси, патриарх команды профайлеров.
  • Columbo — периодически появляются в сюжете. Да и сам лейтенант Коломбо тоже имеет итальянские корни.
  • "Касл" - не единожды. Рик даже частью одной благородной и влиятельной Семьи умудрился стать.

Мультфильмы[править]

  • «Том и Джерри» — внезапно, бульдог Спайк, голос и речевые обороты которого явно отсылают к итало-американскому комику Джимми Дуранте. Получился эдакий нью-йоркский бугай — формально не злодей, но шутки с которым, как говорится, «кончаются слезами».
  • «Американский хвост» — Тони Топони.
  • «Тачки» — Фиат-600 по имени Луиджи.
  • «Леди и бродяга» — знаменитая сцена со спагетти происходит на задворках итальянского ресторанчика, поваром которого является стереотипный представитель сабжа

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны»:
    • Лучший друг Барта, Милхаус Муссолини ван Хутен — итальянец по матери, свободно владеет итальянским.
    • Спрингфилдская мафия во главе с Жирным Тони.
    • Повар Луиджи Ризотто.
  • Гриффины
    • Криса перевели из обычной школы в ПТУ и выяснилось, что он там единственный не-итальянец. Этот итальянский класс обыгрывает все стереотипы об италоамериканцах, от манеры одеваться, до любимых профессий.
  • «Даже не думай!» (Fugget about it![4]) — субверсия: хоть сериал и про итальянцев, но проживающих в Канаде, а не в США.
  • A.T.O.M. — итальянский бандит Винни Росси, превратившийся в мутанта-голема Массу Росси. Говорит стихами.

Аниме и манга[править]

  • Аниме «91 день» повествует именно о делах внутри американских мафиозных кланов итальянского происхождения в период сухого закона.
  • Gosick: RED — первая глава книги разворачивается в Итальянском квартале Нью-Йорка. Сюжет завязан на борьбе итальянской мафии внутри города.
  • «Плачущий убийца» — одна из сюжетных арок посвящена конфликту триад и Коза Ностры.
  • Black Lagoon—итальянская мафия, возглавляемая Вероччио.

Видеоигры[править]

  • серия Мафия (если брать в расчёт именно удачную дилогию, забывая про весьма спорный триквел) — довольно хорошо рассказывает о жизни в Маленькой Италии.
  • «GTA: Liberty City Stories» — главный герой, Антонио Чиприани. А также более известный главный герой Vice City Томми Версетти (Верчетти), озвученный вышеупомянутым Лиоттой, и главный злодей — дон Сонни «Где деньги, Лебовски Томми?» Форелли. А напарник Томми, адвокат Кен Розенберг, уже другой троп.
  • «Super Mario Bros» — собственно главные герои, водопроводчики-италоамериканцы из Бруклина.
  • Sims 4 — Джейд Роза.

Примечания[править]

  1. Прачечные были особенно удобны, потому как кроме бухгалтерской книги с отчётом, никаких следов в окружающем мире не оставляли: в те времена было вполне допустимо стирать даже без мыла, так что доказать, что нужная сумма появилась в кассе прачечной незаконно, а не была честно уплачена многочисленными клиентами, было крайне сложно. А клиентов было много, мафиозные прачечные делали дешёвыми на грани рентабельности (а то и за её гранью), чтобы полиция, возникни такое желание, задолбалась опрашивать и учитывать всех.
  2. Коренные итальянцы с этим решительно не согласны, и многие из них считают, что собратья, эмигрировавшие в США, порядком испортили пиццу и прочие исконно итальянские блюда. Италоамериканцам на эти предъявы пофиг, и они изобретают новые начинки и способы приготовления, как им вздумается
  3. Это не совсем стереотип, доля правды есть: из-за низкого уровня образования итальянцев брали главным образом на низкооплачиваемую и неквалифицированную работу. Так, к 1880-му году каждый 20 италоамериканец, живший в Нью-Йорке, работал шарманщиком. Помимо вышеупомянутых шарманщиков и продавцов овощей и фруктов, италоамерикнацы работали грузчиками (в этом качестве они вытеснили до этого доминировавших в этой сфере ирландцев), железнодорожными рабочими, шахтёрами (главным образом родом с севера Италии), сапожниками и башмачниками (правда, они занимались только ремонтом обуви, а не шитьём), а на юге — и работниками плантаций, наряду с неграми. Италоамериканки и италоамериканские дети работали в швейной промышленности.
  4. Характерное нью-йоркское выражение, употребляемое, в том числе и италоамериканцами