Повадился кувшин по воду ходить

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонаж подолгу оставался кармическим Гудини. Но из-за того, что он вошёл во вкус в своих поступках, карма всё же настигла его.
« …тут ему и голову сломить. »
— Такая концовка у этой поговорки

Повадился кувшин по воду ходить — случай, родственный тропам Самосбывающееся пророчество и Кармическая справедливость. Персонаж, однажды успешно совершив некое потенциально небезопасное действие и получив какую-то выгоду, совершает его повторно, потом снова, в конце концов входит во вкус и начинает делать это регулярно. При этом единичное действие, в принципе, вполне может остаться безнаказанным, но постоянные повторения приводят к тому, что суровое возмездие становится лишь вопросом времени: рано или поздно персонаж допрыгается и разом огребёт столько неприятностей, что перевесит весь ранее полученный профит.

Короче, персонаж обнаглел и допрыгался. Или вот-вот допрыгается. А если бы унялся (остановился) раньше — может, и обошлось бы.

Родственные тропы:

  • Маловато будет! — персонаж допрыгался не от количества повторений, а от пропорционально увеличивающегося с каждым разом результата.
  • Мыши плакали, кололись... — действие не потенциально, а вполне себе реально небезопасно, но персонаж продолжает повторять с упорством идиота.
  • Усложняю эксперимент — маленькие шаги в сторону вожделенной катастрофы не обязательно приведут именно к ней… ведь правда?

Примечание: когда копали-копали и наткнулись на то, на что совсем не рассчитывали — это называется Докопались.

При чём тут кувшин?[править]

Кувшин хрупок и неповоротлив. Если он пойдёт по воду, или с ним кто-то пойдёт по воду (например, к ручью или речке), то кувшин вполне может упасть и разбиться. Вероятность этого невелика, так что один поход может пройти успешно; и два, и три… Но если походы по воду станут постоянными, рано или поздно кувшину быть разбитым!

  • В реальной жизни кувшин может и пережить своих хозяев.
    • Если хозяева хранят его дома, а по воду ходят с ведром, то с чего бы не пережить?

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Ещё один известный, но менее цензурный, вариант поговорки: «Доигрался х** на скрипке — сильно музыку любил». Кажется, в «Свароге» его однажды употребил протагонист.

Литература[править]

