Порча

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Corruption. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Нужно построить зиккурат…
« Эту ж землю не вспахать будет, её теперь только в мартен! »
— «28 панфиловцев», фраза одного из красноармейцев во время артобстрела

Нет, это не про дебаффы, которые импозантные дамы сулят наложить по выгодной цене в газете «Мир непознанного». Дело в том, что злые личности и безличностное зло не ограничиваются воздействием на наши души, а ещё и норовят испоганить ландшафт вокруг себя. Деревья вянут, трава чахнет, на земле проступает слизь, милые зверушки спешно наращивают шипы и глаза в самых неожиданных местах…

Троп может использоваться и в (около)научной фантастике: в виде терраморфинга недоброй расы или биологического воздействия каких-нибудь ксеносов. Иногда порча получается не от недостатка, а от избытка жизни, в её диком и необузданном варианте.

Обычно порча распространяется через особые здания, силами колдунов/учёных, но иногда и сама (точнее, не сама, а оттого, что кто-то недобрый, но обычный совершил на данной территории много недобрых, но обычных дел). Явление хорошо встраивается в игровую механику, если нужно дать какой-либо дарксайдовой расе одновременно сложность и бонус в виде «особой земли», которая одна и подходит для строительства зиккуратов.

Характерные признаки[править]

  • Окрашивание всего в чёрно-красный, фиолетовый или зелёный.
  • Падение плодородности: на испорченной земле ничего не растёт.
  • Обратная плодородность: нет, что-то да растёт, но сплошь крапива, борщевик, колючие кусты и прочая агрессивная флора.
  • Мутации: как вариант, растительный и животный мир на испорченной территории могут мутировать.
  • Кладбище домашних животных: в испорченной земле не лежится спокойно мёртвым. Они встают, и встают всегда не такими.
  • Астральная фауна: испорченная территория становится магнитом для всякой невидимой летучей хрени типа призраков, полтергейстов, мелких демонов и чего похуже. Зашедшего на испорченную землю гостя они то позовут шёпотом из темноты, то взглядом напугают, то стуком или грюком, то просто будут создавать не покидающее ощущение, что он здесь не один.
  • Бонусы коренным жителям тёмной стороны Силы. Стоя на порченой земле, они усиливаются, лечатся, быстрее соображают, здания становятся крепче, ну и так далее.

Земля, серьёзно пострадавшая от сабжа, часто становится Мордором или мёртвыми землями. Если осквернение удалось затормозить, но для очищения маны не хватило, то может получиться вечная осень.

Связанный троп — Зло уродует (когда портится внешность самого злодея).

Примеры[править]

Литература[править]

