Повесть о суровом друге

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Одна из каноничных обложек

Повесть о суровом друге — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на Донбассе в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведением. Она была внесена в Золотую библиотеку детской литературы в СССР и в советскую школьную программу по литературе. И в целом ей повезло стать одной из наиболее читаемых книг, созданных в крайне специфическом жанре соцреализма. Растеряв идеологическую актуальность после распада советской системы, книга осталась в памяти у читателей, как «зачитанная до дыр в детстве». В современных «буржуазных» издательствах её, разумеется, не переиздают, но стараниями ностальгирующих память о ней сохраняется. Например, технически продвинутые энтузиасты взяли на себя труд оцифровать ее и выложить в свободных сетевых библиотеках.

История создания и специфика стиля[править]

Основана на реальных событиях, то есть отчасти автобиографична. После ее написания автор еще 15 лет работал над этим сюжетом, в результате чего появилась целая трилогия. Продолжения — «Червонные сабли» (непосредственно о Гражданской Войне и участии в ней подросшего героя первой книги Леньки Устинова) и «Судьба Илюши Барабанова» (о событиях времен НЭПа, появлении СССР и рождении пионерской организации, где протагонистом был эпизодический персонаж «Червонных сабель»)

Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. Настоящее — Илья. Как вспоминает писатель, когда он родился, по церковным книгам ближайшим святым был, собственно, Илья Пророк, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Но родители хотели назвать сына именно Леонидом и, собственно, всегда его так и звали. К слову, персонаж третьей книги «Судьбы Илюши Барабанова» именно поэтому носит Илья, ибо произведение тоже является автобиографическим.

Жанр повести можно определить, как роман воспитания. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало долгого пути. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно жесткой и мрачной. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также вызывающих шок бытовых зарисовок. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам очевиднейший пример от дружественного народа.

Сюжет[править]

Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка Юзовка, будущего города Донецк. Эти ребята — Лёнька Устинов, главный герой, сын рабочего с металлургического завода, и Васька Руднев, сын шахтера. . На дворе — грозный предреволюционный 1916-й, в Европе идет Первая Мировая война, но здесь, на востоке Украины люди живут хоть и тяжело, но мирно, почитая власть, Бога и лично Царя-батюшку. Все меняется, когда Анисима Ивановича, отца Васьки, за участие в забастовке арестовывают, а потом отправляют в составе арестантской роты на фронт, откуда он возвращается безногим калекой. Ваське приходится рано взрослеть, ему уже не до игр. Теперь он, будучи 11-летним юнцом, должен кормить отца-инвалида и мать. Его устраивают работать на завод к коксовым печам, а потом — в шахту. Тем временем, в поселок прибывает большевик-подпольщик, имеющий псевдоним Митяй. Ему поручено восстановить работу разгромленной ранее ячейки. В работу с ним вступают отцы главных героев и другие рабочие. Мальчишки не отстают от отцов и наравне со взрослыми вступают в борьбу против несправедливости власть имущих.

Тропы и штампы[править]

