Порочная раса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я уверен, что Австралия как страна просто обречена на счастливое будущее хотя бы потому, что кандидатура каждого её будущего гражданина была тщательно отобрана, рассмотрена и одобрена лучшими сыщиками и судьями Скотланд-Ярда! »
— И ведь не поспоришь…

Люди бывают разными. Так уж выходит. Бывают, конечно, экстремальные мнения. Кто-то утверждает, что все люди добрые, кто-то — что люди сами по себе зло. Но эмпирический опыт утверждает обратное: встречаются и те, и другие, так что всех людей в одну категорию записать — это нужно сильно пренебречь наблюдениями.

Но вот в космоопере или фэнтези всё дело обстоит иначе. Бывают расы сплошь воинов. Или народ мудрецов. Или независимые до последнего вздоха. А бывают такие, о которых местным жителям и говорить бы не хотелось. Порочные расы. Они состоят исключительно из преступников, ублюдков или, как минимум, козлов. Исключения возможны, но они всегда воспринимаются как что-то необычное, а не складываются в некую новую систему мировосприятия.

Вопреки интуитивному пониманию, что огромная группа существ не сможет успешно жить и развиваться, если каждый будет тянуть одеяло на себя — эти ребята вполне себе развиваются. Строят себе государства, выходят в космос. Как, как они это делают без понимания дилеммы заключённого — никому не известно.

Прежде чем добавлять новые примеры, задайте себе вопрос:

Эта раса сотрудничает с условно хорошими или хотя бы нейтральными? Если нет торговли, дипломатических отношений, да и всё сводится с двух сторон к тотальной войне, то либо мы имеем дело с оттенками серого/чёрного, где у всех рыльце в пушку (см. Warhammer 40k); либо это специально введённая сторона для битья. Так уж Профессором было заведено с орками и урук-хай, но к предмету статьи такие расы не относятся.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • В англоязычных странах известно немало анекдотов об австралийцах в целом и происхождении первых белых колонизаторов континента в частности. Разумеется, это лишь стереотип, и на самом деле оззи-бушмены — действительно хорошие и добрые люди без уголовных замашек, 98 % предков которых составляют вполне себе вольные переселенцы или аборигены, но авторам анекдотов, один из которых выведен в эпиграф к статье, на это закономерно плевать.
    • В самой Кенгурляндии похожего рода шутки раздаются уже в адрес жителей штата Тасмания, располагающегося на одноимённом острове. Шовинизм и насмешки над не-австралийцами, таки входящими в состав Австралийского Союза? Отнюдь. Причина намного более проста и прозаична, ведь в своё время на острове Тасмания находилась ещё одна колония, куда вторично ссылались преступники-рецидивисты, успевшие набедокурить уже в Австралии. Тут даже получается какая-то своеобразная вариация на тему «Уволен из гестапо за жестокость»…
    • Следует отметить, что среди австралийцев достоверное наличие в родословной сосланного на зелёный континент преступника, не считается чем-то зазорным. Наоборот, любой оззи, имеющий таких предков, оборачивает стереотип в свою пользу и непременно гордится тем, что он — потомок «настоящего австралийца», в отличие от потомков вольных переселенцев.

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — рас полно, соответственно, и порочных немало. Наверно, самая эталонная — это пауки Висораки, искусственно созданные как орда боевых монстров. Они разумны, но относят их всё равно к животным из-за отсутствия любых высоких чувств. Плетут повсюду паутину, ловят в неё животных. Их яд заставляет живые существа мутировать в чудовищ. Настолько варварские существа, что дерутся иногда насмерть друг с другом, но у них существует и какой-то кодекс чести. Как минимум они не терпят подлых предательств.
    • Такой расой осознанно сделались макуты. Они искоренили в себе весь свет, заменив его чистой тьмой. Для обитателя Вселенной Маторанов это моральный горизонт событий, дальше нет никаких добрых помыслов, только низменные страсти.
    • Скакди были ребятами нейтральными, — но потом пришёл макута, который попытался поставить над ними эксперимент, и в результате все они сделались опасными психопатами, а как бонус получили контроль над стихиями, но только если работают в тандеме с другим скакди. Ещё умение запускать лучи из глаз.