  • Говард Лавкрафт, «Цвет из иных миров». Из-за космической аномалии, занесённой метеоритом, земельный участок бедняги-протагониста гниёт заживо, включая смерть урожая, падёж скота, безумие и смерть родственников.
  • «Песнь Льда и Огня» — в роли порчи здесь дикий холод, распространяемый Иными.
    • Замок Харренхолл и его окрестности сошли бы за проявление тропа, но всё проще: их выжгли драконами. Однако слава у этого места вполне мистическая.
    • А ещё есть непригодная для жизни Валирия.
    • А уж во что превратился Асшай! А всё из-за противоестественного колдовства его обитателей.
  • Dragonlance. Древний маг Фистандантилус, судя по всему, любил баловаться с темной энергией, и потому в его долговременном присутствии всему живому ощутимо так плохело, да и магические книжки сохранили характер хозяина. Схватите такую, не имея должной магической силы и защиты — без рук останетесь.
    • В Войнах Копья участь замка Харренхолл постигла многие населённые и не очень населённые пункты Кринна… и да, слава у них ни к чёрту.
  • «Семь зверей Райлега» Ника Перумова. Гниль.
  • Михаил Кривич «Порядок в зоне» — юмористический взгляд на порчу. Ветеран внутренних органов осуществил свою мечту: иметь дачный участок. Вот только в кооперативе все земли получше достались писателям-деревенщикам, а протагонисту выделили что-то совсем уж несуразное (не иначе как диссиденты постарались). Помидоры на участке расти не желают, но однажды протагонист цепляется ногой за кусок колючей проволоки… Каковой дефицит он точно не ронял и не оставлял валяться под открытым небом.
  • Роджер Желязны «Хроники Амбера» (со второй книги и где-то так до пятой) — проклятие принца Амбера открыло Хаосу возможность подобраться почти к самому Амберу. Выглядит это как чёрная дорога, присутствующая во всех мирах — чем дальше от Амбера, тем шире.
  • Джим Батчер, «Кодекс Алеры» — кроуч/Покров. Зеленоватое, слабо светящееся покрытие, напоминающее воск, в которое ворд преобразует всю местную растительность. Служит для существ ворда одновременно сигнализацией, транспортной системой и источником пищи. Может медленно разрастаться сам (судя по всему, способен к фотосинтезу) или распространяется «восковыми пауками». Как ни странно, приносит и пользу — вполне годится в пищу людям. Несмотря на омерзительный вкус, особо выбирать не приходится: после Войны с Вордом кроучем покрыты огромные пространства, где ничто другое уже не растёт.
  • Джозеф Пейн Бреннан, «Кэнэвэн и его задний двор». Букинист, поселившийся в старом доме, всё чаще и чаще вглядывается в свой задний двор, заросший высоченными сорняками. Однажды он уходит туда и превращается в кровожадного безумца. Оказывается, триста лет назад на этом месте казнили ведьму…
  • Роберт Джордан, «Колесо Времени» — земли, подвергшиеся влиянию Тёмного.
  • «Хроники Странного Королевства» Панкеевой. Подобное существует (но как правило не практикуется), в религии Шархи. Александра Рельмо - разозлившись на школьную соперницу - нашла в сети шарлатанское подобие ритуала порчи и использовала. То, что в устах обычной 12-ти летней девчонки не имело бы значения, в устах дочери Семьи могущественных магов Рельмо обрело вес и силу. По сопернице и её семье ударило с чудовищной силой, сама девочка чуть не умерла, а горе-ведьмочка вспомнила что в родной вере есть такая забавная фигня - откат называется. И не из тех, что приятно банковский счёт отяжеляют. Боги дают каждому в меру, а взбешенная девчонка нажелала сопернице много больше того чем та заслуживала. С неё удалось снять эффект лишнего, несоразмерного, а вся сила излишка откатила обратно к дуре-заклинательнице. К счастью, боги обошлись малой кровью - она всего-лишь прекратила рости, оставаясь маленькой девушкой даже в 16 лет. Боги решили подождать пока повзрослеет внутренне, а там пускай и тело нагонит. А сколько у неё уйдёт времени чтобы поумнеть, то её дело.

Мультфильмы[править]

  • «Долина папоротников» — в мультике с открыто гринписовским посылом порчу распространяет древний дух Хексус, слившийся с маслами и дымом гигантского бульдозера. Растения мигом чахнут, животные в ужасе бегут… ну хоть не мутируют!
  • «Моана» — на родном острове героини происходит что-то такое, с гибелью рыбы и кокосовых пальм, а также жуткой чернотой, ползущей в укромном уголке по берегу.

Мультсериалы[править]

  • «Пираты Тёмной воды». Редкий случай — порча распространяется в водной среде.
  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — в одной из серий второго сезона американские учёные открыли портал в другое измерение и отправили туда беспилотный зонд, а в ответ с той стороны пришли энергетические гуманоиды, тут же начавшие преобразовывать Землю в свою среду обитания, чуждую людям.

Комиксы[править]

  • Marvel: пример «антипорчи». Адам Уорлок распространяет необузданную жизнь, которая заполоняет мир биомассой.

Манга и аниме[править]

  • «Принцесса Мононоке». Порчу на лес, чтобы найти свою отстреленную голову, навёл Дух Леса. Он же её и снял, и даже исцелил прокажённых, когда голову вернули.
  • «Навсикая из Долины Ветров» — почти полностью об этом. Насквозь ядовитый грибной лес с гигантскими агрессивными насекомыми на самом деле впитывает антропогенную отраву из почвы и воды в неатомном постапокалипсисе.
  • «Pokemon», третья полнометражка. Причудливый вид сабжа. Покемоны Entei и Unown создают кристаллические структуры, заражающие пространство, на основе психической энергии маленькой девочки.
  • «М3: Чёрная сталь / M3: Sono Kuroki Hagane». Именно этот сериал, а не аналогичный по переводу «Kuromukuro». «Тёмная земля» — Чума, что медленно расползается во всех направлениях. Люди, что попадают на её территорию, погибают и пополняют ряды противника — ассимилируются кристалоподобным металлом и становятся «Перерождёнными». С прикрученным фитильком… (дальше продолжать бессмысленно, ибо получится ГИГАНТСКИЙ такой спойлер)
  • «Shinsekai Yori». Превращение в демона кармы — локальный источник порчи, одна из двух возможных угроз для носителя сверхсил, от которых не может защитить связка генетики и гипноза. Больной сохранят адекватность восприятия, но сила начинает жить своей жизнью, постепенно превращая окружающее пространство и его обитателей в порождение сюрреализма.
  • Fairy Tail — проклятие Анскелама.

