Плацкартный вагон

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я вас мигом отправлю в жо… сткий плацкартный вагон! »
— Полковник Щученко совсем по другому поводу, но неожиданно метко.
Ну или так

Плацкартный вагон — эстетика, характерная для перенаселенных городов будущего по версии киберпанка. Люди живут в капсулах-ячейках, где места хватает только чтобы широко улыбнуться. Сопутствующая данному методу размещения давка, духота, смрад и прочие прелести плацкартного вагона ощущаются беднейшими из жителей на собственной шкуре каждый божий день. Зачем это делается? Единственное для чего нужны подобные места — чтобы люди могли уронить своё тело и немного поспать (но детский плач, игра на гитаре, пьяные вопли, ругань и мордобой делают это весьма нетривиальной задачей), причем сделать это за минимальные деньги. А ещё там едят пищевые брикеты и пьют бутилированную воду, а мусор сваливают в утилизатор — но только если это «цивилизованная» община. В противном случае там пьют низкокачественное пиво, всюду валяются горы мусора, который сжигается в бочках, над которыми на палочках готовятся пойманные тут же крысы. Рассадник болезней, короче.

В примитиве данная эстетика характерна для тюрем, убежищ гражданской обороны и прочих мест, где жить можно, но опасно. Впрочем, это место — неисчерпаемый источник приключений на любую невезучую задницу…

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Стальные Пещеры» Айзека Азимова — чуть ли не кодификатор тропа. Все земное человечество живет в небоскребах размером с мегаполис, где в маленьких комнатушках живут целые семьи, а ванная-столовая-уборная — общие на целую секцию микрорайонного размера. Для ценных членов общества условия получше: каждая ступенька социальной лестницы — это несколько лишних квадратных сантиметров комнаты и чуть повкуснее пластиковая каша.
  • «Мы» Евгения Замятина — тот самый «цивилизованный» вариант плацкартного вагона, все чисто до стерильности, никаких крыс и бочек с мусором — но живут здесь примерно так же, как в примере выше, только уже без дифференциации по цвету штанов. Всем полагается одинаковая маленькая комнатушка с прозрачными стенами, где можно (и разрешено) именно что только лечь и поспать, и оптимальная порция стандартной пластиковой каши без вкуса и запаха в общей столовой. А зачем что-то большее, если человек — всего лишь винтик в Системе?
  • «Спор о Дьюне» Энн Маккефри — «цивилизованный» вариант, разросшийся на всю планету. Многих устраивает, но главные герои невероятно рады возможности переселиться на новооткрытую планету Дьюна: пусть там и нет привычных благ цивилизации, зато свободного места сколько угодно.
  • «Жёлтая стрела» Виктора Пелевина — Герои рождаются, живут и умирают в поезде (который, по слухам, идёт к разрушенному мосту) именно в таких условиях, низшие классы буквально в плацкартных вагонах.
  • «Первому игроку приготовиться» же! Штабеля — классический пример подобного техногетто.
  • «BioShock: Восторг» Джона Ширли — именно так описан досуг тех, кто не смог прижиться в Восторге и погряз в нищете. Теснота, грязь и конфликты.
  • «Незнайка на Луне» Николая Носова — общедоступная гостиница «Тупичок» в Мусорном тупичке, предназначенная для самых бедных, представляет собой именно это.
  • Роберт Силверберг «Вертикальный мир» — цивилизованное человечество живёт в небоскрёбах в тесноте — и им это нравится. Когда посланец с Венеры (?) в гостях у главгероя первой части закрывается в туалете, дети главгероя несколько шокированы: как можно так отделяться от коллектива?