Литература[править]

  • «Плоский мир»: таковыми считаются тролли и эльфы. И если по поводу троллей ещё можно поспорить, то порочность эльфов несомненна.
  • «Сварог»: именно такими выведены токереты с целью хоть как-то оправдать их геноцид. Но это оправдание пытается придумать не автор, а протагонист, этот геноцид совершивший, а потом мающийся совестью, голос которой он с переменным успехом пытается заткнуть.
  • «Замонийский цикл»: пещерные тролли. Сами они даже гордятся подобной репутацией и не упустят случая подсветить: ты действительно уверен, что хочешь связаться с самыми вероломными созданиями Замонии? Там же, но с прикрученным фитильком: червякулы. Ни одна раса не подарила Замонии такого количества интриганов и моральных вертихвостов. Тем не менее, известен как минимум один вполне положительный червякул: Хагоб Салдалдиан Смайк. А его дальний родственник Фольцотан совершает-таки в конечном итоге поворот направо.
  • «Хроники Края»: гоблины и шрайки. И если по поводу порочности первых можно поспорить, то среди шраек порядочные представители встречаются крайне редко.
  • «Князь Пустоты» — инхорои. Будучи искусственным видом, созданным для исполнения плана по запечатыванию Той Стороны, специально были созданы порочными, чтобы взгляд в Обратный Огонь, дающий знания о посмертных муках на Той Стороне за грехи, придавал им больше решимости в своих действиях. Тут нужно пояснить вот что: адская сковородка ждёт всех и местным богам по барабану, грешил или нет. Но боги любят вешать лапшу, что за «праведную» жизнь можно попасть в рай. Посему инхороев и сконструировали отморозками, дабы они не рискнули забросить свою миссию.
    • Шранки, выведенные ими из кунуроев, не отстают от создателей. Терзают, насилуют, убивают и жрут всё, что шевелится.
    • Шпионы-оборотни, созданные на той же фабрике.
    • Дуниане. Правда, они не столько порочны, сколько полностью рационально-безнравственны.
    • Кунурои, во всяком случае, после Утробной Чумы. Каких только мерзостей они ни творили, сходя с ума от дефективного бессмертия
    • Скюльвенды: степняки, для которых все остальные люди — это жертвенные животные, которых нужно убивать, мстя таким образом за смерть Мёртвого Бога (Не-Бога). Когда не воюют с иноземцами или шранками, воюют друг с другом.
  • «Первый закон» — шанка. Напоминает шранков из примера выше. Слабы, тупы, многочисленны и очень плодовиты. Выведены для войны и просто хотят всех убить.
  • «Тайный город» — таты и гиперборейцы. Обе доигрались до того, что против них остальные расы развязали тотальную войну на полное уничтожение. Татов зачистили почти полностью, от гиперборейцев остались жалкие ошмётки, заключённые в отдельное искусственное мини-измерение. При этом гиперборейцы совершенно определённое зло, а таты отличаются столь гипертрофированной целеустремлённостью и упрямством, что это приводит их к нулевой договоспособности и их проще уничтожить, чем с ними договориться.
    • Вот только навы, желающие уничтожить все родственные им виды, договариваться и не пробовали, а сразу начали войну на уничтожение.
  • «Синора Ависсу — граница бездны»: народ Магхорч. Идти по головам своих, чтобы чужие боялись, устраивать геноцид и совершать человеческие жертвоприношения во славу своего демонического пантеона — обычное и очень доблестное дело для этих родственников Homo sapiens.
  • Редьярд Киплинг, «Книга джунглей» — Бандар-лог. Совершенно бесчестное племя: не признают Закона Джунглей, крайне легкомысленны, любят мучить больных животных других видов, без причины дерутся между собой и при этом считают себя лучшим народом Джунглей, хотя всего-навсего отверженные дураки без представлений о нравственности.
  • Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона» — эльфы в своих, гм, утончённых развлечениях представляются читателю именно таковыми. Впрочем, нечеловеческая психология же…
  • И. Дравин, Чужак (цикл) — гоблины и тролли. То ли искусственно созданы, то ли приведены на Арланд Падшим во время Смуты. По умолчанию поклоняются Падшему; других разумных считают деликатесом.
  • Произведения Хиневича, Левашова и Тармашева, в которых такая аса умеет скрещиваться с людьми, несмотря на инопланетное происхождение. Потомками от таких связей, по ихнему мнению, является каждый хитгый и жадный евгей.

