Планы бытия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Планы бытия — понятие из магии, мистики и фэнтези. Означает своего рода мистические параллельные миры, наделённые иной природой, чем наш мир. Некоторые планы бытия как бы наложены на реальный мир, другие — существуют вне обычного пространства. Наиболее распространённые планы бытия в фэнтези:

  • Материальный аки физический план — собственно, наш мир, другой мир или совокупность разных миров. Обычно центральное звено всей цепи.
  • Тот свет во всех его разновидностях;
  • Астрал, также в различных его видах;
  • Стихийные планы, созданные из единообразных стихий и населенные элементалями;
  • Ментальный план, состоящий из чистой информации; своего рода магический Интернет;
  • Hammerspace (карманная вселенная);
  • Старшие размерности — размерности, количество пространственных измерений в которых больше трёх.
  • И другие, более редкие виды.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Трилогия Бартимеуса». Существует мир волшебников и Иное место. Кроме того, в книгах «планами бытия» называют «слои» реальности в мире людей. На седьмом плане видно истинное обличье джиннов. Чтобы видеть больше чем на одном плане, волшебники используют специальные очки или линзы — плана до четвёртого хватает. Также к началу действия книг рождаются люди, способные на этом самом седьмом плане видеть. Один из них узрел истинное обличье джинна, зашедшего в магазин.
  • Серия «Дозоры» Лукьянеко. Параллельное измерение Сумрак, в которое способны перемещаться Иные. Время в Сумраке течёт медленнее, чем в реальном мире, а в нем самом существует своя флора (синий мох), однако нахождение в нем отбирает силы у Иного (магические и физические) и может закончится летально для неподготовленного мага. Помимо этого, эмоции живых существ оставляют след в Сумраке, а сам он обладает неким подобием разума и наиболее близок для Иных по понятию к тому, что можно назвать богом. Всего различают шесть уровней Сумрака, каждый из которых отличается друг от друга. Существует и седьмой уровень Сумрака, идущий сразу за шестым. Это наш мир, т.е. Сумрак закольцован.
  • Призрачный/Незримый Мир, о котором говорит Гэндальф во «Властелине Колец». Надевший Кольцо «одной ногой» ступает туда. Также путь туда открыт для могущественнейших эльфов.
  • Похоже на Сумрак царство духа из цикла «Драгоценный огонь» Ф. Уоррингтон. Там темно, но зато можно даже пешком перемещаться гораздо быстрее.
  • А вот Запределье из цикла «Талисманы Власти» М. Фьюри полностью противоположно Сумраку по своим свойствам: оно ярко и красиво, им можно долго любоваться, вот только, пробыв там несколько минут, рискуешь вернуться спустя часы.
  • Неким синтезом Сумрака и Запределья может выступить Тёмная Сторона (Макс Фрай, «Лабиринты Ехо»): она выглядит для каждого по-своему, а время, проведённое там, может оказаться и длиннее, и короче по сравнению со временем обычного мира. Известно также, что на Тёмной Стороне очень тяжёлые тени.
  • Во многом похож на некий аналог Сумрака и лептонный мир Д. Янковского («Властелин вероятности»), где обитают духи и прячутся демоны.
  • «Анклавы» В. Панова. По сути, именно в иных планах бытия обитают боги различных Традиций. При этом только верующий соответствующей Традиции может открыть путь в соответствующий план. Например, китайцы отправляют ракету на Луну, чтобы оказавшись там, космонавт перешёл с обычной Луны на ту, где обитает мифологический Лунный Заяц - обладатель средства, дающего бессмертие.
  • Вселенная «Бесценной награды» Бычковой Е. и Турчаниновой Н. содержит множество планов бытия — от Мира Огня или места обитания Тёмных до личных миров ангелов и карманных вселенных высших демонов (последние размером где-то со шкаф, а их создание крайне неблагоприятно сказывается на вселенской экологии).
  • «Вселенная Молодых волшебников» Дуэйн Д. Некий план, называемый Сердцевиной Времени или же Сердцем Моря, хранит всё, что кем-то любимо.
  • В каком-то другом плане бытия, похоже, обитают Заклинательницы Ветров из одноимённого цикла М. Линдхольм. Во всяком случае, только глазами мага можно увидеть их обиталище изнутри таким, какое оно есть.
  • «Фэнтези каменного века» Перумова и Логинова. Верхний мир, в который ходят шаманы.
  • Чистилище вселенной «Воплощений бессмертия» Пирса Энтони изначально располагается на конкретном острове, но со временем становится отдельным планом бытия, подобно Раю и Аду.
  • Космер Брендона Сандерсона состоит из трех Реальностей — Физической (где живут люди и другие живые существа), Когнитивной (где отображаются их души и души предметов, а также обитают спрены) и Духовной (где прослеживается связь между людьми, их прошлое и будущее).
  • Метавселенная Рудазова — см. основную статью. Если кратко, есть: ядро, центр каждого из миров; гиперпространство с эшеровой геометрией, позволяющее сокращать расстояния; множество параллельных обычных миров, у каждого из которых есть свои планы бытия и могут отличаться законы физики; тень/сумрак/изнанка/зазеркалье, отражение обычного мира; астрал, он же тот свет; мир снов; ноосфера, магический интернет; лимбо, прослойка между упорядоченным и хаосом; хаос, несотворенное, находится между мирами.