Кино[править]

  • «Кин-дза-дза!» же! Правда, с прикрученным фитильком. Именно так живут те, кому повезло жить не на поверхности. Но и относительно вольная жизнь в пустыне имеет свои малоприятные «особенности».
  • «Сквозь снег» по графической новелле «Le Transperceneige» — место действия — поезд, на одном конце которого живёт высший класс, а на другом низший класс. Последние вагоны — даже не плацкарт, а вообще техническая помойка.
  • «Облачный Атлас» — жители Нео-Сеула живут почти что в таких плацкартных вагонах (кто побогаче — в купе). А фабрикаты оттуда же вбивают педаль через пол, асфальт и земную кору прямо в мантию.
  • «Водный мир» — жизнь что в бывшем танкере, что в плавучем городе не менее плацкартная.

Видеоигры[править]

  • Deus Ex: Human Revolution — является одним из мест действий, хотя по большому счету можно сказать, что там вся игра напоминает плацкартный вагон — до того тесные там локации.
  • Трансарктика: Арктический барон — старая досовская игра, симулятор поезда в постапокалиптическое время нового ледникового периода.
  • Iron storm — уровень «Царь Иван» (название суперпоезда барона Угенберга).
  • Метро 2033 — педаль в платформу: жители станций обитают в самых настоящих вагонах. И не плацкартных, хоть как-то для этого предназначенных, а вагонах метро!
  • Strider 2014 — на одном уровне приходится бегать по вагонам в метро.
  • Rimworld — стандартная практика строительства жилья для поселенцев в первые дни существования колонии — комната в 2 клетки, где есть только занимающая всё внутреннее пространство кровать и дверь наружу. Среди игроков такая застройка получила именно такую кличку.

Настольные игры[править]

  • Cyberpunk 2020 — вариант жилья с красноречивым названием «гроб», ставятся группами по четыре штуки (два сверху и два снизу), более дорогие варианты оснащены хорошим замком, телевизором, розеткой и прочими удобствами за ваши «эдди». При заселении кидается проверка запугивания, и в случае неудачи велик шанс вляпаться в неприятности.
  • Eclipse Phase — тут «стиль жизни» персонажем вполне буквально «покупается». В случае биоморфа что угодно уровнем ниже «высокого» будет сабжем. Синтморфам в этом отношении несколько легче, поэтому у них жизнь становится терпимой уже при «умеренном» уровне затрат, правда, им приходится мириться с их неживыми телами (многие привыкают, а выходцам из ИскИнов так наоборот биоморфы непривычнее). Инфоморфы могут позволить себе какое-никакое частное виртуальное пространство уже на «низком» уровне затрат, но на то они и инфоморфы без физических оболочек.

Реальная жизнь[править]

(link)