Кино[править]

  • Звёздные войны — хатты. Раса бандитов и контрабандистов. Правда, в староканоническом комиксе «Наследие» они хоть и не исправились, но стали бороться против империи ситхов и среди них появились относительно положительные персонажи.
    • Хотя в SWTOR упоминается хатт, бывший канцлером Республики, и весьма эффективный в этом качестве.
    • Неймодиане и тойдариане — расы трусливых торгашей. Тем не менее, в Clone Wars — король Тойдарии вполне благороден и крепок духом, троллит тёмную джедайку, болеет за Йоду, и вообще — не похож на труса.
    • А также гаммореане (тупые, как пробки, свиноподобные космические орки), и, с оговорками и исключениями, родиане, среди которых особенно много охотников за головами и контрабандистов (на Википедии даже написано про внутрисеттинговую поговорку «родианин в шкуре эвока»).
    • Раката — раса древних угнетателей, создавших Империю Зла, а затем выродившихся из-за постоянного использования Тёмной Стороны Силы.
    • Мерзкие торгаши-джавы, прототипы эшкалотов (см. ниже «Видеоигры»).
    • Это джавы-то мерзкие? Автор правки куда сильнее недолюбливает их соседей по планете, таскенских разбойников. Джавы, напротив, не лишены милоты, а их быт, с жизнью в огромных подвижных машинах для перевозки руды, представляет определённый интерес.
    • Но всех перещеголяли Юужань-вонги. Захватчики из другой галактики, помешанные на пытках и боли, мечтающие устроить тотальный геноцид всем остальным расам.
    • Чистокровные ситхи же! Именно из их числа и выродился Тенебри, более известный как Дарт Вишейт или Валкорион.

Телесериалы[править]

  • «Звёздный путь» — Ференги. Что интересно, первоначально должны были стать главной угрозой на замену Клингонам, но зрители оказались не в состоянии воспринимать таких карикатурных евреев из фантазий пещерного антисемита как серьёзную угрозу.
  • "Ийон Тихий космический пилот" - прокиты/проциты (с книжными имеют мало общего) толстяки внешне неприятные, дотошные зануды и бюрократы с некоторым (а то и большим) козлизмом. В прочем, отличился во 2-м сезоне Мирослав Спами, плюс его жена. Но она тогда была рассержена - ее он не встречает, дома беспорядок и есть повод подозревать его в супружеской измене.

Мультфильмы[править]

  • «Король Лев»: в оригинале эту роль однозначно исполняли гиены. Если представители других видов могут быть как плохими, так и хорошими, то гиены — всегда плохие, по умолчанию. Впрочем, на волне всеобщих призывов к толерантности в новейшем спин-оффе к «Королю Льву» — «The Lion Guard» наконец-то появляется единственная хорошая гиена. А до спинн-офа в немецких аудиокнигах упоминалась хорошая гиена Асантэ, но её внешность неизвестна.

Мультсериалы[править]

  • Wakfu. Энутрофы за пару кам (местная валюта) мать продадут. А Срамы (это название расы) все поголовно асассины. Раса разбойников… разбойники, спасибо, Кэп!
  • «Планета монстров» — ракопауки. Просто ракопауки.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — как минимум две, из-за чего сериал начали всё больше подозревать в изображении пони как добрых американцев, несущих заблудшим туземцам свои ценности. Грифоны и драконы — козлы и жадины, а чейнджлинги тоже оказались патологическими козлами, хотя до того как волшебный пыщ их вылечил, относились к другим скорее как стая космической саранчи.
  • «The Lion Guard» — змеи.
  • «Подозрительная Сова» — все лемуры в сериале являются антагонистами.