Видеоигры[править]

  • Текстовая РПГ «Corruption of Champions» — о путешествии воина в другой мир, захваченный демонами. Более тщательное исследование мира показывает, что демоны — извращенцы, и влияние на мир оказывают вполне соответствующее:
    • При поражении в бою протагониста не убивают, а задорно насилуют.
    • Отдельная группа навыков посвящена доведению врагов до небоеспособности путём развращения и совращения.
    • Сам протагонист при нарушении ТБ (если пить и жрать что попало, совершать плохие поступки) постепенно пропитывается влиянием демонов. При достаточном накоплении порчи протагонист тоже начинает насиловать всё, что смог запинать.
    • Протагонист может зачать или родить огромный список организмов.
    • Порчей Озера занимается Демоническая Фабрика. Можно как на время отключить её, сломав управление, таким образом приостановив порчу Озера, так и уничтожить Фабрику навсегда. Однако взрыв Фабрики приводит к сбросу всех реагентов и т. п. в Озеро, в результате чего Озеро будет окончательно осквернено.
  • WarCraft III — порча Нежити. Кодификатор. Фракция может строить здания, а юниты регенерировать только на ней.
    • Искажение природы fel-энергиями. Собственно, так появился Felwood — Осквернённый лес.
    • В WoW всё Запределье в той или иной мере поражено силами Круговерти Пустоты. Они превращают местность в красную, фиолетовую и ядовито-зелёную, а растения/животных/орков/дренеев делают на порядок монструознее.
    • Есть ещё специфические эффекты от воздействия Древних Богов, типа прорастания щупалец и глазок прямо на земле.
    • Hearthstone — сет «Пробуждение древних богов», например.
  • Age of Wonders — в зоне действия тёмных магов распространяется порча, отчего симпатичные зелёные леса превращаются в унылые пепельные остовы, трава дохнет на корню, а горы становятся жуткими вулканами. Некоторые существа и герои с соответствующим перком разносят эту мерзость прямо по ходу движения. Некоторые твари фростлингов распространяют снег и лёд. А вот эльфы и светлые маги природу, напротив, оздоровляют.
  • (link)