  • Вильгельм Буш, «Макс и Мориц» — заглавная парочка не знала, когда нужно вовремя остановиться в своих шалостях. Дошкодились до того, что последняя их «жертва», мельник, поймал и сбросил их в жернова мельницы.
  • Вильгельм Гауф, «Стинфольская пещера» (или «Пещера Штинфолля») — нечистая сила подсказала герою, где находятся затонувшие сокровища, и ему таки удалось извлечь с морского дна шкатулку, полную золотых монет. Он легко мог бы удовольствоваться этим и жить безбедно до конца своих дней, но жадность взяла своё, он решил нырнуть ещё раз… и бесследно исчез, а его душа навеки осталась с призрачной командой корабля.
  • Артур Конан Дойл, рассказ «Конец Чарльза Огастеса Милвертона» — учитывая, что оный заглавный персонаж был «королём всех шантажистов» и вообще тем ещё моральным уродом, разрушившим жизни множества людей, его бесславная смерть от рук одной из жертв была лишь вопросом времени.
  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — изящный зигзаг. Артисты-аферисты ставили «Королевского жирафа» в одном городе дважды, а на третье выступление благоразумно не пошли — знали, что местные жители уже в курсе и хорошо, если только закидают тухлыми яйцами (зато ехидно пошутили «пусть местные устроят себе пикник — провизии у них достаточно»). Но в другом городе они опять попытались провернуть тот же номер, совершенно забыв, что слухи о «Королевском жирафе» могли их обогнать…
  • Г. Ф. Лавкрафт — рассказы о Герберте Уэсте. Несмотря на попорченное здоровье и нарастающие проблемы с законом, Реаниматор не унимается в стремлении оживить труп. Результат успешен, но немного предсказуем.
    • Субверсия — в «Модели для Пикмана» этот самый Пикман таки дорисовался своих страшилищ, но в «Кадафе» протагонист встречает его живого и здорового, правда, уже в виде гуля. Но, судя по всему, к этому Пикман и стремился.
      • Скорее, тут троп применим не к Пикману, а к рассказчику. В рассказе прозрачно намекается, что Пикман сам был причастен к миру чудищ, которых изображал, а вот рассказчик водился с Пикманом, который к тому времени в «приличных местах» стал персоной нон грата из-за своих сюжетов, и повадился любоваться его произведениями. Чем это для него кончилось — читайте рассказ.
  • Олесь Гончар, «Тронка», рассказ «Железный остров». Один из главных героев уже несколько раз бывал на заброшенном корабле, использующемся в качестве мишени для ночных артиллерийских стрельб (почему ему еще в первый раз не выписали за это по первое число военные — это уже другой вопрос), и даже вынес с него весь цветмет. И именно поэтому решился отправиться туда на свидание. Кончилось тем, что у парочки унесло плот, и они остались на корабле на ночь. С прикрученным фитильком, так как из другого рассказа известно, что они выжили — но оздоровительная порка вышла на славу.
  • Стивен Кинг, «Сияние» — таким поведением отличается Дэнни Торранс. Не по глупости, просто он юный псионик со склонностью творить добро[1] и хочет справиться со своими страхами. Но в 217-ом номере кувшин-таки разбился.
  • «Песнь Льда и Огня» — победоносный марш опьянённой успехами Дейенерис по Эссосу весьма подходит под троп. Но даже таргариенская удача с саппортом из тактических драконов не будет действовать вечно…
  • Борис Житков, «Удав» — ГГ уже вернул растраченные деньги и добыл еще столько же для своей семьи, но он продолжает рисковать в номере с удавом уже не столько ради денег, сколько ради адреналина (или из желания подольше остаться на свободе — срок за растрату и бега ему всё равно светил). И в конце концов доигрался, оставшись калекой. Правда, и срок из-за этого получив условно.
  • Брюс Ковилл, «Космическая осень» — туповатый хулиган Дункан Дугал после испытания «машины для создания статического электричества» чувствует, что стал умнее, и несколько раз пробирается в кабинет после уроков, чтобы стать еще умнее. В итоге перебирает мощности, машина перегорает, а Дункан начинает страдать от массового неконтролируемого потока мыслей окружающих.
  • Р. Л. Стайн, «Игра в невидимку» — Макс и его друзья упорно используют старинное зеркало, чтобы стать невидимыми, а потом снова вернуться в нормальное состояние, причём каждый на спор стремится пробыть невидимкой дольше товарищей, хотя при долгой невидимости возникает странное и пугающее ощущение, будто вас куда-то затягивает. Ощущение не врёт…
  • Александр и Ксения Рудазовы, «Паргоронские байки» — демоны обычно допрыгиваются именно таким образом. Из-за «одной, но пламенной страсти» демолорд Мараул лишился статуса демолорда, Хальтрекарок — изрядной части психического здоровья и, судя по всему, анальной девственности, Тьянгерия — человеческого обличья (да и истинное сильно пострадало), а Гламмгольдриг — так и вовсе жизни.

Сетевое и фанатское[править]

  • Гарри Поттер и методы рационального мышления — история с маховиком времени. После гибели Гермионы Гарри может сколько угодно жаловаться на предвзятость учителей и возрастную дискриминацию, но по факту, получив небезопасный артефакт для вполне конкретной цели он тут же начал использовать его как универсальное средство решения проблем; вывод декана вполне логичен: если ученик не может держать свои шаловливые ручки подальше от опасной игрушки, лучше запретить её использование, чем ждать, пока он натворит дел.
    • При том, что сама «декан» не обучаема, а вот Гарри как раз выполнял её работу не только в фанфике, но и в каноне.

Кино[править]

  • Традиционный недуг компашки героев современного ужастика: надо же зайти в проклятый дом, надо же там потрогать жуткий антиквариат, потом разделиться, далее поорать, вычитать фрагменты древнего фолианта, справить нужду на зловещее надгробие, ну и так далее.
  • «Двухсотлетний человек» — отчасти зигзаг, отчасти аверсия (показывается попытка ознакомить синтетика с концепцией юмора органиков). В итоге — протагонист таки вырабатывает у себя довольно оригинальное чувство юмора:
« — Почему курица перебегает дорогу?