Видеоигры[править]

  • Battle Brothers: орки и гоблины. С ведьмами и некромантами можно мирно договориться. Леших можно просто не трогать. Орков и гоблинов можно только убить, пока они не убили всё живое кругом.
  • «Космические рейнджеры»: Пеленги. Целая космическая раса преступников: воры, пираты, наркоторговцы. При этом у них даже не худшая техника! Потому что технологии краденые. Да, гаальская ты морда, мы на втором месте с конца, но если кому расскажешь — взорвём пассажирский лайнер с сиротками!
  • The Elder Scrolls: хаджиты. Раса воров, лжецов, наркоманов и наркодилеров. При этом очень обижаются, когда их в этом пытаются уличить.
    • Впрочем, там у всех свои грехи: данмеры расисты и частично работорговцы, норды, как и положено истинным арийцам, расисты, альтмеры расисты в кубе, имперцы самолюбивы, орки просто орки (но не озверело-бесчеловечные толкиновские, а поприличнее). И да, практически у каждой расы найдётся исключение.
      • Нужно добавить: Описание рас в игре — это явные стереотипы, хотя и не безосновательные. Можно, например взять орков: вроде бы свирепые горцы, отчуждённо живущие кланами в горах, по весьма варварским обычаям, и к чужакам зачастую враждебные. Но как в играх, так и в книгах, есть куча цивилизованных орков, почти ничем не выделяющихся на фоне других. И это справедливо для всех рас. Кроме хаджитов — они такие почти все.
    • Ну не все (есть, например, искусный, хотя и самовлюблённый маг-каджит Дж’зарго). Чего стоит разновидность катай и катай рат, представители которой сплошь воины по ЛОРу.
    • А ещё Слоады, срисованные с вышеперечисленных хаттов. Упомянутые ранее примеры в сравнении с ними — приличные ребята. О слоадах говорится, что они абсолютно аморальны, им не свойственна забота даже о своём потомстве, героизм у них считается глупостью, ради достижения своих целей они способны устроить даже геноцид (и действительно наслали на Тамриэль трассианскую чуму), все они поголовно торгаши и некроманты.
    • Фалмеры, бывшие снежные эльфы. После геноцида и ослепления превратились в злобных, ненавидящих всех обитателей поверхности людоедов. Устраивают ночные налёты, похищают детей и взрослых себе на съедение.
    • Да и почти все низшие и высшие даэдра, относящиеся к обитателям Нирна в лучшем случае как к животным и люто ненавидящие тех, кто их в этот Нирн призывает. Особенно выделяются Мерунес Дагон и Молаг Бал, зверствам которых позавидуют даже слоады. Азура с Меридией — скорее приятные исключения, но находящиеся у них в подчинении крылатые сумраки и аврорианцы при встрече со смертным всё равно попытаются его убить.
  • Серия Mass Effect — сеттинг серенький, так что у каждой расы есть грешки за душой, но даже на этом фоне особенно выделяются батариане (через одного бандиты, террористы и работорговцы, ненавидящие землян) и ворка (агрессивные космические дикари, умеют более-менее говорить и стрелять из оружия, но в остальном их разумность под вопросом). Большинству кроганов по нраву жизнь наёмника и преступника, но их несколько облагораживает то, что они — гордая и воинственная раса. Хотя, будем честны, и у батариан, и у ворка достаточно тех, кто не подходит под выданные определения, тот же Балак, хоть и террорист, однако действительно радеет за свой народ. Настолько, что даже виня Шепард(а) за разгром его расы, он откладывает это в сторону ради борьбы со Жнецами.
    • Многие считают квариан расой попрошаек, жуликов и просто темных личностей, примерно как цыган. Что отчасти объясняется тем, что большинство известных другим расам квариан — изгнанные с Флота преступники. Да и понятия о собственности у них не самые общераспространенные. Например, по прибытии в планетарную систему Флот обычно приступает к добыче полезных ископаемых с астероидов и спутников и прекращает это только после получения отступных с местных властей, после чего отправляется дальше.
    • Волусы все поголовно торгаши и жадины. Но хотя бы не агрессивны.
    • Люди считаются самыми агрессивными в галактике после кроганов и ворка (серьёзно, даже милитаристов туриан и отмороженных батарианцев считают более миролюбивыми), а также наглыми, корыстолюбивыми и вероломными… Что-что вы говорите? Инопланетяне все — расисты-человеконенавистники? А попробуйте подсчитать, сколько раз за трилогию Шепард(у) придётся сражаться именно с соплеменниками, и в каких мерзких делах они будут замешаны. Ну, хотя бы сами люди не расисты… ой, блин!
    • Яги же! Всё, что можно было бы сказать дурного про кроганов, батарианцев и людей, они возвели в абсолют, а хорошего про них и вспомнить-то нечего.
      • Строго говоря, мы вообще толком ничего не знаем о ягах, кроме фигуры Серого Посредника и короткой записи в Кодексе.
    • Кетты в Andromeda — высокомерные, религиозные фанатики, неэтичные учёные, расисты и так далее. Разве что только формой не ряжены под Рейх.
    • Аверсия — элкоры. Реально, единственная раса сеттинга, про которую язык не повернётся скверно подумать.
      • Да ладно, в первой игре упоминается элкор-маньяк. Так что и они далеко не ангелы.
  • Royal Quest — ашкалоты, раса торгашей и ассасинов. Впрочем, симпатичных и с забавной манерой речи.
  • Chrono Trigger — Просветлённые не совсем раса, а скорее ответвление, но они точно порочные.
  • Majesty: The Fantasy Kingdom Sim — эльфы: стоит им объявиться в королевстве, как тут же возникают притоны и казино, где герои бездельничают и просаживают деньги.
  • Эадор — коррупция, которую привносит в державу игрока провинция, определяется населяющей ее расой. Почетное звание самых коррумпированных делят гоблины (подлые, гнусные, жадные и злобные существа) и гномы (с фитильком, так как других недостатков, кроме кумовства и взяточничества, за ними не водится).