    Крип
    StarCraft — аналогично третьему варику: слизь Зергов.
  • Diablo — поражённые демонами локации приобретают специфический инфернальный облик. На геймплее не отражено.
  • The Lord of the Rings: War of the Ring. Проходная стратегия по миру Арды. Мордорские войска изменяют почву по той же механике, что нежить и зерги.
  • «Аллоды Онлайн» — поражение Астралом превращает территории в психоделический пейзаж, а уж что делает с флорой и фауной…
    • А есть ещё Проказа — куда более жуткая и продвинутая форма астрального искажения, созданная безумным богом Сарном.
  • Prototype — поражённые вирусом участки города подпадают под троп.
  • Dragon Age — Скверна превращает те места, которые она поражает, в Мордороподобные мёртвые земли, мутирующие животные прилагаются.
  • Swordigo — местность, захваченная Коррупторами, искажается до неузнаваемости. А монстры, и без того не слишком дружелюбные, мутируют.
  • Royal Quest:
    • Проклятие, которым отступающие эльфы во время Трёхсторонней войны испортили жизнь победителям. Получился натуральный Мордор, к тому же населённый злобными дендроидами всех возможных фасонов, кавайными паучками и мухоморчиками в полтора человеческих роста. А потом туда пришёл владыка мёртвых Нгал со своей нежитью и добил уже подкошенную экологию на корню.
    • Ночные леса. Искажены присутствием тёмной и злой богини Морры и выглядят как стандартный готический Убервальд. Водятся здесь, что ожидаемо, вампиры и оборотни (правда, вампиров в кадре не покажут — они общаются с игроком только через дворецкого Рудольфа), а когда-то водились ещё и мраккультисты, молившиеся оной Морре.
    • Долина Ветров — издевательская отсылка к понятно какому аниме. Чудовищная техногенная помойка, результат деятельности Чёрных алхимиков. Захватывает также Инженерные острова и краешек Макдара.
    • Туманган — результат деятельности алхимиков простых, поэтому выглядит чуть получше. Вон и деревья растут (сухенькие), и грибочки (токсичные), и речка течёт (зелёная, светящаяся).
  • Darksiders II — в мире пробуждается Порча (Corruption). Цвет — отвратительно-жёлтый. И да… Это порождение злобы и ненависти самого старшего нефилима Абсолома, а вернее — его воплощение. От оной порчи вселенной чуть не приснились кранты и остановить обезумевшего братца смогла… то есть смог только, собственно, Смерть. И то с трудом.
  • Тиберий из Command & Conquer же ж!
  • Heroes of Might and Magic III — в аддоне появляется проклятая земля, на которой у всех армий падает боевой дух.
    • И ещё в оригинале третьей части была другая проклятая земля, не дававшая пользоваться магией.
    • В Heroes of Might and Magic IV она тоже есть, но это сущее издевательство, ибо никаких особых эффектов не приносит. Та же участь постигла другие специфические ландшафты. Судя по виду, каждый связан с одним из замков. Вероятно, имел место фичекат.
  • Disciples — в демонических землях почва выжженная, в андедских — мёртвая и тленная. И эти земли можно как увеличивать, так и уменьшать.
    • Тут всё же с прикрученным фитильком, потому как изменение ландшафта отражает зоны влияния фракций, но помимо визуальной составляющей и контроля над рудниками иных эффектов не даёт. Так, к примеру, у горных кланов земли покрываются снегом, что формально тоже большого бонуса плодородности давать не должно, однако же никаких проблем это в игре не вызывает.
  • Deadlands — порча повсюду сопровождает страх, которым питаются демоны Маниту. Чем больше запугано население, тем сильнее демоны, а значит, тем сильнее проявляется порча.
  • Total War: Warhammer — скавены, вампиры и хаоситы своими действиями распространяют скверну, которая даёт им бонусы и после определённого порога наносит небоевые потери другим расам. Помимо этого скверна подрывает общественный порядок, что ведёт к спавну враждебных армий бунтарей. К тому же, в случае скверны эти армии состоят из юнитов соответствующей расы вместо хозяйской и тоже распространяют скверну.
  • Серия Fallout — радиация, причём в ещё большей степени, чем в реальной жизни. От неё и тараканы вырастают размером с собаку, и люди превращаются в мутантов-псевдонежить, и даже небо становится жёлто-зелёным…
  • Mortal Kombat — знатно калечит поверженные миры император Шао Кан, превращая их в жуткую фиолетовую пустошь.
  • Dark Souls — выбирайте на свой вкус! Есть порча Бездны — она извращает саму человечность, превращая людей в монстров, высасывает солнечный свет и пятнает всё чёрно-синей смолистой слизью, а в запущенном случае разъедает саму землю, и заражённое королевство проваливается. Есть Пламя Хаоса — оно зальёт полкарты лавой, понавыращивает везде искорёженных корней, и по всей этой бане будут бродить каменные демоны. Ну и есть порча ядом, когда в локации ядовитое вообще всё и кругом милые зеленые туманы; тут уже постаралось само население, устроив из локации грандиозную свалку и выгребную яму в одном флаконе.
  • Wildstar — из палаты мер и весов: фиолетовое органическое-глазастое нечто, окутывающее землю и изменяющее формы жизни на местах.
  • Prince of Persia (2008) — земли, попавшие под влияние тёмного бога Ахримана, становятся тёмными, поглощёнными живой чёрной слизью. Подруга главного героя может магией жизни очищать земли и убирать порчу.
  • Terraria — Искажение и Багрянец же! А также, внезапно, Святые земли: там среди радужных деревьев летают феи и бегают единороги, но эти милые создания всё равно жаждут вашей крови и намного опаснее фауны обычных биомов.
  • SOMA — именно так выглядят заражённые структурным гелем участки станции.
  • Alice: Madness Returns, на некоторых уровнях, начиная от Владений Шляпника мерзкая чёрная жижа обжигает и отнимает жизненные силы у героини. Правда, в одной из текстовых локализаций Порчей названы противники вида ужасного, напоминающие шогготов, напяливших на себя для маскировки кукольные головки.
  • Ori and the Blind Forest и Ori and the Will of the Wisps — субверсия: то, что выглядит как порча, распространяется не специальной злой силой, а просто если с доброй что-то не так. Силы природы идут вразнос, а существа сходят с ума. По виду же больше всего похоже на традиционную порчу окаменение из Тихого Леса, ибо заразно.
  • Серия The Elder Scrolls — места, откуда в Нирн на постоянной основе прорываются силы Обливиона (например, через врата-порталы, как в четвёртой части, или тёмные якоря, как в TESO), помимо всего прочего переносят в эти земли часть своего родного измерения. Особенно хорошо сие заметно по небу, которое вокруг таких врат принимает неестественные оттенки.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — порчей зовётся содержимое Святого Грааля, осквернённое влиянием Ангра-Манью. Людей оно убивает и калечит. Героических Духов превращает в их искажённые «тёмные» версии.
    • Интересная деталь: Арчер, будучи антигероем, более устойчив к этому, чем Артурия, Геракл и остальные.

