Полуправда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Диктатор Тоётоми Хидэёси, по прозвищу «Обезьяна», очень не любил когда ему лгут, и однажды спросил: — Это правда, что я похож на обезьяну? — Что Вы, выше Высочество! Наоборот: это обезьяна имеет несравненную честь походить лично на Вас!

»
— Исторический анекдот

Полуправда — «техническое» понятие, означающее, что что-то из того, что вам сказано правда, а что-то нет. Полуправда может быть одним из видов искусной лжи. Один из любимых приёмов лжеучёных: взять несколько общеизвестных или, по крайней мере, легко проверяемых фактов, чем легко усыпить бдительность не особо сведущего читателя, и вплетать между ними ложные утверждения. Пример здесь.

Также эффект полуправды может возникать при использовании чрезмерных обобщений или иных видах человеческого раздолбайства.

  • «Ах, перепутал» — все сто раз слышали фразу с таким смыслом, а то и говорили сами.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Фольклор[править]

  • Сказка о том, как три художника рисовали портрет одноглазого короля. Первый художник нарисовал его как есть одноглазым, потрет страшно огорчил короля, и он художника казнил за оскорбление величества. Второй художник нарисовал его с двумя глазами, но король огорчился ещё больше и казнил за искажение исторической правды. Третий нарисовал сцену роскошной охоты, на которой король целится одним глазом из лука, как будто бы зажмуривая отсутствующий. Королю этот портрет очень понравился, и художника очень щедро наградили. Встречаются разные варианты: в некоторых речь идёт не об абстрактном короле, а о Тамерлане или Чингизхане, в других король оказывается ещё и хромым, но на третьем портрете ставит более короткую ногу на пенёк, и т. д.
  • Анекдот про папу крокодила Гены, который работает в министерстве иностранных дел дипломатом. Полисемия, бессердечная ты стерва…

Литература[править]

  • Басня Сергея Михалкова, которая так и называется «Полуправда». Всего 4 строчки:
«

«Где наш отец?» — выспрашивал упрямо Сын-Червячок у Мамы-Червяка. «Он на рыбалке!» — отвечала Мама… Как Полуправда к Истине близка!

»
Хотя это скорее джедайская правда.
  • «Эрагон». «Я сейчас действительно чувствую себя намного лучше», — сказал Эрагон Арье, имея в виду исключительно собственную спину. (А не сердечные муки от неразделенной любви к Арье, про которые она прежде всего и спрашивала. Дело в том, что на древнем языке, на котором они говорили, невозможно лгать, но полуправда — частая лазейка, и не только для эльфов; также для них характерна исландская правдивость).
    • Там же: эльфийка Рюнон дала клятву никогда больше не делать новые мечи для Всадников. На древнем языке. Когда меч понадобился Эрагону, чтобы спасти мир, она нашла лазейку: Эрагон сам выковал себе меч под ее прямым руководством, а потом Рюнон завершила отделку, наполнила меч нужной магией и сделала ножны. Таким образом возникла полуправда «Не я сделала меч, я не нарушила клятву». Прокатило.
  • «Гарри Поттер» — знаменитая фраза Дамблдора «Очевидно, так». На самом деле не так, но это не очевидно.
    • Там же на уроках трансгрессии учат, что для успешной трансгрессии нужно повернуться вокруг своей оси. Но не учат, что можно научиться трансгрессировать и без этого — а между тем эльфы и взрослые волшебники при трансгрессии никогда не крутятся.
      • Возможен вариант, что Дамблдор, как обычно, стимулировал учеников самим это сообразить.
      • Волшебству без волшебной палочки (которым владеют, например, Волдеморт и Квиррелл) тоже не учат. Даже в теории. Не под давлением ли Министерства? С палочками народ легче контролировать, а «без палочки волшебство не получится» — полуправда со значением «получится не всегда и не все». Мистер Олливандер разделяет эту идею, но ему так выгодно — он ведь продает эти самые палочки!
        • А учитывая, что колдовать без палочки и заклинаний любой волшебник может уже в детстве, но, когда он получает палочку, эта способность со временем, судя по всему, исчезает, так что маги без палочек становятся абсолютно беспомощны…
  • Метавселенная Рудазова — Креол почти никогда не опускается до прямой лжи, но вот трюки из соседних тропов освоил в совершенстве. Ванесса тоже учится по ходу пьесы, ибо враньё Креол распознаёт по ауре, а знать ему следует далеко не обо всём, иначе не миновать жертв и разрушений.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — совет директоров Ареала лишь слегка искажают беседу Ивана с Рентгеном, чтобы выдать происходящее за вторжение инопланетян.

Сетевая литература[править]

  • E. N. Abel Twisted Spaces — когда у персонажей пытаются выяснить хоть намеки как работает их сверхсветовой двигатель — они говорят кучу умных слов вроде sub-space threshold и что нужно научится искривлять пространство для создания варп-поля. Им верят — в конце концов это те же люди что создали способ управления гравитацией и дешевый способ синтеза антиматерии, которым уже поделились с ЦЕРН’ом. На самом деле их сверхсветовой двигатель не имеет никакого отношения к искривлению пространства, просто они не считают что нужным пока этой разработкой делиться.

Кино[править]

  • «Новые приключения неуловимых» — Буба на допросе в контрразведке вдруг вмешивает в свой рассказ пароль Неуловимых мстителей в несколько изменённом варианте.