Победитель дракона становится драконом

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
1) Герой сражается со злодеями, но в процессе этого становится сам ничем не лучше их.
2) Персонаж одерживает победу над некой могущественной силой… и становится ей сам.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи He Who Fights Monsters, And Then John Was a Zombie. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Давай, убей меня. И станешь таким, как я. Станешь… мной. »
— Штамп
« Ты еще не знаешь, подумал Румата. Ты еще тешишь себя мыслью, что обречен на поражение только ты сам. Ты еще не знаешь, как безнадежно само твое дело. Ты еще не знаешь, что враг не столько вне твоих солдат, сколько внутри них. Ты еще, может быть, свалишь Орден, и волна крестьянского бунта забросит тебя на Арканарский трон, ты сравняешь с землей дворянские замки, утопишь баронов в проливе, и восставший народ воздаст тебе все почести, как великому освободителю, и ты будешь добр и мудр — единственный добрый и мудрый человек в твоем королевстве. И по доброте ты станешь раздавать земли своим сподвижникам, а на что сподвижникам земли без крепостных? И завертится колесо в обратную сторону. И хорошо еще будет, если ты успеешь умереть своей смертью и не увидишь появления новых графов и баронов из твоих вчерашних верных бойцов. Так уже бывало, мой славный Арата, и на Земле и на твоей планете. »
— Трудно быть богом
« Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. »
— Фридрих Ницше, «По ту сторону добра и зла»
Наглядно

Герой убивает Главного Гада, но его забыли предупредить, что он от этого сам станет Главным Гадом. Или метафорически, потому что он пошёл на это из жадности или кровожадности и оказался соблазнён могуществом или богатством Главгада, или предельно буквально, потому что именно так работают особые главгадские способности.

Да и, в общем-то, не обязательно «Глав-» — просто гада (или гадов) порой достаточно: в искусстве (да и в жизни тоже) нередки случаи, когда положительный в целом персонаж, видя несправедливость, жаждет жестоко покарать негодяев, но стоит ему самому взяться за это — он начинает избирать всё более и более изощрённые методы кары, в процессе проникаясь совершаемыми им казнями и/или пытками; затем он начинает наказывать не только самих негодяев, но и косвенно, а то и вообще непричастных к их деяниям, становится таким же жестоким в обычной жизни, а иногда и вовсе переходит моральный горизонт событий… В конце концов, на выходе получается такой же негодяй, и у зрителей/читателей/окружающих возникает резонный вопрос: и чем же ты, герой ты наш, лучше тех чудовищ, с которыми ты так ретиво сражался?

Это архетипический сюжет — рыцарь, убивший дракона, сам станет драконом, поэтому окончательно уничтожить дракона нельзя, только сменить на другого.

А ещё иногда этим заканчивается попытка убить некое существо с очень важной ролью в мироздании, без которого оное развинтится. Например, Смерть с косой.

Надтроп — Проклятие по эстафете. Родственный троп: Убил — забрал способность, если победитель дракона, обретает способности дракона. Один из вариантов ответа на дилемму борца за свободу. Противотроп — эффект Молоха, где становятся драконом чтобы не проиграть.

Примеры[править]

« Всегда должна быть дарт Трея, та, что хранит знания о предательстве. »
— Крея незадолго до гибели

Мифология и фольклор[править]

« как мы зависимы от прочих

печально выдохнул удав приобретая форму тела употреблённой им свиньи

»
— Пирожок с субверсией
  • Именно по такому закону организованы разборки богов в мифах древней Греции. Ради должности верховного бога сначала Крон убивает Урана, а потом Зевс — Крона.
    • Свергает и в первом случае кастрирует, во втором — заточает в Тартар вместе с большинством титанов. Убить богов все-таки невозможно. Впрочем, для дальнейшей истории Уран и Крон все равно что мертвы.
  • Герой Кадм в древнегреческих мифах — в самом буквальном смысле. Убил чудовищного дракона, принадлежащего богу Аресу, за что поимел от богов как уйму ништяков, так и кучу неприятностей. Неприятности перевесили. Скитаясь по местам боевой славы вместе с женой, набрел на место битвы с драконом, где сказал, что, мол, лучше самому стать тем самым драконом, чем так жить. Боги сделали ему одолжение. С женой вместе.
  • Легенда о драконе в Юго-Восточной Азии, главным героем которой выступает император Вьетнама Ле Лой.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. Бушков:
    • «Умирал дракон» — деконструкция: Змей Горыныч поддерживает в себе жизнь, давая людям возможность исполнить их желания «злыми» способами. Проще говоря, уподобляя людей самому себе.
    • «Сварог»: победив короля Хелльстада, протагонисту пришлось занять его место. А перед этим он таким же образом стал бароном захолустного Готара.
      • Собственно, цикл вообще давит педаль в пол по этой части. В первой книге Леверлин вполне доступно объясняет, чем отличается «ваганум по всем правилам» от банального убийства правителя. В частности, у претендента жёстко ограничено число личного состава. И если в Готаре формальные претензии предъявить было трудно, то сколько спутников было у Сварога в Вентордеране? А если учитывать, что они там были в плену, а удар герой нанёс сам и по наитию… что тогда закрывает для ваганума Снольдер? Заговорщики обеспечивают проникновение в спальню монарха претендента с гарротой, а наутро наследник трона узнаёт, что отныне он — никто и звать его никак, династия абсолютно законно сменилась. Бони же, разжившийся короной сам, но при помощи набитых самоцветами карманов и подкупленных солдат противника — вообще непонятный случай. Словом, единственное правило, которое соблюдается в этой связи незыблемо — необходимость наличия у претендента дворянства.
  • Иван Сербин, новеллизация фильма «Попутчик» (под псевдонимом «Арч Стрэнтон») — если в оригинальном фильме зловещий попутчик героя Джон Райдер был обычным маньяком, то здесь он именно что злой дух-скиталец, убивающий водителей, а водитель, который сам смог убить Райдера, становится новым Райдером (это и происходит с ГГ в финале).
  • Метавселенная Рудазова — частая проблема.
    • Архимаг — именно так демоны Лэнга поддерживают своё царство. Когда они начинают ослабевать, появляется могущественный маг-демонолог и приводит армию, чтобы уничтожить Лэнг и завоевать себе славу и величие. И побеждает, потому что демоны Лэнга умышленно посылают на убой самых слабых и бестолковых, а незадачливый победитель, не в силах устоять перед искушением силой, отказывается уничтожить демонические души и под их влиянием превращается в Азат-Тота, нового правителя Лэнга. Из армии, которую он привел уничтожать демонов, формируется новое ядро демонических сил, причем вне зависимости от желания самих бойцов: в сеттинге действует принцип старшинства, согласно которому родители имеют полную власть над душами своих несовершеннолетних детей, правитель — подданных, а командир армии — солдат). Систему сломал Мардук, который отказался становиться девятым Азат-Тотом, и в награду за это стал богом, и доломал Креол, который, впрочем сперва повелся и только потом осознал что натворил.
      • Насчёт принципа старшинства: едва ли это так в буквальном смысле. Мы узнаём об этом от Креола… но далеко не во всё, что он говорит, нужно верить. Ещё мы наблюдаем Зов Азаг-Тота в «Заре над Бездной» — но у его жертв всё-таки есть возможность спастись благодаря Инанне. Или просто умереть, если решимость не становиться демоном достаточно крепка, а кавалерия не подходит.
    • «Апофеоз» — этого очень боится Медариэн, готовясь к схватке с Антикатисто. Не желая увеличивать число убийц в мире, после победы он планирует покончить с собой. Не пришлось — Токхабаяжа нейтрализовали, не убивая.
  • Святослав Логинов, «Многорукий бог Далайна» — илбэч Шооран побеждает своего заклятого врага Ёроол-Гуя, после чего, не найдя себе места в новом мире, сам занимает его место.
  • Юлий Буркин и Сергей Лукьяненко, «Царь, царевич, король, королевич». Мальчик Стас хитростью и смекалкой лишил Кащея магических сил (в свою пользу) и запер его в теле пингвина в Антарктике. Но вместе с чародейскими способностями Стас «подцепил» от суперзлодея ещё и желание подчинить мир. Правда, субверсия: поклонником Абстрактного Зла он не стал, способность рассуждать здраво не утратил. Наделал ошибок — это да.
  • Леонид Кудрявцев, «Чёрный маг» — именно это угрожает Алвису после гибели двух соперничавших за власть над городом чёрных магов. Дело в том, что сплетённая чёрным магом сеть не исчезает сразу, а некоторое время ищет себе нового хозяина. Кроме Алвиса, достойных кандидатов рядом не имеется, а поскольку он пока ещё совершенно не обучен её контролировать, сеть (по крайней мере, на первых порах) будет отдавать горожанам те приказы, которые отдавала при старом хозяине.
  • Владимир Войнович, «Москва 2042» — в страдающей от доведённого до абсурда коммунистического режима Московской Коммунистической Республике, пронизанной нищетой и бюрократией, практически все жители являются тайными сторонниками Сима Симыча Каранавалова (аллюзия на Солженицына). В конце романа Карнавалов триумфально, не встретив почти никакого сопротивления, приходит к власти под аплодисменты торжествующих жителей… И просто заменяет диктатуру партийной верхушки на свою, вводя не менее, а то и более абсурдные порядки, привлекая на свою сторону перекрасившихся спецслужбистов прежнего режима.
  • Виталий Забирко, «Сторожевой пёс корпорации»: как это, интересно, консервной компании удаётся производить человекоподобных симбиотов-охранников, если это законом запрещено? А вот так…
  • Пётр Бормор, «Книга на третье» — игра с тропом: стремясь победить дракона, рыцарь вынужден убить человека, представившегося как «помощник дракона и его доверенное лицо»… и меньше чем через час он сам представляется так же. Потому что обнаружил, что никакого дракона то ли давно нет, то ли никогда и не было, а огромная дань, которую платят дракону, доставалась «помощнику».
  • Максим Горький, «Карамора» — революционер убивает агента охранки — и именно на этом убийстве его берут жандармы и вынуждают стать их новым агентом…