  • Бард, Уличный исполнитель и Благородный бродяга — слепой музыкант с лютней, встреченный Лёнькой сначала на базаре, а потом в поле. Напомнил ему персонажа из выдуманной Васькой волшебной сказки и тем самым жутко смутил и заинтриговал.
  • Бой-девка и Свой парень — Тонька, сестра Абдулки Цыгана, участвующая наравне с мальчишками во всех их авантюрах.
  • Житель Страны Эльфов — главный герой в самом начале повести, еще будучи неоперившимся юнцом, не вылезает из мира сказок и грёз.
  • Забастовка — с этого начинают недовольные своим положением рабочие. Когда это не срабатывает, приходит черёд вооруженной борьбы.
  • Импровизированное оружие — покуда бунтующие рабочие не нашли для себя серьезное оружие, они перебиваются чем попало. Например, во время живописной драки с городовыми в церкви используют все, что попадается под руку — подсвечники, палки от хоругвей, медные евангелия, кадила.
  • Концентратор ненависти — сын торговца Цыбули Сенька. Он издевался над нищим Алешей Пупком, отнимая у того заработок, на который Алеша содержал больную мать, и при этом избивая. Он же катался верхом на Леньке, обещая за это дать мяса для больного Васьки и ожидаемо обманул. Наиболее мерзкий представитель типажа маленьких гаденышей в книге.
  • Крутой инвалид — целая плеяда героев. Анисим Иванович, отец Васьки, который потерял обе ноги на войне. Однорукий механик Сиротка, искалеченный во время Революции 1905-го года, когда ему руку с красным флагом отрубил шашкой городовой. И, наконец, одноногий гречонок Уча.
  • Крутой шкет — Васька Руднев, разумеется. Его друзья из числа бедноты стремятся стать такими же крутыми.
  • Ментор — Васька зачастую выступает таковым для Лёньки, обучая его храбрости и умению за себя постоять.
  • Не в ладах с историей — в качестве эпизодического персонажа появляется британский промышленник Джон Юз, основатель Донецка. В действительности он умер в 1889-м году, почти за 30 лет до происходивших в повести событий.
  • Невиновный в тюрьме — дядя Хусейн, отец Абдулки Цыгана, друга главных героев. Попал в тюрьму лишь за то, что заступился перед городовым за слепого отца Алеши Пупка. А тот напал на старика, за милостыню развлекающего прохожих шарманкой, из-за обозвавшего его дураком ручного попугая Алеши.
«

- А кто в раю живет? - не унимался Абдулка. - В раю живут Адам и Ева.

»
— Рыжий Илюха просвещает ребят
  • Неудачное самоубийство — прибыв домой безногим калекой Анисим первоначально хотел покончить с собой, выпив медного купороса - так велико было его отчаяние. Но он выжил, взял себя в руки и вступил в борьбу.
  • Пастырь нерадивый — Отец Иоанн разочаровал Лёньку тем, что отпев со скорбным видом погибших при взрыве шахтеров, безобразно напился с колбасником Цибулей и вел себя при этом не так, как подобает уважаемому духовному лицу.
  • Первая Мировая война — на ней побывал и вернулся назад инвалидом Анисим Иванович. Персонажами зовется, в основном, "империалистической".
    • Война - это кошмар — дети на этой войне, понятно, не были, но прекрасно знают, что это — кошмар.
«

- Вась, а на войне страшно? - Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается!

»
— диалог мальчишек
  • Плацкартный вагон — бараки, в которых когда-то, еще до рождения Васьки жил шахтер Анисим Иванович.
  • Революция пожирает своих детей — в соответствии с исторической правдой революция в повести не заканчивается свержением царя. Наоборот, настоящие испытания только начинаются.
  • Религия — это плохо и Атеизм — это круто! — естественно, ведь по Марксу религия это опиум для народа, потому и в данной повести, как представителе соцреализма, она становится объектом насмешки и осуждения.
  • Рыхлый пухлик — комичный толстячок Ангел Петрович, меньшевик, притворяющийся борцом за права рабочих.
« - То-то и оно... Вот, скажем, ты, Мося, всю жизнь работаешь, тыщу сапогов сшил, а ходишь босой. Почему? »
— Анисим Иванович возмущается
  • Сказитель — Васька, знающий множество сказок, а иногда экспромтом придумывающий их специально для друга, но тот не может поверить, что сказки можно вот так просто придумать из головы.
  • Смешные деньги — выпущенные после отречения Николая II деньги-керенки (в честь Александра Керенского), которые даже не считали, а отмеряли на аршин.
  • Сопротивление — мощная подпольная организация, созданная Митяем, боролась сначала с царским режимом, потом поочередно с оккупировавшими город немцами и деникинцами.
  • Тигр и шакал — кадет Генька Шатохин в роли тигра и Сенька Цыбуля в роли шакала
  • Хрупкий цветок и Бисёдзё — безымянная сестра кадета Геньки Шатохина. Самого Ваську, сурового друга, заставила смутиться и отпустить захваченного Геньку лишь одними своими громкими всхлипами.