Выход в окно — бесплатно!
  • Город-крепость Коулун — огромный, ныне снесённый бомжатник в Гонконге, в котором проживало 50 тысяч китайцев на 2,6 га земли (по другим оценкам — «всего» 33 тысячи, но даже это абсолютный рекорд по плотности населения). И если бы над ним не летали самолёты, он был бы гораздо больше и гораздо выше.
    • Для прояснения — город-крепость был формально анклавом материкового Китая на территории Гонконга, и там не действовали британские колониальные законы. Вообще. Но собственно у Китая до него перманентно не доходили руки. В результате единственным ограничением там была высота построек: район находился прямо под глиссадой тогдашнего гонконгского аэропорта Кай-Так[1], и самолёты едва не чиркали там по крышам.
    • Ситуацию, впрочем, это не исправило. Подобные «квартирки» размером со шкаф очень часто встречаются в спальных районах Гонкога и других мегаполисов Юго-Восточной Азии. Причина — дороговизна жилья и отсутствие программ социального жилья. Практика подобных жилищ нелегальна, но власти смотрят на них сквозь пальцы.
  • В мире начинает появляться сервис подобных гостиниц. Оплата почасовая.
    • Капсульный отель? Или имеется в виду нечто иное?
    • Да, в общем-то, любой хостел — тот же плацкартный вагон, только никуда не едет. И тут уж спорно, что лучше: человейник с индивидуальными ячейками или комната с двухэтажными кроватями на десять мест в совокупности, в которой постояльцев не разделяет ничего, кроме социального договора (при совместном поселении мужчин и женщин и отсутствии раздевалки). При этом, люди, привыкшие к такому формату поселения, относятся ко всему перечисленному с искренним пофигизмом. Впрочем, это не из-за перенаселения, люди во все времена жили подобным образом (подробнее см. в статье Опошленная ситуация, почему там — понятно оттуда же).
  • Казармы туда же — фраза про хостел верна и для них, разве что кроватей в норме двадцать штук и с раздельным поселением мужчин и женщин (в большинстве всё же первые), плюс к тому, что вместо пластиковых брикетов — централизованное снабжение пищей по распорядку дня в виде столовой.
  • Прочитав эту статью РЖД попытались создать плацкартный вагон нового типа. Добавили ширмочки для создания личного пространства, столик для пеленания в туалет, изменили дизайн под «а-ля IKEA». Будем, как говорится, посмотреть.
  • Да, в общем-то, любое место совместного проживания кучи студентов или просто несемейных молодых людей (общежитие, турбаза и т. п.). С точки зрения постояльцев — дёшево и атмосферно, с точки зрения внешнего наблюдателя — так жить нельзя.
  • В СССР ситуация с жильём была примерно до конца 70-х довольно острой, поэтому ситуации, когда в хрущёвке живут родители с детьми, дедушка с бабушкой, а то и прабабушка из деревни, не были таким уж редким явлением.
    • А c распадом СССР та же песня пошла на новый лад: после взлёта цен на жильё появились квартиры-студии. Конура, в которой только санузел — отдельное помещение, и общей площадью 17 м²? Легко!
      • 17 м²? Да это прямо царские хоромы! Сейчас застройщики начали продавать микростудии площадью в 9 м²…
  • Новостройки во всяких Больших Масквабадах и Краснодырсках вдавливают педаль до упора: микроконуры упаковываются в стопятьсотэтажный человейник километровой длины, после чего уже эти человейники втыкаются с максимально возможной плотностью и минимальным количеством (в идеале для застройщика — полным отсутствием) социальной инфраструктуры (ибо тут вам не совковый микрорайон, а район Ылитного жилья!) и дорог.
    • Автор правки в подобном районе жил и может дополнить пункт одной интересной вещью - часто на планах застройки нету и половины тех домов, что в итоге возведут. И не будет их +- до конца постройки.
  • Популярная в девяностые-нулевые «точечная застройка», когда пытались воткнуть многоэтажку на каждый клочок земли.
  • В нынешний Гонконг переезжает немало типа свободных людей и бизнесменов, что искусственно поднимает цены на жильё. Поэтому там это решили арендой клеток… Таким образом в одном помещении может уживаться множество людей, на чём нечестивые дельцы уже сделали бизнес.

Примечания[править]

  1. Тоже той ещё халабуды — по сути дела, просто пригламуренной военной базы времён Второй Мировой, крайне неудобно зажатой между холмов прямо в центре города что твой Алыкель. Достаточно сказать, что для посадки самолётам приходилось делать вираж между холмов прямо над небоскрёбами центра, визуально ориентируясь по так и названному «сигнальному холму», на котором для удобства пилотов была нанесена яркая красно-белая разметка в клетку. При этом аэропорт был одним из самых загруженных в мире — более 30 взлётов/посадок в час (ещё один привет сабжевому тропу). Особой пикантности добавляли частые тропические ливни и ураганы. Доходило до трагикомичного — в ноябре 1993-го китайскому Боингу-747, выкатившемуся с ВПП в пролив Виктория и получившему лишь небольшие повреждения, пришлось… взорвать хвост, чтобы аэропорт смог нормально работать: вертикальный стабилизатор экранировал антенну радиомаяка курсо-глиссадной системы, а быстро убрать самолёт с места аварии не получилось. Но и с КГС заходить на посадку нужно было фактически «на руках», что требовало весьма высокого уровня пилотирования, и когда в 1998 году аэропорт закрыли, некоторые лётчики даже расстроились.