Зарубежная[править]

  • Герберт Уэллс, «Это было в каменном веке». Главный герой, Уг-Ломи, боролся с жестоким и несправедливым вождем Айей, сбежал из племени вместе с полюбившейся женщиной, скитался, потом убил Айю, а позднее — и многих других мужчин племени. Затем вернулся, стал вождем, и… «А когда пришло его время, он был убит и съеден точно так же, как Айя».
  • «Властелин Колец»: победить Саурона с помощью Кольца Всевластья почти невозможно, потому что это игра с Чёрным Властелином по его собственным правилам. Но даже если кому-то очень могущественному (например, майа или перворожденному эльфу) это удастся, он от этого сам станет Чёрным Властелином — или кем-то не менее гадким, хоть и «типа не Чёрным». Особенно красноречиво это описывает Галадриэль в своем монологе «Искушение».
    • Что характерно, одно из свойств Кольца — подсказывать такие идейки всем вокруг, особенно тем, у кого силенок свергнуть Саурона по определению нет. С тем прицелом, чтобы несчастный идиот попытался стать Чёрным Властелином и проиграл, а Кольцо вернулось к своему хозяину.
    • Судьба Нуменора. После того, как нуменорские легионеры разгромили и пленили Саурона, тот из узника вскоре стал первым советником короля Ар-Фаразона. В итоге Нуменор понемного начал превращаться в деспотию с жестоким культом Мелькора, готовящуюся завоевать земли на западе. Увы, море оказалось сильней.
  • «Хоббит» — более буквально, но с субверсией: физически Смауга убил Бард, а одракониваться стал получивший драконью сокровищницу Торин (и сумел в итоге это перебороть).
  • В некотором смысле «Скотный двор» Джорджа Оруэлла: свиньи, пришедшие к власти в результате «революции» на ферме, шаг за шагом (и, в основном, морально) эволюционируют в людей, против власти которых-то и были направлены главные первоначальные идеи анимализма. В итоге остальные животные оказываются в том же угнетённом положении, что и до изгнания фермера, если не ещё хуже…
    • Не только морально — свиньи буквально превратились в людей. В конце романа они играют в карты с фермерами-соседями и наблюдающие за этим животные уже не способны различить людей и свиней.
  • С. Лем, «Кибериада», рассказ «О вероятностных драконах» — несколько нестандартный подход: Трурль победил дракона, но местный король затягивает с выплатой награды, разводя бюрократию. Терпение Трурля заканчивается, и он «воскрешает» дракона, установив механизмы под его шкуру. Дракон начинает требовать дань золотом, которая равна награде, плюс компенсация расходов и моральная компенсация. Но зато перестал требовать девственниц. Хотя нужны ли они были дракону? Может так решили местные жители, что дракона надо задабривать не только сокровищами, но и девушками. К тому же процессия, несущая очередную порцию выкупа дракону — ненадежные рассказчики, поскольку их представления о драконах основаны не на науке, а на сказках и легендах. И вообще это не дракон, а драконесса (то есть самка). Когда драгоценности погрузились в космический корабль, Трурль (уже с Клапауцием) покидает планету, а дракон уже в Небытии.
    • «Звёздные дневники Ийона Тихого», 11-е путешествие: обезвредив мелкого клерка Г. Аргуссона, управлявшего кибернетическим тираном Калькулятрицием, Ийон вполне мог стать диктатором среди роботов-бесподобцев, управляя вышеупомянутым тираном. Кто бы ему помешал? Но Тихий только воспользовался властью Калькулятриция, чтобы собрать бесподобцев и открыть глаза роботам (точнее — «роботам») на истинное положение вещей.
      • Аналогичная ситуация была и в серии «Сепуление запрещено» немецкого сериала «Ийон Тихий космопилот». Показав истинную сущность верховного правителя Элрона его подданным с планеты Аквариус, Ийон в их глазах превратился в божество. Но он не стал упиваться властью, а передал ее первому попавшемуся гуманоиду. Надо полагать, что мало что изменилось по сути — только идеология поменялась.
  • У Гудкайнда в первой книге из цикла «Меч Истины» главный герой Ричард убивает Даркена Рала, правителя Д’Хары, и сам становится правителем Д’Хары. Правда, тут есть ещё один ключевой момент: оказывается, что Ричард — магически одарённый сын покойного Даркена. Кого попало д’харианцы своим новым повелителем не признали бы.
    • Однако с точки зрения самого Ричарда в финале первой книги, речь идёт именно о тропе. Он не знает о своём происхождении, так что считает, что д’харианцы ему подчиняются именно потому, что Ричард убил их Магистра. То ли боятся, то ли уважают… А что обращаются по фамилии предшественника — ну, привыкли так, не знают, как к нему ещё обращаться.
    • Субверсия, потому что гадом он от этого не стал, а наоборот повёл страну спасать остальной мир. Правда очень своеобразным образом, совершенно не внушающим доверия остальному миру
      • Самое смешное, что и способ-то этот носит наследственный характер. Если бы книга, в которой описывается судьба Магды Сирус, была бы первой в цикле… Скажите, если могущественный волшебник, правитель целой страны, будет рассказывать вам о новом супероружии врага, о котором никто, кроме него, не знает, а также о том, что единственный способ получить магическую защиту — это поклясться ему в вечной верности (лучше срабатывает, если делать это, встав на колени), кому вы поверите: ему или скептически настроенному прокурору Лотейну, предполагающему, что всё это лишь грандиозная афера властолюбца-манипулятора?
  • Филипп Дик «Там простирается вуб» aka «Вкус уаба». С аппетитом съев разумную свинью вуба, капитан космического корабля приобрёл личность этого самого вуба, который заблаговременно «переписался» в капитана во время их разговора, но не проявлял себя до самого момента своей гибели в старом теле.
    • Есть жутковатая версия, что он ничего не переписывал, а успел в последний момент поменять местами сознания — свои и капитана.
  • «Сугубо временно» Пола Андерсона: повстанцы под предводительством Ахтмана свергают диктатуру президента Харе (который изначально сугубо временно имел чрезвычайные полномочия после третьей мировой). В результате чего Ахтман не удержался от соблазна пройтись той же дорожкой, пусть даже и в целях восстановления страны после революции. Опять-таки, сугубо временно.
  • «Гарри Поттер» — победитель владельца Бузинной палочки сам станет её владельцем. Пример очень условно в тему, потому как палочка сама имеет характер рыцаря крови, но хозяину его никаким способом не передаёт. Другое дело, что её свойства именно заведомых рыцарей крови и привлекают, так что к каждому новому владельцу, как мухи на мёд, слетаются жаждущие стать следующим.
  • «Воплощения бессмертия» Пирса Энтони — тот самый случай со Смертью. Большинство воплощений сменяют персонификации более мирным путём, но новый Танатос обязательно должен привести своего предшественника в состояние, несовместимое с жизнью (не говорю «убить», поскольку Смерть неспособна умереть, оставаясь при этом Смертью). Похожим образом, хотя и более сложно, сменяют друг друга правители Ада. Так, когда Люцифер нарвался на рикошет от собственного заклинания, его победитель (взявший себе тронный псевдоним «Сатана») стал кандидатом на его место.
  • Кордвайнер Смит — Совершенные держат остатки постапокалиптического человечества в полном подчинении для их же блага… Полицейские силы (Содействие Человечеству) свергают тиранию Совершенных («The Queen of the Afternoon»), но постепенно мутируют в полную их копию, готовую во благо маленького человека этого самого человека хоть пыткам подвергать («Drunkboat») (иронично, что в другом рассказе вне основного цикла «No, No, Not Rogov» таким же примерно образом действует другая полицейская сила Soviet State Police). Впрочем, в поздних рассказах цикла одна «голова дракона» приходит к выводу, что пора с такой трепетной заботой о безопасности среднего гражданина завязывать, и дать чуточку свободы («Баллада о потерянной К’Мель», «Бульвар Альфа-Ральфа»).
  • Интересный вариант у Р. Мэтисона в «Я — легенда». ГлавГада тут нет, вместо него — коллективный противник. Земля охвачена эпидемией вампиризма, заболевшие превращаются в нечто среднее между вампиром и зомби. Главный герой обладает иммунитетом. Оставшись в одиночестве разворачивает охоту на вампиров, убивая их днём и скрываясь в свое убежище ночью. В финале оказывается, что часть заражённых сохранила разум и со временем нашла способ приспособиться к болезни, а также начала постепенно воссоздавать цивилизацию, на сей раз ночную, ультрафиолет даже для бывших «вампиров» смертелен. Чудовищем, бродящим когда все спят и оставляющим после себя изуродованные тела, для них становится сам главный герой. Это он —  настоящий вампир, монстр-убийца, персонаж жутких легенд.
  • «Граф Монте-Кристо» — так Луиджи Вампа стал атаманом разбойников взамен убитого им же Кукуметто.