Настольные игры[править]

  • Magic: The Gathering — мир Зендикар в процессе пробуждения Эльдрази, а после него — особенно. Хотя и тыщи неисчислимые эдров, созданных для их сдерживания, тоже не сильно красят ландшафт и жизнь местных обитателей.
    • А Иннистрад так вообще давит педаль в асфальт — он вообще весь такой.
    • Фирексия и Новая Фирексия.
  • Warhammer 40,000 — там таких много. Провалившиеся в варп миры, например. Или тираниды и некроны с их привычкой собирать на планетах всё живое до последней клетки, оставляя пустой каменный шар. Или любая планета после Экстерминатуса (если её при этом не разнесло на куски).

Реальная жизнь[править]

  • Эпидемии чумы, холеры, оспы и т. п. С почвой ничего не делают, но когда люди все перемёрли, поселения и угодья приходят в упадок. Можно сказать, исторический кодификатор: порча в Варкрафте распространялась именно как Чума Плети.
  • Последствия ядерного взрыва. Nuff said.
    • И просто радиация. Хотя внешне зачастую и незаметна, пока вы не сляжете от лучевой болезни. Или пока не разродитесь потомством. Мутанты IRL — это не мисс Фансервис с телепатией и не зелёные поедатели пиццы, а на 99,9 % — нежизнеспособные уродцы или просто тяжело больные люди.
  • Любые территории после войны, даже без применения ОМП. Как пел Б. Окуджава, «здесь птицы не поют, деревья не растут».
  • Последствия добычи полезных ископаемых. Уничтожение плодородного слоя, разливы нефти, отвалы пустой породы, загрязнение рек рудничными водами — без кропотливой работы по рекультивации территория месторождений будет долгие десятилетия напоминать лунный пейзаж.
  • К вопросу о флоре: неконтролируемое распространение ядовитого борщевика Сосновского. Привезли с гор Кавказа как сельскохозяйственную культуру под руководством гуру земледелия Никиты Сергеича Трофима Денисовича Лысенко. А вышло что вышло.
    • Клён американский. Втюхан собственно американцами Советам как полезное дерево, а оказался бесполезным, зато быстро плодящимся и растущим. Для лесников — большая головная боль, да и возле полей с огородами тоже не к месту.
      • Добавлю о борщевиках и американских клёнах, что бороться с ними всё-таки можно. Борщевик чувствителен к изменениям погоды, поэтому его популяция не выдерживает резких её перемен (хотя семена долго могут дремать в земле). Кроме того, он вырастает высоким позже других летних трав, поэтому с ним можно достаточно легко справляться, просто заготавливая сено (проще говоря, косой скосить, пока он маленький, когда его сок не наносит вреда); но этот метод подходит только для мест, где живёт много людей. Американский клён легко пилится, а корни нетрудно выкорчевать, и хотя его ростков много, их нетрудно вырвать руками. Так что с этой "порчей" бороться можно. Проблема в том, что мало людей хотят этим заниматься.
  • Сращение государственных органов с криминальной сферой называется коррупцией (англ. corruption - порча, ржавение, разложение) неспроста!
  • Глубинные пожары и промышленное загрязнение могут превратить значительные участки земли в пустыри. Поэтому рядом с каждым нормальным заводом, карьером или шахтой специально устраивают огороженный пустырь, на который будут складывать отходы (мусорный полигон) и отстойники, отделённые от стока воды (в них отстаивают вредные вещества, выгребают для повторного использования, и после этого отстойник превращается во вполне приличный пруд; конечно, это происходит, только если владельцы предприятия думают о последствиях).
  • По итогам большей части списка выше, некоторые думают, что порчей является человечество в целом.

См. также[править]