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — любая раса, у которой, согласно монстрятнику, злое мировоззрение (хаотично-злое, нейтрально-злое, законопослушно-злое, собственно, любое злое…). Список крайне обширен. «Хорошие» и «нейтралы» с сабжем редко водят какие-либо дела. У «плохих» мало государств, редко ведутся торговые и дипломатические отношения, в основном это вербовка наёмников, рабов или пушечного мяса.
    • Многие плохие расы за последние годы амнистированы (целомудренные суккубы нынче чуть не каждом шагу), но вот глубинные дварфы-дуэргары — вечный троп. Если вы встречаете их в игре, вы их убиваете. А ведь они даже не чу-чу.
      • За дуэргара можно поиграть. Так что не все так однозначно.
  • Warhammer Fantasy Battles — орки, тёмные эльфы и расы Хаоса. И скейвены. Пожалуй, эти порождения Варп-камня заслужили звания самой порочной расы-племени. Предательство, возведённое в культ, отсутствие всякого понятия о героизме и подвиге, регулярное использование биологического оружия, жестокое рабовладение, строящееся на плодовитости
    • В случаев скавенов не последнюю роль весьма низкая продолжительность жизни: 10 лет уже считается немалым сроком, доживший до 20+ Слик Шарпвит именуется "рухлядью" или "старикашкой", редчайшие исключения вроде Лордов Разложения (скавенская верхушка, состоящая в Совете Тринадцати и живущая 200+ лет) только подтверждают правило. Когда правило "умри ты сегодня, а я завтра" работает абсолютно буквально, то заниматься рефлексией и прочей шлифовкой-доводкой всяческих концепций или изобретений решительно некогда. Недаром тот же Слик (повидавший за свой крайне долгий скавенский век немало всякого) всерьёз считает долгоживущих дварфов наделёнными теми качествами, которых скавенам не хватает для доминации над миром.
  • «Космическая» версия — а здесь порочны вообще все расы, кроме, пожалуй, тау (хотя даже эти, если остаются надолго без опеки своих эфирных, начинают портиться). Даже эльдары, хоть и небезуспешно пытаются со своей порочной природой бороться. Ну, или не пытаются.
    • А ещё есть эльдары тёмные, которые пробивают педалью пол.

Реальная жизнь[править]

  • Пока не обнаружены, хотя искали долго, тщательно и со всем усердием, на протяжении всей человеческой истории. Но настоящих энтузиастов это не останавливает до сих пор.