Сетевая литература и фанфики[править]

  • Иван «ГРОУМММ!!!» Сербин. Отечественная вольная новеллизация американского фильма «Попутчик». В финале, когда протагонист убивает адского Попутчика — в книге, вопреки киноканону, отыгран сабж. «Теперь ТЫ — попутчик Райдер!».
  • Денис Куприянов, «Тернистый путь Избранного» — весьма необычная субверсия. Избранный, уничтожив Властелина, практически вынужден занять его место (поскольку Империя не может обойтись без правителя) и править примерно теми же методами (поскольку вся государственная машина именно под них и «заточена»). Однако протагонист, заняв трон, посвящает силы «переточке» системы — чтобы очередной Избранный, победив его самого, уже не смог бы «стать драконом». И кстати, он сам выбирает подходящего Избранного и обеспечивает его победу — не пускать же столь ответственное дело на самотёк! «Я просто выполню своё предназначение и наконец избавлю наш мир от очередного зла, пусть даже это зло и является мною».
  • Юрий Нестеренко, «Мальчик, который не верил в Санта Клауса»: мальчику Грегори Прайму удаётся убить маньяка, маскировавшегося под Санту, насиловавшего и убивавшего детей. Вот только процесс убийства понравился самому Грегори..
  • Worm — так работают способности Мясника. Тот, кто убил предыдущего, получает его способности (включая способность к передаче способностей) и его голос в голове. На момент событий веб-романа нынешний Мясник — уже четырнадцатый.
    • Второй раз сыграно буквально: уничтожив ИИ "Дракон", Святой и его команда взяли на себя ее функции.

Кино[править]