— «Этот» не знает, сэр. Возможно, курица спасается от хищника. Или, возможно, на другой стороне дороги её ждёт петух. Или, возможно, там у неё пища. Или, возможно, у неё время миграции. «Этот» надеется, на дороге нет машин. (Пауза) — Ей надо на другую сторону. — (задумчиво) «Ей надо на другую сторону»… Хмм.

»
— Экранизация 1999 года.
  • «Мстители: Война Бесконечности»: Локи допрыгался. Увы.
  • Паразиты — семейство Кимов именно так и допрыгалось. Начинали они с пустяка: немного приукрасили резюме сына и дочери, чтобы те устроились репетиторами в богатую семью — хозяевам всё равно до бумажек дела нет, а шарят ребята в английском и рисовании «получше алкашей из универа», но денег на этот самый универ и корочку нет. Казалось бы, на этом можно было остановиться — зарплаты и так у детей хорошие. Но нет, сначала они подло подставили водителя хозяев, а потом ещё более нагло и подло выжили из дома экономку, чтобы пристроить ещё и отца с матерью. И вот последняя афера привела к фатальным событиям для целых трёх семей!
  • «Механик» — Стив в финале делает сразу обе вещи, которые ему строго запрещал Бишоп — трогать его пластинки и заводить раритетную машину. И там и там оказывается по бомбе.

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Супермен» (1941) — выпуск «Разоблачение». Итак, один не шибко умный и совсем не крутой бандит совершил несколько удачных ограблений, переодевшись в костюм Супермена. По удачному стечению обстоятельств это сошло ему с рук — все городские газеты клеймят Супермена позором, а мелкого воришку Стивена никто и не думает искать. Тут бы самозванцу остановиться и залечь на дно, но нет — ему (а точнее его начальнику, который и придумал этот «гениальный» план) было всё мало! Так что Стивен продолжил грабежи и очень скоро нарвался сначала на полицию, а потом и на настоящего Супермена. И зная, как сильно копы Метрополиса любит палить по заведомо неуязвимым целям, с последним ему здорово повезло.
  • «Масяня», серия «Шайсе» — Хрюндель решил потроллить Лохматого, который устроился работать в пиццерию, и принялся заказывать пиццу со всё более острой начинкой. Казалось бы, пора Хрюнделю остановиться и признать поражение, когда он таки-получил по-настоящему острую пиццу, от которой аж покраснел и задышал огнём. Но нет, Хрюндель всё равно обозвал пиццу «Hello Kitty» (то есть неострой) и пришёл на следующий день. На этот раз Лохматый пустил в ход самые-самые жгучие сорта перца, из которых вообще-то делают гранаты и слезоточивый газ и которые пришлось извлекать в защитном костюме из сейфа…

Видеоигры[править]

  • Мета-пример: во многих играх фентезийной направленности или включающих персонажей из типажа «безумный ученый» встречаются сюжеты и квесты в духе тропа: персонаж игрока находит «доигравшегося» мага или учёного. Дальше — по ситуации: подобрать с трупа экспериментатора что в хозяйстве сгодится или помочь ему разобраться с последствиями.
    • В самом начале Morrowind можно увидеть падающего с неба и насмерть разбивающегося мага: доэксперементировался с заклинаниями гигантских прыжков.
    • В Nox в башне магов в Галаве можно попочь экспериментатору провести эксперимент по обмену телами с лягушкой. Что обретшее сознание лягушки человеческое тело не станет сидеть на метсе — экспериментатор не подумал. В дальнейшем можно услышать от магов слухи, что какой-то из волшебников сошел с ума, ест мух и квакает, а в одной из деревень у местного жителя встретить питомца — говорящую лягушку.
  • Clive Barker's Undying: судя по дневникам Аарона, именно по такой логике он свихнулся в край. Мол, «какие жуткие эти параллельные миры», но «для вдохновения творческой личности — самое оно».
  • Five Nights at Freddy's — чем дальше тем страшнее, а ведь мог бы свалить на вторую ночь.
  • Dark Souls 3 — Серокрыс. Если вы позволите ему отправляться в вылазки в кишащий нежитью мир, в конце концов он погибнет.
  • Bloodborne — аналогичная история с одинокой старушкой. Если выпросить у неё всё успокоительное, она отправится в город пополнить запасы. В первый раз вернётся удачно, но вот во второй — погибнет.
  • The Company — можно прокачивать отношения с начальницей, миссис Ди, по пути ее полного подчинения при помощи промывки мозгов. Однако, если в 4 главе, добившись максимального уровня прокачки подчинения, в командировке внезапно оказаться в небоеспособном положении, подавленные чувства и личность одолеют промывку и в итоге она возьмет реванш, и уже протагонист окажется в положении ее раба.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines — именно это произошле со съёмочной группой телепрограммы о потусторонних ужасах и монстрах. В Мире Тьмы имеются самые настоящие и по «ту», и по «эту» сторонние ужасы и молва не всегда врёт, приписывая им любовь к заброшенным зданиям и прочим мрачным местам, где телевизионщики и повадились снимать свои сюжеты. С некоторым оговорками, потому что неизвестно, верил ли хоть кто-то из съемочной группы в реальное существование изображаемых явлений и понимал ли опасность своей деятельности: название линейки сеттинга намекает, что большинство людей ничего не подозревает.