Аниме и манга[править]

  • В Tenchi Muyo система такова:
    • Центральная точка отсчёта — третья (она же трёхмерная) размерность, состоящая из множества вселенных, подобных нашей.
    • Перед третьей размерностью располагаются вторая и первая размерности; за ней — старшие размерности, с четвертой по двадцать вторую. Неизвестно, подразделяются ли они, как третья размерность, на участки-вселенные.
      • Все эти размерности в совокупности называются многомерной мультивселенной.
    • За многомерной мультивселенной лежит гипермерное пространство, количество измерений в котором бесконечно велико. В этом пространстве находятся истинные воплощения трёх гипермерных богинь и двадцати двух Мерных руководителей.
    • Ещё дальше находится место, в котором обитает местное Всевышнее существо.
      • Всё это вместе называется метавселенной.
  • В «Мемуарах Ванитаса» существуют два мира: человеческий и Альтус, принадлежащий вампирам. Альтус похож на отражённый в зеркале мир людей, но в нём невооружённым глазом видны формулы, создающие и определяющие реальность… и да, после войны с людьми там поселилась большая часть вампиров.

Видеоигры[править]

  • Система планов во вселенной The Elder Scrolls выглядит вот как[1]:
    • Центральной точкой отсчёта является Нирн (материальный план).
    • Его окружают большие планы — Обливион, а за ним — Этериус. Ещё дальше находятся Внешние миры, о которых неизвестно вообще ничего.
      • С Внешними мирами все не просто. О них либо не известно ничего и их даже не описать, либо они — это Нирн в иных кальпах (эонах), а, возможно, там нахрдятся параллельные миры типа Лига или той вселенной, которую создал познавший ЧИМ Вивек.
    • Этериус является основным и базовым загробным миром, а так же магии и тайных искусств. Солнце и звезды в Нирне (бог магии Магнус и меньшие сущности Магна-Ге соответственно) — это так же и отверстия в ткани Обливиона, созданные во время исхода Магнуса, через которые в виде магии поступает свет Этериуса. В нём расположены более конкретные и небольшие планы, известные как «миры вечного несовершенства»; в разные планы Этериуса попадают разные души после смерти. Например, души нордов, погибших в бою, попадают в план Этериуса, называемый Совнгард, посмертие редгардов называется Дальнмим Берегами, а загробный мир каджитов — Пески за Звездами. Не все души задерживаются в Этериусе — некоторые проходят по Снорукаву (он же дремотная оболочка — местный вариант магического интернета) и возраждаются.
    • Также в Этериусе находятся планеты: планы богов, где живут, собственно, боги (Аэдра, в переводе с алдмериса — наши предки). Каждый из этих планов называется так же, как и его главный обитатель: Акатош, Мара, Стендарр и т. д. Кстати, планеты являются не только планами, где божество обитает, но и самим божеством (точнее, его телом), которе жителями Нирна из-за ограничения в восприятии видится как планета, висящся в Обливионе.
    • Обливион, он же Космос — бесконечно большая черная пустота, окружающая Нирн и отделяющий его от Этериуса. Часто противопоставляется Этериусу. Там проживают Даэдра (демоны, духи хаоса, в переводе с алдмериса — не наши предки).
    • Принцы Даэдра (хаотические боги) также владеют своими собственными планами. Эти планы исследованы намного лучше, чем планы Этериуса, так как туда часто попадает кто-нибудь с Нирна. Несколько планов Принцев Даэдра (Мертые Земли Мехруна Дагона, Дрожащие Острова Шеогората, Апокриф Хермеуса Моры) в подробностях показаны в играх серии, другие описаны во внутриигровых книгах.
    • Кроме планов Принцев, в Обливионе попадаются и другие. Например, Каирн Душ — план нежити и негативной энергии, управляемый загадочными кристаллическими существами — Идеальными Повелителями. Здесь же находятся стихийные планы огня, льда и молнии, где проживают атронахи (элементали).
    • Ну, и здесь также есть некое подобие демипланов. Например — план-пещера в Индоранионе (Morrowind); парадиз Манкара Каморана и план-картина с нарисованными троллями (всё — Oblivion); карманная вселенная, созданная Шеогоратом из разума императора Пелагия (Skyrim), и т. д.
  • Minecraft. «Планами» формально не называются, но по сути самое оно. Отличаются физикой и не имеют прямой связи — только межмировые порталы.
    • Обычный мир. Есть небо, есть непробиваемое дно.
    • Нижний мир. Есть непробиваемое дно, есть ограничение сверху, преодолеваемое багофичей. Если это сделать, оказывается, что специфическое небо тоже есть — вспоминается «Плутония». Нет темноты, по-другому ведут себя жидкости. Отображён на обычный мир в масштабе 1:8, то есть отыгрывается как «план, параллельный обычному».
    • Край. Бездна со всех сторон, дна и «крышки» нет. Да и вообще, тот ещё планчик.
  • Из планов бытия вселенной Warcraft в первую очередь можно назвать:
    • Круговерть Пустоты — астральное измерение, параллельное Великой Запредельной Тьме (а попросту говоря, местному космическому пространству). В Круговерти вследствие слияния на её границах сил Света и Бездны преобладает нестабильная магия.
    • Изумрудный Сон — царство грёз, духов и дикой природы, играющее роль карты для эволюционных путей флоры и фауны Азерота.
    • Земля Теней — мрачное и холодное измерение, воплощающее тление и наполненное душами усопших.

Настольные игры[править]