  • «Убить дракона» — чуть ли не кодификатор. Рыцарь Ланцелот победил дракона, но, когда он возвращается в город, он сам уже почти стал Драконом. Хорошо ещё, бывшая возлюбленная отрезвила его, плеснув из стакана питьём в рожу (после того, как он грубо рявкнул на неё «БУДЕШЬ! МОЕЙ! ЖЕНОЙ!»
    • Кстати, это ему хорошо помогло. Во всяком случае, в финале он реально хочет совершить добрый поступок — спасти детей от влияния Дракона, который их воспитывает — и не факт, что он исправился.
    • Есть мнение на этот счёт, что, «умерев», дракон перестал быть «драконом» и смог вполне-по человечески играть с детьми и воспитывать их.
    • Не исключена возможность ПТСР.
  • «Экстрасенс» 1992 года — «Китаец», убив ГлавГада, сам превратился в ГлавГада. Неоднократно провоцировал Геру Романова: «Мне тошно жить, мучает совесть, убей меня» — несомненно, для того, чтобы ГлавГадом стал Гера.
  • «Пираты Карибского моря» — Дэйви Джонс, капитан Летучего Голландца, вырезал из груди сердце и спрятал в сундук. Его можно убить, только проткнув сердце чем-нибудь, но тот, кто это сделает, должен будет сам вырезать своё сердце и заменить им сердце Дэйви Джонса. А всё потому, что Дэйви Джонс, вообще-то, не просто морской дьявол, а перевозчик тех, кто погиб в море, на тот свет (другое дело, что обязанности перевозчика он выполнять сам не желает).
  • «Звёздные войны» — Энакин Скайуокер убивает графа Дуку, владыку Ситхов, ученика и правую руку Дарта Сидиуса, после чего сам занимает его место. Испробовав этот номер на Энакине, Палпатин потом пытается проделать то же самое с Люком, но тот на провокацию не поддаётся.
    • На Дагобе Йода предупредил Люка о том, что если он даст волю эмоциям, то может занять место Дарта Вейдера.
    • Субверсия в «Трилогии Трауна» и «Тёмной Империи» — Люк сталкивается с сумасшедшим джедаем Йорусом К’Баотом, а затем с вернувшимся с того света Палпатином, два раза побеждает… а потом возрождает джедайский орден.
    • «Последние джедаи». Кайло Рен после долгих колебаний и самокопаний в решающий момент убивает Верховного лидера Сноука, как и желала Рэй для его возвращения на Светлую сторону, но затем лишь занимает его место во главе Первого Ордена. Педаль в пол — Кайло Рен и Хакс буквально говорят в этот момент «Верховный лидер мёртв!» — «Да здравствует Верхновный лидер!».
    • «Скайуокер. Восход». Именно на данный троп рассчитывает воскресший Палпатин, принуждая Рей уничтожить его. Аверсия, так как Рей сумела второй раз уничтожить Палпатина, не став жертвой тропа.
  • «Санта Клаус» — редкий пример, когда этот троп используется во имя добра. Когда по вине Скотта Кэлвина, Санта Клаус случайно падает с крыши, тот решает примерить его мантию. Однако герой не обратил внимание на бирку, надпись на которой гласила, что тот, кто наденет мантию, должен стать новым Санта Клаусом и принять его обязанности.
  • «Хроники Риддика» — Ричард Риддик, убивший Лорда-Маршала Некромонгеров, садится на его трон и принимает титул, а вся армия преклоняет перед ним колени, ведь у них есть правило: «что ты убил, то твоё».
  • «Полуночный экспресс» Рюхэя Китамуры — герою фильма удаётся убить Мясника, но в результате приходится занять его место и поставлять людей на корм Чу-чу.
  • «Варкрафт» — такое чуть не произошло с Кадгаром, когда он изгнал из Медива дух Саргераса. Точнее, в самом фильме говорится не столько о духе Саргераса, сколько об абстрактной Скверне. Дух Саргераса можно считать бонусом для фанатов.
  • «Война» 2007 — агент ФБР Том Лоун, чью семью убивает наёмник Роуг, почти мгновенно мстит ему и берёт себе его личность с целью добраться до заказчиков убийства. Однако, когда он узнает, что к убийству причастен его лучший друг, он так и заявляет перед тем как убить его: «Том Лоун мертв. Моё имя Роуг».
  • «Поворот не туда 6» — в конце фильма главный герой Дени, после убийства своего родственника Джексона и гибели девушки, принимает свою судьбу, возглавляет отель вместе с каннибалами и совокупляется с родственницей по семейной традиции.
  • «Дрянные девчонки» — пополам с Маска прирастает к лицу. Кэйди, свергнув Реджину, сама стала альфа-сукой. Подсвечено Аароном («Ты говоришь гадости про Реджину, но сама ничем не лучше») и Дженис («Ты не притворяешься Баунти. Ты и есть Баунти»).
  • «Огонь, вода и… медные трубы» — субверсия. После гибели Кощея его слуги дружно клянутся в верности и преданности его победителю, но тот от них просто сбегает.
    • То же самое — в «Приключениях Арслана». Правда, Арслан от слуг не сбегает, а просто игнорирует их «прикажи, повелитель!». Сколопендра же под троп не попадает, поскольку психологически потенциальным «драконом» является изначально.
  • «Пастух Янка» — братья-короли Дуремонт и Обалдин. Один другого стоит. И если от смены Дуремонта на Обалдина никто и не рассчитывает ничего особо выгадать (кроме самого Обалдина и его семьи), то с реставрацией Дуремонта главный герой связывал определённые надежды — а зря!
  • «Акмаль, дракон и принцесса» и «Новые приключения Акмаля» — после уничтожения дракона Кара-Батура хан самозванно пытается сделать себе реноме буквального представителя тропа пополам с «убил — забрал способность» (фактически получая нестойкую способность громового рыка и изрыгания огня от колдовства ведьмы-конъюнктурщицы), при этом переводя реального драконоборца и его тёзок в «нелица».
  • «Майор Гром: Чумной Доктор» — отчаянно жаждущий справедливости Чумной Доктор не придумал лучшего способа восстановить её, чем изощрённые казни. Особенно он отличился, убив вместе с богачом и владельцем мусорной свалки Филиппом Зильченко ещё и его жену и сына, которые, в отличие от него, были совершенно ни при чём.
  • «Тренировочный день» — в мире, полном бандитов, полицейским порой приходится вести себя, как бандиты. Однако Алонзо и его отряд в итоге и сами становятся бандитами.
  • «Лох — победитель воды» — к главгерою, разгромившему верхушку банды, приходят представители криминала чуть повыше, и назначают его главой этой же самой банды. И он не отказывается.
  • «30 дней ночи: Тёмные времена» — Стелла Олесон убивает королеву вампиров Лилит, отрубив её голову мачете. Но не сумев пережить смерть своего мужа Эбена, она выкапывает его тело, но в итоге получает то, что заслужила.
  • «Судный день» — главная героиня в конце, убив главаря отморозков панков-каннибалов, приходит к ним с его головой и они её приветствуют как нового главаря.
  • «Гретель и Гензель» (2020) — Гретель после спасения своего брата от злой ведьмы, сама стала ведьмой и поселилась в её доме. А перед этим ведьма готовила Гретель в свои ученицы, и предлагала ей испытание докажи, что ты злодей пожертвовав своего брата.
    • Точно не ясно, стала ли она именно злой ведьмой, так как она говорит в конце, что может быть и тьмой, и светом. Точно можно сказать лишь, что она раскрыла в себе способности к магии.
  • «Сеульские городские легенды» (2022), новелла «Манекен» — в финале главный герой убил жуткого манекена, который его преследовал, и сам начал превращаться в манекена. Субверсия: Убитый манекен был далеко не единственным и явно не главным, и погиб он подозрительно легко, да и вообще весьма похоже, что истинным драконом в этой истории был загадочный человек с чемоданчиком, любящий беседовать с манекенами.
  • «Галактический террор» («Галактика страха») — убив обладающего таинственной силой Повелителя, правившего его планетой, Кабрен сам становится новым Повелителем, поскольку «но невозможно уничтожить силу, которая и есть Повелитель», можно убить только ее владельца, после чего сила переходит к новому хозяину. На попытку Кабрена отказаться от должности правителя бывший Повелитель говорит, что «в этом случае твоя планета погрузится в хаос — это тоже будет проявлением твоей власти.» Поняв безвыходность своего положения, Кабрен обещает «Я не стану таким, как ты», однако удастся ли ему это — неизвестно, на этом фильм заканчивается.

Телесериалы[править]

  • «Пятницкий». В предыдущем сериале («Глухарь») Зимина долго копала под оборотня в погонах — своего сослуживца Карпова, крышевавшего на районе почти весь криминал… а теперь решила занять освободившееся место Карпова именно в этом качестве, стать «мафиозной крёстной мамой в погонах». Да ещё переняла фразочку Карпова «Это моя земля!».
    • Та же Зимина разгромила опасную банду потерявших берега «вигилантов в погонах», называвших себя «Палачи»… И начала сама со вкусом вигилантствовать — благо СВОЯ, то есть возглавляемая лично ею, банда вигилантов в погонах у неё была уже давно сколочена.
  • Battlestar Galactica — Ли Адама занял место главы флотского синдиката, промышлявшего чёрным рынком, застрелив его на личном приёме, ибо тот помимо теневой торговли флотскими припасами и содержания борделя, предлагал некоторым клиентам особые услуги. После занятия освободившегося места, Ли быстро прикрыл сомнительную лавочку, пригрозив своим новым подопечным за её возобновление, уничтожением их корабля, ибо они отныне «под карандашом и прицелом». Казалось бы, при чём здесь тауронские корни и Ха'Ла'Та?
  • «Сумеречная зона» — короткометражка об одном подражателе Элвису Пресли. Подражатель попадает в прошлое, где встречает настоящего Элвиса, уговаривает того петь на предстоящем прослушивании «That’s alright mama», чем выводит Пресли из себя и в произошедшей драке случайно Элвиса убивает (в падении Пресли пропарывается насквозь сломанным грифом собственной гитары). Подражателю ничего не остаётся делать, как занять его место и идти в студию звукозаписи на самую первую запись. В конце короткометражки постаревший и обрюзгший подражатель со слезами размышляет о том, как старался быть Элвисом до конца. И тут же спрашивает себя — а случился ли бы феномен Элвиса вообще, если бы он сам его не сделал?
  • «Интерны» — Фил из благих побуждений подставляет нечистого на руку ухажёра его пожилой пациентки. Угадайте, кто стал её следующим избранником?
  • «Полицейский с Рублёвки». В 4 серии 4 сезона Гриша Измайлов вспоминает, каким скромным он был раньше. И одевался соответственно, и причёсывался на пробор. До случая с автоугонщиком Андреем, который перед смертью от сердечного приступа рассказывает, что свою часть денег переводил на счета больниц и сиротских приютов, и просит Гришу перечислить деньги детскому дому и - главное - не просрать свою жизнь. В следующей сцене Измайлов появляется в футболке, кожанке, красных кедах, с золотым «Ролексом», армейским жетоном на шее и вихрастой причёской — точно так же до этого одевался Андрей. Отсюда же — его коронная фраза из 1 сезона: "Может, переспим?" И вообще смена характера.
    • Метафорически — в начале 3 сезона. Назначенный ВрИО начотдела Измайлов начинает вести себя так же, как Яковлев, о чём ему в конце 1 серии недвусмысленно заявляет Мухич. Объяснение: на него давят новая ответственность. С прикрученным фитильком — Яковлев «перевоплощается» в Измайлова добровольно, чтобы подставить Гришу и вернуть себе кресло начальника.
  • Homeland — первые два сезона ГГ боролись против системы разведывательного управления, приведшей к гибели 87 невинных детей. Достигнув определенных высот в структуре ЦРУ, Кэрри в четвертом сезоне уничтожает свадьбу, убив 40 человек.
  • «Великолепный век. Кёсем» — Главная героиня долго боролась с Сафие Султан, которая интригами и подкупами построила свою теневую империю…А потом стала регентом и перейняла все методы своей противницы в придачу с неуемной жаждой власти.
  • «Горец» — сначала друг Дункана Маклауда, охотившийся на особо злобных бессмертных, чтобы избавить от них мир, собрал в себе слишком много их «темной энергии» и сам стал злодеем, затем вынужденного сразиться с ним и убить его Маклауда постигла та же участь. Излечиться Дункану удалось, только зайдя в некий мистический подземный источник, давший ему возможность отделить от себя свою «темную половину» и сразить ее в бою.