Музыка[править]

  • Песня «Короля и Шута» «Генрих и Смерть» (явно навеяно фильмом Бергмана «Седьмая печать»). Король обыгрывал всех в шахматы и так осмелел, что из азарта решил сразиться с самой Смертью. Исход для героя печален.
  • Валерий Леонтьев, «Канатный плясун».
  • Тикки Шельен, «Танатоходец» — а здесь история подана с точки зрения близких такого вот «кувшина».
  • Владимир Высоцкий, «Разбойничья» (Сколь веревочка ни вейся, / А совьёшься ты в петлю) и «Натянутый канат» (Он не вышел ни званьем, ни ростом).
  • А. Пугачева, «Канатоходка». «И звездная болезнь, как символ пораженья; Восторженная лесть, как головокруженье.»
  • Тимур Шаов, «Мумузикл».
«

Гаврила: — Опять ты за своё! Ну что ты, дура, лаешь? Не на цепи — в тепле! Нет, всё тебе не так! Мон шер ами, ты кем себя считаешь? Шарлоттою Корде? Нет, наверно, Жанной Д’Арк. Пойми, дворняга, ты не волкодав! Муму: — Гав! Гаврила: — Нет, разговор пустой! Дружище мой Герасим, Всё то, что лает тут Муму, есть ложь и клевета. «Светильник разума» она… так мы его загасим! Сдаётся мне, что он меня не понял ни черта.

»
  • Helloween — Dr. Stein.
  • Wishbone Ash — Lady Whiskey. «One day drink’s gonna put her down / She won’t come home Saturday night».

Реальная жизнь[править]