  • Система планов бытия в Dungeons & Dragons второй, третьей, а теперь и 5-й редакции:
    • Материальный план (Prime Material plane), он же просто Прайм. Является центральной точкой отсчёта. Содержит бесконечное количество «миров» — звездных систем, заключенных в хрустальные сферы. Системы структурно могут полностью игнорировать законы физики, как, например, геоцентрический Грейспейс или, вообще, какой-нибудь Хироуспейс с девятью мелкими разноцветными звездами в центре, каждая из которых светит только одному миру конкретного мировоззрения. Между сферами можно перемещаться на кораблях-спеллджаммерах по бесконечным потокам легко воспламеняющегося (!!!) флогистона.
    • Его окружают два транзитивных плана: эфир и астрал (Ethereal, Astral). Через эфир на Прайм попадают первоматерии и первоэнергии с внутренних планов. Через астрал утекают мысли и верования существ, формирующие планы внешние, вера — местная пища богов, дающая им силы, а также души умерших, чтобы «жить» на внешних планах в целом или в царствах своих божеств в частности. Кроме того, астрал — это кладбище мертвых богов.
    • В Эфирном плане плавают Демипланы — карманные вселенные, созданные, в основном, могущественными магами или богами для личных целей. Одним из самых интересрых демипланов является демиплан ужаса, он же Ravenloft.
    • За эфиром расположены Внутренние планы (Inner Planes). Они составляют собой механизм, поддерживающий существование Материальных планов, своего рода фабрики стройматериалов и электростанции, и состоят из стихий и энергий. В меру сюрреалистичны, не смотря на то, что подчеркивалась чуждость именно Внутренних планов — здесь воля и желания странника имеют крайне малое значение. По понятным причинам имеют отличную от привычной нам физику — не имеют верха и низа, зато имеют субъективную гравитацию, а направления определяются относительно смежных планов. Вот они все:
      • Стихийные планы (Elemental Planes). План Земли, Воды, Огня и Воздуха. Населены элементалями, стихийными бесенятами-мефитами и гениями (Дао, Мариды, Ифриты, Джинны соответственно)[2].
      • Энергетические планы (Energy Planes). Их два: Позитивной энергии и Негативной энергии, один поставляет энергию бытия для жизни, другой — энергию не-бытия, дающий нежити не-жизнь. Несмотря ни на что, оба крайне чужды любым существам, кроме местных жителей и, возможно, божеств.
        • В пятой редакции Энергетические планы вынесены за пределы системы и окружают Внешние планы.
      • Квазистихийные и Парастихийные планы (Quasi-Elemental, Para-Elemental). Смешения предыдущих друг с другом в разных пропорциях. Квазистихийные позитивные: Молинии, Сияние, Минералы и Пар. Квазистихийные негативные: Вакуум, Пепел, Пыль и Соль. Парастихийные: Дым, Магма, Грязь и Лед.