Телевидение[править]

  • «ОСП-студия»: пародия с хероем Супером-пупером — победив Человека-Дембеля, сам стал дембелем и начал всех «стремать».

Мультфильмы[править]

  • «Когда-то давно…» В сказочно-фантастическом городе появился драконоподобный робот «змий», уносящий каждый год лучшую девушку. Однажды железный дракон унес Кору, невесту Зора. Зор проник в чрево чудовища, где нашел целый гармоничный мир и где жила Кора. Зор убил юношу, хозяина монстра, но потерял Кору. И теперь Зор сам стал хозяином чудовища. Теперь он требует выкуп в виде девушек…
    • Не то, чтобы он требовал… Но раз сами предлагают… А Зор теперь одинокий и свободный…
  • Советский «Дракон».
  • «И было хорошо…» (Молдова-фильм 1990).
  • «Урок» Саакянца на ту же тему, что «Вкус вуба» Ф. Дика (см. выше Литература). Но вместо личности приходится приобрести всего лишь тело жертвы, побыть в её шкуре и разик погибнуть, то есть по сравнению с вубом расплата довольно терпимая. Хотя черты зверя всё равно остаются. Особенно не повезло любителю рыбалки и командиру экспедиции, а также астронавту-японцу — он стал деревом). Да и преступление поменьше — фауна особой разумности не демонстрирует, так что это скорее бездумное хищничество, чем убийство.
  • «Аладдин» — инверсия с прикрученным фитильком: Джафар захотел стать Джинном, однако не учёл, что на него свалятся и обязанности Джинна (и его можно будет загнать в лампу).
    • ОН ведь не побеждал Джинна в бою. Наверное, это все-таки не тот троп.
    • А вот где троп был — это когда Султан предложил Алладину стать его новым визирем…
    • В банде 40 разбойников такова традиция: чтобы занять место главного помощника главаря, надо победить старого глав-пома.
  • «Мирс Пирс» — «Мы не заставляем их делать чемоданы — мы их просто угнетаем».
  • Exordium. Просто Exordium.

Мультсериалы[править]

  • В сериале «Футурама» именно так передается власть на планете Трисоль, где живут жидкие инопланетяне: кто выпьет императора, тот станет новым императором. Фрай случайно выпивает императора и становится императором, что приводит к серии неожиданных последствий. Сначала его пытаются выпить другие претенденты на власть, что у них не получается: Фрай твёрдый, а не жидкий. Но именно по этой причине император в нём не растворяется, а начинает проситься наружу.
  • «Симпсоны» — в одной из серий Гомер убивает смерть шаром для боулинга. Как следствие, мир стал бессмертен. Затем Гомер примеряет плащ Смерти и сам становится ей.
    • С прикрученным фитильком подобный сюжет отыграли в «Гриффинах». Там Питер Гриффин был вынужден подменять временно травмированную Смерть.
  • «Аватар: Легенда об Аанге», с прикрученный фитильком: высшей ступенью огненной магии является звание Дракона. А чтобы его получить, нужно победить в схватке, собственно, дракона.
  • «Джуманджи» — Алан и дети сумели избавиться от бессмертного Ван Пелта, сбросив его в бездонную пропасть. После этого Питер сначала взял трость Ван Пелта и начал передразнивать его, а потом буквально стал превращаться в миниатюрное подобие Ван Пелта. «В Джуманджи всегда должен быть Ван Пелт!» Пришлось срочно вертать старого Ван Пелта взад.
  • «LEGO Ninjago: Masters of Spinjitzu» — если серпентин бросит вызов вождю клана и победит его на арене, то не просто получит посох и звание вождя серпентинов, но и обменяется обликом, забирая себе хвост, а тому достанутся обычные ноги.

Комиксы[править]