  • Все финансовые пирамиды работают по такому принципу. Если достаточно рано войти в число вкладчиков и достаточно рано из него выйти, то вполне можно получить какую-то прибыль — но, как правило, люди либо жадничают и продолжают крутить свои деньги вплоть до обвала пирамиды, либо, успешно нагрев руки в одной пирамиде, вкладываются в следующую, а потом ещё и ещё — и так до тех пор, пока везение и чутьё им не изменят. Истории известно много случаев, когда вкладчики сразу догадались, что имеют дело с пирамидой, но надеялись, что лично им повезёт.
    • В современных реалиях нет совершенно никаких гарантий этого самого «если», потому как пираМММиду можно «обрушить» сразу же после первой же партии «вкладчиков», чтобы тут же создать новую под новым именем. Если раньше на организацию такого лохотрона было нужно тратить весьма ощутимые объёмы ресурсов, нанимать людей, открывать офисы, то сейчас достаточно просто создать сайт с указаниями, как зарегистрироваться (для галочки) и куда отправлять деньги, и начать рассылать ссылки на него.
  • Хотя сейчас многие шутят на тему того, что «пример Пушкина показывает, что творческому человеку нужно уметь стрелять», по факту произошло именно это. Пушкин бросал вызов на дуэль более тридцати раз (многие из дуэлей в итоге не состоялись, но отнюдь не все). Чем это кончилось, знает каждый (хотя сам он успешно прострелил Дантесу руку навылет и сломал пулей два ребра — причём целился в голову и почти попал!). Получил бы Пушкин пулю в лёгкое — мог бы остаться жив, а пуля в живот без антибиотиков даёт почти стопроцентную гарантию смерти от перитонита.
  • Абсолютно то же самое можно сказать про Лермонтова: он избрал Мартынова постоянной мишенью для своих острот и даже несмотря на неоднократные просьбы и предупреждения не прекратил троллить оппонента. Судя по некоторым словам, переданным свидетелями, Лермонтов совершенно не опасался Мартынова, возможно, считая, что тому не хватит духу вызвать его. Результат закономерен: дуэль, в которой противник, доведённый до бешенства, проигнорировал (а может, посчитал очередным издевательством) его миролюбивый жест (Лермонтов стрелял первым и выстрелил в сторону) и выстрелил на поражение.
  • Злодейский пример — коллаборационист Григорий Васюра, ответственный за сожжение жителей деревни Хатынь. После войны, продолжая числиться старшим лейтенантом Красной Армии, успешно избежал трибунала, стал заместителем директора совхоза, получил несколько наград, женился и родил двух дочерей, вступил в КПСС и не раз выступал перед молодёжью в образе героя-ветерана… Казалось бы, кармический Гудини? Но нет, в 1985 Васюра, как прочие дожившие ло 40-летия Победы ветнраны, подал документы на орден Отечественной войны… после чего его прошлое начали раскапывать и докопались до коллаборационизма и сожжения Хатыни. В результате вместо уютной старости и смерти в окружении детей и внуков он был лишён всех наград и приговорён к расстрелу.
  • Именно так погиб известный телеведущий 1990-х — начала 2000-х Сергей Супонев. Ему часто не хватало в жизни адреналина, поэтому он обожал экстремальные виды спорта и передвигался на всём, что способно двигаться, с предельной скоростью. Не единожды попадал в аварии и даже серьёзно травмировался, но всякий раз принимался за старое — пока не убился насмерть на снегоходе в конце 2001 года.
    • Увы, нередкая судьба любителей экстрима, особенно уже довольно опытных и «потерявших страх» — доездившихся/долазившихся/донырявшихся не счесть.
    • Педаль в пол давит скалолазание free solo (это когда один и без страховки). В документальном фильме, который так и называется, «Фри соло» утверждается, что никто из скалолазов не умирает естественной смертью.
    • Альпинисты-высотники тоже бывают либо разбившиеся/замёрзшие — либо пока ещё живые.
  • Многие спортсмены, не обязательно представители кровавого спорта, имеют шанс отыграть этот троп. И в результате Конец карьеры из-за травмы. А иногда и что похуже.
    • Конкретно Мухаммед Али. Ему надо было уходить после Триллера в Маниле, идеальный Гранд-финал карьеры! Недаром его друг и личный врач Фредди Пачеко просто ушёл из команды, не желая смотреть, чем это может продолжиться. Увы, Али не послушал, продолжил бои, в том числе победный, но болючий против Шейверса, а также ряд поражений. Результат известен.
  • Экстремальные профессии, в том числе некоторые виды искусства — надо полагать, тоже сюда.
    • Это какие такие экстремальные виды искусства?
  • Заслуженный учитель Сливко, организовавший детский клуб «Через реки, горы и долины», начинал с BDSM-игр с мальчиками с их согласия, и однажды нечаянно задушил мальчика… в результате у него окончательно сорвало крышу, и он из мрази превратился в полное чудовище, что не помешало ему от раскаяния или просто по доброте душевной помогать в поисках своего коллеги по цеху (другого серийного убийцы, а не учителя).
    • По иронии судьбы — и учителя тоже. Этим «коллегой» был Чикатило, основной период своей деятельности проработавший учителем русского и литературы.
  • Вообще серийные убийцы отличаются этим, откуда и без конца повторяемое в детективных сериалах утверждение, что маньяки сами убивать никогда не перестанут.
  • Нарушитель, арестованный инспектором ДПС, слёзно умолил того отпустить его за символическую сумму в 10000 рублей… а затем, засняв на видео свою беседу с инспектором, потребовал у того два миллиона рублей под угрозой публикации записи. Что характерно, ДПСник собрал нужную сумму, однако шантажист поднял ставку до 12 миллионов рублей. После этого инспектор наконец решился рассказать всё начальству, и теперь шантажисту грозит нехилый тюремный срок за вымогательство.

Примечания[править]

  1. В книге «Доктор Сон» выросший Дэнни работает психоаналитиком, используя в том числе дар сияния. На самом деле он работает санитаром в хосписе, ибо всю молодость беспробудно пил и кололся из-за полученного в детстве ПТСР, поэтому никакого диплома не получил. Но смертельно больным пациентам его дар помогает, да.