    • За астралом расположены Внешние планы (Outer Planes), или загробные миры по-другому. Туда попадают после смерти, там живут ангелы, демоны, дьяволы, боги и тому подобные существа, а еще обычные планары — те, кто просто там родился или очень-очень долго живет. На самом деле, в первую очередь, на Планах живут, если можно так выразиться, мировоззрения — и если один кусок плана мировоззрение меняет, то этот кусок переносится на план с подходящим мировоззрением. Планары, просители, Прокси и Силы — это уже вторично. Тем более уж понаехавшие Праймы.
      • По порядку (с нейтрально доброго по часовой стрелке): Благословенные Поля Элизиума, Дебри Звериных Земель, Олимпийские Поляны Арбореи, Героические Владения Асгарда, Вечно Бурлящий Хаос Лимбо, Завывающие Глубины Пандемониума, Бесконечные Слои Бездны, Забытые Преисподние Карцери, Серые Пустоши Гадеса, Мрачная Бесконечность Геенны, Девять Проклятых Кругов Баатора, Адские Поля Битв Ахерона, Механическая Нирвана Механуса, Мирные Королевства Аркадии, Семь Горних[3] Небес Целестии, Двойной Рай Битопии. Чуть отдельно стоит Согласованные Королевства Внешних Земель — тру-нейтральный План, с которого можно попасть на все остальные. Не в меру сюрреалистичны — несмотря на то, они подчиняются вере и желаниям и на них есть, как минимум, узнаваемые ландшафты. А вот с законами физики поступают так же как и Внутренние Планы, если, опять же, не хуже.
        • Кроме того, все Планы, кроме Механуса, Внешних Земель и Лимбо содержат слои — своеобразные «Планы внутри Планов», со своей физикой и, во многих случаях, магическими условиями. У Бездны описанных слоев как минимум 450, а предполагается — что их бесконечно много. А с учетом того, что это План хаотичного зла — они все отличаются друг от друга, но все в равной мере пытаются убить.
    • А ещё дальше есть опциональное Запределье, оно же Дальние Земли (Far Realm). Это место — живое воплощение фантазий Лавкафта, и твари, которые там обитают, не могут быть осмыслены с точки зрения обитателей кого-либо из вышеперечисленных планов, как и местная структура мироздания. Даже стабильных путей туда нет. Что дальше, и есть ли что-либо — неизвестно.
    • Еще более опционально — Царство Сна (Dream Realm).
    • С упрощением/изменением космологии в третей редакции был добавлен «ближний» План Тени (Shadow Plane) — темное отражение Прайма, план Фугу и некоторые другие, а структура Великого Колеса внешних планов изменилась на божественные царства, разбросанные по астралу и стихийному хаосу, на который заменили эфир и внутренние планы. В 4-й редакции План Тени заменили на Шэдоуфелл (Shadowfell) и добавили Фейвильд (Feywild), яркое и дикое отражение Прайма, как бы противоположенное Шэдоуфеллу. Ravenloft из демиплана ужаса превратился в теневые домены Шэдоуфелла. В пятой редакции космология вернулась к Великому Колесу с небольшими изменениями — удачными элементами тройки и четверки.
      • В пятой редакции Царство теней и Дикая природа фей вошли в систему, как два слоя Прайма.