  • «Капитан Америка: Стив Роджерс» — в результате изменения не то объективной реальности, не то только воспоминаний Стивена Роджерса разумным Космическим Кубом по имени Кубик, Капитан Америка превратился в агента Гидры и подчинённого Красного Черепа, которого он в итоге сверг и убил, но сам при этом стал едва ли не более отвратительной персоной, приняв титул Верховной Гидры и возглавив завоевание Земли.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Code Geass — человек, достаточно прокачавший свой Гиасс, может убить бессмертного, давшего ему этот Гиасс, и забрать его Код. Однако, это субверсия, потому что бессмертные утомлены своей вечной жизнью и сами этого добиваются.
    • А в «Реквиеме по Зеро» старого Зеро — намеренно запятнавшего себя кровью и беспринципной манипуляцией окружающими Лелуша — убивает Зеро-Сузаку, после смерти своего предшественника обязавшийся навечно стать героем в маске, стоящим на страже справедливости. В конце концов, Зеро — это лишь символ борьбы за свободу, а не конкретный человек.
  • Claymore — сам по себе акт убийства чудовищ-ёма и ещё более страшных Пробудившихся никого ни во что не превращает. Но распознавать притворяющихся людьми ёма и надёжно побеждать их в бою могут только воительницы-клэйморы. Клэйморы используют ёки, энергию чудовищ, и чем больше используют — тем больше риск, что они Пробудятся и сами станут чудовищами физически и ментально. А поскольку Пробудившиеся куда страшнее обычных ёма, именно в бою с ними особенно нужна энергия ёки. Получается, что, сражаясь с Пробудившимися, клэйморы особенно рискуют Пробудиться сами.
  • Fairy Tail — выяснилось, что это рано или поздно ожидает любого убийцу драконов, если злоупотреблять полученной от них магией. Страшно даже не само превращение в дракона, а то что при этом человек обычно становится редкой сволочью даже по драконьим меркам Такова была судьба Ирен Белсерион и Акнологии.
  • Gegege no Kitarou 2018 года — серия 22: демон-гюки выглядит как гигантское тупое, но агрессивное быкообразное чудовище. Его истинная форма газообразная, и после гибели своей очередной ипостаси он вселяется в ближайшее живое существо, которым чаще всего становится победитель прежнего чудовища.
  • Kakurenbo — ребёнок, переживший смертельную игру в прятки, обнаруживает, что теперь ему водить, и сам становится демоном.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — в сеттинге рано или поздно любая девочка-волшебница превращается в ведьму, убивая же ведьм можно откладывать превращение, но не бесконечно Собственно основная причина раздачи расой Кьюбэев бесплатной силы — это и ожидание момента этого превращения, так как в этот момент душа волшебницы умирает и выбрасывается огромная энергия, собираемая Кьюбэями.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — именно это случилось с легендарной воительницей, победившей и заточившей внутри себя Хаос, — Галаксией.
    • Там не это, а рукотворное чудовище. Во-первых, изначально Хаос персонификации не имел и был рассеян по сердцам людей. Во-вторых, Сейлор Мун, победившая Галаксию и вернувшая всё как было, ни в кого не превратилась. Хотя да, могла использовать Свет Надежды, перезапечатать Хаос и стать новым драконом.
  • «Наша команда неисправна» — в результате предсмертного проклятия Короля демонов каждый из четверки героев изменился: принцесса-целительница Химэ стала чернокнижницей-яндере, одержимой возлюбленным рыцарем. Когда он по дурости сообщил, что расстается с ней, она окончательно сошла с ума, стала воплощать из тьмы монстров и стала новой Королевой демонов — притом со своими знаниями людской армии и укреплений куда более опасной, сумев найти слабое место в обороне людей и направить свою армию на уничтожение человечества.
  • «Хроники Эвиллиоса» — съев Демона Чревоугодия, Влада Цуберши, Баника Кончита сама стала Демоном Чревоугодия.
  • Клинок, рассекающий демонов — Музан Кибуцуджи (самый первый они) перед смертью, успевает обратить в демона главного героя Танджиро Камадо, в надежде на то, что он станет сильнейшим они, победит Солнце (на солнечном свете все демоны сгорают) и уничтожит охотников на демонов.
  • Monogatari Series — в городе всегда должен быть бог, одним присутствием сдерживающий каи (странности). Без него, конечно, можно, но только некоторое время, пока странности совсем не выйдут из-под контроля (пустота рождает хаос). Убийство бога Белой змеи нарушило баланс сил, но в итоге его место заняла вопреки плану Гаэн не Шинобу, а Сэнгоку Надеко. После ее обратного перерождения в человека в бога стал медленно обращаться Коёми, но он явно не справился бы. Тогда Гаэн устроила все так, чтобы он сделал богиней Хачикуджи.
  • Dragon’s Dogma — в отличие от игры здесь это отыгрывается прямо: отомстив дракону, ГГ сам стал новым драконом.
  • «Beastars» — После того, как Луи убивает главу львиного клана (яп. shishigumi), он ожидает, что рядовые львы его просто съедят, ибо всех перестрелять элементарно не успеет — но те в качестве злой шутки решают сделать его своим главарём, и случается невиданное: дела шайки жадных до мяса ближнего своего хищников начинает вполне осмысленно вести травоядный.
  • «SukaSuka» — нанеся удар милосердия Альмарии, ставшей Шиантором, «Первым Зверем, Скорбящим под луной», Уиллем сам частично становится Шиантором.
  • Sengoku Collection — Ода Нобунага (в своей женской инкарнации) охотится на других попаданцев из своего мира и отнимает у них «сокровища» (отдельные фрагменты их душ) чтобы вернуться домой. Однако, по недосмотру, вместе с «сокровищем» у Лю Бэй она забирает и её проклятье, в ночное время суток превращающее её в поросёнка. К счастью, всё обошлось — Лю Бэй хоть и застряла в современной Японии, но от проклятья освободилась. А Нобунага... её силы воли и запасов других отнятых «сокровищ» оказалось достаточно, чтобы развеять проклятье на себе.

Видеоигры[править]