Научные теории[править]

  • Старшие размерности — один из видов «планов», существование которых предполагается наукой. Есть разные теории; согласно одной из них, все эти размерности «свёрнуты», то есть имеют крошечную глубину и практически никак себя не проявляют; согласно другой, существует т. н. «балк» или гиперпространство — пространство с 4 или более несвёрнутыми измерениями. Американские физики Дэниел Чанг и Кэтрин Фриз считают, что гиперпространство действительно «гипер-» в космооперном смысле слова, и его можно использовать для сверхсветовых перемещений. Рассчитанная ими метрика для таких перемещений по свойствам аналогична метрике Алькубьерре.
  • Одна из гипотез о Мультивселенной также является предметом оживлённых дискуссий в научных кругах. Её суть сводится к тому, что во всеобщем мироздании то и дело возникают нестабильные образования, из которых в ходе процесса, известного как Большой Взрыв, рождаются обособленные вселенные. И наша собственная вселенная является лишь одной из огромного множества подобных флуктуаций. В числе основных предпосылок такой модели — объяснить, почему фундаментальные физические константы (такие, как элементарный электрический заряд или скорость света в вакууме) обладают именно такими величинами, какими мы их знаем, а не больше или меньше. В других вселенных, согласно этой интерпретации, константы могут отличаться от наших, в связи с чем материя в них ведёт себя совершенно непохожим для нашего мира образом (к примеру, ядра лёгких элементов наподобие азота, кислорода и углерода там оказываются нестабильными, делая органическую жизнь принципиально невозможной, либо звёзды выгорают слишком быстро и прекращают обогревать свои планеты, не давая им времени на биологическую эволюцию). Встречаются утверждения, что подобные гипотезы не удовлетворяет критерию Поппера: не могут быть ни доказана, ни опровергнуты в ходе какого бы то ни было научного эксперимента, что выносит их за рамки строго научного дискурса. На самом деле всё не так просто. Модели с мультивселенными вытекают из современных космогонических концепций. И таки да, в частности, из них следует, что мы никогда не сможем непосредственно наблюдать эти другие вселенные, иначе они не были бы другими. Однако сами утверждения о существовании мультиверсума являются прямым и неотъемлемым следствием этих моделей. Нельзя выкинуть концепцию мультивселенной и сохранить при этом остальную модель. Ну а исходная копцепция как раз базируется на наблюдениях за нашей вселенной и критерию Поппера прекрасно удовлетворяет, так как может быть и опровергнута, и отвергнута. Если это произойдет, то картина мультивселенной отправится в утиль, но покамест она лишь крепнет, несмотря на наличие некоторых конкурирующих концепций.
    • Ну, во-первых, если имеется в виду теория инфляции, то вот с ней проблем как раз все больше и больше — в частности, крупномасштабные структуры на расстояниях под десять лярдов светолет, да к тому же в самом начале существования вселенной, ибо свет от них сам идет десять лярдов лет. А если имеется в виду теория струн, то с ней чуть посложнее — как там варианты компактификаций влияют на константы, не знает пока никто. Возможно, существует только один набор констант, и других просто математически не может существовать (также, как число пи не может не быть 3.14 с хвостом). Кроме того, мультивселенная может быть вполне проверяема — наблюдения за космосом вполне могут показать следы влияния или что-то в этом роде. Но, повторюсь, мы не знаем не только того, почему константы именно такие — мы даже не знаем, могут ли они вообще быть другими. Например, есть формула Коидэ, где массы заряженных лептонов дают дробь из двух натуральных чисел, то есть некоторые массы частиц явно неслучайны. А может, есть еще неоткрытые частицы со своими свободными параметрами. В общем, если даже действительно свободные параметры существуют, мы не знаем, сколько их всего в точности (и каким образом они могут изменяться).

Примечания[править]

  1. Важное примечание: космология TES по своей сути должна рассматриваться вместе с космогонией (происхождением) мира и его метафизикой, иначе теряется целостное восприятие сущности местных пространст/планов/планет/богов/духов. Подробнее [1].
  2. В английском языке слова genie и djinn имеют разные значеня. Первое слово обозначает вообще джиноподобных созданий, второе — классические джинны. Во избежание путаницы слово genie переводят по разному, часто встречается перевод «гении», как минимум, касательно D&D.
  3. Не опечатка, имеется ввиду «возвышенные» или «высокие» в поэтическом смысле