« Всегда должен быть Король-Лич. »
— Призрак короля Теренаса
  • Стандартная схема игры типа «король холма» — какой-то игрок становится «драконом» или лругим монстром. А остальные на него охотятся. Убившие «дракона» сам становится драконом и уже охотятся на него. Побеждает тот, кто продержался в облике «дракона» дольше всех.
  • Blood — победитель Чернобога становится Чернобогом. Потому, что Чернобог выполняет очень важную функцию, охраняет границы между мирами, и если никто не будет этого делать, полезет всякое.
  • Overlord: Raising Hell — Повелитель, убивший Забытого Бога, сам становится правителем Бездны. Правда, навеки запертым в этой же самой Бездне.
  • Mass Effect 2: команда героя по инициативе Лиары Т’Сони может убить главного торговца информацией во вселенной, Серого Посредника. После этого Лиара сама занимает его место. Да, свежеубитый Серый Посредник некогда получил это чудное место работы тем же путём. После прочтения внутриигровых писем в Логове Серого посредника становится понятно: Посредник, с которым Шепард работал в первой части, к моменту DLC уже был убит и замещен новым.
  • Warcraft 3 — принц Артас Менетил убивает демона Малганиса, повелевающего армиями нежити, и сам становится одним из командиров нежити и приспешником Короля-Лича (а впоследствии и самим Королем-Личом, но это уже другая история).
    • В продолжение темы Короля-Лича: в World of Warcraft паладины Тирион и Болвар убивают уже Артаса. Болвар надевает шлем Короля-лича и берёт командование нежитью, потому как всегда должен быть Король-лич: если ордами нежити никто не управляет в Азероте, они впадают в берсеркерство и идут в атаку на всё живое (видимо, потому что командование в таком случае берёт на себя Тюремщик).
  • Fable — победив главгада, Герой засасывает его душу в маску, после чего начинается сцена в духе «Властелина колец»: «Надень меня! Надень!». Если игроку хватит глупости её надеть, душа главгада переселяется в Героя.
    • По одной из теорий, там не душа злодея Джека, а сам Джек и является демоном-маской. То есть, до этого он уже на ком-то паразитировал….
  • Серия The Elder Scrolls:
    • Morrowind — «Трибунал». Ну спасли они Морровинд от Дагот Ура — но сами в какой-то мере заняли его место. Допустим, Великий инквизитор Ординаторов ближе к концу даже Архиканоника Толера Сариони слушать отказался. Хотя они за это позже и поплатились, да так, что и всему острову было плохо.
      • Так вроде это Дагот Ур спасал сердце Лорхана от них, хотя результат тот же.
    • Shivering Isles — после того, как герой побеждает нехорошую ипостась бога Безумия Шеогората, он сам наследует его титул, царство, способности и имя Шеогорат.
    • Dawnguard — финальным боссом этого DLC является лорд вампиров Харкон. Если игрок выбрал сторону охотников на вампиров, то он Харкона просто убивает. Если же герой сам вампир — то он занимает место Харкона и становится новым лордом клана (и, вдобавок, у него в руках оказывается вундервафля, за которой безуспешно охотился Харкон — лук, позволяющий погасить солнце).
  • Saints Row 4 — победив Императора Зиньяка, Босс Святых становится правителем империи Зин.
  • Prey — убив Мать Сферы, главный герой сам занял её место. Но его освободил призрак его деда-индейца.
  • Diablo — чтобы вновь не выпустить в мир побеждённого Дьябло, герой вонзает себе в лоб осколок камня, где заточён демон. Но Дьябло оказывается сильнее, и герой становится его новым воплощением.
  • Metal Mutant — задача: победить некоего диктатора по имени AROD 7. В конце игры показывают Киборга на троне, под именем AROD 8.
  • Neverwinter Nights 2 — в аддоне «Mask of the Betrayer» раскрывается суть проклятия «пожирателя духов», которое преследует страну Рашемен в течение многих веков — каждый, избавляющий мир от носителя проклятья, сам становится новым носителем, вместилищем абсолютного голода (по факту, проклятие переселяется в ближайшее к умирающему носителю существо, но обычно им и оказывается убийца).
  • Majesty 2: Monster Kingdom — после уничтожения силами героев игрока Мистической таверны, из которой нападали духи павших героев, выясняется, что убившие стражей таверны сами станут ими после смерти.
  • Gauntlet IV, ремейк известной аркадной hack’n’slash игрушки Gauntlet под Mega Drive\Genesis (1993 г.). После победы над финальным боссом — Золотым Драконом — игроку дается выбор: хочет ли он пребывать в стране Вечной Юности? Если игрок согласится, он обнаружит себя таким же драконом, убивающим незадачливого приключенца.
  • Streets of Rage (а также ремейк) — в режиме двух игроков, перед битвой с Мистером Икс, можно убить своего напарника, победить Мистера Икс и занять его кресло. Субверсия, так как делать это вовсе необязательно.
  • The Neverhood — вся суть плохой концовки (если не вернуть корону законному владельцу, а надеть её на себя).
  • DotA — рыцарь Дэйвион выследил легендарного древнего дракона Слайрака, но только он воткнул меч в горло дракона, тот проткнул когтем горло рыцаря. Слайрак передал рыцарю всю свою силу, мудрость веков и стойкость. После этого на свет появился Dragon Knight — рыцарь невероятной силы, который наделён магическими способностями дракона.
  • Quake 4 — согласно одной из фанатских теорий, новый Макрон — помещенный в кибернетическое тело герой Quake 2.
  • Shadow of the beast — можно выбрать и такую концовку: сесть на трон вместо убитого гада.
  • Dragon's Dogma: троп играется прямо: и буквально, и нет. Либо мы убиваем дракона, доходим до местного Бога и проигрываем, из-за чего превращаемся в нового дракона. Либо выигрываем, убиваем Бога, из-за чего текущий протагонист занимает его место. При чём настолько прочно, что, несмотря на последовавший самовыпил, становится финальным боссом в следующем прохождении.
    • Можно ещё договориться с драконом и занять трон местного герцога, который из-за этой самой сделки скорее всего погибает.
  • Planescape: Torment — не совсем оно, конечно… Но можно навсегда остаться в подземельях: сидеть на троне и, пока жив, пялится по сторонам. В игре, кстати, неясно: сам ли Король умер на троне и по какой причине (от старости, от жажды, от голода? Или Харгримм помог? Он-то добрый, но за свой народ пойдёт на многое).
  • Fallout 3 — если убить Гарольда, можно самому стать деревом
  • Salt and Sanctuary — один из вариантов концовки: по выбору самого игрока персонаж может как стать новым Безымянным Богом (после победы над финальным боссом подобрать его шлем, до этого поговорив с Пугалом во всех местах встреч), так и сбежать с острова, прыгнув в колодец.
  • Nuclear Throne — В данном случае троп работает в сторону антогониста. Межпространственная полиция I.D.P.D пытаясь убить главного героя мутанта, в итоге сама страдает от радиации из-за чего копы станут фриками.
  • Lobotomy Corporation — в истории аномалии Красавица и Чудовище сказано, что служанка замка убив хозяина, который был монстром, сама им стала. Если сотрудник с этой аномалии проведёт две работы на подавление, то он станет чудищем.
  • Hellgate: London — убив заявленного главгада Сидонаи, протагонист понимает, что делал грязную работёнку для ещё более могущественного мерзавца, над которым, в свою очередь, есть свой главгад.
  • Warframe — испорченные аристократы Орокин сгинули, неадекватное возмездие и кастовое сообщество тоже. А возникший как движение за ништяки для всех Корпус остался (хотя, строго говоря, решающий вклад внесли собственные орокинские эскадроны смерти). Капитализм, счастье, зашибись? Нет, у Корпуса теперь есть специально выращенные солдаты с промытыми мозгами и наследственное долговое рабство.
  • Through the Woods — в финале после смерти собственного сына Эспена и Старого Эрика, приносящего в жертву детей, Карен сама занимает место второго
  • Curse of the Dead Gods — победив чемпиона Бельц’Алока, главный герой занимает его место, чтобы те самые мёртвые боги не ожили и люди не уничтожили современный мир с помощью их даров.
  • BloodRayne 2 — что-то типа этого происходит во время финальных титров. Бримстоун отвернулся от Рейн, вампирские оверлорды собираются наведаться в город за ее головой, а по улицам бродят толпы вампиров подчинявшихся Кагану… Увы, третьей части так и не последовало.
  • Necrovision — на самом сложном уровне Саймон убивает Мефистофеля и сам становится новым правителем Ада, таким образом начиная войну против всего человечества на полях Первой мировой войны.
  • Аллоды: протагонист «Проклятых Земель» Зак, победитель Проклятия Джунов, в Аллодах Онлайн предстаёт перед нами боссом-червелицым.
  • Wildfrost (коллекционная карточная игра) — победили Морозного Стража? В следующем забеге ваш перс станет новым Морозным Стражем, а сражаться придется со своей старой колодой (и если вы её слишком перекачали...).

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — хаосит по имени Люций Вечный (который ещё и боевой мазохист). Если ты его убьёшь и хотя бы на мгновение возгордишься этим (а сложно не возгордиться, убив одного из самых умелых и опытных бойцов Галактики), ты сам превратишься в Люция: он вселится в тебя, а от тебя останется лишь корчащееся лицо на теперь уже его броне. Примеры: Люций подорвался на мине — и восстал в теле рабочего на другом конце Галактике, который эту мину собрал, а доселе о Хаосе и персонально о Люции знать не знал, ведать не ведал и просто заслуженно гордился тем фактом, что всегда хорошо делает свою работу; восстал в теле некрона, система управления которого просто отметила успешную ликвидацию цели. Похоже, единственные, кто способны его угомонить раз и навсегда (не считая разработчиков, конечно) — тираниды. Или несчастный случай.
    • В ретроспективе это произошло с Мортарионом и его Гвардией Смерти. Они начинали как партизаны на планете Барбарус, атмосфера которой была отравлена, а горные пики заселены чудовищными тиранами. Много чего произошло между низвержением этих тиранов и прибытием Гвардии Смерти на Чумную Планету, но в результате её обустроили в точности как Барбарус… с Мортарионом сотоварищи в роли тех самых тиранов.
    • Такова судьба всех Инквизиторов-пуритан, в частности Грегора Эйзенхорна. Сначала интересуешься Хаосом (а как его победить, кроме как досконально изучить?), потом пользуешься Хаосом (в благих целях ведь!), а потом ты — Хаос.
      • Ну начнём с того, что Грегор был не строгим пуританином (и даже близко не монодоминантом), а амалатианином, то бишь центристом «на наши деньги», да к тому же служил в Ордо Ксенос, то есть по факту в гримдарковой службе санитарно-эпидемиологического надзора, большую часть времени занимающейся пресечением контрабанды инопланетных видов. То есть чисто по долгу службы изначально борьба с Хаосом была ему по большому счёту до лампочки — для того другие Ордосы придуманы. Другое дело, что события столкнули его с Губительными Силами лоб в лоб.
      • И давайте тогда не забывать Никодима Квиксоса, который вполне целенаправленно боролся с Хаосом и в какой-то момент оказался вынужден в этой борьбе использовать против врага его же силы. Так уж получилось, что, чем больше он узнавал о своём противнике, тем больший масштаб бедствия ему открывался. А если почитать другие романы, выяснится, что Квиксос даже скатившись в крайний радикализм всё равно пытался действовать на благо Империума — он пытался воспроизвести Кадианские Пилоны на других планетах для противодействия варп-штормам. Да, для этого ему было нужно действовать в обстановке полнейшей секретности. Да, ему было нужно похищать псайкеров категории альфа-плюс. Да, он понимал, что жертвует миллионами для спасения миллиардов. К слову, в какой-то момент те же пилоны пытался воспроизвести Альфа-легион. После победы над Квиксосом Эйзенхорн сам в какой-то момент начал обнаруживать, что проблемы реально гораздо масштабнее, чем ему казалось поначалу, потому со временем он фактически пошёл по стопам Квиксоса.
        • А читающий Грегору нотации в мемориале Йиссарила Черубаэль вообще начисто стирает рамки — он почитает восставшего против Большой Четвёрки демона за героя и борца за свободу. При всём том заметно, что сам Черубаэль не то чтобы против пойти по стопам Йиссарила.
  • В сеттинге Vampire: the Masquerade есть такое явление, как диаблери. Это особый способ убийства одним вампиром другого, при котором убийца выпивает всю кровь убитого и приобретает его силу. Однако диаблери связан с неприятными последствиями: во-первых, диаблерист начинает очень характерно светиться в астрале, что позволяет другим вампирам легко узнать, что он натворил, во-вторых, если убитый вампир достаточно силён, его дух может вселиться в убийцу.
  • «Равенлофт» — зачастую, убить Тёмного Владыку домена способно лишь столь же злобное, подлое и безжалостное существо, которое вполне заслуживает стать Владыкой само.
    • Габриэла Адерре зачаровала и прирезала Тёмного Владыку Инвидии, короля-оборотня Бакхолиса, и стала новой Тёмной Владчицей домена.
    • Жаклин Ренье отравила своего деда Клода Ренье, Тёмного Владыки домена Ришмюло и заняла его место.
    • Иванка Борици отравила свою мать, Камиллу Дилисния и стала новой Тёмной Владычицей Борки.

Музыка[править]

  • Vocaloid — Kaizoku F no Shouzou. Питер Пэн, пришедший в Неверлэнд, чтобы сбежать из «взрослого» мира и сразиться с капитаном Крюком, побеждает последнего, сбрасывая за борт корабля, потом же…
«

Свою мечту Питер Пэн исполнил и немножечко повзрослел. Приключения и драки шуточные до смерти ему надоели, Но капитанская каюта сразу стала будто дом родной. Решено: становлюсь пиратом; все скорей на абордаж!

»
— Harmony Team
  • «План Ломоносова»:
«

Обладая дюжею волей, Расцветая недюжинной силой, Ты мечтаешь о царском престоле, Хочешь сделать планету счастливой. Но, по холодным вселенским законам, По законам справедливого трона Если ты убьёшь дракона — Сам становишься драконом!

»
— «Дракон»
  • «Мельница», «Волчья Луна». Лирическая героиня убивает Волчью Луну, «вырвав сердце и завладев душой», и сама становится Волчьей Луной
  • «Гражданин топинамбур» — «Дракон». Прямым текстом: «Кто убьет дракона — будет будущий дракон».
  • «Ария» — «Убить дракона».

Интернеты[править]

  • Феномен «Филиала Одноклассников». Всё ещё хочется шутить про «ставь класс пузожителю»?
    • Это скорее пример универсальности известного правила о 95 %.
      • Не всё так однозначно, у сравниваемых групп культурный и интеллектуальный уровни всё-таки различаются. Но даже человек поумнее, раздув самомнение, начинает менее критично относиться к себе и может наделать не меньших глупостей, чем те, кого он презирает.
  • Луркоморье — сатира на общество, но по сравнению с классикой антимещанской сатиры столь же «изящная», как корявая дубина по сравнению с рапирой, вот и эффект соответствующий. Ты был зависимым от общественного мнения, тебя учили жизни, указывали, что «по понятиям», а что «западло», а теперь открыл для себя Лурку? Поздравляю, ты поднялся над «95 %»: теперь ты зависим от мнения анонима из интернета, он тебя учит жизни и указывает, что «хорошо и годно», а что «для быдла».
    • Но изначально Луркмор был задуман без цели «продавить свою мораль» и «обгадить всех и вся» — это была всего лишь неформальная энциклопедия мемов, интернет-субкультур и всего остального, свободная от википедийных критериев «значимости» и «энциклопедичности». Создатели увидели, во что массы не-пойми-кого превратили статьи, пользуясь свободой от стандартов, и начали бороться прежде всего с холиварами внутри самих статей («рефосрач», аналог нашего «жёлтого леса»). Автор этой правки также сообщает, что оборот «Анонимус полагает» заслуженно был признан «раком». Стандарты вскоре выкристаллизовались, вскоре статьи с беспорядочной свалкой информации были обозваны «википидотой». Кговавая администгация — особенно отличился Мопец Ципельман, а после него Ежи К. — стали с этим явлением ретиво бороться. Но нужен же критерий для различения годной и негодной информации — и для борьбы с «википидотой» применили критерий «меметичности» — та же «значимость», но для другого контингента. Множество статей, не полностью раскрывавших тему, либо слабо оформленных, либо косноязычных (то есть не удовлетворявших местному аналогу «энциклопедичности») — так и сгнили в Инкубаторе. Всё пошло слишком так — с каждым годом всё труднее было создать статью о новых мемах (удалисты тут же клеймили эти мемы тупыми и унылыми), а путь через Инкубатор успешно проходили в разы меньше статей (что стало одно из причин стагнации). Для полноты картины надо упомянуть и специфическую публику, которая не читает Википедию, потому что любой желающий может вставить туда фейк, но слепо верит Луркоморью, где порой бывают целые простыни без единого пруфлинка. Или просто абсолютно тенденциозная информация от человека, имеющего личную неприязнь к высмеиваемой группе людей.

Реальная жизнь[править]

  • Революция пожирает своих детей, потому что новое правительство в попытке зачистить бардак и стабилизировать своё положение начинает яростно закручивать гайки, чем делает себя таким же жестоким, как недавно свергнутое. По определению марксистов, впрочем, настоящая революция — это смена социально-экономической формации с менее прогрессивной на более прогрессивную (феодальной на капиталистическую, капиталистической на социалистическую и т. п.). А вот если по результатам переворота формация остается прежней, то новая власть, согласно мнению марксистов, очень быстро приобретет все недостатки свергнутого режима, и троп воплотится. В отечественной историографии явление называется «термидор» по заключительному этапу (1793—1799) Великой французской революции. В советской историографии считалось приходом к власти контрреволюции, губящей все революционные достижения, в современной же отечественной — заключительным (и порой довольно продолжительным) периодом революции, когда ситуация стабилизируется, происходит отход от крайностей и режим может в изменённом виде уподобиться свергнутому. Если брать отечественную историю, то Троцкий в своей книге «Преданная революция» считал термидором Октября режим Сталина после НЭПа (1928—1953). В американской истории термидором можно считать, например, — последнюю почти-четверть XIX века (1877—1901) относительно Второй американской революции (Гражданская война плюс Реконструкция Юга).
  • Фарисеи возникли как оппозиция саддукеям, аристократической элите, презиравшей народ. Их раввины толковали Тору в духе человеколюбия, отличались умеренностью по сравнению с роскошествующими саддукеями и выражали чаяния народа, а потому народ вставал на их сторону. Но когда благодаря поддержке народа сформировалась фарисейская элита, она стала проявлять саддукейские же замашки — презирали народ за то, что не исполняют обрядовые требования в той же точности, склонились к сребролюбию и гедонизму, а человеколюбия поубавилось. В результате притчей во языцех стали именно фарисеи, а не те, против кого они изначально боролись. Ирония истории…
  • Культ, в смысле догматического мышления, можно сделать из чего угодно. Из богоборчества и рациональности тоже. В том числе отсюда растёт стереотип «Все верующие — фундаменталисты», носители которого не хотят разбираться и скопом записывают людей в число тупых фанатиков на основании религиозности.
  • Презрительно-покровительственное отношение миллениалов к зумерам. А ведь всего четверть века назад миллениалы возмущались тем, что старшее поколение ни во что их не ставит, не уважает и навязывает им «нафталиновую» культуру своей молодости.